_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
УДК 1751
Первухина Валерия Алексеевна
студентка СурГПУ, г. Сургут, РФ E-mail: PervukhinaValeria@yandex.ru
СИСТЕМА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫ1РАЗИТЕЛЬНЫ1Х СРЕДСТВ В РОМАНЕ Е.И. ЗАМЯТИНА «МЫ»
Аннотация
Статья посвящена анализу изобразительно-выразительных средств в романе Е.И. Замятина «Мы». Исследование текста 1 главы позволяет сделать вывод о том, что авторская стратегия выбора этих средств зависит от жанра произведения. Конфликт, характерный для антиутопии, стилистически проявляется прежде всего на семантическом и, что характерно для романа Замятина, фонетическом уровнях.
Ключевые слова
Антиутопия, изобразительно-выразительные средства языка, идиостиль писателя.
Как известно, язык литературных произведений имеет специфические черты, которые позволяют нам говорить о существовании особого языка художественной литературы. В первую очередь, мы говорим здесь об образности такой речи, которая достигается за счет особого внимания писателя к используемым языковым средствам. Своеобразие художественной речи обусловливается задачами, стоящими перед писателем, эмоционально-мыслительным содержанием, изображаемым явлением действительности, а также жанром произведения и временем его написания. Выбор адекватных поставленным задачам слов и словосочетаний -важнейшая сторона работы автора над языком произведения. Поэтому при анализе того или иного художественного произведения необходимо учитывать особенности художественной речи, так как посредством «...тщательного анализа самой словесной ткани литературного произведения полнее раскрывается его содержание, идея, выявляется его эстетическое достоинство» [2, с. 53]. При этом стоит отметить, что не все слова в художественном тексте исполняют выразительную функцию: наряду с образными единицами языка выступают и обычные (нейтральные) информативные единицы.
Для создания выразительности художественной речи писатели пользуются, в первую очередь, множеством изобразительно-выразительных средств, которые могут строиться из языковых единиц, относящихся к различным социальным, стилевым и функциональным пластам национального языка. Среди изобразительно-выразительных средств на первый план выступают тропы как наиболее употребительные средства создания выразительности текста. Однако количество тропов в том или ином тексте не является показателем его художественности, но характер употребленных тропов, их частотность у конкретного писателя является одной из основ для изучения художественного мышления автора, так как это составляет особенности его поэтики и стиля. Также не стоит забывать, что образность художественной речи зависит не только от того, какие слова выбрал автор, но и от того, как он сочетал их в предложении и других синтаксических конструкциях (синтаксические фигуры). Кроме тропов и фигур значение имеют и фонетические средства художественной выразительности. Художественная речь упорядочивает повторение звуков для эстетического воздействия.
М.М. Гиршман писал, что если речь идет о понимании произведения в единстве содержания и формы, то надо спрашивать не о том, какие приемы применяются, а о том, что значит данный элемент художественной формы целого, какое конкретное содержание он воплощает [3, с. 57]. Таким образом, для понимания авторской позиции и идеи произведения первостепенное значение имеет не столько количество использованных изобразительно-выразительных средств, сколько определение их функции в том или ином контексте.
Творчество Евгения Ивановича Замятина нашло своего широко читателя в России не так давно - лишь в 1988 г. в нашей стране вышел в печать его самый известный роман -антиутопия «Мы». Потому и проблема художественного стиля Е.И. Замятина в отечественном литературоведении изучена недостаточно полно. В
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
нашей работе мы обратились к анализу основного элемента стиля писателя - изобразительно-выразительным средствам - на материале романа «Мы». В данной статье представлен анализ первой главы произведения.
Ранее упоминалось, что на стиль писателя влияет, в числе прочих факторов, жанр художественного произведения. Жанровый канон определяет ведущую тему произведения (так, элегия подразумевает лирические размышления о скоротечности жизни и о смерти), его обязательные элементы (житийный канон), а также мотивирует выбор средств, посредством которых писатель будет воздействовать на читателя, чтобы яснее выразить идею произведения. Поэтому отметим, как жанровые особенности антиутопии влияют на отбор изобразительно-выразительных средств, используемых Е.И. Замятиным в романе «Мы».
Во-первых, как указывает Б.А. Ланин, антиутопия антропоцентрична. Она ориентирована на личность, «ее чаяния и беды» [6, с. 19]. Антиутопия сохраняет и поддерживает суверенность личности. Е.И. Замятин в своем романе показывает эволюцию Д-503 - от машиноподобного «нумера» до сознательного человека, до человека с душой. На уровне изобразительно-выразительных средств это проявляется так: изначально контекстуальные синонимы «я - мы» («Я лишь пытаюсь записать то, что вижу, что думаю - точнее, что мы думаем» [5, с. 42]) постепенно расходятся к разным смысловым полюсам («Я не позволю! Я хочу, чтоб никто, кроме меня. Я убью всякого, кто... Потому что вас - я вас -» [5, с. 84]).
Главным конфликтом антиутопии является противостояние личности и социальной среды. Как пишет Б.А. Ланин, герой отказывается от своей мазохистской роли или пытается преодолеть тоталитарный контроль над своей жизнью и личностью. Персонаж стремится к свободе и отстаиванию прав личности. Государство стремится к восстановлению статус-кво, кроме того - к возможному уничтожению восставшего индивида [6, с. 12]. Об этом изначально заложенном противоречии говорят оксюмороны, постоянно встречающиеся в тексте романа: «благодетельное иго», «дикое состояние свободы», «заставить быть счастливыми», «преступные инстинкты».
Третьей особенностью жанра антиутопии является психологическая подоплека социального конфликта, то есть персонаж должен «осознать необходимость и неизбежность своего отрыва от государства» [6, с. 12]. Внутренний конфликт Д-503 проявляется через его речь: обычно логически выстроенная, она становится сбивчивой, наполняется повторами и недоговоренностями. И причина этого кроется не только в смятении, предельном эмоциональном напряжении героя, но и в том, что слова любви и ревности ему незнакомы. Д-503 отношения с женщинами раньше воспринимал как «приятно-полезную функцию организма» [5, с. 58], как выполнение долга «нумера» перед Единым Государством. Любовь к I-330 - это качественно другое явление: «- Я не мог больше! Где вы были? Отчего, - ни на секунду не отрывая от нее глаз, я говорил как в бреду - быстро, несвязно, - может быть, даже только думал. - Тень - за мною... Я умер - из шкафа. Потому что этот ваш. говорит ножницами: у меня душа. Неизлечимая» [5, с. 115].
Еще одной отличительной чертой антиутопии как жанра является ритуализация жизни. Движение личности в ритуализированной жизни запрограммировано. Конфликт возникает там, «где личность отказывается от своей роли в ритуале и предпочитает свой собственный путь» [6, с. 3]. Примером ритуализации, постоянной повторяемости жизни на уровне изобразительно-выразительных средств служат многочисленные повторы: «Каждое утро, с шестиколесной точностью, в один и тот же час и в одну и ту же минуту, - мы, миллионы, встаем, как один. В один и тот же час, единомиллионно, начинаем работу -единомиллионно кончаем. И, сливаясь в единое, миллионорукое тело, в одну и ту же, назначенную Скрижалью, секунду, - мы подносим ложки ко рту, - и в одну и ту же секунду выходим на прогулку и идем в аудиториум, в зал Тэйлоровских экзерсисов, отходим ко сну.» [5, с. 50].
Таким образом, сам жанр антиутопии накладывает на роман Е.И. Замятина «Мы» определенные обязательства в использовании изобразительно-выразительных средств: антонимы и оксюмороны как сигналы будущего конфликта, лексические повторы как показатель ритуализации жизни, а также неполные предложения как показатель внутреннего конфликта героя.
После определения влияния жанрового канона на произведение следует обратиться непосредственно к анализу изобразительно-выразительных средств, выделенных в первой главе романа «Мы». В анализе изобразительно-выразительные средства разделены по уровням языка: фонетический, морфемный, лексический (в том числе семантический) и синтаксический.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
Фонетические изобразительно-выразительные средства
Евгений Иванович Замятин с особым вниманием относился к звуку, мелодичному звучанию фразы. Ю. Анненков в книге «Дневник моих встреч. Цикл трагедий» приводит следующие слова писателя: «Мелодия -в музыкальной фразе осуществляется: 1) ритмическим ее построением; 2) построением гармонических элементов в определенной тональности и 3) последовательностью в изменении силы звука. <...> Инструментовка целых фраз на определенные звуки или сочетания звуков - преследует уже не столько цели гармонические, сколько цели изобразительные. Всякий звук человеческого голоса, всякая буква - сама по себе вызывает в человеке известные представления, создает звукообразы» [1, с. 236].
Поэтому в первую очередь необходимо обратить внимание на имя главного героя романа -математика-инженера Д-503, который появляется на первой странице произведения.
Звук д вызывает ассоциации с твердостью, монолитностью, устойчивостью. Звук д является взрывным - это свидетельствует о потенциале героя, носящего это имя. Он может «взорваться», преодолев все преграды на своем пути, стать свободным.
Сам Е.И. Замятин так говорил об ассоциациях, которые вызывает у него звук д: «Звуки Д и Т - о чем-то душном, тяжком, о тумане, о тьме, о затхлом» [1, с. 236].
Эти слова объясняют первоначальное положение героя: он находится во тьме незнания, он счастлив быть послушным винтиком в машине Единого Государства, его сознание затуманено навязанной идеологией.
Цифра имени героя - 503 - также звучит четко, твердо и уверенно.
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что только в одном имени героя заключен его характер, информация о его будущем развитии в сюжете произведения.
Морфемные изобразительно-выразительные средства
В «Записи 1-ой» есть два случая использования экспрессивных возможностей суффиксов: «мудрейшая из линий» и «крошечного, слепого человечка».
В первом случае суффикс превосходной степени имени прилагательного свидетельствует о том, что Д -503 считает линию Единого Государства - прямую - единственно верной и возможной. Герой поддерживает политику Единого Государства, является полностью включенным в его механизм.
В другом случае использован уменьшительно-ласкательный суффикс: «... испытывает женщина, когда впервые услышит в себе пульс нового - еще крошечного, слепого человечка» [5, с. 42]. Речь в данном отрывке идет о младенце. Даже не о младенце, а о двадцатидвухдневном эмбрионе человека - именно в это время у него начинает биться сердце.
Тот факт, что инженер-математик называет эмбрион человека, которому меньше месяца, «крошечным человечком», говорит о поэтическом начале в душе Д-503, о его все-таки не до конца механизированном сознании.
Таким образом, анализ морфемных изобразительно-выразительных средств помогает определить особенность сознания Д-503, а именно его двойственность: с одной стороны, приверженность идеалам Единого Государства, а с другой - едва заметную поэтичность.
Лексические изобразительно-выразительные средства
Лексика, используемая Е.И. Замятиным в «Записи 1-ой», изобилует математическими терминами: интеграл, уравнение, проинтегрировать, кривая, касательная, асимптота, прямая.
Это связано с тем, что Д-503 является математиком-инженером, одним из строителей ракеты «Интеграл». Язык математических терминов для него привычен. Даже описывая поразившие его явления, Д-503 использует термины: «В такие дни видишь самую синюю глубь вещей, какие-то неведомые дотоле, изумительные их уравнения - видишь в чем-нибудь таком самом привычном, ежедневном» [5, с. 43].
Активное использование терминологии показывает нам особенности мышления Д-503: математическое, алгоритмизированное, машинное, загнанное в строгие рамки алгебраических правил.
Среди использованных средств лексической выразительности стоит отметить контекстуальные синонимы «я - мы». Герой, даже говоря о себе, всегда упоминает неких «нас», он не идентифицирует себя как личность, полностью растворяется в обществе: «Я, Д-503, строитель Интеграла, - я только один из
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
математиков Единого Государства», «Я лишь попытаюсь записать то, что вижу, что думаю - точнее, что мы думаем» [5, с. 43].
Так перед нами возникает образ героя, который еще не взбунтовался против существующего порядка и еще выполняет свою функцию в ритуализированной жизни Единого Государства.
Семантические изобразительно-выразительные средства
В «Записи 1 -ой» Е.И. Замятин из множества семантических изобразительно-выразительных средств использует эпитеты, метафоры и сравнение.
Единственное сравнение является развернутым: «Вероятно, это похоже на то, что испытывает женщина, когда впервые услышит в себе пульс нового, еще крошечного, слепого человечка. <...> И долгие месяцы надо будет питать его своим соком, своей кровью, а потом - с болью оторвать его от себя и положить к ногам Единого Государства» [5, с. 42].
Д-503 сравнивает дневник, который будет вести, с младенцем, а себя с матерью. Это говорит о том, герой будет отдавать записям всего себя, чисто и искренне; читатель увидит настоящую жизнь Единого Государства.
Специфика использованных Е.И. Замятиным эпитетов заключается в том, что они связаны с математикой: «бесконечное уравнение», «математически безошибочное счастье» (гласит Государственная Газета), «грандиозное уравнение», «математически совершенная жизнь» (вторит Д-503).
При помощи эпитетов «дикая кривая» и «великая, божественная, точная, мудрая прямая - мудрейшая из линий» автор акцентирует внимание читателей на противопоставление двух разных миров, способов организации общества: миром Единого Государства и миром за Зеленой Стеной.
Другие эпитеты - «великий час», «героические предки», «славный подвиг» - являются средствами воздействия государства на умы граждан, инструментом воспитания нужных настроений и мнений, способ удержания сознания «нумеров» под контролем.
Как и эпитеты, метафоры в «Записи 1 -ой» имеют ярко выраженный математический характер: «производная от нашей жизни», «уравнение Вселенной», ракета Интеграл, которая «взовьется», чтобы жители Единого Государства смогли познать вселенную. Такие метафоры объясняются четкой государственной конструкцией, схематизмом, заданностью отношений Единого Государства и «нумеров».
Однако рядом с математическими метафорами соседствуют другие, поэтические: «музыка ассонансов», «музыка рифм», «перо не в силах создать» - и экспрессивные «питать своим соком, своей кровью», «положить к ногам Единого Государства». Эти метафоры, как и морфемные изобразительные средства, показывают поэтическое начало в душе героя.
Синтаксические изобразительно-выразительные средства
Синтаксический строй языка романа характеризуется большим количеством повторов.
Использованные повторы создают ощущение толпы, общности действий, мыслей и настроения: «Я лишь попытаюсь записать то, что вижу, что думаю - точнее, что мы думаем (именно так: мы, и пусть это «МЫ» будет заглавием моих записей)» [5, с. 42], «Но я готов, так же, как каждый, или почти каждый, из нас» [5, с. 42]. Герой постоянно напоминает, что он не один, что он один из множества похожих на него граждан Единого Государства. Даже когда Д-503 говорит о себе, повторяя местоимение «я», он замечает, что он «только один из»: «Я, Д-503, строитель Интеграла, - я только один из математиков Единого Государства» [5, с. 42].
Лексические повторы встречаются не только в виде отдельных слов, но и их сочетаний. Впервые повтор словесной конструкции встречается в тексте переписываемой Д-503 статьи: «Вам предстоит еще более славный подвиг <...> Вам предстоит благодетельному игу разума.» [5, с. 42]. При помощи этого инструмента Единое Государство воспитывает идеального гражданина. И в конце главы Д-503, словно откликаясь на призыв Единого Государства, говорит: «Но я готов, так же, как каждый <.> Я готов» [5, с. 42].
Фраза Д-503 «Это я и одновременно - не я» [5, с. 42] предвосхищает будущую судьбу Д-503: выделение себя из массы «нумеров», развитие сознания и души. С самого начала вводится мотив двойственности героя, который позже выльется в осознание Д-503 существования другой стороны своей личности: «Было два меня. Один я - прежний, Д-503, нумер Д-503, а другой. Раньше он только чуть высовывал свои лохматые лапы из скорлупы, а теперь вылезал весь, скорлупа трещала, вот сейчас разлетится в куски и. и что тогда?» [5, с. 84].
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
Случаи употребления инверсии отмечаются исключительно в тексте статьи Государственной Газеты, которую переписывает Д-503: «Через 120 дней заканчивается постройка ИНТЕГРАЛА» [5, с. 41], «Тысячу лет тому назад ваши героические предки покорили власти Единого Государства весь земной шар» [5, с. 41], «.стеклянным, электрическим, огнедышащим ИНТЕГРАЛОМ проинтегрировать бесконечное уравнение Вселенной» [5, с. 41] и «Вам предстоит благодетельному игу разума подчинить неведомые существа» [5, с. 41].
Тот факт, что инверсионные предложения встречаются лишь в официальном тексте, одобренном Единым Государством, говорит о неправильности, извращенности политической системы страны. Также не стоит забывать о том, что инверсия — это риторический прием, позволяющий оратору эффективно воздействовать на слушателя или читателя. В руках Единого Государства инверсия превращается в инструмент пропаганды, транслирующий ценности «машинного» строения мира.
Эту же мысль подтверждает оксюморонность языка Единого Государства: «благодетельное иго», «заставить быть счастливыми».
Подобные словесные конструкции встречаются и в речи Д-503: он мечтает «разогнуть дикую кривую, выпрямить ее по касательной - асимптоте - по прямой» [5, с. 42]. Герой не мыслит свою жизнь вне прямых линий Единого Государства, все, что не соответствует ей он хочет вернуть в норму, к которой привык. Ничто не должно выделяться, все должно быть усреднено.
В антитезе «дикая кривая» - «великая, божественная, точная, мудрая прямая, мудрейшая из линий» (как и в словах Д-503 «я готов, так же, как каждый, или почти каждый, из нас» [5, с. 42]) заложена основа одного из конфликтов романа: противостояние машинности и прямоты Единого Государства и другого мира, в котором есть кривые линии и существуют разные мнения.
В синтаксическом параллелизме проявляется ритуализированность жизни Единого Государства. Так, например, сам заголовок «Записи 1 -ой» состоит из предложений, построенных по одной схеме: «Объявление. Мудрейшая из линий. Поэма». Пример параллелизма видим и в тексте переписываемой статьи: «Через 120 дней заканчивается постройка ИНТЕГРАЛА. Близок великий, исторический час, когда первый ИНТЕГРАЛ взовьется в мировое пространство. Тысячу лет тому назад ваши героические предки покорили власти Единого Государства весь земной шар» [5, с. 41] - а также: «Да здравствует Единое Государство, да здравствуют нумера, да здравствует Благодетель!» [5, с. 41].
Последнее сложное предложение, состоящее из нескольких простых, построенных по одному принципу, к тому же является риторическим восклицанием - лозунгом, влияющим на сознание «нумеров», позволяющим держать население под контролем.
Одну отличительную черту Д-503 нам также позволяет выделить его внутренний монолог: «... то разве это не будет само по себе, помимо моей воли, поэмой? Будет - верю и знаю» [5, с. 41]. Сочетание риторического вопроса и риторического утверждения говорит о том, что у героя развита рефлексия, он склонен к размышлениям, он задумывается над своей деятельностью, над окружающей действительностью. А также избранная форма повествования - дневник - предполагает разговор с самим собой.
Стиль автора основывается, в первую очередь, на тех изобразительно-выразительных средствах, которые он использует. Эти средства реализуются на всех уровнях языка. Анализ изобразительно -выразительных средств произведения позволяет не только глубже понять идею всего произведения, увидеть, как она реализуется на различных уровнях текста, но также полнее оценить его эстетическое достоинство и выявить черты стиля писателя.
В ходе анализа «Записи 1 -ой» нами были выявлены следующие особенности использования изобразительно-выразительных средств в романе-антиутопии Е.И. Замятина «Мы»:
1. Писатель использует средства выразительности всех языковых уровней, особое внимание уделяя звучащей стороне слов и фраз. Наиболее частотными являются семантические изобразительно-выразительные средства, особенно эпитеты и метафоры.
2. Многие эпитеты и метафоры, характеризующие Д-503, созданы при помощи «математического» языка, терминологии, вместе с тем есть и лирические эпитеты, и метафоры. Так уже на уровне изобразительно-выразительных средств писатель вводит тему двойственного сознания главного героя, сигнализирует о его внутреннем конфликте.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
3. Частотное использование антитезы и оксюморона как крайней формы антитезы позволяет нам говорить о ярко выраженной авторской позиции: он считает жизнь в Едином Государстве ненормальной и извращенной, противной самой природе личности человека.
4. На уровне изобразительно-выразительных средств заложен и внешний конфликт романа: противостояние Единого Государства и организации «Мефи», на стороне которой выступает также Д-503.
Сам жанр антиутопического романа накладывает на автора определенные обязательства в использовании изобразительно-выразительных средств: антонимы и оксюмороны как сигналы будущего конфликта, лексические повторы как показатель ритуализации жизни, а также сбивчивые, неоконченные предложения как показатель внутреннего конфликта героя. Эти общие для всех антиутопий черты присущи роману «Мы».
Все выводы, сделанные по анализу изобразительно-выразительных средств в «Записи 1 -ой», репрезентативны для всего произведения в целом, с той лишь разницей, что постепенно, по мере развития сюжета, те или иные средства выразительности отходят на задний план, а другие, напротив, начинают встречаться чаще (развитие внутреннего конфликта); внешний конфликт с языкового уровня произведения переходит на уровень сюжетный. Тем не менее, основы развития действия романа были заложены Е.И. Замятиным уже в первой главе его романа.
Список использованной литературы:
1. Анненков, Ю.П. Дневник моих встреч: Цикл трагедий [Текст] / Предисл. Е. И. Замятина: В 2 т. - Л.: Искусство, 1991. - Т. 1.- 343 с.
2. Виноградов, В.В. О языке художественной литературы [Текст] / В.В. Виноградов. - М.: Гос. изд-во Художественной литературы, 1959. - 656 с.
3. Гиршман, М.М. Литературное произведение: теория и практика анализа [Текст]: Учеб. пособ. / М.М. Гиршман - М.: Высш. шк., 1991. - 160 с.
4. Замятин, Е.И. Мы: роман, повести, рассказы [Текст] // Евгений Замятин; [вступ. ст. Н. Кольцовой]; худож. С. Дергачев. - М.: Детская литература, 2008. - 429 с.
5. Ланин, Б.А. Русская литературная антиутопия XX в.: Автореф. дисс. . д. филол. н. - М., 1993. - 49 с.
© Первухина В.А., 2015