приглашаем к дискуссии
УДК 378.1+378.112.2 © Е. А. Вызулин, 2017
Система и элементы педагогической модели «гражданин — патриот — профессионал» как составляющая профессиональной подготовки сотрудников полиции
Вызулин Евгений Александрович,
старший преподаватель каферды административной деятельности органов внутренних дел Нижегородской академии МВД России Нижний Новгород, Россия. e-mail: 0512e@mail.ru
Современный сотрудник правоохранительной сферы должен представлять свою деятельность в совокупности ее широких социальных связей, четко осознавать предъявляемые к самой профессии и ее представителям требования и общественные ожидания, понимать содержание и специфику своей деятельности, ориентироваться в круге специфических задач и быть готовым решать их в динамичных профессиональных и социальных условиях. В процессе становления профессионала формируются специальные знания, умения и навыки, нормы поведения, складываются профессионально-ценностные основы, идеалы и внутренняя структура личности. Определение элементов педагогической модели «гражданин — патриот — профессионал» и раскрытие их содержания позволили предложить пути ее реализации в образовательных организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Ключевые слова: гражданин, патриот, профессионал, педагогическая модель, обучающе-воспитательная деятельность, образовательная организация.
Для цитирования: Вызулин Е. А. Система и элементы педагогической модели «гражданин — патриот — профессионал» как составляющая профессиональной подготовки сотрудников полиции // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 4(71). С. 94-98.
Объективные результаты деятельности правоохранительных органов стран Европейского Союза демонстрируют, что современная модель демократического, толерантного общества не справляется с теми проблемами полицейского характера, которые принесла волна неконтролируемой миграции из стран Ближнего Востока и Африки. Нивелирование государственных границ, размывание национальной идентификации привели к тому, что подавляющее большинство полицейских служб в странах Европы не способны в полном объеме гарантировать защиту прав и свобод граждан. Ложное понимание национальной и религиозной терпимости заставляет сотрудников полиции Германии отказывать в регистрации преступлений, совершенных мигрантами В Голландии, Швеции, Бельгии и иных странах центральной и северной Европы процветает укрывательство полицейскими резонансных уличных преступлений, совершаемое во имя идеи «открытого терпимого общества» .
Ежегодно в Россию прибывают десятки тысяч мигрантов . Данные, предоставляемые подразделениями по вопросам миграции МВД России, свидетельствуют, что количество нелегальных мигрантов на территории Российской Федерации исчисляется сотнями тысяч. К практическим задачам сотрудников полиции России, помимо общих полицейских правоохранительных и правоприменительных
функций, относятся пропаганда правовых знаний на территории оперативного обслуживания и профилактическое воспитательное воздействие на население
В условиях дезориентации идейных начал формирования личности сотрудника полиции в странах Евросоюза, с учетом сложной общественно-политической и правоохранительной обстановки в ряде соседних стран перед образовательными организациями системы МВД России особенно остро встает проблема закрепления и формирования ценностных универсальных ориентиров правоохранительной деятельности сотрудника полиции в рамках универсальной педагогической модели «гражданин — патриот — профессионал».
Организация системы непрерывного образования сотрудников полиции [1, с. 12] в рамках предлагаемой педагогической модели позволит не только решить заявленные проблемы миграционной деликтности, но и значительно повысить уровень доверия населения к деятельности полиции .
Анализ новейших исследований и публикаций М. С. Балунова [2], И . В . Биочинского [3], А. К. Быкова [4] и др . помогает определить общий смысл разносторонней разработки систем обучения и воспитания в образовательной организации высшего образования, построенной по военному образцу
По мнению Е. В. Бондаревской [5], один из основных компонентов воспитания — формирование гражданственности. А. С. Гаязов [6] также подчеркивает значение гражданского воспитания в современных условиях. Б. Т. Лихачев [7] определяет гражданское воспитание как систему общечеловеческого ценностного отношения ко всему.
Н . И . Губанов [8], Р. Я. Мирский [9] и другие ученые советского периода рассматривали в патриотизме соотношение рационального и эмоционального . Д. А. Волко-гонов [10], Р. Г. Яновский [11] обосновывали содержание понятия «патриотизм» .
И. Л. Бачило [12], Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н . Старилов [13] исследовали социально-экономические, правовые, психологические и иные аспекты формирования кадрового потенциала органов внутренних дел .
Несмотря на изложенное, научное сообщество комплексного изучения педагогической модели «гражданин — патриот — профессионал» в соединении всех компонентов не предпринимало
Было бы неверным утверждать, что патриотическое воспитание граждан России вообще и сотрудников полиции в частности в настоящее время отсутствует С переходом общественного сознания россиян на новый этап национального развития усиливается внимание государства, уделяемое патриотическому воспитанию В России принимаются и реализуются государственные программы по патриотическому воспитанию граждан, в которых определяется стратегия государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития страны и ее населения * . Вместе с тем понятие правоохранителя-патриота, процесс его конструирования и совершенствования остаются мало проработанными и вызывают дискуссии . Целью данного исследования проблем комплексного воспитания сотрудников полиции является обоснование возможности и необходимости внедрения педагогической модели «гражданин — патриот — профессионал» в воспитательную деятельность образовательных организаций высшего образования системы МВД России
В ходе исследования предполагалось решить ряд задач 1 Раскрыть содержание педагогической модели «гражданин — патриот — профессионал»
2. Описать отдельные элементы педагогической модели «гражданин — патриот — профессионал» и систематизировать их
3 Обосновать возможные пути внедрения педагогической модели «гражданин — патриот — профессионал» в образовательную деятельность вузов МВД России
Раскрывая содержание педагогической модели «гражданин — патриот — профессионал», следует, прежде всего, указать, что она состоит из двух абстрактных категорий (гражданин, патриот) и одной категории, наполненной реальным содержанием (профессионал) Таким образом, модель «гражданин — патриот — профессионал» есть образная мыслеформа, отражающая свойства, признаки, характеристики, принципы внутренней организации и функционирования сотрудника органа внутренних дел
* Государственная программа «Патриотическое воспитани ление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г.
(полиции) Структурно-функциональная модель «гражданин — патриот — профессионал» может и должна быть представлена в виде культурной парадигмы, предназначенной для последующей (после образовательной) социокультурной практики сотрудника органов внутренних дел
Модель «гражданин — патриот — профессионал» как система педагогической деятельности должна отвечать на четыре фундаментальных вопроса: с какой целью, чему, как и кого учить
Полностью согласны с выводами М В Ядровской о том, что, как любая педагогическая модель, модель «гражданин — патриот — профессионал» должна ориентироваться на определенную целями ее создания совокупность взаимодействующих, взаимодополняющих функций (логическую, анализирующую, синтезирующую, реконструирующую, объяснительную, предсказательную, измерительную, когнитивную, интерпретационную, трансляционную, иллюстративную, критериальную, аппроксимирующую, идеальную, практическую, коммуникативную, технологическую, управленческую, образовательную, тренировочную, воспитательную) [14, с.143].
Модель «гражданин — патриот — профессионал» в образовательной организации системы МВД России способствует поэтапному формированию социального личностно-профессионального статуса сотрудника полиции. Она представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов, методов и средств, необходимых для формирования организованной и целенаправленной педагогической поддержки становления и развития личности обучающегося, как всякая система, состоит из взаимообусловленных базовых элементов, таких как:
1 Цели педагогической модели, ее ценности, функции и решаемые в ее рамках педагогические задачи
2 Содержание реализуемых в процессе обучающе-воспитательной деятельности педагогических событий (процессов, явлений, действий)
3 Субъекты и объекты обучающей и воспитательной деятельности (профессорско-преподавательский состав, сотрудники воспитательных аппаратов, командный состав учебно-строевых подразделений образовательной организации)
4 Методическое обеспечение обучающей и воспитательной деятельности
5 Средства реализации обучающей и воспитательной деятельности
6 . Организационные формы обучающей и воспитательной деятельности
7 Система методов осуществления обучающей и воспитательной деятельности, используемых в совокупности с другими компонентами, педагогическими технологиями, образующих комплексное целенаправленное применение определенных организационных форм
8 . Контроль за обучающей и воспитательной деятельностью
9. Результаты обучающей и воспитательной деятельности и их оценка
2 граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» : постанов-№ 1493. Доступ из справ . -правовой системы «КонсультантПлюс» .
На эффективность и состояние функционирования модели «гражданин — патриот — профессионал» как педагогической системы, на изменение ее направленности и характера существенно влияет ряд факторов, не входящих в качестве элементов в систему, но связанных с ней функционально и значительно отражающих ее состояние и тенденции развития, а именно:
1. Социальный общественный заказ на функционирование модели как системы. Он должен отражать актуальные, осознанные нормы правоохранительной и правоприменительной деятельности сотрудников полиции
2. Совокупность факторов социального развития.
3. Общественные преобразования (их характер, направленность, ценностные ориентации, последствия).
4. Состояние педагогической науки и тенденции ее развития
5 . Преобладающие духовные, нравственные, ментальные, социальные, психологические, педагогические, профессиональные, исторические, этнические установки и особенности субъектов педагогической системы в рамках модели
Рассматривая отдельные элементы исследуемой педагогической модели, мы считаем необходимым уделить внимание целям, ценностям, функциям указанной модели, а также определению наиболее важных педагогических событий (процессов, явлений, действий), реализуемых в процессе обучающей и воспитательной деятельности в образовательной организации
В ходе своих исследований, посвященных содержанию профессионально-этической культуры сотрудников органов внутренних дел, мы пришли к выводу, что гражданственность и патриотизм являются интегративными базовыми составляющими общенациональной российской идеи . По нашему мнению, именно они должны быть основой сплочения нации, духовно-нравственных устоев российского общества
Целью обучающего и воспитательного воздействия на сотрудников органов внутренних дел в рамках педагогической модели «гражданин — патриот — профессионал» служит гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание, основанное на сохранении и приумножении исторических традиций, любви к малой и большой Родине, гордости за исторические свершения, на преемственности поколений и ответственности за будущее
Гражданственность и патриотизм как ценностные основания «полицейского» образования [15] чрезвычайно важны, но недостаточны для формирования комплексной личностной модели сотрудника органов внутренних дел, профессионализм которого выступает также ценностным основанием образования в образовательных организациях системы МВД России
Личностные качества профессионала-правоохранителя формируются одновременно с выработкой начальных знаний, умений, навыков, поведения и профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел В ходе воспитательного процесса оказывается воздействие на развитие личности обучающегося в образовательной организации МВД России. Такая особенность
воспитания порождает идею об интегративном характере формирования личностных качеств Интегративность в данном случае обозначает объединение, сочетание в процессе воспитания свойств и черт, которые в совокупности образуют конкретное личностное качество
Такие профессионально значимые качества личности полицейского, как профессиональная направленность, профессиональное целеполагание, профессиональное мышление, составляют центральный уровень структурно-иерархической ее модели Каждое из этих качеств можно рассматривать как комбинацию личностных свойств или комбинационную совокупность иерархии личностных ценностей [16, с . 23] сотрудника полиции в модели «гражданин — патриот — профессионал» Они формируются через обучение, воспитание, общение, практическую правоохранительную деятельность и напрямую зависят от качества организации образования в системе МВД России.
Основная функция гражданско-патриотического профессионального образования сотрудников органов внутренних дел — служить интегрирующим звеном в системе образовательных, воспитательных и развивающих задач на всех этапах непрерывного ведомственного «полицейского» образования Ориентированность системы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания на конечный результат предполагает формирование и развитие гражданственности и патриотизма, духовности, нравственности у будущих и настоящих профессионалов правоохранительной деятельности.
Педагогические события (процессы, явления, действия) — события (процессы, явления, действия) [17, с .15], решающие педагогические задачи с помощью педагогических средств, способов, методов, приемов В их качестве можно определить педагогические: наблюдение; изучение личности и малой группы; анализ; оценивание; решение; сценарий действия или мероприятия; поведение; общение; воздействие; требование; консультирование; помощь; взаимодействие и др
В современных условиях обществу необходимы высококвалифицированные сотрудники органов внутренних дел — правоохранители-профессионалы, способные самостоятельно проектировать свою служебную деятельность, характеризующиеся нравственной зрелостью и ответственностью, которые могут творчески мыслить [18], анализировать поступки и факты, отстаивать собственную точку зрения Все это требует от образовательной организации системы МВД России создания психолого-педагогических условий для успешной профессионализации и эффективной самореализации обучающихся
Необходимость создания педагогической модели «гражданин — патриот — профессионал» вызвана конкретными потребностями стратегического развития образовательных организаций системы МВД России в рамках воспитания личности, способной выполнять названные модельные функции
В настоящее время прослеживается тенденция к технологичности функционирования педагогической системы [19]. Востребованы творческие начала в действиях
участников педагогической системы, что связано с отходом от линейного, схематичного понимания характера педагогического процесса. Усиливается зависимость динамики педагогической системы от воздействия на нее внешних средовых факторов, что, несомненно, требует их учета при прогнозировании ее развития
Воспитательный процесс, включающий в себя патриотическое воспитание и профессиональное обучение, в вузах МВД России конструируется в соответствии с Типовой программой морально-психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях высшего профессионального образования МВД России, утвержденной ДГСК МВД России Данный нормативный документ предлагает осуществление планирования и реализации морально-психологического обеспечения образовательного процесса в несколько стадий:
1) гражданско-профессиональной и социально-патриотической ориентации, адаптации обучающихся к условиям образовательной и служебной деятельности;
2) развития профессионально значимых качеств личности обучающегося;
3) подготовки обучающихся к профессиональной деятельности
Типовая программа непосредственно ориентирована на курсантов и слушателей, получающих высшее образование в системе вузов МВД России
Автор считает возможным и необходимым распространение ее действия на кадетов и суворовцев, а также слушателей факультетов профессиональной подготовки, повышения квалификации, проходящих обучение как в вузах МВД России, так и в иных ведомственных образовательных организациях Министерства
Завершая рассмотрение системы и элементов педагогической модели «гражданин — патриот — профессионал» как составляющей профессиональной подготовки сотрудников полиции, сформулируем следующие выводы
1 Общий результат гражданско-патриотического профессионального образования сотрудника полиции — воспитание современного культурного человека, гражданина, патриота и одновременно профессионала в правоохранительной и правоприменительной деятельности Практическое воплощение этого результата — подготовка сотрудников полиции, обучающихся в образовательных организациях системы МВД России, к социальной ответственности, практической правоохранительной деятельности как представителя государства и к осмысленной жизни гражданина-патриота своей Отчизны
2 С учетом актуальных направлений подготовки сотрудников полиции, указанных Президентом Российской Федерации, мы считаем необходимым сделать акцент на полезности научной разработки педагогической модели «гражданин — патриот — профессионал» для совершенствования обучающей и воспитательной деятельности образовательных организаций системы МВД России в рамках результативной подготовки [20, с. 53] сотрудников правоохранительных органов к последующей профессиональной деятельности
3 . В качестве перспективы последующих изысканий в данном направлении можно выделить:
— дальнейшее научное обоснование педагогической модели «гражданин — патриот — профессионал»;
— разработка путей ее практической реализации в обучающей и воспитательной деятельности образовательных организаций системы МВД России;
— экспериментальное внедрение педагогической модели «гражданин — патриот — профессионал» в образовательную деятельность (в качестве базовой площадки научно-педагогического эксперимента предполагается Нижегородская академия МВД России).
Список литературы
1. Васильев В. В. Проблемные вопросы построения и организации непрерывного образования в вузах МВД сотрудников, практическая деятельность которых связана с контролем за оборотом гражданского и служебного оружия // Проблемные аспекты осуществления контроля ОВД за оборотом гражданского и служебного оружия : сб . мат-лов междунар. заоч . науч . конф. Минск, 2016. С. 10-12 .
2 . Балунов М. С. Педагогическое стимулирование лидерства у курсантов военно-экономического вуза : дис . ... канд. пед. наук. Кострома, 2000. 188 с.
3 . Биочинский И. В. Педагогика подготовки офицера в военном училище. Самара, 1994. 211 с.
4. Быков А. К. Современные научные проблемы патриотического воспитания молодежи // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2006. № 1. С 102-106.
5 . Бондаревская Е. В. Воспитание как встреча с личностью // Избранные педагогические труды : в 2 т. Ростов н/Д, 2006. Т. 1. 420 с.
6. Гаязов А. С. Демократические ценности, принципы и воспитание гражданина // Вестник Оренбургского государственного университета. 2001. № 1. С. 4-10 .
7. Лихачев Б. Т. Педагогика : курс лекций. М. , 2001. 607 с .
8. Губанов Н. И. Отечество и патриотизм. М., 1960. 144 с .
9 . Мирский Р. Я. Патриотизм советского человека: интернационализм, гражданственность, труд. М. , 1988. 251 с.
10 . Волкогонов Д. А. Борьба идей и воспитание молодежи . М. , 1983. 79 с.
11 Яновский Р. Г. Становление идеологии патриотизма // Общество и право . 2006. № 4(14). С 20-24.
12 . Бачило И. Л. Системно-функциональный анализ процесса управления . М. , 1972. 86 с.
13 . Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право : учебник для вузов . М . , 2007. 816 с .
14. Ядровская М. В. Модели в педагогике // Вестник Томского государственного университета. 2013 . № 366. С. 139-143.
15 . Васильев В. В., Майорова С. А., Вызулин Е. А. Ценностные основания построения непрерывного образования в образовательных организациях МВД России: постановка проблемы // Вестник Волгоградской академии МВД России 2016 . № 4(39). С. 115-118 .
16 Антилогова Л. Н. Ценностные ориентации как форма выражения нравственной активности личности // Психопедагогика в правоохранительных органах 2016 № 4(67) С 23-25
17 . Jerome S. Bruner Beyond The Information Given : Studies in the Psychology // London: George Allen and Unwin LTD, 1974. p. 502.
18 . Мухина Т. Г., Щербакова М. В. Формирование креативности студентов-дизайнеров в условиях уровневого образования в высшей школе // Приволжский научный журнал. 2014. № 1(29). С 215-219 .
19 . Мухина Т. Г. Становление и развитие системы дополнительного высшего образования в России : дис . ... д-ра пед. наук. Н . Новгород, 2011. 580 с.
20 . Караваев А. Ф., Антилогова Л. Н., Скиданов Е. А., Зверев В. О. Профессиональная адаптация выпускников вузов МВД как фактор становления сотрудника // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012 . № 2(49). С. 53-57.
Поступила 05.04.2017
System and Elements of the Pedagogical Model of «Citizen — Patriot — Professional» as a Component of Professional Training of Police Officers
Vyzulin Evgeny A.,
Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia The Senior lecturer of the Department of administrative activities
of the bodies of internal affairs Nizhny Novgorod. Russia. E-mail: 0512e@mail.ru
Abstract. The article system and the elemental composition of the pedagogical model of the «citizen-patriot-professional» as the final stage, namely the problem of personal and social development specialist as a subject of complex social actions. Modern professional law enforcement is my profession together its broad social relations, is keenly aware applicable to it and its representatives, professional requirements and public expectations, understand the contents and specifics of their professional activities, is guided in terms of professional tasks and is ready to solve them in a rapidly changing vocational and social conditions. In the process of professionalisation of the personality are shaped by the professional knowledge, skills, norms of behaviour and professional foundations of values, ideals and internal structure of personality. The disclosure of elements of the pedagogical model of «citizen-patriot-professional» and content offers solutions to its implementation in educational process of educational institutions of system of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation.
Keywords: citizen, patriot, professional, pedagogical model, teaching-upbringing activities,
educational organization.
Citation: Vyzulin E. A. System and Elements of the Pedagogical Model of «Citizen — Patriot — Professional» as a Component of Professional Training of Police Officers. Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 4(71) 2017. P 94-98.