УДК 316
СИСТЕМА МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ЭЛЕКТРОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК МЕХАНИЗМ РАБОТЫ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА. THE SYSTEM OF INTERAGENCY ELECTRONIC INTERACTION AS A MECHANISM OF E-GOVERNMENT.
Миронычева А.С.
Аспирант,
ЮРИФ РАНХиГС
Mironycheva A.S. graduate student, South-Russian institute of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
В статье анализируется система межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также связь данной системы со становлением электронного правительства в Российской Федерации. Обращается внимание на проблемные моменты реализации межведомственного взаимодействия.
Ключевые слова: система межведомственного электронного правительства, электронное правительство, государственные и муниципальные услуги.
The paper analyzes the system of inter-agency cooperation in the provision of public and municipal services, and the relationship of this system with the development of e-government in the Russian Federation. Draws attention to the problem moments implementation of interagency cooperation.
Key words and phrases: a system of interagency e-government, e-government, state and municipal services.
В конце XX- начале XXI веков, в связи с развитием компьютерных технологий, вопросы управления обществом обогатились новым, ранее не существовавшим аспектом - использованием информационных технологий для более быстрого, более эффективного контроля над социальными процессами. [1] Совокупность используемых в управлении информационных технологий в наши дни понимается как электронное правительство.
Создание электронного правительства связано с оптимизацией предоставления государственными структурами услуг населению и бизнесу, расширением степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной, а также обеспечением открытости, подотчетности правительства - гражданам и гражданам - правительству.
Правительству Российской Федерации необходимо решить главный вопрос: как правильно организовать свою работу в электронной информационной сре-
де[1]
Первоочередная задача - создание нормативно-правовой базы, на основании которой и будет происходить становление и развитие электронного правительства.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» закрепляет новые для Российской Федерации принципы и механизмы взаимодействия между органами власти и обществом при предоставлении государственных и муниципальных ус-луг.[2]
Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия. [3]
Во исполнение требований №210-ФЗ Федерального закона органам государственной власти необходимо было провести комплекс работ, включающих в себя разработку административных регламентов, организацию межведомственного взаимодействия, формирование перечней государственных (муниципальных) услуг, реинжиниринг бизнес-процессов предоставления государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти и подведомственными им учреждениями на территории субъектов Российской Федерации.
После чего должен последовать переход на новую систему - межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) непосредственно связана с формированием электронного правительства в нашей стране. С появлением новых механизмов, форм взаимодействия, электронного правительство как электронная система предоставления государственных и муниципальных услуг развивается и его роль, в значительной степени, возрастает.
Можно сказать, что СМЭВ - механизм электронного правительства, без которого дальнейшее развитие системы и переход на новый этап невозможны.
Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 года №697 [4], определяются назначения и правила формирования и функционирования единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а также основы информационного обмена, осуществляемого с ее применением между информационными системами федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, многофункциональных центров, иных органов и организаций в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.
То есть, СМЭВ - механизм электронного правительства, без которого дальнейшее развитие невозможно. В свою очередь, проект «Электронное правитель-
ство» является частью Федеральной целевой программы «Информационное общество» и призван обеспечить права граждан и организаций на доступ к государственным услугам, к информации о структуре и функциях органов власти и государственных учреждений. Кроме того, целью проекта является реализация возможностей влияния граждан на деятельность государственных структур и общественного контроля над работой органов власти.[5]
Система межведомственного электронного взаимодействия представляет собой федеральную государственную информационную систему, включающую информационные базы данных, в том числе содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через систему взаимодействия к их информационным системам, сведения об истории движения в системе взаимодействия электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме, а также программные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие информационных систем органов и организаций через СМЭВ.[6]
Задачами системы межведомственного электронного взаимодействия в инфраструктуре Электронного правительства являются:
• Г осударственные функции в электронном виде.
Обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.
• Г осударственные услуги в электронном виде.
Обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
• Системная магистраль информационного взаимодействия.
Технологическое обеспечение информационного взаимодействия с применением системы взаимодействия достигается, путем использования сервис-
ориентированной архитектуры, представляющей собой совокупность электронных сервисов, построенных по общепринятым стандартам, а также путем использования единых технологических решений и стандартов, единых классификаторов и описаний структур данных.
Основные функции системы межведомственного электронного взаимодействия:
• Ведение реестра электронных сервисов
• Ведение политик безопасности, применяемых к зарегистрированным электронным сервисам
• Маршрутизация сообщений к зарегистрированным электронным сервисам
• Протоколирование обращений (входящих и исходящих сообщений) к электронным сервисам
• Гарантированная доставка сообщений, осуществляемая за счет механизма повторных вызовов электронных сервисов при сбоях
• Обеспечение оповещения Оператора СМЭВ о сбоях в функционировании электронных сервисов
• Передача информации о событиях на СМЭВ по подписке заинтересованным Пользователям (информационным системам)
• Формирование динамически создаваемой статистики использования электронных сервисов. [7]
Система межведомственного электронного взаимодействия позволяет федеральным, региональным и местным органам власти, контроля и надзора в электронном виде передавать и обмениваться данными, необходимыми для оказания госуслуг. Система позволяет реализовать принцип «одного окна» при оказании госуслуг населению. Г ражданин обращается за услугой в профильное ведомство, а специалисты ведомства добирают необходимые данные в других ведомствах, используя СМЭВ. Обмениваться данными через СМЭВ органы власти должны в двух направлениях.
1. Если заявитель запрашивает федеральную услугу, то территориальное подразделение федерального органа власти в случае необходимости должно
иметь возможность получить сведения из регионального органа и (или) органа местного самоуправления.
2. В случае если заявитель обращается за региональной или муниципальной услугой, то чиновники должны суметь получить сведения в федеральном органе.
Сведения, которые федеральные органы власти должны предоставлять региональным органам и органам местного самоуправления в рамках оказания гос-услуг, определялись экспертами Минэкономразвития. Всего таких сведений было отобрано 135. Из них 110 должны предоставляться в электронном виде через СМЭВ. [8]
На сегодняшний день, вопрос передачи сведений между органами и является проблемным моментом. Нельзя сказать, что механизм передачи полностью налажен и необходимые данные можно с легкостью запросить и получить.
Для передачи в электронном формате в обратную сторону - от региональных к федеральным органам власти - было утверждено 38 сведений для каждого региона. Но не все сведения запрашиваются и передаются, на сегодняшний день, можно сказать, что в СМЭВе работают: Налоговая служба, Пенсионный фонд и службы занятости, и то, далеко не все мы можем запросить и получить. Сами органы власти не всегда идут на контакт, в плане перехода, на новую систему.
Полноценная работа Электронного правительства немыслима без налаженных механизмов межведомственного электронного взаимодействия. Ведь если в случае с «обычным» правительством получатели государственных услуг, граждане и юридические лица, вынуждены лично собирать все необходимые документы, обходя многочисленные учреждения и кабинеты, то «Электронное правительство» должно их избавить от любых проблем подобного рода, и, в идеале, сделать процесс получения государственной услуги не сложнее, чем процесс получения коммунальной услуги (водопровода, электричества и т.д.).
Но для этого необходимо, чтобы сами ведомства, их информационные системы взаимодействовали между собой, обмениваясь всей необходимой информацией в автоматическом режиме.
Однако, всем известно, что автоматизация различных государственных структур происходила в разное время, на разном уровне, и с использованием самых разнообразных решений. В каждом ведомстве господствуют собственные регламенты делопроизводства, со всеми вытекающими отсюда проблемами.
В одном месте уже работает полноценный электронный документооборот, в другом месте еще до сих пор используется ручной ввод данных и документов. Как только был запущен общероссийский портал Gosuslugi.ru, создание в ближайшей перспективе Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) стало острейшей необходимостью.
По сути, СМЭВ как раз и представляет собой набор стандартов и решений, позволяющих информационным системам федеральных и муниципальных ведомств беспрепятственно взаимодействовать между собой, а также с Единым порталом госуслуг. Еще одна немаловажная функция СМЭВ - обеспечение функционирования государственных информационных систем информационноаналитической поддержки государственного управления.
Система межведомственного электронного взаимодействия необходимый и важный этап в формировании электронного правительства Российской Федерации. Бесспорно, существуют проблемные моменты, но они решаются по мере возникновения.
В идеале, все органы должны были перейти на СМЭВ и оказание услуг стало бы более качественным, но данный переход сопровождается целым рядом действий, которые необходимо осуществить тем же самым органам власти. Конечно, государство старается для граждан, пытается облегчить жизнь населения, но это все невозможно сделать моментально.
В итоге, федеральный закон, положивший начало межведомственного взаимодействия, принят уже 2,5 года назад, но полный переход на данную систему не осуществлен. Государство принимает новые законодательные акты, органы, которые «работают на государство», должны помогать, а на самом деле, иногда это не происходит, страдают, как всегда, люди.
Появление и реализация системы межведомственного взаимодействия -важный и необходимый шаг в переходе на электронное правительство, но на данный момент, нельзя сказать, что этот переход осуществлен, СМЭВ в нашей стране есть.
Со временем, пройдет год, может быть и два, все оценят: и народ, и власть, полноценные «плюсы» и «минусы» данного взаимодействия, а пока, когда со стороны государства идет налаживание данных механизмов, населению остается ждать, когда же наконец, они будут получать законные услуги в «одном окне», явившись в соответствующее заведение с одним лишь только паспортом.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Зинченко Г.П., Рогов И.И. «Информация и управление», Ростов-на-Дону. Изд-во: СКАГС, 2012.
2. Электронный ресурс: // Центр региональных программ совершенствования государственного и муниципального управления ИГМУ НИУ ВШЭ.URL:http://gosreforma.ru/mpravlema/mezhvedomstvenшe-vzaimodejstvie.html. (Дата обращения: 01.03.2013).
3. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Ц^: http://rg.ru/2010/07/30/gosusl-dok.html / Интернет-портал "Российской газеты". (Дата обращения: 01.03.2013).
4. Постановление от 8 сентября 2010 г. № 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия" ЦКЬ: http://xn--80aealotwbjpid2k.xn--р1а^о^^иНБ/12192/ Интернет-портал Правительства Российской Федерации.
5. Электронный ресурс: // Официальный сайт «Ростелеком» Ц^:
http://www.rostelecom.ru/projects/egov/about/. (Дата обращения: 01.03.2013).
6. Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 N 697 (ред. от 28.11.2011) "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия" (вместе с "Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодей-
ствия") ШЬ: http://www.referent.rU/1/180727/, Правовая система "Референт". (Дата обращения: 01.03.2013).
7. Электронный ресурс: // Технологический портал «Электронное правительство. Госуслуги» ШЬ:Ы1р://8теу.§08ш1и§1.т/р011а1/тёех.]8р. (Дата обращения: 01.03.2013).
8. Электронный ресурс: // Портал TADVISER «Государство. Бизнес. ИТ». ШЬ: http://www.tadviser.ru/. (Дата обращения: 01.03.2013).