СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ УГЛЕВОДОРОДОВ НА ВОСТОКЕ РОССИИ
Михаил Владимирович Мишенин
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, аспирант г. Новосибирск, проспект Академика Лаврентьева 17, 630090, рабочий телефон: (383)330-11-72, факс: (383)330-25-80, e mail: Mishenin.Mihail@ya.ru
Рассмотрена роль транспортной инфраструктуры в энергетической кооперации Востока России, определены параметры формирования транспортной инфраструктуры, исследован уровень развития систем трубопроводного транспорта, проведен анализ перспектив формирования транспортной инфраструктуры углеводородов на Востоке России.
Ключевые слова: трубопроводный транспорт, углеводороды, нефть, газ, Восточная Сибирь, Дальний Восток.
CURRENT STATE AND PROSPECTS OF FORMATION OF TRANSPORTATIONOF HYDROCARBONS IN EASTERN RUSSIA
Michail V. Mishenin
Institute of Economics and Industrial Engineering of the Siberian Branch of the RAS, graduate student, (IEIE SB RAS)17, Ac. Lavrentieva ave., 630090, Novosibirsk, Russian Federation
The role of transport infrastructure in the energy co-operation of Eastern Russia, the parameters of the formation of transport infrastructure, examined the level of development of pipeline transportation systems, the analysis of the prospects for the formation of hydrocarbons on the transport infrastructure of the East of Russia.
Key words: pipeline transport, hydrocarbons, oil, gas, East Russia, Far East.
В последние годы в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке произошло значительное увеличение добычи нефти и газа. Практически вся добываемая в регионе нефть и почти половина газа поставляются на экспорт, другая часть добываемого газа используется на местные нужды, при этом более трети газа закачивается обратно в пласт, либо сжигается в факелах.
Нефтепровод «Восточная Сибирь-Тихий океан». Планируемая пропускная способность - 80 млн. т нефти в год. Протяженность трассы - свыше 4770 км, конечный пункт - новый специализированный морской нефтяной порт в бухте Козьмино в Приморском крае. Первая очередь строительства Тайшет -Сковородино (2757 км) начата в апреле 2006 г., завершена в декабре 2009 г. Инвестиции в строительство первой очереди трубопровода (ВСТО-1) с учетом индексации оцениваются в 390 млрд. руб. (свыше 13 млрд. долл.), на строительство терминала в Козьмино затрачено 60 млрд. руб. (более 2 млрд. долл.). С октября 2008 по октябрь 2009 г. участок нефтепровода ВСТО Талаканское-Тайшет работал в реверсном режиме. В ноябре 2009 г. «Транснефть» завершила заполнение технологической нефтью объектов порта в
Козьмино и первой очереди нефтепровода «Восточная Сибирь-Тихий океан», с декабря 2009 г. - производится отгрузка нефти в танкеры. Ведется строительство второй очереди ВСТО протяженностью 1963 км по маршруту Сковородино-Козьмино, ввод в эксплуатацию ВСТО-2 запланирован на 2014 г. Инвестиции, включая затраты на приобретение технологической нефти -354 млрд. руб. (свыше 12 млрд. долл.). Вывод всей системы ВСТО на проектную мощность в 80 млн. т будет происходить последовательно -в 2010 г. - 15 млн. т, в 2011 г. - до 30 млн. т, к 2016 г. - до 50 млн. т, к 2025 г. -до 80 млн. т нефти.
Строительство нефтепровода «Россия-Китай» по маршруту Сковородино-Дацин мощностью 15 млн. т в год было закончено в сентябре 2010 г., технологическое заполнение трубопровода нефтью началось 1 ноября. В ноябре по нефтепроводу на КНР было прокачано 200 тыс. т, в декабре - 300 тыс. т. С 2011 г. ведутся коммерческие поставки. Согласно двустороннему соглашению российская сторона будет поставлять в Китай по 15 млн. т нефти в год в течение 20 лет, с 2011 по 2030 год.
Для поставок нефти в ВСТО с Ванкорско-Сузунской зоны и месторождений ЯНАО и Северо-Востока ХМАО к 2012 г. должны быть построены нефтепроводы «Пурпе-Самотлор» и «Заполярное-Пурпе».
В 2012-2015 гг. целесообразно строительство вблизи терминала в Козьмино в районе мыса Елизарова современного Приморского НПЗ мощностью по сырью не менее 20 млн. т в год с блоком нефтехимии. На замедлении в вопросе строительства прослеживается влияние жесткой китайской позиции, заключающейся в желании покупать сырье и перерабатывать его на своей территории. Китайцы указывают на отсутствие спроса и жесткую конкуренцию. При этом Россия уже поставляет в последние годы в Китай с внутриконтинентальных НПЗ почти 10 млн. т нефтепродуктов, а китайский нефтяной рынок растет в среднем на 20 млн. т в год.
В соответствии с планами нефтяных компаний, а также «Транснефти», поставки нефти в страны АТР по железной дороге будут прекращены и высвободившиеся железнодорожные мощности будут задействованы под поставки угля, глинозема, зерна и других грузов на экспорт в страны тихоокеанского региона.
В конце 2009 г. «ТНК-ВР» прекратила поставки нефти в Китай через Казахстан по нефтепроводу «Атасу-Алашанькоу» вследствие отказа китайской стороны. Китайские компании не хотят использовать этот нефтепровод для поставок российской нефти. В настоящее время для поставок нефти по этому нефтепроводу Китай использует нефть с казахстанского месторождения Кумколь. Это месторождение с ежегодной добычей в 3-4 млн. т разрабатывает «Тургай Петролеум», совместное предприятие с паритетным участием российского «ЛУКОЙЛа» и PetшKazakhstan, входящего в китайскую группу СЫРС. В случае принятия положительного решения относительно поставок нефти по этому маршруту объем поставок жидких углеводородов в Китай может увеличиться.
Возможности месторождений нефти только в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке позволяют довести ежегодный уровень поставок до 110150 млн. т, что существенно превышает запланированный объем экспорта нефти из ВТР. Здесь балансиром может выступать поставки нефти с Ванкорского месторождения, как в восточном, так и западном направлении. Учитывая планы «Транснефти» по расширению транспортной инфраструктуры для наращивания объема поставок нефти из Западной Сибири на восток (строительство нефтепроводов «Пурпе-Самотлор», «Заполярное-Пурпе» и др.) существует возможность дополнительных поставок нефти на рынок стран АТР в объеме 10-20 млн. т.
Перспективы развития инфраструктуры транспорта газа и создания перерабатывающей инфраструктуры. Первоочередной проект по транспортировке газа на востоке России - строительство газопровода «Хабаровск-Владивосток». Газопровод должен обеспечить газоснабжение Владивостока и газификацию Приморского края к саммиту АТЭС в 2012 г. На первом этапе (2011-2015 гг.) мощность газопровода составит от 12 до 27,5 млрд. куб. м в год с возможным последующим расширением до 100-120 млрд. куб. м (2016-2025 гг.).
В 2012-2015 гг. должен быть реализован проект строительства газопровода «Ковыктинское, Чиканское месторождения-Саянск-Ангарск-Иркутск». В систему целесообразно подключение Ангаро-Ленского и Левобережного месторождений. Ковыктинское газоконденсатное месторождение - наиболее подготовленное к промышленному освоению в Восточной Сибири и, несомненно, после решения организационных вопросов (переход имущественного комплекса компании «РУСИА Петролеум» новому собственнику) должно быть введено в эксплуатацию в первую очередь. На месторождении пробурены и законсервированы газовые скважины, проложен газопровод «Ковыктинское-Жигалово».
В дальнейшем (в 2013-2016 гг.) для расширения диверсификации поставок газа в Восточной Сибири, оптимизации работы Единой системы газоснабжения (ЕСГ) России и соединения ее с Восточно-Сибирским и Дальневосточном центрами газодобычи целесообразно строительство магистрального газопровода «Саянск-Проскоково».
В 2013-2016 гг. необходимо строительство газопровода «Чаяндинское-Хабаровск» и расширение системы «Хабаровск-Владивосток». С 2016 г. газ с Чаяндинского месторождения может поступать в газотранспортную систему Дальнего Востока и далее на экспорт. Первоначальная мощность газопровода должна составить около 36 млрд. куб. м с возможным последующим расширением до 64 млрд. куб. м. Поставки газа из Якутии на Дальний Восток должны быть синхронизированы со строительством ГПЗ и НХК в Хабаровске.
После того как с газотранспортной инфраструктурой Дальнего Востока будет соединен Якутский центр газодобычи, необходимо подключение месторождений Иркутской области. Целесообразно строительство магистрального газопровода «Ковыктинское-Чаяндинское». Сроки реализации - 2016-2018 гг. Мощность газопровода составит около 30 млрд. куб. м.
Таким образом, будет сформирована газопроводная система «Сибирь-Дальний Восток-АТР» по маршруту «Ковыктинское-Чаяндинское-Хабаровск-Владивосток» с отводами на Китай в районе Сковородино, Благовещенска, Дальнереченска; в Корею - по подводному газопроводу Владивосток-Каннын-Сеул. Целесообразно расширение мощностей поставки СПГ на юге Сахалина и строительства завода по сжижению газа и терминала в Приморском крае (Находке).
После окончания строительства газопровода, который соединит Иркутский центр газодобычи и ЕСГ, появится возможность развития газового потенциала Красноярского края в первую очередь за счет подключения к газопроводной сети Юрубчено-Тохомской зоны нефтегазонакопления (ЮТЗ). Здесь предполагается строительство газопровода «Юрубчено-Тохомское-Богучаны-Нижняя Пойма» и подключение к газопроводу «Саянск-Проскоково». Сроки реализации - 2014-2016 гг. Мощность трубопровода на отрезке «ЮТЗ-Богучаны» составит около 10 млрд. куб. м.
В 2015-2017 г. к газопроводу «ЮТЗ-Нижняя Пойма» может быть подключен газопровод «Собинское-Богучаны», который будет соединен с месторождениями Собинско-Пайгинской и Агалеевско-Имбинской зоны.
Еще одно направление поставок газа в АТР - газопровод «Алтай» (Западная Сибирь-Западный Китай). Строительство газопровода позволит организовать поставки газа из Западной Сибири, а после расширения ЕСГ на восток, и из Восточной Сибири в Китай. Впервые этот вариант трассы магистрального газопровода был предложен СО РАН в 1998 г. в исследовании, проведенном по заказу «Газпрома», как альтернатива предлагавшемуся тогдашним руководством концерна труднореализуемому северному маршруту «СРТО-Подкаменная Тунгуска-Дальний Восток-Китай».
Предполагается строительство магистрального газопровода в транспортном коридоре ЯНАО (КС Пурпейская)-Сургут-Кузбасс-Алтай-Ки-тай. Для реализации поставок из Западной Сибири предусматривается создание новой трубопроводной транспортной системы в существующем транспортном коридоре с последующим продолжением в Китай через перевал Канас с подключением к транскитайским газопроводам «Запад-Восток», «Запад-Восток-2» и «Запад-Юг». Поставки трубопроводного газа в Синьцзян-Уйгурский автономный район могут осуществляться (в зависимости от сроков решения вопроса о ценах и гарантиях закупок) начиная с 2015-2016 гг. Протяженность трассы до границы с КНР составляет около 2670 км, диаметр трубы - 1420 мм. Планируемый годовой объем поставок - не менее 30 млрд. куб. м.
Газопровод «Алтай» (Западная Сибирь - Западный Китай). Строительство газопровода позволит организовать поставки газа из Западной Сибири России, а после расширения ЕСГ на восток, и из Восточной Сибири в Китай. Начало поставок запланировано на конец 2015 г. - начало 2016 г. Согласно достигнутым договоренностям срок действия контракта составит 30 лет, объемы поставки -30 млрд. куб. м в год.
Поставки сетевого газа из Восточной Сибири по маршруту: Республика Саха (Якутия)-Хабаровск-Владивосток-АТР (с возможными отводами в Китай). В 2011 г. была запущена первая очередь газопровода (Сахалин-Хабаровск-Владивосток) мощностью 6 млрд. куб. м газа в год. В рамках этого проекта также рассматривается строительство терминала СПГ в Приморском крае, объем поставок составит 35-40 млрд. куб. м.
В 2012 г. к саммиту АТЭС во Владивостоке должны начаться поставки сетевого природного газа месторождений «Сахалина 1». Учитывая прогнозируемый объем добычи и потребления газа на Дальнем Востоке в рамках газификации региона, уровень экспорта газа должен составить не менее 8 млрд. куб. м. В перспективе к экспортной газотранспортной системе Дальнего Востока будет подключен газ месторождений проектов «Сахалин 3-9». Первоочередным проектом здесь будет начало освоения Киренского месторождения «Сахалина 3», поставки с которого могут начаться уже после 2015 г. Общий объем экспорта газа в рамках проектов «Сахалин 3-9» может быть доведен до 38 млрд. куб. м в 2030 г.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Коржубаев А.Г., Соколова И.А., Эдер Л.В. Нефтегазовый комплекс России: перспективы сотрудничества с Азиатско-Тихоокеанским регионом. - Новосибирск: Издательство ИЭОПП СО РАН, 2009. - 116 с.
2. Коржубаев А.Г., Суслов В.И Стратегия развития инфраструктуры транспорта нефти, нефтепродуктов и газа // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. -
2009. - № 1. - С. 69-82.
3. Коржубаев А.Г., Филимонова И.В., Эдер Л.В. Концепция формирования новых центров нефтегазового комплекса на Востоке России. - Новосибирск: Издательство ИЭОПП СО РАН, 2010. - 232 с.
4. Коржубаев А.Г., Филимонова И.В., Эдер Л.В. О концепции развития нефтегазового комплекса востока России // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. -
2010. - № 1. - С. 17-23.
5. Коржубаев А.Г., Филимонова И.В., Эдер Л.В. Стратегия формирования газового комплекса Восточной Сибири и Дальнего Востока // Бурение и нефть. - 2010. - № 2. - С. 1115
6. Коржубаев А.Г., Филимонова И.В., ЭдерЛ.В.Стратегические ориентиры формирования нефтегазового комплекса Восточной Сибири и Дальнего Востока // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. - 2010. - № 11. С. 4-9.
7. КоржубаевА.Г.Перспективы развития нефтегазового комплекса Восточной Сибири и Дальнего Востока // Регион: экономика и социология. - 2011. - № 2. С. 193-210.
8. Коржубаев А.Г., Филимонова И.В., Мишенин М.В. Современная концепция комплексного освоения ресурсов нефти и газа Востока России // Бурение и нефть. - 2011. -№ 11. С. 24-28.
9. Коржубаев А.Г., Филимонова И.В., Ивашин А.С. Энергетические и транспортные проекты на Востоке. Позиции России // Экологический вестник России. - 2011. - № 9. С. 4-9.
© М.В. Мишенин, 2012