мец В.Н. Основы, принципы и механизмы межсекторного социального партнерства в России: автореф. дис. ... д-ра социол. наук. - СПб., 2002; Почему НКО и власти нужны друг другу. Модели взаимодействия в регионах Северо-запада / Н. Яргомская [и др.] // Публичная политика: вопросы мягкой безопасности в Балтийском регионе ; под ред. М. Б. Горного. СПб. : Норма, 2004. С. 52-147; Сунгуров А.Ю. Модели взаимодействия органов государственной власти и структур гражданского общества: российский опыт // Модернизация экономики и глобализация : в 3 кн. / отв. ред. Е. Г. Ясин. - М.: ГУ-ВШЭ, 2009. - Кн. 1. - С. 500-508.
С.Н. Королев
СИНТЕЗ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРИМЕНЕНИЮ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ
Аннотация: в статье рассматривается умело подобранный каскад исследовательских и конструкторских проблемных ситуаций. Самостоятельное разрешение их студентами позволяет не только приблизить учебное познание к научному, но и достичь высокопродуктивной как мыслительной, так и предметной деятельности студентов в целях развития их творческих способностей.
Ключевые слова: естественнонаучные знания, мотивационный компонент, теоретический компонент, практический компонент, модель формирования готовности.
Ориентирование военного образования на повышение интеллектуального потенциала будущего специалиста требует пересмотра основных концепций обучения и воспитания. На первый план выступает формирование у курсантов не только суммы знаний, но и развитие мышления, творческих способностей, достижение ими высокопродуктивной творческой деятельности. Одна из главных задач, стоящих перед современной технической школой, состоит в создании условий интеллектуального развития студентов, что, в свою очередь, требует организации такого учебного процесса, который обеспечит развитие культуры мышления и творческих способностей обучаемых.
Опыт преподавания физики показывает, что приближение учебного познания к научному в целях развития творческих способностей студентов возможно лишь на основе специальной организации на занятиях условной научно-познавательной деятельности и ее элементов. Известно, что процесс высокопродуктивной творческой деятельности протекает в виде последовательно сменяющих друг друга стадий или этапов, каждый из которых является итогом решения предыдущего этапа и ключевым с ориентиром последующего мыслительного поиска. Эта возможность неограниченного углубления в изучение первоначальной проблемы на основе многостадийного перехода от одних частных задач к другим, более сложным, выполняющим роль предварительных итогов и последующих ориентиров, должна использоваться в активизации творческой деятельности студентов при применении продуктивных методов обучения.
Следовательно, достижение наивысшей творческой деятельности курсантов при обучении естественно-научных дисциплинам возможно лишь на основе разработки такой учебной модели процесса научного познания, которая содержит последовательный каскад все усложняющихся проблем, объединенных единым концептуальным понятийным аппаратом. Умело подобранный каскад исследовательских и конструкторских проблемных ситуаций и самостоятельное разрешение их студентами позволяет не только приблизить учебное позна-
© Королев С.Н., 2013
ние к научному, но и достичь высокопродуктивной как мыслительной, так и предметной деятельности студентов в целях развития их творческих способностей [2]. Поэтому в структуре готовности к применению естественнонаучных знаний мы выделяем три взаимосвязанных компонента: мотивационный, теоретический и практический, конкретизировав их относительно исследуемого процесса.
Мотивационный компонент отражает меру внутренней готовности курсанта к применению естественнонаучных знаний и включает в себя комплекс следующих личностных свойств: активное положительное отношение к изучению естественнонаучных дисциплин (мотивы учебной деятельности), осознанную познавательную потребность, удовлетворенность изучением естественнонаучных дисциплин, адекватную самооценку достигнутых результатов. Теоретический компонент готовности к применению естественнонаучных знаний предполагает компетентность будущих офицеров в области естественных наук, наличие определенного (достаточного для осуществления профессиональной деятельности) уровня знаний по естественнонаучным дисциплинам, познавательную самостоятельность. Практический компонент проявляется в способности будущего офицера применять полученные знания по естественнонаучным дисциплинам при изучении общепрофессиональных, военных, специальных дисциплин, при решении профессионально-ориентированных задач. Исходя из данной структуры готовности к применению естественнонаучных знаний, мы выделили следующие критерии и показатели оценки ее сформированности. Мотивационный компонент -критерий осознанности, который характеризует отношение обучающегося к учебному процессу и результатам учебной деятельности (мотив деятельности, уровень познавательной потребности, уровень удовлетворенности деятельностью, уровень самооценки). Теоретический компонент - когнитивный критерий, который отражает сформированную систему знаний обучающихся, полученных при изучении естественнонаучных дисциплин (уровень знаний по учебной дисциплине, уровень познавательной самостоятельности). Практический компонент - операционный критерий, который определяет успешность применения курсантами естественнонаучных знаний при изучении общепрофессиональных, военных, специальных дисциплин, решении профессионально-ориентированных задач (увлеченность и включенность в деятельность, умение применять полученные знания при изучении общепрофессиональных, военных и специальных дисциплин). Данные критерии и показатели позволяют выделить уровни сформированности готовности к применению естественнонаучных знаний и оценить их как низкий, средний и высокий.
Формирование готовности к применению естественнонаучных знаний происходит в процессе освоения профессиональных образовательных программ, т. е. в процессе обучения в высшем военном учебном заведении на соответствующих специализациях. Поэтому для построения модели формирования готовности к применению естественнонаучных знаний нами был исследован процесс формирования данной готовности в условиях военного вуза, где естественнонаучные дисциплины не являются профилирующими, выявлены факторы, определяющие наиболее существенное влияние на ее формирование. К таким факторам мы отнесли: сформированность у курсантов мотивов на активное и осознанное изучение естественнонаучных дисциплин в военном вузе, для того, чтобы сдать или для того, чтобы знать и использовать их как инструмент успешного освоения учебных дисциплин профессиональной подготовки; разработанность принципов формирования готовности, их соответствие принципам профессиональной подготовки будущих офицеров; военно-профессиональная направленность содержания естественнонаучной подготовки, ее тесная взаимосвязь с общепрофессиональными, военными и специальными дисциплинами.
Исследование структуры, содержания и уровней готовности к применению естественнонаучных знаний, содержания процесса ее формирования в условиях военного вуза, факторов, влияющих на формирование готовности, позволили разработать модель формирования готовности будущих офицеров к применению естественнонаучных знаний в ходе изучения общепрофессиональных, военных и специальных дисциплин, представленную на рис. Предлагаемая модель включает в себя два блока. Блок «факторов» (мотивация формирования готовности, принципы формирования готовности, содержание естественнонаучной подготовки) обеспечивает эффективное формирование готовности к применению естественнонаучных знаний в процессе профессиональной подготовки будущих офицеров. Блок механизма функционирования модели включает в себя: управляющий объект - преподаватель; объект управления - курсант; механизм взаимодействия между ними в ходе процесса «преподавание -учение» через формы, методы, средства профессиональной подготовки; системы управления и обратной (внутренней и внешней) связи для оценки формирования готовности.
Мотивация формирования готовности определяется отношением преподавателя и курсанта к предмету обучения. От этого зависит степень активности курсанта, а следовательно, и уровень сформированности у него готовности к применению естественнонаучных знаний. При формировании мотивации решаются две взаимосвязанные задачи. Первая задача связана с формированием у будущего офицера понимания необходимости военной службы, овладения воинской специальностью, осознания необходимости прочных и глубоких знаний в различных областях. Вторая задача состоит в понимании и принятии целей процесса обучения естественнонаучным дисциплинам. Если будущие военные специалисты на занятиях вынуждены выполнять задачи, далекие от того, чем они будут заниматься в профессиональной деятельности, то трудно ожидать от них активности в их изучении.
Рис. Модель формирования готовности будущих офицеров к применению естественнонаучных знаний
Основными принципами формирования готовности курсантов к применению естественнонаучных знаний являются принципы профессиональной подготовки в военных вузах, в
содержании которых актуализированы наиболее значимые для данного процесса компоненты: военно-профессиональная обусловленность и научность; практическая направленность подготовки будущих военных специалистов; систематичность и последовательность; доступность; сознательность и активность обучающихся; прочность овладения естественнонаучными знаниями; единство обучения и воспитания.
Содержание естественнонаучной подготовки будущих офицеров определяется государственным образовательным стандартам подготовки военных кадров и связано с объемом информации, который необходимо дать будущим офицерам. Оно имеет следующие особенности в военном вузе: прикладной характер дисциплин естественнонаучного цикла, построение содержания в соответствии с логикой будущей профессиональной деятельности обучающихся, определение уровня сложности изложения материала с учетом специализации курсантов и курсантских групп.
В военных вузах основными формами учебных занятий по дисциплинам естественнонаучного цикла являются: лекции, семинарские, практические занятия, лабораторные работы. При этом активно используются такие методы, как устное изложение материала, его обсуждение, демонстрация, упражнение (тренировка), практическая работа и самостоятельное освоение учебного материала. Интенсифицировать процесс формирования готовности в военном вузе можно за счет нестандартных, активных форм организации обучения и методов их проведения, таких как: дискуссия, интеллектуальная разминка, «мозговая» атака, решение ситуативных и имитационных задач, игровые формы, методы проблемного обучения, частично-поисковые, эвристические и т.п. Они позволяют раскрепостить сознание, активизировать интеллектуальный потенциал обучающихся, способствуют приобретению необходимых практических умений.
Для текущего и итогового контролей формирования готовности к применению естественнонаучных знаний предлагается методика разноуровневого автоматизированного контроля знаний и интеллектуальных умений курсантов по естественным наукам с использованием персональных компьютеров. Это позволяет преподавателю за небольшой промежуток времени объективно проверить и оценить знания, умения, навыки достаточно большого числа обучающихся, дает возможность документирования и организации автоматического анализа полученных индивидуальных и групповых оценок. Самоконтроль курсантов в ходе изучения естественнонаучных дисциплин является важнейшим элементом разработанной нами модели. Для оперативного управления процессом формирования готовности предусмотрены следующие формы оперативного самоконтроля: самопроверка по образцу, взаимопроверка с помощью образца, проверка выполнения задания на самоподготовку консультантами, письменная проверочная работа, проверка-консультация, опрос по парам, теоретическая разминка.
Организация деятельности преподавателя и обучающегося на занятиях является центральным компонентом данной модели, который позволяет обеспечивать постоянную возможность вовлечения всех участников учебного процесса и каждого в отдельности в совместную деятельность с учетом личностного интереса, способностей, возможностей формирования целей и мотивов деятельности. Основными формами организации такого взаимодействия являются: индивидуальная работа с обучающимися, направленная на интеграцию естественнонаучных, общепрофессиональных и военно-профессиональных дисциплин; парная работа - «боевое товарищество» (в этом случае педагог предлагает типовое профессионально-ориентированное задание каждой паре курсантов, работа пар происходит одновременно, по окончании полученные результаты обсуждаются всем подразделением); решение профессионально-ориентированной задачи малой (3-4 курсанта) группой (в этих случаях пе-
дагог формулирует задание для каждой малой группы таким образом, чтобы результаты работы каждой из них дополняли друг друга и помогали принять общий алгоритм решения или же вызывали дискуссию); решение поставленной задачи всей группой, то есть работа ориентирована на формирование единого мнения по какому-нибудь вопросу при вовлечении каждого участника процесса обучения, в том числе и педагога; соревнование отделений учебного взвода, где участники конкурса аргументированно должны отстоять свою точку зрения.
Прямая и обратная связь в процессе реализации модели формирования готовности к применению естественнонаучных знаний представлена на схеме модели (см. рис.): преподаватель - управляющий объект, познавательная деятельность обучающегося - объект управления (курсант). Поток информации (Х) от управляющей системы (преподаватель) к объекту управления через формы, методы и средства обучения передается по каналам прямой связи, а обратный поток - от управляемого объекта к управляющей системе - по каналам обратной связи. Для пояснения работы канала обратной связи в модели введен элемент «адресат» (А). Под адресатом понимается осмысленное освоение обучающимся принятого потока информации, т.е. потоки информации, полученный курсантом и усвоенный «А», отличаются друг от друга на величину У ± ДУ, что происходит в результате действия различных помех. Следует различать внешние (шум в аудитории, недостаточное освещение, весенняя погода за окном и т.п.) и внутренние (совокупность знаний, накопленных курсантом (группой) на данный момент времени, фактический исходный уровень интеллекта, психофизиологическое состояние курсанта и т. п.) помехи, которые обязательно нужно учитывать при реализации модели. Следует учитывать, что информация в приемнике «А» будет ± ДУ, в зависимости от того, насколько мы минимизируем действие «помех».
В модели рассматриваются два канала обратной связи: внутренняя обратная связь и внешняя обратная связь. Внутренняя обратная связь позволяет контролировать и оценивать результат усвоения информации курсантом через средства самоконтроля (С), получать оперативную информацию о ходе формирования готовности к применению естественнонаучных знаний. Внешняя обратная связь позволяет оценить результаты формирования готовности через средства текущего и итогового контролей.
ВЫВОДЫ:
1. Процесс формирования готовности к применению естественнонаучных знаний в профессиональной подготовке предполагает получение обучающимися фундаментальных систематизированных знаний по дисциплинам естественнонаучного цикла, сближение методов решения учебных задач по дисциплинам цикла с методами, применяемыми при изучении общепрофессиональных, военных и специальных дисциплин, реализацию междисциплинарных связей, формирование умений и навыков применения естественнонаучных знаний для решения профессионально-ориентированных задач.
2. Сформированность готовности будущих офицеров к применению естественнонаучных знаний в ходе изучения военно-профессиональных дисциплин может быть диагностирована по трем уровням: низкому, среднему и высокому, на основе следующих критериев и показателей: критерий осознанности - мотивы учебной деятельности, познавательная потребность, удовлетворенность деятельностью, самооценка; когнитивный критерий - уровень знаний по естественнонаучным дисциплинам; операционный критерий - уровень развития умений и навыков по применению естественнонаучных знаний для решения профессионально-ориентированных задач.
3. Формирование готовности будущих офицеров к применению естественнонаучных знаний в ходе изучения военно-профессиональных дисциплин предполагает организацию процесса обучения, опирающуюся на учет особенностей профессиональной подготовки кур-
сантов, направленность в формировании позитивного эмоционального отношения к изучаемой естественнонаучной учебной дисциплине, в развитии познавательного интереса, в достижении удовлетворенности учебной деятельностью, осуществляется на основе дидактической модели, учитывающей факторы, обеспечивающие формирование готовности в ходе изучения естественнонаучных дисциплин, определяющей деятельность преподавателя и курсанта в ходе занятий, подбор, компоновку и порядок использования форм, методов и средств обучения, оперативный текущий контроль за ходом формирования готовности.
4. Эффективность модели формирования готовности к применению естественнонаучных знаний достигается разработкой дидактического обеспечения ее функционирования: комплекс профессионально-ориентированных задач, система активных форм, методов и средств на занятиях по естественнонаучным наукам, методы самоконтроля курсантами своих знаний, умений и навыков, банк тестовых заданий профессионально-ориентированного характера, программное обеспечение разноуровневого контроля за ходом формирования готовности.
Библиографический список
1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М., 1996. - 540 с.
2. Долженко О.В, Шатуновский В.Л. Современные методы и технология обучения в техническом вузе / О.В. Долженко, В.Л. Шатуновский. - М.: Высш. шк., 1990. - 190 с.
А.Н. Ротмистров А.А. Шулус
РЕГРЕССИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПАТТЕРНОВ ПОСЕЩЕНИЯ ДЕТСКИХ ДОСУГОВЫХ ЦЕНТРОВ МОСКОВСКИМИ СЕМЬЯМИ
С ДЕТЬМИ
Аннотация: в статье кратко описано исследование потребления московскими семьями с детьми услуг развивающих и досуговых детских центров, в частности, то, как разные характеристики семей с детьми и отдельно родителей влияют на паттерны посещения ими детских досуговых центров; описана суть регрессионного моделирования, рассмотрен феномен статистического взаимодействия и его проявления в регрессионном моделировании. Среди выводов статьи: на паттерны посещения московскими семьями с детьми детских досуговых центров влияют полнота семьи, ее уровень жизни, образование и социальный статус родителей; это влияние имеет вероятностные оценки, на основе которых можно строить прогнозы.
Ключевые слова: семья, досуг, социализация, паттерн, моделирование, регрессия, предиктор, взаимодействие, вероятность.
Социология - сравнительно молодая и довольно неточная наука. Она в меру своих сил старается выполнять три главные общенаучные функции: описание, объяснение и предсказание (прогнозирование). И если с первыми двумя из них она более или менее справляется, то с последней - обычно нет. На ум сразу приходит свежий пример неверного прогноза явки москвичей на выборы мэра. Отклонение эмпирических значений от прогнозируемых было
© Ротмистров А.Н., Шулус А.А., 2013