Научная статья на тему 'Пространственная организация хозяйства'

Пространственная организация хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
528
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / ПРИНЦИПЫ / ОЦЕНКА / АНАЛИЗ / МЕТОДЫ РЕТРОСПЕКТИВНОГО / СТРУКТУРНОГО И СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА / АПРОБАЦИЯ МЕТОДИКИ / MANAGЕMЕNT / PROPЕRTY / ЕCONOMY / RЕGION / MONITORING / ЕFFICIЕNCY / SOCIAL AND ЕCONOMIC DЕVЕLOPMЕNT / WЕLFARЕ OF THЕ POPULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фролов Александр Викторович, Гербеева Людмила Юрьевна, Фролов Денис Викторович

В статье представлены комплексная методика оценки развития производственной инфраструктуры в регионе, включающая принципы, показатели, этапы оценки на основе методов ретроспективного, структурного сравнительного анализа, а также апробация этой методики на примере Оренбургской области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION OF TERRITORIAL DEVELOPMENT

The rational spatial organization of economy is necessary for effective management of economy of the region. However, the present is characterized by existence of a problem of the rational organization of economic space that is explained not by a readiness of uniform conceptual bases which will allow to integrate существующие provisions of the theory of economic space into logical system in which integrity and symmetry is inherent.

Текст научной работы на тему «Пространственная организация хозяйства»

УДК 332.1; 332.7

Фролов А.в., гербеева л.Ю., Фролов д.в.

Оренбургский государственный университет Е-mail: sakmara77@yandеx.ru

пространственная организация хозяйства

для эффективного управления экономикой региона необходима рациональная пространственная организация хозяйства. Однако, современность характеризуется наличием проблемы рациональной организации экономического пространства, что объясняется не разработанностью единых концептуальных основ, которые позволят интегрировать существующие положения теории экономического пространства в логическую систему, которой присуща целостность и стройность.

ключевые слова: управление, собственность, экономика, регион, мониторинг, эффективность, социально-экономическое развитие, благосостояние населения, кластер.

Пространственная организация хозяйства страны должна быть рациональной, что обеспечивается государством посредством исполнения таких задач, как самосохранение и устойчивое развитие данной организации [1]. В реализации этих задач в различной степени принимают участие все институты государства, так как их деятельность имеет привязку к определенной территории [13]. Современность характеризуется наличием проблемы рациональной организации экономического пространства, что объясняется не разработанностью единых концептуальных основ, которые позволят интегрировать существующие положения теории экономического пространства в логическую систему, которой присуща целостность и стройность [4]. Существующая парадигма территориального развития воплощает в себе приоритет физических факторов размещения, не в состоянии разъяснить нынешние пространственные процессы. Поэтому региональная экономика, одно из самых быстрореагирующих направлений экономической науки, заинтересовано в появлении новых научных идей и концепций, которые смогут раскрыть с учетом переменившейся действительности сущность происходящих процессов в пространственном аспекте, и смогут способствовать разработке инструментов новейшей политики региона [12].

Сопоставление теории и методологии региональной экономики связано с постиндустриальной парадигмой, которая присутствует во всех сторонах жизни региона, включая как экономические, так и социальные аспекты. Рост значения сетевых коммуникаций представляется значимой тенденцией формирования современного общества [4]. Сетевые ресурсы признаются новым источником возникновения

конкурентных преимуществ, которые по сущности меняют в целом составляющие компоненты системы факторов и структуру всего экономического пространства [6]. Формированию сетевой структуры территориального пространства, укрепления его целостности содействует внедрение кластерной формы организации бизнеса. Поэтому все больший акцент делается стратегиям развития кластера в региональной экономике [5].

Мировой опыт показывает как эффективность, так и неизбежную закономерность возникновения различных видов кластеров. В последние время, в большинстве стран организация кластеров стала важной составляющей политики государства в области территориального развития. Расширение сектора малых и средних предприятий под эгидой больших компаний, появление новых рабочих мест и, в конечном счете, как результат достижение роста инновационного потенциала отрасли и увеличение территориальной конкурентоспособности - являются целями данной стратегии. Социально-экономическая концепция стратегического долгосрочного развития России до 2020 г. обозначает необходимость выявления и стимулирования формирования зарождающихся территориально-производственных кластеров, что прописано главным направлением в создании общенациональной системы поддержки инновационного и технологического развития, предопределяющего выход Российской Федерации на международный рынок высокотехнологичной продукции [8]. Однако на современном этапе развития экономики отсутствуют единые выработанные механизмы по образованию, развитию и реализации кластеров. Для претворения в жизнь вектора

модернизации территориальной экономики на основе кластерных инициатив целесообразным является разработка обоснованных кластерных стратегий развития, включающих подробный механизм создания кластеров и государственного содействия их деятельности применительно к российским условиям [10], а также описывающие возможности принятия управленческих решений как внешних, так и внутренних. Главным в формировании стратегии развития кластеров в региональной экономике является разработка программы развития кластерной стратегии региона, которая, в соответствии с принципом многоуровневости, должна формироваться на национальном уровне и на уровне региона [4]. Исходя из этого, кластерная страте -гия развития экономики региона должна стать основной частью общей стратегии социально-экономического развития субъекта РФ.

Результаты исследования кластерных инициатив и деятельности уже созданных кластеров определяются стратегические альтернативы. Оптимальный набор стратегических альтернатив зависит от стадии жизненного цикла кластеров [5]. Для зарождающихся кластерных образований важным является поддержка их развития обеспечиваемая конструктивным диалогом между предполагаемыми участниками кластеров, привлечение инвестиций для развития самого кластера, экономическое стимулирование сетевого сотрудничества посредством науки, образования, маркетинга и сбыта [3]. В стадии развития необходима поддержка самого предпринимательства, увеличение возможного финансирования, применение новых технологий в кластере, обеспечение проведения общих исследований в сфере маркетинга и сбыта, проводимых на внешних рынках, развитие приграничного сотрудничества, проведение оплачиваемых совместных разработок нововведений для субъектов кластера. Успешно функционирующие кластеры нуждаются: в инвестиционных проектах и эффективно функционирующей финансовой инфраструктуры в регионе; в возможности заинтересовать иностранных инвесторов вложить свои средства в кластер; в расширении сотрудничества внутри территории, приграничного и внешнего рынка сбыта [2]. Кроме этого стратегические альтернативы зависят от уровня реализации кластерных инициатив.

Наилучшая стратегия для реализующихся кластеров будет отличаться от стратегии для потенциальных кластеров, инициативы по созданию которых, находятся еще на стадии обсуждения. Стратегическими альтернативами для потенциальных кластеров могут стать: признание кластеров, экономическо - правовое образование специалистов органов государственной региональной власти и топ-менеджеров самих предприятий, являющихся потенциальными участниками, организационное сплочение хозяйствующих субъектов в некоммерческую организацию, использование методов направленных на экономическое стимулирование кластеров и т. д. Для реально оформленных кластеров у которых уже оформлены договорные отношения по сотрудничеству, альтернативами являются [9]: создание общей кластерной инфраструктуры, привлечение иностранных инвестиций, исполнение программ сбыта на внешних рынках, реализация совместных научных исследований, разработок и др. Еще стратегические альтернативы зависят от целей и приоритетов в формировании кластерных связей и сотрудничества в кластере.

Стратегии кластерного развития могут быть сконцентрированы на следующих направлениях: расширении и углублении регионального рынка; привлечении внешних вкладчиков; совмещении этих двух направлений [13]. Формированию кластерной стратегии соответствуют следующие альтернативы признаваемые стратегическими:

- стратегия регионального кластера, которая преследует цель повысить конкурентоспособность территории посредством определения кластеров и формирования мер их реализации [1]. Интерес этой стратегии заключается в ее направленности на создание особых конкурентных преимуществ региона, которые сложно перенять, а можно только развить;

- стратегия интернациональных кластеров, предполагающая создание кластеров посредством привлечения иностранных инвесторов и внешних поставщиков [8]. Положительной стороной этой стратегии является то, что она содействует стремительному развитию региональной экономики. Слабой стороной является то, что международные кластеры представляют собой предмет для подражания и конкуренции

[10]. Необходимо помнить о наличии риска со стороны иностранных инвесторов, которые по заранее неопределенным причинам могут изъять свои инвестиционные ресурсы и уйти с рынка;

- смешанная стратегия, позволяющая объединить стратегию регионального кластерного развития и стратегию интернационального кластера. Смешанная стратегия, по существу является заманчивой и может повлиять на появление неопределенности и возникновению конкуренции между стратегиями, направленными на воздействие местных и иностранных предприятий [5].

Данная стратегия позволит более смело лавировать в рамках принятия решений как внешних, так и внутренних.

Оптимальный набор принимаемых и используемых альтернатив будет зависеть от имеющихся в распоряжении территориальных ресурсов и изначального потенциала самого кластера, а также от реализуемой политики региона [4]. Выбор стратегических кластерных альтернатив целесообразно осуществлять по следующим критериям: реализуемость, достижимость цели, ресурсообеспеченность, минимальный риск, период реализации стратегии [3]. Создание кластеров в региональной экономической системе формирует целый ряд преимуществ:

- достигает консенсус в рамках эффективного взаимодействия органов власти с бизнесом. Представители органов власти участвуют в координационном совете [13] и выступают равноправным партнером, влияя на принятие организационных и экономических решений в кластере;

- повышается эффективность деятельности предприятий малого бизнеса, что приводит к увеличению налогооблагаемой бызы и налоговых поступлений в бюджет региона, что так же сказывается и на положительном развитии социальной сферы территории;

- растет уровень общей экономической устойчивости предприятий, как внутри кластеров, так и за его пределами, что дает возможность субъектам малого и среднего бизнеса получить доступ к финансовым ресурсам, которые раньше им не были доступны [3].

Обычно, взаимодействия внутри кластеров отображают только основные позиции, требо-

вания, обеспечивающие системную целеориен-тированность отдельных компонентов. Таким образом, единый экономический кластер может быть представлен на стратегическом уровне управления [7]. На тактическом уровне больше внимания уделяется координации действий участников кластера, исключающая противоборство, согласованная деятельность, направленная на достижение стратегических результатов [2]. На оперативном уровне кластер рассматривается в виде совокупности отдельных субъектов хозяйствования, каждый из которых независимо выбирает решения и возможность их реализации из множества имеющихся. Существование технологических взаимосвязей между участниками кластера устанавливает необходимость применения для анализа, прогнозирования и управления модельных представлений определенного вида [3]. Методической основой подобного решения могут стать модели межотраслевого баланса. В рамках условий использования балансовых моделей отсутствуют специальные указания и ограничения по способам принятия решений. Отношения между собственниками участников кластера представленных отдельными хозяйствующими субъектами - выстраиваются на основании решений, принимаемых ими в терминах объемы поставок - цена [4]. Данные аллегории также находят свое отображение в балансовых моделях. Необходима адаптация моделей межотраслевого баланса к рассмотрению поведения кластеров экономике региона, которая должна состоять из последовательных действий [6]:

1. Следует создать определенную базовую - типичную модель экономики региона балансового типа.

2. Выявление отраслей, к которым принадлежат хозяйствующие субъекты, входящие в некоторый кластер.

3. Конкретизация вида применяемой модели посредством анализа требований, предъявляемых к ней условиями определенной поставленной задачи.

Имеющиеся в кластере хозяйствующие субъекты образуют между собой не только технологические связи. Общий орган управления дозволяет участникам перераспределять эффекты от осуществляемой ими деятельности, чтобы общий эффект по совокупности был больше

для них, чем отдельные эффекты, которые они могут получить действуя разрозненно. Действенным инструментом по достижению целей развития кластера выступает возможность осуществления регулирование цен на промежуточные продукты, которые позволяют определить технологические взаимосвязи предприятий являющихся участниками кластера [8]. Государственная политика по поддержке кластеров реализуется в четырех направлениях:

- посредством прямой бюджетной поддержки, через производимые разработки и внедрения технологий с инновационной составляющей, а также товаров с учетом необходимости;

- косвенное содействие через изменение налогового законодательства и применение административного регулирования для корректировки кластерных инициатив;

- поддержкой критически существенных для использования инноваций элементов хозяйственной инфраструктуры для стимулирования их развития;

- инвестициями в систему образования для получения эффекта от научных разработок и внедрения нововведений в экономику всех отраслей.

Экономический прогресс достигается не стремлениями отельными крупными, средними и малыми предприятиями, а деятельностью групп компаний, которые объединяются с учетом различного набора признаков, условий и предпосылок для достижения конкретного результата, в котором все они заинтересованы. Подобным объединениям присущи как вертикально, так и горизонтально и регионально ориентированные структуры [6]. Возрастающая потребность в таких объединениях объясняется тем, что необходимо внедрять инновационные технологии в управление [9]. Для реализации внедренческих инициатив требуются новые формы организации усилий хозяйствующими субъектами. В итоге они удачно осуществляются в такой форме организации, как кластер. Значимым признаком кластера, в отличие от других видов объединений признается допустимость относительной независимости участников объединения, отсутствие руководящих способов принятия решений, как административных, так и из других сфер управления [9]. Продукт, выдвинутый на рынок пред-

приятиями кластера, выступает объединяющей основой, и компании его производящие являются ядром кластера, от которого зависит его жизнеспособность. Кластер с целью реализации финансовых, инновационных, консалтинговых, научных, технологических, инжиниринговых и других составляющих включает обладающие необходимой спецификой организации, предприятия, компании и учреждения, которые выступают в качестве производителей и в качестве поставщиков необходимых товаров и услуг [2]. Целенаправленное функционирование участников кластера обращено на выпуск конечного продукта, наилучшим образом производимого именно этим кластером, что обеспечивается внутренним взаимодействием его участников с одной стороны и наличием единого логистического окна для обеспечения выхода во внешнюю среду [1]. В связи с этим, интересным становится применить портеровскую модель ромба как теоретической основы реализации кластерного подхода на уровне промышленной региональной политики, отражающей набор конкретных показателей, определяющих конкурентные преимущества социально-экономической системы региона [3]. К этим показателям относятся данные по: региональным ресурсам в целом, включающим человеческие, научные, природные и т. д., инфраструктуре и общему качеству жизни в регионе; динамике развития спроса в количественном выражении и т. д. В отношении отраслей, составляющих кластер, исследуются показатели позволяющие определить возможность применения стратегий для существующей структуры, выявить наличие конкуренции, цель, стратегию и организацию. Важным являются и переменные значения, влияющие на социально-экономическое положение региона: действие государственной политики и форс-мажорных обстоятельств [5]. Актуальность использования кластерного подхода на региональном уровне обусловлена необходимостью образования надежной кооперации между всеми участниками кластера, что оптимальным способом достигается на целой административной территории [2]. Важность усиления роли системы управления регионом при рыночном развитии экономики обосновывает потребность в инновационных методах, реализуемых кластерным подходом. В качестве системы, которая позволяет объеди-

нять схожие производства, кластер помогает реализовать такие механизмы как стандартизацию и внутреннюю специализацию, увеличивающие эффективный обмен инновационными идеями, специалистами и повышающими, в конечном счете, производительность труда [9]. Преимущества применения кластерного подхода при реализации процесса управления территорией заключаются в том, что кластеру свойственна способность содействия развитию конкуренции, обеспечении эффективного межотраслевого сотрудничества, максимальном содействии в распространении инновационных технологий, методик, информационного обмена. Концентрируя конкурирующие предприятия, объединения поставщиков, совокупность покупателей, кластеры помогают формированию специализированных крупных и средних производств, которые обеспечивают деятельность малых предприятий и создают определенную конфигурацию инновационной деятельности, представляемую кластерным продуктом [7]. Следующим эффектом от реализации кластеров является образование системы, распространяющей технологии, которая обладает явным преимуществом перед самопроизвольным распространением знаний и изобретений. Подобная система представляет собой источник образования информационного поля и появления устойчивой связи между самими экономическими агентами, объединенными в кластерную сеть, что позволяет обеспечить переход изобретений в инновации, а их, в свою очередь - в конкурентные преимущества. Это_предрешает необходимость тесного сотрудничества и оправдывает проводимую кооперацию между всеми участниками кластера, одновременно ставя их перед риском полной, либо частичной утраты своей независимости, как производственной, так и финансовой [4]. Результатом успешной реализации кластера становится участие региональной системы управления в процессе его инвестирования. Обычно, выделяют несколько главных свойств кластера, сочетания которых предопределяют выбор кластерной стратегии. При выработке стратегии планирования и управления регионом целесообразно определить его главные кластеры, а в случае невозможности отследить их эффективность - определить точки роста, которые могут послужить базой построения тех или иных

кластеров. Определение точек роста региона осуществляется в тех отраслях, которые являются в регионе системообразующими [3].

Правительства многих страна мира стремятся создать инновационные кластеры на территории своих государств, путем внесения соответствующих поправок в осуществляемую промышленно-инвестиционную деятельность и переключаясь от индивидуальной оптимизации деятельности предприятий и отраслей к политике образования условий для свободной конкуренции, развития взаимоотношений между участниками бизнес-процессов [56,244]. Организационная структура управления кластером предполагает обязательное наличие:

- выработанной системы целей и их четкое распределение между различными управленческими звеньями этой системы;

- совокупности подразделений и организация в них внутрисистемных связей направленных на их объединение;

- распределение функций и задач, прав и обязанностей внутри компании, которые выявят необходимое соотношение децентрализации и централизации.

Внутренними факторами развития кластера выступают управленческая стратегия, принимаемая участниками кластера [5], его масштаб и территориальная расположенность, технологический и производственный потенциал, структура управления и распределения задач. Управляемость кластера предполагает не воздействие директивной политики головной компании или группы компаний, составляющих ядро кластера, а наличие инфраструктуры, представленной различными организационно-правовыми формами, внедренческими, производственными либо торговой специализации, определяющей характеристику воспроизводственного компонента в единой технологической системе кластерного образования. Образование кластера, как любого объединения требует возникновение инициативы его участников, понимание ими целей и задач образуемого союза, наличие добровольности участия со стороны системы управления территорией [3]. Представители системы управления регионом заинтересованы в образовании кластеров для повышения эффективности экономики, привлечения в регион новых технологий, выравнива-

ния экспортно-импортного баланса территории. Главное, что дают кластеры - это возможность для бизнеса и для региона развиваться не по инерции. Стимулирование развития кластеров по силам любому региону. Для бизнеса кластер - это реальная

возможность обеспечить себе конкурентоспособность в будущем [4]. Однако важно понимать, что результаты могут быть только тогда, когда кластеры вписаны в более широкий контекст стратегий регионального развития.

17.12.2014

Список литературы:

1. Буреш О.В., Прядкина, Н.Н., Теоретические аспекты управления экономикой региона / О.В. Буреш, Н.Н. Прядкина // Вестник Оренбургского Государственного Университета.- 2011. -2 том. - №13 (132). - С. 99-104.

2. Буреш О.В., Исхакова А.Ф., Государственное управление экономикой региона / О.В. Буреш, А.Ф. Исхакова // Российское предпринимательство. - 2012. №24. - С. 222-228.

3. Буреш О.В., Гербеева Л.Ю., Бекбергенева Д.Е., Управленческие аспекты трансформации отношений собственности в период рыночных преобразований / О.В. Буреш, Л.Ю. Гербеева, Д.Е. Бекбергенева // Экономические науки. 2010. №63. С. 232-236.

4. Гербеева, Л.Ю., Коротченко, Ю.И., Роль института собственности в национальной экономике / Гербеева Л.Ю., Коротченко Ю.И. // Вестник Оренбургского государственного университета.- 2012. №13. С. 79-83.

5. Gеrbееvа L.yu., Когс^Лепко Уи.1., Ейейгее аррНсайоп ой^юпа1 ргорейу / L.yu., Gеrbееvа, УиЛ.Когс^Лепко // Есопот^, оrgаnizаtiоn аndmаnаgеmеnt оГ еntеrрrisеs, industriеs аnd соmрlехеsinmаrkеt соnditiоns: i^^ds, mесhаnisms, te^s аndtесhnоlоgiеs Ed. B.I. Bоуаrintsеv. Kirav, 2013. С. 117-122.

6. Гербеева Л.Ю., Коротченко Ю.И. Система мониторинга управления собственностью региона. Вестник Оренбургского государственного университета, 2014. - №4 (165). - С. 82-87

7. Гербеева Л.Ю. Управление региональным хозяйством административно-территориальных образований. Экономика и предпринимательство, 2013. - № 12-1 (41). - С. 423-425.

8. Буреш О.В., Гербеева Л.Ю. Развитие земельного менеджмента в контексте управления трансформацией отношений собственности на землю. Вестник Оренбургского государственного университета. - 2008. - № 81 - С. 80-87

9. Гербеева Л.Ю. Методология развития, функционирования и управления земельно-имущественным комплексом региона. Вестник Оренбургского государственного университета. - 2010. - № 13 - С. 12-18

10. Гербеева Л.Ю. Теоретико-методологические основы совершенствования управления экономикой региона на базе трансформации отношений собственности. Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - № 13(132) - С. 129-132

11. Гербеева Л.Ю. Мониторинг региональной собственности основа управления экономикой территории. Экономические науки. 2012. - № 11 (96). - С. 63-65.

12. Гербеева Л.Ю. Концептуальные основы управления регионом. Вестник экономической интеграции. - 2013. - № 11 (68). -С. 104-109.

13. Гербеева Л.Ю. Собственность региона как основа развития экономики территории. Вестник Оренбургского государственного университета, 2014. - №8 (169). - С. 75-78.

Сведения об авторах:

Фролов Александр Викторович, доцент кафедры региональной экономики Оренбургского государственного университета, кандидат экономических наук

Гербеева Людмила Юрьевна, заведующий кафедрой управления бизнесом Оренбургского государственного университета, кандидат экономических наук, доцент

Фролов Денис Викторович, доцент кафедры управления бизнесом Оренбургского государственного университета, кандидат экономических наук

460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 6303, тел. (3532) 207224

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.