2005
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Международная деятельность вузов
№ 94(12)
УДК 378.1
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
А.И. СУРЫГИН, О.В. ДОРОХОВА, В.А. ДОЛГОПОЛОВ
Представлен процесс разработки системы управления качеством образовательной программы подготовки иностранных студентов к обучению в российском вузе, описана модель процесса обучения как основа для разработки, рассмотрены структура и отдельные элементы системы управления качеством обучения.
В настоящее время практически все проблемы реформирования образования рассматривают через призму повышения качества. Цель настоящей статьи мы видим в том, чтобы описать систему менеджмента качества (СМК) образовательной программы подготовки иностранных студентов к обучению в российских вузах (предвузовской подготовки), её элементы, структуру, процесс её формализации с позиций современных подходов и в соответствии с современными требованиями.
В практике разработки СМК сегодня используют несколько моделей оценивания качества, которые взаимно дополняют друг друга: международный стандарт управления качеством продукции и услуг 180 9000, модель премии Правительства РФ в области качества, модель комплексной оценки деятельности вуза [ 1].
В широко известном пакете международных стандартов 180 9000 выделены два принципиально различных подхода к построению систем управления качеством: системы управления качеством продукции и системы управления качеством услуг. Согласно стандарту, производитель демонстрирует качество в виде удовлетворяющей определённым нормам системы менеджмента качества, которая дает возможность постоянно производить продукцию или услуги, соответствующие определенному стандарту или спецификации.
В модели премии качества выделены 2 группы обобщённых критериев качества: а) как организация добивается результатов в области качества (возможности); б) что достигнуто в области качества (результаты).
В первую группу (возможности) входят 5 обобщённых критериев: 1) лидирующая роль руководства в организации работ по обеспечению качества образования; 2) политика и стратегия в области качества образования; 3) использование потенциала преподавателей, сотрудников, учащихся для обеспечения качества образования; 4) рациональное использование ресурсов; 5) управление процессами обеспечения качества образования. Вторая группа критериев (результаты) - 4 критерия: 1) удовлетворенность работодателей (потребителей) качеством подготовки выпускников вуза; 2) удовлетворенность преподавателей и сотрудников работой в вузе; 3) влияние вуза на общество; 4) результаты работы вуза.
Наконец, в модель комплексной оценки деятельности вуза включены процедуры лицензирования, аттестации, аккредитации образовательных учреждений и образовательных программ. Ключевой процедурой при аттестации является самообследование вузов и образовательных программ. Предметом самообследования являются показатели, оцениваемые при лицензировании образовательной деятельности и при аккредитации образовательных учреждений и программ. Результаты самообследования обобщают в виде отчетов и используют внутри системы для ее развития. На базе сводных отчетов в принципе возможно проведение рейтинга структур, осуществляющих предвузовскую подготовку иностранных студентов. Весьма перспективной была бы подготовка на основе отчётов о самообследовании докладов по системе предвузовской подготовки, которые можно было бы использовать в качестве основы для повышения качества подготовки национальных специалистов для зарубежных стран и для формирования стратегии развития этой системы.
СМК на основе международного стандарта 180 9000 получили широкое распространение в промышленности (к настоящему времени в мире сертифицировано более 500 тысяч таких систем). На основе этого стандарта разрабатывают и внутривузовские системы качества, развитие которых в системе высшего профессионального образования заявлено в качестве одной из приоритетных целей болонского процесса. Однако успехи в формировании систем менеджмента качества в образовании далеко не так впечатляющи, как в промышленности. Представляется, что одна из возможных причин возникающих трудностей состоит в том, что при разработке СМК образование относят к сфере услуг. Нам представляется, что это не столь однозначно, так как образование (в отличие, скажем, от ремонта автомобилей) является социальной функцией общества по воспроизводству и развитию духовного потенциала. Этим обусловлена трудность выявления конкретного заказчика «продукции» системы образования: слишком много заинтересованных в процессе образования сторон.
Тем не менее, в системе образования существуют подсистемы, деятельность которых вполне допустимо трактовать как услуги и для которых не должно быть принципиальных трудностей в формировании СМК. К таким подсистемам относится, как представляется, образовательная программа подготовки иностранных студентов к обучению в российском вузе (предвузовская подготовка).
Одним из аксиоматических положений теории управления качеством является положение о том, что любая успешно функционирующая в конкурентной среде организация не может не иметь СМК в той или иной форме. Другое дело, что СМК в такой организации может быть не осознана, должным образом не документирована и не формализована.
Специфика программы предвузовской подготовки требовала создания системы качества с самого начала становления подготовительных факультетов. Широкий разброс уровней базовой подготовки студентов, различные направления подготовки, жёсткие временные ограничения образовательного процесса требовали постоянного мониторинга успешности освоения образовательной программы. Практически на всех подготовительных факультетах были разработаны такие элементы СМК, как входное тестирование, ежемесячная аттестация, кураторство (учебных групп, потоков, землячеств), психологическая поддержка адаптации, анкетирование студентов и преподавателей по окончании учебного года и на первых курсах вузов. Объективным критерием качества выпускников служили не только результаты выпускных экзаменов, но и то, насколько студенты могли осуществлять учебнопознавательную деятельность в вузе по программам высшего профессионального образования, т. е. удовлетворенность потребителя в лице студентов и преподавателей вуза, в котором выпускники продолжали учиться. Поэтому на каждом подготовительном факультете вели кропотливую работу по преемственности обучения, совершенствовали и корректировали весь образовательный процесс в зависимости от требований, диктуемых потребителем. И переходные 90-е годы удалось с наименьшими потерями пройти тем подготовительным факультетам, где СМК сохранилась и совершенствовалась, а руководство уделяло этому должное внимание. Таким образом, в настоящее время можно скорее говорить об оптимизации уже действующей системы качества в современных условиях и её формализации (документировании) в соответствии с современными требованиями.
Работа по формированию СМК на всех уровнях (вуз, факультет, кафедра) представляется очень актуальной. Во-первых, разработка модели в процессе формализации СМК позволяет осознать детальную структуру последней. Во-вторых, сам процесс моделирования сложных систем является средством их развития и совершенствования. Наконец, в третьих, чёткое документирование элементов СМК позволяет обеспечить формальное подтверждение наличия СМК в вузе, на факультете, на кафедре. Основной целью внедрения СМК является улучшение организационных процессов, четкое определение ответственности за обеспечение качественной, бесперебойной повседневной работы и, как следствие, эффективное использование всех ресурсов.
Рассмотрим процедуру формализации системы менеджмента качества подготовки иностранных студентов к обучению в вузе (предвузовской подготовки). Образовательная программа предвузовской подготовки иностранных студентов требует формирования СМК как на уровне факультета (образовательной программы), так и на уровне кафедр, поскольку в подготовке иностранных абитуриентов задействовано несколько кафедр. На уровне образовательной программы формирование СМК в основном сводится к моделированию процессов и разработке на основе моделей организационных и нормативных документов, методических рекомендаций, внутренних инструкций и шаблонов рабочих документов.
Современные системы менеджмента качества ориентированы на процессный подход (стандарт ИСО 9001:2000), согласно которому каждый вид деятельности вуза рассматривают как процесс, состоящий из отдельных процедур и имеющий вход и выход. Выделяют три группы процессов: основные рабочие процессы, процессы управления и вспомогательные процессы. Для построения системы качества предвузовской подготовки естественно в качестве основного рассматривать образовательный процесс. Декомпозиция этого процесса по методике ГОЕБ0 (см., например, [2]) с целью формирования СМК позволяет выделить следующие подпроцессы (рис. 1): формирование учебных групп; координация образовательного процесса; реализация образовательного процесса; распределение и выпуск учащихся; обеспечение условий образовательного процесса (качество жизни в общежитии, квалификация преподавателей, наличие и качество учебной литературы, облегчение адаптации: организация занятий спортом, организация психологического мониторинга, профориентационная работа).
Подпроцесс обеспечения условий обучения в данной работе из рассмотрения исключён, поэтому на диаграмме рис. 1 он изображён отдельным блоком лишь для полноты модели. Каждый из блоков диаграммы рис. 1 может быть при необходимости декомпозирован на более мелкие подпроцессы. Пример такой декомпозиции подпроцесса «Координация образовательного процесса» приведён на рис. 2. Из диаграммы видно, что составляющими подпроцесса являются «подподпроцессы» «Разработка общих рабочих документов
программы»; «Организация образовательного процесса в I семестре»; «Организация
образовательного процесса во II семестре»; «Организация текущего мониторинга успеваемости и посещаемости». Обособленное положение блока А24 на диаграмме говорит о том, что в данной версии модели процесс организации мониторинга не вполне удачно помещён в процесс координации обучения. При развитии модели ему должно быть найдено другое место.
Таким образом, любой процесс может быть смоделирован системой иерархически связанных диаграмм. Анализ модели (и сам процесс её построения) облегчает формирование СМК образовательной программы, так как позволяет достаточно полно определить ответственных за подпроцессы, выявить необходимые или недостающие документы, определить «точки» измерения характеристик качества и указать эти характеристики.
Так, для образовательной программы подготовки иностранных студентов в вуз можно указать следующие обобщённые измеряемые характеристики качества (таблица).
В результате анализа процесса предвузовской подготовки иностранных студентов методом структурно-функционального моделирования удаётся выявить недостающие звенья СМК. В частности, с точки зрения формализации СМК представляется необходимым: разработать положение о формировании учебных групп (в настоящее время этот процесс обеспечен только знаниями и опытом осуществляющих его людей); «кодифицировать» типовые формы приказов и распоряжений по организации учебного процесса, повторяющиеся из года в год; разработать положение о текущем мониторинге успешности освоения образовательной программы; разработать эффективные формы мониторинга результатов деятельности (выявления удовлетворённости потребителей - студентов и преподавателей вузов) качеством образовательной программы.
ШЕБ АТ: ALTHd: А И Сурыгин DATE: 13/03/2004 WRKING READER DATE CONTEXT:
P ROJ ECT : СМК предвузовской подготовки REV: DRAFT
NOTES: 123456789 RECOMMENCEE ш
1 PLBLI CATI ON
Положение о формировании ^ ) групп
Результаты промежут очного контроля
Отраслевой образовательный стандарт С1 и базисный учебный план
Информация о студентах
Студенты и информация о них
Формирование
учебных
групп
Т екущая успеваемос ь и посещаемость
Информация об учебных группах
Координация
образовательного
процесса
А2
Постоянная рабочая Студенты,
группа поступившие
на обучение
Обеспечение условий образ овательного процесса
A5
Расписания,
распоряжения,
указания
Реализация
образовательного
процесса
Результаты контроля успешности обучения Результат итоговог контрол
Студенты,
завершившие
обучение
Распределение и выпуск
Студенты,
освоившие
программу
O1
Учебный
отдел
Кафедры
Студенты, не освоившие программу
Уче бно-мет одиче ское обеспечение
ТІ TLE. Подготовка иностранных студентов к обучению в
Рис. 1. Декомпозиция контекстной ЮБЕО-диаграммы функции«Подготовка иностранных
студентов к обучению в вузе»
ЦЗЕО АТ: AUTHOR: А И Сурыгин DATE: 13/03/2004 WRKING READER DATE CONTEXT:
PRCJ ECT : СМК предвузовской подготовки REV: DRAFT □
RECOMÆNEEE Ш □ □
NOTES: 123456789 1 PLBLI CATI ON
учебный отдел
Координация образ оват ельног о процесс
Рис. 2. Декомпозиция ЮБЕО-диаграммы функции А2 «Координация образовательного процесса»
Таблица
Измеряемые характеристики качества Метод измерения
Соответствие образовательного процесса требованиям к реализации образовательной программы и базисному учебному плану Экспертная оценка
Соответствие управляющих воздействий принятым нормам Экспертная оценка
Успешность освоения программы учащимися Мониторинг текущей успеваемости и посещаемости, промежуточные и итоговые испытания
Степень удовлетворённости студентов и вузов, принявших студентов Анализ бесед, результатов анкетирования Анализ рекламаций, ответов на запросы
Качество проведения занятий, соответствие методическим рекомендациям по проведению различных видов занятий Контрольные посещения (экспертная оценка)
Соответствие обеспеченности учебной литературой требованиям к реализации образовательной программы Анализ обеспеченности на кафедрах, контроль обеспеченности со стороны методического управления
Качество адаптационных процессов Анализ бесед со студентами, результатов анкетирования
Соответствие возможностей занятий спортом базисному учебному плану Экспертная оценка
Анализ построенной модели процесса с позиций обобщённых критериев модели премии качества приводит к выводу о необходимости доработки модели: введения подпроцесса «Мониторинг качества результатов деятельности (удовлетворённость потребителей, персонала)». Нормативные документы и их соблюдение - ключевые составляющие системы управления качеством. Как видно из модели, основным нормативным документом, регламентирующим деятельность структур предвузовской подготовки, является отраслевой стандарт, утвержденный приказом Минобразования России от 08.05.97 № 866 [3].
Несмотря на то, что предвузовская подготовка согласно Закону об образовании относится к дополнительному довузовскому образованию, необходимость ее стандартизации диктует как сложность образовательного процесса, так и ее значимость в международной деятельности вузов (в связи с увеличением академической мобильности и проблемами востребованности высшего образования, связанного с демографическим спадом). Данную программу следовало бы рассматривать как начальную ступень высшего профессионального образования иностранных студентов, а образовательные программы высшего профессионального образования имеют образовательные стандарты.
Отраслевой образовательный стандарт предвузовской подготовки во многом определяет качество условий процесса подготовки иностранных студентов к обучению в российских вузах. Однако с момента разработки отраслевого стандарта (середина 90-х годов) в российском образовательном пространстве произошли большие изменения, поэтому документ требует корректировки. Представляется, что в действующем стандарте учебные планы перегружены обязательными дисциплинами, что в сочетании с излишней, не отвечающей современным подходам жёсткостью системы ведёт к бесконечному и неэффективному поиску межпредметных и предметно-языковых связей и неуправляемому «совершенствованию» рабочих программ дисциплин. Сами же программы в основном повторяют программы советской (то есть дореформенной) средней школы, причём не в лучшем их варианте: цели обучения дисциплинам в программах сформулированы недиагностично, отсутствует таксономия целей по этапам, что в итоге превращает деятельность педагога в своего рода ритуал.
В последние годы в ИМОП в рамках формирования СМК осуществлён удачный эксперимент, направленный на более эффективное использование учебного времени студентов. Во-первых, внедрён унифицированный учебный план, суть которого в том, что в первом семестре учебные группы формируют по времени заезда студентов, часто вне зависимости от профиля будущей специальности (однако, если возможно, принцип единства профиля при
формировании учебных групп также принимают во внимание). Следовательно, в первом семестре все студенты обучаются по единому, унифицированному для всех профилей учебному плану. Такой подход позволяет эффективнее использовать учебное время студентов и существенно экономить затраты труда преподавателей. К началу второго семестра происходит переформирование учебных групп в соответствии с профилем подготовки и начинается профессионально направленное (профилированное) обучение. Во-вторых, в рамках действующего отраслевого стандарта разработана новая образовательная программа подготовки иностранных студентов к обучению в российских вузах. Эту программу мы предложили принять за основу Требований к минимальному уровню образованности выпускников программы предвузовской подготовки иностранных студентов [4] - нового нормативного документа, призванного сменить действующий отраслевой стандарт.
В последнем варианте проекта нормативная общая трудоёмкость программы определена в 2000 академических часов (не менее 1200 академических часов - занятия в аудитории с преподавателем), из которых не менее 50% - русский язык и не менее 40 % -общеобразовательные дисциплины на русском языке. В общеобразовательных дисциплинах предусмотрен не только обязательный (федеральный), но и вузовский компонент. В общей трудоёмкости освоения общеобразовательных дисциплин не менее 50% должен составлять обязательный (федеральный) компонент и не менее 40 % - вузовский компонент.
В проекте выделены всего 4 профиля предвузовской подготовки с вариативными (чтобы удовлетворить различные требования вузов) наименованиями: гуманитарный; социальноэкономический; физико-математический (технический, естественно-научный); химико-
биологический (медико-биологический, медицинский). В каждом профиле определён обязательный (федеральный) компонент учебного плана: русский язык и 2 профильные общеобразовательные дисциплины. Для гуманитарного профиля - литература и история России, для социально-экономического - математика и социально-экономическая география, для физико-математического - математика и физика, для химико-биологического - химия и биология. Более тонкую профилизацию (например, ввод инженерной графики для технического профиля или физики для медико-биологического) можно проводить за счёт вузовского компонента, который в проекте Требований не регламентирован по содержанию и достаточно объёмен. Количество академических часов общей трудоёмкости вузовского компонента - от 320 до 500, аудиторной - от 192 до 300, то есть 16^25% общей трудоёмкости всей программы, включая изучение русского языка. Представляется, что такие параметры учебного плана дают вузам достаточно широкие возможности по разработке вариативных программ, отвечающих интересам потребителей (студентов и принимающих вузов) при достаточной степени сохранения общих для всех вузов подходов. А их принятие в качестве основы нового нормативного документа способствовало бы развитию образовательной программы подготовки иностранных студентов в российские вузы.
Качество условий предвузовской подготовки зависит от состояния информационнообразовательной среды и, в частности, от обеспеченности учебно-методической литературой. В настоящее время единых учебников для иностранных студентов нет, практически все структуры, осуществляющие предвузовскую подготовку, разрабатывают свои учебные пособия, в подавляющем большинстве случаев только для внутреннего использования. Сегодня наличие единых учебников для всех, по-видимому, и невозможно, и не нужно. Гораздо более продуктивным представляется наличие целого спектра учебников и учебных пособий разных авторов из разных вузов. Но для того, чтобы такое «многообразие» успешно работало, необходима система присвоения грифов учебникам и учебным пособиям для иностранных студентов (например, Координационным советом центров довузовской подготовки иностранных граждан) и эффективная система обмена информацией об учебных изданиях. В аспекте внутривузовской СМК в ИМОП СПбГПУ разработана процедура обеспечения качества учебно-методической литературы. Потребность в пополнении фонда учебников и учебных пособий, в их закупке или разработке собственными силами определяет кафедра. Методический
совет требует ежегодного анализа обеспеченности студентов учебной литературой на заседаниях кафедр. Разработано и действует положение об издательской деятельности, согласно которому любой учебник или учебное пособие могут быть изданы только по рекомендации методического совета, которая основывается на заключении редакционноиздательской комиссии, представлении кафедры и двух внешних рецензиях (одна -преподавателя русского языка).
Качество условий включает наличие квалифицированных педагогических кадров и их рациональное использование. Современная теория обучения на неродном языке требует формирования у преподавателя предвузовской подготовки (в соответствии со спецификой образовательной системы) лингвометодической и поликультурной компетентности. К одному из основных критериев качества педагогических кадров относят принадлежность к научным школам. Сегодня можно говорить о существовании таких школ только в области методики обучения русскому языку как иностранному. Но интенсивно формируются и научные школы по теории и методике обучения дисциплинам на неродном языке (докторские диссертации А.Н. Ременцова, А.И. Сурыгина, М.А. Ивановой [3,5-8]). Поддержка формирования научных школ в области теории и практики обучения на неродном языке в ведущих вузах является одной из актуальных задач, без решения которой невозможно повышение качества подготовки специалистов для зарубежных стран в стратегическом плане.
Особо следует сказать о контроле успешности освоения образовательной программы. Современная педагогика выделяет три области оценивания качества результата обучения: когнитивная (познавательная) область, аффективная (эмоционально-ценностная), психомоторная. Последняя область связана с формированием тех или иных видов двигательной (моторной), манипулятивной деятельности, нервно-мышечной координации. Поскольку к этой области относятся навыки письма и речевые навыки, то её оценка может представлять определенный интерес для системы предвузовской подготовки. Но методика оценки результатов в данной области пока мало разработана. Наиболее перспективным методом оценивания первых двух областей являются дидактические и психологические тесты (тесты достижений и личностные). Преимущества тестирования перед традиционными формами контроля способствовали его повсеместному внедрению в систему российского образования. Назрела необходимость в разработке и внедрении системы тестирования и в программу предвузовской подготовки.
Пока проводится тестирование студентов только по русскому языку. Разработка тестов по общеобразовательным дисциплинам связана с более конкретной, диагностичной постановкой как конечной цели обучения, так и целей на различных этапах обучения, пересмотр программ дисциплин для подготовки иностранных студентов к обучению в российских вузах. Поскольку обучение дисциплинам происходит в условиях постепенного овладения русским языком, то особенностью дидактических тестов при текущем и промежуточном контроле должно быть выделение языковой составляющей на различных этапах (от чисто лингводидактических тестов до конечных предметных).
Необходимость психологических (личностных) тестов диктует одно из требований действующего стандарта к подготовке выпускника: быть психологически готовым к учебной деятельности в новой для него социокультурной среде. В педагогике разрабатывают такие тесты, обосновывая их необходимость возможностью получения информации, которая требуется педагогу для успешной работы. Эта информация лежит в области внутреннего, скрытого и относится к тем особенностям психической организации, которые влияют на успешность освоения учащимися содержания образования. Кроме того, эти тесты дают неоценимую информацию при прогнозировании успешности последующего обучения. Для предвузовской подготовки прогноз успешности обучения часто более важен, чем достигнутый результат (выпускной тест), который может измениться за очень короткий промежуток времени. В блок диагностики личности необходимо обязательно включить параметры качества межличностных отношений и мотивационной сферы, от которых во многом зависит успешность обучения.
Таким образом, в статье даны наброски системы менеджмента качества предвузовской подготовки иностранных студентов и технологии её формализации, которые детально ещё предстоит разработать, причём не только на уровне образовательной программы (факультета), но и на уровне дисциплины - кафедры. Система менеджмента качества предвузовской подготовки, являясь подсистемой вузовской системы качества, должна быть согласована с последней. На федеральном уровне, как представляется, целесообразно двигаться по пути общественной аккредитации этой образовательной программы на базе Координационного совета центров довузовской подготовки иностранных граждан.
ЛИТЕРАТУРА
1. Система управления качеством в политехническом университете / Ю.С. Васильев, М.П. Фёдоров, В.Н. Козлов, В.Е. Магер, В.И. Никифоров, А.И. Сурыгин, Л.В. Чёрненькая. -С.-Пб.: Изд-во СПбГПУ, 2003.
2. Черемных С.В., Семёнов И.О., Ручкин В.С. Моделирование и анализ систем. IDEF-технологии: практикум. - М.: Финансы и статистика, 2002.
3. Сурыгин А.И. Педагогическое проектирование системы предвузовской подготовки иностранных студентов. - С.-Пб.: Златоуст, 2001.
4. Требования к минимальному уровню образованности выпускников программы предвузовской подготовки иностранных студентов (проект) / Д.Г. Арсеньев и др.; Под ред. О.В. Дороховой и А.И. Сурыгина. (Серия «Проблемы обучения иностранных студентов», выпуск 2). - С.-Пб.: Изд-во СПбГПУ, 2004. 63 с.
5. Арсеньев Д.Г., Зинковский А.В., Иванова М.А. Социально-психологические и физиологические проблемы адаптации иностранных студентов. - С.-Пб.: Изд-во СПбГПУ, 2003.
6. Иванова М.А. Психологические аспекты адаптации иностранных студентов к высшей школе. - С.-Пб.: Нестор, 2000.
7. Ременцов А.Н. Дополнительная подготовка иностранных граждан для обучения в вузах России в системе непрерывного профессионального образования. - М., 1999.
8. Сурыгин А.И. Основы теории обучения на неродном для учащихся языке. - С.-Пб., Златоуст, 2000.
QUALITY MANAGEMENT SYSTEM OF FOREIGN STUDENTS PRE-UNIVERSITY EDUCATION
Surigin A.I., Dorokhova O.V., Dolgopolov V.A.
A development of quality management system of pre-university foreign students training for Russian universities is presented. A model of education process as a basis for development of quality system is described. Structure and elements of quality management system are considered.
Cведения об авторах
Сурыгин Александр Игоревич, 1955 г.р., окончил Ленинградский политехнический институт (1978), доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Международной академии наук высшей школы, почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, зав. кафедрой математики, -заместитель директора ИМОП СПбГПУ по методической работе, автор 175 научных работ, область научных интересов - теория и практика образования, обучение на неродном для учащихся языке.
Дорохова Ольга Васильевна, окончила ЛГУ (1972), кандидат химических наук, доцент, член-корреспондент Балтийской педагогической академии, руководитель программы предвузовской подготовки ИМОП СПбГПУ, автор 120 научных работ, область научных интересов - теория и практика обучения на неродном для учащихся языке.
Долгополов Владимир Анатольевич, 1948 г.р., окончил Ленинградский
машиностроительный институт (1972), кандидат технических наук, доцент, первый заместитель директора ИМОП СПбГПУ, автор 75 научных работ, область научных интересов -международное образование.