■ ■ ■ МЕДИА КОМПЛАЕНС СИСТЕМА: К ЖУРНАЛИСТСКОЙ ЭТИКЕ ЧЕРЕЗ КОРПОРАТИВНУЮ КУЛЬТУРУ
Автор: ПАНТЕЛЕЕВ Б.Н.
ПАНТЕЛЕЕВ Борис Николаевич — кандидат юридических наук, советник юстиции, член Координационного совета по поддержке развития просветительской деятельности в городе Москве, член рабочей группы по противодействию экстремизму при Генеральной прокуратуре РФ, исполнительный директор Гильдии экспертов по налоговым спорам, правовой эксперт Центра правовой помощи журналистам Комиссии по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ Общественной палаты Российской Федерации, соучредитель Агентства правовой информации «Человек и закон». Адрес: 117209, Россия, Москва, Перекопская ул., д. 32, к. 5 Телефон: 8-926-670-1959, факс 8-499-721-30-91, E-mail: [email protected]
Аннотация: на основе комплексного анализа кризисного состояния российских СМИ автор формулирует оригинальные предложения по внедрению современных международных стандартов корпоративной культуры — методов комплаенс — для принуждения медиа корпораций к этичному ведению бизнеса. Приоритет саморегулирования над цензурой должен быть аксиомой, однако ответственность за реализацию системы саморегулирования нужно переложить с слабого атомизированного журналистского сообщества на крупные финансово состоятельные интернет компании и медиа холдинги. В случае отказа от применений данной технологии инициативу управления медиа пространством отечественные менеджеры могут безвозвратно утратить.
Ключевые слова: цензура, СМИ, коррупция, саморегулирование, медиа, интернет, сетевые издания, безопасность, третейский суд, корпоративная культура, комплаенс, этические стандарты, журналистская этика.
Финал каждого года связан с выбором ключевых слов, наиболее ярко характеризующих главные события прошедших месяцев. В 2014 году к числу таких новых терминов можно отнести «гибридная война» и «медиа комплаенс». Мы на своём горьком опыте убедились, что современное медиапространство является глобальным и полным реальных противоречий. Развязанная против России информационная война привела к тому, что ведущие сайты и телеканалы стали главными возмутителями общественного спокойствия. Программы федеральных СМИ вызывают гнев и ярость, служат поводами для пикетов и возбуждения уголовных дел. Журналисты стали жертвами трагических событий в физическом и профессиональном смыслах.
Чтобы говорить о купировании негативных последствий, качественном изменении ситуации и методах повышения квалификации, оценки
качества труда журналистов, для начала нужно признать честно, что медиа — это давно уже не только некая духовная и сакральная сфера. Это бизнес, причем крупный транснациональный прибыльный бизнес. Бизнес, где, как известно, интерес получения прибыли неизбежно доминирует. Признавая это, мы приходим к тем механизмам, которые регулируют и ограничивают с некоторых пор именно крупный бизнес. Этот механизм, к счастью, уже детально разработан и в корпоративной культуре называется комплаенс-контролем.
Что же представляет собой комплаенс? Вопрос этот можно считать вполне разработанным, применительно к стандартам международного бизнес-образования [1]. Комплаенс с позиций корпоративной культуры означает соответствие тем требованиям, которые фирма (печатное СМИ, телеканал, рекламная компания, киностудия, радиостанция или интернет-портал) сама заявила в своей уставной деятельности. Прежде всего, это корпоративные кодексы этики, принимая которые компания берет на себя обязательство соблюдать принципы честной конкуренции, не нарушая законодательство. Или, другими словами, не давая взяток в самом широком смысле этого термина для получения имущественной выгоды.
Сегодня это направление корпоративной культуры еще более актуализировалось в связи с вступлением России в ВТО и с тем, что крупным фирмам в условиях кризиса стала небезразлична их репутация, потому что для того, чтобы поддерживать и развивать международные связи, успешно продавать акции на биржах всего мира, повышать стоимость своего бренда, нужно иметь репутацию добросовестного бизнесмена, этически безупречного партнёра и субъекта деловых отношений.
Причем даже в Гражданском Кодексе России с 1 марта 2013 года была существенно откорректирована первая статья, где теперь говорится, что «никто не вправе извлекать какое-либо преимущество из своего недобросовестного поведения». Это означает, что теперь погоня за весьма сомнительным рейтингом должна быть ограничена некими конкретными моральными, этическими самоограничениями, которые обязательно вводятся и культивируются на каждой фирме за средства и силами сотрудников этой самой фирмы. Это не государственная цензура, а корпоративная культура и внутреннее саморегулирование журналистского сообщества в данном конкретном коллективе.
И особенно важно с позиции общества, потребителей и правозащитников, что разрывается многолетний порочный круг тотальной безответственности крупных медиа магнатов. Получается, что главная ответственность за этическое ведение бизнеса наконец-то перекладывается с подневольных зависимых журналистов на самостоятельных, ответственных и богатых руководителей этого медиа-бизнеса. Они теперь сами будут должны принимать каждое свое решение исходя из того, ка-
кой они видят собственную репутацию, как добросовестных бизнесменов — если они хотят играть по этим новым правилам, они могут играть, могут процветать, могут получать прибыль. Если же они будут нарушать эти правила, то с позиции Верховного Суда России отныне вся прибыль, полученная в результате их «недобросовестного поведения», должна быть изъята из этих компаний в пользу жертв, которые могут и будут подавать соответствующие жалобы, претензии, иски.
То есть все те многочисленные журналистские этические кодексы, которые давно существуют, но сегодня очевидно не действуют, получат реальное наполнение и явную материальную заинтересованность в их применении. Поэтому, если трактовать этот подход с позиции глубинных основ правозащиты и фундаментальных интересов самого журналистского сообщества, то именно этот принцип должен быть положен в основу нового механизма аттестации журналистов, причем без жёсткого вмешательства государства, но силами их собственных вновь созданных внутрикорпоративных комплаенс-служб [2].
Многочисленные методы борьбы с причинами и последствиями коррупционных проявлений позволяют каждой стране адаптировать и использовать именно те, которые соответствуют национальной специфике. В некоторых случаях, понимая масштабность проблемы и сложность борьбы с взяточничеством на государственном уровне, в борьбу вступает международный бизнес. Речь идет не столько о корпоративной социальной ответственности, сколько о существенных материальных санкциях, которыми грозит взяточничество, понимаемое в очень широком смысле, компаниям за коррупционные практики своих подразделений по всему миру.
Ведущими «контролерами» деятельности своих компаний за границей по-прежнему остаются Великобритания и США. Именно в этих странах были разработаны закон о коррупционных практиках за границей (US Foreign Corrupt Practices Act, 1977 [3]) и закон о взяточничестве (UK Bribery Act, 2011 [4]). Штрафы, предусмотренные этими законами, достигают десятков, а то и сотен миллионов долларов. Более того, UK Bribery Act фактически обязывает компании принимать меры, направленные на выявление и противодействие коррупции и активно сотрудничать с контролирующими органами. В этом же ключе за последние годы обновились соответствующие законы и в других странах — Германии, Австрии, Канаде и в некоторой мере в России.
Внутреннее противодействие коррупции уже заложено в российском законодательстве: так, в соответствии со статьей 13.3 федерального закона «О противодействии коррупции», все организации с 01.01.2013 года обязаны самостоятельно разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Ещё одно нововведение — это не существовавшая ранее статья 19.28 в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП РФ) «Незаконное
вознаграждение от имени юридического лица». Теперь за дачу либо получение взятки (до этого существовало лишь соответствующее наказание физического лица по уголовному кодексу) отвечает не только должностное лицо, но и владелец бизнеса. Суммы штрафов внушительны: штраф за взятку в особо крупном размере (ч. 3 настоящей статьи) начисляется в 100-кратном размере от суммы этого незаконного обогащения плюс конфискация суммы взятки, при этом минимальный размер штрафа составляет 1 000 000 рублей! То есть за «джинсу» (заказные, тайно проплаченные материалы) теперь медиа концерну придется раскошелиться по полной программе. И это означает, что правовой механизм, на который мы ссылаемся, говоря о новых технологиях в контент-контроле, с недавних пор уже заключен внутри российского законодательства.
Поскольку и медиа-бизнес уже давно перестал ограничивать свою деятельность государственными границами, после ряда громких судебных разбирательств и колоссальных штрафов вопрос предотвращения коррупционных рисков в других странах встал особенно остро. Международные компании стали разрабатывать внутренние правила и процедуры, обязывая свои подразделения по всему миру им следовать. Такая превентивная политика — compliance — дословно переводится как приведение в соответствие с требованиями, уже начала постепенно приживаться и в российской бизнес среде.
Современная комплаенс-практика имеет две ключевые составляющие, каждая из которых выполняет свои функции.
Во-первых, это предотвращение коррупции, противодействие отмыванию денег, полученных преступным путем, и упреждение мошеннических операций с ресурсами компании и расхищения средств. Для реализации этих задач компании разрабатывают целый комплекс внутренних документов, политик и процедур. У большинства международных корпораций, например, существуют отдельные горячие линии, которые позволяют по телефону или электронной почте сообщить о нарушении кодекса этики сотрудниками компании, в том числе и руководителями. Существуют внутренние правила, которыми установлены ограничения на вручение подарков государственным служащим, правила проявления гостеприимства, процедуры согласования благотворительных взносов и т. д. Особое внимание уделяется проверке репутации деловых партнеров, дистрибьюторов, подрядчиков, посредников и агентов, которые предоставляют компании разного рода услуги. Такие процедуры направлены на выявление скрытых рисков, когда коррупционные действия маскируются под квазилегальные консультационные услуги, маркетинговые исследования или чрезмерно завышенные перепродажные цены.
Вторая составляющая представлена внутренними проверками и расследованиями для выявления и предотвращения случаев нарушения кодекса этики компании. В результате таких расследований и проверок
коммуникология - соммумсоюсу
бизнес контролирует сам себя, тем самым способствуя искоренению коррупции, нарушению экологических стандартов, принципов честной конкуренции и других нарушений корпоративных правил. В результате расследований сотрудников, уличенных в ненадлежащих действиях, как правило, увольняют, а материалы расследований могут передаваться в правоохранительные органы.
Очевидно, что применение внутренних политик и процедур требует создания этических стандартов, надлежащего ознакомления сотрудников с положениями внутренних документов и осуществления контроля их реализации. Транснациональные корпорации создают целые департаменты, набирая штат сотрудников, ответственных за разработку и внедрение политики соответствия, обучение персонала, а также проведение внутренних проверок и расследований для выявления и предотвращения случаев нарушения кодекса этики компании.
За последние годы мировая комплаенс-практика существенно шагнула вперед. Есть все моральные и правовые основания утверждать, что именно медиа магнатам пора восстанавливать честное имя журналиста и народное доверие к СМИ. И вкладываться в этот нелегкий и небыстрый процесс должны в том числе и те, кто развязывал и вёл информационные войны, унизил журналистское сообщество.
Сегодня качественно новое значение приобретает тот факт, что многие из крупных СМИ не только имеют иностранных партнеров, но и официально юридически зарегистрированы не в России, и даже выпускают акции, которые торгуются на крупнейших мировых площадках.
Мы проанализировали по открытым источникам структуру собственности нескольких ведущих российских ТВ-каналов (Первый канал, НТВ, РЕН-ТВ, СТС), газет (Известия, Коммерсант, Ведомости), радио-станций (Эхо-Москвы, многие другие подконтрольны указанным ТВ-каналам) и двух крупных медиа-холдингов «Яндекс» и «Мэйл.ру». Результаты оказались очень впечатляющими и показательными. Из указанных 10 СМИ — 8 напрямую или косвенно (через цепочку фирм) в структуре собственности имеют фирму, зарегистрированную за рубежом (Кипр, Нидерланды, Панама, США [5]), остальные две (НТВ, Известия) подконтрольны структурам, аффилированным с Газпромбанком, подконтрольным Газпрому, акции или депозитарные расписки которого торгуются в Лондоне, и о зарубежных деловых связях которого всем известно.
Даже после полного введения в действие в 2015 году новых поправок о дополнительном понижении порога участия иностранных собственников в капиталах российских СМИ, следует признать, что медиа корпорации, по сути, останутся связанными с международным бизнесом очень тесно. Так или иначе, российским СМИ ради соблюдения своей репутации, придется теперь соблюдать международные стандарты корпоративной культуры и российские нормы права в этой области, ведь, для некоторых
из них неэтичное поведение может, очевидно, повлиять на падение котировок на биржах, а для некоторых — вызвать заведомо проигрышные судебные иски от возмущённых потребителей и оскорблённой аудитории.
Важно также понять, что внедрение технологий медиа комплаенс контроля не является проявлением каприза, а лишь элементарной заботой о национальной безопасности в информационной сфере. В случае отказа от применений данной технологии или в опоздании с изучением новых правил игры на этом весьма специфическом рынке, инициативу управления медиа пространством отечественные менеджеры могут безвозвратно утратить. Негативные примеры утраты профессиональных позиций из-за отсутствия должного внимания к этической сфере ярко продемонстрировали в 2014 году ведущая разговорная радиостанция страны «Эхо Москвы» и самый известный независимый телеканал «Дождь». На основе их печального опыта сегодня активизировалась общественная дискуссия о профессиональных стандартах журналистики и корпоративных ценностях. Но некоторые руководители традиционных СМИ предлагают решать эти острые проблемы без учёта самых современных технологий.
Комплаенс технологии в медиа будут способствовать производству благоприятного для общества продукта и созданию системы самоконтроля участников этой сферы по трем направлениям, которые сегодня уже признаны и известны. Первое — это «экологически» чистое информационное поле, второе — добросовестная конкуренция в сфере СМИ, третье — противодействие коррупции в медиа среде. При таком современном подходе во многим снимается идеологическая острота предъявляемых к СМИ претензий, а проверка добросовестности журналистов может происходить комплексно с использованием новейших психологических методик и приборов отечественного производства.
Таким образом, нужно быть готовым к тому, что практика комплаен-са в самом скором времени станет главным механизмом преодоления информационных войн, обеспечения безопасности, рычагом позитивных перемен и неотъемлемой частью бизнес культуры и для всех международных и российских компаний, включая интернет медиа гигантов.
Список литературы
1. Стивен Силбигер. МВА за 10 дней. Поэтапное овладение профессиональными знаниями, которые дают лучшие школы бизнеса. ЗАО «Консультант Плюс», 2001.
2. URL: http://www.juristlib.ru/book_7765.html
3. URL: http://www.justice.gov/criminal/fraud/fcpa/
4. URL: http://законъ.com/14521-uk-bribery-act.html
5. Источник информации о структуре собственности здесь и далее — СПАРК-Интерфакс: http://www.spark-interfax.ru/
kommyhmkomrnq - communicology
■ ■ ■ MEDIA COMPLIANCE SYSTEM: JOURNALISTIC ETHICS THROUGH CORPORATE CULTURE
Author: PANTELEEV B. N.
PANTELEEV Boris Nikolayevich, Candidate of Law Sciences, Advisor of justice, member of the coordinating Council to support the development of educational activities in the city of Moscow, member of the working group on combating extremism under the General Prosecutor's office of the Russian Federation, Executive Director of the Guild of experts on tax disputes, legal expert of the Center for legal assistance to journalists of the Commission on communications, information policy and freedom of expression in the media of the Public chamber of the Russian Federation, co-founder of the Agency of legal information "Man and law".
Address: 32, Perekopskaya str., Blg 5, 117209, Russia, Moscow. Phone: 8-926-670-1959, Fax 8-499-721-30-91, E-mail: [email protected]
Abstract. On the basis of complex analysis of the crisis condition of the Russian mass media, author formulates original suggestions for the introduction of modern international standards of corporate culture — methods of compliance, for coercion of media corporations to ethic business. The author is sure that the self-regulation priority over censorship has to be an axiom, however responsibility for realization of self-regulation system needs to be shifted from weak atomized media community to the financially well-founded Internet companies and media holdings.
Keywords: censorship, media, corruption, self-regulation, media, Internet, network edition, security, arbitration, corporate culture, compliance, ethical standards of journalistic ethics.
References:
1. Stiven Silbiger. MBA za 10 dnei. Poietapnoe ovladenie professionalnymi znaniyami, kotorye daut lychshie shkoly biznesa. ZAO " Konsultant plus" 2001.
Stephen Silbiger. MBA in 10 days. The phased acquisition of professional knowledge, which give the best business school. CJSC "Consultant Plus", 2001.
2. http://www.juristlib.ru/book_7765.html
3. http://www.justice.gov/criminal/fraud/fcpa/
4. http://3aKOHt.com/14521-uk-bribery-act.html
5. Istochnik informacii o stryktyre sobstvennosti zdes I dale: SPARK-Interfaks. http:// www.spark-interfax.ru/
Source of information about the structure of the property hereinafter: SPARK-Interfax.