ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 808.2;659.123.5
И. В. Букреева
СПОСОБЫ АКТУАЛИЗАЦИИ ВКУСОВОЙ СИНЕСТЕЗИИ В РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТАХ
Статья посвящена исследованию способов актуализации модуса вкуса, или вкусовой синестезии, в рекламных текстах визуального, визуально-акустического и акустического типов. Исследуется понятие синестезии как когнитивного феномена и языковой универсалии. Отмечается, что синестезия может реализовываться на стыке различных семиотических систем, когда при раздражении одного или нескольких органов чувств активизируются сенсорные ощущения, связанные с иными модусами, и эмоциональные реакции. Рассмотрены психолингвистические механизмы воздействия рекламных текстов на модус вкуса.
Существуют различные классификации типов синестезии в рекламном дискурсе. В нашем исследовании мы опирались на следующие типы вкусовой синестезии: зрительно-вкусовая, вкусо-зрительная, слухо-вкусовая, вкусо-слуховая, осязательно-вкусовая, вкусо-осязатель-ная, обонятельно-вкусовая, вкусо-обонятельная.
В представленных типах рекламных текстов мы выявили общие черты репрезентации вкусовой синестезии. Чаще всего рекламисты составляют продающий
рекламный текст с использованием слов с предметным значением: конкретных существительных, качественных прилагательных, глаголов, вызывающих у потенциального потребителя ассоциации, обусловленные личным чувственным опытом. Ещё одна важная особенность проанализированной нами рекламы - высокое качество исполнения. Сюда можно отнести хорошие снимки для печатной рекламы, красивый видеоряд для рекламных видеороликов, а также качественный звук в аудиороли-ках, это подтверждает, что для передачи запаха и вкуса дополнительно используются слуховой и зрительный модусы.
Можно констатировать, что вкусовая синестезия относится к одному из способов создания продающего текста рекламы, и на сегодня является одним из направлений развития психолингвистики и маркетинговой лингвистики.
Ключевые слова: вкусовая синестезия, рекламный тест, слова с предметным значением, прилагательные, фонетические средства.
I. Bukreeva
WAYS OF ACTUALIZATION OF TASTE SYNESTHESIA IN ADVERTISEMENT TEXTS
The key point of the article is the research of the ways of taste modus actualization, or taste synesthesia, in advertisement texts of visual, visual-acoustic and acoustic types. Synesthesia is researched as a cognitive phenomenon and a linguistic universal. There is an idea that synesthesia can be realized at the border of various semiotic systems when receptors stimulaion takes place which in its turn causes emotional reactions and sensorial feelings actualization, connected with some other modes. Psycholinguistic mechanisms of the taste modus impact by advertisement texts is also observed in the article.
There are various classifications of synesthesia types in advertisement discourse. The research is focused on the following types of synesthesia: visual-taste, taste-visual, au-dial-taste, taste-audial, tactile-taste, taste-tactile, smell-taste, taste-smell.
The author has pointed out common features of taste synesthesia representation in the provided types of adver-
tisement texts. The most frequent variant of selling texts contains words with subject meanings: concrete nouns, qualitative adjectives, verbs that make potential customers get associations based on their personal feeling experience. There is one more very important feature of the researched advertisement - high quality of the adverts. This includes high quality of photos of printed advertisement, great videos for video advertisement, high quality audio for audio advertisement. This proves that smell and taste transferring involves audial and visual modes as well.
Therefore, we can confirm that taste synesthesia is one of the ways of selling texts creation and it is also one of development directions of psycholinguistics and marketing linguistics.
Key words: synesthesia, advertisement text, subject-meaning words, adjectives, phonetic means.
О явлении синестезии стало известно в конце XVII - начале XVIII века. Исследования проходили параллельно в таких областях науки, как философия, психология, немного позже лингвистика, поэтика, эстетика, медицина. На основе научных исследований сделаны выводы, что подавляющее большинство людей, независимо от характера, условий жизни и социального положения склонны к схожим реакциям, проявляющимся на подсознательном уровне, а также, что звуковая, цветовая, вкусовая синестезия возникает исключительно спонтанно, но неизменно и с постоянной устойчивостью, вызывая у аудитории ассоциации, обусловленные личным чувственным опытом. Рекламисты подобно психологам создают запоминающуюся рекламу, воздействующую на все органы чувств человека.
Исследованием синестезии как психологического явления занимались такие ученые, как С. Л. Рубинштейн, А. Р Лурия, С. В. Кравков, Е. А. Лупенко, Р. С. Немов и другие. Большой интерес для изучения синестезии в лингвистике и семиотике представляют работы Воронина С. В., Сомовой Е. Г., Ежовой Е. Н., Степанова В. Н., Прокофьевой Л. П. Современные исследователи изучают явление синестезии в масс-медийном дискурсе.
С. Л. Рубинштейн под синестезией подразумевает такое слияние качеств различных сфер чувствительности, при котором качества одной модальности переносятся на другую, разнородную [7, с. 72]. Р. С. Немов даёт следующее определение синестезии в своём словаре-справочнике: «Синестезия - способность раздражителя, адресованного природой для него приспособленному органу чувств, одновременно вызывать необычное ощущение в другом органе чувств» [5, с. 92].
Академик А. Р. Лурия определял синестезию как «возникновение ощущения определённой модальности под воздействием какого-либо раздражителя совершенно другой модальности [4, с. 83]. Также он отмечал, что при развитой синестезии процесс удержания материала не исчерпывается простым сохранением непосредственных зрительных следов, и что в него вмешиваются дополнительные элементы.
С. Ульман охарактеризовал явление синестезии в лингвистике как «особый вид переноса наименования на основе ассоциации между значениями» [10, с. 77]. Именно он первым поставил вопрос о синестезии как семантической универсалии и рассматривал это явление как разновидность метафоризации. С. Ульман выделил определённые сферы сенсориума, разделил их на две категории - примитивные и высокоорганизованные. К примитивным он отнёс осязание, температуру, вкус и обоняние, к высокоорганизованным - слух и зрение.
Следует отметить, что синестезия может быть не ограничена традиционными сенсорными областями, а расширена за счет ассоциаций между абстрактными понятиями и сенсорными впечатлениями, что ведёт к появлению новых словосо-
четаний, таких как жгучий звук, тоска зелёная, звуки сладкие и другие. Для обозначения подобного вида синестезии С. В. Ворониным был введен термин «синестэмия», который он определил как психофизиологическую универсалию, область действия которой - сенсорно-эмоциональная сфера, то есть ощущения, порождающие эмоции [1, с. 70].
Современные исследования уточняют и расширяют границы понятия синестезии. Е. Н. Ежова считает, что синестезия «приобретает в медиаре-кламной картине мира статус особого, уникального видения вещного мира - способа, позволяющего через актуализацию различных перцептивных каналов стимулировать ассоциативное мышление потребителя, вызвать наиболее сильные реакции и тем самым воздействовать на его мотива-ционную сферу [2, с. 95].
С этой целью рекламисты и маркетологи изучают и активно используют явление синестезии в рекламе.
Ресурсы любого канала медийно-рекламной коммуникации связаны в первую очередь с визуальным и акустическим модусами. Актуализация ощущений осязания, обоняния и вкуса имеет чрезвычайную значимость для рекламы, но она не связана непосредственно с каналами рекламной коммуникации. Следовательно, о запахе и вкусе, например, кофе достаточно составить устный или письменный рекламный текст.
Вкусы и запахи в рекламе - это, прежде всего, образы в нашем сознании, которые связаны с пространством, временем, социокультурной и эмоционально-духовной сферами. Рекламный продукт, наделённый вкусовыми характеристиками, превращается в идеальный мир, созданный специально для потребителя. К. Леви-Строс определяет роль запахов и вкусов, смысл которой - включать в себя всё то, что можно назвать «атмосферой» [5, с. 104].
Е. Н. Ежова отмечает, что «знаковый эффект аромата, вкуса - и в буквальном, и в переносном смысле - атмосфера эпохи: у каждого времени года есть свой запах, у каждого возраста, у культуры» [2, с. 94].
Говоря о вкусовой синестезии, следует уделить особое внимание тому факту, что данный вид синестезии имеет следующие типы: зрительно-вкусовая, вкусо-зрительная, слухо-вкусовая, вкусо-слуховая, осязательно-вкусовая, вкусо-осязательная, обонятельно-вкусовая, вкусо-обо-нятельная.
Механизм зрительно-вкусовой синестезии работает следующим образом: для потребителя подробно описывают состав рекламируемого продукта (конечно же, не полный) и предлагают самому представить вкус, который получится с таким сочетанием ингредиентов. Этот эффект можно сравнить с прочтением рецепта в кулинарной книге. Зрительно-вкусовая синестезия применима даже к продуктам, не предназначенным для питания. Она просто сравнивает знакомые вкусы с тем, что Вам предлагают купить.
В данной работе мы опирались на визуальную и аудиальную репрезентативные системы, так как именно они задействованы в рекламе визуального, визуально-акустического и акустического типов.
Поиск новых способов передачи ощущений в рекламной коммуникации является сегодня одним из интереснейших направлений развития рекламной индустрии.
Предприятия общественного питания, чаще всего кафе и рестораны нередко используют вкусовую синестезию при создании текстов для меню и рекламных брошюр. Ярким примером этого рекламного хода является СтпаЬоп - всемирно известная сеть фастфуд кафе-пекарен. В рекламных брошюрах этого заведения представлены основные блюда, а именно сладкие булочки с корицей с подробным описанием каждого из них. «Классический синнабон - ролл, который сделал нас знаменитыми! Тёплое тесто, заполненное легендарной корицей Макара, с добавкой из свежего сливочного сыра» Следует обратить внимание на качественные прилагательные «тёплое» и «свежего», они конкретизируют качества самого рекламируемого продукта и благодаря своим экспрессивно-оценочным возможностям придают столь короткому тексту настроение, заставляют работать ваше воображение. После прочтения всего двух предложений, Вы практически ощущаете у себя во рту вкус корицы и сливочного сыра. А чтобы у Вас не осталось сомнений на счёт великолепного вкуса этой булочки, рекламное сообщение сопровождается красивой картинкой, на которой булочка выглядит крайне аппетитно. Данный рекламный текст следует отнести к зрительно-вкусовой синестезии.
Другие булочки описаны в брошюре с помощью такого же способа с использованием зрительно-вкусовой синестезии: пеканбон «Тёплое тесто, заполненное легендарной корицей Макара, покрытое орехами Пекан и обильно политое карамелью». Здесь существительные создают наглядное представление о вкусе. Словосочетание «обильно политое карамелью» конкретизирует этот образ. Фотография карамели дополняет созданный в воображении образ. В рекламе булочек шокобон, клубнично-шоколадный минибон используются прилагательные теплый, нежный, клубничный, знакомый (вкус), новый, новейший, фирменный, уникальный, великолепный, экзотический, вызывающие определенные эмоции и мотивы.
В заведении «ТеггаСойа» составили оригинальную чайную карту, опираясь на явление вкусовой синестезии. Нет необходимости дополнять чайную карту фотографиями или иллюстрациями, так как текст с описанием каждого вида чая получился весьма необычным. «Японская липа. Соцветие японской липы в сочетании с классическим вкусом молодых листочков зелёного чая». И вот ещё один пример с описанием чая: «Волшебная Луна»: смесь черного и зелёного чая с кусочками фруктов, шиповником и лепестками роз с ароматным маслом иланг-иланг». Не исключе-
но, что это рекламный ход, работающий на любопытстве клиентов, которые захотят попробовать чай и ощутить новую палитру вкусов.
Реклама чая TESS в одном женском журнале может служить примером классической рекламы, основанной на вкусо-зрительной синестезии. «TESS представляет чай Tess Flame с необычным вкусом. Попробуйте ароматный напиток с лесной земляникой и розовым перцем - с таким аккомпанементом любимый десерт покажется ещё вкуснее». Реклама обещают покупателю «необычный вкус» напитка, который сделает любимый десерт ещё вкуснее - используется сравнительная степень прилагательного, что обещает положительные эмоции и ощущения.
Бар Harat's представляет своим клиентам рекламные брошюры с описанием вкуснейших бур-геров: «Трюфельный бургер. Мраморная говяжья котлета под трюфельным соусом, классический сыр Гауда, красный карамелизированный лук, трюфельное масло, морская соль и пшеничная булочка». Пока читаешь этот текст, забываешь о том, что это описание бургера, а не какого-нибудь изысканного ресторанного блюда. В тексте используется много прилагательных, которые дополняют общую картину, созданную с помощью слов с предметной семантикой, и помогают лучше представить вкус. Рекламное сообщение сопровождается фотографией сочного бурге-ра. Данную рекламу следует отнести к зрительно-вкусовой синестезии.
Таким образом, вкусовая синестезия в рекламных текстах визуального типа раскрывается с помощью:
• обилия прилагательных;
• продуманного рекламного текста;
• качественных изображений;
• создания «идеального» продукта в сознании потребителей, что ведёт к созданию некого «идеального мира»;
• сочетания зрительно-вкусовой и вкусо-зри-тельной синестезии.
Рассмотрим рекламные тексты визуально-акустического типа, в которых представлена вку-со-зрительная синестезия.
В рекламном ролике «Экзо» словосочетания «сочные кусочки», «нежное мороженое» и «малиновая глазурь» актуализируют вкусовой модус. Такой рекламный ролик даёт понять зрителю, что помимо вкуса фруктов и мороженого, они смогут ощутить невероятную свежесть. Ролик следует отнести к синестезии.
В рекламном ролике напитка Fanta играют с любопытством покупателей, предлагая им угадать, используя вопросительное предложение, какова она на вкус: «Новая Fanta груша. Какая она на вкус? Попробуй отличный вкус новой Fanta груша». В тексте используется конкретное существительное груша, которое прямо указывает на вкус напитка. Однако сам ролик демонстрирует, что девушка пробует напиток и перемещается в другое измерение. Видеоряд подогревает интерес потребителей, и им ничего не остаётся, кроме
как попробовать рекламируемый товар. В рекламе десертов от McDonald's девушка пробует шоколадный мусс, и вот за её спиной меняются декорации, появляется певец, звучит красивая песня, летят золотые блёстки, огромный плюшевый медведь массирует девушке плечи. Мгновение спустя она сидит в вечернем платье, а за окном взрывы салюта и надпись «Ты сокровище». «Да, наслаждение от нового шоколадного мусса выглядит именно так. Кстати, классический яблочный пирог и нежнейший чизкейк в сочетании с ароматным кофе тоже ждут Вас в McDonald's» Здесь использовано прилагательное в превосходной степени «нежнейший» и качественное прилагательное «ароматный», но стоит отметить, что основная смысловая нагрузка здесь в видеоряде.
В рекламе завтрака McDonald's видеоряд демонстрирует процесс приготовления блюд фаст-фуд кухни. «Начните свой день с завтрака в McDonald's. Аппетитный макмафин с яйцом и свиной котлетой, картофельный хэшбраун и ароматный свежемолотый кофе» Прилагательные, помогающие раскрыть вкус - «аппетитный» и «ароматный». Ролик относится к зрительно-вкусовой синестезии, так как в тексте подробно описано, из чего состоит завтрак в McDonald's и даже показано, как его готовят.
Можно заметить, что рестораны быстрого питания часто показывают в рекламе не только свои готовые продукты, но и ингредиенты, из которых они состоят, а также процесс их приготовления. Этим приёмом активно пользуются конкуренты McDonald's - KFC. «Новинка в KFC. Итальянский хлеб, ароматный соус, огурчики и сочное куриное филе» - так готовят итальянский панини от KFC Прилагательные, помогающие актуализировать модус вкуса - «ароматный» и «сочное». Соответственно, рекламный ролик относится к тому же типу, что и завтрак McDonald's. В другом ролике KFC зрителю не показывают процесс приготовления чизбургера, но перечисляют ингредиенты (конкретные существительные), из которых он состоит: «Пора уже снять крышку и показать новый чизбургер Жюльен. Курица, сыр и ароматный соус. Вкусный, как поцелуй Констанции». В рекламном тексте помимо прилагательного «ароматный» удачно использован сравнительный оборот «вкусный, как поцелуй».
Зрительно-вкусовоой тип синестезии можно продемонстрироватьна примере рекламы конфет, где показывается, из чего они состоят. Реклама конфет Tofifi - яркий этому пример. «В одной конфетке Tofifi есть четыре причины для улыбки всей семьи: чашечка из мягкой карамели, цельный орех, кремовая нуга и восхитительный шоколад» Словосочетания «мягкая карамель», «цельный орех», «кремовая нуга» и «восхитительный шоколад» помогают раскрыть вкус конфет. Подробное описание используется в рекламе шоколадных палочек Twiх: «На левую палочку Twiх карамель лилась волнами, а на правую - струилась. На левую палочку шоколад наливался вертикально, а на правую - сверху вниз». Актуализировать
модус вкуса помогают глаголы с семантикой действия прошедшего времени «лилась» причем не просто лилась, т. е. обычно, ровно, а красиво «волнами», что вызывает романтичные ассоциации с морем, и «струилась», т. е. показаны внимательное отношение к процессу, тонкая работа, в словосочетаниях «наливался вертикально», «наливается сверху вниз» при помощи противопоставления наречий показан многогранный подход к процессу приготовления шоколадных палочек.
Реклама творожка Даниссимо утверждает, что настроение улучшится, если побаловать себя десертом. Здесь словосочетания «сочное яблоко в карамели» и «нежнейший тающий творожок» возбуждают аппетит и помогают разыграться воображению Создатели ролика нестандартно подошли к изображению ингредиентов рекламируемого десерта, они показали разрезанные красные яблоки с золотистой карамелью на поверхности воздушного творожка. Мы можем предположить, что в данном ролике были задействованы оба типа вкусовой синестезии: зрительно-вкусовая и вкусо-зрительная, так как помимо перечисления состава потребителю пообещали поднятие настроения после того, как он попробует творожок Даниссимо.
Приём зрительно-вкусовой синестезии активно используется в рекламе корма для животных, и это вполне оправдано. Человек не знает, каков на вкус корм для питомца, но ему же нужно его выбрать. Маркетологи придумали, как помочь в этой ситуации с выбором: нужно просто сравнить неизвестный вкус корма с вполне обычными блюдами, которые человек может попробовать. В рекламе корма для кошек Gourmet Ala Carte хозяйка готовит изысканный ужин. В тексте привлекают внимание словосочетания «изысканные кусочки» и «по лучшему рецепту». Ролик демонстрирует процесс приготовления блюда, которое впоследствии превращается в аппетитный корм для питомца. В рекламе корма для собак Cesar используются словосочетания «сочная говядина» и «отборные овощи», что отлично помогают передать вкус. В ролике показаны ингредиенты блюда и сам корм.
Приёмом зрительно-вкусовой синестезии пользуются и при создании других продуктов, вовсе не предназначенных для еды, например, косметических средств.
В рекламе бальзама для губ EOS представлен мир, в котором рекламируемый товар можно найти повсюду. Героиня ролика берёт бальзам из коробки с персиками, в букетах с цветами он тоже есть, даже десерт украшен здесь баночками с блеском. Ролик не может оставить равнодушным: здесь красивые виды, обаятельные герои, нежная цветовая гамма, весёлая музыка, а главное - улыбка после каждого нанесения «вкусного» бальзама на губы. Все это создает «идеальный мир» для покупателей, не случайно рекламируемый бальзам для губ появляется рядом с фруктами, цветами и десертами. Его за-
пах сравнивается с ароматом фруктов, цветов и сладостей. В рекламе губной помады от L'Oreal Shine Delicieux утверждают, что после её использования губы станут «гладкие и нежные, сочные как мякоть фруктов». Таким образом, покупателю предлагается купить «вкусовое» качество губной помады - ее способность сделать губы, похожими на мякоть спелых фруктов, то есть такими, что их «можно съесть».
Таким образом, вкусовая синестезия в рекламных текстах визуально-акустического типа раскрывается с помощью:
• обилия прилагательных, глаголов;
• продуманного сценария видеоролика;
• качественного видеоряда с красивой картинкой;
• грамотно подобранного музыкального фона (иногда он способен заменить рекламный текст)
• создания «идеального» продукта в сознании потребителей, что ведёт к созданию некого «идеального мира»;
• сочетания зрительно-вкусовой и вкусо-зри-тельной синестезии.
В рекламных текстах акустического типа вкусовая синестезия появляется благодаря использованию огромного потенциала фонетического уровня языка.
Первый аудиоролик, который можно привести в качестве примера слухо-вкусового типа синестезии - реклама нового бургера в McDonald's. «Новинка в коллекции Гурме. Сочное цельное куриное филе, аппетитная булочка тати, спелый помидор, свежий салат, соус гуакамоле и карри с экзотическими фруктами. Новый Чикен Гурме Экзотик уже в McDonald's». Слова с предметным значением, раскрывающие вкус рекламируемого товара - «сочное», «аппетитная», «спелый», «свежий», «экзотическими». Что касается музыкальной составляющей ролика, стоит отметить необычное начало - звук колокола, привлекающий внимание, затем идёт рекламный текст в сопровождении экзотической активной музыки.
Ещё один представитель сети ресторанов быстрого обслуживания Subway использует синестезию в рекламе. «Каким сегодня будет день? Ярким? Сочным? Сырным? Мясным? Ароматным, как свежеиспечённый хлеб? Теперь каждый день будет самым вкусным. Subway представляет «Саб дня». Каждый день новый сэндвич по супервыгодной цене семь дней в неделю. Subway -всегда свежее». В аудиоролике использовано необычное сравнение дней недели с ингредиентами сэндвичей. Яркими и сочными могут быть овощи, сырным - конечно же сыр, мясным будет начинка, ароматным - свежеиспечённый хлеб. А самое главное - каждый день будет самый вкусный, если Вы придёте в Subway, эта идея как бы читается между строк данного текста. Ещё одна деталь, на которую невольно обращаешь внимание при прослушивании этого рекламного ролика - звуковой повтор звука «с» в тексте, вызывающий ассоциации с лексемами «вкусный», «свежий». Музыкальное сопровождение довольно энергичное, дополняет ритмический рисунок
текста, состоящий из вопросительных предложений. Данный рекламный ролик относится скорее к вкусо-слуховому типу синестезии, так как обещает сделать ваш день «вкусным».
В рекламе шоколада Milka был изменён классический образ нежного шоколада, который сближает людей. Теперь шоколад Milka представлен новым насыщенным вкусом. Рекламный текст достаточно доступно объясняет, что вкус нового шоколада - это смешение «нежности молочного шоколада» и «насыщенности какао». В аудиоролике помимо торжественного музыкального фона, слышится хруст и звукоподражание «мммммм», которые имитируют звук, издаваемый человеком в момент наслаждения. В данном ролике сочетается слухо-вкусовой и вкусо-слуховой тип синестезии, так как был описан вкус и потребителю пообещали, что он получит удовольствие от него. Реклама сока Rich не изменяет своим традициям и всеми возможными способами демонстрирует высокий статус напитка. Основной упор в тесте сделан на ощущении вкуса. Подобно тому, как описывают вкус изысканных вин, нам рассказывают о «неповторимом вкусе» этого сока. Неторопливая приятная мелодия в сочетании с бархатистым мужским голосом рождает в воображении красивые образы рубинового гранатного сока в бокале. В данном рекламном ролике мы видим сочетание зрительно-вкусового и вкусо-зритель-ного типов синестезии.
В проанализированных аудиороликах используются звуковые повторы, звукоподражания, определенный тембр голоса, звучный голос известной личности, интонация, т.е. все фонетические средства выразительности, характерные для радиорекламы. Таким образом, вкусовая синестезия в рекламных текстах акустического типа раскрывается с помощью:
• фонетических средств;
• обилия прилагательных;
• продуманного рекламного текста;
• интересного сценария аудиоролика;
• грамотно подобранного музыкального фона;
• приятного и подходящего закадрового голоса;
• создания «идеального» продукта в сознании потребителей, что ведёт к созданию некого «идеального мира»;
• сочетания слухо-вкусовой и вкусо-слуховой синестезии.
Так, на материале рекламных текстов мы убедились, что синестезия является не только языковым феноменом, «но и может реализовываться на стыке различных семиотических систем, когда при раздражении одного или нескольких органов чувств ассоциативно активизируются сенсорные ощущения, связанные с иной перцептивной сферой, и эмоциональные реакции [2, с. 95].
В то же время синестезия в лингвистике представляет особый вид переноса наименования на основе ассоциации между значениями. Синестезия и синестэмия, работающая в сэнсорно-эмо-циональной сфере, относятся к фоносемантике, так в рекламных текстах акустического типа задача актуализации модуса вкуса достигается благо-
даря умелому использованию фонетических ресурсов языка.
В процессе исследования выяснилось, что актуализация ощущений осязания, обоняния и вкуса, имеющая чрезвычайную значимость для рекламы, не связана непосредственно с каналами рекламной коммуникации. В связи с этим в рекламе для передачи запаха и вкуса используются помимо языковых ресурсов акустический и зрительный модусы.
Нами было выявлено, что при вкусовой синестезии существует связь между вкусом и так называемыми леммами слов.
Мы узнали, что вкусы и запахи в рекламе - это, прежде всего, образы в нашем сознании, которые связаны с пространством, временем, социокультурной и эмоционально-духовной сферами.
В исследовании мы опирались на визуальную и аудиальную репрезентативные системы, так как именно они задействованы в рекламе визуального, визуально-акустического и акустического типов.
В представленных типах рекламных текстов мы выявили общие черты, помогающие представить вкусовые характеристики продукта (товара) благодаря специальным языковым средствам: звуковым повторам, звукоподражаним, выбору предметной лексики, способной создать точный образ, лексическим средствам выразительности
(эпитеты, метафоры, сравнения и др.), из частей речи преобладают конкретные существительные, качественные прилагательные, глаголы конкретного действия, словосочетания прилагательное + существительное, часты вопросительные предложения и др. Ещё одна важная особенность проанализированной нами рекламы - качество исполнения. Сюда можно отнести хорошие снимки для печатной рекламы, красивый видеоряд для рекламных видеороликов, а так же качественный звук в роликах аудиоформата.
Успех представленной рекламы состоит в том, что она делает из вполне обычного продукта «идеальный» и желанный. Причём «идеальным» он становится по той причине, что наделён особым запахом и вкусом, которые актуализируются благодаря подробному предметному описанию в рекламном тексте. А создание «идеального продукта» порождает создание «идеального мира» в сознании покупателей.
Исходя из проведённого исследования, можно отметить, что синестезия относится к одному из способов передачи ощущений в рекламе и на сегодняшний день является одним из интереснейших направлений развития рекламного мастерства на основе идей психолингвистики, маркетинговой лингвистики.
Литература
1. Воронин С. В. Синестезия и звукосимволизм // Психолингвистические проблемы семантики. М.: Наука, 1983. С. 120— 131.
2. Ежова Е. Н. Лингвистика рекламного текста: монография. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2018. 211 с.
3. Леви-Строс К. Путь масок. М.: Республика, 2000. 399 с.
4. Лурия А. Р. Курс общей психологии. Психология ощущения и восприятия. М.: МГУ, 1971. 135 с.
5. Немов Р. С. Психология: словарь-справочник: В 2 ч. М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 352 с.
6. Прокофьева Л. П. Синестезия в современной научной парадигме // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Филология. Журналистика. 2010. Т.1. С. 3-10.
7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2002. 720 с.
8. Сомова Е. Г. «Я увидел это по радио» Звуковая метафора в радиоречи. Краснодар: Издательство Кубанского государственного ун-та: КСЭИ, 2002. 180 с.
9. Степанов В. Н. Суггестия и механизмы ее реализации в рекламном тексте: ритм и синестезия // Вестник ТвГУ. Серия «Филология». 2013. Выпуск 1. С. 206-215.
10. Ullmann S. The Principles of Semantics. Glasgow: Jackson, Son and Co, 1957. 348 p.
References
1. Voronin S. V. Sinesteziya i zvukosimvolizm // Psikholingvisticheskie problemy semantiki (Synaesthesia and sound symbolism). Moscow: Nauka, 1983. P. 120-131. (In Russian).
2. Ezhova E. N. Lingvistika reklamnogo teksta: monografija (Linguistics of Advertising text). Stavropol': NCFU publ., 2018. 211 p. (In Russian).
3. Levi-Stros K. Put' masok (Way of masks). Moscow: Respublika, 2000. 399 p. (In Russian).
4. Lurija A. R. Kurs obshhej psihologii. Psihologija oshhushhenija i vosprijatija (The course of general psychology. Psychology of sensation and perception). Moscow: MSU publ., 1971. 135 p. (In Russian).
5. Nemov R. S. Psihologija: slovar'-spravochnik: In 2 Parts. (Psychology: dictionary reference). Moscow: VLADOS-PRESS, 2003. 352 p. (In Russian).
6. Prokof'eva L. P. Sinestezija v sovremennoj nauchnoj paradigme (Synesthesia in the modern scientific paradigm) // Izvestija Saratovskogo universiteta. Novaja serija. Serija filologija. Zhurnalistika. 2010. Vol. 1. P. 3-10. (In Russian).
7. Rubinshtejn S. L. Osnovy obshhej psihologii (Basics of general psychology). St.Petersburg: Piter, 2002. 720 p. (In Russian).
8. Somova E. G. «Ja uvidel jeto po radio» Zvukovaja metafora v radiorechi ("I saw it on the radio" (Sound metaphor in radio speech)) Krasnodar: Izdatel'stvo Kubanskogo gosudarstvennogo un-ta: KSJeI, 2002. 180 p. (In Russian).
9. Stepanov V. N. Suggestija i mehanizmy ee realizacii v reklamnom tekste: ritm i sinestezija (Suggestion and mechanisms of its implementation in the advertising text: rhythm and synaesthesia) // Vestnik TvGU. 2013. Issue 1. P. 206-215. (In Russian).
10. Ullmann S. The Principles of Semantics. Glasgow: Jackson, Son and Co, 1957. 348 p. (In Russian).
Сведения об авторе
Букреева Ирина Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью гуманитарного института Северо-Кавказского федерального университета (Ставрополь) / bukreeva-i@mail.ru
Information about the author
Bukreeva Irina - PhD. in Pedagogy, Associate Professor, Chair of Advertising and Public Relations, North-Caucasus Federal University (Stavropol) / bukreeva-i@mail.ru