Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки № 6-1(185) 2013
УДК 332.1
В. А. Сталоверова
СИСТЕМА МОНИТОРИНГА, ОЦЕНКИ И УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНОВ РОССИИ
V.A. Staloverova
SYSTEM OF MONITORING, EVALUATION AND MANAGEMENT OF RUSSIAN REGIONS INNOVATIVE DEVELOPMENT
Проанализирован зарубежный и российский опыт измерения инновационной активности регионов, предложена система мониторинга инновационного потенциала, включающая анализ федеральной и региональной статистики, направленной на повышение эффективности управленческих решений и развитие инновационного потенциала субъектов Российской Федерации.
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ РОССИИ. РЕЙТИНГИ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ. КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА. ИЗМЕРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ. ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ.
Article provides the analysis of the foreign and Russian experience of the regions innovative activity measuring, innovation potential monitoring system, including analysis of the national and regional statistics aimed on the improving of the management decisions effectiveness and development of the innovation potential of the Russian Federation subjects.
INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN REGIONS. THE RATINGS OF INNOVATIVE ACTIVITY. COMPREHENSIVE MONITORING. INNOVATION PROCESSES MEASURING. INNOVATIVE POTENTIAL.
В последние годы вопросы активизации инновационного развития регионов России вынесены на самый высокий политический уровень и находятся под постоянным контролем руководства страны. Непрерывное развитие экономической системы определяет потребность в постоянном совершенствовании подходов к управлению инновационным развитием регионов.
Однако большинство регионов сталкиваются с трудностями при выполнении своих стратегий инновационного развития. Объективность наших представлений об инновационной карте региона и страны в целом зависит от грамотного определения объекта, выбора критериев и обоснования параметров оценки региональных инновационных систем.
Значительная дифференциация объектов и, как следствие, индикаторов оценки, объясняется различной постановкой задач — для чего мы оцениваем инновационное развитие регионов. В этой ситуации формирование федеральных приоритетов в инновационной сфере, выбор территорий для размещения
элементов инфраструктурной поддержки, распределение финансов, осуществляются в условиях ограниченной и не всегда объективной информации. Это связано, во-первых, с несовершенством системы федеральной статистики, которая не в полной мере отражает и описывает результаты инновационной деятельности в регионах. Во-вторых, проблемы есть и в самой системе показателей: список вопросов, по которым опрашиваются предприятия, и список индикаторов, использующихся для оценки, требует доработки. Кроме того, не все предприятия попадают в обследование. Для оценки усилий региональных властей по стимулированию инновационной деятельности необходим регулярный мониторинг инновационного развития регионов России. Данный инструмент позволил бы на качественном уровне осуществлять сравнение результатов инновационной политики и реализовывать федеральные механизмы в направлении развития региональных инноваций.
В международной практике накоплен значительный опыт по мониторингу индика-
торов инновационного развития стран и регионов. Большое внимание к этому вопросу связано, прежде всего, с тем, что уровень инновационного развития территории определяет конкурентоспособность ее экономики.
Зарубежными и российскими учеными активно используются рейтинговые методики оценки развития инновационных систем. Наиболее известными международными рейтингами инновационного развития стран являются «The European Innovation Scoreboard» (Европейское инновационное обследование), «The International Innovation Index» (Международный индекс инновационности), «The Global Competitiveness Index» (Международный индекс конкурентоспособности), «The Global Innovation Index» (Международный инновационный индекс), OECD «Regions and Innovation Policy» (Обзор Организации экономического сотрудничества и развития «Регионы и инновационная политика»). На уровне регионов мониторинг инновационного развития в Европейском союзе осуществляется по Regional Innovation Scoreboard (Инновационное обследование регионов), в США — по Portfolio innovation index (Сводный индекс инновационного развития).
Структура инновационного обследования стран и регионов остается общей. Оценка инновационного развития территорий включает в себя три блока показателей: факторы инновационного развития, деятельность фирм, результаты инновационной деятельности. В результате проведения оценки инновационного развития регионов в ЕС выделяется пять типов инновационных территорий: сильные, среднесильные, средние, средне-слабые инноваторы. Система измерения США немного отличается от европейской системы измерения инновационного развития территорий. Сводный индекс инновационного развития американских регионов состоит из четырех блоков, каждому из которых присвоены различные весовые коэффициенты: человеческий капитал (30 %), экономическая динамика (30 %), производительность и занятость (30 %), благосостояние (10 %). В каждый блок входит 5—7 показателей, отражающих его содержание [1].
Российскими консалтинговыми компаниями, государственными органами и некоммерческими организациями также накоп-
лен определенный опыт построения рейтингов регионов, учитывающих инновационный климат субъектов Российской Федерации. Далее представим наиболее распространенные и признанные рейтинги.
Рейтинг инноваций от «Эксперт РА». Материалы, представленные в рейтинге, посвящены активности участия в инновационных процессах четырех фигурантов: государственной власти, крупного частного бизнеса, крупных госкомпаний или компаний, контролируемых государством через акционерный капитал, а также инновационных предпринимателей.
Рейтинг инновационной активности регионов Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ). Рассматриваемые в рамках рейтинга инновационной активности регионов критерии, разделены на три основные группы, соответствующие основным сегментам инновационного развития — среда для развития инноваций, правовая среда, производство и использование инноваций.
Рейтинг Фонда «Петербургская политика». Рейтинг состоит из двух блоков. Первый — iРейтинг представляет информацию об инновационной десятке российских регионов, десятке ключевых событий в сфере инноваций, рейтинг антисобытий в сфере инноваций, десять самых ярких высказываний по теме инновационной политики. Второй блок — Аренды содержит сведения о государственной политике в сфере инновационного развития, деятельности институтов развития, инновационной активности регионов, тенденциях в сфере науки и инновационного бизнеса, социальных трендах.
Рейтинг регионов России по качеству инновационной среды 51ШЕХ. Рассматривает ти-пологизацию (иннотипы) регионов России:
— иннотип «камень» — деструктивная инновационная среда, крайне низкий уровень готовности к инновациям;
— иннотип «глина» — конструктивная инновационная среда, обладает низким уровнем готовности к инновациям;
— иннотип «песок» — благоприятная инновационная среда, обладает средним уровнем готовности к инновациям;
— иннотип «почва» — продуктивная инновационная среда, высокий уровень готовности к инновациям [2].
Рейтинги инновационной активности определяют регионы, демонстрирующие лучшие показатели в области стимулирования развития науки и инновационной сферы. Рейтин-гирование не предназначено для выработки на их основе стратегий развития отдельных субъектов, а лишь дает некоторое представление о сравнительной эффективности оцениваемых объектов, но не о степени достижения целей развития региональной инновационной системы. Рекомендации, разработанные на основе анализа рейтингов, носят общий характер, а набор показателей не отражает свой реальный вклад в результативность инновационного развития территории.
В Санкт-Петербурге, как и в большинстве регионов России, происходит постепенный отказ от системы рейтинговых оценок региональных инновационных систем. Появление региона на верхних строчках того или иного рейтинга создает скорее имиджевый эффект для победителя и является стимулом для развития других регионов. Главное на сегодняшний день, в соответствии с мировой практикой, — оценить потенциал региона в создании и коммерциализации инноваций, а также насколько оказываемые меры поддержки со стороны региональных властей обеспечивают развитие инновационной деятельности региона. Целесообразно в систему показателей, отражающих уровень инновационной активности субъектов Российской Федерации включить показатели, характеризующие усилия региональных властей по созданию на своей территории условий для развития инновационной деятельности.
В декабре 2011 г. распоряжением Правительства РФ утверждена Стратегия инновационного развития до 2020 года. В рамках стратегии впервые предложено установить связь достижений региона в реализации инновационной политики с преференциями по использованию федерального финансово-экономического инструментария для наиболее инновационно-успешных регионов, т. е. за счет средств федерального бюджета будет осуществляться дополнительная финансовая поддержка регионов, активно содействующих развитию инновационного сектора экономики.
Опираясь на методику зарубежных исследований, а также учитывая накопленный позитивный опыт в российских работах для объективного определения инновационно-
активных субъектов на основании предложений и материалов, представленных членами Ассоциации инновационных регионов России совместно с Министерством экономического развития РФ в июле 2011 г. разработан перечень критериев оценки инновационной активности регионов. Согласно разработанным предложениям предполагалось, что раз в два года будет отбираться пять регионов, получивших наивысшие баллы по данной методике. Регионы- «победители» не будут участвовать при следующем отборе через два года. Сама методика предполагает предварительный квалификационный отбор, использование количественной оценки и экспертного уточнения результатов такой количественной оценки, позволяющего учесть особенности вычисления показателей для разного типа регионов, компенсировать несовершенство статистики, а также снизить возможное искусственное «улучшение» индикаторов региональными органами власти. Состав индикаторов необходимо периодически дополнять и/или изменять с учетом инициатив государства в области инновационной политики.
Следующей инициативной Ассоциации стало создание Национальной инновационной обсерватории, которая займется сбором и анализом данных об инновационной деятельности в субъектах РФ, выработкой оптимального для целей управления региональным развитием набора индикаторов инновационной деятельности и оказанием регионам помощи в разработке инновационных программ.
Главной причиной возникновения подобных проектов является несовершенство системы государственной статистики, которая в большей степени ориентирована на федеральные потребности и не в полной мере отражает результаты инновационной деятельности в регионах. Это приводит к получению искаженных данных об объемах произведенной инновационной продукции и осуществленных расходах на инновационную деятельность.
Основными проблемами являются:
— слабая заинтересованность предприятий в заполнении форм статистической отчетности по инновациям и не всегда понимание ими вопросов анкеты;
— качество получаемой от организаций исходной статистической информации низкое,
что вызывает недоверие к агрегированным показателям инновационного развития регионов и не позволяет пользоваться этими данными для целей управления;
— данные о числе инновационных организаций являются предпосылкой инновационного развития региона, но ничего не говорят об интенсивности данного развития;
— в информации по показателю инновационная продукция (под инновационной продукцией понимаются вновь внедренные или подвергшиеся значительным технологическим изменениям в течение последних трех лет товары, работы, услуги) не учитывается инновационная продукция, которая может подвергаться только усовершенствованиям (строка 304 Формы 4-инновация не принимается в расчет);
— инновационная активность целого ряда отраслей и субъектов хозяйственной деятельности не охватывается статистическим анализом и поэтому не может быть учтена и проанализирована. Согласно форме статистической отчетности 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации» отчетную документацию в территориальный орган Росстата сдают юридические лица, кроме субъектов малого предпринимательства, осуществляющие следующие виды экономической деятельности: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; связь, деятельность с использованием вычислительной техники и информационных технологий; предоставление прочих видов услуг. Согласно форме статистической отчетности 2-МП инновация «Сведения о технологических инновациях малого предприятия» отчетности подлежит деятельность юридических лиц — малых предприятий (кроме микропредприятий), осуществляющих экономическую деятельность в сферах добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды.
Основные цели использования методики, учитывающей инновационную активность всех участников и процессов инновационного развития региона, следующие:
— оценка проводимой в регионе политики по стимулированию инновационной деятельности;
— определение группы регионов-лидеров по уровню инновационного развития;
— анализ факторов успеха отдельных регионов в высокотехнологичной сфере и распространение лучшей практики;
— использование результатов оценки инновационного развития субъектов РФ при распределении субсидий и дотаций из федерального бюджета;
— создание электронной платформы в сети Интернет, аккумулирующей показатели оценки инновационной системы регионов.
Среди основных способов улучшения статистической отчетности предприятий по инновационной деятельности можно выделить следующие.
Во-первых, необходимо создание стимулов для корректной отчетности предприятий по инновациям. Практика показывает, что региональные органы власти могут достаточно эффективно влиять на качество заполнения предприятиями форм статистической отчетности, поэтому необходимо повышение заинтересованности руководства регионов в проведении подобной работы и получении обратного эффекта.
В качестве инструмента воздействия можно использовать рейтинг инновационного развития регионов. Однако необходимо будет учитывать данные рейтинга при распределении бюджетных средств на развитие регионов с наиболее высоким уровнем ин-новационности согласно Стратегии «Инновационная Россия — 2020». Другим рычагом может стать разработка системы показателей оценки эффективности работы региональных руководителей с перспективой превращения данных инструментов в финансовые по мере совершенствования статистики инноваций.
Во-вторых, необходима просветительская работа по вопросам правильного понимания сущности термина «инновации» и того, что под ним скрывается в обыденной практике. Для решения данной задачи правильной будет организация обучающих семинаров для сотрудников региональных предприятий. Ответственными за организацию семинаров могут выступать такие органы исполнительной власти, как комитеты /департаменты, отвечающие за промышленную политику, науку и инновации или подведомственные органи-
^Жаучно-техниче£кие^едом2£ти^ПбГП|У.Экономиче£кие^ауки^№^—1(185—013
зации, ведущие работу по этим же направлениям. Хорошей инициативой может стать создание сайта с возможностью интерактивного заполнения форм статистической отчетности по инновационной деятельности и размещения на нем информационных материалов и объявлений о важнейших событиях в инновационной сфере.
В-третьих, следует рассмотреть возможность совершенствования методологической основы и структуры вопросов в формах статистического наблюдения научной и инновационной деятельности.
Существует вероятность того, что целевые ориентиры стратегий инновационного развития и других программных документов могут быть достигнуты исключительно за счет повышения точности статистической отчетности предприятий по инновациям при отсутствии качественных изменений в инновационной сфере. В этой связи оптимальным вариантом для анализа инновационного развития региона является сочетание данных федеральной статистики с данными региональной статистики, наличием конку-
рентоспособных инновационных проектов и институциональной среды, характеризующей специфику инновационных процессов региона и благоприятной для их реализации.
Такое сочетание целесообразно обеспечить, по крайней мере, на уровне регионов, позиционирующих себя лидерами инновационного развития России [3]. Планируется, что разрабатываемая система мониторинга позволит федеральному правительству, институтам развития, руководству самих регионов создать комплексное видение о состоянии инновационного развития субъектов РФ, будет способствовать модернизации региональной экономики. Создавая высокотехнологичные производства и увеличивая долю их продукции в общем объеме отгруженных в регионе товаров, работ и услуг, создаваемая система оценки, в конечном счете, повлияет на рациональное распределение финансового инструментария для повышения эффективности управленческих решений при вложении в инфраструктуру и инновации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бортник, И.М. Система оценки и мониторинга инновационного развития регионов России [Текст] / И.М. Бортник // Инновации. 2012. № 9(167). С. 50.
2. Сталоверова, В.А. Рейтингирование как метод оценки инновационной активности региона [Текст] / В.А. Сталоверова // Экономика, экология и общество России в 21-м столетии : сб. науч. тр. по итогам 14-й Междунар. науч.-практ. конф. СПб.: Изд-во СПбГПУ. 179 с.
3. Спицын, В.В. Оценка результативности развития инновационных регионов России [Текст]/ В.В. Спицын, Е.А. Монастырский // Инновации. 2013. № 2(172). С. 53.
4. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124/ (дата обращения: 30.03.2013).
5. Статистика инноваций. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/ new_site/business/nauka/minnov.htm/ (дата обращения: 27.03.2013).
6. Единая межведомственная информационно-статистическая система [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://www.fedstat.ru/indicators/ form/view.do?id= 10180/ (дата обращения: 27.03.2013)
7. Гусев, А. Б. Формирование рейтингов инновационного развития регионов России и выработка рекомендаций по стимулированию инновационной активности субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://www.kapital-rus.ru/articles/article/2574 (дата обращения: 06.04.2013).
8. Киселев, В.Н. Сравнительный анализ инновационной активности субъектов Российской Федерации / В.Н. Киселев // Инновации. 2010. № 4 (138).
9. Пушкаренко, А.Б. Методика оценки функционирования региональной инновационной системы [Текст] / А.Б. Пушкаренко, К.А. Трифонова // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 7.
10. Казанцев, А.К. Региональные научно-технологические комплексы России: индикаторы оценки и методика сравнительного анализа [Текст] / А.К. Казанцев, С.Н. Леора, И.А. Никитина // Информационно-аналитический бюллетень ЦИСН. 2009. № 1.
REFERENCES
1. Bortnik I.M. Sistema otsenki i monitoringa innovatsionnogo razvitiia regionov Rossii. Innovatsii. 2012. № 9(167). S. 50. (rus)
2. Staloverova V.A. Reitingirovanie kak metod otsenki innovatsionnoi aktivnosti regiona. Ekonomika, ekologiia i obshchestvo Rossii v 21-m stoletii : Sbornik nauchnykh trudov po itogam 14-i Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii . SPb.: Izd-vo SPbGPU. 179 s. (rus)
3. Spitsyn V.V, Monastyrskii, E.A. Otsenka rezul'tativnosti razvitiia innovatsionnykh regionov Rossii. Innovatsii. 2013. № 2(172). S. 53. (rus)
4. Strategiia innovatsionnogo razvitiia Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 g. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/700061 24/ (data obrashcheniia: 30.03.2013). (rus)
5. Statistika innovatsii. URL: http:// www.gks.ru/free_doc/new_site/business/nauka/minno v.htm/ (data obrashcheniia: 27.03.2013). (rus)
6. Edinaia mezhvedomstvennaia informatsionno-
statisticheskaia sistema. URL: http://www.fedstat.ru/ indicators/form/view.do?id=10180/ (data obrashcheniia: 27.03.2013). (rus)
7. Gusev A.B. Formirovanie reitingov innovatsionnogo razvitiia regionov Rossii i vyrabotka rekomendatsii po stimulirovaniiu innovatsionnoi aktivnosti sub"ektov Rossiiskoi Federatsii. URL: http://www.kapital-rus.ru/articles/article/2574 (data obrashcheniia: 06.04.2013). (rus)
8. Kiselev V.N. Sravnitel'nyi analiz innovatsionnoi aktivnosti sub"ektov Rossiiskoi Federatsii. Innovatsii. 2010. № 4 (138). (rus)
9. Pushkarenko, A.B., Trifonova K.A. Metodika otsenki funktsionirovaniia regional'noi innovatsionnoi sistemy. Regional'naia ekonomika: teoriia i praktika. 2010. № 7. (rus)
10. Kazantsev, A.K., Leora, S.N., Nikitina, I.A. Regional'nye nauchno-tekhnologicheskie kompleksy Rossii: indikatory otsenki i metodika sravnitel'nogo analiza. Informatsionno-analiticheskii biulleten' TsISN. 2009. № 1. (rus)
СТАЛОВЕРОВА Валерия Андреевна — аспирант Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.
195251, ул. Политехническая, д. 29, Санкт-Петербург, Россия. E-mail: [email protected]
STALOVEROVA Valeria S. — St. Petersburg State Polytechnical University.
195251. Politechnicheskaya str. 29. St. Petersburg. Russia. E-mail: [email protected]
© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2013