- сертификат на систему качества периодического подтверждения его соответствия Органом по сертификации оценивает состояние системы менеджмента качества и ее постоянное совершенствование. Так, выявленные по результатам инспекционного контроля, проводимого экспертами Органа по сертификации в 2007 и сентябре 2008 года, несоответствия позволили сформулировать и провести корректирующие действия.
В настоящее время совершенствование системы менеджмента качества университета осуществляется в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, главной задачей которой является обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Для решения данных задач утверждена программа мероприятий по разработке и внедрению типовой модели системы качества университета. Это отраслевая модель системы менеджмента качества, которая наряду с требованиями стандартов ГОСТ Р ИСО 90012001 учитывает специфические требования к системе качества образовательного учреждения, а также пока-
затели лицензирования и Стандарты, Директивы для Агентств Гарантии Качества в Высшем Образовании на Территории Европы ^ОА).
Адаптация системы качества университета в соответствии с требованиями типовой модели позволит повысить качество образовательных услуг и, как следствие, удовлетворенность потребителей, а также удовлетворенность персонала вуза путем расширения сети процессов образовательного учреждения. Предполагается включение таких процессов, как «Научные исследования и разработки», «Инновационная деятельность», «Международная деятельность», «Подготовка кадров высшей квалификации», «Управление персоналом», «Обеспечение безопасности жизнедеятельности», «Социальная поддержка студентов и сотрудников» и др.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что на современном этапе система качества Сибирского государственного индустриального университета - это сформированный и четко действующий механизм в системе управления организацией, готовый к изменениям и постоянно совершенствующийся в соответствии с требованиями потребителей и персонала.
система менеджмента качества в кемеровском институте (филиале) ргтэу
л. в. Хасбутдинова, руководитель Центра менеджмента качества
В январе 2007 года Кемеровским институтом (филиалом) Российского государственного торгово-экономического университета (далее - Институт) успешно пройден внешний аудит системы менеджмента качества (СМК) на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и получен сертификат соответствия, удостоверяющий, что СМК вуза применительно к деятельности в областях: высшего профессионального образования, научных исследований и разработок, дополнительного профессионального образования -соответствует требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001.
Данный результат является уникальным, поскольку в Кемеровской области впервые были одновременно сертифицированы три бизнес-процесса, что позволяет судить о комплексном подходе вуза к обеспечению качества предоставляемых образовательных услуг
С 2007 г в КемИ (филиале) РГТЭУ функционирует Центр менеджмента качества (ЦМК) как представительство Центра менеджмента качества ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет».
Основными направлениями ЦМК являются:
• обучение руководителей и ключевых сотрудников организаций принципам, этапам разработки механизма построения СМК;
• координация деятельности по разработке и внедрению СМК;
• подготовка организаций к сертификации/ресер-тификации СМК.
В 2007/2008 учебном году вузом реализован комплекс мероприятий по развитию внутренних и внешних гарантий качества образования по следующим направлениям деятельности в области менеджмента качества:
1. обеспечение реализации политики в области качества и стратегии развития сМК Института и ргтэу, в т. ч. актуализация критериев внутреннего аудита в соответствии с приоритетами и уровнем реализации политики и стратегии в области качества Института и РГТЭУ
2. Адаптация сМК Института к требованиям типовой модели сК образовательных учреждений, в т. ч. проведение самооценки вуза на соответствие требованиям ENQA (Европейской Ассоциации Гаран-
тии Качества в высшем образовании) и на основе модели совершенствования деятельности «ЛЭТИ».
3. Развитие СМК Института в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2001, в т. ч. актуа-
лизация Руководства по качеству в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2001; организация, проведение внутренних аудитов структурных подразделений Института и анализ их результатов; организация и проведение корректирующих и предупреждающих мероприятий по результатам внутреннего аудита и мониторинга деятельности; подготовка и организация проведения внешнего (инспекционного) контроля СМК Института; разработка мероприятий, направленных на устранение несоответствий, выявленных в результате маркетинговых исследований, проведенных в течение года.
4. Формирование комплексной системы мониторинга деятельности структурных подразделений и результатов учебной деятельности студентов, в т. ч. актуализация показателей мониторинга результатов деятельности выпускающих и невыпускающих кафедр с определением пороговых уровней; организация, проведение и анализ результатов мониторинга деятельности кафедр; создание и внедрение рейтинговой системы оценки деятельности кафедр; разработка механизма расчета рейтинга результатов учебной деятельности студентов и его реализация.
5. Совершенствование документационного обеспечения СМК, в т. ч. актуализация форм индивидуальных планов работы преподавателей; актуализация форм планов работы центров, отделов; актуализация формы отчета о работе кафедры.
6. Создание механизма студенческого самоуправления, направленного на повышение качества подготовки специалистов, в т. ч. формирование актива студентов, уполномоченных по качеству от фа-
культетов, и организация его работы; организация привлечения студентов к внедрению Кодекса корпоративного поведения сотрудников и студентов вуза; привлечение студентов-уполномоченных к работе совета по качеству с целью последующего оперативного информирования студентов о его решениях; а также организация привлечения студенческого актива по качеству к процессу расчета и информирования о результатах рейтинга студентов, результатах формирования «Золотого фонда студентов КемИ (филиала) РГТЭУ» и пр.
7. Совершенствование подходов к развитию менеджмента персонала Института, в т. ч. организация обучения сотрудников Института по вопросам проведения внутреннего аудита, по вопросам соответствия деятельности требованиям СМК.
8. Развитие маркетинговой подсистемы, в т. ч. организация, проведение и анализ результатов исследования «Персонал» с использованием программного обеспечения; организация, проведение и анализ результатов исследований «Выпускник очной формы обучения», «Выпускник факультета заочного обучения», «Студент», «Работодатель»; формирование и организация использования фирменного стиля Института; разработка программы продвижения образовательных услуг Института; создание системы сбора, размещения и актуализации информации на официальном сайте Института.
9. Развитие инновационного учебно-методического потенциала образовательного процесса, в т. ч. сбор и анализ данных об инновационном потенциале ООП; организация и проведение ежегодного мониторинга использования результатов НИиР в образовательном процессе; мониторинг эффективности использования результатов исследований «Ожидания и обратная связь со студентами по изучаемой дисциплине»; мониторинг внедрения и использования информационных технологий в процессе обучения; организация привлечения иностранных преподавателей и специалистов к реализации ООП; организация использования мультимедийных лекционных курсов; организация участия в областном конкурсе «Лучшее учебное пособие»; организация проведения ежегодных конкурсов «Лучшая кафедра по НИР», «Лучшая кафедра по учебно-методической работе»; организация и проведение Международной научно-методической конференции «Высшее профессиональное обра-
зование: традиции и инновации»; организация подготовки и издания учебно-методических разработок, включающих инновационные технологии обучения (в разрезе специальностей); организация формирования и периодического пополнения электронного банка учебно-методического обеспечения в разрезе специальностей; издание 7 учебных и учебно-методических пособий с грифами; создание и пополнение каталога электронных информационных ресурсов обучения по дисциплинам (и в разрезе специальностей).
С 2007 г. КемИ (филиал) РГТЭУ входит в проект «Доработка и нормативно-методическое сопровождение внедрения типовых моделей систем качества образовательных учреждений профессионального образования и апробация методики их внешней оценки» Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, возглавляемый Санкт-Петербургским государственным электротехническим университетом «ЛЭТИ» имени В. И. Ульянова (Ленина).
В рамках данного проекта ЦМК участвует в подготовке сборников «Лучшие практики по созданию систем качества в образовательном учреждении», предназначенных для использования в качестве примеров для образовательных учреждений, ведущих работы по внедрению и развитию систем качества в соответствии с требованиями типовой модели.
С 2008 г. ЦМК функционирует как представительство Центра менеджмента качества ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», являющееся Региональным центром консалтингового сопровождения типовой модели СК ОУ Сибирского федерального округа.
С начала открытия Центра его специалисты провели ряд презентаций, семинаров-тренингов и «круглых столов», подготовили несколько тематических статей, опубликованных в сборниках и СМИ. ЦМК участвует в работе ряда международных конференций, выставок, среди которых «Сибирский торговый форум», «Образование. Карьера. Занятость», «Предпринимательство», организованные Администрацией Кемеровской области.
В феврале 2008 г. в рамках «Сибирского торгового форума» КемИ (филиал) РГТЭУ получил диплом I степени за экспонат «система менеджмента качества Кемеровского института (филиала) ГОУ
впо «ргтэу».
В мае 2008 года в рамках X Специализированной выставки «Образование. Карьера. Занятость» получен диплом за разработку «Инновационные подходы к подготовке специалистов и консалтинговому сопровождению образовательных учреждений Кемеровской области в процессе внедрения сМК».
В мае 2008 года в рамках Международной выставки-ярмарки «Предпринимательство» получены диплом II степени за лучший экспонат «организация внедрения систем менеджмента качества в территориальных управлениях и на предприятиях города Кемерово» и диплом I степени за инновационный проект «Инновации в малом бизнесе: управление на базе международных стандартов (опыт и методика реализации образовательных программ для предприятий малого бизнеса)».
В семинарах ЦМК приняли участие 328 человек, из которых 130 представителей из 52 учреждений СПО и 110 представителей из 9 вузов Кемеровской области (Кемерово, Белово, Ленинск-Кузнецкий, Юрга, Анжеро-Судженск, Киселевск, Мариинск, Прокопьевск, Новокузнецк, Таштагол)
ЦМК разработана 6-модульная программа обучения для образовательных учреждений, которая включает:
1. Модуль А Основы менеджмента качества в образовании. Современные модели систем менеджмента качества ОУ.
2. Модуль Б Формирование и оценка системы качества ОУ в соответствии с требованиями типовой модели.
3. Модуль В Самооценка и внутренний аудит СМК ОУ.
4. Модуль Г Мониторинг и управление документацией процессов СМК ОУ.
5. Модуль Д Маркетинг в СМК ОУ.