5. Ламарти Л, Бен-Бузиан А, Акрим Г. и Tалби М. «Учебная поездка: каково ее место и роль в научном подходе?». 2009. РАДИСМА, Номер 4 www.radisma.info/document.php?id=702
6. Ларин Жиль. Видеоскопия и практическая подготовка учителей: от альтернативы к необходимости www.sites.fse.ulaval.
ca/reveduc/.../video.htm
7. Рoжирс Ксавье. Компетентностный подход во франкоязычных странах Африки: некоторые тенденции. Женева, 2008. www.ibe.unesco.org/.../currcompet_africa_ibe
8. Айтмамар. Педагогика интеграции.2010 lewebpedagogique.com/.../pedagogie-de-lintegr
9. Номайе Мадана. Педагогика больших групп и всеобщее начальное образование: Африканские страны на юге сахары. Гарматтан,2006. Стр.138 www.amazon.fr > ... > Formation, école, société
References
1. Educational Research Network for West and Central Africa. Training of teachers integrating ICT into their teaching practices: Summary of national research reports. April 2008 www.rocare.org/TIC2_synthese_regionale.pdf Traore Adrian Staii, Seyba Birama. Uses and internet representations among students, teachers and researchers from the University of Bamako. 2008 www.memoireonline. com/.../Les-usages-et-repr..
2. SangaréMamadou Souleymane. Methodological model on "classroom practices." A Case Study at the Ecole Normale Supérieure of Bamako. 2006 Page 171-174 www.msas.maliwatch.org/.../msas2006_pp171
3. Karsenti Thierry, Collin Simon andHarper-Merrett Toby. Pedagogical Integration of ICT: Successes and Challenges from 100 + African schools. 3rd ed. Ottawa, 2012 www.observatoiretic.org/documents/2011-11_livre_fr.pdf
4. NonnonPierre. Learning by competence and teaching experimental science. Quebec. 1989 www.mapageweb.umontreal.ca/.../ SPECTRE3C
5. Lamarti L. BEN-BOUZIANE A., Akrim H.and Talbi Mr. "The field trip: what place and role in the scientific method?". RADISMA, Number 4 (2009) www.radisma.info/document.php?id=702
6. Larin Gilles. The vidéoscopie and practical training of teachers: From alternative to necessitywww.sites.fse.ulaval.ca/reveduc/.../ video.htm
7. Roegiers Xavier. competency-based approach in Francophone Africa: some trends. Genevе, 2008. www.ibe.unesco.org/.../ currcompet_africa_ibe
8. Aitmamar. Pedagogy of integration. 2010 lewebpedagogique.com/.../pedagogie-de-lintegr
9. NomayeMadana.Pedagogy of large groups and universal primary education: sub-Saharan Africa. L'Harmattan. 2006. page 138 www.amazon.fr > ... > Formation, école, société
УДК 378.14 Н.Г. ШУМИЛИНА
кандидат педагогических наук, докторант Орловского государственного университета Е-mail: [email protected]
UDC 378.14 N.G. SHUMILINA
candidate of Pedagogy, doctorant, Orel State University
Е-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ
FORMING THE SUBJECT-METHODICAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF PRIMARY SCHOOL
DURING STUDYING MATHEMATICS
В статье рассматривается проблема математической подготовки бакалавров по направлению 050100 Педагогическое образование в условиях реализации компетентностного подхода. B ней приводятся примеры компетентностно-ориентированных заданий и показывается их роль в формировании предметно-методической компетентности будущих учителей начальных классов при изучении математики.
Ключевые слова: математическая подготовка будущих учителей начальных классов, профессиональная компетентность учителя, предметно-методическая компетентность, компетентностно-ориентированные задания.
А problem of mathematical preparation of bachelors in a direction 050100 Teacher Еducation in conditions for the implementation of a competence approach is considerеd in the article. There are some examples of competence-oriented tasks in the article and you may show their role in the formation subject-methodical competence of future primary school teachers during studying mathematics.
© Н.Г. Шумилина © N.G. Shumilina
Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (58), 2014г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 58. 2014
Keywords: mathematical training future primary school teachers, professional competence of a teacher, subject-methodical competence, competence-oriented tasks.
Реформирование всех этапов системы образования в России призвано обеспечить его фундаментальность, профессиональную и практическую направленность. Только выпускник, получивший такое образование, сможет реагировать на запросы производства, науки и культуры, учитывать социальные, экономические и духовные процессы, происходящие в обществе. Этим обусловлено введение новых образовательных стандартов, переход на многоступенчатую подготовку студентов высших учебных заведений, появление инновационных подходов к содержанию, методам и формам обучения.
Все это с полным основанием относится и к математической подготовке бакалавров по направлению 050100 Педагогическое образование. Анализируя требования Федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения [6], можно отметить, что выпускник высшего учебного заведения должен не только обладать фундаментальными знаниями, умениями и навыками, но и быть способным и готовым использовать их для решения профессиональных задач. Следовательно, изучение математических дисциплин при подготовке будущих учителей начальной школы должно быть ориентировано на формирование у них совокупности компетенций, которые адекватны содержательным возможностям дисциплин и формируются за счет специально организованного процесса обучения.
Термин «компетенция» происходит от латинского слова сошрйеге - быть способным к чему-либо. Согласно русскоязычной Википедии, компетенция -способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, а также в определенной широкой области. Аналогично компетенция как «способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области» определяется и ФГОС ВПО [6]. Хуторской А. В. [7] считает, что компетенция - это «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним». В исследованиях Зимней И.А. [1] компетенциями называются «некоторые внутренние потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, систем ценностей и отношений».
Анализируя представленные определения, можно сделать вывод, что компетенции включают совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Если совсем коротко , то можно сказать, что компетенция - есть действие, приводящее к нужному результату. Фактически, компе-
тенции - это «производная» от знаний, которые характеризуют способность их применять на практике. Также можно сказать, что компетенции - динамическая форма существования знаний или форма их проявления [2].
Под компетентностью подразумевается интегральное свойство личности, характеризующее ее стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной деятельности в определенной области. Таким образом, компетентность - это владение, обладание соответствующей компетенцией, включающей личностное отношение к ней и к предмету деятельности.
Профессиональную компетентность будущего учителя можно трактовать как «владение необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания» [3]. Профессиональная компетентность включает в себя предметную, психолого-педагогическую и методическую составляющие. Психолого-педагогическая составляющая обеспечивает эффективность общения учителя с учащимися, родителями, коллегами, решает проблемы воспитания и развития учащихся. Предметная компетентность обеспечивает эффективное осуществление предметной деятельности, а методическая - решение задач, связанных с процессом обучения предмету [5].
Профессиональная компетентность, которая выражена в практической готовности к осуществлению видов профессиональной деятельности, связанной с обучением в системе общего образования, и основана на системе теоретических знаний, образует предметно-методическую компетентность будущего учителя [4]. Она складывается из профессионального мастерства и уверенного владения предметом.
Таким образом, с позиции компетентностного подхода к высшему образованию важным становится не объем получаемого теоретического материала и практических навыков студентов, а готовность к их применению в дальнейшей деятельности и способность выпускников самостоятельно пополнять свои знания.
Для решения этих задач в практике обучения в настоящее время широко применяются компетентностно - ориентированные (компетентностные, контекстные, ситуационные) задачи и задания. Применительно к математической подготовке будущих учителей начальной школы, компетентностно-ориентированное задание должно отражать аспекты будущей профессиональной деятельности. Как правило, оно содержит некоторую проблемную ситуацию, для разрешения которой студенту, наряду с математическими знаниями, необходимы знания и умения, полученные в ходе изучения других дисциплин (методики обучения, статистики, педагогики, психологии и др).
Приведем примеры таких заданий, которые целесообразно давать студентам при изучении темы: «Теоретико-множественный подход к целым неотрицательным числам и операциям над ними».
Задание 1. Составить фрагмент урока для 1 класса по теме: «Состав числа 5» (УМК Школа России). Указать возможные затруднения и ошибки учащихся и предложить методические рекомендации по их устранению. Дать теоретическое обоснование излагаемого материала с точки зрения теоретико-множественного подхода к целым неотрицательным числам и действиям над ними. Выполнить сложение и вычитание по правилам количественной теории.
Задание 2. Привести примеры различных видов простых задач на сложение. Обосновать выбор действия в задачах, используя теоретико-множественный подход к целым неотрицательным числам и действиям над ними. Провести разбор задачи с точки зрения методики обучения в начальной школе.
Задание 3. По результатам изучения математики в конце I четверти в первом классе была проведена тестовая контрольная работа (содержание и результаты тестирования предлагаются студентам). Представьте результаты тестирования графически. Укажите степень обученности учащихся. Вычислите качественную и абсолютную успеваемость учащихся по математике за I четверть. Укажите задание с самым низким процентом выполнения. Чем он обусловлен? Дайте теоретическое обоснование задания и опишите методику работы над ошибками.
Выполняя подобные компетентностно-ориенти-рованные задания, студенты получают осознанные неформальные математические знания, учатся применять их на практике, осознают межпредметные связи и значимость изучаемого материала для дальнейшей педагогической деятельности. Включение таких заданий в процесс математической подготовки будущих учителей начальных классов формирует у них компетенции, определенные ФГОС ВПО [6] по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование:
- общекультурные компетенции: способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; умение использовать знания в профессиональной деятельности; логически верно выстраивать устную и письменную речь.
- профессиональные компетенции: способность разрабатывать и реализовывать элементы учебных программ, использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебного процесса; готовность применять современные методы и технологии, методы диагностирования достижений учащихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса; нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности и др.
То есть, компетентностно-ориентированные задания способствуют формированию предметно-методической компетентности будущих учителей начальной школы.
Библиографический список
1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования. http://www.eidos.ru/ joumal/2006/0505.htm
2. Иванов Д.И. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании // Воспитание. Образование. Педагогика. 2007. №6. C. 32
3. КоджаспироваГ.М. Педагогический словарь. М.: Академия, 2000. 176с.
4. Павлова Л. В. Компетентностью задачи как средство совершенствования предметно-методической компетентности будущего учителя математики //Материалы международной научной конференции «Проблемы и перспективы развития образования», апрель 2011. Пермь. Меркурий, 2011. С. 111-115.
5. Стефанова Н.Л. Понамарчук О.С. Составляющие предметной компетентности учителя математики //Академические чтения. СПб.: СПбГИПСР, 2005. Вып. 6. С.175-177.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (Утвержден Министерством образования и науки РФ, приказ №46 от 17 января 2011 г.)
7. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // http: //eidos.ru/journal/2002/0423.htm
References
1. Zimnyaya I. А. Key competencies - the new paradigm of the modern education.// http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm
2. Ivanov D.I. Competence and competence approach in modern education. // Raising. Education. Pedagogy, 2007. - №6. - P. 32
3. Коdzhaspirova G.М. Teaching vocabulary. - М.: Academy, 2000. - 176p.
4. Pavlova L. V. Competence problems as a means of improving the subject-methodical competence of the future teachers of mathematics // Materials of the international scientific conference: roblems and prospects of development of education. April 2011. Perm: Mercury, 2011. - Pp.111-115.
5. Stefanova N.L. Ponamarchuk O.S Components of the substantive competence of the teacher of mathematics // Academic reading. - SPb.: SPb SIPSW, 2005. - Vol. 6. - Pp.175-177.
6. Federal state educational standard of higher professional education for the training direction 050100 - Teacher Education (Approved by the Ministry of education and science of the Russian Federation (order №46, 17 January 2011)
7. HutorskoyA. V. Key competencies and educational standards. //http: //eidos.ru/journal/2002/0423.htm