Научная статья на тему 'Государственная контрольно-надзорная деятельность в сельском хозяйстве'

Государственная контрольно-надзорная деятельность в сельском хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
1095
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / КОНТРОЛЬ / НАДЗОР / СЛУЖБА / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / РОССЕЛЬХОЗНАДЗОР / STATE CONTROL / SUPERVISION / SERVICE / AGRICULTURE / FEDERAL SERVICE FOR VETERINARY AND PHYTOSANITARY SURVEILLANCE

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Донник И. М., Воронин Б. А., Тухбатов И. А.

Управление сельским хозяйством в рыночных условиях осуществляется преимущественно гражданско-правовым методом, заключающимся в экономическом регулировании сельскохозяйственной деятельности. Вместе с тем, у государственного управления сельским хозяйством имеется и сфера административного воздействия на субъекты аграрного производства. В настоящее время функции государственных контрольно-надзорных органов в сельском хозяйстве осуществляет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), входящая в систему Минсельхоза России. Положение о Россельхознадзоре утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 327 от 30 июня 2004 г. (с изменениями и дополнениями). Государство на правовом уровне устанавливает правила и административные регламенты в этой сфере. Государственный контроль (надзор) в сельском хозяйстве является одним из важнейших направлений в системе управления аграрной отраслью экономики страны. Эффективность деятельности Россельхознадзора напрямую оказывает влияние на обеспечение качественными и безопасными продуктами питания. В то же время в сельском хозяйстве снижаются риски для аграрных предпринимателей, связанные с вредоносными растениями, вирусами, заболеваниями животных и птиц, что может нанести ущерб агробизнесу. Об этом свидетельствуют и факты, приведенные в статье, на примере деятельности Управления Россельхознадзора по Свердловской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Донник И. М., Воронин Б. А., Тухбатов И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE CONTROL AND SUPERVISION ACTIVITY IN AGRICULTURE

Department of agriculture in market conditions is carried out mainly civil law method is the economic regulation of agricultural activities. However, in public administration and agriculture is the scope of administrative influence on the subjects of agricultural production. Currently, the functions of state regulatory bodies in agriculture by the Federal Service for Veterinary and Phytosanitary Surveillance (Rosselkhoznadzor), included in the Ministry of Agriculture of Russia. The position of the Ros-selkhoznadzor was approved by the Government of the Russian Federation № 327 dated June 30, 2004 (as amended). State at the legal level set rules and administrative regulations in this area. State control (supervision) in agriculture is one of the most important directions in the management of the agricultural sector of the economy. The effectiveness of the Rosselkhoznadzor directly affects the provision of high quality and safe food. At the same time in agriculture reduces the risk for agricultural entrepreneurs associated with harmful plants, viruses, diseases of animals and birds, which can cause damage to agribusiness. This is confirmed by the facts presented in the article, the example of the Office of Rosselkhoznadzor for the Sverdlovsk region.

Текст научной работы на тему «Государственная контрольно-надзорная деятельность в сельском хозяйстве»

5Аграрный вестник Урала № 4 (134), 2015 г. - « JJJj—

Экономика

щ

УДК 330.3

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

И. М. ДОННИК,

доктор биологических наук, профессор, академик Российской академии наук, ректор, Б. А. ВОРОНИН,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой, Уральский государственный аграрный университет

(620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42; тел.: 8 (343) 371-33-63),

И. А. ТУХБАТОВ,

кандидат сельскохозяйственных наук, руководитель, Управление Россельхознадзора по Свердловской области

(620027, г. Екатеринбург, ул. Грузчиков, д. 4)

Ключевые слова: государство, контроль, надзор, служба, сельское хозяйство, Россельхознадзор. Управление сельским хозяйством в рыночных условиях осуществляется преимущественно гражданско-правовым методом, заключающимся в экономическом регулировании сельскохозяйственной деятельности. Вместе с тем, у государственного управления сельским хозяйством имеется и сфера административного воздействия на субъекты аграрного производства. В настоящее время функции государственных контрольно-надзорных органов в сельском хозяйстве осуществляет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), входящая в систему Минсельхоза России. Положение о Россельхознадзоре утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 327 от 30 июня 2004 г. (с изменениями и дополнениями). Государство на правовом уровне устанавливает правила и административные регламенты в этой сфере. Государственный контроль (надзор) в сельском хозяйстве является одним из важнейших направлений в системе управления аграрной отраслью экономики страны. Эффективность деятельности Россельхознадзора напрямую оказывает влияние на обеспечение качественными и безопасными продуктами питания. В то же время в сельском хозяйстве снижаются риски для аграрных предпринимателей, связанные с вредоносными растениями, вирусами, заболеваниями животных и птиц, что может нанести ущерб агробизнесу. Об этом свидетельствуют и факты, приведенные в статье, на примере деятельности Управления Россельхознадзора по Свердловской области.

STATE CONTROL AND SUPERVISION ACTIVITY IN AGRICULTURE

I. M. DONNIK,

doctor of biological sciences, professor, academician of Russian Academy of Sciences, rector, B. A. VORONIN,

doctor of law, professor, head of department, Ural State Agricultural University

(42 K. Libknehta Str., 620075, Ekaterinburg; tel: +7 (343) 371-33-63),

I. A. TUHBATOV,

candidate of agricultural sciences, chief, Office of Russian Agricultural Supervision for the Sverdlovsk Region

(4 Gruzchikov Str., 620027, Ekaterinburg)

Keywords: state control, supervision, service, agriculture, federal service for veterinary and phytosanitary surveillance. Department of agriculture in market conditions is carried out mainly civil law method is the economic regulation of agricultural activities. However, in public administration and agriculture is the scope of administrative influence on the subjects of agricultural production. Currently, the functions of state regulatory bodies in agriculture by the Federal Service for Veterinary and Phytosanitary Surveillance (Rosselkhoznadzor), included in the Ministry of Agriculture of Russia. The position of the Ros-selkhoznadzor was approved by the Government of the Russian Federation № 327 dated June 30, 2004 (as amended). State at the legal level set rules and administrative regulations in this area. State control (supervision) in agriculture is one of the most important directions in the management of the agricultural sector of the economy. The effectiveness of the Rosselkhoznadzor directly affects the provision of high quality and safe food. At the same time in agriculture reduces the risk for agricultural entrepreneurs associated with harmful plants, viruses, diseases of animals and birds, which can cause damage to agribusiness. This is confirmed by the facts presented in the article, the example of the Office of Rosselkhoznadzor for the Sverdlovsk region.

Положительная рецензия представлена А. Н. Митиным, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой Уральской государственной юридической академии.

Управление сельским хозяйством в рыночных условиях осуществляется преимущественно гражданско-правовым методом, заключающимся в экономическом регулировании сельскохозяйственной деятельности.

Вместе с тем, у государственного управления сельским хозяйством имеется и сфера административного воздействия на субъекты аграрного производства.

В начале девяностых годов в Российской Федерации в систему государственных контрольно-надзорных органов в сельском хозяйстве входили самостоятельные Государственная хлебная инспекция, Государственная семенная инспекция, Государственная служба по карантину растений, Государственная инспекция по племенному делу в животноводстве, Государственная комиссия по испытанию и регистрации химических и биологических средств защиты растений и другие.

В настоящее время функции государственных контрольно-надзорных органов в сельском хозяйстве осуществляет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), входящая в систему Минсельхоза России.

Положение о Россельхознадзоре утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 327 от 30 июня 2004 г. (с изменениями и дополнениями) [1].

Как известно, административное воздействие на субъекты предпринимательской деятельности вызывает определенное недовольство с их стороны, и бизнес инициирует противодействие административным барьерам, в том числе, и в сфере государственного контроля и надзора в сельском хозяйстве.

Государство на правовом уровне устанавливает правилаиадминистративныерегламентывэтойсфере.

Так, 8 августа 2001 г. был принят федеральный закон № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) (с последующими изменениями и дополнениями)» [2].

Имеются и иные нормативные правовые акты, направленные на снижение излишнего административного воздействия на субъекты предпринимательской деятельности.

Однако анализ состояния качества и безопасности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия убедительно свидетельствует, что в этой области экономических отношений имеется еще много нарушений норм российского законодательства, что может нанести ущерб не только самим предпринимателям, но и самое главное, здоровью и качеству жизни населения страны.

Для подтверждения этих фактов приведем данные о проведении в 2014 г. работы по профилактике нарушений в сфере сельского хозяйства Управлением Россельхознадзора по Свердловской области.

В Реестре Управления всего числится 5410 субъектов, из них 1211 сельскохозяйственных организаций и фермерских хозяйств.

По направлениям деятельности за 2014 г. Управлением проведено 1480 проверок, что на уровне прошлого года, из них 840 плановых и 640 — внеплановых. Внеплановые проверки проведены по исполнению предписаний — 413, по фактам обнаружений, обращений граждан и организаций — 75.

Дополнительно специалисты принимали участие в 48 проверках, организованных Прокуратурой области и в 57 проверках, организованных Министерством АПК и продовольствия Свердловской области и иных органов государственной власти.

Управлением проведено 58 совместных плановых проверок (совместно с органами исполнительной власти, в частности: с Управлением МЧС России, Министерством природных ресурсов и экологии, Управлением Росреестра, Управлением Роспотреб-надзора, и другими).

В результате контрольно-надзорных мероприятий выявлено 2174 нарушения, что на 44 % выше показателей предыдущего года.

Управлением возбуждено 1489 дел по административным правонарушениям — это на 20 % больше 2013 г. Вынесено постановлений о наложении административных штрафов на сумму 5 млн 823 тыс. руб., что на 44 % выше 2013 г.

На основании выявленных нарушений в ходе проверок выдано 617 предписаний. Направлено 11 материалов дел в прокуратуру Свердловской области, 144 материала дел — в суды, 268 — в таможню.

В области обеспечения карантина растений Управлением в 2014 г. проведено 349 проверок, из них плановых проверок — 230, внеплановых — 119, в том числе по выполнению предписаний — 58, по требованию Прокуратуры Свердловской области проведено 17 проверок. Выявлено 441 нарушение.

Выдано 257 предписаний.

Вынесено постановлений о наложении штрафов на сумму 576,7 тыс. руб.

В пункте пропуска ФКП «Аэропорт «Кольцово» за 2014 г. проведен карантинный фитосанитарный контроль импортной подкарантинной продукции в количестве более 140 т.

При досмотре импортных подкарантинных грузов, багажа и ручной клади пассажиров в пункте пропуска выявлено 5 видов карантинных вредных организмов в 220 случаях. Предотвращен ввоз подкаран-тинной продукции в количестве 65 тыс. шт. срезов цветов, не отвечающей карантинным фитосанитар-ным требованиям Российской Федерации. Задержанная подкарантинная продукция изъята и уничтожена.

За 2014 г. на территорию области поступила продукция происхождением из 58 стран. Всего проведено вторичного досмотра импортной продукции более 48 тыс. т, что на 28 % больше, чем в 2013 г., в том числе более 345 т семенного материала.

Досмотрено подкарантинной продукции при вну-трироссийских перевозках: всего — 545 тыс. т, в том числе:

— семенной материал — 2,7 тыс. т, более 14 млн пакетов;

— посадочный материал — 3,4 млн шт.;

— продовольственные грузы — 234 тыс. т.

При досмотре семенного материала в 60 случаях

выявлены семена карантинных сорных растений, из них:

— уничтожено — более 3 т;

— возвращено поставщикам — более 34 тыс. пакетов;

Переработано по технологии, обеспечивающей лишение семян карантинных сорняков жизнеспособности, 12 тыс. т фуражных грузов.

В соответствии с планом контрольно-надзорных мероприятий в 2014 г. проведено 167 контрольных карантинных фитосанитарных обследований на площади 13 тыс. га:

— на карантинные сорняки;

— на рак картофеля;

— на бурую бактериальную гниль;

— на комплекс вредителей и болезней плодовых насаждений;

— складские помещения — на капрового жука.

При обследовании 26 га в 18 тепличных хозяйствах на западный цветочный трипс установлено 2 новых очага.

В 3 хозяйствах на площади 6 га подтверждено заражение западным цветочным трипсом. Приказами Управления установлены карантинные фитосанитар-ные зоны и карантинный фитосанитарный режим на площади 0,256 га.

По золотистой картофельной нематоде в области наложен карантин на площади 15 тыс. га.

В 2014 г. выявлены новые очаги золотистой картофельной нематоды на площади 284 га в личных подсобных хозяйствах с. Ошкуково Тугулымского ГО, с. Бруснятское Белоярского района; с. Малая Тавра Артинского района.

В 2014 г. Управлением проведено 304 проверки в сфере надзора за качеством зерна и семенного контроля, в том числе 183 плановых и 121 внеплановых проверок. Выявлено 200 нарушений, привлечено к административной ответственности 112 нарушителей. Вынесено постановлений о наложение штрафа на сумму 277,1 тыс. руб.

Помимо надзорных проверок проведено 40 иных мероприятий, в том числе в рамках реализации требований Технического Регламента Таможенного Союза по безопасности зерна проведено 34 мероприятия за качеством и безопасности зерна при ввозе в зону Единого Таможенного союза. Проведено 6 рейдовых мероприятий на федеральных трассах Свердловской области.

Проконтролировано более 5 тыс. партий семян сельскохозяйственных растений в количестве более 41 тыс. т весовых, более 48 тыс. шт. пакетированных и 33,8 тыс. саженцев.

За отчетный период проконтролирована 831 партия семян импортного происхождения при ввозе на территорию РФ. При этом 1 партия посадочного материала цветочных растений: выявлена партия в 300 шт. луковиц гиацинт (Нидерланды), не соответствующих требованиям по зараженности болезнями.

Для проведения лабораторных исследований в 2014 г. отобрано 134 контрольные пробы от партий семян, используемых в сельскохозяйственном производстве и реализуемых в торговых предприятиях. Выявлено 15 партий семян в количестве более 830 т, не соответствующих требованиям нормативных документов.

Объем проинспектированного зерна и продуктов его переработки составил более 497 тыс. т, из которых 75,9 тыс. т (15 %) оказались несоответствующими требованиям нормативных документов.

На основании 31 экспертизы о некачественных и опасных крупах вынесены постановления, в результате которых:

— 461 кг некачественной и опасной крупы уничтожено;

— 4972 кг возвращено поставщику;

— 296 кг использовано на кормовые цели после подработки.

Более 1,5 тыс. т зерна после очистки, термической обработки использовано на кормовые цели.

При проведении проверок тепличных хозяйств, в которых овощи выращивали граждане КНР, выявлено захламление земель в виде отходов производства и загрязнение почв пестицидами, нитратами. В отношении данных организаций наложено штрафов в размере 944 тыс. руб.

При проверках дошкольных учреждений выявлено несоответствие 21 партии круп, закупленных на госнужды по показателям безопасности:

— зараженность вредителями хлебных запасов, превышающих норму до 8 раз;

— содержание металломагнитной примеси превышающей норму до 10 раз.

Проведено более 40 контрольно-надзорных мероприятий в отношении сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, ввоз которых запрещен на территорию России из стран Евросоюза, США, Канады, Австралии и Норвегии.

Запрещено к ввозу и возвращено поставщикам около 43 т плодоовощной продукции:

— 5,76 т томатов, происхождение — Марокко;

— 19,5 т яблок, происхождение — Албания;

— 16,90 т капуста (сорт «Пекинская»), происхождение — Албания.

Основное выявленное нарушение — нечеткое нанесение информации на маркировки продукции или полное ее отсутствие.

Выявлено 123 кг запрещенной к ввозу продукции — миндаль, происхождение — США. В отношении санкционного товара вынесено постановление об уничтожении.

В области Государственного ветеринарного надзора за обеспечением здоровья животных, безопасностью продукции животного происхождения и лабораторного контроля за 2014 г. специалистами проведена 241 проверка из них: 80 плановых и 161 внеплановых проверок, в результате которых:

— выявлено 326 нарушений;

— выдано 77 предписаний об устранении выявленных нарушений;

— составлено 108 протоколов об административном правонарушении;

— наложено штрафов на сумму 2 млн 153 тыс. руб.

В Свердловской области продолжается работа по

выполнению Плана мероприятий по предупреждению заноса, распространения и ликвидации АЧС на территории Российской Федерации, утвержденного Министром сельского хозяйства Российской Федерации Н. В. Федоровым.

Проведено 40 проверок хозяйствующих субъектов по АЧС, из них 12 внеплановых проверок с Прокуратурой Свердловской области (мясокомбинаты, охотхозяйства, школы, оптовые базы, предприятия по разведению и содержанию свиней).

Выявлено 26 нарушений, выдано 9 предписаний, составлено 9 протоколов об административном правонарушении, наложено штрафов на сумму 51 тыс. руб.

Поголовье домашних свиней на территории области составляет 338 тыс. голов, в том числе 28 тыс. голов в личных подсобных хозяйствах граждан.

Досмотрено при ввозе в Свердловскую область:

— животноводческих грузов — 404 тыс. т, более 14 тыс. партий.

Выявлено при досмотре:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— нарушений — 949;

— составлено протоколов об административном правонарушении — 570;

— передано дел в таможенные органы — 268. За 2014 г., в соответствии с указаниями Россельхознадзора, предотвращен ввоз поднадзорной продукции в багаже и ручной клади пассажиров из Узбекистана, Азербайджана, Армении, Киргизии, Таджикистана, Грузии, Китая — 935 партий — 2869 кг. Задержанный опасный в ветеринарно-санитарном отношении поднадзорный груз подвергся уничтожению.

Задержано живых животных: 11 партий, 27 голов. В ходе рейдовой проверки регионального рынка «Таганский ряд», совместно с Администрацией Железнодорожного района г. Екатеринбурга и силовыми структурами, выявлена реализация мяса без ветеринарных сопроводительных документов, с явными признаками порчи мяса, гнилостным запахом. Изъято и уничтожено — 350 кг мяса.

И это далеко не весь перечень выявленных нарушений, ибо еще имеется и большая латентность совершаемых правонарушений.

А если бы не было административного контроля со стороны государства?

Очевидно, что все некачественные и не безопасные продовольствие и сельскохозяйственное сырье появилось на рынках, магазинах и в производстве.

Поэтому роль государственных контрольно-надзорных органов в сельском хозяйстве объективно будет возрастать. Литература

1. Собрание законодательства РФ. 2005. № 33. Ст. 3421.

2. Собрание законодательства РФ. 2001. № 134.

3. Воронин Б. А. Управление и государственный контроль в аграрной сфере Российской Федерации : науч.-практ. издание. Екатеринбург : Изд. УрГЮА, 2000. 283 с.

4. Воронин Б. А. Проблемы государственного контроля (надзора) за качеством и безопасностью пищевых продуктов // Управленец. 2010. № 5-6. С. 40-48.

5. Воронин Б. А., Донник И. М., Тухбатов И. А. Государственный ветеринарный надзор (на примере Свердловской области) // Аграрный вестник Урала. 2014. № 1. С. 70-74.

6. Информационные материалы Управления Россельхознадзора по Свердловской области [Электронный ресурс] // Управление Россельхознадзора по Свердловской области. URL : http://www.fsvps.ru.

References

1. Collection of Laws of the Russian Federation. 2005. № 33. Art. 3421.

2. Collection of Laws of the Russian Federation. 2001. № 134.

3. Voronin B. A. Management and state control in the agricultural sector of the Russian Federation : scientific and practical edition. Ekaterinburg : URGUA, 2000. 283 p.

4. Voronin B. A. Problems of state control (supervision) over the quality and safety of food products // Manager. 2010. № 5-6. P. 40-48.

5. Voronin B. A., Donnik I. M., Tuhbatov I. A. State veterinary supervision (for example, Sverdlovsk region) // Agrarian bulletin of the Urals. 2014. № 1. P. 70-74.

6. Information materials of Rosselkhoznadzor in Sverdlovsk region [Electronic resource] // Office of Rosselkhoznadzor for the Sverdlovsk region. URL : http://www.fsvps.ru.

В рамках эпизоотического мониторинга исследовано 1993 проб сыворотки крови, биоматериала от диких кабанов и домашних свиней на АЧС — результаты отрицательные.

Поголовье кабанов, обитающих на территории области на конец 2014 г. составило около 19 тыс. голов, от отстрелянных кабанов отобрано и исследовано 558 проб биоматериала и 11 проб от трупов кабанов — результаты отрицательные.

Специалистами Управления, совместно с Департаментом ветеринарии Свердловской области, проводится отбор проб пищевых продуктов, кормов для животных, в рамках государственного задания для проведения мониторинга на выявление остатков запрещенных и вредных веществ в животноводческой продукции отечественного и импортного производства.

Мониторинговые исследования проводятся в пяти лабораториях:

1) ФГБУ «ВГНКИ»;

2) ФГБУ «ВНИИЗЖ»;

3) ФГБУ «НЦБРП»;

4) ФГБУ «Челябинская МВЛ»;

5) ФГБУ «Свердловский референтный центр».

Отобрано и направлено в лаборатории в 2014 г. —

7 850 проб, проведено — 15 650 исследований.

В том числе по пищевому мониторингу отобрано и направлено — 907 проб, проведено — 4 927 исследований.

Выявлено 90 положительных проб, по каждому случаю проведены мероприятия по усиленному лабораторному контролю.

В 2014 г. специалистами Управления:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.