Приложение 4
Положение о центрах НОУ «Лицей №36 ОАО «РЖД» Общее положение
Настоящее положение разработано в соответствии с приказом директора Лицея «Об изменении методической работы в Лицее» № 3/2 от 23.08.2004г.
1. В своей работе центры руководствуются Уставом лицея, законом РФ «Об образовании» и настоящим положением.
2. В состав центров входят преподаватели лицея на добровольных началах.
3. Срок работы участников центров регламентируется приказом директора лицея.
4. Центры осуществляют свою деятельность во взаимодействии друг с другом.
5. Целью создания центров является внедрение новых информационных, педагогических, здоровьесберегающих технологий в лицее для повышения качества образовательных услуг.
Содержание работы центров
• Осуществление научно-информационной деятельности
• Разработка критериев анализа деятельности
• Материально-техническое обеспечение центров
• Решение вопросов, связанных с социализацией учителей, учащихся родителей
• Создание совместных планов работы центров
• Формирование банка данных по каждому центру
• Проведение совместных мероприятий (конференции, педсоветы)
Программа развития системы педагогического мониторинга предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательных учреждениях города Старый Оскол и Старооскольского района разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года, Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования; Федеральной целевой программой развития образования на 2006 - 2010 годы, Типовым положением об учреждении высшего профессионального образования, Типовым положением об учреждении общего образования.
• Издание информационных сборников, бюллетеней
• Строить работу центров в соответствии с принципами здоровьесохранной педагогики
• Разработка планов, проектов, целевых программ и других плановых документов лицея
• Отчетная деятельность
• Проведение консультаций
Организация работы центра
1. Руководитель центра утверждается приказом директора.
2. Центр организует свою работу в соответствии с годовым планом, Программой развития лицея, запросами администрации.
3. Результаты работы освещаются через информационные бюллетени, методические разработки и т.д.
4. Проводятся заседания центров не реже 1 раза в месяц.
Права и обязанности центра
Права:
приглашать по согласованию с администрацией специалистов для решения интересующих вопросов; вносить свои предложения для повышения эффективности работы Лицея.
Обязаности:
своевременно предоставлять отчет о проделанной работе; осуществлять консультацию по всем вопросам, находящимся в компетенции центра;
по предложению администрации представительствовать в других организациях.
Будникова B.C.,
заместитель директора информационно-методического центра Паршуков Ю.Н.,
начальник управления образования г. Старый Оскол»
Основной целью создания Программы развития системы педагогического мониторинга является создание основополагающего документа, определяющего:
- цели и задачи развития системы педагогического мониторинга в период 2007-2010 гг.;
- механизмы реализации основных направлений педагогического мониторинга.
Программа развития системы педагогического мониторинга является документом, открытым для внесения изменений и дополнений. Корректировка Программы осуществляется ежегодно в соответствии с решениями муниципального координационного совета.
Я
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ подготовки И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ У
Цели и задачи Программы развития системы педагогического мониторинга
Цель Программы развития системы педагогического мониторинга - создание правовых, организационных, методических, научных условий для обеспечения функционирования и развития системы мониторингового сопровождения образовательного процесса и управления образовательными учреждениями, повышения их результативности.
Основными задачами Программы являются:
• анализ результатов реализации законодательства Российской Федерации, иных нормативноправовых актов в области профильного образования с целью разработки предложений и рекомендаций для внесения в уставном порядке изменений и дополнений в локальные акты муниципальных образовательных учреждений города Старый Оскол и Старооскольского района и принятия мер по повышению эффективности применения этих актов на практике;
• выявление состояния системы профильного образования в общеобразовательных учреждениях или ее составляющих, положительных и отрицательных тенденций в их развитии и разработка на этой основе рекомендаций по корректировке управленческих решений;
• анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности учреждений, образовательной сети в целом, структурных подразделений и педагогических работников.
Этапы создания и развития системы мониторинга
Сроки реализации Программы: 2007 - 2011 гг. Разработка и внедрение системы педагогического мониторинга предполагает следующие этапы:
I этап - подготовительный (моделирующий) - сентябрь - декабрь 2007 года
1. Определение стратегии и тактики внедрения системы педагогического мониторинга в условиях многопрофильного образовательного учреждения.
2. Отбор направлений, по которым планируется проведение мониторинговых исследований.
3. Разработка наиболее объективных методов отслеживания результатов деятельности педагогической системы по различным аспектам ее функционирования и отобранным критериям оценивания применительно к различным уровням образовательных программ.
4. Отбор инструментария педагогического мониторинга.
5. Определение содержания организационной работы по осуществлению мониторинговых мероприятий.
6. Разработка критериев оценки каждого из аспектов и способов их измерений.
II этап - организационно-внедренческий - январь - август 2008 года
7. Организация процедуры отслеживания качества функционирования образовательной системы по каждому критерию и необходимой технической доку-
ментации (бланков, анкет, пакетов тест-карт, рейтинговых шкал и др.).
8. Подготовка методики обработки полученной информации с использованием методов математического и статистического анализа (построение графиков, диаграмм, гистограмм и др.).
9. Программное обеспечение системы педагогического мониторинга на всех уровнях.
10. Разработка процедур педагогического анализа полученной информации, периодического подведения итогов мониторинга.
III этап - этап функционирования - сентябрь 2008 -август 2010 гг.
11. Анализ эффективности деятельности системы педагогического мониторинга.
IV этап - итоговый - сентябрь 2010 - июль 2011 гг.
12. Корректировка системы в соответствиями с результатами анализа эффективности деятельности системы педагогического мониторинга.
Принципы осуществления педагогического мониторинга
В основу системы педагогического мониторинга с учетом рекомендаций ученых и специфики образовательных учреждений, осуществляющих профильное обучение и предпрофильную подготовку, положены следующие принципы:
• принцип нейтралитета исполнителя или соисполнителей;
• принцип корректности исполнителя или соисполнителей;
• принцип максимального учета факторов образовательной и управленческой деятельности при проведении мониторинговых мероприятий;
• принцип учета специфических особенностей учебной дисциплины, учебной группы, индивидуальных особенностей студентов и учащихся и преподавателей;
• принцип научности;
• принцип единства, оптимальности, прозрачности требований.
Условия осуществления педагогического мониторинга
Рациональное решение вопросов мониторинга образовательной деятельности образовательных учреждений, осуществляющих профильное обучение и предпрофильную подготовку, требует соблюдения ряда условий:
• условие генерализации - определение главных, кардинальных направлений педагогического мониторинга;
• условие интеграции - объединение усилий педагогического коллектива и коллектива обучающихся в осуществлении педагогического мониторинга при условии приоритетного права руководителя на координацию мониторинга;
• условие гуманизации - установление между субъектом и объектом мониторинга отношений взаимопонимания, взаимоуважения, взаимопомощи и сотрудничества;
• условие индивидуализации - учет своеобразия каждой творческой индивидуальности в условиях ее деятельности с целью создания в ходе деятельности возможностей для самовыражения;
• условие дифференциации - взаимозависимость уровня мониторинга от результатов работы коллектива методического объединения, группы педагогических работников, отличающихся по уровню квалификации;
• условие плановости - работа по мониторинговому сопровождению образовательного процесса должна быть спланирована, с указанием направления мониторинга, его содержания, показателей, сроков
проведения, исполнителей или соисполнителей и итогового документа;
• условие систематичности - мониторинг должен носить не скачкообразный характер очередной компании, а проводиться с определенной постоянностью.
Направления педагогического мониторинга
Основные направления педагогического мониторинга, позволяющие получить точную, объективную и сопоставимую информацию о сильных и слабых сторонах деятельности образовательной системы предпрофильной подготовки и профильного обучения в целом и отдельных ее звеньев и на ее основе своевременно корректировать эту деятельность и прогнозировать дальнейшее развитие системы:
№ п/п Направления мониторинга Содержание мониторинга Исполнители и соисполнители
1. Социальные условия функционирования образовательной системы Отслеживание и анализ результатов исследований социальных условий формирования личности обучающегося, складывающихся из взаимодействия общественных, семейных, социально-психологических факторов микросоциума образовательного учреждения Педагоги-психологи
2. Качество содержания образования Отслеживание и анализ информации о качестве учебных планов и программ элективных курсов, их соответствия концепции профильного обучения Специалисты управления образованием, методисты имц
3. Качество образования Анализ данных об экспертизе качества профильного образования: качественная характеристика знаний (результаты тестирования, рейтинга и др.), анализ соответствия качества знаний требованиям образовательных стандартов (минимумов), определение уровня обученности, предпрофильной подготовки, знаний и умений по учебным дисциплинам, курсам, а также результатов учебной деятельности в целом Специалисты управления образованием, методисты ИМЦ, администрация образовательных учреждений
4. Социально-психологическая и профессиональная готовность Отслеживание и анализ материалов исследования готовности личности к обучению в учреждениях высшего и среднего профессионального образования, предметной направленности интересов и потребностей обучающихся; мотивация учения, познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, способностей, склонностей и др.); составление социально-психологического портрета учебной группы Педагоги-психологи
5. Профессиональное самоопределение учащихся Анализ материалов изучения основных видов профессиональной ориентации и предпочтений выпускников, мотива выбора ими той или иной профессии; исследования системы профориентации образовательных учреждений Педагоги-психологи, администрация образовательных учреждений
6. Эффективность воспитательной системы Отслеживание и анализ результатов измерения уровня сформированности нравственных, гражданских, гуманистических, эстетических, экологических и других качеств личности Педагоги-психологи
7. Уровень профессиональнопедагогической квалификации и педмастерства преподавателей и руководящих работников Отслеживание и анализ материалов диагностики уровня профессиональной культуры учителей, осуществляющих профильное обучение, уровня владения им основными педагогическими умениями (информационными, конструктивными, организационными, коммуникативными и др.) Специалисты управления образованием, методисты ИМЦ, администрация образовательных учреждений
8. Система инновационной деятельности образовательных учреждений и ее эффективность Отслеживание и анализ результативности реорганизации системы управления профильным обучением и предпро-фильной подготовкой, обновления содержания образования, внедрения новых образовательных технологий, разработки системы педагогического мониторинга, организации опытно-экспериментальной работы педагогических коллективов; реформирования образовательной системы: разработки концепции реализации профильного образования, программы и этапов развития многопрофильных образовательных учреждений Специалисты управления образованием, методисты ИМЦ, администрация образовательных учреждений
9. Эффективность деятельности образовательной системы Анализ оценки деятельности образовательных учреждений обучающимися, родителями, внешними экспертами; оценки состояния кабинетов, библиотеки и др., выявление динамики данных показателей Специалисты управления образованием, методисты ИМЦ, администрация образовательных учреждений
Система индикаторов и показателей по основным направлениям мониторинга
В целях создания действенной системы педагогического мониторинга качества пред профильной подготовки и профильного обучения в образовательных учреждениях города Старый Оскол и Старооскольского района по каждому направлению определены показатели и индикаторы, позволяющие отследить динамику изменения показателя и своевременно внести коррективы в деятельность, по которой проведены мониторинговые мероприятия.
№ п/п Основные направления мониторинга Параметры Индикаторы
1. Качество содержания образования Качество управления целями, задачами, содержанием образования Уровень достижения целей, решения задач, обеспечения содержания образования на каждом уровне образовательной системы
Качество соответствия требованиям государственных образовательных стандартов и концепции профильного обучения Уровень выполнения требований ГОС по всем направлениям образовательной деятельности
Качество соответствия запросам учреждений ВПО и СПО "Удельный вес квотированных мест, закрепленных за выпускниками общеобразовательных учреждений
Качество соответствия запросам родителей, обучающихся Динамика конкурса при наборе на профильное обучение
2. Качество образования Качество знаний обучающихся Динамика качественного показателя от входного контроля до итоговой аттестации
Сформированность общеучебных умений и навыков Динамика уровня сформированности общеучебных умений и навыков
Качество управления кадровыми ресурсами Мера обеспеченности кадрами в соответствии с лицензионными требованиями
Качество научно-методического обеспечения Мера обеспеченности учебно-методической литературой, разработками и т.д.
3. Уровень профессио-нально-педагогической квалификации и педма-стерства учителей и руководящих работников Профессиональная культура руководителей и учителей Динамика уровня профессиональной культуры руководителей и учителей
Квалификация руководящих и педагогических работников Статистические данные об образовании, стаже педагогической работы, квалификационных категориях руководящих и педагогических работников
Качество реализации образовательного процесса по преподаваемым дисциплинам Мера реализации государственных образовательных стандартов общего образования, программ профильного обучения
4. Система инновационной деятельности Оптимальность программы инновационной деятельности Мера затрат времени, материальных ресурсов, психического, физического потенциала для получения результата
Качество реализации программы инновационной деятельности Динамика результатов управленческой, образовательной, воспитательной деятельности
Качество результатов инновационной деятельности для обучающихся Мера позитивного отношения к новшествам, динамика результатов учебной деятельности
Качество результатов инновационной деятельности для педагогических работников Мера позитивного отношения к новшествам, динамика результатов учебной деятельности
5. Эффективность воспитательной системы Оптимальность воспитательной программы Достижение нового уровня взаимодействия образовательного учреждения, семьи, органов самоуправления, религиозных конфессий в воспитании и социализации обучающихся; мера соответствия содержания и качества воспитания актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства
Готовность педагогических работников к осуществлению воспитательной деятельности Динамика уровня готовности учителей, классных руководителей к управлению воспитательной деятельностью, динамика формирования демократического стиля руководства воспитательным процессом
Воспитанность обучающихся Уровень сформированное™ нравственных, гражданских, эстетических и др. качеств личности; динамика уровня воспитанности обучающихся
Социально-психическое развитие личности Динамика уровня социально-психического развития личности
Социально-профессиональная адаптация личности Динамика уровня социальнопрофессиональной адаптированности выпускников
6. Востребованность форм воспитательной работы Востребованность форм воспитательной работы Мера посещаемости воспитательных мероприятий
Активность педагогических работников, обучающихся в проводимых мероприятиях Количество активных субъектов воспитания
7. Эффективность деятельности образовательной системы Уровень оценки образовательной системы педагогическими работниками Динамика отношения руководящих и педагогических работников к действующей системе образования
Оценка образовательной системы обучающимися Динамика отношения обучающихся к действующей системе образования
Оценка педагогической системы родителями обучающихся Динамика отношения родителей (законных представителей) обучающихся к действующей системе образования
Оценка образовательной системы социальными партнерами Динамика отношения социальных партнеров к действующей системе образования
Тажиев P.P.,
директор МОУ «Гимназия №1» г.Стерлитамак Республика Башкортостан
СГ}
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ШКОЛУ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА РЕБЕНКА?
Более пяти лет педагогический коллектив гимназии работает над проблемой «Интеллектуальное развитие как способ реализации творческих начал личности ребенка». Сотрудники социальнопсихологической службы, в процессе работы над проблемой проявления творческого потенциала личности ребенка на основе развития его интеллекта, ориентировали коллектив на создание условий, способствующих развитию систем качеств:
- познавательной деятельности личности;
- социальной и личностной зрелости, эмоцио-нально-волевого контроля;
- самоопределения в выборе деятельности.
На первом этапе поиска путей решения проблемы, в процессе совместной деятельности с психологом, педагогический коллектив предпринял несколько важных шагов:
- осуществил отбор диагностического инструментария и методов работы с полученными данными.
- освоил систему развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова;
- приступил к созданию банка данных учащихся. Изучение детей осуществлялось в параллелях 1,
3 и 5 классов по группе отобранных параметров: вну-
1. Мотивация 2. Психол. атмосфера 3. Самооценка 4. Непроизвольная память
5. Произвольная память б. Интеллектуальные действия 7. Рефлексия действия
тренняя мотивация учения; психологическая атмосфера в классе; самооценка; непроизвольная память; произвольная память; степень овладения интеллектуальными действиями, содержательная рефлексия. В эксперимент включались группы детей, работающих в режиме традиционного (контрольные классы) и развивающего обучения (экспериментальные классы). В результате сравнительного анализа данных состояния учащихся выявлено:
- показатели произвольной памяти выше у детей, которые работали в режиме развивающегося обучения;
- результаты достижений (интеллектуальные действия) более высоки в экспериментальных группах детей;
- в группах развивающего обучения самооценка ближе к адекватной у большего количества детей;
- показатели, полученные по методике определения содержательной рефлексии учащихся, в классах развивающего обучения значительно выше по сравнению с классами традиционного обучения;
- мотивация к познанию у большего количества детей выше;
- мотивация позитивна в классах, работавших в режиме развития.
Результаты представлены на диаграммах. Синий цвет - классы развивающего обучения (РО), лиловый - классы традиционного обучения (ТО).
Диагностика уровня развития детей 3-5 классов осуществлялась на основе ГИТ (групповой, интеллек-
туальный тест) Дж. Равена, В основной школе использовался ШТУР (школьный тест умственного развития для учащихся 7- 9 классов), и аналогичный возрастной группе АСТУР для учащихся 10-11 классов. Выявление потенциала старшеклассников осуществлялось в процессе использования тестов креативности Е. Торренса. Данные диагностики учащихся являются элементом мониторинга профильного обучения и обязательно учитываются в построении образовательного маршрута. Сравнивая показатели состояния умственного развития (методика ШТУР) учащихся 9х классов в разных профильных группах отслежена неравномерность процессов. В гуманитарном классе по I и И субтестам на «Общую осведомленность» показатели (75% и 67%) значительно выше, чем в классах физико-математического (55%) и химико-биологического (50%) профиля. Аналогичная тенденция наблюдается по V субтесту «Обобщение» (74% - гуманитарии, 50% физматовцы), химико-биологические группы - 45% от максимального показателя. Результаты VI субтеста «Установление закономерности в числовых рядах»: в физико-математическом классе - 69%, в гуманитарном классе - 29% и химико-биологическом классе - 30%. Анализируя полученные данные (они представлены ниже на диаграмме), можно сделать вывод о том, что углубленное изучение отдельных предметов - профи-лизация - способствует формированию определенного вида мышления.
Достижения учащихся определяются, прежде всего, их участием в различных формах интеллектуаль-