Научная статья на тему 'Сингапур: система образования в контексте нациестроительства'

Сингапур: система образования в контексте нациестроительства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3338
403
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНГАПУР / НАЦИЕСТРОИТЕЛЬСТВО / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / БИЛИНГВИЗМ / SINGAPORE / NATION BUILDING / SYSTEM OF EDUCATION / BILINGUALISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Астафьева Екатерина Михайловна

В статье рассматривается эволюция системы образования, а также различные направления политики правительства Сингапура в сфере образования с момента получения независимости и до наших дней. Дается описание структуры системы начального, среднего, высшего, а также профессионально-технического образования. Особое внимание уделено проблеме многоязычия и политике билингвизма.E.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Astafieva considers the system of education in Singapore in the context of the nation building. She also studies the trends in the Singapore’s government policy in education since the independence of the country. The author describes the structure of the system of primary, secondary and higher education as well as vocational one. Great attention is paid to the problem of multilingualism and bilingualism.

Текст научной работы на тему «Сингапур: система образования в контексте нациестроительства»

© Астафьева Е.М.

СИНГАПУР: СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ НАЦИЕСТРОИТЕЛЬСТВА

Система образования, являясь одним из ключевых инструментов программы развития человеческих ресурсов1, играет важнейшую роль в национальном строительстве и в формировании активно развивающейся экономики Сингапура.

За последние четыре десятилетия в образовательной системе Сингапура произошли крупные преобразования. Этот временной отрезок можно разделить на четыре этапа2.

На первом этапе в середине-конце 1960-х годов основные усилия правительства были сосредоточены на реализации программы увеличения количества учебных заведений. В качестве первого шага, правительство Партии народного действия (ПНД) развернуло программу активного строительства школ с целью обеспечить место в школе каждому ребенку школьного возраста.

В результате таких мер в 1960-65 гг. значительно увеличился прием в начальные школы (33%), в средние школы (94 %), в университеты и колледжи (70%)3. К 1966 году в Сингапуре существовало 5000 школ с четырьмя языковыми потоками (китайский, малайский, тамильский и английский являются официальными языками Сингапура). Количество учащихся составляло почти полмиллиона. К этому времени цель создания в стране системы бесплатного общего начального образования была в основном достигнута. Количество поступающих в учебные заведения учащихся резко возросло, и в связи с этим правительство начало широкомасштабную кампанию по привлечению к работе в школах учителей-стажеров. Учителя различных языковых потоков получили единую учебную программу.

На втором этапе в конце 1960-х - середина 1970-х гг. особое внимание уделялось повышению качества работы учебных заведений.

В целях обеспечения равного отношения к учащимся всех потоков в этот период был принят целый ряд мер: обеспечение школ всех четырех языковых потоков единой учебной программой по всем предметам; подготовка преподавателей всех четырех языков; объединение старой китайской структуры образования с английской системой; введение для всех потоков общих экзаменов (выпускных экзаменов начальной школы, экзаменов на получение школьного сертификата и сертификата высшей школы); обеспечение бесплатного проката учебников

4

для всех четырех потоков .

В сфере профессионально-технического образования правительство сделало акцент на повышении качества образования для того, чтобы удовлетворить потребностям быстрорастущей экономики в квалифицированной рабочей силе. Существующая образовательная система была реструктурирована. Первоочередное внимание стало уделяться естественным наукам, математике, техническим дисциплинам. В период с 1966 по 1976 г. набор учащихся в технические и профессионально-технические учебные заведения вырос на 800% (с 1400 до 11800 учащихся)5.

На третьем этапе в конце 1970-х - начале 1980-х гг. правительство поставило цель наладить работу системы образования таким образом, чтобы удовлетворить потребности как государства, так и индивидуальные потребности

студентов6. В 1979 г. на базе Национального совета профессионального образования (основан в 1968 г.) и ряда соответствующих органов было создано Управление

профессионального и производственного обучения, а также Совет по профессионально-техническому образованию, который занимается планированием набора в университеты, технические институты, профессионально-технические училища, учебные заведения Управления по экономическому развитию, а также обеспечению их кадрами и решением финансовых вопросов. Благодаря модернизации образования повысилась квалификация большей части занятых, и

7

соответственно, производительность труда .

С середины 1980-х годов начался этап децентрализации управления школами. Кроме того, в свете национального

призыва к совершенству, как в школах, так и в обществе в целом, прослеживается стремление к усовершенствованию рабочей силы страны8. Этот призыв к совершенству отражен в Списке Предложений, представленных Парламенту страны в 1988 г. (в то время) первым заместителем премьер-министра Го Чок Тонгом, где шла речь о поставленной правительством цели - превратить Сингапур в безупречный город, в образцовое общество.

С переходом к более капиталоемкой экономике больше внимания стало уделяться получению передовых технических навыков. Правительство Сингапура совместно с правительствами Японии, Германии и Франции, а также с транснациональными компаниями создало целый ряд учебно-

9

производственных центров .

В 2009 г. была запущена государственная программа по сохранению рабочих мест, в соответствии с которой правительство взяло на себя расходы по субсидированию заработной платы местных рабочих на время их переподготовки. В рамках этой программы курсы обучения и повышения квалификации прошли 264 тыс. человек10.

В Сингапуре есть независимые школы, автономные школы (получающие помощь правительства), План специальной помощи (высококлассное образование на английском и китайском), специальные школы для инвалидов. Есть программы для одаренных детей, а также избирательные программы по музыке, искусству, иностранным языкам. Образовательные программы для одаренных детей были введены в 1984 г.11

Сингапурская система образования обеспечивает всем детям, по крайней мере, десятилетнее образование. Начальные и средние школы находятся в ведении министерства образования. Обучение ведется на двух языках - английском и родном12. По окончании начальной шестилетней школы, ученики сдают выпускные экзамены (Primary School Leaving Examination - PSLE), которые оценивают уровень их подготовки для получения дальнейшего образования на соответствующем курсе средней школы.

Время от времени в обществе возникают дискуссии по поводу необходимости проведения PSLE. Основным объектом данных дискуссий становится непомерное, по мнению противников PSLE, психологическое давление на детей и их родителей.

«Выпускные экзамены начальной школы (PSLE) должны быть пересмотрены, чтобы сделать их менее напряженными, но они не могут быть полностью отменены», заявил премьер министр Ли Сянь Лун. Он подчеркнул, что национальные экзамены по-прежнему необходимы для оценки образовательных стандартов учащихся и обеспечения справедливой основы решения о приеме в среднюю школу. 13 Такого же мнения придерживается министр образования Хен Сви Кит который сказал, что экзамены являются объективным тестом для оценки производительности учащихся. Исследования также показали, что тестирование является не просто пассивным механизмом измерения знаний, а на самом

14

деле помогает учащимся учиться.

Также необходимо отметить, что в рамках ныне существующей системы некоторые средние школы используют схему прямого приема, в рамках которой они выбирают учеников до сдачи PSLE на основе неакадемических факторов.15

В Сингапуре все школы работают по единым программам, утвержденным министерством образования и под его контролем. Начальное образование в государственных школах бесплатное, оно общедоступно. Обучение в средних школах платное, однако правительство оказывает помощь всем детям покрывая расходы на образование через программу «Edusave»16. С 1980 г. учеников стали разделять по способностям: средние, особые и исключительные. Данная практика была введена в 1980 г., обучение по этим трем потокам имеет разную продолжительность. Введены:

Специальный четырехлетний эксперсс-курс, по окончании которого учащимся выдается диплом о получении образования (Singapore-Cambridge General Certificate of Education - GCE), уровень «О».

показавшие хорошие результаты после четырех лет обучения и получения диплома GCE уровня «N», имеют возможность претендовать на дополнительный год обучения для подготовки к получению уровня «О», и впоследствии на дальнейшее обучение на курсе Nitec в Институте технического образования ITE (начиная с 2007). Некоторым учащимся предоставляется возможность получения уровня «О» за 5 лет, минуя уровень «N».

Начиная с 2013 г. учащимся, показавшим наивысшие достижения на уровне «N» будут предоставлены две новые возможности: год обучения по программе Polytechnic

Foundation Programme (FP), a также двухгодичная программа Higher Nitec в Институте технического образования.17

Стандартный (технический) четырехлетний курс, диплом GCE уровня «N». Основные изучаемые дисциплины: английский язык, родной язык, математика, а также предметы с техническим и практическим уклоном. В 2007 г. с целью улучшения качества получаемых практических навыков эта учебная программа была пересмотрена и внедрена во всех

Также в Сингапуре существует так называемая Комплексная программа (IP), которая предусматривает получение среднего образования и обучение в младших колледжах без сдачи промежуточных национальных экзаменов

После получения среднего 4-х или 5-ти летнего образования большинство учащихся переходят на следующий уровень обучения. Учащиеся, имеющие диплом уровня «О» могут подать заявку на получение довузовского образования в колледж (два года обучения) и в централизованные институты (три года обучения), с получением диплома уровня «А». Если учащиеся показали хорошие результаты, они имеют возможность поступить в Национальный университет

технологический университет (4 колледжа и 3 автономных учреждения), Сингапурский университет управления (6 школ),

а также пройти обучение в Национальном институте образования.

Кроме трех вышеперечисленных университетов к системе высшего образования, находящегося на финансировании государства, относится также Сингапурский университет технологии и дизайна. Необходимо также упомянуть частный университет SIM (Unisim), в котором существуют специальные программы бакалавриата и магистратуры для работающей части населения.

Студенты, предпочитающие прикладное высшее образование могут пройти обучение в одном из пяти политехнических институтов: Сингапурский политехникум, «Нги Анн» политехникум, Темасек политехникум, Наньянский политехникум, Республиканский политехникум *18. Выпускники политехникума показавшие наивысшие результаты по итогам обучения могут продолжить свое образование в университете. С марта 2010 г. они также имеют возможность обучаться в Сингапурском технологическом

19

институте.

В 1991 г. была создана финансируемая правительством специальная схема субсидирования малайских студентов (Tertiary Tuition Fee Subsidy - TTFS), на сегодняшний день ею охвачено примерно 2/3 малайских семей. В 2011 г. критерии предоставления помощи по этой схеме были пересмотрены. Если первоначально субсидии получали малайские студенты из семей с доходом до 3000 долл. в месяц, то начиная с нового учебного (2012 г.) года за критерий берется среднемесячный доход на каждого члена семьи. Таким образом, при среднемесячном доходе на каждого члена семьи менее 1000 долл. расходы на получение образования будут покрываться полностью, т.е. 100%, при доходе между 1001 и 1200 - 75%, 1201-1500 - 50%. При этом студенты из типичной семьи из

* В каждом политехникуме проходят обучение по 15 тыс. студентов. Политехникумы предлагают широкий спектр курсов в области

инфокоммуникаций, медицины, бизнеса, бухгалтерского учета, социальных наук, массовых коммуникаций и пр.

четырех человек с общим доходом менее 6000 долл. будут получать полное субсидирование.20

Кроме правительственных программ поддержки

существуют специальные программы различных общин

Сингапура, в частности, помощь учащимся оказывается через фонд малайской общины Mendaki, а также через Сингапурскую ассоциацию развития индийской общины Sinda. В 2011 г. ассоциация Sinda выдала 2000 стипендий учащимся из нуждающихся семей, и 6200 человек были охвачены программой поддержки образования. В планы этой

организации входит выдача ваучеров учащимся на посещение математических классов в частных образовательных центрах, а

также еще ряд программ поддержки учеников начальных и

21

средних школ .

Помимо государственных и общинных фондов существуют и другие организации, оказывающие финансовую помощь учащимся из малообеспеченных семей. Одной из таких организаций является фонд The Straits Times School Pocket Money Fund (SPMF). В первую очередь фонд оказывает помощь детям из неполных семей, чьи родители находятся в тюрьме или страдают хроническими заболеваниями. В 2011 было запланировано оказание помощи примерно 200 студентам, на общую сумму около 330 тыс. долл. Учащимся начальных школ выделяется 55 долл. ежемесячно, а учащимся средних школ - 80. В 2010 г. на адресную помощь 11400 детям было выделено 4,1 млн. долл. С момента своего основания в октябре 2000 г. SPMF оказал помощь более чем в 85000 случаев на общую сумму более 44 млн. долларов.22

С 1997 г. в Сингапуре проводится политика под девизом «Мыслящая школа, учащаяся нация» (Thinking Schools, Learning Nation - TSLN)23. Ее главная идея - формирование в стране такой единой образовательной и научной среды, к которой были бы приобщены все граждане, начиная от учащихся, их родителей и преподавателей до самого правительства. Все члены общества должны быть всегда

" Согласно переписи населения 2010 г. среднее количество человек в семье - 4,2.

готовы к переменам, непрерывно совершенствовать и обогащать свои профессиональные знания, развивать широту мышления, навыки творческого подхода к любой задаче, учиться в течение всей жизни. Для реализации этой программы был учрежден Фонд непрерывного обучения24.

С 2003 г. проводится политика направленная на воспитание духа инноваций и предпринимательства (Innovation and Enterprise - I&E) среди студентов и преподавателей25.

Особым элементом образовательной системы становятся бизнес-школы. Создаются филиалы чикагской, французской школ бизнеса, Университета Пенсильвании, Гарвардской школы управления, Технологического университета Джорджии со специализацией по логистике. В 2001 г. был открыт Американский центр подготовки руководящих работников и при нем учебные центры Международного валютного фонда и Всемирного банка26.

В ближайшее время в Сингапуре под контролем Министерства образования будет запущена новая программа «Character and Citizenship Education». Основная цель данной программы состоит в «повышении уровня самосознания нации». Для ее реализации будет составлен специальный учебный план, в рамках которого будут объединены уже имеющиеся программы гражданского и нравственного воспитания, а также внеклассные мероприятия (co-curricular activities - CCAs).27

Билингвизм, или политика родного языка «Mother Tongue», является краеугольным камнем системы образования Сингапура. Уже в 1966 г. в общеобразовательной программе было введено обязательное изучение двух языков -английского и родного. Согласно республиканской конституции государственным языком является малайский, официальными языками - китайский (пекинский диалект), малайский, тамильский и английский.

Политика билингвизма дает представителям различных национальностей равные возможности для обучения, общения, работы, в то время как изучение родного языка приобщает к национальным корням. Важность владения английским языком

как инструментом межнационального общения активно пропагандируется правительственными кругами.

Население, получившее англоязычное образование стало опорой для экономического выживания Сингапура, которому было необходимо привлечь транснациональные корпорации для создания производств в Сингапуре. Использование английского языка позволило Сингапуру занять лидирующие позиции в регионе. «Коммуникативные навыки - один из важнейших факторов рабочей силы XXI века, потому что

английский язык - язык бизнеса, науки и дипломатии», этот

28

тезис в тех или иных вариациях часто повторяет Ли Куан Ю .

Внедренный через школы английский язык приобрел также уличную форму — так называемый «синглиш» (Singlish). Его лексика состоит из слов английского, малайского и китайского происхождения (из южноминьского, чаошаньского и кантонского диалектов), а также заимствований из тамильского, бенгальского, пенджабского и в меньшей степени других европейских, индийских и китайских языков, к которому ещё можно добавить смешанный малайско-английский язык «манглиш» (Manglish)29.

Правительство Сингапура не поощряет использование местного варианта английского, популяризируя стандартный вариант. С этой целью действует программа «Говори на хорошем английском» (SGEM)30. Speak Good English Movement была запущена в 2000 г. премьер-министром Го Чок Тонгом. Основная идея движения - убедить сингапурцев признать важность использования стандартного английского языка как языка науки, технологии, торговли и Интернета, воспринимать его как портал к знаниям. В многоязычном, многоэтничном сингапурском обществе английский язык - нейтральный язык, позволяющий общаться друг с другом31.

С 1987 г. английскому языку был присвоен статус официального языка в системе образования. Английский язык берет на себя роль основного языка общения между различными этническими группами. Система образования направлена на создание рабочей силы, которая является «би-грамотной». Примерно 80% предметов в школе преподаются на английском языке32.

В 2006 г. в начальных школах Сингапура была введена специальная интерактивная система изучения английского языка (Strategies for English Language Learning and Reading -Stellar)33.

Активно призывая использовать английский язык в межгрупповом общении правительство, при этом, указывает на необходимость изучения родных языков. Все большее количество семей, в том числе этнически и лингвистически смешанных семей и евразийцев, используют английский язык в качестве основного, однако, английский язык, как нейтральный язык для межгрупповой коммуникации не может быть официально признан в качестве «родного языка», т.к. это может нарушить всю систему двуязычного образования34.

Другой важный аспект этой проблемы состоит в том, что отказ от использования родного языка становится своего рода проявлением вестернизации, и даже в какой-то степени христианизации35, ведущей к отказу от традиционных азиатских культурных ценностей и тем самым, по мнению правительственных кругов, к подрыву основных принципов существования сингапурского общества.

Для сохранения культурной самобытности и родного языка различных этнических общин в Сингапуре реализуются различные кампании. Существуют специальные программы, направленные на поддержание родных языков.

Исторически китайские иммигранты делятся на несколько групп и используют несколько диалектов, настолько различных, что понять друг друга практически невозможно: это хоккиен или хок-кьень (фуцзяньский или южноминский), юэ или кантонский, хокчу (фучжоуский), чаошаньский, хакка и хайнаньский. В 1978 г. премьер-министр Ли Куан Ю начал программу «Говори по-китайски» (Speak Mandarin) Зб. «... я решил, что наступил подходящий момент для того, чтобы побудить наших китайцев использовать китайский литературный язык (Mandarin) вместо диалектов. Если бы наши ученики разговаривали дома на китайском языке... это облегчило бы им изучение английского и китайского языков в школе. Я начал ежегодно проводить месячник под девизом "Говори на китайском литературном языке" (Speak Mandarin)».

Ли Куан Ю акцентировал внимание на том, что необходимость изучения двух языков: английского и малайского, китайского или тамильского, - являлась тяжелым грузом, т.к все три родных языка не имеют ничего общего с английским. Тем не менее, подчеркивал он, «если бы мы продолжали говорить только на родных языках, то мы не смогли бы выжить. Использование только английского языка тоже было бы шагом назад, ибо мы утратили бы свою культурную самобытность, спокойную уверенность в себе и понимание нашего места в мире... Использование английского языка в качестве нашего рабочего языка предотвратило конфликты, возникавшие между

- 37

людьми различных национальностей» .

С 1979 по 1981 год Speak Mandarin Company (SMC) была направлена на упрощение языковой среды и улучшение взаимодействия и взаимопонимания внутри самой китайской общины; а также создание благоприятных условий для успешной реализации программы двуязычного образования38. Из политических мер в этот период необходимо отметить запрет на использование диалектов китайского языка в местных СМИ.

Однако с течением времени в среде образованных китайцев появилась тенденция к отказу от использования китайского языка в пользу английского. Такое развитие событий привело к изменению целей кампании. В 1991 г. основные усилия были направлены на поощрение сингапурских китайцев, получивших образование на английском языке, использовать литературный китайский язык, чтобы они не теряли связь с национальным корнями39. Однако, популярность использования английского языка в качестве основного в китайской этнической группе продолжает расти увеличившись с 23,9% в 2000 г. до 32,6% в 201040.

В 1981 г. для надзора за состоянием и развитием малайского языка был создан Совет по малайскому языку (Maijlis Bahasa Melayu Singapura). Также с 1962 г. проводятся так называемые Месячники малайского языка (Bulan Bahasa Singapura), направленные на обеспечение преемственности языка как значимой части малайского наследия через

различные мероприятия (выступления, конкурсы, семинары и пр.)

Тамильский язык является одним из четырех официальных языков Сингапура, однако внутри индийской этнической группы используются и другие языки, в частности, хинди, урду, бенгальский, пенджаби, гуджарати, малаялам. На сегодняшний день только 37,6% индийцев Сингапура используют тамильский язык, отдавая предпочтение английскому языку 41,6% 41.

Политические преимущества использования английского языка бесспорны. Однако нельзя отрицать тот факт, что процессы глобализации оказывают все большее давление на население, которое выражается в отказе от использования

1 Программу РЧР можно назвать инвестированием в людей, в их образование, здоровье, жилище, профессиональные навыки, формирование их позиции, конкурентоспособность, лидерские качества, самосознание. Таким образом, признается важность личностных качеств народа: трудолюбие, дисциплинированность, способности к обучению, стремление учиться и приобретать знания. Человек должен с уважением относиться к образованию, знаниям и упорному труду, в то время как общество должно вознаграждать предприимчивость и поощрять образование и творческую деятельность. Марк Хонг Тат Сунн, Причины успеха Сингапура, / Марк Хонг Тат Сун. - М.: 2000. - с. 73.

2 Ministry of Education Singapore - Education System, http://www.moe.gov.sg/

3 Марк Хонг Тат Сунн, Указ. соч. - с. 78

4 Ministry of Education Singapore - Education System, http://www.moe.gov.sg/

5 Марк Хонг Тат Сунн, Указ. соч. - с. 79

6 Ministry of Education Singapore - Education System, http://www.moe.gov.sg/

7 Пахомова Л.Ф. Модели процветания (Сингапур, Малайзия, Таиланд, Индонезия), / Л.Ф. Пахомова. - М., ИВ РАН, 2007. с. 49.

8 Ministry of Education Singapore - Education System, http://www.moe.gov.sg/

9 Ли Куан Ю, «Сингапурская история: из «третьего мира - в первый», М.: МГИМО-Университет МИД России, 2005 с. 96

10 The Straits Times, Singapore, 22.12.2009

11 Марк Хонг Тат Сунн, Указ. соч. - с.91

12 Ministry of Education Singapore - Education System, http://www.moe.gov.sg/

13 The Straits Times, September 27 2012.

14 The Straits Times, September 23 2011.

15 The Straits Times, September 27 2012.

16 Марк Хонг Тат Сунн, Указ. соч. - с.91

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17 Education Statistics Digest 2011, Management Information and Research Branch, Planning Division, Ministry of Education Singapore, August 2011, p. 6.

18 Ministry of Education Singapore http://www.moe.gov.sg/

19 Education Statistics Digest 2011, Management Information and Research Branch, Planning Division, Ministry of Education Singapore, August 2011, p. 7.

20 The Sunday Times, September 18, 2011.

21 The Straits Times, November 24, 2011.

22 The Straits Times, September 23 2011.

23 Education Statistics Digest 2011, Management Information and Research Branch, Planning Division, Ministry of Education Singapore, August 2011, p. 6.

24 Пахомова Л.Ф. Указ. соч., с. 63

25 Education Statistics Digest 2011, Management Information and Research Branch, Planning Division, Ministry of Education Singapore, August 2011, p. 6.

26 Пахомова Л.Ф. Указ. соч., с. 64

27 The Straits Times, September 23 2011.

28 The Straits Times, September 7, 2011/

29 Астафьева E.M. Некоторые аспекты политики нациестроительства в Сингапуре // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, Выпуск XIV, ИВ РАН, М., 2010, с. 282

30 Speak Good English Movement [Электронный ресурс]: SGEM Электронные текстовые данные - Режим доступа — http://www.goodenglish.org.sg/

31 Speech by Dr Vivian Balakrishnan, Minister for Community Development, Youth and Sports, Guest of Honour for Speak Good English Movement Launch 2010, Tuesday 7 September 2010, 4 - 6pm at Xin Food Court, Harbourfront Centre Speak Good English Movement [Электронный ресурс] : SGEM - Электронные текстовые данные - Режим доступа — http://www.goodenglish.org.sg/

32 Ministry of Education - Education System [Электронный ресурс]: , Ministry of Education, Singapore - Режим доступа Singapore http://www.moe.gov.sg/

33 The Straits Times. September 8,2011.

34 Астафьева Е.М. Новые тенденции в национальной классификации населения Сингапура // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, Выпуск XVII, М., ИВ РАН, 2011 - с. 310.

35 Singapore Census of Population, 2000. Advance Data Release No. 2, November 2000, p. 7.

36 Ли Куан Ю, «Сингапурская история: из «третьего мира - в первый», М.: МГИМО-Университет МИД России, 2005, с. 150.

37 Там же.

http:// www.mandarin.org.sg/

39 Ibid.

40 Census of Population 2010. Singapore Department of Statistics, Singapore, 2011, p. 26

41 Ibid.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.