УДК 330.322.7
СИНЕРГИЯ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ НЕФТИ ПО ТРУБОПРОВОДНОЙ СИСТЕМЕ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
Ольга Сергеевна Самсонова
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 17, аспирант, тел. (999)450-11-08, e-mail: [email protected]
Одним из ключевых направлений повышения экономической эффективности освоения участков недр Восточной Сибири и Дальнего Востока является оптимизация системы транспортировки сырья по трубопроводной инфраструктуре. Новый импульс приобретает синергия от реализации инвестиционных проектов на основе совместного (долевого) использования транспортной инфраструктуры.
Ключевые слова: нефть, синергия, совместное освоение, нефтяные участки, недра, транспортировка, трубопроводная система.
THE MULTIPLICATIVE EFFECT
OF OIL TRANSPORTATION THROUGH THE PIPELINE SYSTEM
Olga S. Samsonova
Institute for Economics and Industrial Engineering, Siberian Branch of RAS, 630090, Russia, Novosibirsk, 17 Akademik Lavrentiev Prospect, a graduate student, tel. (999)450-11-08, e-mail: [email protected]
One of the key areas for increasing the efficiency of resource use is not the optimization of the system for transporting raw materials through the pipeline infrastructure. A new impulse acquires a synergy from the implementation of investment projects based on the joint use of transport infrastructure.
Key words: oil, synergy, joint development, oil fields, subsoil, transportation, pipeline system.
На территории Восточной Сибири и на Дальнем Востоке находятся более 16 млрд т начальных суммарных ресурсов (НСР) нефти, или около 20 % НСР всей нефти России. Запасы нефти, которые уже разведаны и прошли предварительную оценку в регионах, составляют более 3,6 млрд т, степень разведанно-сти - 11,8 %. Во всей России степень разведанности составляет 44%. Тем не менее существуют также и неоткрытые ресурсы, доля которых составляет 76%. Неоткрытые ресурсы будут иметь большой потенциал прироста будущих запасов нефти, если будет осуществляться активная лицензионная политика со стороны как государства, так и компаний, а также если будет наблюдаться активный рост объема геологоразведочных работ.
Нефть, присутствующая в месторождениях Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия), обладает высоким качеством, которое во многом превышает российский экспортный стандарт Urals, данной категории нефть выделяется
в отдельный сорт - УБТО. Планируется, что нефть из этого региона сможет увеличить степень конкурентоспособности сорта УБТО на мировом рынке, повысить ценовую премию, а в последующем, при условии постоянных объемов поставок и при наличии устойчивого качества, позволит присвоить статус нефти как маркерного сорта.
В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке находится более 59 трлн куб. м, или около 23 % начальных суммарных ресурсов газа в России. Разведанные и предварительно оцененные запасы природного газа в регионе составляют более 9,6 трлн куб. м, или 13,8 % общих запасов России, степень разведанности месторождений составляет 9 %, на всей территории России данный показатель в целом составляет 25 %, для Западно-Сибирского бассейна - 37 %, а для Вол-го-Уральского бассейна - 58 %.
Современное состояние добычи нефти
Новым импульсов в развитии добычи нефти в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке является создание первой очереди нефтепровода ВСТО и спецморнефтепорта в Козьмино, подводящих и соединительных нефтепроводов - «Ванкорское - Пур-Пе» и «Пур-Пе - Самотлор», «Верхнечонское - Тала-канское - ВСТО», и нефтепроводов «Северный Сахалин - Де Кастри», «Северный Сахалин - Южный Сахалин». Все вышеперечисленное стало мощным толчком, который привел к увеличению добычи нефти в регионе с 6,9 млн т в 2006 г. до 54,5 млн т в 2013 г., в том числе в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) - 40,6 млн т, на Дальнем Востоке - 13,9 млн т (рисунок).
Рис. Добыча нефти в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке Источник: ИнфоТЭК. Ежемесячный аналитический бюллетень.
№ 1. - 2000-2014 гг.
При помощи нефтепровода «Восточная Сибирь-Тихий океан» стало возможным связать нефтяные месторождения Западной и Восточной Сибири с портами на Дальнем Востоке, а также непосредственно потребителей в АТР.
Планируется что пропускная способность нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» составит - 80 млн т нефти в год. Протяженность трассы -свыше 4720 км, конечный пункт - специализированный морской нефтяной порт в бухте Козьмино в Приморском крае.
Строительство первой очереди ВСТО (ВСТО-1) стартовало в 2006 г. и было закончено в 2009 г., его реализация осуществляется на участке «Тайшет -Сковородино» (2757 км), мощность трубопровода составила 30 млн т в год. Работа в реверсном режиме участок нефтепровода ВСТО «Талаканское-Тайшет» продолжалась один год (2008 по 2009 гг.).
Основное направление развития НК Восточной Сибири и Дальнего Востока - это развитие сектора нефтедобычи и транспортировки углеводородного сырья. База углеводородов региона, сформированная в 1980-е гг., имеющаяся до настоящего момента, обеспечивает поддержание стабильного уровня добычи нефти в России.
Подводя итог, можно сделать вывод, что дальнейшее развитие нефтяного комплекса Восточной Сибири и Дальнего Востока напрямую связано с активной государственной инвестиционной политикой в секторах, структурно сдерживающих развитие восточных регионов страны. Так, возможно дальнейшее развитие при следующих условиях:
1) увеличить инвестиционную активность со стороны государства в финансировании проектов инновационного развития Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, при этом необходимо будет учитывать тенденцию роста доли компаний с государственным участием в проектах добычи углеводородов в регионе;
2) расширить и повысить надежность сырьевой базы углеводородов как основы устойчивого роста добычи нефти в регионе на долгосрочную перспективу путем увеличения объема и финансирования геологоразведочных работ (глубокого бурения) как в зоне активного недропользования вдоль трассы нефтепровода ВСТО, так и на перспективных слаборазведанных территориях региона;
3) развивать морские терминалы для нефтепродуктов, продукции нефтега-зохимии (метанола, полимеров, гелиевого концентрата и др.) на российском побережье Тихого океана (Козьмино, Находка, Де-Кастри, Пригородное, бухта Елизарова, Ванино, Посьет, Славянка и др.);
4) расширить мощности нефтяного терминала в порту Козьмино, увеличить пропускную способность нефтепровода «Россия-Китай» (Сковородино -Дацин) и пропускную способность нефтепровода ВСТО.
Можно сделать вывод, что регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока следует развивать в рамках единой долгосрочной государственной программы развития восточных территорий России, которая позволит реализовать эконо-
мические и геополитические интересы страны, обеспечить ее территориальную целостность и национальную безопасность.
Методика оценки инвестиционных проектов в нефтегазовом комплексе является абсолютно уникальной и включает в себя следующие аспекты: продолжительность реализации проекта, особую структуру капитальных и эксплуатационных затрат, специализированный налоговый учет и основные финансово-экономические индикаторы.
Нефтегазовый комплекс оценивается по отдельной схеме, которой в общепринятом формате не разработано. Автором, на основе обобщения опыта различных методик, была разработана принципиально новая схема и алгоритм оценки инвестиционных проектов.
В работе была создана методика, по результатам которой можно выделить четыре блока, такие как: производственно-экономический, технико-экономический, финансово-экономический, синергия.
Усовершенствование методики расчета синергии для оценки инвестиционных проектов в нефтяной отрасли. Для реализации проекта необходимо учитывать изменения в структуре капитальных затрат на строительство трубопроводной системы от месторождений до основной магистрали ВСТО и совокупных затрат на прокладку транспортной инфраструктуры между участками. Для расчетов понадобится добавить дополнительные параметры, такие как:
• общая стоимость строительства отвода от конечного месторождения до нефтепровода ВСТО;
• общая стоимость строительства отвода между участками;
• доля в общем объеме добычи нефти среди рассматриваемых месторождений;
• расчет стоимости относительно доли прокачки нефти месторождения к общему объему прокачиваемой нефти между участками;
• расчет стоимости относительно доли прокачки нефти месторождения к общему объему прокачиваемой нефти по основному нефтепроводу до магистрали.
Добавление в общие расчеты именно пропорциональных капитальных затрат, с учетом последовательного подключения участков.
Для расчета синергии, были взяты 6 нефтяных участков в Восточной Сибири: Тэтэрский И-90, Немчуйский И-96, Алтыбский И-100, Южно-Тетейский И-101, Верхнететейский И-107, Кочемской И-108.
Экономическая оценка схем подключения лицензионных участков показала, что наиболее привлекательной является вариант, который предполагает последовательное подключение участков И-100, И-90 к участку И-96; И-96, И-107, И-108 - к участку И-101. Протяженность трубопроводной инфраструктуры совместного использования составит 840 км. Объем добычи нефти на месторождениях - от 1,26 до 2,29 млн т/г. Диаметры трубопроводов, необходимых для реализации прокачки нефти от месторождений, зависят от объема прокачки нефти на месторождение в год и составляют от 323 мм до 720 мм. Длина строи-
тельства отвода до следующего месторождения варьируется от 60 до 80 км. Синергия по данному варианту подключения достигает максимальное значение и составляет 69 071,90 млн. руб.
Итогом данного исследования является обоснованный автором вариант подключения лицензионных участков на основе экономической эффективности инвестиций с учетом синергии от использования транспортной инфраструктуры проектов освоения нефтяных месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока. Это позволило повысить эффективность, вовлечь в разработку большее количество месторождений и решить проблему поддержания устойчивого роста добычи нефти в регионе.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конторович А.Э., Эдер Л.В., Филимонова И.В., Мишенин М.В., Немов В.Ю. Нефтяная промышленность исторически главных центров Волго-Уральской нефтегазоносной провинции, элементы их истории, ближайшие и отдаленные перспективы // Геология и геофизика. - 2016. - Т. 57, № 12. - С. 2097-2114.
2. Эдер Л.В., Филимонова И.В., Проворная И.В., Мамахатов Т.М. Состояние нефтяной промышленности России: добыча, переработка, экспорт // Минеральные ресурсы: экономика и управление. - 2016. - № 6. - С. 41-51.
3. Филимонова И.В., Эдер Л.В., Проворная И.В., Мочалов Р.А. Устойчивые тенденции и закономерности развития налогообложения нефтегазового комплекса России // Недропользование XXI век. - 2016. - № 10. - С. 16-22.
4. Эдер Л.В., Филимонова И.В., КожевинВ.Д. Анализ эффективности крупнейших нефтегазовых компаний России // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. - 2016. - № 3. - С. 9-18.
5. Филимонова И.В., Эдер Л.В., Мишенин М.В., Проворная И.В. Принципиальные подходы к геолого-экономической оценке разномасштабных нефтегазовых объектов // Геология нефти и газа. - 2014. - № 1. - С. 15-23.
6. Эдер Л.В., Немов В.Ю., Филимонова И.В. Перспективы энергопотребления на транспорте: методические подходы и результаты прогнозирования // Мир экономики и управления. - 2016. - Т. 16, № 1. - С. 25-38.
7. Филимонова И.В., Эдер Л.В., Мишенин М.В., Дякун А.Я. Восточная Сибирь и Дальний Восток как основа устойчивого развития нефтегазового комплекса России // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2016. - № 3 (35). - С. 159-172.
8. Эдер Л.В., Проворная И.В., Филимонова И.В. Добыча и утилизация попутного нефтяного газа как направление комплексного освоения недр: роль государства и бизнеса, технологий и экологических ограничений // Бурение и нефть. - 2016. - №10. - С. 14-21.
9. Конторович А.Э., Эдер Л.В., Филимонова И.В., Мишенин М.В. Роль уникальных и крупных месторождений в нефтяной промышленности России: ретроспектива, современное состояние, прогноз // Энергетическая политика. - 2016. - № 2. - С. 34-43.
© О. С. Самсонова, 2017