Региональное развитие • № 3(7) • 2015
http://regrazvitie.ru
«Региональное развитие: электронный научно-практический журнал» Е-ISSN 2410-1672 http ://re grazvitie.ru Выпуск № 3(7), 2015 http://regrazvitie.ru/2015/05/
URL статьи: http://regrazvitie.ru/gosudarstvennoe-i-munitsipalnoe-upravlenie-37128/
УДК 658.562
Система менеджмента качества и малые предприятия торговли
© Большова Ирина Владимировна
студентка
Сургутский государственный педагогический университет
факультет управления E-mail: [email protected]
© Латыпова Лидия Васильевна
к.э.н., доцент
Сургутский государственный педагогический университет
факультет управления E-mail: [email protected]
Ключевые слова: система менеджмента качества, стандарты ISO серии 9000, системный подход, процессный подход, предприятия торговли.
Аннотация. В условиях высокой конкуренции предприятия розничной торговли направлены на повышение эффективности управления организацией и увеличение прибыли за счет обеспечения качества обслуживания и снижения издержек на оказание услуг, что можно осуществить путем внедрения СМК основанной на стандартах ISO серии 9000.
Quality management system of small retail enterprises
© Bolshova Irina Vladimirovna
Student
Surgut State Pedagogical University, Faculty of Management E-mail: [email protected]
© Latypova Lidia Vasilevna
assistant professor, Ph.D.,
Surgut State Pedagogical University, Faculty of Management E-mail: [email protected]
Key words: quality management system, ISO 9000 standards, systems approach, process approach, retail enterprises.
37128
Г осударственное и муниципальное управление
Abstract. The great level of business competition forces small retail enterprises to increase their management efficiency and boost the profit by means of providing a high-quality service and decreasing total costs. This could be achieved through implementation of QMS based on ISO 9000 series standards.
Выходные сведения статьи:
Большова И.В., Латыпова Л.В. Система менеджмента качества и малые предприятия торговли // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2015. № 3(7).
URL: http://regrazvitie.ru/gosudarstvennoe-i-munitsipalnoe-upravlenie-37128/ (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
Для малых предприятий характерна высокая чувствительность к внешней среде. В борьбе за выживание они сталкиваются с влиянием законодательства, низкой квалификацией персонала, проблемами сбыта, условий сотрудничества с поставщиками, конкуренцией, кризисом, к тому же рыночной экономике свойственна постоянная изменчивость. В связи с этим, для решения основных проблем деятельности организации, осуществляется внедрение системы менеджмента качества, как инструмента повышения эффективности внутренней деятельности и укрепления позиций на рынке.
По данным Росстата на 2014 год более 2/3 малых организаций занимаются розничной или оптовой торговлей, это одна из самых быстроразвивающихся направлений в сфере обслуживания. Однако быстрое развитие не свидетельствует о стабильности и качестве развития. Большая часть приходящих на рынок торговых предприятий вытесняются крупными торговыми сетями. Как правило, это связано с недостатками в области управления, качества продукции и обслуживания, без решения этих проблем невозможно укрепить свое положение на рынке и обеспечить конкурентоспособность. Это обуславливает необходимость соответствия организации деятельности предприятиям стандартам ISO серии 9000.
Требования стандартов ISO серии 9000 направлены не на качество товаров или услуг, а затрагивают системы управления организации. Следование этим требованиям позволяет правильно организовать процессы управления организацией, принятия решения, систематизации информации, оказания услуг и повышения эффективности организации [6].
Интерес к системе менеджмента качества, основанной на стандартах ISO серии 9000, за прошедшую четверть века стал неоспоримым показателем общепризнанности и востребованности, как унифицированного инструмента внутриорганизационного управления. Направленность на постоянное совершенствование внутренних процессов организации - характерная черта внедрения системы менеджмента качества, она позволяет достичь положительных результатов в организации деятельности и оптимизации затрат [8]. Сертификация системы менеджмента качества, согласно стандарту, не является обязательной, но его получение на соответствие ИСО 9001 становится документальным подтверждением достижений организации и гарантом выполнения требований внешних потребителей. На начало 2013 г. Международной организацией по
37128
Региональное развитие • № 3(7) • 2015
http://regrazvitie.ru
стандартизации в 184 странах мира было выдано более миллиона сертификатов (рис. 1).
н Промышленные организации н Прочие сферы деятельности Рис. 1. Сертифицированные организации
Из числа сертифицированных организаций доминируют промышленные: их процентное соотношение в мире является 83%, а в России - 94%. Исходя из этих данных можно сделать вывод, что сертификация торговых организаций не получает должного внимания со стороны руководства и общественности.
Создание системы качества является закономерным результатом желания компании повысить свою конкурентоспособность. В это понятие входит не только качество продукции, но и этапы жизненного цикла, такие как: выявление потребностей клиента, закупки, маркетинговые коммуникации, продажи, послепродажное обслуживание и т.д. Менеджмент качества является самостоятельным направлением, призванным создавать в организации условия, способствующие предоставлению потребителям качественной продукции [7].
Разработка СМК включает целый комплект таких работ, как разработка политики качества, формулировка стратегических и тактических целей, определение ресурсов для их реализации, делегирование полномочий и ответственности исполнителей, постоянное соответствие требованиям потребителей. Процессы являются непосредственными объектами управления, в связи с их влиянием на качество конечной продукции.
СМК стимулирует постоянное улучшение корпоративной культуры, оценки результатов деятельности, систем обучения и премирования персонала, внутриорганизационных коммуникаций, технологии, принятия управленческих решений, процессов и конечной продукции [7].
Данные положительные результаты позволяют добиться устойчивого удовлетворения требований всех заинтересованных сторон: потребителей, ру-
37128
Г осударственное и муниципальное управление
ководства, персонала, партнеров, органов государственного регулирования и т.д.
Воздействие внешней среды придают актуальность разработке и внедрению СМК с учетом особенностей российского рынка. Результаты внедрения СМК и ее добровольной сертификации очевидны при осознании факторов, побудивших принять решение о следовании требованиям стандартов ISO серии 9000. Выявление внешних и внутренних факторов, а также учет особенностей российского рынка имеет большое значение для разработки и внедрения сертифицированной СМК как на уровне организации, так и для экономики России в целом [5].
В современных условиях характеризующихся кризисными явлениями в экономике существенно возрастает роль системы менеджмента качества, как для внутренней управляемости, так и для повышения конкурентоспособности на внешнем рынке. Требования международного стандарта ИСО 9001 к СМК не учитывают специфики деятельности торговых организаций, то есть на данный момент они не адаптированы к данной сфере, что и вызывает определенные трудности при применении модели системы менеджмента качества. Развитие организаций розничной торговли путем улучшения качества - это инструмент выживания на рынке и повышения конкурентоспособности.
Сертификация СМК становится показателем для заинтересованных лиц способности организации обеспечить и постоянно улучшать качество своей деятельности. Авторитетный орган сертификации увеличивает доверие к выданному сертификату, который является подтверждением эффективности системы качества.
В различных сферах деятельности часто применяется система управления, основанная на внедрении СМК в соответствии со стандартами ISO серии 9000. Это стало неотъемлемой частью для многих предприятий, так как наличие сертификата СМК стало требованием потребителей и поставщиков. Но для предприятий торговли редко предъявляют подобные требования. Для торговых предприятий система менеджмента качества стала инструментом повышения эффективности деятельности [4].
При принятии решения о сотрудничестве на государственном и международном уровне, факт наличия сертификата СМК имеет значительное влияние. В Европе, согласно статистике, отсутствие сертифицированной СМК является причиной отказа от сотрудничества в 95% случаев.
Появление на российском рынке крупных зарубежных предприятий торговли так же способствует стимулом к повышению конкурентоспособности отечественных предприятий. Следствием давления иностранных предприятием становится поддержка государством развития крупных розничных торговых сетей, которые открывают свои представительства по всей России. В связи с этим малым и средним предприятиям торговли сложно выживать в конкурентной борьбе за внимание потребителей [5].
В условиях постоянного повышения требований потребителей к качеству и конкуренции на глобальном уровне, внедрение системы менеджмента качества
37128
Региональное развитие • № 3(7) • 2015
http://regrazvitie.ru
становится инструментом обеспечения эффективности процессов организации. Для всех участников рыночных отношений выполнение универсальных требований стандартов ISO серии 9000 с последующей сертификацией является способом улучшения управляемости организации, залогом продуктивной работы с поставщиками, инструментом повышения удовлетворенности потребителей и средством, позволяющим выйти на новый виток развития.
В жизни общества и экономике большое значение имеет сфера розничной торговли. Основной целью этой сферы является удовлетворение потребностей клиентов продукцией и услугами. Предприятия розничной торговли в условиях высокой конкуренции направлены на повышение эффективности управления организацией и увеличение прибыли за счет обеспечения качества обслуживания и снижения издержек на оказание услуг. В связи с этим на сегодняшний день разработка системы качества розничных торговых предприятий на основе требований стандартов ISO серии 9000 является актуальной.
Литература:
1. ГОСТ ISO 9000 - 2011. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Стандартинформ, 2012. - 28 с.
2. ГОСТ ISO 9001 - 2011. Системы менеджмента качества. Требования. М.: Стандартинформ, 2012. - 28 с.
3. ГОСТ Р ISO 9004 - 2010. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. М.: Стандартинформ, 2011. - 41 с.
4. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник для ВУЗов. М.: ИНФРА-М, 2012.
5. Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях / Гос. ун-т управления; Нац. фонд подготовки кадров. М.: ОАО «Типография Новости», 2013. - 432 с.
6. Никифоров А.Д. Управление качеством: Уч. пос. для вузов. М.: Дрофа, 2012. - 720 с.
7. Скворцова Т. Новые возможности системы менеджмента качества на основе стандарта ISO 9001:2000., 2012
8. Шевчук Д.А. Управление качеством. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2011. -216 c.
References:
1. State Standard ISO 9000 - 2011. Quality Managemen System. Basic principles and thesaurus. Moscow. Standartinform Publ , 2012. - 28 p. (In Russian)
2. State Standard ISO 9001 - 2011. Quality Managemen System. Basic principles and thesaurus. Moscow. Standartinform Publ , 2012. - 28 p. (In Russian)
3. State Standard ISO 9004 - 2011. Quality Managemen System. Basic principles and thesaurus. Moscow. Standartinform Publ , 2011. - 41 p. (In Russian)
37128
Г осударственное и муниципальное управление
4. Basovskiy L.E., Protasyev V. B. Upravleniye kachestvom [Quality management]. Moscow: Infra-М, 2012.
5. Lapidus V.A. Vseobsheye kachestvo (TQM) v rossiyskih kompaniyah [Total quality management in the Russian companies] / State Management University ; National Training Fund. Moscow: News Press OJSC, 2013. 432 p.
6. Nikiforov A. D. Upravleniye kachestvom [Quality management ]. Moscow: Drofa Publ., 2012. - 720 p.
7. Shevchuk D.A. Upravleniye kachestvom [Quality management]. Moscow.: GROSSMedia, ROSBUH, 2011. - 216 p.
8. Skovortsova T. Novie vozmozhnosti I sistemy menedzhmenta kachestva na os-nove standarta ISO 9001 [New opportunities and systems of quality management based on ISO 9001 standard].:2000., 2012
37128