УДК 373.2+316.6
СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППАХ КОМБИНИРОВАННОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ
Беляева Ольга Леонидовна.
Красноярский педагогический университет им. В.П.Астафьева, учитель-дефектолог, ds194@list.ru.
Глушкова Анна Викторовна.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад № 194 комбинированного вида», г. Красноярск, учитель-логопед.
Николина Марина Сергеевна.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад № 194 комбинированного вида», г. Красноярск, заместитель заведующего по УВР.
Аннотация. В статье представлена система работы по формированию толерантности у детей дошкольного возраста в группах комбинированного вида. Раскрывается формирование основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя. Описывается комплексный подход в организации и содержании педагогической деятельности в данном направлении.
Ключевые слова: толерантность, дошкольники, дети с ограниченными возможностями здоровья, родитель, педагог.
SYSTEM FARMERBENEFICIARIES IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE IN THE GROUPS OF THE COMBINED DIRECTIONAL
Belyaeva Olga L.
Krasnoyarsk pedagogical University. V. P. Astafieva, teacher-speech pathologist, ds194@list.ru.
Glushkova Anna V.
Municipal budgetary educational institution "Kindergarten № 194 combined type», Krasnoyarsk, the teacher-speech therapist.
Nikolina Marina S.
OIA municipal budgetary educational institution "Kindergarten № 194 combined type», Krasnoyarsk, deputy head.
Abstract. The article presents the system of tolerance formation among preschool children in the groups combined. Foundation of a preschool child personality, teacher and parents' tolerant culture is shown in the article. Describes an integrated approach to the organization and content of pedagogical activity in this direction.
Key words: tolerance, preschoolers, children with disabilities, parent and teacher.
Система педагогической деятельности по формированию толерантности у дошкольников в группах комбинированной направленности ДОУ определяется исходными положениями и требованиями к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. На основе данных документов (ФГОС ДОО, примерная ООП ДОО) в каждом дошкольном учреждении разрабатывается адаптированная образовательная программа, предусматривающая реализацию содержания по формированию системы ценностей и взаимоотношений между детьми с нормальным развитием и детьми с ОВЗ. При этом система формирования толерантности у детей дошкольного возраста выстраивается в детском саду, опираясь на значение самого понятия «толерантность». На наш взгляд, необходимо придерживаться следующего понимания: толерантность - это уважительное отношение к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям [1, с. 10]. Это качество, которое может быть присуще как отдельной личности, так и конкретному коллективу, той или иной социальной группе, обществу в целом. Поэтому работать над его формированием необходимо в каждом отдельном детском коллективе, в каждой микрогруппе [2, с. 56].
Особое значение приобретает работа по формированию толерантности в коллективах, где некоторые его воспитанники имеют ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). В нашем случае - это дошкольники с тяжелыми нарушениями речи и нарушенным слухом. Результативность формирования толерантности у дошкольников обеспечивается реализацией комплексного подхода в организации и содержании педагогической деятельности в данном направлении. Комплексный подход включает в себя работу не только со здоровыми детьми и детьми с ОВЗ, но и с взрослыми, которые непосредственно влияют на их развитие, становление. Это -педагоги ДОУ и родители детей (с ОВЗ и без них). Дошкольники в силу своих возрастных особенностей во многом подражают взрослым, а значит, работу по формированию толерантности необходимо вести и с ними [4, с. 16]. Таким образом, система формирования толерантности у детей дошкольного возраста включает в себя три основных направления:
1. Педагогическая деятельность с детьми через: праздники и массовые мероприятия; толерантные игры; беседы, проблемные ситуации; сочинение и инсценировка сказок; игры-занятия, непосредственную образовательную деятельность.
2. Педагогическая деятельность с родителями в следующих формах: тренинги, семинары, совместные мероприятия, беседы, консультации, ролевые игры.
3. Педагогическая деятельность с педагогами, предполагающая открытые просмотры занятий, тренинги, семинары; ролевые игры, моделирование; консультирование.
Целью данной системы педагогической деятельности, реализуемой в МБДОУ №194 комбинированного вида г. Красноярска в отношении детей с сохранным и нарушенным слухом, посещающих одну группу, является формирование основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя.
В ходе реализации обозначенной системы реализуются следующие задачи:
1. Создание условий в ДОУ для формирования толерантности детей, педагогов, родителей.
2. Развитие коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием.
3. Организация системной работы по формированию позитивного отношения к окружающему миру, представителям разных народов, пожилым людям и людям с ограниченными возможностями
4. Формирование мотивационной, теоретической готовности родителей, воспитателей и всех заинтересованных субъектов образовательного процесса к реализации системы формирования у детей основ толерантности.
Реализация комплексного подхода к решению выше перечисленных задач строится на следующих принципах:
1. Принцип субъективности. Требует опоры на самостоятельную активность ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения в отношениях с другими людьми.
2. Принцип адекватности. Требует соответствия содержания и средств воспитания, ориентирован на реальные отношения, складывающиеся между детьми, родителями, педагогами.
3. Принцип рефлексивной позиции. Предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений к значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.
4. Принцип индивидуализации. Предполагает определение индивидуального подхода при воспитании сознания и поведения.
5. Принцип создания толерантной среды. Требует формирования в детском саду гуманистических отношений, основывающихся на праве каждого иметь своеобразное отношение к окружающей среде, самореализацию в разных формах [3, с. 19].
Направление педагогической деятельности с детьми заключается в реализации логопедом индивидуальных, подгрупповых, групповых занятий с использованием таких методов и приемов как: проведение праздников, и других массовых мероприятий, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; толерантные игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия; беседы на этические темы, обсуждение и проигрывание ситуаций (проблемных ситуаций); сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок; НОД, игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем взаимодействия в сказочных ситуациях.
В ходе реализации перечисленных мероприятий могут быть получены следующие результаты: выпускники знают, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения
конфликтов. Дети смогут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять симпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта.
Работа с родителями начинается с анкетирования по выявлению проблем, что позволяет в дальнейшем организовать специальное просвещение родителей, обучение их навыкам ненасильственного общения, навыкам толерантного понимания, подобрать комплекс актуальных для них мероприятий и форм их проведения.
Работа с педагогами предполагает непрерывное повышение профессиональных компетенций в соответствии с профессиональным стандартом в вопросах теории и практики в области социально-личностного развития дошкольников, по созданию и реализации толерантных отношений с детьми, родителями и коллегами. Совершенствование профессионализма осуществляется на основе специально организованной методической работы и самообразования.
Ведущими формами работы с педагогами являются: просмотры открытых занятий с дальнейшим обсуждением, педсоветы, консультации, круглые столы, тренинги, деловые игры на различные темы, а именно: модель взаимодействия с детьми; самооценка педагога; уровень коммуникабельности педагога; оценка педагогического кредо в коллективе; наличие стрессов в профессиональной деятельности; идеальный ребенок, идеальный педагог; о проблемах инвалидов.
Комплексная реализация системы формирования толерантности в группах комбинированной направленности, как показал наш опыт, приводит к следующим результатам: повышается уровень сформированности основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя, что возможно отследить методами анкетирования, наблюдения и личных бесед.
Библиографический список:
1. Бакулина С.Д. Толерантность. От истории понятия к современным социокультурным смыслам. - М.: Флинта, 2016. - 130 с.
2. Беляева О.Л. Организационно-педагогические условия формирования коммуникативной компетентности слабослышащих детей в процессе интегрированного обучения в общеобразовательной школе I ступени. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. /Уральский государственный педагогический университет [Электронный ресурс]. -URL: http://eHbrary.ru/cit_items.asp?gritemid=27164934 (дата обращения: 27.01.2017).
3. Беляева О.Л. Правовое основание для реализации мероприятий федеральной целевой программы развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2011-2015 годы в Красноярском крае // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2015. №2 1 (31). - С. 19-21.
4. Беляева О.Л., Пермикина В.А., Юкина Т.Л. Интерактивная площадка, обеспечивающая поддержку семей кохлеарно имплантированных детей в инклюзивном пространстве дошкольного образовательного учреждения // Сибирский вестник специального образования. - 2015. - №2 2 (16). -С.5-9.