Научная статья на тему 'Система избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации'

Система избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1741
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОРЫ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ / СИСТЕМА ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ / НАРОДОВЛАСТИЕ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА / ПРЯМАЯ ДЕМОКРАТИЯ / ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ВЫШЕСТОЯЩАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ / НИЖЕСТОЯЩАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ / ELECTIONS / ELECTORAL COMMISSIONS / ELECTORAL COMMISSIONS SYSTEM / LEGISLATION / PUBLIC AUTHORITIES / DEMOCRACY / VOTING RIGHTS / DIRECT DEMOCRACY / SUFFRAGE / SUPERIOR ELECTORAL COMMISSION / INFERIOR ELECTORAL COMMISSION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Демьянов Евгений Викторович, Мухачев Игорь Владимирович

В статье раскрывается понятие и характеристики системы, а также указывается на необходимость построения системы избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации, устойчивой к воздействию внутренних и внешних факторов. Первоочередной целью проводимого анализа авторы видят в совершенствовании законодательства для обеспечения адекватного отражения воли народа в результатах выборов (референдумов), иных институтов прямой демократии, в которых принимают участие избирательные комиссии. В статье проводится конституционно-правовой анализ системы избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации, вносятся предложения по усовершенствованию законодательства в данной сфере, в том числе путем расширения полномочий избирательных комиссий субъектов Российской Федерации по контролю за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Авторы рассматривают избирательные комиссии как органы публичной власти с особым статусом и приводят ряд проблемных вопросов, возникающих на практике и связанных со статусом избирательных комиссий, в частности с особым правовым положением избирательных комиссий муниципальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF ELECTORAL COMMISSIONS IN THE TERRITORIAL ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with the concept and characteristics of the system, as well as the need to form a system of electoral commissions in the legal entities of the Russian Federation resistant to the influence of internal and external factors. The primary objective of the research that the authors pursue is to improve legislation in order to ensure adequate reflection of the will of the people in the election results (referendums) and other institutions of direct democracy where election commissions participate. The paper provides an analysis of the constitutional and legal system of electoral commissions in the legal entities of the Russian Federation, makes proposals to improve legislation in this sphere by means of enhancing the powers of electoral commissions of the RF territorial entities aimed at monitoring respect for electoral rights of citizens of the Russian Federation and their right to vote. The authors define an electoral commission as one of the public authorities with a special status and highlight a number of problems arising in practice and associated with the status of electoral commissions, in particular, with the special legal status of election commissions of municipalities.

Текст научной работы на тему «Система избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Е. В. Демьянов*, И. В. Мухачев**

Система избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации

Аннотация. В статье раскрывается понятие и характеристики системы, а также указывается на необходимость построения системы избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации, устойчивой к воздействию внутренних и внешних факторов. Первоочередной целью проводимого анализа авторы видят в совершенствовании законодательства для обеспечения адекватного отражения воли народа в результатах выборов (референдумов), иных институтов прямой демократии, в которых принимают участие избирательные комиссии. В статье проводится конституционно-правовой анализ системы избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации, вносятся предложения по усовершенствованию законодательства в данной сфере, в том числе путем расширения полномочий избирательных комиссий субъектов Российской Федерации по контролю за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Авторы рассматривают избирательные комиссии как органы публичной власти с особым статусом и приводят ряд проблемных вопросов, возникающих на практике и связанных со статусом избирательных комиссий, в частности с особым правовым положением избирательных комиссий муниципальных образований.

Ключевые слова: выборы, избирательные комиссии, система избирательных комиссий, законодательство, государственные органы, народовластие, избирательные права, прямая демократия, избирательное право, вышестоящая избирательная комиссия, нижестоящая избирательная комиссия.

001: 10.17803/1994-1471.2016.72.11.040-047

© Демьянов Е. В., Мухачев И. В., 2016

* Демьянов Евгений Викторович, председатель избирательной комиссии Ставропольского края, старший преподаватель кафедры конституционного и международного права Северо-Кавказского федерального университета, аспирант Юридического института Северо-Кавказского федерального университета

[email protected]

355037, Россия, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Тельмана, д. 234/1, кв. 92

** Мухачев Игорь Владимирович, заведующий кафедрой конституционного и международного права Юридического института Северо-Кавказского федерального университета, доктор юридических наук [email protected]

355038, Россия, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Мира, д. 237, кв. 38

Если рассматривать избирательные комиссии как структурные элементы системы, то необходимо отметить, что по толковому словарю В. И. Даля система — это план, порядок расположенья частей целого, предначертанное устройство, ход чего-либо, в последовательном, связном порядке1.

В философии под системой обычно понимают совокупность образующих ее элементов, находящихся в устойчивых связях и отношениях друг с другом2.

Достаточно детально понятие «система» применительно к системе избирательных комиссий было рассмотрено Матейковичем М. С. и Сучилиным В. Н. Так, ссылаясь на работу Волковой В. Н.3, они отмечают, что система избирательных комиссий должна обладать основными закономерностями, свойственными системным явлениям: целостностью (эмерджентностью), интегративностью, коммуникативностью, иерархичностью, синергетичностью и т.д.4

При рассмотрении избирательных комиссий как структурных элементов системы прежде всего необходимо принимать во внимание основной конституционный принцип, провозглашенный в Конституции Российской Федерации — принцип народовластия.

По нашему мнению, исходя из содержания исследуемых вопросов проблема, которую необходимо преодолеть, — это добиться построения такой системы избирательных комиссий в субъекте Российской Федерации, которая являлась бы устойчивой к воздействию как внешних, так и внутренних (негативных) факторов и исходя из основных конституционных принципов обеспечивала бы:

а) гарантированную возможность непосредственного выражения воли народа при организации и проведении выборов, референдумов, иных институтов прямой демократии, в которых принимают участие избирательные комиссии;

б) адекватное отражение воли народа в результатах выборов (референдумов), иных инсти-

тутов прямой демократии, в которых принимают участие избирательные комиссии.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, целью системного анализа в данном случае можно определить направление работы, связанной с совершенствованием законодательства по выстраиванию единой устойчивой системы избирательных комиссий в субъекте Российской Федерации (которая является составной частью системы избирательных комиссий в целом в Российской Федерации), для обеспечения адекватного отражения воли народа в результатах выборов (референдумов), иных институтов прямой демократии, в которых принимают участие избирательные комиссии.

По нашему мнению, все избирательные комиссии относятся к органам публичной власти с особым статусом, с помощью которых реализуется конституционный принцип народовластия в целях обеспечения волеизъявления народа в ходе выборов и референдума. При этом необходимо брать во внимание присутствие общественной составляющей в организации и деятельности избирательных комиссий, которая в большей степени проявляется на уровне участковых избирательных комиссий.

Необходимо отметить, что несмотря на то, что Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон об основных гарантиях) в статье 20 определяет систему избирательных комиссий, данное определение ограничено простым перечислением избирательных комиссий без учета системных взаимосвязей данных комиссий (основополагающих факторов, которые увязывают избирательные комиссии в систему), иерархической структуры построения данной системы, иных факторов, свойственных в целом системе как понятию.

На практике возникают разные проблемные вопросы: взаимоотношения между избира-

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1882. Т. 4. С. 188.

Введение в философию : учеб. пособие для вузов / И. Т. Фролов [и др.]. 3-е изд., перераб. и доп. М. :

Республика, 2003. С. 485.

Волкова В. Н. Теория систем и системный анализ : учебник для бакалавров. М., 2012. С. 72—90. Матейкович М. С., Сучилин В. Н. Избирательные комиссии муниципальных образований в системе избирательных комиссий // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 10. С. 36—40.

2

3

4

тельными комиссиями при проведении избирательных кампаний разного уровня (данный факт особенно актуален при введении в законодательство единого дня голосования); отсутствие в законодательстве регулирования, которое бы давало четкое уяснение пределов деятельности избирательных комиссий различного уровня; отсутствие у избирательных комиссий субъектов Российской Федерации достаточно широких полномочий по контролю за деятельностью избирательных комиссий более низкого уровня, особенно — за избирательными комиссиями муниципальных образований; объединение в одну систему избирательных комиссий муниципальных образований и избирательных комиссий, относящихся к государственным органам.

Необходимо найти ту составляющую, которая увязывала бы избирательные комиссии в субъекте Российской Федерации (являющиеся составной частью системы избирательных комиссий в Российской Федерации) в систему с учетом вышеобозначенных проблемных вопросов.

Проанализировав различные взгляды на систему организации и деятельности избирательных комиссий, считаем, что наиболее ясной и, на наш взгляд, оптимальной для использования в построении системы избирательных комиссий является позиция Алехиной И. С. и ее анализ взаимоотношений между избирательными комиссиями, названный ею «положение о контроле деятельности»5 . Алехина И. С. отмечает, что избирательные комиссии обязаны осуществлять контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и данное положение можно понимать в рамках полного функционала на всей территории России.

Если говорить о взаимоотношениях между вышестоящей и нижестоящей избирательными комиссиями (например, в рамках одной избирательной кампании), то законодательство достаточно четко и подробно регламентирует порядок их работы, в том числе и формы контроля как за деятельностью избирательных комиссий, так и за контролем соблюдения из-

бирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Вместе с тем при проведении выборов в органы местного самоуправления избирательная комиссия муниципального образования не является нижестоящей избирательной комиссией по отношению к избирательной комиссии субъекта Российской Федерации в том понимании, как это заложено в нормах Федерального закона об основных гарантиях. Таким образом, механизмом контроля за деятельностью избирательной комиссии муниципального образования со стороны избирательной комиссии субъекта Российской Федерации является только рассмотрение жалоб на нарушения избирательных прав граждан.

Поскольку избирательная комиссия субъекта Российской Федерации участвует в формировании муниципальных избирательных комиссий городских округов и муниципальных районов, осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации на всей территории субъекта Российской Федерации (в том числе, естественно, на территориях всех муниципалитетов, находящихся на территории субъекта Российской Федерации), вышеуказанные контрольные полномочия явно недостаточны для выстраивания наиболее качественной работы по защите избирательных прав граждан.

Система избирательных комиссий в субъекте Российской Федерации в большинстве случаев должна сама справляться с проблемными вопросами, связанными с внутренней организацией работы избирательных комиссий. Так, возникают ситуации, когда избирательная комиссия муниципального образования нарушает сроки ввода информации в Государственную автоматизированную систему «Выборы», определенные регламентными документами. Какие-либо рычаги воздействия со стороны избирательной комиссии субъекта Российской Федерации либо территориальной избирательной комиссии (на территории которой расположена избирательная комиссия муниципального образования) в законодательстве отсутствуют. В результате единственным вы-

5 Алехина И. С. Система избирательных комиссий в Российской Федерации // Управленческое консультирование. 2014. № 4. С. 130—132.

ходом в данной ситуации является обращение в органы прокуратуры о том, чтобы понудить избирательную комиссию муниципального образования выполнить определенные действия.

Заметим, что данная ситуация рассматривается на стадии, когда жалобы на действия или бездействие избирательной комиссии муниципального образования в установленном законом порядке еще не поступали. Исключение подобных ситуаций возможно, если, как уже указывалось выше, внести соответствующие изменения в законодательство и наделить более широкими контрольными полномочиями избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, прежде всего по отношению к избирательным комиссиям муниципальных образований.

На наш взгляд, необходимо законодательно наделить избирательную комиссию субъекта Российской Федерации более широкими полномочиями по контролю за избирательными комиссиями как муниципальных образований, так и всех остальных звеньев избирательных комиссий в субъекте Российской Федерации — территориальных, окружных, участковых и временных (если таковые имеются). Особо требует проработки вопрос о привлечении к ответственности за неисполнение избирательными комиссиями более низкого уровня решений избирательных комиссий более высокого уровня. Представляется, что такими мерами ответственности могли бы быть не только расформирование избирательной комиссии по решению суда, но и вынесение предупреждения о недопустимости нарушения закона, а также возможность досрочного прекращения полномочий председателя избирательной комиссии за недостатки в организации работы избирательной комиссии — по решению избирательной комиссии более высокого уровня (в частности, это относится к председателям избирательных комиссий муниципальных образований).

Именно эти полномочия контроля избирательной комиссии субъекта Российской Федерации в расширенном виде, в случае закрепления законодательно, могли бы являться связующими звеньями, объединяющими избирательные комиссии в субъекте Российской Федерации: избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, избирательные ко-

миссии муниципальных образований, окружные, территориальные (районные, городские и другие) комиссии, участковые, временные избирательные комиссии в одну единую систему. Данная система должна быть централизованной.

Централизация деятельности избирательных комиссий в субъекте Российской Федерации необходима не только в период избирательных кампаний (в том числе и при проведении избирательных кампаний разного уровня), но и в межвыборный период. Это связано со все более возрастающими требованиями к деятельности избирательных комиссий и увеличением объема полномочий избирательных комиссий всех уровней. Только в этом случае возможно добиться построения такой системы избирательных комиссий в субъекте Российской Федерации, которая являлась бы устойчивой к воздействию как внешних, так и внутренних негативных факторов.

Относительно вопросов, связанных, по мнению многих авторов, с вмешательством государственных органов, которыми являются избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, в сферу муниципальных органов, которыми, в свою очередь, являются избирательные комиссии муниципальных образований, считаем необходимым обратить внимание на следующее.

Как уже отмечалось выше, по нашему мнению, избирательные комиссии необходимо относить к органам публичной власти с особым статусом. Таким образом, независимость органов местного самоуправления от органов государственной власти, определенная в статье 12 Конституции России, на наш взгляд, не дает основания полагать, что для включения избирательных комиссий муниципальных образований в единую систему избирательных комиссий в субъекте Российской Федерации существуют какие-либо препятствия.

Принципы формирования органов государственной власти ничем не отличаются от принципов формирования органов местного самоуправления. Таким образом, включение в единую систему избирательных комиссий муниципальных образований наряду с иными избирательными комиссиями, на наш взгляд, представляется вполне обоснованным, разумным и необходимым по вышеуказанным причинам действием.

В научной литературе звучит критика (Е. В. Бе-лоусова6, Е. С. Шугрина7, Л. Э. Гумашвили8) о том, что выборы в органы местного самоуправления проводят территориальные избирательные комиссии, которые являются государственными органами субъектов Российской Федерации, тем самым нарушается принцип независимости органов местного самоуправления, закрепленный в статье 12 Конституции России. Также звучит критика относительно сомнительной, по мнению авторов (Е. В. Белоусова9, А. А. Макарцев10), правовой природы «возложения полномочий» избирательных комиссий муниципальных образований на территориальные избирательные комиссии и обратное возложение таких полномочий.

Высказываются порой диаметрально противоположные мнения о том, что необходимо рассмотреть вопрос о ликвидации спорного статуса избирательной комиссии муниципального образования как органа местного самоуправления и о придании ей статуса государ-ственной11; исключить возможность участия территориальных избирательных комиссий в подготовке и проведении муниципальных выборов в качестве организующих выборы комиссий12; пересмотреть вопрос о целесообразности функционирования муниципальных избирательных комиссий13; упразднить территориальные избирательные комиссии, а их полномочия передать соответствующим избирательным комиссиям муниципальных

образований по типу наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями14 .

В целях преодоления обозначенных выше проблем предлагаем внести соответствующие изменения в законодательство, основываясь на теоретических разработках, и определить статус территориальной избирательной комиссии не как органа в системе государственных органов в субъектах Российской Федерации, а как государственно-общественного органа. Таким образом, указанные проблемные вопросы, связанные с проведением выборов в органы местного самоуправления государственными органами территориальными избирательными комиссиями, отпадут сами собой.

В связи с этим, чтобы орган был именно государственно-общественным, необходимо изменить порядок формирования территориальной избирательной комиссии: одна половина его состава должна формироваться государственным органом — избирательной комиссией субъекта Российской Федерации, другая половина — представительным органом муниципального района, городского округа с участием политических партий, иных субъектов выдвижения кандидатур в составы избирательных комиссий, определенных в Федеральном законе об основных гарантиях.

Далее предлагается внести изменения в федеральное законодательство, в соответствии с которыми предоставить право нормами уста-

6 БелоусоваЕ. В. Избирательная комиссия муниципального образования — муниципальный орган с неопределенным статусом // Российский юридический журнал. 2010. № 4. С. 89.

7 Шугрина Е. С. Некоторые организационно-правовые проблемы в работе избирательных комиссий в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 1. С. 44.

8 Гумашвили Л. Э. К вопросу об основах статуса избирательных комиссий муниципальных образований // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2015. № 3. С. 3—6.

9 Белоусова Е. В. Указ. соч. С. 89.

10 Макарцев А. А. К вопросу о статусе избирательных комиссий: проблема возложения полномочий // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 1. С. 26—28.

11 СтанскихС. Н. «Избирательная власть» как ветвь государственной власти: к постановке проблемы // Конституционное и муниципальное право. 2004. № 1. С. 17.

12 Белявская М. С. Конституционно-правовой статус избирательных комиссий, осуществляющих подготовку и проведение муниципальных выборов в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2009. С. 86.

13 Верзилина И. Г. К вопросу о системе избирательных комиссий // Вестник МГОУ. Серия «История и политические науки». 2013. № 5. Т. 2. С. 106—107.

14 Матейкович М. С., Сучилин В. Н. Избирательные комиссии муниципальных образований в системе избирательных комиссий // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 10. С. 36—40.

вов муниципалитетов определять, какой орган будет проводить выборы, референдумы, иные формы прямого волеизъявления граждан в муниципальном образовании. Это может быть либо территориальная избирательная комиссия, либо избирательная комиссия муниципального образования. О принятии такого решения необходимо извещение избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. К тому же из законодательства будет исключено понятие, правовая природа которого поставлена под сомнение многими авторами, — это «возложение полномочий» избирательной комиссии муниципального образования на территориальную и обратное возложение таких полномочий.

Также в этом случае у органов местного самоуправления либо непосредственно у населения в соответствии со ст. 12 КФ будет возможность самим решать — какой орган уполномочен проводить выборы, референдумы, реализовывать иные формы прямого волеизъявления граждан в муниципалитете (территориальная избирательная комиссия как общественно-государственный орган либо избирательная комиссия муниципального образования). Данный подход считаем необходимым распространить и на уставы поселений.

В законодательстве возможно определить правовой статус государственно-общественных органов и для участковых избирательных комиссий, учитывая, что именно они проводят выборы и в органы государственной власти, и в органы местного самоуправления, причем это может происходить одновременно при совмещении избирательных кампаний федерального, регионального и местного уровней.

В целях обеспечения единства системы избирательных комиссий необходимо расширить

в федеральном законодательстве термины «вышестоящая» и «нижестоящая» избирательные комиссии. Следует установить обязательность исполнения всех решений избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятых в рамках контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации, независимо от вида избирательных кампаний, а также вне периодов проведения избирательных кампаний различного уровня (в так называемый межвыборный период).

Исходя из вышеизложенного считаем необходимым дать следующее определение системы избирательных комиссий в субъекте Российской Федерации. Система избирательных комиссий в субъекте Российской Федерации — это единая, устойчивая, централизованная совокупность взаимодействующих между собой избирательных комиссий (избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных, территориальных (районных, городских и др.), участковых, временных), целью деятельности которой является адекватное отражение воли народа в результатах выборов (референдумов), иных институтов прямой демократии, в которых принимают участие избирательные комиссии.

Таким образом, указанные меры, на наш взгляд, позволят достичь совершенствования законодательства по выстраиванию единой устойчивой системы избирательных комиссий в субъекте Российской Федерации, которая, еще раз подчеркнем, является составной частью системы избирательных комиссий в целом в Российской Федерации.

БИБЛИОГРАФИЯ

1 . Алехина И. С. Система избирательных комиссий в Российской Федерации // Управленческое консуль-

тирование. — 2014. — № 4. — С. 130—132.

2 . Белоусова Е. В. Избирательная комиссия муниципального образования — муниципальный орган

с неопределенным статусом // Российский юридический журнал. — 2010. — № 4. — С. 89.

3 . Белявская М. С. Конституционно-правовой статус избирательных комиссий, осуществляющих подго-

товку и проведение муниципальных выборов в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. — Ставрополь, 2009. — С. 86.

4 . Верзилина И. Г. К вопросу о системе избирательных комиссий // Вестник МГОУ. Серия «История и по-

литические науки». — 2013. — № 5. — Т. 2. — С. 106—107. 5. Введение в философию : учеб. пособие для вузов / И. Т. Фролов [и др.]. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Республика, 2003. — С. 485.

6 . Волкова В. Н. Теория систем и системный анализ : учебник для бакалавров. — М., 2012. — С. 72 — 90. 7. Гумашвили Л. Э. К вопросу об основах статуса избирательных комиссий муниципальных образований // Муниципальная служба: правовые вопросы. — 2015. — № 3. — С. 3—6.

8 . Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. — М., 1882. — Т. 4. — С. 188.

9 . Матейкович М. С., Сучилин В. Н. Избирательные комиссии муниципальных образований в системе из-

бирательных комиссий // Конституционное и муниципальное право. — 2013. — № 10. — С. 36—40.

10 . СтанскихС. Н. «Избирательная власть» как ветвь государственной власти: к постановке проблемы //

Конституционное и муниципальное право. — 2004. — № 1. — С. 17.

11 . Шугрина Е. С. Некоторые организационно-правовые проблемы в работе избирательных комиссий

в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. — 2014. — № 1. — С. 44.

Материал поступил в редакцию 6 февраля 2016 г.

THE SYSTEM OF ELECTORAL COMMISSIONS IN THE TERRITORIAL ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

DEMYANOV Evgenrn Viktorovich — Chairman of the Electoral Commission in the Stavropol Region, Senior Lecturer of the Department of Constitutional and International Law at the Federal State Autonomous Institution of Higher Professional Education "The North-Caucasian Federal University", Post-graduate Student of the Institute of Law at the Federal State Autonomous Institution of Higher Professional Education "The North-Caucasian Federal University" [email protected]

355037, Russian Federation, Stavropol Kray, Stavropol, ul. Thalmanna, d. 234/1, kv. 92

MUKHACHOV Igor Vladimirovich — Head of the Department of Constitutional and International Law Institute at the Federal State Autonomous Institution of Higher Professional Education "The North-Caucasian Federal University", Doctor of Law (LLD) [email protected]

355038, Russian Federation, Stavropol Kray, Stavropol, ul. Mira, d. 237 kv. 38

Review. The article deals with the concept and characteristics of the system, as well as the need to form a system of electoral commissions in the legal entities of the Russian Federation resistant to the influence of internal and external factors. The primary objective of the research that the authors pursue is to improve legislation in order to ensure adequate reflection of the will of the people in the election results (referendums) and other institutions of direct democracy where election commissions participate. The paper provides an analysis of the constitutional and legal system of electoral commissions in the legal entities of the Russian Federation, makes proposals to improve legislation in this sphere by means of enhancing the powers of electoral commissions of the RF territorial entities aimed at monitoring respect for electoral rights of citizens of the Russian Federation and their right to vote . The authors define an electoral commission as one of the public authorities with a special status and highlight a number of problems arising in practice and associated with the status of electoral commissions, in particular, with the special legal status of election commissions of municipalities.

Keywords: elections, electoral commissions, electoral commissions system, legislation, public authorities, democracy, voting rights, direct democracy, suffrage, superior electoral commission, inferior electoral commission.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Alehina I. S. Sistema izbiratel'nyh komissij v Rossijskoj Federacii // Upravlencheskoe konsul'tirovanie. — 2014. — № 4. — S. 130—132.

2. Belousova E. V. Izbiratel'naja komissija municipal'nogo obrazovanija — municipal'nyj organ s neopredelennym statusom // Rossijskij juridicheskij zhurnal. — 2010. — № 4. — S. 89.

3 . Beljavskaja M. S. Konstitucionno-pravovoj status izbiratel'nyh komissij, osushhestvljajushhih podgotovku i

provedenie municipal'nyh vyborov v Rossijskoj Federacii : dis. ... kand. jurid. nauk. — Stavropol', 2009. — S. 86.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 . Verzilina I. G. K voprosu o sisteme izbiratel'nyh komissij // Vestnik MGOU. Serija «Istorija i politicheskie

nauki». — 2013. — № 5. — T. 2. — S. 106—107. 5. Vvedenie v filosofiju : ucheb. posobie dlja vuzov / I. T. Frolov [i dr.]. — 3-e izd., pererab. i dop. — M. :

Respublika, 2003. — S. 485. 6 . Volkova V. N. Teorija sistem i sistemnyj analiz : uchebnik dlja bakalavrov. — M., 2012. — S. 72 — 90. 7. Gumashvili L. Je. K voprosu ob osnovah statusa izbiratel'nyh komissij municipal'nyh obrazovanij //

Municipal'naja sluzhba: pravovye voprosy. — 2015. — № 3. — S. 3—6. 8 . Dal' V. I. Tolkovyj slovar' zhivogo velikorusskogo jazyka. — M., 1882. — T. 4. — S. 188. 9. Matejkovich M. S., Suchilin V. N. Izbiratel'nye komissii municipal'nyh obrazovanij v sisteme izbira-tel'nyh komissij // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. — 2013. — № 10. — S. 36—40. 10. Stanskih S. N. «Izbiratel'naja vlast'» kak vetv' gosudarstvennoj vlasti: k postanovke problemy //

Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. — 2004. — № 1. — S. 17. 11 . Shugrina E. S. Nekotorye organizacionno-pravovye problemy v rabote izbiratel'nyh komissij v Rossijskoj Federacii // Gosudarstvennaja vlast' i mestnoe samoupravlenie. — 2014. — № 1. — S. 44

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.