Научная статья на тему 'Инновационный ваучер как инструмент стратегического планирования развития малого и среднего бизнеса: зарубежный опыт'

Инновационный ваучер как инструмент стратегического планирования развития малого и среднего бизнеса: зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
484
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ВАУЧЕРЫ / INNOVATION VOUCHERS / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / SCIENTIFIC RESEARCH ORGANIZATIONS / ПОСТАВЩИКИ УСЛУГ / ТРАНСФЕР ЗНАНИЙ / KNOWLEDGE TRANSFER / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. / STRATEGIC PLANNING / SERVICE PROVIDERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильина Ирина Евгеньевна, Сергеева Ольга Леонидовна, Трачук Оксана Витальевна

В современных условиях стратегическое планирование деятельности предприятия предполагает переход на новый уровень развития за счет внедрения инноваций. Как показывает мировой опыт, малый бизнес обладает большей способностью к нововведениям, чем крупные компании. Свобода поиска и поощрение инициативы, готовность к риску, быстрая апробация инноваций являются преимуществами научно-технической деятельности небольших компаний. Одним из факторов, тормозящих развитие инновационного бизнеса является недостаточное количество действенных финансовых инструментов стимулирования инновационной деятельности малого и среднего бизнеса, способствующих взаимодействию науки и бизнеса. Предмет данного исследования – схемы инновационных ваучеров, применяемых в зарубежных странах (Великобритания, Дания, Эстония, Ирландия, Австралия, Беларусь, Молдова и др.). Рассмотрен ряд национальных программ поддержки инновационного предпринимательства: виды инновационных ваучеров, источники их финансирования, порядок назначения и использования. По результатам проведенного анализа выявлены основные преимущества и недостатки использования данного инструмента. Исследование мировых социально-экономических рейтингов позволяет сделать вывод о том, что страны, входящие в первую десятку, сделали достаточно быстрый рывок в инновационном развитии, в первую очередь, за счет стимулирования малого и среднего предпринимательства. Они в числе первых заявили о стремлении к формированию инновационного общества, в рамках стратегического планирования развития предпринимательского сектора сделали ставку на стимулирование взаимодействия бизнеса и науки, приступили к практическому формированию экономики знаний и вошли в число самых инновационных стран мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ильина Ирина Евгеньевна, Сергеева Ольга Леонидовна, Трачук Оксана Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The innovative voucher as an instrument for the strategic planning of small and medium business: foreign experience

Today, the strategic planning of a company requires a new level of development through innovation. International experience shows that small business has a greater ability to innovate than larger companies do. The advantages of scientific and technological activities of small companies are freedom to seek, initiative encouragement, willingness to take risks and rapid innovation testing. One of the factors hindering the development of innovative businesses is the lack of effective financial tools to stimulate innovation activities of small and medium enterprises that promote cooperation between science and business. The given paper studies innovative schemes of vouchers used in foreign countries such as Denmark, Estonia, Ireland, Australia, Belarus and others. The authors have reviewed a number of national programs to support innovative entrepreneurship such as forms of innovation vouchers, sources of their financing and methods of their use. According to the results of the analysis, the main advantages and disadvantages of using of this tool are revealed. The investigation of the socio-economic rankings suggests that the countries included in the top ten took the lead in in innovative development, primarily through the promotion of SMEs. These countries were among the first who expressed desire for an innovative society. Within the framework of the strategic planning of the business sector they encouraged the cooperation between business and science, began a practical formation of the knowledge economy and joined the ranks of the most innovative countries in the world.

Текст научной работы на тему «Инновационный ваучер как инструмент стратегического планирования развития малого и среднего бизнеса: зарубежный опыт»



УДК 338 DOI: 10.5862/JE.223.3

И.Е. Ильина, О.Л. Сергеева, О.В. Трачук

ИННОВАЦИОННЫЙ ВАУЧЕР КАК ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

I.E. Ilina, O.L. Sergeeva, O.V. Trachuk

THE INNOVATIVE VOUCHER AS AN INSTRUMENT FOR THE STRATEGIC PLANNING OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS: FOREIGN EXPERIENCE

В современных условиях стратегическое планирование деятельности предприятия предполагает переход на новый уровень развития за счет внедрения инноваций. Как показывает мировой опыт, малый бизнес обладает большей способностью к нововведениям, чем крупные компании. Свобода поиска и поощрение инициативы, готовность к риску, быстрая апробация инноваций являются преимуществами научно-технической деятельности небольших компаний. Одним из факторов, тормозящих развитие инновационного бизнеса является недостаточное количество действенных финансовых инструментов стимулирования инновационной деятельности малого и среднего бизнеса, способствующих взаимодействию науки и бизнеса. Предмет данного исследования — схемы инновационных ваучеров, применяемых в зарубежных странах (Великобритания, Дания, Эстония, Ирландия, Австралия, Беларусь, Молдова и др.). Рассмотрен ряд национальных программ поддержки инновационного предпринимательства: виды инновационных ваучеров, источники их финансирования, порядок назначения и использования. По результатам проведенного анализа выявлены основные преимущества и недостатки использования данного инструмента. Исследование мировых социально-экономических рейтингов позволяет сделать вывод о том, что страны, входящие в первую десятку, сделали достаточно быстрый рывок в инновационном развитии, в первую очередь, за счет стимулирования малого и среднего предпринимательства. Они в числе первых заявили о стремлении к формированию инновационного общества, в рамках стратегического планирования развития предпринимательского сектора сделали ставку на стимулирование взаимодействия бизнеса и науки, приступили к практическому формированию экономики знаний и вошли в число самых инновационных стран мира.

ИННОВАЦИОННЫЕ ВАУЧЕРЫ; МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО; НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ; ПОСТАВЩИКИ УСЛУГ; ТРАНСФЕР ЗНАНИЙ; СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Today, the strategic planning of a company requires a new level of development through innovation. International experience shows that small business has a greater ability to innovate than larger companies do. The advantages of scientific and technological activities of small companies are freedom to seek, initiative encouragement, willingness to take risks and rapid innovation testing. One of the factors hindering the development of innovative businesses is the lack of effective financial tools to stimulate innovation activities of small and medium enterprises that promote cooperation between science and business. The given paper studies innovative schemes of vouchers used in foreign countries such as Denmark, Estonia, Ireland, Australia, Belarus and others. The authors have reviewed a number of national programs to support innovative entrepreneurship such as forms of innovation vouchers, sources of their financing and methods of their use. According to the results of the analysis, the main advantages and disadvantages of using of this tool are revealed. The investigation of the socio-economic rankings suggests that the countries included in the top ten took the lead in in innovative development, primarily through the promotion of SMEs. These countries were among the first who expressed desire for an innovative society. Within the framework of the strategic planning of the business sector they encouraged the cooperation between business and science, began a practical formation of the knowledge economy and joined the ranks of the most innovative countries in the world.

INNOVATION VOUCHERS; SMALL AND MEDIUM BUSINESS; SCIENTIFIC RESEARCH ORGANIZATIONS; SERVICE PROVIDERS; KNOWLEDGE TRANSFER; STRATEGIC PLANNING.

Введение. Стратегическое планирование инновационного развития предполагает использование ряда инструментов государственного регулирования, направленных на стимулирование взаимодействия науки и бизнеса, прежде всего, малого и среднего предпринимательства (МСП). В Программе антикризисных мер на 2015 год, предложенных Правительством РФ, предусмотрено расширение мер поддержки малых инновационных предприятий, в том числе путем предоставления грантов на финансовое обеспечение инновационных проектов, имеющих перспективу коммерциализации [1]. В целях реализации данных мер необходимо изучить передовой зарубежный опыт поддержки инновационной деятельности предприятий.

В рамках стратегического планирования инновационного развития ряд стран ориентируются на МСП, которое в настоящее время составляет основу национальных экономик, создавая свыше 50 % ВВП. Исследование мировых социально-экономических рейтингов подтверждает, что страны, входящие в первую десятку, сделали достаточно быстрый рывок в инновационном развитии, в первую очередь, за счет стимулирования взаимодействия МСП и науки (см. таблицу). Россия в данном рейтинге занимает 49-е место, при этом на долю МСП приходится около 20 % ВВП (МИП около 10 %).

Глобальный индекс инноваций (2014 г.) [2]

Ранг Страна Баллы Процентное соотношение

1 Швейцария 64,8 1,00

2 Великобритания 62,4 0,99

3 Швеция 62,3 0,99

4 Финляндия 60,7 0,98

5 Нидерланды 60,6 0,97

6 США 60,1 0,96

7 Сингапур 59,2 0,96

8 Дания 57,5 0,95

9 Люксембург 56,9 0,94

10 Гонконг (Китай) 56,8 0,94

49 Российская Федерация 39,1 0,66

Анализ зарубежных исследований (Cornet M., Vroomen B. и др.) [3] и ряд аналитических материалов позволяет сделать вывод о том, что одним из эффективных инструментов роста спроса на инновации и стимулирования использования РИД, а также повыше -ния активности взаимодействия бизнеса, прежде всего, МСП, и науки является инновационный ваучер. В рамках реализации стратегического плана развития предприятия данный инструмент создает финансовый стимул для приобретения внешних инновационных консультационных услуг, внедрения новых технологий и призван улучшить инновационную деятельность за счет создания инноваций и новых возможностей для развития бизнеса [4]. В работе А.В. Грибов-ского и С.Е. Ушаковой инновационные ваучеры рассматриваются как перспективный инструмент стимулирования инновационной активности малых предприятий [5]. В.М. Киселев и М.В. Яковлева отмечают необходимость более широкого применения простых, доступных и быстрых в реализации инструментов, таких как инновационные ваучеры [6]. Д.В. Чернова и М.В. Малышкина выделяют инновационные ваучеры как один из распространенных инструментов стимулирования инновационной деятельности в развитых странах [7].

Методика исследования. В рамках данного исследования предполагается выявить основные преимущества использования инновационного ваучера с целью возможности его тиражирования.

Исследуемый инструмент появился в Нидерландах в начале 2000 гг. и позднее получил свое развитие не только в странах ЕС, но и в США, Австралии, Молдове, Беларуси и т. д. В настоящее время выделяют около 24 схем инновационных ваучеров, некоторые из них рассмотрим подробнее [8].

В Дании использование инновационного ваучера направлено на реализацию политики в части стимулирования сотрудничества между МСП и государственным сектором исследований и разработок [9]. Это способствует развитию деятельности МСП, передаче знаний в предпринимательский сектор и оперативному внедрению результатов интеллектуальной деятельности (РИД), получен -

ных за счет государства, в хозяйственный оборот. В то же время ожидается, что реализация данного инструмента будет повышать информированность образовательных и учебных организаций в потребностях в инновациях реального сектора экономики и, соответственно, актуальность научных исследований. За разработку схем инновационных ваучеров в Дании отвечает Совет по технологиям и инновациям, а финансирование (со-финансирование) осуществляется непосредственно Датским агентством по науке, технологиям и инновациям.

В качестве примера рассмотрим схему инновационного ваучера, которая действует в Дании с 2008 г. и может быть использована в любом секторе экономики и по любой тематике. Основой для создания данного инновационного ваучера послужила голландская схема, направленная на снижение порога для МСП на приобретение инноваций. Реализация данной схемы основана на таких принципах Лиссабонской стратегии [10], как поддержка инновационных услуг по распространению и передаче технологий, а также создание и развитие инноваций для преодоления технологического разрыва между регионами. При проведении исследований и разработок с использованием ваучера приветствуется сетевое сотрудничество с технологическими и инновационными центрами. Финансирование портфеля проектов по данной схеме осуществляется в пределах 2 млн евро, при условии софинансирования со стороны МСП — 50 %, научно-исследовательской организации — 25 %. Структура данной схемы включает два варианта:

— основной инновационный ваучер, для проведения исследований и разработок по развитию бизнеса и повышения конкурентоспособности предприятия (софинансиро-вание государством — 40 %, но не более 14 тыс. евро);

— расширенный инновационный ваучер, предполагает проведение масштабных исследований по поиску возможных вариантов решения проблем развития научной области в которой работает научно-исследовательская организация (софинансирование государством — 25 %, но не более 67 тыс. евро).

Заявка на получение инновационного ваучера должна включать в себя соглашение

между научно-исследовательской организацией и МСП, описание проекта, соглашение о распространении результатов научных исследований, бюджет проекта и декларацию от научно-исследовательского учреждения. К проведению исследований и разработок также могут привлекаться иностранные научно-исследовательские организации, при условии, что их уровень качества эквивалентен датским научно-исследовательским институтам.

Исследовательский институт отвечает за описание предлагаемого исследования, а Датское агентство по науке, технологиям и инновациям несет ответственность за оценку и окончательное решение по заявке. Участвующие в проекте научно-исследовательские организации и компании должны представлять ежегодный финансовый отчет о расходах (заработная плата, накладные расходы, распространение РИД, командировки и т. д.).

Критерии отбора проекта: МСП должно быть частным предприятием, существовать не менее одного года; проект не должен иметь другого государственного финансирования; максимальное количество сотрудников 250 чел.; годовой оборот не более 50 млн евро; отсутствие грантовой поддержки в течение последних трех лет (для расширенного ваучера — более 0,13 млн евро, для основного ваучера — более 6718 евро).

По результатам завершения программы экспертами сделан вывод о том, что данная схема инновационного ваучера способствует увеличению добавленной стоимости не только МСП, но и научно-исследовательских организаций. При этом в основном поддержаны проекты по разработке новых продуктов или процессов в МСП.

Программа «Initiative Innovation Vouchers» одобрена в Ирландии в 2006 г., и направлена на поддержку малого бизнеса и совершенствование его взаимодействия с наукой [11]. В соответствии с данной программой инновационные ваучеры номиналом 5000 евро доступны для компаний, которые предполагают совершенствование деятельности на основе инноваций, предлагаемых поставщиками знаний, к которым относятся высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения.

Программа открыта для МСП с ограниченной ответственностью, зарегистрированных в Ирландии (за исключением предприятий сельскохозяйственного сектора в связи с тем, что для них предусмотрены государственные программы поддержки), благотворительных компаний, коммерческих организаций с государственным участием, некоммерческих компаний.

Для целей получения сертификатов (инновационных ваучеров) в рамках Программы МСП определяется компания или группа компаний, где общее количество сотрудников не превышает 250 чел. и годовой общий оборот составляет не более 50 млн евро, или общий годовой баланс — не более 43 млн евро.

МСП могут получить не более трех ваучеров, один из которых должен быть профинансирован совместно на условиях 50—50 %. Компании, которые в предыдущие 5 лет получили финансирование по другим программам в размере 300 тыс. евро более не могут претендовать на получение стандартного инновационного ваучера. При этом указанные предприятия могут получить софинансируе-мый инновационный ваучер. Одновременно компания может иметь только один «активный» ваучер и не может претендовать на получение другого ваучера, если не гарантирует, что полученный ранее ваучер был погашен. Кроме того, инновационный ваучер не покрывает расходов на НДС, их компания несет самостоятельно.

В рамках программы предусмотрено три варианта инновационных ваучеров: стандартный инновационный ваучер; софинан-сируемый ваучер 50—50 %; ваучер Горизонт 2020 (может использоваться для оплаты работ, услуг, а также зарегистрированных поставщиков знаний Северной Ирландии).

Стандартный инновационный ваучер, номиналом 5000 евро: заявки подаются на условиях открытого конкурса посредством системы Интернет; не требуется предварительной договоренности с поставщиком знаний о проекте; срок использования 12 месяцев с момента выдачи.

Софинансируемый инновационный ваучер, номиналом 5000 евро: компания вносит свой вклад в том же размере наличными и, таким образом, получает ваучер для покрытия расходов по проектам до 10 000 евро; компания

и поставщик знаний договариваются о совместной работе над проектом до подачи заявки на получение ваучера; заявка может быть подана в любое время, ответ должен быть получен в течение четырех недель.

Инновационный ваучер Горизонт 2020. Инновационные ваучеры могут быть получены в рамках программы ЕС по исследованиям и инновациям в Европе — Горизонт 2020, цель которой повысить количество высокотехнологичных рабочих мест в ЕС, в том числе в Ирландии. Общий объем финансирования программы составляет 79 млрд евро.

Инновационными ваучерами можно оплатить услуги, товары поставщика знаний научного, технологического или инновационного характера, такие как разработка новых продуктов/процессов, разработка новой бизнес-модели, разработка нового интерфейса клиента, разработка новых услуг, проект в области инновационного менеджмента, инновации в области технологического аудита.

Инновационный ваучер не может быть использован: для покрытия расходов на курсы повышения квалификации, не связанные с инновациями; приобретения программного обеспечения и разработки программного обеспечения; деятельности, связанной с экспортом РИД; стажировки для студентов; дизайна и производства рекламных материалов; маркетинга; разработки бизнес-планов, бизнес-стратегии, экономических оценок; анализа затрат, общих бизнес-консультаций; разработки веб-сайтов; разработки стандартных мобильных приложений; исследований в области рынка, которые могут быть выполнены бизнес-компаниями; анализа калорий пищевых продуктов, разработки нового меню; видов деятельности, которые широко финансируются другими доступными агентствами по развитию; видов деятельности, не способствующих увеличению прибыли предприятия, созданию новых рабочих мест и/или экспорту продукции; консультаций в области юриспруденции, коммерческого права, патентов, налогообложения.

Получение инновационного ваучера в Эстонии [12] софинансируется Европейским фондом регионального развития. На практике наибольшее распространение получили схемы инновационных ваучеров, которые

направлены на совершенствование организации предпринимательской деятельности, а также создание и внедрение промышленных образцов, полезных моделей.

Инновационные ваучеры, направленные на совершенствование предпринимательской деятельности. Данная программа направлена на повышение конкурентоспособности эстонских МСП путем трансфера технологий, расширения сотрудничества предпринимательских структур и научных учреждений, а также повышение защиты интеллектуальной собственности.

В качестве основных ожидаемых результатов реализации программы — повышение уровня знаний и навыков по использованию новых технологий развития предпринимательской деятельности, повышение количества МСП, сотрудничающих с научным сектором, количества использования РИД, созданных в университетах, а также расширение пакета услуг центров трансфера технологий университетов и повышение информированности МСП в области стандартизации, сертификации и защиты интеллектуальной собственности.

Заявку на инновационный ваучер может подать любое МСП, зарегистрированное в Коммерческом регистре Эстонии. При этом заявитель не может быть в договорных отношениях с поставщиком услуг в течение года, предшествующего году заявки на грант.

Средства, выделенные в рамках инновационного ваучера, могут быть потрачены на приобретение следующих услуг: консультации по вопросам разработки продукта или услуги, а также организации производства или внедрения технологии; разработка и внедрение проектных решений, кроме маркетинга, связанного с дизайном; технико-экономическое обоснование проекта; консультации по вопросам метрологии, стандартизации и сертификации; проведение испытаний свойств новой продукции; консультации по вопросам правовой защиты в отношении патентов, полезных моделей или промышленных образцов; выполнение анализа патентного ландшафта, а также поиск информации о патентах, полезных моделях и промышленных образцах; регистрация патента, полезной модели или промышленного образца.

Основными поставщиками услуг по данной схеме инновационного ваучера являются

Эстонский национальный орган по стандартизации, Эстонский центральный офис метрологии и аккредитованных калибровочных лабораторий, патентное бюро, Эстонский центр интеллектуальной собственности и трансфера технологий, патентные поверенные, государственные или муниципальные научно-исследовательские учреждения, некоммерческие организации, дизайнерские общества, которые отвечают требованиям, предусмотренным Enterprise Estonia.

Номинал ваучера до 4000 евро на одного заявителя. Ваучером может быть оплачено до 80 % расходов от полной стоимости проекта, остальные 20 % компания оплачивает самостоятельно. Продолжительность проекта составляет 12 мес., однако при необходимости данный срок может быть увеличен, но не более 18 мес.

Инновационные ваучеры, направленные на создание и внедрение промышленных образцов, полезных моделей. Программа финансируется Европейским фондом регионального развития. Срок действия программы — 2007—2013 гг.

Программа направлена на повышение конкурентоспособности эстонских МСП путем передачи знаний и технологий, расширение сотрудничества с научно-исследовательскими учреждениями, патентными ведомствами, инженерными и консалтинговыми компаниями, а также на повышение защиты интеллектуальной собственности.

Ожидаемые результаты по данной схеме отличаются от предыдущей тем, что планируется также увеличить количество проектов промышленных исследований и разработок продукции.

Заявителями могут быть МСП, зарегистрированные в Коммерческом регистре Эстонии. Если заявитель получал инновационный ваучер до подачи заявки, то для получения следующего ваучера предыдущий проект должен быть завершен и принят Enterprise Estonia.

Средства по инновационному ваучеру могут быть направлены на оплату услуг, указанных в предыдущей схеме. В рамках данного инновационного ваучера могут быть оплачены услуги поставщиков знаний, указанных в предыдущей схеме, а также услуги патентных агентов, консалтинговых компаний, которые отвечают требованиям, предусмотренным Enterprise Estonia, а также ана-

логичных учреждений, аккредитованных в других государствах-членах ЕС.

Номинал ваучера — до 20 000 евро на одного заявителя. Ваучером может быть оплачено до 70 % расходов от полной стоимости проекта, 30 % компания оплачивает самостоятельно. Продолжительность проекта составляет 12 месяцев, срок окончания проекта — 31 августа 2015 г.

Система инновационных ваучеров для покрытия расходов предприятий на привлечение внешних консультантов в Болгарии начала действовать в 2008 г. В ней также предусмотрено два вида ваучеров, на суммы до 2500 и до 7500 евро. Ваучеры первого вида предоставляются без софинансирования, а второго вида — на условиях софинансирования, при котором МСП вносит не менее 20 % от общей суммы проекта.

В рамках Национальной стратегии стимулирования МСП (2014—2020 гг.) Правительство Болгарии утвердило дополнительные расходы за счет бюджета Министерства экономики и энергетики на сумму 4 350 000 лв. [13]. Средства будут выделены в том числе и на проект «Финансовая схема поддержки трансфера знаний в предприятиях — система ваучеров», который связан с предоставлением микро-, малым и средним предприятиям со стороны высших учебных заведений и научных организаций финансовых средств для решения проблем прикладного характера путем получения знаний, связанных с инновацией процессов, продуктов и услуг.

В Великобритании [14] фонд Innovate UK Technology Strategy Board выдает инновационные ваучеры на использование услуг внешнего эксперта на сумму до 5000 евро. Эксперт оказывает услуги по разработке или улучшению продукта, процесса, услуги, дизайна, а также систем управления бизнесом и интеллектуальной собственностью.

В качестве поставщиков инновационных услуг могут выступать: университеты и колледжи системы дистанционного образования; научно-исследовательские и технологические институты; консалтинговые центры; дизайн консультанты; советники по интеллектуальной собственности.

Претендовать на инновационный ваучер может МСП, работающее в Великобритании.

Результаты исследования должны кардинальным образом влиять на развитие бизнеса, эксперт должен быть привлечен предприятием впервые.

Innovatе иК выдает инновационные ваучеры один раз в три месяца, победители, прошедшие технические требования, выбираются по системе лотереи.

В Австралии фонд Бизнес-Виктория выдает инновационные ваучеры, ориентированные на поддержку производства викторианской продукции, услуг, процессов, которые будут способствовать конкурентоспособности и производительности предприятий. В зависимости от цели гранта инновационный ваучер имеет различный номинал [15]:

— технологии поддержки бизнеса на ранней стадии — до 10 тыс. долл.;

— инновационные навыки — до 10 тыс. долл.;

— дизайнерские решения (для создания новых или расширения существующих продуктов, процессов или услуг путем проведения научных исследований по дизайну) — до 25 тыс. долл.;

— разработка бизнес-плана до 25 тыс. долл.;

— технологии развития (для технологического развития и/или расширения бизнеса) — до 50 тыс. долл.;

— технологии реализации — до 250 тыс. долл.

Заявку на любой стадии жизненного цикла может подать МСП, имеющее менее 200 сотрудников. На инновационные ваучеры технологии развития и технологии реализации могут также подавать заявки и крупные предприятия, имеющие численность персонала свыше 200 человек.

Каждый тип ваучера имеет определенный перечень поставщиков инновационных услуг. В зависимости от типа ваучера МСП может дополнительно привлекать нового поставщика, который необходим для проведения соответствующих исследований и разработок.

В настоящее время среди стран постсоветского пространства, в которых стимулирование инновационной деятельности осуществляется посредством предоставления инновационных ваучеров, можно выделить Беларусь и Молдову.

В Беларуси инструмент инновационного ваучера введен в практическое использование с 2013 г. в связи с принятием Положе-

ния о порядке предоставления инновационных ваучеров и грантов [16].

В соответствии с п. 18 данного Положения за счет инновационного ваучера могут быть профинансированы работы, включающие приобретение необходимых для их выполнения товаров и услуг, а именно: маркетинговые исследования; патентные исследования; патентование объектов права промышленной собственности в Республике Беларусь и за рубежом; поддержание охранных документов в силе; инженерно-консультационные и проектные услуги (инжиниринговые услуги); информационное продвижение объектов права промышленной собственности и (или) продукции, созданной с использованием указанных объектов права промышленной собственности (участие в конференциях, форумах, выставках-ярмарках, на биржах и в других мероприятиях, изготовление рекламно-информационной продукции); разработка бизнес-плана инновационного проекта; проведение оценки объектов права промышленной собственности в целях внесения прав на указанные объекты права промышленной собственности в уставный фонд юридического лица, реализующего инновационный проект; услуги по поиску инвестора.

В 2014 г. по результатам конкурсного отбора в Беларуси оказана поддержка на основании инновационных ваучеров 30 проектам физических лиц и субъектов малого предпринимательства. За счет этого в Беларуси планируется к концу 2015 г. увеличить экспорт высокотехнологичной продукции почти до 8 млрд долл. [17].

Введение в Беларуси данного инструмента позволит финансировать за счет бюджетных средств отдельные мероприятия, связанные с реализацией инновационных проектов, инициированных физическими лицами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами — субъектами МСП, которые являются владельцами объектов интеллектуальной собственности (ИС), посредством предоставления им инновационных ваучеров на коммерциализацию перспективных научно-технических разработок не только на безвозмездной, но и безвозвратной основах.

Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года [18] установлено, что одним из основных направ-

лений развития научно-технического потенциала в среднесрочный период станут расширение практики предоставления инновационных ваучеров и грантов физическим лицам и субъектам малого предпринимательства для реализации инновационных проектов, направленных на коммерциализацию объектов промышленной собственности.

В Молдове финансирование МСП посредством предоставления инновационных ваучеров осуществляется Агентством по инновациям и трансферу технологий совместно с Организацией по развитию малого и среднего бизнеса (ODIMM) на основании Положения о проведении конкурса инновационных ваучеров в Молдове от 20.01.2015 г. [19]*.

Порядок предоставления инновационных ваучеров в Молдове существенно отличается от такового в Беларуси: поставщиками знаний могут быть как национальные, так и зарубежные научно-исследовательские организации; заявки на участие в конкурсе должны соответствовать требованиям, предъявляемым Евросоюзом к МСП (декларация 2003/361/ЕС). Финансовую и организационную поддержку проекта конкурса инновационных ваучеров осуществляют: Агентство по инновациям и трансферу технологии (АИТТ), Молдова; Energy Engineers (EE), Германия; Организация по развитию малого и среднего бизнеса, Молдова (ODIMM); Центр социальных инноваций (ZSI), Австрия. Однако финансирование инновационных проектов осуществляется за счет зарубежных партнеров в рамках бюджета 7-й Рамочной программы научных исследований и технологического развития Европейского союза в соответствии с соглашением о предоставлении гранта № 609532 [19].

В соответствии с данным Положением в Молдове по инновационному ваучеру оплачиваются следующие услуги: НИОКТР, необходимые для разработки инновационной продукции или услуги; исследование технологий

* Первый конкурс на получение инновационных ваучеров в области энергетики был открыт в 2014 г., где было подано 34 заявки. Проекты оценило международное жюри, состоящее из двух экспертов Австрии, одного — Нидерландов, одного — Германии и двух — Молдовы. После суммирования оценок отобрано 10 проектов-победителей, которые финансировались в размере 4000 евро каждый.

и рынка; анализ реализуемости проекта; исследование технологий проектирования и производства; исследования, направленные на изучение таких аспектов, как выход на рынок и рыночная стратегия; аудит в области энергетики и инноваций; услуги по прак-тико-ориентированным НИОКТР — конструкторские или инжиниринговые услуги, разработка и создание прототипов (включая материалы и оборудование), экологическая безопасность, расходы на командирование (например, в целях организации сотрудничества с зарубежными партнерами).

Активное участие в инновационной ваучерной схеме иностранного элемента очевидно в связи с тем, что в 2006 г. Республика Молдова присоединилась к Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов 1961 г. [20].

На сегодняшний день среди стран постсоветского пространства в перспективе развития инновационной политики в Казахстане активно обсуждается вопрос о введении новых государственных программ, способных стимулировать увеличение спроса на инновации, в том числе системы инновационных ваучеров [21].

Схемы использования инновационного ваучера имеют принципиальные различия в зависимости от: реализуемых приоритетов инновационной политики, ориентации на поддержку конкретного сектора экономики, наличия конкретной тематической направленности, реализации принципов Лиссабонской стратегии (для стран ЕС), географического охвата (федеральный, региональный), порядка выдачи субсидии (на конкурсной основе или «первый пришел — первый обслужен»), критериев отбора получателей субсидии, поставщиков услуг, размера суммы ваучера, условий финансирования, срока реализации проекта.

Общий принцип функционирования схемы инновационных ваучеров в том, что предприятия получают поддержку, если они реализуют инновационные проекты с государственными образовательными и научными организациями, а также с поставщиками соответствующих услуг НИОКР (например, патентное ведомство, Комитет по стандартизации и т. д.).

Результаты исследования. На основании опыта внедрения и использования различных моделей инновационных ваучеров для финансирования деятельности МСП можно выделить следующие преимущества и недостатки данного инструмента. К основным преимуществам можно отнести следующие: упрощенная процедура заявки на инновационный ваучер; широкий охват тематик исследований с учетом потребностей производственного сектора; формирование культуры взаимодействия между наукой и бизнесом.

В процессе реализации исследуемого инструмента участвующие субъекты получают следующие дополнительные возможности:

— для предпринимательских структур — это возможность нового витка развития бизнеса на основе внедрения инноваций;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— для научно-образовательных учреждений — это возможность изучить потребности производственного сектора с целью разработки потенциально востребованных РИД;

— для поставщиков услуг — это возможность расширить охват экономических практик с целью обобщения опыта и выработки рекомендаций.

К основным недостаткам использования инновационных ваучеров можно отнести следующие: не приводит к существенному увеличению объемов инновационной продукции в связи с ограниченными ресурсами; предполагает значительное доверие к заявителям по поиску поставщиков услуг, что повышает уровень риска возникновения коррупционных сделок; направления расходования средств по инновационному ваучеру имеют императивный характер, что снижает гибкость реализации проекта; выдача инновационного ваучера по схеме «первый пришел — первый получил» (лотерейный принцип) не позволяет в достаточной мере оценить качество проекта; отсутствие возможности прогнозирования влияния полученных услуг на дальнейшее развитие деятельности МСП.

Выводы. Стратегическое планирование инновационного развития МСП на основе применения инновационного ваучера гарантирует целевое расходование средств, поскольку с его помощью оплачивается конкретная научно -исследовательская работа по созданию РИД или консультационная услуга, направленная

Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки № 4(223) 2015

на улучшение развития бизнеса. Данный инструмент обеспечивает баланс целевого расходования средств и свободы выбора МСП поставщиков знаний и услуг, способствует кооперации науки и бизнеса с целью удовлетворения потребностей бизнеса в инновациях. Наибольшее развитие инновационной активности наблюдается в странах, чьи модели ин-

новационных ваучеров используют механизмы международного сотрудничества (Дания, Австрия, Германия, Нидерланды и др.).

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Разработка ваучерных схем поддержки инновационных проектов малого бизнеса» (проект № 15-02-00645).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году : Распоряж. Правительства РФ № 98-р от 27.01.2015 г. // СПС Гарант (дата обращения: 03.06.2015).

2. The Global Innovation Index 2014. URL: http://www.globalinnovationindex.org/content.aspx? page=data-analysis (дата обращения: 01.06.2015).

3. Cornet M., Vroomen B., Steeg M. Do innovation vouchers help SMEs to cross the bridge towards science? The Hague: SPB Netherlands Bureau for Economic Policy Analysis, 2006. 50 p.

4. Поддержка инновации на уровне регионов и муниципалитетов. Руководство для государственных служащих (Великобритания). URL: http:// www.uiis.com.ua/files/Hopkinson.pdf (дата обращения: 03.06.2015).

5. Грибовский А.В., Ушакова С.Е. Механизмы государственной поддержки малого инновационного бизнеса за рубежом» // Наука. Инновации. Образование. 2014. № 16. С. 205-221.

6. Киселев В.Н., Яковлева М.В. Инновационные ваучеры - новый инструмент поддержки инновационной деятельности // Инновации. 2012. № 4 (162). С. 38-42.

7. Чернова Д.В., Малышкина М.В. Особенности инновационных систем зарубежных стран // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2013. № 1(99). С. 136-140.

8. Availability and Focus on Innovation Voucher Schemes in European Regions. Prepared by DG ENTR-Unit D2 «Support for innovation». Brussels, November 2009.

9. European Commission: Platform on Research and Innovation policies and systems. URL: http:// erawatch.jrc.ec.europa.eu/erawatch/opencms/information /country_pages/dk/supportmeasure/support_mig_0003 (дата обращения: 05.06.2015).

10. The Lisbon Strategy 2000-2010. An analysis and evaluation of the methods used and results achieved. POLICY DEPARTMENT A: ECONOMIC AND SCIENTIFIC POLICY. URL: http://www.euro parl.europa.eu/RegData/etudes/etudes/join/2010/4402 85/IPOL-EMPL_ET(2010)440285_EN.pdf (дата обращения: 06.06.2015).

11. Interprise Ireland - Innovation Voucher. URL: http://www.enterprise-ireland.com/en/Research-

Innovation/Companies/Collaborate-with-companies-resea rch-institutes/Innovation-Voucher. shortcut.html (дата обращения: 06.06.2015).

12. Enterprise Estonia — Development voucher. URL: http://www.eas.ee/en/for-the-entrepreneur/innova tion/development-voucher (дата обращения: 04.06.2015).

13. Консультации по бизнесу и инвестициям в Болгарии. URL: http://www.bicvarna.com/ru/useful_ more/43-mln-lv-na-finansirovanie-malh-i-srednih-pred priyatii (дата обращения: 05.06.2015).

14. Innovate UK Technology Strategy Board. URL: https://vouchers.innovateuk.org/ (дата обращения: 06.06.2015).

15. Victoria business: Innovation and Technology Vouchers. URL: http://www.business.vic.gov.au/support-for-your-business/grants-and-assistance/innovation-tech nology-vouchers (дата обращения: 05.06.2015).

16. О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь № 229 от 20.05.2013 г.: Положение о порядке предоставления инновационных ваучеров и грантов, утв. Пост. Совета министров Республики Беларусь № 888 от 04.10.2013 г. // СПС Гарант (дата обращения: 03.06.2015).

17. Институциональные механизмы развития малого и среднего бизнеса: матер. I Междунар. на-уч.-практ. конф. (г. Минск, 30—31 января 2014 г. URL: http://www.ipp.by/files/magistratura/confI.pdf (дата обращения: 04.06.2015).

18. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года, утв. Пост. СМ Республики Беларусь № 384 от 28.03.2011 г. // СПС Гарант (дата обращения: 03.06.2015).

19. Положение о проведении конкурса инновационных ваучеров в Молдове от 20.01.2015 г. // СПС Гарант (дата обращения: 03.06.2015).

20. Бюллетень международных договоров. 1993. № 6.

21. Ильина И.Е., Грибовский А.В. Государственная поддержка рынка результатов интеллектуальной деятельности как фактор развития малого инновационного предпринимательства // Управление инновационной деятельностью экономических систем (ИНПРОМ—2014) / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.В. Бабкина : тр. Междунар. науч.-практ. конф., 2—7 июня 2014 г. СПб.: Изд-во

Политехи. ун-та, 2014. 492 с.

22. Ильина И.Е. Направления повышения эффективности информационного обмена результатами интеллектуальной деятельности // Наука. Инновации. Образование. 2014. № 16. С. 224—240. (Языки славянской культуры).

23. Петрушкевич Е.Н. Модели использования инновационных ваучеров в Европейских странах // Научные труды БГЭУ. 2012. Вып. 5. С. 292—297.

24. Руденко А.А. Стратегическое планирование

и прогнозирование ресурсного обеспечения предпринимательской деятельности // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия «Экономика». 2011. № 19. С. 36—39.

25. Терентьев А.А. Инвестиционная деятельность компании как предмет стратегического планирования // Современные проблемы инвестиционной деятельности в России и странах СНГ: матер. II Междунар. науч.-практ. конф. М.: НИЦ «Стратегия». 2010. С. 99—102.

REFERENCES

1. Ob utverzhdenii plana pervoocherednykh meropriiatii po obespecheniiu ustoichivogo razvitiia ekonomiki i sotsial'noi stabil'nosti v 2015 godu : Rasporiazh. Pravitel'stva RF № 98-r ot 27.01.2015 g. SPS Garant (data obrashcheniia: 03.06.2015). (rus)

2. The Global Innovation Index 2014. URL: http://www.globalinnovationindex.org/content.aspx? page=data-analysis (accused June 01, 2015).

3. Cornet M., Vroomen B., Steeg M. Do innovation vouchers help SMEs to cross the bridge towards science? The Hague: SPB Netherlands Bureau for Economic Policy Analysis, 2006. 50 p.

4. Podderzhka innovatsii na urovne regionov i munitsipalitetov. Rukovodstvo dlia gosudarstvennykh sluzhashchikh (Velikobritaniia). URL: http://www.uiis. com.ua/files/Hopkinson.pdf (accused June 03, 2015).

5. Gribovskii A.V., Ushakova S.E. Mekhanizmy gosudarstvennoi podderzhki malogo innovatsionnogo biznesa za rubezhom» Nauka. Innovatsii. Obrazovanie. 2014. № 16. S. 205-221. (rus)

6. Kiselev V.N., Iakovleva M.V. Innovatsionnye vauchery - novyi instrument podderzhki innovatsionnoi deiatel'nosti. Innovatsii. 2012. № 4 (162). S. 38-42. (rus)

7. Chernova D.V., Malyshkina M.V. Osobennosti innovatsionnykh sistem zarubezhnykh stran. Vestnik Samarskogo gpsudarstvennogp ekonomicheskogo universiteta. 2013. № 1(99). S. 136-140. (rus)

8. Availability and Focus on Innovation Voucher Schemes in European Regions. Prepared by DG ENTR-Unit D2 «Support for innovation». Brussels, November 2009.

9. European Commission: Platform on Research and Innovation policies and systems. URL: http:// erawatch.jrc.ec.europa.eu/erawatch/opencms/information / country_pages/dk/supportmeasure/support_mig_0003 (accused June 05, 2015).

10. The Lisbon Strategy 2000-2010. An analysis and evaluation of the methods used and results achieved. POLICY DEPARTMENT A: ECONOMIC AND SCIENTIFIC POLICY. URL: http://www.euro parl.europa.eu/RegData/etudes/etudes/join/2010/440285 /IPOL-EMPL_ET(2010)440285_EN.pdf (accused June 06, 2015).

11. Interprise Ireland - Innovation Voucher. URL: http://www.enterprise-ireland.com/en/Research-Innova

tion/Companies/ Collaborate-with-companies-research-institutes/Innovation-Voucher.shortcut.html (accused June 06, 2015).

12. Enterprise Estonia — Development voucher. URL: http://www.eas.ee/en/for-the-entrepreneur/innova tion/development-voucher (accused June 04, 2015).

13. Konsul'tatsii po biznesu i investitsiiam v Bolgarii. URL: http://www.bicvarna.com/ru/useful_more/ 43-mln-lv-na-finansirovanie-malh-i-srednih-predpriyatii (data obrashcheniia: 05.06.2015). (rus)

14. Innovate UK Technology Strategy Board. URL: https://vouchers.innovateuk.org/ (data obrashcheniia: 06.06.2015).

15. Victoria business: Innovation and Technology Vouchers. URL: http://www.business.vic.gov.au/support-for-your-business/grants-and-assistance/innovation-techno logy-vouchers (data obrashcheniia: 05.06.2015).

16. O nekotorykh merakh po realizatsii Ukaza Prezidenta Respubliki Belarus' № 229 ot 20.05.2013 g.: Polozhenie o poriadke predostavleniia innovatsionnykh vaucherov i grantov, utv. Post. Soveta ministrov Respubliki Belarus' № 888 ot 04.10.2013 g. SPS Garant (data obrashcheniia: 03.06.2015). (rus)

17. Institutsional'nye mekhanizmy razvitiia malogo i srednego biznesa: mater. I Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. Minsk, 30—31 ianvaria 2014 g. URL: http:// www.ipp.by/files/magistratura/confI.pdf (data obrashcheniia: 04.06.2015). (rus)

18. Natsional'naia strategiia ustoichivogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Respubliki Belarus' na period do 2030 goda, utv. Post. SM Respubliki Belarus' № 384 ot 28.03.2011 g. SPS Garant (data obrashcheniia: 03.06.2015). (rus)

19. Polozhenie o provedenii konkursa innovatsionnykh vaucherov v Moldove ot 20.01.2015 g. SPS Garant (data obrashcheniia: 03.06.2015). (rus)

20. Biulleten'mezhdunarodnykh dogovorov. 1993. № 6. (rus)

21. Ilina I.E., Gribovskii A.V. Gosudarstvennaia podderzhka rynka rezul'tatov intellektual'noi deiatel'nosti kak faktor razvitiia malogo innovatsionnogo predprinimatel'stva. Upravlenie innovatsionnoi deiatel'nost'iu ekonomicheskikh sistem (INPROM—2014). Pod red. d-ra ekon. nauk, prof. A.V. Babkina: tr. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 2—7 iiunia 2014 g. SPb.: Izd-vo Politekhn. un-ta, 2014. 492 s. (rus)

22. Ilina I.E. Napravleniia povysheniia effektivnosti informatsionnogo obmena rezul'tatami intellektual'noi deiatel'nosti. Nauka. Innovatsii. Obrazovanie. 2014. № 16. S. 224-240. (Iazyki slavianskoi kul'tury) (rus)

23. Petrushkevich E.N. Modeli ispol'zovaniia innovatsionnykh vaucherov v Evropeiskikh stranakh. Nauchnye trudy BGEU. 2012. Vyp. 5. S. 292-297. (rus)

24. Rudenko A.A. Strategicheskoe planirovanie i

prognozirovanie resursnogo obespecheniia predprinimatel'skoi deiatel'nosti. Vestnik Povolzhskogp gpsudarstvennogp universiteta servisa. Seriia «Ekonomika». 2011. № 19. S. 36—39. (rus)

25. Terent'ev A.A. Investitsionnaia deiatel'nost' kompanii kak predmet strategicheskogo planirovaniia. Sovremennye problemy investitsionnoi deiatel'nosti v Rossii i stranakh SNG: mater. II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. M.: NITs «Strategiia». 2010. S. 99-102. (rus)

ИЛЬИНА Ирина Евгеньевна - заведующий отделом правовых проблем сферы науки и инноваций Российского научно-исследовательского института экономики, политики и права в научно-технической сфере, доктор экономических наук.

105064, ул. Земляной вал, д. 50А/8, сф. 6, г. Москва, Россия. E-mail: [email protected]

ILINA Irina E. - The Russian Institute for Economy, Policy and Law in Science and Technology.

105064. Zemlyanoy val str. 50A/8. Bil. 6. Moscow. Russia. E-mail: [email protected]

СЕРГЕЕВА Ольга Леонидовна - заведующий сектором мониторинга развития нормативно-правовой базы сферы науки и инноваций Российского научно-исследовательского института экономики, политики и права в научно-технической сфере, кандидат юридических наук.

105064, ул. Земляной вал, д. 50А/8, сф. 6, г. Москва, Россия. E-mail: [email protected]

SERGEEVA Ol'ga L. - The Russian Institute for Economy, Policy and Law in Science and Technology.

105064. Zemlyanoy val str. 50A/8. Bil. 6. Moscow. Russia. E-mail: [email protected]

ТРАЧУК Оксана Витальевна - заведующий сектором экономико-правового регулирования сферы интеллектуальной собственности и трансфера технологий Российского научно-исследовательского института экономики, политики и права в научно-технической сфере, кандидат юридических наук.

105064, ул. Земляной вал, д. 50А/8, сф. 6, г. Москва, Россия. E-mail: [email protected]

TRACHUK Oksana V. - The Russian Institute for Economy, Policy and Law in Science and Technology.

105064. Zemlyanoy val str. 50A/8. Bil. 6. Moscow. Russia. E-mail: [email protected]

© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.