УДК 37.013
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК НОВАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ВОСПИТАНИЯ РАБОТНИКОВ ФСИН РОССИИ
Я. Н. Немов
A SYNERGISTIC APPROACH AS A NEW PEDAGOGICAL PARADIGM OF EDUCATING THE STAFF OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA
Ya. N. Nemov
Статья посвящена проблеме использования синергетического подхода в качестве методологической основы совершенствования системы воспитательной работы с личным составом уголовно-исполнительной системы. Система воспитания работников ФСИН России может быть рассмотрена с позиций синергетики ввиду ее сложности, многофакторности, открытости, неупорядоченности, неравномерности, нестабильности с одной стороны, а с другой - как обладающей способностью к самоорганизации, что позволит использовать синергетику в качестве методологической основы совершенствования системы воспитательной работы с личным составом уголовно-исполнительной системы на современном этапе реформирования пенитенциарной системы России.
The paper deals with the use of a synergistic approach as a methodological basis for improving the system of educational work with the personnel of the penal system. The system of education of the staff of the Federal penitentiary service of Russia can be considered from the positions of synergetics due to its complexity, multifactorial character, openness, disorder, irregularity, instability on the one hand, and on the other hand as having the ability for self-organization, which allows using synergy as a methodological basis for improving the system of educational work with the penal system staff at the present stage of reforming the penitentiary system of Russia.
Ключевые слова: система воспитательной работы, ФСИН России, синергетика, самоорганизация.
Keywords: system of educational work, Federal penitentiary service of Russia, synergetics, self-organization.
Современное состояние системы воспитательной работы с работниками ФСИН России характеризуется поиском новых педагогических парадигм, способных сформировать новое мировоззрение субъектов воспитательной деятельности, отражающее, прежде всего, социальные потребности институтов гражданского общества в пенитенциарной сфере.
Потребность в совершенствовании системы воспитательной работы обусловлена не снижающимся уровнем нарушений служебной дисциплины, законности, дорожно-транспортных происшествий, суицидов, допущенных сотрудниками уголовно-исполнительной системы (УИС), а также наличием различного рода девиаций [10 - 12].
Данные негативные явления в служебных коллективах требуют переосмысления, поиска новых теоретико-методологических подходов к воспитанию работников ФСИН России, выстраивания общей концептуальной позиции, парадигмальной направленности, общего дискурса субъектов воспитательной работы.
В современной педагогике существует достаточное количество идей [1; 4; 13; 15], в том числе и междисциплинарного характера, среди которых особую роль играет синергетика, позволяющая осуществлять исследование сложных нелинейных открытых систем и подсистем, таких как общество и образование, объекты и субъекты воспитания, а также педагогическое взаимодействие, возникающее в этих системах.
Г. Хакен определил синергетику как «науку о взаимодействии». Синергетика заключает в себе теорию самоорганизации нелинейных динамических сред, фундаментальным свойством которых является «рождение сложного», т. е. способность к самоорганизации, усложнению своей пространственно-времен-
ной структуры, порождению «порядка из хаоса» [19]. Применительно к социальным системам синергетику следует рассматривать как науку о коллективном поведении, определенным образом организованном и самоорганизованном, где поведение подчинено общим законам.
Своим становлением и развитием синергетика обязана также таким исследователям, как Г. Николис, И. Пригожин, А. Баблоянц, С. П. Курдюмов, Дж. С. Ни-колис, К. Николис и др. Формирование синергетиче-ского мировидения, в контексте естествознания, рассматривается многими авторами, как вызывающее парадигмальные трансформации современной естественнонаучной традиции и интерпретируется в качестве новейшей научной революции, открывающей перспективы междисциплинарного синтеза.
Вопрос о перспективах переноса идей самоорганизации на социально-гуманитарную сферу остается до настоящего времени открытым. На уровне прикладных исследований эти аппликации активно осуществляются в самых различных гуманитарных областях. Концептуально-методологический уровень характеризуется недостаточной разработанностью, отсутствием работ комплексного характера, где все столь же активно ведутся дискуссии о правомерности, корректности и даже самой возможности использования синергетического подхода к феноменам социогу-манитарного порядка. В рамках этих дискуссий, с одной стороны, формируется своего рода вектор позитивной оценки перспектив использования идей самоорганизации при исследовании феноменов социального и гуманитарного порядков (А. Баблоянц, Тоффлер, И. Пригожин, И. Стенгерс и др.). С другой стороны, высказывается мнение о том, что экстраполяция синергетического подхода (непосредственно в
том виде, в каком он конституировался в естествознании) на социогуманитарную сферу в целом неправомерна (Г. Кюпперс и др.). Однако на прикладном уровне создание концептуальных моделей динамики различных социальных феноменов как процессов самоорганизации, рассмотренных с синергетических позиций, не только имеет чрезвычайно широкое распространение, но и приносит значимые позитивные результаты [8].
Несмотря на многозначность подходов к данному вопросу, рассмотрение синергетического подхода применительно к проблемам, генерируемым современными задачами педагогики, представляется весьма содержательным как с точки зрения расширения методологической базы исследования процессов обучения и воспитания личности, так и с позиций практической педагогики.
Чтобы применять принципы синергетики к анализу процессов, происходящих в воспитании работников ФСИН России, необходимо определить, насколько система воспитательной работы может рассматриваться как синергетическая. Для этого она должна изучаться с позиции методологии синергетики как открытая, сложная, самоорганизующаяся, нелинейная система, учитывающая такие базовые понятия, как хаос, случайность, бифуркация, аттрактор, флуктуация.
Открытость системы воспитания работников УИС обусловлена наличием постоянного коммуникативного процесса между пенитенциарной системой России, с одной стороны, и обществом, государством - с другой стороны. Таким образом, на систему воспитания работников УИС наряду с положительными, инновационными тенденциями в отечественном профессиональном воспитании и образовании влияют и негативные проявления, связанные со сложной социально-экономической, общественно-политической и информационной обстановкой. Сотрудники испытывают влияние криминогенной обстановки в стране, религиозного и национального факторов в местах расположения учреждений и территориальных органов ФСИН России. На работников УИС серьезное влияние оказывают проблемы пьянства, наркомании, игровой зависимости. Негативное влияние на морально-психологическое состояние работников УИС оказывает целенаправленная деятельность определенных политических сил по подрыву авторитета службы, доверия в обществе к УИС.
Самоорганизация системы воспитания работников УИС подразумевает особый способ кооперативного и когерентного взаимодействия между ее элементами, способствующий поддержанию ее оптимального функционирования, который благоприятствует самоизменению, самосовершенствованию, самовосстановлению как элементов, так и системы в целом.
Системе воспитания работников УИС присущи как порядок, так и хаос, неорганизованность, бесструктурность, случайность и дезорганизация, которые в определенных обстоятельствах несут позитивное начало. Так, категория «хаос» проявляется в том, что в воспитательном процессе возникают отношения неопределенности, отсутствие единого решения и подхода к организации работы с конкретным сотрудником или коллективом. Кроме того, устремления
объектов воспитания могут быть неорганизованными и спонтанными, особенно в условиях снижения образовательного уровня работников, ухудшения состояния их физического и психического здоровья, изменения направленности жизненных приоритетов, принижения чувства коллективизма и общественной активности, профессионально-нравственной деформации, эмоционального выгорания и чрезвычайных ситуаций.
Система воспитания работников УИС характеризуется состоянием неустойчивости нелинейной среды. Сотрудники уголовно-исполнительной системы проходят службу, как правило, в сложных, можно сказать аномальных условиях, что оказывает влияние на важные характеристики состояния человека, такие как неопределенность, возможность выбора альтернативных вариантов, неустойчивость эмоциональной и физической сферы, необратимость личностно-деформа-ционных процессов. Неустойчивость системы воспитания работников УИС также проявляется в негативных ситуациях, вызванных несоответствием уровня педагогических компетенций субъектов воспитания предъявляемым к ним требованиям, несоответствием методов и приемов воспитания характеру решаемых воспитательных задач, несоответствием мотивов деятельности сотрудников содержанию воспитательной деятельности и целям руководителя-воспитателя и т. д.
По сути деятельности субъектов и объектов воспитательного процесса изначально присуща нелинейность, обусловленная субъективными факторами, связанными с особенностями восприятия и поведения сотрудников. Наша точка зрения может быть подтверждена В. Г. Будановым [3]: «сами человеческие отношения носят крайне нелинейный характер, хотя бы потому, что существуют границы чувств, эмоций, страстей, вблизи которых поведение становится неадекватным».
Под бифуркациями в системе воспитания работников УИС понимается наличие критических моментов неопределенности будущего развития, которые могут привести к появлению новых, как позитивных, так и негативных с точки зрения системы качеств.
Система воспитания работников УИС имеет свой аттрактор, т. е. предопределенное будущее потенциальное состояние системы, к которому она эволюционирует, характеризующийся содержанием, местом и ролью системы воспитания работников УИС в осуществлении государственной политики в области исполнения наказаний.
Система воспитания работников УИС обладает свойством флуктуации. Случайные изменения, отклонения и колебания обусловлены как деятельностью элементов системы, так и внешними факторами, особенно флуктуации характерны в настоящий момент времени по причине продолжающегося реформирования уголовно-исполнительной системы, оптимизации штатной численности учреждений и органов ФСИН России, что порождает состояние нестабильности, неравномерности.
Фундаментальным свойством исследуемых синергетикой объектов выступает их сложность.
В теории систем сложная система - это система, состоящая из множества взаимодействующих составляющих (подсистем), вследствие чего сложная система приобретает новые свойства, которые отсутствуют на подсистемном уровне и не могут быть сведены к свойствам подсистемного уровня [7]. Также под сложностью понимается свойство системы, выражающееся в неожиданности, непредсказуемости, необъяснимости, случайности «антиинтуитивности» ее поведения [14].
В синергетике под сложностью понимается способность к самоорганизации, усложнению своей пространственно-временной структуры на макроскопическом уровне в силу происходящих на микроуровне изменений [8].
Безусловно, система воспитания работников УИС является сложной [6; 9] и характеризуется многоуровневым составом, многообразием компонентов и связей, сложностью поведения и неаддитивностью свойств, сложностью описания и управления, большим объемом информации, необходимой для управления.
Правомерность синергетического подхода к рассмотрению системы воспитания сотрудников ФСИН России, безусловно, как педагогической системы, подтверждается результатами исследований отечественных ученых, исследовавших различные аспекты синергетики с педагогической точки зрения (В. А. Аршинов, В. Г. Буданов, В. Г. Виненко, В. А. Игнатова, Е. Н. Князева, О. Н. Козлова, С. П. Курдюмов, Г. Г. Малинец-кий, Н. М. Таланчук, Л. Н. Макарова, Н. Л. Селиванова, О. Н. Федорова и др.).
Например, М. А. Федорова установила соотношение понятий синергетики и традиционной педагогики, базируясь на таких фундаментальных принципах, как самоорганизация, состояние неустойчивости нелинейной среды, хаос, случайность, бифуркация, аттрактор, флуктуация.
М. А. Федорова систему образования рассматривает как открытую, поскольку, во-первых, в ней постоянно идет процесс обмена информацией (знаниями) между преподавателем и обучающимся (обратная связь), целенаправленного добывания информации. Во время этого процесса появляются новые цели, методы и средства обучения. Во-вторых, меняется содержание образования, так как оно не соответствует системе знаний и умений обучающихся в данный момент. Возникает нелинейность как процесса, так и результата. Результат образовательного процесса всегда отличен от замыслов его участников. В-третьих, постоянно увеличивающееся образовательное информационное пространство выводит систему из устойчивого равновесия [18].
Н. Л. Селиванова выделяет три структурных аспекта синергетики, доказывающие правомерность ее использования в педагогических целях. Во-первых, обращение к синергетике позволило наиболее адекватно описать воспитательную систему как феномен педагогической действительности, объект моделирования и управления. Во-вторых, в рамках синергети-ческого подхода любая система, в том числе и социальная, рассматривается как самоорганизующаяся, открытая, неравновесная. В-третьих, рассмотрение
воспитательной системы как мягкой, которая может адаптироваться к условиям внешней среды, сохраняя при этом характерные особенности, изменяет наши привычные взгляды на нее [16].
Н. М. Таланчук утверждает, что воспитание по своей сущности есть системно-синергетический процесс человековедения, а не линейный, не односторонний, не однофакторный и даже не многофакторный процесс. Воспитание личности и ее полноценное развитие обеспечиваются синергетическим взаимодействием таких объективных начал, как целенаправленная воспитательная деятельность педагога, самосовершенствование личности и влияния на нее социально-педагогической инфраструктуры общества (такая инфраструктура понимается как система необходимых социальных условий для жизнедеятельности и развития личности). Эти начала обусловливают друг друга: педагог не сможет воспитать ученика, который сам не включен в самосовершенствование, а его воспитательные усилия окажутся малоэффективными, если социальная среда не подкрепляет этих усилий, не согласуется с ними.
Эффект воспитания, по мнению казанского исследователя Н. М. Таланчука, достигается не педагогическим воздействием, а синергетизмом воспитательного взаимодействия педагога и учащихся. Здесь не педагог формирует личность, ее знания, умения, качества, а он создает такие условия, при которых учащийся включается в активную деятельность по достижению определенной цели и, следовательно, самосовершенствуется. Процесс воспитания совершается через формирование у учащихся системной ориентировочной основы поведения и деятельности личности [17].
Буданов В. Г. отмечает, что синергетический подход принципиально расширяет саму постановку проблемы организации и управления педагогической системой как открытой, сложной, нелинейной, динамической структурой и качественно изменяет её содержание как в отношении включения естественных свойств управляемых процессов в контексте задачи управления, так и в отношении охвата пространства конструируемых систем [2].
Зарождается новая наука - «синергетическая педагогика» [5].
В настоящее время управление педагогическим взаимодействием субъектов и объектов воспитательного процесса в уголовно-исполнительной системе недостаточно изучено. Кроме того, до сих пор многие вопросы, связанные с исследованием системы педагогического взаимодействия в процессе организации воспитания работников ФСИН России, остаются спорными. Не в полной мере раскрыта структура взаимодействия всех участников воспитательного пространства в рамках социоцентрической парадигмы, которая противостоит антропоцентрической.
Таким образом, система воспитания работников ФСИН России может быть рассмотрена с позиций синергетики ввиду ее сложности, многофакторности, открытости, неупорядоченности, неравномерности, нестабильности с одной стороны, а с другой - как обладающей способностью к самоорганизации, что позволит использовать синергетику в качестве мето-
дологической основы совершенствования системы исполнительной системы на современном этапе ре-воспитательной работы с личным составом уголовно- формирования пенитенциарной системы России.
Литература
1. Ананьин Г. Е. Развитие системного подхода в теории воспитания: монография / под ред. Л. В. Байборо-довой. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. 198 с.
2. Буданов В. Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. М.: ЛКИ, 2007. 232 с.
3. Буданов В. Г. Трансдисциплинарное образование, технологии и принципы синергетики. Синергетическая парадигма: Многообразие поисков и подходов: сб. ст. / отв. ред. В. И. Аршинов [и др.]. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 285 - 304.
4. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2009. 336 с.
5. Гейхман Л. К., Кушнина Л. В., Кушнин А. В. Синергетическая педагогика: монография. Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2011. 176 с.
6. Концепция воспитания работников уголовно-исполнительной системы: письмо ФСИН России от 18 ноября 2005 г. № 10/8/1-100. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Лоскутов А. Ю., Михайлов А. С. Основы теории сложных систем. М.; Ижевск: Регулярная и стохастическая динамика, 2007. 612 с.
8. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. Мн.: Книжный Дом, 2003. 1280 с.
9. Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы: приказ ФСИН России от 28 декабря 2010 г. № 555. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. Обзор состояния дисциплины и законности среди сотрудников УИС за 2011 год.
11. Обзор состояния дисциплины, законности и дорожно-транспортных происшествий среди сотрудников УИС за 2013 год.
12. Обзор «О мерах по психологической профилактике суицидов среди сотрудников УИС»: исх. ФСИН России от 28 марта 2014 г. № 02-13201.
13. Организации воспитательной деятельности педагога по формированию социально-ориентированной личности в системе профессионального образования (принципы и технологии): монография / В. Ш. Масленникова, И. Б. Юсупов, В. А. Боговарова [и др.]. Казань: Данис ИПП ПО РАО, 2010. 192 с.
14. Перегудов Ф. И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ: учеб. пособие для вузов. М.: Высш. шк., 1989. 367 с.
15. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. Т. 2. М.: Народное образование, 2005. 582 с.
16. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / под ред. проф. И. А. Зимней. Изд. 2-е. доп. и перераб. М.: Агентство Издательский сервис, 2004. 480 с.
17. Таланчук Н. М. Системно-синергетическая теория воспитания. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М.: Профессиональное образование, 1997.
18. Федорова М. А. Педагогическая синергетика как основа моделирования и реализации деятельности преподавателя высшей школы: дис... канд. пед. наук. Ставрополь, 2004. 169 с.
19. Хакен Г. Тайны природы. Синергетика: учение о взаимодействии. М.; Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2003. 320 с.
Информация об авторе:
Немов Ярослав Николаевич - кандидат технических наук, доцент, старший преподаватель кафедры организации социальной, психологической и воспитательной работы Томского института повышения квалификации работников ФСИН России, yarnemov@rambler.ru.
Yaroslav N. Nemov - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Senior Lecturer at the Department of Social, Psychological and Educational Work, Tomsk Institute of retraining employees of the Federal Penitentiary service of Russia.
Статья поступила в редколлегию 25.06.2015 г.