Научная статья на тему 'Технология разработки СМК на предприятии'

Технология разработки СМК на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
281
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economics
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / СТАНДАРТЫ ISO СЕРИИ 9000 / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СЕРТИФИКАЦИЯ / ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / ISO 9000 STANDARDS / SYSTEMS APPROACH / PROCESS APPROACH / COMPETITIVE CAPACITY / CERTIFICATION / QUALITY MANAGEMENT PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Большова Ирина Владимировна, Латыпова Лидия Васильевна

В данной статье затронута проблема разработки системы менеджмента качества. На основе подхода стандарта ГОСТ ISO и наработок технического комитета стандартизации, предложена технология разработки системы менеджмента качества на предприятии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Большова Ирина Владимировна, Латыпова Лидия Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология разработки СМК на предприятии»

QMS technology development for retail enterprises 1 2 Bolshova I. , Latypova L. (Russian Federation)

Технология разработки СМК на предприятии 12 Большова И. В. , Латыпова Л. В. (Российская Федерация)

2

'Большова Ирина Владимировна /Bolshova Irina - магистрант; 2Латыпова Лидия Васильевна /Latypova Lidia - кандидат экономических наук, доцент, кафедра теории и практики управления, факультет управления, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут

Аннотация: в данной статье затронута проблема разработки системы менеджмента качества. На основе подхода стандарта ГОСТ ISO и наработок технического комитета стандартизации, предложена технология разработки системы менеджмента качества на предприятии.

Abstract: the article deals with quality management system development. The author suggests the ways developing QMS technology for enterprisers based on State Standard ISO and the researches of technical standardization committee.

Ключевые слова: система менеджмента качества, стандарты ISO серии 9000, системный подход, процессный подход, конкурентоспособность, сертификация, принципы менеджмента качества. Keywords: quality management system, ISO 9000 standards, systems approach, process approach, competitive capacity, certification, quality management principles.

В условиях современного рынка каждая организация сталкивается с проблемами снижения качества и необходимостью внедрения системы менеджмента качества, из этого вытекает следующая проблема для руководства организации - разработка необходимой документации в соответствии с требованиями стандартов ISO серии 9000.

В соответствии с ГОСТ ИСО 9000-2011 подход к разработке и внедрению системы менеджмента качества состоит из нескольких ступеней, включающих в себя:

a) определение потребностей и ожиданий потребителей, а также других заинтересованных сторон;

b) разработку политики и целей организации в области качества;

c) определение процессов и ответственности, необходимых для достижения целей в области качества;

d) определение необходимых ресурсов и обеспечение ими для достижения целей в области качества;

e) разработку методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса;

f) применение результатов этих измерений для определения результативности и эффективности каждого процесса;

g) определение средств, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин;

h) разработку и применение процесса постоянного улучшения системы менеджмента качества [1, с. 2]. Этот подход способствует поддержанию и улучшению внедренной системы менеджмента качества, так

как учитывает 8 принципов, изложенных в стандарте ГОСТ ISO 9000-2011 менеджмента качества и необходимые мероприятия.

Организация, применяющая указанный выше подход, вызывает доверие заинтересованных сторон, создавая уверенность в отлаженной работе процессов и качестве продукции, а также обеспечивает основу для постоянного улучшения. Это приводит к повышению удовлетворенности потребителей, поставщиков и успеху организации в целом [1].

Однако опираться только на данный стандарт сложно, так как он дает лишь общее представление о мероприятиях по разработке системы менеджмента качества.

В 2002 году техническим комитетом, который занимается стандартизацией систем менеджмента качества (ТК 176 ISO), была предложена процедура внедрения системы менеджмента качества по MCISO 9001:2000 в организации [9].

Процедура внедрения СМК содержит следующие этапы:

Типичные цели, которые хотят достичь, следующие:

- повышение эффективности и рентабельности;

- соответствие требованиям потребителей;

- лояльность потребителей;

- сохранение и увеличение доли рынка;

- улучшение психологического климата внутри организации;

- сокращение затрат и размера внешнего долга организации.

1 этап. Определение целей

2 этап. Определение ожиданий

-V-

- поставщики;

- персонал;

- акционеры;

- общество в целом.

3 этап. Изучение стандартов ISO серии 9000

-"-V-

Необходимая информация:

- общие сведения;

- детальное изучение ISO 9000, 9001 и 9004;

- сопроводительная информация (сайт ИСО www.iso.org);

- опыт применения стандартов ISO серии 9000.

4 этап. Применение стандартов ISO серии 9000 в системе менеджмента

качества организации качества организации

Руководителям организации предстоит решить, есть ли необходимость в разработке и внедрении СМК для получения сертификата.

5 этап. Приобретение руководств по отдельным разделам СМК -^-

Примерами специальных тематических стандартов служат: ISO 10013:2001, ISO/ТУ 16949:2002, ISO 19011-A и т. д.

6 этап. Определение несоответствия СМК стандартам ISO серии 9000 -^-

Выявление несоответствий осуществляется с помощью:

- самооценки;

- внутреннего аудита;

- оценка с помощью внешних организаций.

7 этап. Определение процессов, необходимых для обеспечения

потребителя продукцией и услугами потребителя продукцией и услугами

На основе анализа требований стандартов ISO серии 9000 по процессам необходимо определить, отвечает ли СМК организации этим требованиям, включая:

- процессы, связанные с потребителями;

- процессы проектирования и/или разработки;

- процессы закупки;

- процессы производства и технического обслуживания;

- процессы контроля средств мониторинга и измерений.

8 этап. Разработка плана устранения несоответствий и усовершенствования процессов

При разработке плана необходимо установить, какие действия по устранению несоответствий будут предприниматься, какие ресурсы понадобятся, кто будет отвечать за исполнение, как он будет взаимодействовать с другими отделами, и когда это будет осуществляться.

9 этап. Выполнение плана

-V-

Согласно плану осуществляйте намеченные действия и отмечайте ход их выполнения.

10 этап. Проведение внутренней проверки

-Ч?-

С помощью ГОСТ Р ИСО 19011-2012 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента» осуществляйте периодическую внутреннюю оценку системы менеджмента качества.

11 этап. Решение о сертификации СМК --

В зависимости от конкурентной среды и рынка организация по желанию или необходимости может получить сертификат соответствия системы менеджмента качества стандартам ISO серии 9000.

Как правило, это делается с целью соответствия требованиям поставщика, потребителя, рынка, регулирующих организаций, обеспечения управления рисками и определения задач развития в области качества.

12 этап. Проведение независимой аудиторской проверки

-V-

Наймите аккредитованный орган для аудиторской проверки и выдачи сертификата на соответствие системы менеджмента качества стандартам ISO серии 9000.

13 этап. Совершенствование СМК

-чг-

Продолжайте совершенствовать эффективность системы менеджмента качества, опираясь на стандарт ISO 9004.

Следование этой процедуре дает основание считать, что система менеджмента качества организации готова к работе в соответствии с требованиями стандартов ISO серии 9000.

Опираясь на разработанные подходы и процедуры, выстраивается технология создания системы качества, которой будет следовать организация. Некоторые пункты носят строго обязательный и универсальный для всех организаций характер, а другие могут не браться во внимание, но все это идет строго в соответствии с требованиями стандартов ISO серии 9000.

План разработки для малого бизнеса представлен в таблице 1.

Таблица 1. План разработки СМК

Работы Сроки Подтверждение работ

Информационное совещание Совещание

Принятие решения о внедрении СМК Приказ

Разработка плана-графика разработки и внедрения СМК График

Определение функций и задач (процессов) системы качества Таблица

Определение структурного состава системы качества Таблица

Разработка структурной схемы системы качества Схема

Определение состава и состояния документации системы качества Таблица

Разработка нормативных документов и «Руководства по качеству» Документы

Как правило, процесс разработки СМК начинается с информационного совещания, на котором весь персонал знакомят с ролью СМК в деятельности организации, его принципами и изменениями, которые

коснутся сотрудников. Это мероприятие позволяет подготовить персонал и исключить сопротивление из-за страха перед изменениями [6].

Принятие официального решения о создании системы качества осуществляется с помощью приказа, в котором указывается:

- ответственный (-ые) за разработку и функционирование СМК;

- основные этапы разработки и внедрения СМК;

- исполнители;

- сроки реализации.

В соответствии с распоряжением руководства разрабатывается план-график, предусматривающий выполнение следующих видов работ:

- разработка программы обучения персонала;

- определение процессов и процедур;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- разработка структурной схемы;

- разработка новой и корректировка действующей нормативной документации;

- разработка Руководства по качеству.

Суть данного этапа заключается в том, чтобы с учетом рекомендаций стандартов ISO серии 9000 определить, что необходимо сделать для управления качеством на данном конкретном предприятии, то есть определиться с составом необходимых процессов, документов, структур.

На следующем этапе определяются процессы в виде перечня работ, которые осуществляются предприятием, также, согласно стандарту ГОСТ ISO 9001-2011, имеются шесть обязательных процедур, которые должны быть задокументированы (управление документацией, управление записями по качеству, управление несоответствующей продукцией, проведение внутренних аудитов, проведение корректирующих мероприятий, проведение предупреждающих мероприятий). В дальнейшем расписанные процедуры включаются в Руководство по качеству.

Определение структурного состава позволяет установить ответственных за процессы на каждом уровне системы менеджмента качества. Особенностью организаций малого бизнеса является малое количество персонала при широком спектре обязанностей. Построение структурной схемы СМК базируется на основе структурной схемы организации и визуализирует состав и взаимосвязь структур, выполняющих процессы. Определившись с составом процессов, их взаимосвязи и ответственных, то есть, кто и что делает в системе менеджмента качества, необходимо установить, какими документами исполнитель должен руководствоваться. На данном этапе анализируется действующая документация на предмет соответствия стандартам ISO и, по необходимости, составляется новая [7].

Вся работа, проделанная на предыдущих этапах, закладывается в основу Руководства по качеству. Элементы Руководства отражены в схеме 1.

/-\

Краткая характеристика организации и ее сферы деятельности

Сфера применения Руководства

I Руководство по 1 I качеству I

Описание элементов СМК

(документированные процедуры)

Схема 1. Элементы Руководства по качеству

Результатом выполнения всех вышеуказанные этапов является система менеджмента качества, разработанная с учетом рекомендаций стандартов ISO серии 9000.

После создания системы качества необходимо периодически проверять ее, поддерживать эффективность и постоянно совершенствовать.

Таким образом, при применении стандартов ISO серии 9000 на предприятиях малых розничных организаций, система менеджмента качества имеет упрощенный вид, что не умаляет ее вклада в эффективность и результативность предприятия. Также нельзя не брать во внимание специфику

российского менеджмента, сложившегося еще в СССР, в связи с этим создание системы качества по стандартам ISO серии 9000 требует от предприятия развивать систему регулярного менеджмента, учитывающую конкуренцию на рынке [5].

Внутренняя необходимость в кардинальной перестройке деятельности у большей части предприятий России отсутствует. Немногие понимают преимущества повышения конкурентоспособности предприятия для выхода на мировой рынок и склонны добросовестно отнестись к разработке и внедрению СМК с последующим получением сертификата соответствия.

Однако даже формальный подход к получению сертификата СМК дает положительные результаты, так как разработка документации связана с изучением принципов эффективной организацией деятельности и приобретением практических навыков. В итоге сформируется группа специалистов, которая в дальнейшем будет способствовать развитию СМК в России [8].

Высокое качество на всех уровнях деятельности является гарантом долгосрочного успеха предприятия. Система менеджмента качества предприятия розничной торговли, основанная на международных стандартах ISO серии 9000 - неотъемлемая часть управления предприятиями, заинтересованными в развитии как на отечественном, так и зарубежном рынках. Данная технология разработки СМК призвана оказать помощь в реализации плана внедрения СМК по стандартам ISO серии 9000 на малых предприятиях торговли. Настоящая технология является лишь одним из подходов к реализации создания системы качества, поэтому в первую очередь необходимо руководствоваться положениями стандартов ISO серии 9000, особенно при возникновении неоднозначных ситуаций в реализации плана по внедрению СМК.

Литература

1. ГОСТ ISO 9000 - 2011. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Стандартинформ, 2012. - 28 с.

2. ГОСТ ISO 9001 - 2011. Системы менеджмента качества. Требования. М.: Стандартинформ, 2012. - 28 с.

3. ГОСТ Р ISO 9004 - 2010. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. М.: Стандартинформ, 2011. - 41 с.

4. ГОСТ Р ИСО 19011-2012. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента. М.: Стандартинформ, 2013. - 36 с.

5. Басовский Л. Е., Протасьев В. Б. Управление качеством: Учебник для ВУЗов. М.: ИНФРА-М, 2012.

6. Мазур И. И. Управление качеством: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Управление качеством». / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. - 8-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2011. - 399 с.

7. Никифоров А. Д. Управление качеством: Уч. пос. для вузов. М.: Дрофа, 2012. - 720 с.

8. Скворцова Т. Новые возможности системы менеджмента качества на основе стандарта ISO 9001: 2000., 2012. - 349 с.

9. Total Productive Maintenance: New Implementation Programin Fabricationand Assembly Industries. / Ed. By Kunio Shirose. - Tokio - Atlanta: J 1 PM, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.