УДК 373.5.018.761.
Степанова Тамара Ильинична
Доктор педагогических наук, профессор, преподаватель кафедры методики преподавания физики Физико-технического института Северо-Восточный Федеральный Университет им. М. К. Аммосова (СВФУ) МОУ СОШ№15, yktcti09@rambler.ru, Якутск
Ноговицына Ярослава Ильинична
Соискатель кафедры педагогики Северо-Восточного Федерального Университета, зам. директора школы по воспитательной работе Северо-Восточный Федеральный Университет им. М. К. Аммосова (СВФУ) МОУ СОШ №15, nogovicina@mail.ru, Якутск
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
Аннотация. Представлены теоретические основы и система методических приемов для создания синергетических условий саморазвития учащихся, модель внедрения синергетического подхода к организации процесса воспитательной работы, которая прошла апробацию в средней школе №15 г. Якутска Республики Саха (Якутия).
Ключевые слова: саморазвитие, синергетика, пофазовое развертывание личности, единый темпомир, резонанс, нелинейная среда.
Stepanova Tamara Ilinichna
Doctor of pedagogical sciences, professor of the department of teaching methods ofphysics at Physics Technical Institute of the North-East Federal University, yktcti09@rambler.ru,Yakutsk
Nogovitsyna Yaroslava Ilinichna
Assistant-direcor on education at school № 15, nogovicina@mail.ru, Yakutsk
THE SYNERGETIC APPROACH IN THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL WORK AT SCHOOL
Abstract. In the article authors expose a theoretical base and the system of methods for creation of synergetic conditions of pupil’s self-development. The model of introduction of synergetic approach was represented in the organization of their educational process, the approbation of it was held at school №15 of Yakutsk, The Sakha Republic (Yakutia).
Keywords: Self-development, synergetics, phased deployment of personality, single tempo-world, resonance, nonlinean medium.
Мир уже вступил в критическую область смены цивилизаций. При этом опыт прошлых поколений перестает быть надежной опорой для прогнозирования будущего. Возникает сложная проблема, которую поставила современная действительность - это проблема человека в быстро изменяющемся мире. Подготовка учащегося к будущей жизни связана с социальным прогнозом. Ответ на вопрос о том, какая жизнь ожидает впереди, какие изменения произойдут в обществе, чему и как надо учить ученика, сегодня никто не даст. Современная мировоззренческая парадигма образования диктует ис-
пользование новых подходов в воспитании подрастающего поколения.
Сегодня главной стратегической целью системы образования становится не обучение людей, а формирование целостной личности, обладающей широким научным кругозором, творческим мышлением и способностями к дальнейшему саморазвитию [3].
Саморазвитие - это целостный процесс социально-личностного развития, обусловленный субъективностью, субъектной деятельностью личности, условиями жизни и труда. Саморазвитие для человека является безусловной ценностью, саморазвитие есть
творчество, обращенное на свою личность. Способность к активно-творческой позиции человеку не может быть задана никем -о она приобретавтся толекоим самим, постепенно, в рвеультате длительных целеустремоен-ных усилий, напревленных на изменение самого оебя. Как результат творческой рабо -ты над собой, происходит необратимое качественное изменение психологического статуса личности, выраженное в потребности в самосовершенствовании, ааасовоспитании, в построении себя как личности (рис. 1).
Савергетечссаае Традиционные
усеовея усеовея
Рис. 1. Информационная модель дидактической системы
Человек развивается не только по заложенной в нем биологической программе и под воздействием окружающей среды, но и в зависимости от его опыта, потребностей, интересов, способностей. Таким образом, процесс саморазвития рассматривается в диалектическом единстве противоположностей - социализации и индивидуализации. Это неразрывно взаимосвязанный процесс, на определенной стадии дополняющийся самоуправлением личности, которая начинает сама сознательно организовывать собственную жизнь, а значит, и определять в той или иной мере собственное развитие [2].
Но развитие личности как и ее саморазвитие - это не линейное движение, направленное к позитивному или негативному полюсам развития. Уход от такого традиционного
понимания развития и саморазвития, поиск новых его онтологий прикодит к ассимиляции идей, описанных наукой синергетикой -теории саморазвивающихся, самоорганизующихся систем. Развитие имеет причины, не етолько диалектиче ские, сколько иные: неравновесность системы, нестабильность, кризисы, эвечесцию и коэволюцию, бесконечно воспроизводимые и разрешаемые системой в ее еемодвижении, что характерно и для развития личности как ее саморазвития [1, с. 189].
Развитие указывает на процесс оптимизации внутренних свойств субъекта под действием независящей от субъекта среды. В отличие от развития саморазвитие также заключ ается в изменении субъекта под действием внешней среды, но действие этой среды оптимизируется самим субъектом, то есть человек сам перестраивает среду так, чтобы она (среда) действовала на него требуемым образом, т. е. он активен к среде (рис. 2).
Таким образом, саморазвитие мы определяем как процесс личностного развития под действием внешней среды, организуемых самой личностью на основе внутренних устремлений к будущему.
Осмысление процесса саморазвития личности, понимание того, что способность развиваться только в слабой степени пред-посылочна в природе человека, сознательное развитие-саморазвитие - задача и воспитания, и самого воспитуемого [4]. Задача, которую он в условиях «мягкого» управления охотно и продуктивно решает сам, а при «жестком» - или отторгает или делает видимость решения. Одним из условий мягкого управления, мы понимаем создание синергетических условий.
Анализ различных подходов к выделению принципов создания синергетических условий (принципы управления саморазвитием учащихся) позволил нам вычленить те из них, которые направлены на воспитание са-моразвивающейся личности подростка [5].
Принципы творческого саморазвития учащихся охватывают всю сферу взаимодействия детей и взрослых, оказывающего педагогическое влияние на ребенка, - образование, воспитание, свободное общение. Педагогическое взаимодействие выстраивается «от ребенка» - от его индивидуаль-
I. Целевой компонент
г г
Принципы: - творческого саморазвития учащихся; - природосообразности; - культуросообразности; - социосообразности; - свободосообразности; - создание хаоса как способ самообновления; - обучение как адаптивная модификация; - пробуждающее обучение; - синергетическая организация воспитания. Подходы: - системно-структурный; - деятельностный; - самостоятельная работа; - синергетический.
II. Содержательный компонент
III. Организационнодеятельностный компонент
Создание структурных элементов
воспитательной работы по этапам:
1. Создание возмущения через
использование интерактивных
воздействий для сдвига личности из состояния равновесия.
2. Предоставление возможностей обмена
информацией, материальными
средствами, жизненным опытом, ситуацией с внешней средой.
3. Создание ситуации возникновения кризиса с целью преодоления, решения проблем.
4. Создание точек высокого напряжения, где для учащегося появляются возможности выбора решений, целей, дальнейшего пути развития.
5. Осуществление пофазового
развертывания личности, когда предыдущие этапы раскрывают возможности и способности ученика полнее, шире и глубже.
6. Условия самопроизвольного перехода личности учащегося как системы в новое состояние.
Формы:
• накопление;
• возникновение кризисных моментов;
• развитие как пофазовое развертывание;
• самопроизвольный переход личности.
Факторы:
• аттрактор;
• слабые воздействия.
Методы:
• смущение;
• создание единого темпа мира;
• точка бифуркации;
• точки резонансного возбуждения.
IV. Результативный компонент
Изменение субъекта под действием внешней среды, но действие этой среды оптимизируется самим субъектом, т. е. ученик сам перестраивает среду так, чтобы она действовала на него требуемым образом.
V. Критериальный компонент
Критерии и показатели саморазвития личности учащихся
Ри с. 2. Модель внедрения синергетического подхода в организацию процесса воспитательной работы школы
ного опыта, ценностей, мотивации, потребностей, вкусов, склонностей, нравственных принципов, чтобы принять ребенка таким, каков он есть, и восходить вместе с ним к общечеловеческим ценностям.
В ряде принципов педагогики творческого саморазвития учащихся фундамен-тирующим выступает принцип природо-сообразности педагогического влияния. Воспитание должно учитывать природу
ребенка и строиться как имеющее для него личностные смыслы, влекущее к исследованию, самостоятельному познанию. Сегодня мы привносим в толкование принципа при-родосообразности такой важный момент, как иное понимание природы человека - не как прост био-социального, а как био-психо-социо-культуро-этно-природо-космического существа, - а это значит, что учет его сложной природы в воспитании ведет к большей осторожности, вдумчивости, тонкости педагогических влияний.
Принцип культуросообразности воспитания также был сформулирован классической педагогикой. Принцип культуросообразно-сти содержал в себе идею воспитания как инкультурации, когда механизм социального наследования действует как освоение ребенком с помощью взрослых достижений человечества для его дальнейшего жизнед-вижения.
К осознанию принципа социосообразности воспитания наука в сущности также подходила давно. Принцип социосообразности воспитания отражает не просто учет зависимости результата воспитания от ма-кро - и микро-социума, а необходимость создания приемлемых социальных условий для успешного развития и саморазвития ребенка, а в случае неблагоприятных макро-социальных и семейных, микросоциальных условий - компенсации этого возможностями воспитательной системы.
Принцип свободосообразности воспитания также имеет глубокие исторические корни. Современная «педагогика свободы» в своей основе имеет идею развития индивидуальности, личности, индивидуального опыта ребенка. Содержание этой педагогики определяется как индивидуализация личности, развитие ее «самости». Ее цель заключается в оказании «помощи детям в конструировании их автономного внутреннего мира».
К этим фундаментальным принципам следует отнести создание хаоса как способа самообновления личности. Хаос не есть негативное. Это - сила, выводящая на структуры аттракторы эволюции, а также способ синхронизации темпов развития подструктур внутри сложной структуры. Определенная доля хаоса, разрушения в мире должна быть. Хаос - это путь к инновации. Перио-
дически погружаясь в хаос, система самообновляется.
Обучение как адаптивная модификация. Резонансные, топологически правильно организованные и своевременные воздействия на учащегося, которые адаптированы генетически врожденному его поведению, могут дать весьма неожиданный и многообещающий результат.
Пробуждающее обучение учит как управлять не управляя, как обеспечить самоуправляемое и самоподдерживаемое развитие, как преодолевать хаос, его не преодолевая, делая творческим, превращая в поле, рождающее искры инноваций. В методах обучения выделяются следующее: самообразование, обучение как инактивация нелинейного диалога, обучение как адаптивная модификация, обучение как фазовый переход, гештальт -образование.
Синергетическая организация воспитания находит новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни (поиск нового смысла, новых ценностей данной личностью в данный момент). Трансцендентность -способность выходить за рамки самого себя. Осмысленность жизни достигается путем реализации трех видов ценностей: ценности творчества, ценности переживания, ценности отношения.
Методологическим основанием для выявления закономерностей мы используем системно-структурный подход. При таком подходе к описанию закономерностей охвачены все основные внешние и внутренние связи процесса формирования саморазвива-ющейся личности подростка, что и дает основание считать этот подход относительно целостным. В целостном подходе к закономерностям данного процесса заложены реальные возможности для его эффективного и качественного построения.
Деятельностный аспект содержания обучения в деятельностной модели обучения выражается в том, что содержание обучения есть деятельность в связи с решением проблемы и деятельность коммуникации как овладение социальной нормой, вербальная деятельность и виды невербального самовыражения. Таким образом, учебно-воспитательный процесс представляет собой взаимодействие и решение коммуникативных (проблемных) задач.
Самостоятельная работа, на наш взгляд, наиболее полно определяется И. А. Зимней. По её определению самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.
Синергетический подход. Для получения устойчивого результата учителю следует помнить, что когда диссипативная система (ученик) смущена, она неустойчива, податлива. Чтобы система перешла в смущение требуется интенсивное возмущение, для этого надо создать напряжение (интеллектуальное, эмоциональное, духовное). В состоянии неустойчивости в точке бифуркации или вблизи момента обострения (вблизи максимумов) слабое воздействие может оказывать на систему большой ее сдвиг. Система становится неустойчивой даже к малым, незначительным воздействиям (мышь родит гору). Можно смело вести разговор о смысле жизни, о том как строить «свою жизнь». Система может перейти на уровень другого порядка, т. е. произойдет развитие. Система станет другой.
Формами развития-саморазвития личности являются: накопление флуктуаций, происходящее в процессе формирования привычек, накопления опыта, развития способностей, физического роста и социального становления; возникновение кризисных моментов - точек бифуркации, которые являются точками «ветвления» выборов целей, смыслов для человека, обусловленных как возрастным развитием, так и ситуациями реальной жизни; развитие ребенка как его «пофазовое развертывание» когда полнота предшествующих фаз обуславливает более полное развертывание возможностей личности в фазе последующей; самопроизвольность переходов личности как системы в новое состояние, когда вся совокупность предпосылок и условий этого перехода на более высокий уровень самоорганизации лавинообразно срабатывает в момент очередного кризиса, рождая новый «горизонт» человекообразования [1, с. 190].
Фактором развития-саморазвития в рамках синергетического подхода выступает аттрактор, способный изменить последующую траекторию развития ученика. Наиболее сильными факторами являются «слабые воздействия», которые в своей совокупности накапливают «критическую массу» личностных состояний и приводят к тому, что малое воздействие на микроуровне вызовет сильнейшие изменения, нередко целые катастрофы или мощные позитивные «прорывы» на макроуровне. Это явление резонанса также способно трансформировать влияние на ученика в одной сфере его личности на изменения в смежных сферах, что расширяет возможности педагогического влияния на саморазвитие, позволяя «малыми» педагогическими средствами обеспечивать обширные и глубокие личностные преобразования человека, если еще при этом он рефлексивен и целеустремлен в саморазвитии. Непрерывная нелинейная среда потенциально содержит в себе различные типы локализации процессов (различные типы структур). Она выступает в качестве носителя различных форм будущей организации, в качестве поля возможных путей эволюции. Структуры-аттракторы как будущие состояния пред-даны, пред-заданы (свойствами данной нелинейной структуры). Аттракторы это «память о будущем», это «воспоминание будущей активности»
К синергетическим методам воспитания можно отнести следующие методы:
• Метод резонансного возбуждения. Это нелинейный метод обучения и воспитания (пробуждающими импульсами). Основное правило нелинейного синтеза частей в сложное эволюционное целое: интеграция относительно простых эволюционизирующих структур в более сложные происходит благодаря установлению общего темпа эволюции во всех объединяемых частях.
• Интеграция и целостность. Способность видеть целое прежде составляющих его частей, способность к мыслительному синтезу - важнейшая особенность когнитивной и креативной деятельности человека. Лишенный таких способностей человек видит только части, отдельное, единичное, он зациклен на них. Не зная контекста, значение какой-то непонятной части (не говоря уже о значении целого) остается для него не-
ведомым. Ф. Варела говорил, что необходимо думать глобально, действовать локально.
Методическими приемами достижений результата являются: определение параметров порядка сложных желаемых структур (аттракторов или областей притяжения), спектров целей; расчет или моделирование и количественное определение структуры аттракторов; определение малых, но резонансных воздействий, способных вывести на желаемый уровень сложной структуры.
Методические приемы создания темпоми-ра: подбор правильной топологии структур частей; изменение способа сборки целого из частей; части при сборке деформируются, трансформируются, также как и целое, поэтому нужна гибкость руководителя; создание ситуации «на краю хаоса».
Методические приемы создания смущения: создание интенсивного возмущения (нужна динамика, импульс процесса); применение интерактивных средств, для того, чтобы все каналы восприятия были задействованы; вызов чувств, ярких ощущений (поступки, драмы, решения, желания, радости, удовольствия, счастье и др.).
Методические приемы организации творческого процесса: предоставление спектра реализуемых путей решения; свобода выбора путей эволюции среды и собственных предпочтений.
Методические приемы достижения экви-финальности должны учитывать, что имеет значение глубина памяти; имеет влияние притяжение будущего, чтобы попасть в конус определенного аттрактора; человек, попавший в направление, инициированное им самим, поддается течению, чтобы победить, либо недеяние есть самое сильное действие. Нужно влиться в установившееся течение самоорганизации, так как оно (направление) инициировано им самим.
Методические приемы достижения эмер-джентности основываются на том, что части целого должны быть когерентны, то есть топологически похожими; учесть, что максимумы притягиваются и усиливают друг друга (резонируют).
Таким образом, мы определили теоретическую основу и выделили систему методов и методических приемов для создания синергетических условий саморазвития учащихся. На рис. 2 представлена модель
внедрения синергетического подхода в организацию процесса воспитательной работы в школе, которая прошла апробацию в средней школе №15 г. Якутска Республики Саха (Якутия).
Библиографический список
1. Куликова Л. Н. Проблемы саморазвития личности. - Благовещенск, 2001. - 342 с.
2. Князева Е. Н. Синергетика. Нелинейность времени и ландшафты коэволюции. - М., 2007. -388 с.
3. Степанова Т. И. Опережающее образование // Народное образование Якутии. - 2009. -№3(71). -С. 73-76.
4. Степанова Г. В. Педагогические мастерские как условие развития творческой личности // Управление школой . - 2007. - № 3(15) - С. 44-48.
5. Чернецкая Н. И. Изучение творческого мышления как результата интеграции различных видов мышления посредством однофакторного дисперсионного анализа // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 3. - С. 271-279.