УНИВЕРСИТЕТА Комплаенс в предпринимательском деятельности: ^и^и^Э
имени o.e. куг-афина(мгюА) история становления, общие положения.
КОМПЛАЕНС В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ, ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. Статья написана в виде лекции для магистерской программы. Освещены основные положения о комплаенсе, раскрыты основные этапы становления комплаенса как защиты от предпринимательских рисков, подходы к определению термина «комплаенс», правовое регулирование. В статье излагаются особенности международных источников регулирования в сфере комплаенса, а также проблемы становления комплаенса в Российской Федерации. Ключевые слова: комплаенс, антикоррупционная политика, предпринимательская деятельность, риски, трансграничность.
DOI: 10.17803/2311-5998.2018.43.3.225-233
А. A. PHILIPPOVICH,
Master of Law, Postgraduate of Business and Corporate Law Department of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) [email protected] 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya ul, 9
COMPLIANCE IN BUSINESS: THE HISTORY OF THE FORMATION, GENERAL PROVISIONS, PROBLEMS OF FORMATION IN THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract. The article is the form of lecture for the master's degree program. It's devoted to the main provisions about compliance, the main stages of compliance as a form of business risk protection, approaches to the definition of the term «compliance», legal regulation. The article describes the features of international sources of compliance regulation and the problems of establishing compliance in the Russian Federation. Keywords: compliance, anti-corruption policy, entrepreneurial activity, risk, cross-border.
Анна Андреевна ФИЛИППОВИЧ,
магистр юриспруденции, аспирант кафедры предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Anna.PhШppovich@ ru.ey.com
125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
m
К Ц
И
s
П □
П
Р □
Б Л m
ПТ
ПК
"О
m
План
1. Общие положения о комплаенсе: история возникновения, понятие, основные политики.
2. Комплаенс: основные источники регулирования за рубежом и в Российской Федерации.
3. Проблемы становления комплаенса в Российской Федерации.
□Р
йш
тш НО И Г Я □
БИЗНЕСА
>
© А. А. Филиппович, 201 i
) УНИВЕРСИТЕТА
а-—^ имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
1. Общие положения о комплаенсе: история возникновения, понятие, основные политики
Комплаенс появился в начале XX в., когда было создано Агентство Министерства здравоохранения и социальных служб США (FDA — Food and Drug Administration). Агентство начало создавать правила, которым должны были следовать участники предпринимательской деятельности в области фармацевтической и пищевой промышленности. FDA стало регулятором на рынке США. Однако предпосылкой развития комплаенса в США стали скандалы 60—70-х гг. ХХ в. В результате скандалов был принят Закон США «О борьбе с практикой коррупции за рубежом» 1977 г. (Foreign Corrupt Practices Act 1977), который установил жесткие правила контроля, ввел требования к бухгалтерской и финансовой документации, установил правила взаимоотношений с государственными чиновниками. В конце 1970-х гг. в США создается целый ряд регуляторов в других сферах предпринимательской деятельности.
Впоследствии коррупционные скандалы 1980-х гг. направили развитие комплаенса не только на соблюдение императивных предписаний, но и этических правил ведения бизнеса. В 1990-е гг. принимаются Разъяснения о порядке применения уголовного наказания для организаций (Federal Sentencing Guidelines). В этом документе содержатся четкие инструкции по созданию комплаенс-про-граммы, включая правила этического регулирования, а в 2004 г они были дополнены положениями о необходимости знания менеджментов основных условий комплаенс-программ.
Еще один крупный скандал произошел в конце 2001 г с участием энергетического гиганта Enron. Катастрофическое банкротство корпорации Enron из-за фальсификации отчетности, финансовых махинаций и сокрытия долгов привело к подписанию в 2002 г Закона Сарбейнса — Оксли1 (Sarbanes-Oxley Act), который представляет собой одно из самых значительных событий по изменению федерального законодательства США по ценным бумагам за последние 60 лет2.
Закон Сарбейнса — Оксли серьезно ужесточил требования к финансовой отчетности организаций и установил обязанность принятия кодекса корпоративного поведения, а также предоставления отчетности американским регуляторам3. С этого момента развитию комплаенса уделяется пристальное внимание.
Единого мнения по терминологическому определению комплаенса нет. Существует несколько подходов к этимологии слова «комплаенс». В Оксфордском словаре комплаенс (англ. compliance — согласие, соответствие; от глагола to comply — соответствовать) — действие в соответствии с запросом или указанием. Эксперт Мирового банка Д. Малыхин определяет комплаенс как способность действовать в соответствии с инструкциями, правилами и специальными
1 Sarbanes-Oxley Act of 2002 // Securities and Exchange Commission (SEC). 2002. URL: http:// www.sec.gov/about/laws/soa2002.pdf.
2 Шарамко М. М., Гарипов И. Р. Институциональный комплаенс-контроль : монография. М. : Русайнс, 2016. 138 с.
3 Все о compliance — управлении рисками в современной компании // Комплаенс за рубежом. 2013. URL: http://www.complianceblog.ru/?tag=sox.
УНИВЕРСИТЕТА Комплаенс в предпринимательском деятельности: 22/
имени o.e. кугафина(мгюА) история становления, общие положения.
требованиями4. Распространенным является понимание комплаенса как составной части функции внутреннего контроля, «целью которой является защита интересов инвесторов, банков и их клиентов путем контроля за соблюдением сотрудниками банка положений действующего законодательства, требований надзорных органов, а также документов, определяющих внутреннюю политику и процедуры банка (комплаенс)»5.
Предпринимательская деятельность сопряжена с риском6. Н. Г. Апресова отмечает, что «риск как признак предпринимательской деятельности — явление многоаспектное, требующее осмысления многих законодательно неурегулированных вопросов. Необходимо определенное уточнение базы предпринимательского риска, разработка теории соответствующего методического инструментария для уточнения классификации рисков с учетом специфики предпринимательской деятельности, установления факторов риска, степени их неопределенности, методов и способов оценки рисков и путей их снижения. Необходимо выбирать оптимальное соотношение уровней риска и дохода, а также степени деловой активности. Без учета факторов риска и умения управлять рисками субъекту предпринимательства не обойтись»7. То же необходимо предпринять и для комплаенс-рисков, т.к. комплаенс-риски являются частью предпринимательских рисков.
Выделяют три основных риска, составляющих основу комплаенс-рисков8:
— репутационный: опубликование негативной информации об организации или о ее работниках, акционерах, о членах органов управления, об аффилированных лицах в средствах массовой информации;
— правовой: несоблюдение законодательства, влекущее преследование со стороны надзорных органов; правовые ошибки при осуществлении деятельности; несовершенство правовой системы;
— операционный: нарушение внутренних правил организации, повлекшее убытки; несоблюдение аффилированными лицами и акционерами законодательства, учредительных и внутренних документов.
В целях контроля комплаенс-рисков компании разрабатывают ряд стандартных политик, которые, независимо от географии и/или специфики деятельности, в той или иной степени традиционно применяются в большинстве ^ организаций9: К
Л
4 Малыхин Д. В. Особенности организации комплаенс-контроля в российских банках // Л Внутренний контроль в кредитной организации. 2009. № 2. URL: https://www.lawmix.ru/ □ bux/26031. D
5 Морковкина Е. Комплаенс-функция в кредитных организациях // Бухгалтерия и банки. р 2005. № 12. Б
6 Ершова И. В. Понятие предпринимательской деятельности в теории и судебной практи- Л ке // Lex Russica. 2014. Т. XCVI. № 2. С. 160—167 ; Предпринимательское право. Право- М вое сопровождение бизнеса : учебник для магистров / отв. ред. И. В. Ершова. М. : Про- П^ спект, 2017. С. 18—20. ПК
7 Современное предпринимательское право : монография / отв. ред. И. В. Ершова. М. : О гп Проспект, 2014. С. 93. См. также: Апресова Н. Г. Риск в предпринимательской деятель- ШР ности // Приложение к журналу «Предпринимательское право». 2012. № 2. С. 29—35. ^В
8 Ермакова Н. А., Ахуньякова Ч. Ф. Комплаенс-контроль в системе внутреннего контроля Д Ш корпораций // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 3 (297). С. 3. НШ
9 Национальная ассоциация комплаенса. URL: http://compliance.su/stati/komplaens-dlya- ЯШ chaynikov.
БИЗНЕСА
>
) УНИВЕРСИТЕТА
L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
Кодекс корпоративной этики (Кодекс корпоративного поведения) — это документ, затрагивающий практически все аспекты деятельности организации. Кодекс раскрывает морально-этические принципы, стандарты поведения, приоритеты организации и обязанности сотрудников.
Политика противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Она препятствует проникновению преступно нажитых доходов в легальный сектор экономики и предупреждает финансирование терроризма. Это один из самых главных инструментов борьбы с легализацией теневых доходов, он основывается на нормах международного права и рекомендациях международных групп.
Политика принятия и дарения подарков, приглашений на мероприятия. Ее функция — разграничить понятия «подарок» и «взятка/откат», иными словами, обозначить черту, после которой подарок становится подношением с целью получения возможности манипулирования должностным лицом в своих интересах.
Политика сообщений о нарушениях этических стандартов регулирует порядок и способы сообщения о нарушениях сотрудниками (с правом на анонимность), а также порядок последующего расследования и документирования этих нарушений.
Политика, регулирующая конфликт интересов, задает этические стандарты поведения сотрудников при возникновении конфликта интересов, когда интересы сотрудника могут противоречить интересам компании; интересы одного клиента могут противоречить интересам другого клиента и т.д.
Политика «китайской стены» необходима для разграничения информационного поля в деятельности организации с целью предотвращения конфликтов интересов и создания условий для честной конкуренции. Обладание непубличной информацией о чьем-либо финансовом состоянии, инвестиционных планах, дополнительных эмиссиях может повлечь ее использование, например, сотрудниками иного подразделения в целях извлечения дополнительной прибыли. Возведение данного информационного барьера позволяет организации не только предотвращать возникновение конфликта интересов, но и обслуживать всех клиентов без ограничения.
Политика взаимодействия с регулирующими органами. Вопрос эффективного и правильного взаимодействия с регулирующими органами является весьма актуальным, поскольку даже весьма законопослушные организации сталкиваются в такой ситуации с рядом практических сложностей.
Политика конфиденциальности информации регулирует неразглашение данных о клиентах и об их операциях. Она подразумевает формирование общей культуры обращения с клиентскими данными, организацию хранения и соблюдение определенных стандартов при обработке персональных данных.
Выделяют также и другие политики, которые каждая организация, в силу своей специфика деятельности, вправе разрабатывать самостоятельно.
2. Комплаенс: основные источники регулирования за рубежом и в Российской Федерации
У истоков регулирования комплаенса стоят страны, в которых комплаенс применяется уже давно и где давно осознали важность эффективного комплаенса.
УНИВЕРСИТЕТА Комплаенс в предпринимательском деятельности: имени o.e. кугафина(мгюА) история становления, общие положения.
Основными международными актами в области комплаенса стали Закон Великобритании «О взяточничестве» 2010 г (UK Bribery Act 2010) и Закон США «О борьбе с практикой коррупции за рубежом» 1977 г. (Foreign Corrupt Practices Act 1977). Великобритания10
Закон Великобритании «О взяточничестве»11, принятый 8 апреля 2010 г. и вступивший в силу с 1 июля 2011 г., является одним из наиболее известных национальных законов по регулированию комплаенса. Данный Закон имеет трансграничное применение, поэтому положения закона вынуждены учитывать не только британские, но и иностранные компании, в том числе не имеющие физического присутствия и не работающие в Великобритании.
Выделяют несколько основных особенностей Закона Великобритании «О взяточничестве», а именно:
— понятие «взяточничество» включает как дачу, так и получение взятки, закон также направлен на внедрение механизмов предотвращения коррупции потенциальными взяткодателями — британскими и иностранными компаниями;
— ответственность устанавливается не только за подкуп должностных лиц на территории Великобритании, но и за подкуп британской компанией или в ее интересах должностного лица за рубежом. В этом реализуется принцип транс-граничности действия закона;
— ответственность устанавливается за подкуп не только публичных должностных лиц, но и должностных лиц в частном секторе;
— закон не раскрывает, что следует понимать под взяткой, оставляя этот вопрос на усмотрение судей.
В Рекомендациях, выпущенных Министерством юстиции Великобритании 30 марта 2011 г.12, сформулированы шесть принципов, которые должны лежать в основе антикоррупционных процедур компании:
Принцип 1. Пропорциональность процедур (proportional procédures). Процедуры должны соответствовать уровню риска, с которым сталкивается компания, ее масштабам и характеру бизнеса.
Принцип 2. Обязанности высшего руководства (tone at the top, top level ^
management). К
Практическая реализация данного принципа должна найти отражение в ко- Ц
дексе поведения или этики компании, где формулируется общее негативное |
отношение — «нулевой уровень» терпимости владельцев компании и высшего П
менеджмента — к взяточничеству. П
Принцип 3. Оценка риска (risk assessment). р
Компания должна проводить оценку потенциальных внутренних и внешних сков взяточничества. Оценка должна осущест^ зультаты должны документально фиксироваться.
□ Б
рисков взяточничества. Оценка должна осуществляться периодически, а ее ре- Е
пТ
10 Иванов Э. А. Антикоррупционный комплаенс-контроль в странах БРИКС : монография. О гп М. : Юриспруденция, 2015. С. 31—45.
11 Bribery Act 2010 // The National Archives. 2010. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukp-ga/2010/23/contents. Д Ш
12 Guidance about procedures which relevant commercial organizations can put into place to НШ prevent persons associated with them from bribing // UK Ministry of Justice. 2011. URL: http:// Я Ш www.justice.gov.uk/downloads/legislation/bribery-act-2010-guidance.pdf. БИЗНЕСА
>
_ _ __tn^^b I / I I Ы l/l IS
230 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ УНИВЕРСИТЕТА
L-—^ и мени O.E. Кугафина (МПОА)
Принцип 4. Дью дилидженс (должная осмотрительность, due diligence). Должны применяться процедуры должной осмотрительности в отношении лиц, действующих от имени или по поручению компании в целях снижения риска вовлечения во взяточничество.
Принцип 5. Коммуникация, включая обучение (communication). Коммуникация предполагает необходимость обеспечить доступность информации среди сотрудников, а также для внешних партнеров, проведение обучения. Принцип 6. Мониторинг процедур (adequate procedures). Компании должны осуществлять регулярный мониторинг процедур и при необходимости вносить изменения. Необходимо предусмотреть регулярную отчетность по применению процедур и оценку эффективности их применения.
Соединенные Штаты Америки13
Другой международный акт, имеющий трансграничный характер и оказывающий значительное влияние на иностранные компании, — Закон США «О борьбе с практикой коррупции за рубежом» 1977 г.14 Это первый в мире закон о запрете подкупа иностранных должностных лиц, который предусматривает принятие компаниями комплаенс-программ.
Основные отличия Закона США «О борьбе с практикой коррупции за рубежом» от Закона Великобритании «О взяточничестве»:
1) Закон США распространяется только на коррупцию в публичной сфере и не затрагивает коммерческую коррупцию или коррупцию в частном секторе;
2) Закон США не рассматривает стимулирующие выплаты публичным служащим за выполнение их обычных функций в установленные сроки в качестве взятки.
В США, как и в Великобритании, существование эффективной комплаенс-си-стемы является смягчающим обстоятельством: меры по ее организации важны при решении вопроса о размере штрафных санкций.
В странах с эффективной правовой системой комплаенс-меры способствуют уменьшению количества правонарушений, а следовательно, и штрафных санкций. Но ошибочно полагать, что комплаенс служит гарантом недопущения правонарушений. Практика показывает, какую цену приходится платить компаниям из-за отсутствия комплаенс-системы внутри компании. Так, немецкая компания Siemens после скандалов 2006 г. провела проверку внутренней системы контроля, по результатам которой был обновлен подход компании к созданию и функционированию комплаенс-функции.
Другой скандал, иллюстрирующий последствия отсутствия комплаенс-про-граммы в компании, в 2012 г. затронул международную фармацевтическую компанию Pfizer. Интересно, что размер выявленных коррупционных платежей составил 2 млн долл. США, однако санкции в отношении Pfizer обернулись штрафом в размере 15 млн долл. США и обязательством ввести в действие комплексную комплаенс-программу.
США и Великобритания диктуют свои условия ведения бизнеса в мире в сфере комплаенса. Это связано с рядом факторов. Во-первых, первые скандалы с компаниями-гигантами по нарушению законодательства, повлекшие за собой
13 Иванов Э. А. Указ. соч. С. 45—50.
14 Foreign Corrupt Practices Act of 1977 // United States Department of justice. 2015. URL: https://www.justice.gov/criminal-fraud/foreign-corrupt-practices-act.
УНИВЕРСИТЕТА Комплаенс в предпринимательском деятельности: 2JI
имени o.e. кугафина(мгюА) история становления, общие положения.
изменения ведения бизнеса, были в США (скандал с энергетическим гигантом Enron). Во-вторых, антикоррупционные законы США и Великобритании имеют экстерриториальный характер, поэтому распространяются на другие страны, которые как-либо, даже косвенно, связаны с партнерами из США и Великобритании. В-третьих, как последствие двух первых факторов именно в этих странах существует практика по внедрению комплаенса в организации, США и Великобритания являются странами с давно отлаженными системами комплаенса, со своей спецификой законодательства, различными подходами к регламентированию. Именно поэтому остальным странам, включая Российскую Федерацию, придется внедрять и подстраивать механизм комплаенса внутри своей страны, учитывая законодательство и опыт США и Великобритании. В противном случае страна выпадет из международных требований ведения бизнеса и уменьшатся возможности развития экономических, торговых, деловых и прочих сфер деятельности на международной арене.
3. Проблемы становления комплаенса в Российской Федерации
На сегодняшний день комплаенс в России урегулирован только в банковской сфере. В России данный термин даже законодательно не закреплен. Комплаенс находится на стадии становления и законодательного урегулирования. В России Указание Банка России от 7 июля 1999 г. № 603-У «О порядке осуществления внутреннего контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитных организациях» впервые закрепило определение комплаенс-контроля. Банк России стал первым регулятором в России, который обозначил статус системы комплаенс-контроля.
При сравнительном анализе значений «комплаенс-контроль» в международном банковском праве и российском национальном нормативно-правовом регулировании можно сделать вывод, что международно-правовое значение данного термина намного шире15. В первом случае речь идет о внутреннем контроле за соответствием деятельности кредитной организации финансовому законодательству т в целом, а во втором — о внутреннем контроле за соответствием деятельности Ц кредитной организации на рынке ценных бумаг и производных финансовых ин- И струментов российскому законодательству о рынке ценных бумаг и деривативов. ^
Расхождение в значении термина «комплаенс-контроль» в международном □
банковском праве и в нормативных правовых актах Центрального банка РФ соз-
Российский антикоррупционной системы комплаенса, создана Национальная
Л
Р
дает правовую коллизию. Ее можно устранить путем прихода к единому понима- □
нию и трактовке данного термина, которое необходимо для устранения противо- Л
речий и определения концепции использования термина «комплаенс-контроль» М
в будущем в российском банковском законодательстве и нормативных правовых п>
актах Центрального банка РФ. ПИ
В России делаются первые шаги по имплементации системы комплаенса в оте- р Е
чественный бизнес: проводятся различные форумы, круглые столы, где обсужда- § □
ются проблемы внедрения комплаенса, была поддержана инициатива создания ОА
тШ
НО
15 Осипов А. В. Некоторые аспекты этимологии термина «комплаенс-контроль» в банков- Я О
ском праве // Банковское право. 2006. № 6. С. 19—20. БИЗНЕСА
>
) УНИВЕРСИТЕТА
L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
ассоциация комплаенса, представлен международный стандарт по комплаенсу, в создании которого участвовала и Российская Федерация.
Однако в российское законодательство комплаенс не может быть имплемен-тирован в таком виде, как в других правовых системах. Причиной этого является ряд расхождений западного законодательства с российским. Например, за нарушение Закона США «О борьбе с практикой коррупции за рубежом» и Закона Великобритании «О взяточничестве» предусмотрена ответственность не только физических, но и юридических лиц. По закону юридическое лицо может быть привлечено к уголовной ответственности, если работник совершил коррупционное правонарушение в интересах компании. В российском законодательстве к уголовной ответственности может привлекаться только физическое лицо, юридическое лицо может привлекаться лишь к административной ответственности16.
Еще одно расхождение — наличие антикоррупционной оговорки, или компла-енс-оговорки, которая предусматривает ряд прав и обязанностей сторон. Антикоррупционная оговорка — достаточно объемный документ. По словам Диаса Асанова, директора Департамента по вопросам соблюдения правовых и этических норм «Сименс», задача российского правоприменителя — выстроить систему комплаенса таким образом, чтобы она была эффективной, а не служила очередной формальностью в российском предпринимательстве.
Кроме того, Диас Асанов поднимает и такие проблемы, как сотрудничество правоохранительных органов с комплаенс-сотрудниками и различие подходов к взаимоотношениям в России и на Западе. На Западе компании, как правило, стараются сотрудничать с органами, которые проводят проверки по линии антикоррупционного законодательства (например, с Комиссией по ценным бумагам и Минюстом США), добровольно представляют требуемые документы и информацию и тем самым либо доказывают полное соответствие своей деятельности требованиям антикоррупционного законодательства, либо минимизируют возможные санкции (штрафы). В России правоохранительные органы не заинтересованы в таком сотрудничестве и при расследовании подобных дел все больше опираются на силовые методы получения информации.
В связи с вступлением во Всемирную торговую организацию (ВТО), которая имеет сильные правовые инструменты ведения бизнеса, в России приходит постепенно понимание того, что отечественный бизнес должен знать устав этой организации, правила игры и уметь применять их на практике. Приняв на себя обязанность по формированию комплаенса в предпринимательской деятельности, российские компании смогут получить ряд преимуществ:
— обеспечение достаточной уверенности в отсутствии нарушений требований законодательства и потенциальных претензий со стороны регуляторов;
— предотвращение привлечения к ответственности, в том числе уголовной;
— минимизация рисков финансовых потерь и банкротства;
— возможность участия в российских и зарубежных тендерах, обязательным условием которых является наличие системы антикоррупционных процедур и системы комплаенса;
— обеспечение устойчивого развития организации;
— повышение репутационной и инвестиционной привлекательности организации.
16 Фурблет К. Уголовные риски и комплаенс в России // Legal Insight. 2014. № 9 (35). URL: http://legalinsight.ru/issue-archive/legal-insight-9-2014/.
УНИВЕРСИТЕТА Комплаенс в предпринимательском деятельности: имени o.e. кугафина(мгюА) история становления, общие положения.
В настоящее время для создания положительного имиджа страны необходимо сформировать национальную антикоррупционную комплаенс-систему с активным участием бизнес-сообщества. Это будет способствовать возникновению в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, обеспечит морально-этическое оздоровление бизнеса, повысит его прозрачность и экономическую активность.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Апресова Н. Г. Риск в предпринимательской деятельности // Приложение к журналу «Предпринимательское право». — 2012. — № 2. — С. 29—35.
2. Все о compliance — управлении рисками в современной компании // Комплаенс за рубежом. — 2013. — URL: http://www.complianceblog.ru/?tag=sox.
3. Ермакова Н. А., Ахуньякова Ч. Ф. Комплаенс-контроль в системе внутреннего контроля корпораций // Международный бухгалтерский учет. — 2014. — № 3 (297). — С. 2—10.
4. Ершова И. В. Понятие предпринимательской деятельности в теории и судебной практике // Lex Russica. — 2014. — Т. XCVI. — № 2. — С. 160—167.
5. Иванов Э. А. Антикоррупционный комплаенс-контроль в странах БРИКС : монография. — М. : Юриспруденция, 2015. — 136 с.
6. Малыхин Д. В. Особенности организации комплаенс-контроля в российских банках // Внутренний контроль в кредитной организации. — 2009. — № 2. — URL: https://www.lawmix.ru/bux/26031.
7. Морковкина Е. Комплаенс-функция в кредитных организациях // Бухгалтерия и банки. — 2005. — № 12.
8. Осипов А. В. Некоторые аспекты этимологии термина «комплаенс-контроль» в банковском праве // Банковское право. — 2006. — № 6. — С. 19—20.
9. Предпринимательское право. Правовое сопровождение бизнеса : учебник для магистров / отв. ред. И. В. Ершова. — М. : Проспект, 2017. — 848 с.
10. Современное предпринимательское право : монография / отв. ред. И. В. Ершова. — М. : Проспект, 2014. — 352 с.
11. Фурблет К. Уголовные риски и комплаенс в России // Legal Insight. — 2014. — № 9 (35). — URL: http://legalinsight.ru/issue-archive/legal-insight-9—2014/.
12. Шарамко М. М., Гарипов И. Р. Институциональный комплаенс-контроль : монография. — М. : Русайнс, 2016. — 138 с.