© Астафьева Е.М.
ИВ РАН
НОВОЕ В НАЦИОНАЛЬНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ СИНГАПРУЦЕВ
1 января 2011 г. вступило в действие постановление правительства Сингапура , о возможности регистрации двойной национальности для детей, рожденных в межнациональном браке.
На сегодняшний день население Сингапура объединяется статистикой в четыре основные этнические группы - «китайскую», «малайскую», «индийскую» и «другие», которые в свою очередь подразделяются на 96 подгрупп. Многонациональные категории служат для упрощения гомогенизации, используя национальность как сокращение более сложной идентичности, затушевывая языковые, религиозные и культурные различия внутри каждой широкой категории.
Такой многообразный этнический состав населения Сингапура стал результатом миграционного процесса его формирования. Родиной подавляющего большинства китайских иммигрантов были три провинции Китая - Фуцзянь, Гуандун и Гуан-си. Малайцы по происхождению делятся на две основные группы - родившиеся в Сингапуре и Малайзии и переселенцы из Индонезии (яванцы, мадурцы, буги, риау, минангкабау и др.). Все малайцы считают себя единой группой, хотя и осознают различия в своем происхождении. Под термином «индийцы» в Сингапуре объединяются все выходцы из Южной Азии (кроме Непала), а также их потомки. В категорию «другие» попадают все лица кроме относящихся к «китайцам», «малайцам» и «индийцам» (евразийцы, европейцы, арабы, японцы, и т.д.).
На момент приобретения острова англичанами в 1819 г., на нем проживало менее 200 человек (в основном малайцев по происхождению). По мере роста численности населения увеличивалось количество этнических групп, соотношение которых менялось на различных этапах исторического развития. В пер-
* впервые вынесено на обсуждение в парламент 12 января 2010 г.
вой четверти XIX в. численно преобладали малайцы, однако в дальнейшем положение резко изменилось за счет усиления миграции из южных провинций Китая, которая в конечном итоге привела к доминированию китайской этнической группы в составе населения. В 1860 г. китайцы в Сингапуре составляли 61% населения1.
Первая перепись населения была проведена в Сингапуре в 1871 г., а затем с десятилетними интервалами до 1931 г. В переписи 1871 г. было 33 нечетко определенных категории, представленных сочетанием расовых, этнических, национальных, культурных, религиозных, политических и социально-
экономических классификаций*.2
В 1881 г. 47 подкатегорий были классифицированы по шести основным категориям: «европейцы и американцы», «ев-
Vy * Vy Vy А
разийцы» , «китайцы», «малайцы и другие выходцы с Архипелага», «тамилы и другие выходцы из Индии», и «другие». Эти шесть категорий применялись в последующих трех раундах переписи. Данная схема еще более сократилась в 1921 г.: «европейцы», «евразийцы», «малайцы», «китайцы», «индийцы» и «другие», сблизив и объединив расовую, религиозную и национальную идентификацию. В этих шести категориях было 56 подгрупп, количество которых в 1931 г. было увеличено до 70.3
После окончания Второй мировой войны в Сингапуре начинает нарастать антиколониальное движение. В 1950-е годы все более серьезную угрозу стабильности в стране начинает представлять китайский шовинизм и межрелигиозная напряженность. В этих условиях, за десять лет до обретения независимости, была разработана теория «многонациональности», построенная на национальных рамках колониальной иерархии и
* Europeans and Americans, Armenians, Jews, Eurasians, Abyssians, Achi-nese, Africans, Andamanese, Arabs, Bengalis and other natives of India not particularized, Boyanese, Bugis, Burmese, Chinese, Cochin Chinese, Dyaks, Hindoos, Japanese, Javanese, Jaweepekans, Klings, Malays, Manilamen, Mantras, Parsees, Persians, Siamese, Singhalese, Military - British, Military - Indian, Prisoners - Local, Prisoners - Transmarine
* Категорией «евразицы» была сделана попытка описать и классифицировать людей смешанного европейско-азиатского происхождения без дополнительных пояснений.
первоначально предложенная интеллигенцией, получившей английское образование.4 К осуществлению данной концепции на практике приступил главный министр Сингапура (19551956) Дэвид Маршалл, стремясь создать равноправное общество, путем интеграции композитных национальных групп в единую сингапурскую нацию.5 Уже в 1956 г., в докладе Комитета по китайскому образованию указывалось на необходимость создания четырех потоков образования на четырех национальных языках - «многонациональность» как способ управления и организации многообразия и различий.6
В 1959 г. Великобритания предоставила Сингапуру внутреннее самоуправление, а в 1963 г. он вошел в состав независимого государства Малайзия. Однако два года слияния характеризовались серьезными столкновениями между центральным правительством и сингапурскими властями по экономическим, политическим и социальным вопросам. В 1964 г. произошло обострение малайско-сингапурских противоречий, когда под влиянием правонационалистической пропаганды, настаивавшей на предоставлении малайцам в Сингапуре особых прав и преимуществ по образцу существовавших в Малайе, на острове произошли кровавые малайско-китайские столкновения .
В ноябре 1964 г. Ли Куан Ю выдвинул концепцию «ма-лайзиской Малайзии», вызвавшую резкую критику в правящих кругах Малайзии. Концепция предусматривала усиление движения за «демократический социализм» и объединение его приверженцев во всей Малайзии, а также курс на создание единой малайской нации, в которой бы все граждане пользо-
7
вались равными правами и привилегиями.
С весны 1965 г. малайско-сингапурские противоречия вступили в решающую стадию. В итоге, 7 августа 1965 г. между руководителями Малайзии и Сингапура было подписано соглашение о выходе Сингапура из Федерации и 9 августа 1965 г. начало свое существование независимое государство Республика Сингапур.
* 21-25 июня 1964 г. в Сингапуре был убит 21 человек и около 500 ранены.
С созданием суверенного государства Сингапур китайская община стала играть ведущую роль не только в социальноэкономической и культурной жизни, но и получила подавляющий перевес в политической надстройке. По отношению к ней индийцы и малайцы оказались на положении национальных меньшинств. В 1965 г. этнический состав сингапурского общества выглядел следующим образом: китайцы - 76,2%, малайцы - 14,6%, индийцы - 7,1%8.
С целью сгладить данную диспропорцию в основу строительства нового государства (фактически гомогенного по этническому составу) был положен записанный в конституции принцип многонациональности и равенства граждан независимо от этнической принадлежности, социального статуса и вероисповедания. Национальная классификация была приведена к категориям, существующим и по сей день - «китайцы», «малайцы», «индийцы» и «другие» (СМ10)*. Каждая из «основных» этнических групп была задумана как особая и при этом равная часть новой нации, в попытке осуществления принципа
9
меритократии в сочетании с многонациональностью.
Первая перепись населения в независимом Сингапуре прошла в 1970 г. (далее каждые 10 лет). Концепция этнических групп, использованная в переписи 1970 г. практически не отличалась от предыдущих. Лица от смешанных браков классифицировались по национальности отца. Исключением были евразийцы, классифицируемые по категории «другие» (в эту категорию включались все, кто не вписывался в основные). Последняя перепись населения состоялась в Сингапуре в 2010 г, по ее данным «китайцы» составляли 74,1%, «малайцы» -13,4%, «индийцы» - 9,2% и «другие» - 3,3% населения10.
В начале 2010 г. постановлением правительства была прекращена практика наследования национальности по отцовской линии - родителям из смешанных пар было разрешено выбирать национальность своего ребенка по отцу или по матери. Вскоре после этого было внесено предложение о предоставлении возможности регистрации «двойной национальности»
* Chinese, Malays, Indians and Other.
людям смешанного происхождения. Это постановление вступило в действие в январе 2011 г.
По заявлению правительства Сингапура данное постановление является ответом на рост межнациональных браков, общий коэффициент которых вырос с 5% в 1990 г. до 20% в 2010 г., при этом 33% мусульманских браков также были межнациональными11.
Процедура регистрации национальности граждан в удостоверении личности (Identity Card)* возложена на Управление иммиграции и пограничного контроля (ICA). Комментируя данное постановление, ICA отмечает, что оно «предоставляет
родителям дополнительную гибкость в возможности выбора
12
национальности для своего ребенка» . Новая национальная классификация ограничена лишь двумя компонентами, при этом необходимо отметить, что в условиях Сингапура «национальность» может адресовать к национальности, этнической принадлежности или даже к гражданству. Например, если один из родителей китаец, а другой малаец, национальность ребенка может быть записана как китаец, малаец, китаец-малаец или малаец-китаец. Если отец немец и мать китаянка, национальность ребенка может быть записан как немец, китаец, евразиец, немец-китаец или китаец-немец.
Дополнительные сложности вызывает то обстоятельство, что значительное число родителей уже являются детьми от межнациональных браков. Проблема выбора в этом случае становится весьма серьезной. Если оба родителя имеют двойную национальность, то первым компонентом национальности ребенка должен быть взят первый компонент национальности одного из родителей. При статистическом учете будет использоваться первый компонент двойной национальности. Немаловажен и тот факт, что любая другая национальность кроме китайской, малайской и индийской будет отнесена к категории «другие».
Все братья и сестры должны иметь одинаковую запись о национальности, т.е. родители будут обязаны перерегистриро-
*
Запись о национальной принадлежности не ставится в свидетельстве о рождении.
вать своих детей, родившихся до 1 января 2011 г. в соответствии с двойной национальностью, присвоенной последующим детям. Если возникнет необходимость изменения национальности, все братья и сестры должны будут изменить свою национальность. Это правило не распространяется лиц достигших 21 года и старше.
Возможность изменения национальности предоставляется дважды - один раз до достижения 21 года, и один раз после. Сингапурцы, родившиеся до 1 января 2011 г., также могут изменить свою национальность, обратившись с заявлением в Центр услуг 1СА. Для сингапурцев младше 21 года, родителям необходимо сделать официальное заявление с указанием причины изменения национальности своего ребенка и подтверждения, что они не будут стремиться изменить национальность своего ребенка снова.13
По итогам 2011 г. - один из шести новорожденных от смешанных браков был зарегистрирован с двойной национальностью. По данным Управления иммиграции и пограничного контроля (1СА) 16% детей смешанного происхождения, родившихся в 2011 г. были зарегистрированы с двойной национальностью, примерно у 4 из 5 из детей первой была записана национальность отца, а у 1 - национальность матери. Остальные 84% детей были зарегистрированы как евразийцы или по национальности отца или матери. 14
Комментируя эти достаточно скромные показатели, научный сотрудник Института политических исследований отметил, что данная инициатива является достаточно новой, и темпы ее восприятия населением не с чем сравнить. По его словам о популярности данной меры можно будет судить лет через
15
пять .
Необходимо указать на то, что важнейшее значение в случае регистрации ребенка с двойной национальностью приобретает тот факт, какая именно национальность стравится на первое место в этой записи. Первый компонент двойной национальности становится так называемой «доминантной» национальностью. В случае если родители не могут принять решение относительно доминантной национальности, но хотят, чтобы обе они были отражены, в качестве доминантной будет исполь-
зована национальность отца. При этом понятие «доминантная» здесь используется «ни в коем случае не в смысле превосходства одной нации над другой (на этом акцентирую внимание правительственные источники), а для удобства реализации различных государственных программ»16.
Сделать «правильный» выбор доминантной национальности довольно непросто, т.к. помимо культурной самобытности необходимо принимать во внимание целый ряд факторов, а именно направлений внутренней государственной политики, напрямую связанных с национальной классификацией, в частности это относится к жилищной политике и политике в области образования.
Учащиеся в школах Сингапура должны изучать помимо английского второй - родной язык. «Языковая политика» требует, чтобы все учащиеся, являющиеся сингапурцами или постоянными жителями Сингапура, изучали соответствующие официальные родные языки - китайский, малайский или тамильский. При этом необходимо отметить, что зачастую «официальный родной язык» по сути не является родным для большого числа представителей глобальной этнической группы, говорящих на разных языках и региональных диалектах. Примерно такая же проблема отмечается в отношении английского языка. Все большее количество семей используют английский язык в качестве основного, в том числе этнически и лингвистически смешанных семей и евразийцев. Английский язык, как нейтральный язык для межгрупповой коммуникации не может быть официально признан в качестве «родного языка», т.к. это может нарушить всю систему двуязычного образования.
Например, в то время как китайский язык может иметь более широкое применение, и сам факт того, что большинство населения сингапурские китайцы, родители могут посчитать, что другие языки изучать легче. Родители могут рассматривать целесообразность того должен ли их ребенок изучать более распространенный язык или более легкий, с каким языком он будет иметь потенциальную возможность достичь более высоких достижений.
Еще одним из важнейших направлений внутренней политики, где принадлежность к определенной национальной груп-
пе приобретает решающее значение, является жилищная политика. В Сингапуре существует «политика национальной интеграции» (Е1Р), реализуемая Советом жилищного строительства (ИББ). Данная политика направлена на «поощрение национальной интеграции и гармонии», ею устанавливается максимальный процент жителей определенной национальности в каждом жилом блоке. Такое «насильственное разнообразие служит гарантией для предотвращения формирования крупных очагов инакомыслия и недовольства по национальному и религиозному признаку»17. Согласно политике национальной интеграции, как только количество жителей принадлежащих к определенной национальной группе достигает своей квоты, продажа квартир в этом блоке лицам данной категории не допускается.
Итак, исходя из всего вышесказанного, можно сделать простой вывод - «доминантная» национальность в конечном итоге влияет на то, где сингапурец сможет купить себе квартиру, и по какой цене. Возникает весьма высокая вероятность использования двойной национальности в корыстных целях. Например, 25-летний житель Сингапура изменил свою национальность с «китаец» на «индиец-китаец». Его отец китаец, а мать индианка, он честно признался, что «быть индийцем поможет мне более легко получить квартиру по этнической квоте,
поэтому я это сделал. Другой причины для изменения нацио-
18
нальности не было» .
Данные изменения имеют значение и для иностранцев, которые должны зарегистрировать национальность своих детей, родившихся в Сингапуре, и это решение будет иметь долгосрочные последствия для всех детей, которые в конечном итоге останутся в Сингапуре. Например, сингапурка малайского происхождения и ее британский муж зарегистрировали свою дочь как «ша1ау-саиса81ап», комментируя это решение тем, что они проживают в Сингапуре и быть малайцем выгоднее.19
Еще одной стороной общественной жизни, в которой принадлежность к определенной национальной группе играет решающую роль, является сфера социального обеспечения. В отсутствие универсального предоставляемой государством системы социального обеспечения, были организованы так назы-
ваемые группы взаимопомощи. Эти группы были созданы по национальному и религиозному признаку для малайцев, китайцев и индийцев в расчете на то, что каждая группа, основываясь на своих специфических особенностях, будет лучше решать проблемы, возникающие у представителей «своей» национальной категории.
На обсуждении в парламенте в январе 2010 т. старший государственный министр внутренних дел Хо Пенг Ки заявил, что «в многонациональном Сингапуре, мы все еще нуждаемся в национальной классификации. Мы празднуем наше многообразие и в этом наша сила. Например, во Франции, где из политкорректности отменили запись национальности, это не привело к исчезновению межнациональных проблем»20.
По мнению правительственных кругов, данная политика должна быть направлена на помощь ребенку в культурном самоопределении и культурализации с определенной национальностью. Однако, как ни надуманно это звучит, родители вполне могут выбором определенной национальности воздействовать на дальнейшую судьбу своего ребенка. Конечно, можно говорить о том, что такие перспективы, как приобретение жилья и участие в политике - это дальние перспективы. Тем не менее, этот выбор уже имеет значение для детей при их поступлении в школу и определении того, какой язык будет изучаться в качестве родного.
Ситуация вокруг двойной национальности, и в частности, вокруг программы жилищного строительства активно обсуждается в сингапурском обществе. Со стороны оппозиции звучат как призывы за полную отмену «политики национальной интеграции», так и за ее пересмотр. В частности, выдвигаются предложения о пересмотре категорий и квот по ним, т.к. на сегодняшний день существуют лишь три категории: «китайская», «малайская» и «индийская и другие». Г оворится о необходимости создания отдельной категории «другие». Стоит отметить, что этнические квоты ИББ были пересмотрены с 5 марта 2010, но отмечается тот факт, что они не были приведены в полное соответствие с существующим в настоящее время национальным составом населения. Максимальный этнический предел для жителей китайской и малайской национальности примерно
на 10% выше, чем их реальная доля в численности постоянного населения Сингапура (2010), в то время как максимальный этнический предел для «индийцев и других» составляет на 0,5%
21
меньше, чем их фактическое количество (2010). Учитывая тот факт, что категория населения «другие» увеличилась с 46 400 (1,4%) в 2000 г. до 125800 человек (3,3%) в 2010 г., не должны ли этнические квоты HDB идти в ногу с этой тенденцией?
Одной из оппозиционных сил, выражающих свое несогласие с действиями правительства, является независимая неправительственная организация «Сингапурцы за демократию» (Singaporeans for Democracy). В частности, Исполнительный директор SFD д-р Джейм Гомес отмечает, что изменение в национальном составе населения Сингапура ясно указывает на необходимость отмены национальной классификации и движению в направлении «сингапурского Сингапура», где внутренняя политика не зависит от национальной принадлежности. Вместо этого, правительство Сингапура движется в обратном направлении путем введения дополнительных сложных двойных классификаций, которые не служат никакой политике или
22
целям национального единства.
Национальная классификация, существующая в Сингапуре, является пережитком прошлого. Национальные соображения должны быть устранены из всех направлений государственной политики, в частности тех, которые в настоящее время имеют национальные компоненты к их осуществлению. Последние усилия правительства ввести двойную национальную классификацию лишь еще более указывают на этнические различия в Сингапуре. Национальная классификация и реализация некоторых направлений внутренней государственной политики, основанной на ней, является пережитком прошлого. Они увеличивают скрытую национальную дискриминацию и закре-
23
пляют «синдром меньшинства» в Сингапуре.
1 Ю.Лю «Современный Сингапур», «Наука», 1976, с. 17.
2
PuruShotam, Nirmala, Disciplining Difference: Race in Singapore, in: Joel S. Kahn (ed.), Southeast Asian Identities: Culture and the Politics of
Representation in Indonesia, Malaysia, Singapore, and Thailand, 1998, Singapore: Institute of Southeast Studies, p. 61.
3 Ibid, pp. 61-64.
4 M. Hill and Kwen Fee Lian, The Politics of Nation Building and Citizenship in Singapore, London, 1995: Rutledge, p. 92.
5 Michael D. Barr and Zlatko Skrbis, Constructing Singapore: Elitism, Ethnicity and The Nation-Building Project, Copenhagen: NIAS Press, 2008, p.
88.
6 Vasil, Raj, Asianising Singapore: The PAP’s Management of Ethnicity, Singapore, 1995: Heinemann Asia, p. 19.
Тюрин В.А., Цыганов В.А., История Малайзии. ХХ век, М., ИВ РАН,
2010, стр. 305
8 Ю.Лю «Современный Сингапур», «Наука», 1976, с. 17.
9 Moore, R. Quinn, Multiracialism and Meritocracy: Singapore’s Approach to Race and Inequality, in: Review of Social Economy, LVIII, 3,
2000, p 344.
10 http://www.singstat.gov.sg/pubn/popn/c2010acr/key.pdf
11 Посчитано по Yearbook of Statistics Singapore, 2011. Marriages registered by ethnic group of couple. http://www .singstat.gov.sg/
12 http://www.ica.gov.sg/news details. aspx ?nid=12443
13 http://www.ica.gov.sg/news details. aspx ?nid=12443
14 The Jakarta Globe, Singapore: It's Dual-Race for 1 in 6 Babies of Mixed Parentage, Amanda Tan - Straits Times Indonesia, January 11, 2012 http://www.thejakartaglobe.com/international/singapore-its-dual-race-for-1-in-6-babies-of-mixed-parentage/490510
15 r-p
Т ам же.
16 The Straits Times, Double barrelled race option for children, 13.01.2010.
17
Moore, R. Quinn, Multiracialism and Meritocracy: Singapore’s Approach to Race and Inequality, in: Review of Social Economy, LVIII, 3, 2000, p 352 18 The Straits Times, Complication of a complex racial identity,
14.04.2011.
19 The Straits Times.
20
Singaporeans of mixed race allowed to "double barrel” race in IC, By Hoe Yeen Nie, Channel NewsAsia I Posted: 12 January 2010 1737 hrs http://www.channelnewsasia.com/stories/singaporelocalnews/view/1030142/1 /.html
21
Race Issues in Singapore: Is the HDB Ethnic Quota becoming a farce? Posted by theonlinecitizen on February 17, 2011
http://theonlinecitizen.com/2011/02/race-issues-in-singapore-is-the-hdb-
ethnic-quota-becoming-a-farce/
22
Singaporeans for Democracy. Double-barrelled Racial Classification irrelevant for Singapore http://www.sfd.sg/content/double-barrelled-racial-classification-irrelevant-singapore
Posted on 31. Dec, 2010 in Press Release, race, racial classification
23
Multiculturalism, not PAP’s race-based policies, Saturday, 05 February
2011, James Gomez, http://sgforums.com/forums/10/topics/422097