Экономика
Е. В. МАЛЫШ, аспирант, Уральская ГСХА
СИСТЕМА ИНСТРУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНО-РЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
620072, г. Екатеринбург, ул. Сыромолотова, д. 25, кв. 149; тел. 348-55-20, 359-81-37, 89024495962, 89122785215;
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: государственное регулирование, механизм государственного регулирования, рента, земельная рента, рентные отношения, земельно-рентные отношения, национальное богатство. Keywords: government intervention, government intervention mechanism, rent, land rent, rent relationships, land rent relationships, national wealth.
Экономическую власть свойственно проявлять всем экономическим субъектам в определенном масштабе, используя собственный механизм реализации власти. Экономическая власть хозяйствующих субъектов выступает в двух формах: во-первых, собственническая хозяйственная власть на экономические ресурсы, варианты их комбинирования в производственном процессе и в ограниченной мере на такие рыночные параметры, как: спрос, предложение, цена; во-вторых, дополнительная хозяйственная власть, направленная на других субъектов. Суть экономической власти хозяйствующих субъектов состоит в способности и возможности присваивать не средства производства, а конечный продукт, создаваемый при помощи средств и предметов труда.
Экономическая власть государства обладает следующими основными чертами:
— это отношения между людьми, которые не являются их характерной чертой;
— экономическая власть государства предметно обусловлена: отношения власти не поддавались бы оценке, будь они неделимы. Каждая грань отношений имеет свой предел: «Х» имеет власть над «У» в вопросе «А», но не в вопросе «Б»;
— экономическая власть государства относительна: «Х» имеет над «У» больше власти, чем над <^»;
— экономическая власть государства «ситуационна»;
— экономическая власть государства должна опираться на одобрение населения;
— экономическая власть государства кончается там, где начинается насилие, хотя она и предполагает угрозу применения силы.
Таким образом, под «государственным регулированием экономики» обычно понимают некоторую форму реализации экономической власти государства.
В соответствии с этим можно обозначить свойства государственного регулирования экономики:
1) изменение экономического поведения хозяйствующих субъектов;
2) последовательное достижение государственных целей в экономике;
3) комплекс государственных методов и инструментов воздействия;
4) экономические отношения между государством и другими субъектами;
5) экономические функции государства;
6) справедливое использование и распределение экономических ресурсов.
Реализация экономической власти государства производится с помощью механизма государственного регулирования. К определению сущности
механизма государственного регулирования сформировалось в настоящее время два основных подхода: функциональный (преобладает в зарубежной литературе) и структурный (в отечественной литературе).
Этимологический смысл слова «механизм» (гр. те^апе — орудие, машина) состоит в том, что это — «система, устройство, определяющее порядок какого-нибудь вида деятельности».1 Философский смысл термина «механизм» состоит в том, что это — «система движений или событий, а также устройство или приспособление, в котором или посредством которого совершаются эти движения, обусловленные законами природы».2 Экономический смысл слова «механизм» — «последовательность состояний, процессов, определяющих собой какое-нибудь действие, явление; система, устройство, определяющее порядок вида дея-тельности».3
Интегрируя современные представления об экономических механизмах управления, определим элементы механизма государственного регулирования: цель, которая определяет функционирование и строение механизма; управляющий субъект, целенаправленно воздействующий на объект; управляемый объект; инструментарий управления; прямые (управленческие) и обратные связи; результат управления (контроль выполнения цели). Указанные элементы определяют не только структуру механизма государственного регулирования, но и его функциональное содержание (рис. 1).
Механизм государственного регулирования является экономической системой, для которой характерны следующие свойства: полиструктурность; полифункциональность; самодостаточность и самобытность; наличие механизма целеполагания; гибкость, адаптивность, устойчивость; саморегуляция и саморазвитие; пространственно-временная ограниченность.
В настоящее время отечественные экономисты выделяют такие основные функции механизма государственного регулирования, как формы реализации экономической власти государства: 1) правовая; 2) стабилизационная; 3) защитная; 4) производство общественных благ: 5) перераспределительная: 6) социальная.
Рисунок 1
Схема конструктивного построения элементов механизма государственного регулирования
1 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеол. выражений. М. : Азъ Ltd., 1992. С. 363.
2 Философский энциклопедический словарь. М. : ИНФРА-М, 2009. С. 266.
3 Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под ред. В. Ф. Гарбузова. М. : Финансы и статистика, 2004. С. 492.
Основными особенностями современного механизма государственного регулирования в России являются:
1) волнообразное изменение механизмов государственного регулирования на всех уровнях экономики и по всем направлениям; 2) взаимосвязь роли и механизма государственного регулирования с типом и моделью экономической системы; 3) более широкое использование рыночных инструментов перераспределительных отношений.
Комплекс инструментов государственного регулирования земельно-рентных отношений земель сельскохозяйственного назначения должен опираться на совокупность стратегических целей и тактических задач государственного регулирования, которые формируются на базе макроэкономических ориентиров развития национальной экономики.
Обобщение программных документов, определяющих социально-экономическое развитие страны, позволило автору сделать вывод о том, что в качестве генеральной цели государственного регулирования современной России, в общем, и земельно-рентных отношений земель сельскохозяйственного назначения, в частности, устанавливается повышение качества жизни населения и рост национального богатства на основе сбалансированного развития экономики.
Главную цель обычно разделяют на блоки: социальный, экономический, финансовый, инфраструктурный, экологический.
Основой целью социального блока является повышение уровня жизни и благосостояния населения. Экономический целевой блок ориентирован на рост производства и национального богатства России. Главная цель финансового блока заключается в стабильном обеспечении финансовыми ресурсами. Улучшение качества земель сельскохозяйственного назначения значится основной целью экологического блока. Инфраструктурный целевой блок ориентирован на создание условий для успешного инвестирования полученного земельно-рентного дохода.
Основная роль земельно-рентных отношений проявляется в обеспечении пространственного базиса существования общества. Они одновременно обеспечивают и наращивание национального богатства страны, и вопросы продовольственной безопасности. Земельная рента способна играть роль эффективного инструмента государственного регулирования экономики.
Механизм государственного регулирования земельно-рентных отношений земель сельскохозяйственного назначения должен быть основан на функциях земельно-рентных отношений. В состав механизма должны включаться комплекс инструментов государственного регулирования и земельно-рентный институт как управляющая система.
Мотив механизма государственного регулирования земельно-рентных отношений земель сельскохозяйственного назначения опирается на специфические черты и свойства земель сельскохозяйственного назначения, как экономического актива национального богатства, и на взаимосвязь форм земельных отношений с формами земельно-рентных отношений, при этом обеспечивают:
1) стремление получить прибыль, не требующей деятельности;
2) установление земельно-рентного горизонта — временного периода получения добавочного дохода;
Экономика
3) осуществление накопления финансовых ресурсов для реализации инвестиционных проектов;
4) минимальный размер транзакционных издержек механизма изъятия;
5) выявление условий, при которых земельные ресурсы превращаются в земельно-рентные ресурсы.
Метод механизма государственного регулирования земельно-рентных отношений земель сельскохозяйственного назначения реализует свои функции при использовании земель:
1) налогообложение;
2) привлечение инвестиционных ресурсов, гарантирующих в течение определенного периода погашение долговых обязательств собственника земельно-рентных ресурсов;
3) способ увеличения доходов бюджетов всех уровней через систему делегирования прав органам государственной власти быть владельцами земельно-рентных ресурсов.
Комплекс инструментов государственного регулирования земельно-рентных отношений должен включать в себя инструменты системного и частного характера федерального и регионального уровней, имеющие единую методологическую основу властного воздействия.
К системным инструментам регулирования федерального уровня относятся: федеральные целевые программы; инвестиционная политика; налоговая политика; государственная поддержка сельскохозяйственного товаропроизводителя; ценовая политика; антимонопольная политика; экспортно-импортная политика; научно-техническая и инновационная политика. В перечень системных инструментов регулирования регионального и местного уровня входят: региональные и местные целевые программы; инвестиционные соглашения; долевая государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей.
К частным инструментам регулирования на всех уровнях относятся: условия предоставления земель сельскохозяйственного назначения в пользование и в собственность; нормативы землепользования; государственный земельный кадастр; государственный надзор в сфере землепользования; система планирования мер по охране земель сельскохозяйственного назначения; методика государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения.
К методологической основе инструментов государственного регулирования земельно-рентных отношений следует отнести:
1) оценку кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения;
2) корректировку кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с факторами, влияющими на величину рентного дохода;
3) управление ставкой земельного налога.
Уровень дифференциации инструментов государственного регулирования земельно-рентных отношений следует определять по двум основным направлениям:
Учет неравенства естественных (природноклиматических) факторов:
— неравенство естественных факторов;
— неравенство естественных условий, связанное с предыдущей эксплуатацией земельно-рентного ресурса.
Учет неравенства экономических (экономикогеографических и институционально-экономических) факторов, таких как:
— результат действий собственника и пользователя земельного ресурса;
— инфраструктурные экономические факторы, не являющиеся результатом действий собственника и пользователя земельного ресурса;
— результат действий контрагентов собственника и пользователя земельного ресурса.
В рамках институционального подхода государственное регулирование земельно-рентных отношений должно непосредственно осуществляться через систему земельно-рентных институтов, основным видом деятельности которых должно являться генерирование земельно-рентного дохода.
Земельно-рентный институт должен обладать следующими свойствами:
1) организационная структура должна обеспечивать получение земельно-рентного дохода на заданном уровне;
2) должны определяться те земельные ресурсы, потребительские качества которых позволяют генерировать земельно-рентный доход заданного уровня;
3) должны определяться требования к собственнику ресурса;
4) должен определяться возможный период получения дохода для каждого земельно-рентного ресурса;
5) должно осуществляться совместное нормативное регулирование в сферах налогообложения и инвестиционной деятельности;
6) необходимо выделить факторы, определяющие величину земельно-рентного дохода и оценку земельнорентного ресурса;
7) необходимо разработать систему распределения земельно-рентного дохода в расчетном периоде;
8) нужно оценивать риски, влияющие на земельнорентный доход, и методы управления ими.
Экономическая сущность земельно-рентных отношений и цели государственной экономической политики определяют алгоритм конструктивного построения механизма государственного регулирования земельнорентных отношений, состоящий из таких основных элементов: цель, которая определяет функционирование и строение механизма; управляющий субъект; управляемый объект; инструментарий управления; прямые и обратные связи; результат управления (контроль выполнения цели). Эти элементы определяют не только структуру механизма, но и его функциональное содержание.
Специфические черты земель сельскохозяйственного
назначения, как экономического актива национального богатства
Формы экономических активов национального богатства
Формы земельных отношений
Формы земельной ренты
» X.
Функции земельно-рентных отношений
Стратегические цели и тактические задачи применения рентного подхода для механизма налогообложения земель сельскохозяйственного назначения
ЗЕМЕЛЬНО-РЕНТНЫЙ ИНСТИТУТ
Оценка стоимости земель с/х назначения
Факторы влияния на земельно-рентный доход
-сз-
ИНСТРУМЕНТЫ
государственного регулирования изъятия земельно-рентного дохода:
- системные инструменты: федерального и регионального уровня;
- частные инструменты: федерального и регионального уровня;
- методологические особенности инструментов.
Рисунок 2
Комплекс инструментов государственного регулирования
Таким образом, выявляются устойчивые взаимосвязи между целевыми ориентирами и инструментами государственного регулирования земельно-рентных отношений (рис. 2).
Комплекс инструментов государственного регулирования земельно-рентных отношений в части изъятия земельно-рентного дохода в методологическом смысле опирается на две взаимно дополняющие части: на оценку стоимости земель сельскохозяйственного назначения и на управление рисками тех факторов, которые влияют на земельно-рентный доход.
Литература
1. Варламов А. А., Комов Н. В., Шаманаев В. С., Хлыстун В. Н. Государственное регулирование земельных отношений. М. : Колос, 1998. 264 с.
2. Малышев Б. С. Рента : монография. Благовещенск : Изд-во АГУ, 2005. 207 с.
3. Мещеров В. А. Методологические основы анализа рыночной стоимости и земельной ренты. М. : Изд-во МЭСИ, 2006. 95 с.
4. Пустуев А. Л., Черемных О. А., Жапаров К. Ж. Земельная рента : теоретический аспект. М. : Агропресс, 2003. 290 с.