Научная статья на тему 'Методология и дидактика подготовки учителей к реализации личностно-ориентированного обучения'

Методология и дидактика подготовки учителей к реализации личностно-ориентированного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богомолова Е. В.

Статья посвящена личностно-ориентированному и синергетическому подходам систем подготовки учителей. Автор подробно рассматривает различные этапы этих подходов, а также их структуры в подготовке педагогов и анализируется сама система непрерывной подготовки учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богомолова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методология и дидактика подготовки учителей к реализации личностно-ориентированного обучения»

методология и дидактика подготовки учителей к реализации личностно-ориентированного обучения

Е. В. Богомолова

Статья посвящена личностно-ориентированному и синергетическому подходам систем подготовки учителей. Автор подробно рассматривает различные этапы этих подходов, а также их структуры в подготовке педагогов и анализируется сама система непрерывной подготовки учителей.

Современный этап развития мирового и российского образования характеризуется новой образовательной парадигмой. На смену традиционной приходит личностно-ориентированная парадигма образования. Сегодня от учителей требуется преподавание школьных курсов на основе принципов личностно-ориентированного обучения.

Идеи развития личности в процессе обучения, положенные в основу концепций личностно-ориентированного образования, отражены в трудах В. В. Давыдова [4], Л. В. Занкова [8], В. А. Петровского [9] и др. Сущность личностно-ориентированного подхода в образовании рассмотрена в работах Н. А. Алексеева [1], Е. В. Бондаревской [3], В. В. Серикова [11], И. С. Якиманской [14] и др. Анализ исследований по проблеме развития личности в процессе образования показал, что разработаны личност-но - ориентированные психо лого -педагогические теории, предложены модели образования и обучения, учитывающие особенности личности учащихся. Однако до последнего времени они не находили должного применения в учебном процессе, так как вопросы реализации личностно-ориентированного обучения не были исследованы в аспекте теоретико-методологических основ обеспечения системы подготовки учителей к профессиональной деятельности в контексте личностно-ориентированной парадигмы образования.

Современный учитель должен обладать знаниями и умениями в предметной области, теории педагогики, методики обучения, психологии и других смежных наук на уровне, соответствующем ступени обучения (пропедевтической, базовой, профильной, вузовской); уметь быстро и эффективно пополнять свои знания, организовать на их основе личностно-ориентированное обучение, быть развитой и самоактуализирую-щейся личностью, способной к осуществлению

эффективной профессиональной деятельности в условиях некоторой неопределенности и неполной прогнозируемости педагогических ситуаций. При этом личность учителя, его внутренний мир, согласно положениям синергетики (И. При-гожин [10], И. Стенгерс [11], Г Хакен [13] и др.) следует рассматривать как сложную, открытую, неравновесную самоорганизующуюся систему. Для подготовки такой личности должны быть применены как личностно-ориентированный, так и синергетический подходы. Совершенствование подготовки учителя как педагогической системы должно выразиться в совершенствовании всех компонентов этой системы на основе личностно-ориентированного и синергетического подходов.

С позиции синергетического подхода развитие системы подготовки учителей определяется не столько прошлым и настоящим, сколько будущим, т. е. результатом. Видение результата как интенции процесса определяет цели подготовки. Поэтому совершенствование системы подготовки надлежит начинать с постановки цели. Процесс целеполагания представляет собой сложную системную деятельность по выстраиванию иерархических целей: от наиболее обобщенных, диктуемых общими требованиями к подготовке профессионала через цели обучения по данной специальности, профессии, определяемые требованиями к личности специалиста данного профиля, к целям обучения по конкретной дисциплине [6]. Пересмотр целей подготовки с позиции личностно-ориентированного и синергетического подходов предполагает их открытость, выдвижение на первый план задачи формирования развитой и самоак-туализирующейся личности, способной к осуществлению эффективной профессиональной деятельности в условиях некоторой неопределенности и неполной прогнозируемости педагогических ситуаций, реализации потребности

личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, создания условий для непрерывного профессионально-личностного роста совершенствования.

Реализация поставленных целей возможна только в случае организации непрерывной подготовки. А. М. Новиков [7] выделяет два основных направления построения системы непрерывного профессионального образования. Рассмотрение существующих структур образования, определение возможностей их реорганизации и создание новых структур; рассмотрение образовательных процессов (образовательных программ), направленных на обеспечение становления и дальнейшего развития личности человека в соответствии с ее потребностями и социально-экономическими требованиями. Исходя из позиции А. М. Новикова непрерывность подготовки учителей может рассматриваться как с содержательной стороны, так и со стороны организации структуры подготовки.

Под структурой системы подготовки мы будем понимать как совокупность отдельных ее частей (ступеней), называемых подсистемами, так и наличие различных звеньев внутри этих систем. Личностно-ориентированный подход предполагает согласование структуры подготовки учителей со структурой школьного курса, предоставление возможностей для дальнейшего профессионального роста. Поэтому в системе непрерывной подготовки учителей должны быть выделены: подготовка в вузе (подготовка учителей начальной, основной и профильной школы); аспирантура и докторантура; послевузовская подготовка в системе повышения квалификации работников образования и др. Синергетический подход предполагает предоставление учителям различных путей профессионального развития (аттракторов) и возможностей выбора наилучшего из них. Это должно выразиться в наличии уровней и специализаций на каждой ступени подготовки.

Содержание подготовки является одним из основных взаимосвязанных с целями компонентов методической системы и представляет собой совокупность знаний и умений (навыков), видов деятельности по учебным дисциплинам. С позиций личностно-ориентированного и синергетического подходов совершенствование содержания подготовки должно состоять в углублении теоретических основ изучаемых дисциплин одновременно с расширением

отдельных профилей обучения, в повышении роли самостоятельности обучающихся; потребностей обучаемых, их интересов, субъективного опыта; направленности на формирование у обучаемых способностей к самообучению, самовоспитанию, саморазвитию, самоактуализации; способностей к взаимодействию с представителями других культур в рамках глобального информационного пространства и др.

Личностно-ориентированный подход предполагает организацию развивающего образовательного пространства на основе личностноориентированных педагогических технологий, что должно найти отражение в подборе и согласовании форм, методов и средств подготовки. Все элементы педагогической системы подготовки должны быть объединены в структурное целое, через взаимное сочетание, взаимное согласование, взаимное дополнение. Регуляторами, задающими «русло» протекания процесса подготовки учителей в условиях современной парадигмы образования, должны стать принципы подготовки.

В связи с необходимостью обобщения подходов к подготовке учителей в современных условиях, опираясь на выделенные правила и принципы личностно-ориентированного и синергетического подходов, с учетом результатов исследований по разработке общедидактических принципов обучения (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин) нами теоретически обоснованы и сформулированы дидактические принципы подготовки учителей на основе личностно-ориентированного и синергетического подходов: эффективного сочетания аттракторов и бифуркаций в процессе подготовки; преемственности подготовки; соответствия формируемых профессионально значимых свойств и характеристик обучаемого выбранному уровню подготовки; открытости подготовки; развивающего потенциала подготовки; когерентности компонентов подготовки; синергии методов, приемов, средств и форм подготовки. Рассмотрим более подробно каждый из принципов.

Принцип эффективного сочетания аттракторов и бифуркаций в процессе подготовки предполагает предоставление учителям различных устойчивых путей профессионального и личностного развития (аттракторов) в процессе подготовки и возможностей выбора наилучшего из них. Механизмом быстрейшего выхода на нужный аттрактор должна стать некоторая

неопределенность, случайность, возникающая в точке ветвления путей развития (бифуркации). В процессе подготовки учителям должна быть предоставлена возможность выбора необходимого им уровня педагогического образования, путей и способов получения этого образования, а также повышения своей квалификации. Данный принцип предполагает наличие для каждого уровня подготовки пространства между «обязательным минимумом содержания основных программ подготовки» и «требованиями к уровню подготовки выпускников», обеспечение личностной ориентации и вариативности подготовки путем разноуровневого представления содержания образования, выделения тех его элементов, которые не обязательны для усвоения, предоставления избыточного числа разнообразных курсов по выбору, соответствующих профессиональным интересам, склонностям и способностям учителей, обеспечение вариативности подготовки за счет разной скорости продвижения по учебным программам, использования индивидуальных учебных планов, программ для одаренных студентов, программ индивидуального профессионального развития для учителей.

Принцип преемственности подготовки учителя предполагает непрерывность образования, обеспечение возможности перехода с одного уровня на другой, баланс фундаментальной и прикладной подготовки, преемственность между программами подготовки учителя начальной, основной и профильной школы, наличие сквозных учебных планов подготовки. Этот принцип подразумевает и организацию профориентационной работы среди школьников. Учащимся, которые хотят стать педагогами, может читаться профориентационный курс по введению в специальность, дающий представление о сущности и специфике деятельности учителя, формирующий устойчивый интерес к профессии, а также могут проводиться занятия, способствующие более быстрой адаптации к учебе в педагогическом вузе. Желательно проведение исследований по определению личностных характеристик абитуриентов для успешного выполнения ими в будущем функций учителя.

Принцип соответствия формируемых профессионально значимых свойств и характеристик обучаемого выбранному уровню подготовки подразумевает, что совершенствование подготовки учителя должно осуществляться

в соответствии с требованиями современности при сохранении лучших традиций российского педагогического образования. Учебные программы должны определять содержание обучения в соответствии с требованиями к личности специалиста и предлагать наиболее целесообразные способы организации его усвоения. Должны быть устранены «обязательные» знания, не имеющие большой значимости для подготовки специалиста данного уровня. Вместе с тем учебные программы должны иметь содержательные компоненты, являющиеся основой как для практической деятельности, так и для получения на следующем уровне образования необходимых знаний, умений, навыков, обобщенных способов деятельности.

Принцип открытости подготовки предполагает наполнение содержания в зависимости от темпа, траектории развития обучаемых, участие обучаемых в формировании содержания своей подготовки, реализацию субъект-субъ-ектных диалогических отношений педагога и обучающегося в процессе подготовки; совершенствование и развитие системы подготовки на основе взаимосвязи с внешней средой. Это обусловлено тем, что «открытость» личности учителя как синергетической системы проявляется в процессе ее обмена с внешней средой информацией, знаниями и опытом, влиянием на нее социума и внешних условий; многоуров-невости и сложности ее структуры.

Участие обучаемых в формировании содержания подготовки возможно при наличии атмосферы сотрудничества, культуры совместного решения проблем, учете индивидуальных потребностей обучающихся, коллективном обсуждении и поиске решений общих для всех проблем, возможности выбора учителями элективных курсов и участии в разработке их тематики.

Этот принцип подразумевает также создание условий в процессе подготовки учителей для взаимообучения и взаимосовершенствова-ния, развития межиндивидных особенностей личности обучающихся, оказание систематической помощи и поддержки преподавателей. При подготовке учителей желательно отдавать предпочтение деловым играм, то есть имитации отдельных элементов урока или целых уроков, внеаудиторным занятиям в виде составления проектов с элементами научного исследования, различным видам семинаров, так как они предполагают активное участие в процессе отбора

содержания обучения. Особое место в семинарских занятиях должна занимать свободная групповая дискуссия, стимулирующая самостоятельность и инициативность обучаемых при обсуждении проблем. Некоторые семинары могут проводиться под руководством обучаемых.

Реализация субъект-субъектных диалогических отношений педагога и обучающегося в процессе подготовки предполагает переход в отношениях между преподавателями и обучаемыми с субъект-объектных на субъект-субъект-ные диалоговые отношения, что способствует максимально полной самореализации своего потенциала каждым из учащихся и отвечает требованиям личностно-ориентированного обучения. Обучение рассматривается в контексте сознательной самостоятельной деятельности индивида, а не как результат внешнего воздействия на него. Главным является осознание субъектом учения своих потребностей и проявление сознательной активной деятельности по их удовлетворению. Согласно синергетическому подходу взаимодействие двух сопряженных, взаимосвязанных систем педагога и обучающегося должно приводить к новообразованиям, повышению творческого потенциала самораз-вивающихся систем, обеспечивать их переход от развития к саморазвитию [2].

Принцип развивающего потенциала подготовки проявляется в направленности подготовки на развитие личности учителя и его готовности к развитию личности учащихся. Согласно положениям синергетики учитель, ученик, ученический или учительский коллектив могут считаться монадами системы образования. От их социальных установок, убеждений, свойств личности зависит развитие этой системы. Поэтому совершенствование системы образования необходимо начинать с личности учителя, готовя эту личность в свою очередь к развитию личности учащихся.

Будущий учитель должен уметь управлять сложной системой обучения. При этом согласно положениям синергетики он сам является сложной самоорганизующейся системой. И эта система только тогда способна справиться с решением проблемы, обладающей определенным известным разнообразием, когда она сама имеет еще большее разнообразие, чем разнообразие решаемой проблемы, или она способна создать в себе это разнообразие. Опираясь на этот принцип, введенный в кибернетику У Р. Эшби, мож-

но заключить, что преподаватели курсов должны не только обладать достаточно широкими и глубокими знаниями в области педагогики, психологии, других смежных наук, но и уметь быстро и эффективно пополнять эти знания, организуя на их основе процесс обучения.

Обеспечить молодому специалисту необходимое «разнообразие» и «способность создать в себе это разнообразие» возможно, на наш взгляд, модернизируя весь комплекс психоло-го-педагогической, профессиональной и методической подготовки. Главной целью современного педагогического образования становится воспитание самоактуализирующейся личности, обладающей большим творческим потенциалом и способной реализовать его в процессе обучения и развития личности учащихся, их познавательных и созидательных способностей, личности, способной к самообучению, самовоспитанию, саморазвитию.

Поэтому принцип развивающего потенциала подготовки предполагает учет психологопедагогических, возрастных и других особенностей обучаемых, профессиональных интересов; применение разнообразных развивающих, проблемно-ориентированных, корпоративных и личностно-ориентированных методов обучения; организации таких форм и методов отработки педагогической техники, как моделирование, ролевые игры и т. д.; использование методов взаимного сотрудничества, системы занятий, где старшекурсник углубляет содержание лекции или семинара для младшекурсников и т. п.

Личностно-ориентированный подход предполагает качественное изменение отношения к отдельной личности, к ее правам на свободу, свободный выбор, личностную самореализацию в профессиональной сфере, жизни и творчестве.

Синергетический подход предполагает перенос акцентов с усвоения знаний на его производство, генерирование. Современного учителя необходимо научить мыслить синергетически, то есть нелинейно, мыслить в альтернативах, предполагая возможность смены темпа развертывания событий. Его необходимо готовить к творчеству, которое должно начинаться с осознания своих целей, ценностных ориентаций, творческих способностей, профессионального мастерства, личностных качеств с позиций прошлого, настоящего, будущего.

Принцип когерентности компонентов подготовки предполагает согласованное или кооперированное взаимодействие всех частей подготовки в составе единого целого. Когерентность в синергетике понимается как согласованное протекание во времени нескольких процессов, отражающее функционирование системы как единого целого, в котором существуют дально-действующие силы. Из-за такого согласованного, кооперативного поведения частей системы возникают новые структуры, модель самофор-мирования макроскопических масштабов событий из внутренней потенциальности [5].

В процессе подготовки у учителей должны быть сформированы все необходимые для работы компетенции. Для этого необходимо привлечение всех циклов учебных дисциплин к формированию этих компетенций с учетом взаимосвязи учебных дисциплин друг с другом, курсами и методики. Построение содержания образования и организация процесса обучения должны осуществляться согласованно, на основе единого связующего стержня, сквозных понятий, единых курсов, междисциплинарных связей, единства педагогических действий, что

будет способствовать оптимизации учебного процесса.

Когерентность компонентов подготовки будет способствовать организации развивающего образовательного пространства (специально организованной педагогической среды) на основе личностно-ориентированных педагогических технологий.

Принцип синергии методов, приемов, средств и форм подготовки предполагает взаимодействие традиционных, современных и перспективных методов, приемов, средств и форм обучения, направленных на обеспечение перехода от традиционной парадигмы образования к личностно-ориентированной парадигме, в центре которой находится личность обучаемого; обеспечение наилучших условий для развития личности учителей, их способностей к самоактуализации, самообучению, саморазвитию, самореализации; подготовке учителей к развитию личности учащихся.

Мы полагаем, что применение рассмотренных выше принципов позволит обеспечить эффективную подготовку учителей к реализации личностно-ориентированного обучения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИй СПИСОК

1. Алексеев Н. А. Педагогические основы проектирования личностно-ориентированного обучения : дис. ... д-ра пед. наук / Н. А. Алексеев. — Тюмень, 1997. — 310 с.

2. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс / В. И. Андреев. — Кн. 1. — Казань : Изд-во КГУ, 1996. — 567 с.

3. Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е. В. Бон-даревская // Педагогика. — 1997. — № 4. — С. 11—17.

4. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М. : ИНТОР, 1996. — 544 с.

5. Интервью с профессором Г Хакеном // Вопр. философии. — 2000. — № 3. — С. 53—58.

6. Никитина Н. Н. Основы профессионально-педагогической деятельности : учеб. пособие для студентов учреждений среднего проф. образования / Н. Н. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухова. — М. : Мастерство, 2002. — 209 с.

7. Новиков А. М. Методология образования / А. М. Новиков. — 2-е изд. — М. : Эггвес, 2006. — 488 с.

8. Обучение и развитие / под ред. Л. В. Занкова. — М. : Педагогика, 1975. — 440 с.

9. Петровский В. А. Личность в психологии : парадигма субъективности / В. А. Петровский. — Ростов н/Д : Феникс, 1996. — 512 с.

10. Пригожин И. От существующего к возникающему / И. Пригожин. — М. : Наука, 1985. — 382 с.

11. Пригожин И. Порядок из хаоса / И. Пригожин, И. Стенгерс ; пер. с англ. — М. : Эдито-риал УРСС, 2000. — 312 с.

12. Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование / В. В. Сериков // Педагогика. — 1994. — № 5. — С. 21—25.

13. Хакен Г. Синергетика / Г. Хакен. — М. : Мир, 1960. — 404 с.

14. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. — М., 1996. — 98 с.

Поступила 10.11.08.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.