ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ
Система и механизм управления интеллектуальной собственностью в регионе (на примере Вологодской области)
Елена Раттур
Вологодский научный центр Российской академии наук, Вологда, Россия
Информация о статье
Поступила в редакцию: 09.09.2021 Принята к опубликованию: 29.10.2021
УДК 347.778 JEL Е65 + L52,62
Ключевые слова:
интеллектуальная собственность (ИС), управление, функции, регион, результат интеллектуальной деятельности (РИД), инструменты, система, механизм_
Keywords:
intellectual property (IP), management, functions, region, result of intellectual activity (RIA), tools, system, mechanism
Аннотация
Представлены результаты анализа системы управления интеллектуальной собственности на региональном уровне на примере Вологодской области. Выявлены проблемы, для решения которых предлагается усилить блок организационных инструментов. Предложены мероприятия по популяризации коммерческого использования объектов интеллектуальной собственности с учетом, которых разработана концептуальная схема организационно-экономического механизма реализации региональной системы управления интеллектуальной собственностью. Согласно разработанной схеме, управляющее воздействие рекомендуется осуществляться точечно (можно сказать практически индивидуально) через реализацию базовых функций управления, с помощью экономических, правовых, организационных и информационных инструментов. Важно, чтобы в регионе была инфраструктура, специализирующаяся по вопросам создания, регистрации, внедрения и коммерциализации интеллектуальной собственности, а также должен быть разработан отдельный нормативный документ, регулирующий сферу интеллектуальной собственности (далее - ИС) в регионе.
The System and Mechanism of Intellectual Property
Management in the Region
(On the Example of the Vologda Region)
Elena Rattur А bstract
The article presents the results of the analysis of the intellectual property management system at the regional level, on the example of the Vologda region. The problems for the solution of which it is proposed to strengthen the block of organizational tools are identified. The measures on popularization of commercial use of intellectual property objects have been proposed, considering which the conceptual scheme of the organizational-economic mechanism of the regional system of intellectual property management has been developed. According to the developed scheme, the managing impact is recommended to be carried out point-by-point (one can say practically individually) through the implementation of basic management functions, with the help of economic,
DOI: https://dx.doi.org/10.24866/2311-2271/2021-2/75-86
legal, organizational, and informational tools. It is important that the region has an infrastructure that specializes in the creation, registration, implementation and commercialization of intellectual property, and there should be a separate normative document regulating the sphere of IP in the region.
Введение
Усиление роли ИС в экономическом развитии России определяет необходимость в изучении вопросов управления ею на региональном уровне. Разработка проектов и программ, направленных на стимулирование к созданию, регистрации, внедрению и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности (далее - ОИС) в субъектах Российской Федерации началась относительно недавно (2018 г.), поэтому в настоящее время существует достаточно много нерешенных проблем, ключевой из которых является низкий показатель коммерческого использования прав на ОИС. По данным годового отчета Роспатента в 2020 г. зарегистрировано 3 236 распоряжений в отношении 7 878 объектов патентного права, при этом зарегистрировано и действует на 31.12.2020 г. 353 303 объектов промышленного права (изобретения, полезные модели, промышленные образцы). Это дает повод считать, что действующие сейчас инструменты управления интеллектуальной собственностью на государственном уровне недостаточно эффективны. Актуальность исследования обусловлена не только низким уровнем использования и капитализации ИС, но и отсутствием научного описания процесса управления. В научной литературе и нормативных документах широко рассматриваются вопросы создания и регистрации прав на интеллектуальную собственность, однако особенности управления на региональном уровне остаются до сих пор мало освещёнными.
Цель исследования заключается в разработке предложений по совершенствованию системы управления интеллектуальной собственностью, обеспечивающей её коммерческое использование.
Методологическую основу исследования составили такие методы, как анализ, синтез, обобщение, описание и сравнение. При обработке фактического материала применялись методы: хронологии, статистического и сравнительного анализа, а также использованы методы табличного и графического анализа.
Результаты исследования и их обсуждение
Понятие «управление интеллектуальной собственностью» не имеет законодательного закрепления. С научной точки зрения можно выделить три основных подхода к его определению: системный (система со всеми сложными межэлементными взаимосвязями ее структурных элементов), процессный (процесс целенаправленного воздействия посредством инструментов управления) и функциональный (совокупность управленческих функций: планирование, организация, координация, стимулирование и контроль) [1-3]. С учетом данных подходов в настоящем исследовании под управлением интеллектуальной собственностью будет пониматься процесс систематического воздействия на объект управления, в качестве которого выступает правообладатель интеллектуальной собственности (физическое или юридическое лицо), посредством комплекса мероприятий (инструментов), с целью обеспечения создания, охраны, защиты, внедрения и использования результатов интеллектуальной деятельности путем планирования, организации, координации, стимулирования и контроля.
Основным индикатором эффективности управления интеллектуальной собственностью является коэффициент изобретательской активности Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС) ежегодно осуществляет расчет данного показателя и распределение регионов в зависимости от его значения.
Согласно статистическим данным в 2020 г. у большинства регионов РФ низкий коэффициент изобретательской активности, при этом в динамике (рис. 1) увеличивается количество регионов с критически низким коэффициентом, что обосновывает необходимость в управлении интеллектуальной собственностью на региональном уровне.
2012 г. 2016 г. 2020 г.
Рис. 1. Динамика количества регонов РФ в зависимости о коэффициента изобретательской активности в период с 2012 по 2020 гг. Источник: составлено автором на основе годовых отчетов Роспатента
Вологодская область входит в число регионов с низким уровнем изобретательской активности, что объясняет выбор его для проведения анализа региональной системы управления интеллектуальной собственностью (рис. 2).
Представленная на рис. 2 система состоит их трех основных блоков: субъекты, объекты и инструменты управления. Субъекты управления делятся на 2 уровня - федеральный и региональный. На федеральном уровне вопросы развития интеллектуальной собственности непосредственно курирует Министерство экономического развития РФ, профильные Министерства (Минпромторг, Министерство науки и высшего образования и др.) как правило выступают заказчиками НИОКР. На региональном уровне управление осуществляют региональные органы исполнительной власти, в частности в Вологодской области это Департамент экономического развития области. Объектами управления являются правообладатели - это юридические или физические лица, и в зависимости от организационной формы правообладателей целесообразно отдельно выделить государственную и частную интеллектуальную собственность. Управляющее воздействие осуществляется через реализацию функций управления, посредством комплекса инструментов. Инфраструктура выделена отдельным блоком и разделена также по принципу федерального и регионального уровней.
Вывод о результативности функционирования, существующей в регионе системы управления интеллектуальной собственности можно сделать на основании статистических данных, представленных в табл.1.
Важно отметить, что согласно статистическим данным в 2019 г. на территории области свою деятельность осуществляли порядка 113 инновационно-активных организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, а затраты на инновационную деятельность организаций составили 1,76 млрд руб., из них собственные средства организации - 1,45 млрд руб., средства федерального бюджета 116,38 млн руб., а средства регионального бюджета - 14,2 млн руб. [4].
Рис. 2. Система управления интеллектуальной собственностью на региональном уровне
(на примере Вологодской области) Источник: составлено автором
Таблица 1
Показатели научного, научно-технического и инновационного развития _Вологодской области в период 2012-2019 гг._
Регион 2012 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г 2019 г. 2019 г. дифференциация значений по ВО и РФ Изменение 2019 г. к 2012 г., %, п.п.
Коэффициент изобретательской активности
Вологодская область 0,85 1,15 0,91 1,15 1,09 1,21 |в 1,9 раза + 0,36
Российская Федерация 2,94 2,78 5,22 2,24 2,33 2,25 -0,69
Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, чел. на 10 000 чел. населения
Вологодская область 4 5 4 4 5 5 |в 9,4 раза + 25
Российская Федерация 51 50 49 48 47 47 -8
Внутренние затраты на научные исследования и разработки, % от ВРП
Вологодская область 0,09 0,08 0,09 0,09 0,10 0,11 |в 9,5 раза + 0,02
Российская Федерация* 1,03 1,10 1,10 1,11 0,99 1,04 + 0,01
Используемые передовые производственные технологии, ед. на 10 000 чел. населения
Вологодская область 18 21 22 25 24 27 |в 1,5 раза + 50
Российская Федерация 13 15 16 16 17 18 + 38
Организации, выполнявшие научные исследования и разработки, шт. на 100 000 чел. населения
Вологодская область 5 4 4 4 3 3 |в 1,3 раза -40
Российская Федерация 5 5 5 4 4 4 -20
Уровень инновационной активности организаций, %
Вологодская область 7,30 5,50 6,00 5,40** 8,20 11,60 |в 1,3 раза + 4,30
Российская Федерация 10,30 9,30 8,40 8,50** 12,80 9,10 -1,20
Источник: рассчитано автором на основе данных Росстата
* - Доля затрат на НИОКР в ВВП, %.
** - Представлены данные по критериям 3-й редакции Руководства Осло
Источник: составлено автором
Таким образом, анализ системы управления интеллектуальной собственностью в Вологодской области показал, что в регионе разработаны нормативно-правовые акты в области научной деятельности в целом и интеллектуальной собственности в частности, создана инфраструктура, предоставляющая информационно-консультационные услуги в области ИС, существует система финансовой поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на региональном уровне, реализуются мероприятия по подготовке и развитию компетенций специалистов в сфере интеллектуальной собственности. Однако, мероприятий по популяризации преимуществ и способов капитализации интеллектуальной собственности среди представителей реального сектора экономики региона недостаточно. В части разработки системы подготовки кадров отсутствуют образовательные мероприятия по оценке и бухгалтерскому учету объектов интеллектуальной собственности, а ведь это очень важный момент, так, как только в форме нематериального актива (НМА) интеллектуальная собственность может приносить доход.
Процесс управления является динамичным и реализуется через механизм -совокупность компонентов системы (функции, инструменты, ресурсы), используемый субъектом управления для получения информации об объекте и оказания воздействия на него для обеспечения функционирования системы и достижения целей управления [5]. В соответствии с концептуальной схемой [6] построения механизма реализации регулирующего воздействия, и в аспекте интеллектуальной собственности, на региональном уровне предлагаем применять механизм, состоящий из следующих структурных элементов.
1. Субъект - участник процесса, осмысленно запускающий в действие данный механизм.
2. Цель и задачи - желаемый результат действия механизма и пути его достижения.
3. Функции - формы управляющего воздействия (планирование, организация, стимулирование, координация, контроль).
4. Методы - способы осуществления управляющего воздействия.
5. Инструменты - конкретные мероприятия управляющего воздействия.
6. Объект - юридические и физические лица, являющиеся правообладателями интеллектуальной собственности.
Главная цель реализации механизма управления на региональном уровне заключается в стимулировании к созданию, регистрации, внедрению и коммерциализации интеллектуальной собственности. Эффективность работы механизма зависит от используемых инструментов. С учетом того, что интеллектуальная собственность является комплексным понятием и представляется в различных формах [7], для эффективной реализации механизма управления необходимо систематизировать цели и задачи управления в соответствии со стадиями жизненного цикла ИС (табл. 2).
Таблица 2
Цели и задачи механизма управления интеллектуальной собственностью __на региональном уровне_
Стадия жизненного цикла ИС Цель Задачи
Планирование РИД Формирование благоприятных условий для изобретательской и рационализаторской деятельности. 1. Стимулирование к научно-исследовательской работе, патентным и маркетинговым исследованиям.
Создание РИД Государственная поддержка перспективных проектов с перспективой регистрации прав на ОИС. 1. Финансовая поддержка перспективных разработок. 2. Стимулирование к государственной регистрации прав на РИД.
Получение правовой охраны РИД
Учет и использование прав на ОИС Формирование благоприятных условия для внедрения и коммерциализации ИС. 1. Информационное сопровождение перспективных разработок. 2. Стимулирование к внедрению и коммерциализации ИС
Коммерциализация прав на ОИС
Источник: составлено автором
Особое внимание при разработке механизма управления интеллектуальной собственностью на региональном уровне нужно уделить воздействию внешней среды, которая является источником ресурсов: финансовых (инвестиции в научно-техническую и инновационную деятельность региона), кадровых (поддержка и развитие кадрового потенциала в регионе), информационных (актуальная и достоверная информация в области интеллектуальной собственности) и технических (возможность формирования и модернизации производственных фондов региональных институтов поддержки развития науки и инноваций). В случае грамотного планирования и организации данных ресурсов, можно получить максимально эффективные результаты управления.
По итогам проведенного анализа системы управления интеллектуальной собственностью и мероприятий реализации управляющего воздействия в Вологодской области была выявлена проблема низкого уровня информирования и популяризации преимуществ и способов коммерциализации ИС среди представителей бизнеса. В связи с этим, в ходе разработки механизма работы системы, предлагаем усилить блок организационных инструментов, а также пересмотреть и перераспределить функционал действующей инфраструктуры (рис. 3).
Рис. 3. Механизм управления интеллектуальной собственностью на региональном уровне (на примере Вологодской области) Источник: составлено автором
Таким образом, совершенствование системы управления интеллектуальной собственностью в Вологодской области заключается в разделении организационных мероприятий по 3-м направлениям (табл. 3).
Таблица 3
Организационные инструменты механизма управления ИС в Вологодской области
№ п/п Блок организационных инструментов Реализуемые мероприятия
1 Мероприятия по обучению специалистов в области управления ИС 1. Реализация курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов по управлению ИС на региональном уровне. 2. Сотрудничество с ВУЗами (находящихся как в регионе, так и за его пределами) с целью подготовки квалифицированных специалистов в области ИС
2 Мероприятия по организации и популяризации научной и научно-технической деятельности (направлены на научное сообщество) 1. Организация и проведение областных конкурсов НИОКР с целью отбора наиболее перспективных. 2. Учреждение премий для лучших ученых региона. 3. Создание региональных исследовательских лабораторий и испытательных центров, оснащенных современным оборудованием.
3 Мероприятия по популяризации инновационной деятельности и коммерциализации объектов ИС (направлены на предпринимательский сектор) 1. Реализация просветительских мероприятий в части популяризации преимуществ регистрации и капитализации прав на объекты интеллектуальной собственности. 2. Организация и проведение деловых мероприятий (встречи, собеседования, интервью выставки, семинары и др.) с целью презентации лучших научных разработок для предпринимателей региона и внешних инвесторов. 3. Организация и проведение деловых мероприятий (встречи, собеседования, интервью, выставки, семинары и др.) с целью содействия экспорту инновационной продукции и разработанных технологий.
Источник: составлено автором
Важно отметить, что реализация указанных организационных мероприятий должна осуществляться точечно, путем выстраивания системы коммуникаций с научным сообществом (как региона, так и страны в целом) и представителями реального сектора экономики. Инструментом для решения данной задачи является региональная инфраструктура, которую предлагается разделить на 2 блока.
1. Содействие в части создания и регистрации интеллектуальной собственности: консультирование по вопросам получения государственной поддержки на реализацию проектов НИОКР в целом, и правовой охраны полученных результатов в частности (регистрации прав на РИД); помощь в вопросах кадрового и производственного обеспечения реализации проектов НИОКР (предоставление помещений и оборудования, необходимых для выполнения НИОКР и пилотного тестирования проектов); консультирование и повышение квалификации специалистов в области защиты ИС; обеспечение доступа к патентной информации и базам данных и др.
2. Содействие в оценке, учете, внедрении и коммерциализации зарегистрированных объектов ИС: инвентаризация и учет РИД и ОИС; организация взаимодействия объектов управления между собой; консультирование и повышение квалификации кадров в части учета и капитализации НМА; развитие межрегионального и международного сотрудничества региона в сфере интеллектуальной собственности.
В Вологодской области, в качестве данной инфраструктуры предлагаем рассмотреть АУ ВО «Бизнес-инкубатор», который является подведомственным учреждением Управления науки и инноваций Департамента экономического развития области. В настоящее время в структуре инкубатора уже выделен отдел науки, а у специалистов есть опыт консультирования и сопровождения промышленных предприятий в реализации инновационных проектов. Считаем, что данный подход позволит обеспечить экономическое развитие региона и сформировать культуру использования объектов интеллектуальной собственности.
Концептуальная схема организационно-экономического механизма управления интеллектуальной собственностью на региональном уровне представлена на рис. 4. Согласно разработанной схеме, управляющее воздействие осуществляется через реализацию базовых функций управления, с помощью экономических, правовых, организационных и информационных инструментов. Важно, чтобы в регионе была инфраструктура, специализирующаяся на вопросах создания, регистрации, внедрения и коммерциализации интеллектуальной собственности, а также должен быть разработан отдельный нормативный документ, регулирующий сферу ИС на региональном уровне.
Рис. 4. Концептуальная схема механизма управления интеллектуальной собственностью
на региональном уровне
Источник: составлено автором
Главная задача субъекта управления на региональном уровне - сформировать пул инструментов поддержки объектов управления от подбора и формирования команд, а затем и инновационных предприятий, до коммерциализации и промышленного внедрения разрабатываемых продуктов, не только на региональном, но и национальном и международном уровнях. Поэтому реализацию механизма управления интеллектуальной собственностью в регионах целесообразно осуществлять по принципу бесшовной акселерации за счет эффективного информационного обмена между региональными и федеральными институтами поддержки и развития - о командах, проектах и предприятиях, об их развитии и успехах. На каждом этапе участники акселерации могут рассчитывать на соответствующий инструмент поддержки (табл. 4). Если компания демонстрирует успех, это дает ей определенные преимущества при получении поддержки на следующем этапе роста. Одновременно инструмент позволяет решать задачи по снижению административной нагрузки на технологического предпринимателя, включая уменьшение количества запрашиваемой информации и документов, повышать качество предоставляемых услуг благодаря обратной связи.
Таблица 4
Инструменты бесшовной акселерации для развития интеллектуальной собственности на региональном уровне_
Этап акселерации Реализуемые мероприятия
Содействие в части создания и регистрации ИС 1. Экспертная оценка проектов. 2. Патентные и маркетинговые исследования. 3. Субсидии и гранты на НИОКР (включая компенсацию затрат на патентование). 4. Обучение правилам оформления и регистрации ИС. 5. Организационные мероприятия по популяризации изобретательства (конкурсы, премии, стипендии)
Содействие в оценке, учете, внедрении и коммерциализации зарегистрированных объектов ИС 1. Обучение правилам оценки и бухгалтерского учета ИС, как НМА. 2. Субсидии и гранты на внедрение и коммерциализацию ИС (НМА). 3. Организационные мероприятия с целью презентации успешных и перспективных проектов на национальном и международном уровнях. 4. Публикация информации о проектах на официальных интернет-ресурсах региона, сайтах инфраструктуры.
Источник: составлено автором
Выводы
По итогам изучения вопросов, связанных с совершенствованием системы управления интеллектуальной собственностью на региональном уровне установлено, что большинство субъектов РФ имеют низкий коэффициент изобретательской активности (Киа). При этом в динамике увеличивается количество регионов с критически низким уровнем коэффициента, что подтверждает необходимость в совершенствовании системы управления интеллектуальной собственностью в регионах.
В результате анализа системы управления интеллектуальной собственностью в Вологодской области, как регионе, имеющем низкий уровень коэффициента изобретательской активности, установлено, что мероприятий по популяризации преимуществ и способов капитализации интеллектуальной собственности среди представителей реального сектора экономики региона недостаточно. В
части разработки системы подготовки кадров отсутствуют образовательные мероприятия по оценке и бухгалтерскому учету объектов интеллектуальной собственности, а ведь это очень важный момент, так как только в форме нематериального актива (НМА) интеллектуальная собственность может приносить доход.
Для решения выявленных проблем разработан организационно-экономический механизм управления интеллектуальной собственностью в регионе, согласно которому предлагается разделить организационные мероприятия по 3-м направлениям: мероприятия по обучению специалистов в области управления ИС; мероприятия по организации и популяризации научной и научно-технической деятельности (направлены на научное сообщество); мероприятия по популяризации инновационной деятельности и коммерциализации объектов ИС (направлены на предпринимательский сектор).
С целью тиражирования практики Вологодской области в части управления ИС разработана концептуальная схема механизма управления интеллектуальной собственностью на региональном уровне, согласно которой управляющее воздействие осуществляется через реализацию базовых функций управления, с помощью экономических, правовых, организационных и информационных инструментов. Важно, чтобы в регионе была инфраструктура, специализирующаяся по вопросам создания, регистрации, внедрения и коммерциализации интеллектуальной собственности, а также должен быть разработан отдельный нормативный документ, регулирующий сферу ИС на региональном уровне.
Список источников /References
1. Мазур З.Ф., Мазур Н.З., Цапенко А.М. Теория и практика правовой охраны и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности в сфере информатизации образования: монография. М.: ИИО РАО, 2007. 189 с. [Mazur Z.F., Mazur N.Z., Tsapenko A.M. Theory and practice of legal protection and commercialization of intellectual property in the field of education informatization: monograph. MOSCOW: IIO RAO, 2007. 189 с.]
2. Самойленко Н.Н. Основные методические подходы к управлению интеллектуальной собственностью // Экономика. 2013. № 3. С. 76-80. [Samoilenko N.N. Main methodical approaches to intellectual property management // Economics. 2013. № 3. С. 76-80.]
3. Черникова А.Е. Функции управления и их характеристика // Инновационная наука. 2019. №4. С. 100-102. [Chernikova A.E. Management functions and their characteristics // Innovation Science. 2019. №4. С. 100-102.]
4. Областной портал «Наука и инновации Вологодской области». URL: https://innovation.gov35.ru/o-nauchnoy-nauchno-tekhnicheskoy-i-innovatsionnoy-deyatelnosti/statisticheskaya-mformatsiya/ (дата обращения 18.03.2021 г.). [Regional portal "Science and Innovations of the Vologda Oblast". URL: https://innovation.gov35.ru/o-nauchnoy-nauchno-tekhnicheskoy-i-innovatsionnoy-deyatelnosti/statisticheskaya-infor-matsiya/ (accessed 18.03.2021).]
5. Барлукова А.В. Механизм управления как неотъемлемый элемент системы управления туризмом // Известия ИГЭА.2010. № 6(74). С. 121-124. [Barlukova A.V. Management mechanism as an integral element of tourism management system // Izvestia IHEA.2010. № 6(74). С. 121-124.]
6. Маковеев В.Н., Губанова Е.С. Управление инновационной деятельностью в обрабатывающей промышленности: региональный аспект. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2015. 166 с. [Makoveev V.N., Gubanova E.S. Management of innovation activity in the manufacturing industry: a regional aspect. Vologda: ISEDT RAS, 2015. 166 с.]
7. Раттур Е.В. Понятие интеллектуальной собственности // материалы IV Международной научной интернет-конференции, г. Вологда, 15-19 июня 2020 г. : в 2-х ч. - Ч. I. -Вологда : ФГБУН ВолНЦ РАН, 2020. С. 181-186. [Rattur E.V. The concept of intellectual property // Proceedings of the IV International Scientific Internet-Conference, Vologda, June 15-19, 2020. In 2 parts. - Р. I. - Vologda : FGBUN VolSC RAS, 2020. С. 181-186.]
Сведения об авторе / About author
Раттур Елена Владимировна, инженер-исследователь, Вологодский научный центр Российской академии наук. 160014 Россия, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а. E-mail: [email protected] Elena V. Rattur, Research Engineer, Vologda Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 56A Gorkogo str., Vologda, Russia 160014. E-mail: [email protected]
© Раттур Е.В. © Rattur E.V.
Адрес сайта в сети интернет: http://jem.dvfu.ru