ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УДК 37.01
ББК 74.04(2)+74в04
Н. М. Полетаева
Синергетический подход к проблемам образования
В статье отражены основные характеристики педагогических систем с позиции синергетического подхода, обозначены концептуальные идеи развития биопсихосоциальных систем. Материал позволяет наметить новую проблематику педагогических исследований и очерчивает круг применения синергетического знания в педагогике. Системно-синергетический подход к исследованию педагогических явлений позволяет рассмотреть их внутреннюю структуру, взаимосвязь с системами более широкого плана, определить иерархическую связь изучаемого явления с другими социальными системами, увидеть закономерности развития педагогической системы в прошлом и будущем.
The article reflects as well the main characteristics of education systems from the standpoint of synergistic approach as the development of conceptual ideas bio-psycho-social systems. The material allows to identify new issues of educational researches and outlines the terms of the use of synergistic knowledge in pedagogy. Systematical synergistic approach to the study of pedagogic phenomena allows to examine their internal structure, relationship with the systems of a broader plan, to determine the hierarchical relationship of studied phenomena with other social systems, to realize the patterns of educational development in the past and in the future.
Ключевые слова: синергетический подход, закономерности развития, социальные и педагогические системы, методологическая компетентность педагога, самоорганизация, диссипативная структура, качество образования, синергийная школа, опережающее образование.
Key words: the synergetic approach, laws of development, social and pedagogical systems, methodological competence of the teacher, self-organising, dissipa-tive structure, quality of education, synergetic school, advancing education.
Педагогика своей главной целью считает адаптацию, социализацию и успешную интеграцию выпускников образовательных учреждений (ОУ) в современный социум, поэтому опора на социальную синергетику при проектировании педагогических систем разного уровня получает все более широкое распространение и становится признанной в педагогической научной среде методологической основой исследований (В.А. Игнатова, Т.М. Давыденко, С.В. Кривых, М.Т. Громкова, О.Н. Козлова, А.Д. Урсул, Т.И. Шамова и др.). Поскольку цель образования - саморазвитие личности и ее эффектив-
ная интеграция в самоорганизующийся социум, то критерием фективности педагогической деятельности следует считать спо-ность выпускника ОУ к самоорганизации в меняющихся условиях социальной жизни.
Педагогические проблемы носят комплексный, междисциплинарный характер, системное рассмотрение проблем педагогического взаимодействия требует интеграции философии, психологии, социологии, этики, экологии, медицины и других наук о человеке и основой этой интеграции может выступать системно-синергетический подход. Педагогическая методология (В.И. Загвя-зинский) - это учение об исходных, ключевых положениях, структуре, функциях и методах научно-педагогического исследования. Т. Кун ввел в науку понятие «парадигма» как систему научных достижений (теорий, принципов и методов), лежащих в основе развития науки и практики. К образовательным парадигмам Н.В. Бордовская относит знаниевую, культурологическую, технократическую, гуманистическую, педагогоцентристскую, детоцентристскую, личностно ориентированную, социетарную, антропоцентристскую, культурно-ценностную, академическую, профессиональную [1]. Подходы к познанию и исследованию педагогических процессов и явлений отражают совокупность приёмов отношения к исследуемому педагогическому объекту как к системе - системный подход; как к деятельности - деятельностный; как к личности - личностно ориентированный и т. д. Синергетический подход предполагает рассмотрение педагогических систем и составляющих их элементов как самоорганизующихся биосоциальных систем, которые стремятся к максимальной устойчивости по отношению к возможным воздействиям окружающей среды.
Международная конференция по охране окружающей среды, проведенная на уровне глав государств в Рио-де-Жанейро в 1992 г., определила стратегическую цель - устойчивое развитие человечества и образование как одно из приоритетных средств достижения этой цели. Интеграция общечеловеческих глобальных социальных целей - устойчивое развитие, процветание и стремление избежать глобального катаболе (или «конца света»), удовлетворение индивидуальных потребностей личности в самоактуализации и реализации творческого потенциала, в познании и понимании в признании, принадлежности, любви, безопасности (А. Маслоу), биологическом и духовном самосохранении аккумулируется в целях образования, направленных на поддержание баланса между личными, индивидуальными и общественными, социальными интересами.
В педагогической науке и практике все чаще используется по-липарадигмальный подход (И.А. Колесникова), позволяющий осуществить целостное рассмотрение изучаемых процессов и явлений,
материализуя принцип единства интеграции и дифференциации (А.П. Беляева, В.П. Бранский, С.Д. Пожарский), связанный с объединением при решении психолого-педагогических проблем различных парадигм и подходов, вычленением и обоснованием новых, например - валеологическая парадигма образования. Суть валео-логической парадигмы заключается в необходимости анализа компонентов всех видов педагогической деятельности с позиции их влияния на здоровье: учащихся, педагогов, общества.
Полипарадигмальный подход отражает единство и взаимосвязь противоположных явлений и направлений развития, принципы единства интеграции и дифференциации, единство содержательной и процессуальной сторон, единство ориентации на внутреннее и внешнее по отношению к системе, на коэволюцию социальных и биологических систем, взаимосвязь процессов: синтеза и распада, иерархиезации и диерархиезации, упрощения и усложнения. Синер-гетический подход направлен на качественное углубление полипа -радигмального подхода, поиск оптимального «коридора» балансирования педагогических систем и сохранения динамического равновесия между дуальными парами, парадигмами: экологическая - антропоцентрическая, академическая - профессиональная, личностно ориентированная - социетарная, педоцентристская - де-тотцентристская, знаниевая - культороологическая и т. д.
Синергетический подход, раскрывающий закономерности развития биосоциальных систем, получает широкое распространение в образовании. К основным направлениям применения синергетиче-ских знаний в педагогике можно отнести:
• использование синергетических закономерностей при конструировании различных педагогических систем (управленческих, дидактических, воспитательных, методических и т. д.);
• прогнозирование развития образовательных систем;
• поиск механизмов «мягкого управления» учебно-воспитательным процессом;
• формирование методологической компетентности педагога и учащегося;
• рассмотрение человека как космобиопсихосоциального существа и построение модели педагога, управленца (руководителя ОУ) и выпускника с синергетических позиций;
• построение обобщенной картины мира как социоприродной среды на основе интеграции естественно-научного и гуманитарного знания и синергетического анализа общих закономерностей развития;
• включение в содержание образования синергетических зна-ний, например в элективные курсы по философии наук (физика, химия, экология, история и др.)
Синергетический подход использует методологию современных педагогических исследований; способствует качественно новой реализации полипарадигмального подхода; осуществляет интеграцию естественно-научного и гуманитарного знания; способствует устойчивому развитию педагогических систем и человечества.
Синергетику можно рассматривать как оптимистический способ овладения нелинейной ситуацией (Е.Н. Князева) [10], помогающий в современной ситуации ускоренного и нестабильного развития мира отыскать малые резонансные воздействия, подталкивающие на благоприятный путь развития, поддерживающие самоуправление и самоорганизацию социальных систем разного уровня. Синергетиче-ское мышление есть нелинейное, творческое отношение к миру, открытие возможности сделать себя творимым, отношение к эволюции как к игре, в которой ничего не предопределено, кроме самых общих правил игры; гибкое, открытое, многозначное восприятие мира. Синергетическое мышление вселяет веру, надежду в человека на способность выйти из кризиса (личного, общественного), помогает в преодолении страха и принятия риска, способствует становлению «самости», «состоятельности» через осознание, самосовершенствование и ответственность за себя, своих близких, свой народ, сохранение жизни на Земле.
Общие признаки педагогических систем с позиций системно-синергетического подхода:
• открытость;
• нелинейность (стохастичности);
• стремление к гармоничности, целостности;
• наличие системообразующей цели, идеала, обобщённой модели выпускника;
• способность к самоорганизации и расширению социальных связей и функций;
• наличие структуры, включающей все элементы деятельности (мотив - потребность - цель - содержание - операции - отношения - результат - рефлексия), реализующей функции управления, обучения, воспитания, развития, адаптации, социализации и интеграции в социум;
• гуманистический характер отношений между элементами системы с учётом принципа комплиментарности (взаимодополнительности) и синергетичности в достижении общезначимого идеала;
• ориентация на механизмы «мягкого» управления, и рефлексию, обеспечивающие устойчивое развитие Оу и участников педагогического процесса;
• возможность системы шире и богаче, чем суммы составляющих её элементов;
• стремление к максимальной устойчивости по отношению к факторам внешней среды;
• сознательное чередование процессов интеграции и дифференциации, упрощения и усложнения, иерархиезации и диерархие-зации как осознанное стремление к прогрессу, т. е. динамическая иерархичность;
• амплитуда «колебаний» внутри системы определяется про -стым и странны аттрактором;
• воздействие друг на друга элементов системы и на самих себя;
• связь со средой и другими системами.
Идея саморазвития - акмеологическая идея, акмеология изучает пути достижения совершенства в различных областях человеческой деятельности, в том числе в образовании, профессионализме, духовном развитии и т. д. В. П. Бранский и С.Д. Пожарский обосновывают новое направление науки - синергетическую акмеологию, предметом которой предлагают рассматривать закономерности достижения произвольной социальной системой максимального совершенства путём самоорганизации во всех видах деятельности (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина и др.)
Рекомендации по достижению индивидуального акме в русле синергетической карьерологии [2, с. 167] состоят в следующем:
• зрелый человек со сложившимся мировоззрением должен свя -зать свой профессиональный и социальный рост с определенным ценностным ориентиром, выработать для себя индивидуальный идеал, определяющий стратегию его жизни в целом;
• этот идеал должен соответствовать его индивидуальному творческому потенциалу;
• этот идеал следует привести в соответствие и с общезначимым (социальным) идеалом;
• из социальных идеалов надо выбрать интегративный (синтетический) идеал, которому принадлежит будущее;
• на смену идеологической вере в ходе достижения акме приходит идеологическое сомнение, возникает потребность в выработке нового идеала или воспитании новой творческой личности.
Синергетическая акмеология показывает, что движение к полному профессиональному и социальному акме предполагает осуществление «духовной карьеры» как с учетом религиозных, так и светских идеалов.
Требования к педагогическим системам с позиций синергетиче -ской акмеологии:
• включение в модель выпускника способностей к самоорганизации, самообразованию, самовоспитанию, самовыражению, самоутверждению, саморазвитию и духовному росту;
• ориентация на механизмы управления, поддерживающие активность, оптимизм, самостоятельность, способность к формированию и отстаиванию гуманистических идеалов в духовной и материальной сферах;
• интеграция в педагогическом процессе личностно ориентиро -ванного и социетарного подхода, обеспечение баланса индивидуальных интересов и социальных;
• развитие позитивного прогностического мышления педагогов и учащихся;
• организация синергетного взаимодействия внутри образовательной среды и с социумом.
Синергетические идеи активно внедряются в педагогическую науку и практику на различных уровнях: моделирования образовательных систем, управления, функционирования дидактических и воспитательных систем, оценки качества образования: интеграция системно-синергетического и деятельностного подхода к проблеме моделирования педагогических систем требует рассмотрения её как диссипативной структуры, подсистемами которой являются компоненты деятельности, имеющие свою диссипативную организацию.
Системное рассмотрение проблемы качества требует анализа компонентов педагогической системы всех видов педагогической деятельности (проектирование, управление, функционирование, воспитание и обучение, сопровождение, оценивание). Целесообразно осуществить синергетический анализ каждого из компонентов педагогической системы и внести коррективы на всех уровнях: концептуальном, управленческом, функциональном.
Синергетические идеи нашли свое отражение прежде всего при концептуальном моделировании педагогических систем: это концепции опережающего (К. К. Колин) и побуждающего (С. П. Курдю-мов, Е.Н. Князева) обучения, концепция акмеологической (В.Н. Максимова) и адаптивной школы Heschl, Т.И. Шамова, Т.Н. Давыденко), идея «гештальт-образования» (Е.Н. Князева), концепция синергетической среды (А.И. Бочкарев), предложены принципы педагогики самоорганизации (С.В. Кривых). Накопленный педагогический опыт применения и интерпретации синергетического знания позволяет приступить к разработке интегративной концепции синергийной школы.
Ускоряющийся темп социального развития усложняет решение задач социализации и интеграции выпускников ОУ в социум. Быстро меняющиеся «правила игры» требуют отхода от «рецептурной» педагогики и особенно от «рецептурного» воспитания и перехода на опережающее образование. В содержание опережающего образования необходимо включить моделирование вариантов будущего на основе позитивного гуманистического подхода, усвоение самых об-
щих «правил игры» в сочетании с развитием нелинейного, творческого отношения к себе и миру. Синергетически мыслящий человек, по мнению Е.Н. Князевой, это Nomo ludens, «человек играющий» с развитым игровым сознанием, гибким, нежестким, открытым, многозначным, владеющий «стимулирующим действием».
Список литературы
1. Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования: логико-методологические проблемы. - СПб.: Изд-во РХГИ, 2001. - 512 с.
2. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология. -СПб.: Политехника, 2002. - 476 с.
3. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология. Теория самоорганизации индивидуума и социума. - СПб.: Политехника, 2001. -159 с.
4. Гершунский Б.С. Философия образования. - М.: Московск. психол.-социальный ин-т: Флинта, 1999. - 432 с.
5. Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2003. - 256 с.
6. Касти Дж. Большие системы. Связность, сложность и катастрофы / пер.с англ. - М.: Мир, 1982. - 216 с.
7. Максимова В.Н. Акмеология: новое качество образования: книга для педагога. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - 99 с.
8. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. -СПб.: Питер, 2000. - 432 с.
9. Синергетика и учебный процесс. - М.: Изд-во РАГС, 1999. - С. 125.
10. Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 536 с.
11. Шапиро С.И. От алгоритмов к суждениям. - М.: Сов. радио, 1973.
12. Хакен Г. Основные понятия синергетики. Многообразие поисков и подходов. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - С. 28-55.
УДК 371.261:159.072:004 ББК 74.582.02
А. В. Голанова, Е. И. Голикова
Отбор содержания курса «Современные средства оценивания результатов обучения »
В данной статье рассматриваются вопросы отбора содержания курса «Современные средства оценивания результатов обучения», сформулированы принципы отбора содержания. Результатом отбора содержания обучения стал тематический план курса.
In this article are examined questions of the selection of the content of course «Contemporary means of the evaluation of the results of instruction», the principles of the selection of the content are formulated. The subject plan of course became the result of the selection of the content of instruction.