Научная статья на тему 'Система менеджмента качества и малые предприятия торговли'

Система менеджмента качества и малые предприятия торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1713
302
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / СТАНДАРТЫ ISO СЕРИИ 9000 / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Большова Ирина Владимировна, Латыпова Лидия Васильевна

В условиях высокой конкуренции предприятия розничной торговли направлены на повышение эффективности управления организацией и увеличение прибыли за счет обеспечения качества обслуживания и снижения издержек на оказание услуг, что можно осуществить путем внедрения СМК основанной на стандартах ISO серии 9000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quality management system of small retail enterprises

The great level of business competition forces small retail enterprises to increase their management efficiency and boost the profit by means of providing a high-quality service and decreasing total costs. This could be achieved through implementation of QMS based on ISO 9000 series standards.

Текст научной работы на тему «Система менеджмента качества и малые предприятия торговли»

Региональное развитие • № 3(7) • 2015

http://regrazvitie.ru

«Региональное развитие: электронный научно-практический журнал» Е-ISSN 2410-1672 http ://re grazvitie.ru Выпуск № 3(7), 2015 http://regrazvitie.ru/2015/05/

URL статьи: http://regrazvitie.ru/gosudarstvennoe-i-munitsipalnoe-upravlenie-37128/

УДК 658.562

Система менеджмента качества и малые предприятия торговли

© Большова Ирина Владимировна

студентка

Сургутский государственный педагогический университет

факультет управления E-mail: [email protected]

© Латыпова Лидия Васильевна

к.э.н., доцент

Сургутский государственный педагогический университет

факультет управления E-mail: [email protected]

Ключевые слова: система менеджмента качества, стандарты ISO серии 9000, системный подход, процессный подход, предприятия торговли.

Аннотация. В условиях высокой конкуренции предприятия розничной торговли направлены на повышение эффективности управления организацией и увеличение прибыли за счет обеспечения качества обслуживания и снижения издержек на оказание услуг, что можно осуществить путем внедрения СМК основанной на стандартах ISO серии 9000.

Quality management system of small retail enterprises

© Bolshova Irina Vladimirovna

Student

Surgut State Pedagogical University, Faculty of Management E-mail: [email protected]

© Latypova Lidia Vasilevna

assistant professor, Ph.D.,

Surgut State Pedagogical University, Faculty of Management E-mail: [email protected]

Key words: quality management system, ISO 9000 standards, systems approach, process approach, retail enterprises.

37128

[email protected]

Г осударственное и муниципальное управление

Abstract. The great level of business competition forces small retail enterprises to increase their management efficiency and boost the profit by means of providing a high-quality service and decreasing total costs. This could be achieved through implementation of QMS based on ISO 9000 series standards.

Выходные сведения статьи:

Большова И.В., Латыпова Л.В. Система менеджмента качества и малые предприятия торговли // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2015. № 3(7).

URL: http://regrazvitie.ru/gosudarstvennoe-i-munitsipalnoe-upravlenie-37128/ (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

Для малых предприятий характерна высокая чувствительность к внешней среде. В борьбе за выживание они сталкиваются с влиянием законодательства, низкой квалификацией персонала, проблемами сбыта, условий сотрудничества с поставщиками, конкуренцией, кризисом, к тому же рыночной экономике свойственна постоянная изменчивость. В связи с этим, для решения основных проблем деятельности организации, осуществляется внедрение системы менеджмента качества, как инструмента повышения эффективности внутренней деятельности и укрепления позиций на рынке.

По данным Росстата на 2014 год более 2/3 малых организаций занимаются розничной или оптовой торговлей, это одна из самых быстроразвивающихся направлений в сфере обслуживания. Однако быстрое развитие не свидетельствует о стабильности и качестве развития. Большая часть приходящих на рынок торговых предприятий вытесняются крупными торговыми сетями. Как правило, это связано с недостатками в области управления, качества продукции и обслуживания, без решения этих проблем невозможно укрепить свое положение на рынке и обеспечить конкурентоспособность. Это обуславливает необходимость соответствия организации деятельности предприятиям стандартам ISO серии 9000.

Требования стандартов ISO серии 9000 направлены не на качество товаров или услуг, а затрагивают системы управления организации. Следование этим требованиям позволяет правильно организовать процессы управления организацией, принятия решения, систематизации информации, оказания услуг и повышения эффективности организации [6].

Интерес к системе менеджмента качества, основанной на стандартах ISO серии 9000, за прошедшую четверть века стал неоспоримым показателем общепризнанности и востребованности, как унифицированного инструмента внутриорганизационного управления. Направленность на постоянное совершенствование внутренних процессов организации - характерная черта внедрения системы менеджмента качества, она позволяет достичь положительных результатов в организации деятельности и оптимизации затрат [8]. Сертификация системы менеджмента качества, согласно стандарту, не является обязательной, но его получение на соответствие ИСО 9001 становится документальным подтверждением достижений организации и гарантом выполнения требований внешних потребителей. На начало 2013 г. Международной организацией по

37128

Региональное развитие • № 3(7) • 2015

http://regrazvitie.ru

стандартизации в 184 странах мира было выдано более миллиона сертификатов (рис. 1).

н Промышленные организации н Прочие сферы деятельности Рис. 1. Сертифицированные организации

Из числа сертифицированных организаций доминируют промышленные: их процентное соотношение в мире является 83%, а в России - 94%. Исходя из этих данных можно сделать вывод, что сертификация торговых организаций не получает должного внимания со стороны руководства и общественности.

Создание системы качества является закономерным результатом желания компании повысить свою конкурентоспособность. В это понятие входит не только качество продукции, но и этапы жизненного цикла, такие как: выявление потребностей клиента, закупки, маркетинговые коммуникации, продажи, послепродажное обслуживание и т.д. Менеджмент качества является самостоятельным направлением, призванным создавать в организации условия, способствующие предоставлению потребителям качественной продукции [7].

Разработка СМК включает целый комплект таких работ, как разработка политики качества, формулировка стратегических и тактических целей, определение ресурсов для их реализации, делегирование полномочий и ответственности исполнителей, постоянное соответствие требованиям потребителей. Процессы являются непосредственными объектами управления, в связи с их влиянием на качество конечной продукции.

СМК стимулирует постоянное улучшение корпоративной культуры, оценки результатов деятельности, систем обучения и премирования персонала, внутриорганизационных коммуникаций, технологии, принятия управленческих решений, процессов и конечной продукции [7].

Данные положительные результаты позволяют добиться устойчивого удовлетворения требований всех заинтересованных сторон: потребителей, ру-

37128

[email protected]

Г осударственное и муниципальное управление

ководства, персонала, партнеров, органов государственного регулирования и т.д.

Воздействие внешней среды придают актуальность разработке и внедрению СМК с учетом особенностей российского рынка. Результаты внедрения СМК и ее добровольной сертификации очевидны при осознании факторов, побудивших принять решение о следовании требованиям стандартов ISO серии 9000. Выявление внешних и внутренних факторов, а также учет особенностей российского рынка имеет большое значение для разработки и внедрения сертифицированной СМК как на уровне организации, так и для экономики России в целом [5].

В современных условиях характеризующихся кризисными явлениями в экономике существенно возрастает роль системы менеджмента качества, как для внутренней управляемости, так и для повышения конкурентоспособности на внешнем рынке. Требования международного стандарта ИСО 9001 к СМК не учитывают специфики деятельности торговых организаций, то есть на данный момент они не адаптированы к данной сфере, что и вызывает определенные трудности при применении модели системы менеджмента качества. Развитие организаций розничной торговли путем улучшения качества - это инструмент выживания на рынке и повышения конкурентоспособности.

Сертификация СМК становится показателем для заинтересованных лиц способности организации обеспечить и постоянно улучшать качество своей деятельности. Авторитетный орган сертификации увеличивает доверие к выданному сертификату, который является подтверждением эффективности системы качества.

В различных сферах деятельности часто применяется система управления, основанная на внедрении СМК в соответствии со стандартами ISO серии 9000. Это стало неотъемлемой частью для многих предприятий, так как наличие сертификата СМК стало требованием потребителей и поставщиков. Но для предприятий торговли редко предъявляют подобные требования. Для торговых предприятий система менеджмента качества стала инструментом повышения эффективности деятельности [4].

При принятии решения о сотрудничестве на государственном и международном уровне, факт наличия сертификата СМК имеет значительное влияние. В Европе, согласно статистике, отсутствие сертифицированной СМК является причиной отказа от сотрудничества в 95% случаев.

Появление на российском рынке крупных зарубежных предприятий торговли так же способствует стимулом к повышению конкурентоспособности отечественных предприятий. Следствием давления иностранных предприятием становится поддержка государством развития крупных розничных торговых сетей, которые открывают свои представительства по всей России. В связи с этим малым и средним предприятиям торговли сложно выживать в конкурентной борьбе за внимание потребителей [5].

В условиях постоянного повышения требований потребителей к качеству и конкуренции на глобальном уровне, внедрение системы менеджмента качества

37128

Региональное развитие • № 3(7) • 2015

http://regrazvitie.ru

становится инструментом обеспечения эффективности процессов организации. Для всех участников рыночных отношений выполнение универсальных требований стандартов ISO серии 9000 с последующей сертификацией является способом улучшения управляемости организации, залогом продуктивной работы с поставщиками, инструментом повышения удовлетворенности потребителей и средством, позволяющим выйти на новый виток развития.

В жизни общества и экономике большое значение имеет сфера розничной торговли. Основной целью этой сферы является удовлетворение потребностей клиентов продукцией и услугами. Предприятия розничной торговли в условиях высокой конкуренции направлены на повышение эффективности управления организацией и увеличение прибыли за счет обеспечения качества обслуживания и снижения издержек на оказание услуг. В связи с этим на сегодняшний день разработка системы качества розничных торговых предприятий на основе требований стандартов ISO серии 9000 является актуальной.

Литература:

1. ГОСТ ISO 9000 - 2011. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Стандартинформ, 2012. - 28 с.

2. ГОСТ ISO 9001 - 2011. Системы менеджмента качества. Требования. М.: Стандартинформ, 2012. - 28 с.

3. ГОСТ Р ISO 9004 - 2010. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. М.: Стандартинформ, 2011. - 41 с.

4. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник для ВУЗов. М.: ИНФРА-М, 2012.

5. Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях / Гос. ун-т управления; Нац. фонд подготовки кадров. М.: ОАО «Типография Новости», 2013. - 432 с.

6. Никифоров А.Д. Управление качеством: Уч. пос. для вузов. М.: Дрофа, 2012. - 720 с.

7. Скворцова Т. Новые возможности системы менеджмента качества на основе стандарта ISO 9001:2000., 2012

8. Шевчук Д.А. Управление качеством. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2011. -216 c.

References:

1. State Standard ISO 9000 - 2011. Quality Managemen System. Basic principles and thesaurus. Moscow. Standartinform Publ , 2012. - 28 p. (In Russian)

2. State Standard ISO 9001 - 2011. Quality Managemen System. Basic principles and thesaurus. Moscow. Standartinform Publ , 2012. - 28 p. (In Russian)

3. State Standard ISO 9004 - 2011. Quality Managemen System. Basic principles and thesaurus. Moscow. Standartinform Publ , 2011. - 41 p. (In Russian)

37128

[email protected]

Г осударственное и муниципальное управление

4. Basovskiy L.E., Protasyev V. B. Upravleniye kachestvom [Quality management]. Moscow: Infra-М, 2012.

5. Lapidus V.A. Vseobsheye kachestvo (TQM) v rossiyskih kompaniyah [Total quality management in the Russian companies] / State Management University ; National Training Fund. Moscow: News Press OJSC, 2013. 432 p.

6. Nikiforov A. D. Upravleniye kachestvom [Quality management ]. Moscow: Drofa Publ., 2012. - 720 p.

7. Shevchuk D.A. Upravleniye kachestvom [Quality management]. Moscow.: GROSSMedia, ROSBUH, 2011. - 216 p.

8. Skovortsova T. Novie vozmozhnosti I sistemy menedzhmenta kachestva na os-nove standarta ISO 9001 [New opportunities and systems of quality management based on ISO 9001 standard].:2000., 2012

37128

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.