Научная статья на тему 'Система менеджмента качества (смк) как механизм эффективного управления деятельностью предприятия'

Система менеджмента качества (смк) как механизм эффективного управления деятельностью предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
242
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костюк К. С.

Чтобы эффективно осуществлять предпринимательскую деятельность, руководству любого предприятия необходимо знать, как оценивать потребительские свойства производимой продукции (оказываемых услуг), какие условия и процессы и в какой мере влияют на нее, как организовать людей и управлять работой по созданию таких условий. Все это позволяет эффективно организовать Система менеджмента качества (СМК) на предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система менеджмента качества (смк) как механизм эффективного управления деятельностью предприятия»

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК) КАК МЕХАНИЗМ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

© Костюк К.С.*

Новосибирский государственный технический университет, г. Новосибирск

Чтобы эффективно осуществлять предпринимательскую деятельность, руководству любого предприятия необходимо знать, как оценивать потребительские свойства производимой продукции (оказываемых услуг), какие условия и процессы и в какой мере влияют на нее, как организовать людей и управлять работой по созданию таких условий. Все это позволяет эффективно организовать Система менеджмента качества (СМК) на предприятии.

Усиление конкуренции требует от руководителей всех уровней целенаправленного решения проблемы повышения качества продукции и процессов ее проектирования, производства и реализации. Для достижения этих целей широко используется идеология и положения международных стандартов ISO серии 9000. Указанные стандарты ориентированы на рыночные отношения; аккумулируют положительный опыт организации управления (менеджмента) в промышленности ведущих индустриальных держав; универсальны для применения предприятиями различных отраслей промышленности и к различным видам деятельности; признаны практически всеми развитыми странами в качестве основы для организации взаимовыгодных торгово-экономических взаимоотношений предприятий. Благодаря всему вышеперечисленному данные стандарты получили широкое распространение и признание по всему миру.

Стандарты ISO серии 9000 - это стандарты Системы менеджмента качества. СМК - это система управления аспектами деятельности компании, которые прямо или косвенно влияют на качество (удовлетворенность потребителя). СМК формализована в стандартах, разработанных международной организацией ISO. Членами ISO являются органы стандартизации многих стран (всего около 150). Версия 2008 г. состоит из 4 стандартов:

- ISO 9000:2008 - стандарт, содержащий концепцию менеджмента качества и терминологию;

- ISO 9001:2008 - стандарт, устанавливающий требования к системам качества, применяемый для целей сертификации и аудита;

- ISO 9004:2008 - стандарт, содержащий методические указания по непрерывному совершенствованию систем менеджмента качества с ориентацией на высокую эффективность деятельности предприятия;

* Студент кафедры Систем управления и экономики энергетики.

- ISO 19011:2008 - стандарт, определяющий основные правила и процедуры оценки системы качества [1].

Сегодня важное значение на рынке имеет наличие у предприятий сертифицированной СМК авторитетным сертифицирующим органом, что является гарантией высокой стабильности и устойчивости качества продукции и всей деятельности компании. Наличие сертифицированной СМК часто является обязательным условием при заключении договоров с зарубежными клиентами или поставщиками. Сертификация системы менеджмента качества позволяет:

1. сохранить конкурентные преимущества на рынке;

2. упорядочить деятельность организации;

3. обеспечить «прозрачность» и повысить качество бизнес-процессов;

4. увеличить эффективность использования ресурсов;

5. улучшить имидж компании, а также ее репутацию как надежного партнера. Репутация надежного партнера подразумевает минимальные риски для партнеров компании, качественное управление этими рисками и постоянный контроль над ними - все это обеспечивает СМК. СМК - это инвестиции в будущее для любой компании.

Внедрение и сертификация системы качества дают возможность выявить узкие места в производстве, повысить эффективность использования всех видов ресурсов, избежать как дублирования работ, так и оголения отдельных участков, документировать все производственные операции, установить ответственность за кащлую из них, провести структуризацию производственных процессов и выстроить четкие технологические схемы. Все это позволяет:

- обеспечить стабильность, избежать случайных «проколов», минимизировать влияние личностного фактора;

- повысить качество товара, поступающего к конечному потребителю;

- усилить производственную дисциплину и улучшить контроль за деятельностью предприятия;

- сделать работу компании прозрачной для ее руководства, облегчить оперативное управление и повысить его эффективность;

- своевременно выполнять свои обязательства перед заказчиками;

- достичь требуемого качества продукции и постоянно поддерживать его на уровне, соответствующем требованиям заказчиков, которые устанавливаются в ТЗ, договорах и других документах;

- обеспечить снижение производственных затрат за счет снижения количества брака и повышения эффективности труда, сократить цикл разработки;

- постоянно поддерживать качество продукции на должном уровне;

- постоянно повышать степень удовлетворенности потребителя, а значит, и объем продаж, и прибыль, и конкурентоспособность компании [4].

Практикой управления качеством доказано, что вся система менеджмента работает лучше, если организация рассматривается как единая система. В данном случае для повышения эффективности деятельности и оптимизации процессов необходимо соблюдение основных принципов TQM -Всеобщего управления качеством. Однако TQM сейчас является методом менеджмента качества лишь в наиболее развитых странах у компаний с большим опытом в управлении качеством, поэтому остановимся на Системе менеджмента качества (СМК), доступной любому предприятию и способной при грамотном ее внедрении и совершенствовании существенно улучшить его деятельность [5, с. 6]. СМК, как неотъемлемая часть TQM, основывается на тех же базовых принципах. Восемь принципов менеджмента качества, установленных в ISO 9001:2008 [3] и ISO 9004:2008 [2], создают основу для улучшения деятельности, описанного в стандарте ISO 9004:2008.

1. Ориентация компании на заказчика.

Компания всецело зависит от своих заказчиков и поэтому необходимо понимать потребности заказчика, выполнять его требования и стремиться превзойти его ожидания. Даже система качества, отвечающая минимальным требованиям, должна быть ориентирована в первую очередь на требования потребителя. Системный подход к ориентации на потребности клиента начинается со сбора и анализа жалоб и претензий заказчиков. Это необходимо для предотвращения таких проблем в будущем. В рамках данного принципа внедряются процессы, направленные на определение потребительской оценки деятельности; проводится исследование удовлетворенности потребителей.

2. Ведущая роль руководства.

Руководители компании устанавливают единые цели и основные направления деятельности, а также способы реализации целей. Установление целей и анализ их выполнения со стороны руководства должны быть постоянной составляющей деятельности руководителей, равно как планы по качеству должны быть включены в стратегические планы развития организации.

3. Вовлечение сотрудников.

Весь персонал - от высшего руководства до рабочего - должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Персонал рассматривается как наибольшее богатство организации, и создаются необходимые условия для того, чтобы максимально раскрыть и использовать его творческий потенциал. Руководители должны создать в организации такой микроклимат, при котором сотрудники будут максимально вовлечены в процесс достижения поставленных целей. Руководство должно стремиться к тому, чтобы цели отдельных сотрудников были максимально близки к целям самой организации. Огромную роль играет материальное и моральное поощрение сотрудников.

4. Процессный подход.

Для достижения наилучшего результата соответствующие ресурсы и деятельность, в которую они вовлечены, нужно рассматривать как процесс. Под бизнес-процессом понимают совокупность различных видов деятельности, которые вместе создают результат, имеющий ценность для самой организации, потребителя, клиента или заказчика.

Согласно процессному подходу (рис. 1), деятельность организации описывается в виде ряда взаимосвязанных процессов, управляя которыми организация совершенствует собственную деятельность.

Рис. 1. Модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе [4]

5. Системный подход купраелению.

Результативность и эффективность деятельности организации, могут быть повышены за счет создания, обеспечения и управления системой взаимосвязанных процессов. Это означает, что компания должна стремиться к объединению процессов создания продукции или услуг с процессами, позволяющими отследить соответствие продукции или услуги потребностям заказчика. В рамках системного подхода компания рассматривается как единая система взаимосвязанных процессов. Только при системном подходе к управлению становится возможным полное использование обратной связи с заказчиком для выработки стратегических планов и интегрированных в них планов по качеству.

6. Постоянное улучшение.

Компания должна не только отслеживать возникающие проблемы, но и после тщательного анализа со стороны руководства предпринимать необходимые корректирующие и предупреждающие действия для устране-

ния и предотвращения таких проблем в дальнейшем. Цели и задачи улучшения основываются на результатах оценки степени удовлетворенности заказчика, полученной в ходе обратной связи, и на показателях деятельности самой компании. Улучшение непременно должно сопровождаться участием руководства.

7. Подход к принятию решений, основанный на фактах.

Эффективные решения основываются только на достоверных данных.

Источниками таких данных могут быть результаты внутренних проверок системы качества, корректирующих и предупреждающих действий, жалоб и пожеланий заказчиков и т.д. Также информация может основываться на анализе идей и предложений, поступающих от сотрудников организации и направленных на повышение производительности, снижение расходов и т.д.

8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Так как организация тесно связана со своими поставщиками, целесообразно налаживать с ними взаимовыгодные отношения с целью дальнейшего расширения возможностей деятельности. На данном этапе устанавливаются документированные процедуры, обязательные для соблюдения поставщиком на всех этапах сотрудничества.

СМК также содержит несколько встроенных механизмов самосовершенствования (внутренние аудиты, анализ со стороны руководства, обратная связь от потребителей, др.), которые в совокупности обеспечивают, во-первых, своевременное изменение системы в ответ на изменения внешней и внутренней среды, а во-вторых, постоянное улучшение деятельности предприятия.

Таким образом, за счет документированности, контроля, анализа и периодического пересмотра ключевых производственных и управленческих процессов в соответствии с требованиями международного стандарта обеспечивается эффективность и прозрачность, лучшая управляемость и непрерывное совершенствование деятельности любого предприятия.

Список литературы:

1. ГОСТ Р ИСО 9000:2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - М.: Стандартинформ, 2008. - 70 с.

2. ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Система менеджмента качества. Требования - М.: Стандартинформ, 2008. - 43 с.

3. ГОСТ Р ИСО 9004:2008 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. - М.: Стандартинформ, 2008. - 59 с.

4. Моисеев Л.П., Мирзоян Л.В. Методология и практика создания систем качества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.standard.ru/ smq/article/39501/, свободный. - Загл. с экрана.

5. Соболева И. А. Управление качеством: учебник для вузов / И. А. Соболева. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2002. - 48 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.