Научная статья на тему 'Система корпоративного опережающего профессионального образования в машиностроительной отрасли'

Система корпоративного опережающего профессионального образования в машиностроительной отрасли Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИИ / ПЕРЕХОД НА ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ ПРОИЗВОДСТВА / КАДРОВЫЕ СЛУЖБЫ ПРЕДПРИЯТИЯ / КОРПОРАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА / ADVANCING FORMATION / CONTINUITY OF FORMATION / INNOVATION / TRANSITION TO AN INNOVATIVE WAY OF MANUFACTURE / PERSONNEL SERVICES OF THE ENTERPRISE / CORPORATE FORMATION / INCREASE OF PERSONNEL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рядовой Н. Н.

Создание на крупных предприятиях машиностроительной отрасли собственных учебных центров, корпоративных университетов, разработка модульных программ для опережающей подготовки персонала необходимое условие перехода отрасли на инновационный путь развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF CORPORATE ADVANCING VOCATIONAL TRAINING IN MACHINE-BUILDING BRANCH

Creation at the large enterprises of machine-building branch of own educational centres, corporate universities, creation of modular programs for advancing preparation of the personnel a necessary condition of transition of branch on an innovative way of development.

Текст научной работы на тему «Система корпоративного опережающего профессионального образования в машиностроительной отрасли»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ..........................................И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

СИСТЕМА КОРПОРАТИВНОГО ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

Н.Н. РЯДОВОЙ,

аспирант кафедры «Экономика» ГОУ МГИУ 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

riadovoy1@rambler. ru

Аннотация. Создание на крупных предприятиях машиностроительной отрасли собственных учебных центров, корпоративных университетов, разработка модульных программ для опережающей подготовки персонала — необходимое условие перехода отрасли на инновационный путь развития.

Ключевые слова: опережающее образование, непрерывность образования, инновации, переход на инновационный путь производства, кадровые службы предприятия, корпоративное образование, повышение кадрового потенциала.

SYSTEM OF CORPORATE ADVANCING VOCATIONAL TRAINING IN MACHINE-BUILDING BRANCH

N.N RIADOVOY,

the post-graduate student of chair of Economy of GOU МSIU

The summary. Creation at the large enterprises of machine-building branch of own educational centres, corporate universities, creation of modular programs for advancing preparation of the personnel — a necessary condition of transition of branch on an innovative way of development.

Key words: advancing formation, continuity of formation, innovation, transition to an innovative way of manufacture, personnel services of the enterprise, corporate formation, increase of personnel potential.

Внедрение в производство новых современных гибких технологий и, как следствие, переход промышленных предприятия на инновационный тип развития производства немыслим без должного качественного состояния его кадровой составляющей. Данные, предоставленные руководителями служб управления персоналом машиностроительных предприятий, позволили описать качественное состояние управления персоналом в условиях перехода на инновационный путь развития, а также определить роль и место непрерывного профессионального образования в системе профессиональной подготовки кадрового состава предприятия.

Успех инноваций станет реальным при разработке и реализации новых подходов к управлению инновационной деятельностью и управлению персоналом. Главным аспектом профессионального развития последнего является его профессиональное обучение, в ходе которого происходит передача новых профессиональных навыков и знаний работникам предприятия. Основным показателем прогресса, культуры производства и корпоративной культуры предприятия становится профессионализм его сотрудников.

Основная цель профессионального обучения — подготовить кадровый состав предприятия к успешному выполнению поставленных перед ним задач и вывести его на уровень, соответствующий требованиям современного рынка.

С точки зрения непосредственного назначения, профессиональное обучение персонала включает в себя несколько стадий, в частности подготовку, переподготовку и повышение квалификации, а также стажировку специалистов. Такая система, с одной стороны, позволяет предприятию быстро реагировать на изменение потребностей собственного производства в рабочей силе, а с другой, — дает возможность самим работникам самообразовываться исходя из своих интересов.

Анализ современных концепций непрерывного профессионального образования позволил определить ярко выраженный концептуальный подход к непрерывному профессиональному образованию как направлению для закрепления России в процессах интеграции мировых экономических процессов. Системы управления персоналом российских предприятий, в частности АМО ЗИЛ, базируются на уже

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ *

опробованных на практике в зарубежных странах концепциях. Среди наиболее значимых и применяемых — концепция обучающейся организации, которая позволяет проводить повышение квалификации персонала с максимальной эффективностью. При этом, исходя из собственной стратегии развития, каждое предприятие использует собственные способы формирования системы переподготовки кадров, свои учебные программы. Как правило, предприятия используют для обучения созданные совместно с вузами и средними специальными профессиональными учебными заведениями учебные центры и корпоративные университеты (у АМО ЗИЛ — завод-втуз). Это позволяет в полной мере организовать опережающую систему подготовки и переподготовки кадров для нужд предприятия.

Корпоративный учебный центр АМО ЗИЛ является внутрифирменным образовательным учреждением для обучения работников холдинга. Его задача — целенаправленное обучение сотрудников в соответствии с требованиями предприятия. Завод-втуз, организованный на базе ГОУ Московского государственного индустриального университета, имеет более глобальные стратегические цели, нежели обычная система подготовки персонала. Его деятельность связана с долгосрочными планами АМО ЗИЛ по подготовке специалистов высшей квалификации. Оба эти элемента зиловской системы подготовки кадров могли бы консолидироваться в единое целое под эгидой корпоративного университета, поскольку объединяют в своей деятельности основные особенности и преимущества программ корпоративного университета как нового вида непрерывного профессионального образования, в частности ориентацию программ на потребности и стратегию холдинга; их непрерывность, долгосрочность и опережающий характер; обязательное внедрение в производственную деятельность навыков, полученных в ходе обучения.

Деятельность холдинга АМО ЗИЛ в сфере непрерывного профессионального образования позволила дать оценку эффективности используемых на его предприятиях для подготовки и повышения квалификации кадров учебных программ. Главным критерием служит степень достижения целей обучения, на которые ориентированы программы, ибо оценить эффективность каждой программы практически невозможно. Причина заключается в том, что не всегда можно оценить влияние программ на конечные результаты деятельности предприятия. Практика профессионального образования АМО ЗИЛ, его формы и методы с учетом российских реалий приемлемы для использования в большинстве промышленных предприятий машиностроительного сектора.

Кроме того, исследование этого направления показало, что в России отсутствуют требования к со-

И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

держанию и качеству программ дополнительного профессионального образования. Это является следствием того, что современная система дополнительного образования стала жертвой государственной политики по демонополизации и разгосударствлению в системе образования. Образовательные учреждения, занимающиеся повышением квалификации и переподготовкой кадров, исчезли, отсутствует единая нормативно-правовая база, упразднены прежние плановые стандарты развития системы повышения квалификации, а новые отсутствуют.

В России имеет место трехуровневая система непрерывного профессионального образования. Первый — традиционная государственная система обучения. Второй уровень составляют образовательные учреждения, занимающиеся дополнительным обучением работников. Третий уровень — внутрифирменное обучение персонала. Все уровни не связаны друг с другом общими целями и задачами.

В учебной и научной литературе нет целостного представления управления персоналом инновационного предприятия, как нет и представления технологий, направленных на повышение инновационного потенциала этого персонала. В основном присутствуют общетеоретические принципы, ориентированные на управление персоналом в обычной функциональной деятельности, а также разработанные предприятием или организацией на ненаучной основе аспекты управления в инновационной деятельности.

Необходимо внести вклад в решение этого проблемного момента благодаря представленным данным, развивающим проблематику управления персоналом на предприятии, вставшем на инновационный путь развития. Анализ современного состояния российских инновационно ориентированных предприятий, выявление основных подходов к решению проблемы совершенствования механизмов стимулирования инновационной активности в промышленности, а также представленная методология профессионального образования и развития персонала представляют собой теоретический и практический интерес для администрации крупных предприятий машиностроительного сектора, в деятельности которых имеют место одновременно научно-исследовательская, опытно-конструкторская и производственная деятельность. Кроме того, изучение специальной литературы позволяет отметить новые перспективные задачи в этом направлении, в частности научный поиск более эффективных программ развития и повышения квалификации кадрового состава крупных предприятий с учетом современных тенденций научно-технического прогресса, а также определение путей развития системы непрерывного профессионального образования в связи с внедрением новых инновационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.