«Разработка и исследование интенсивных технологий обучения для совершенствования россий-кого технического образования с целью его международного признания», договор №1.12.1(00.0)218.039 от 3.01.2001 г., УДК 378.121, № Государственной регистрации 0120011114370, инв. № 43260. Таганрог, 2002. 115 с.
2. Иванов Е.А., Орехов Б.И., Ольховой А.Ф. Технология РИТМ в многоуровневой системе высшего образования // Высшее образование в России.1993. № 4. С. 115-119.
3. Иванов Е.А., Иванова В.М. и др. Непрерывное образование и интенсивные технологии обучения: основные признаки, внедрение и функционирование, управляющие алгоритмы, организационные формы и модели. (По результатам педагогического эксперимента по внедрению системы РИТМ в Таганрогском государственном радиотехническом университете). Ч. 1. Общие идеи. Общеуниверситетские организационные формы и модели. Ч. 2. Интенсивные технологии обучения: довузовский и кафедральный уровни, функционирование, управляющие алгоритмы. Таганрог: Изд-во Таганрог. радиотех. ун-та, 2003.
Т.Ф. Иванова
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Синергетика как познавательная модель науки сложилась во второй половине XX столетия. Первоначально она представляла собой особый подход к исследованию физико-химических систем, далеких от равновесия. Ее идеи, сформировавшиеся в недрах естествознания и связанные с именами И.Р. Пригожина, Г. Хакена, Л. Берталанфи, И. Стенгерса, У. Эшби и других ученых, стали основополагающими в постнеклассической науке.
В социальных дисциплинах синергетика как наука о различных открытых системах, постоянно пребывающих в развитии, стала использоваться начиная со второй половины 80-х годов XX века (Р. Бенедикт, Е.Н. Князева, В.В. Налимов, Е.Н. Курдюмов, С.В. Кульневич, В.Г. Виненко, К. Майнцер, Дж. Николис и др.).
Синергетика дает полное развернутое представление о том, как из хаоса возникает упорядоченная сложность, подводит к видению универсального единства мира, позволяет наглядно представить единство в многообразии и многообразие в единстве. Синергетика помогает научному сообществу осознать нелинейность, многофакторность реального мира, поливариантность путей его развития и невозможность описания его в рамках классических теорий и моделей с их линейным представлением о развитии и самоорганизации.
Необходимость использования синергетического подхода в научно-педагогических исследованиях уже не вызывает сомнений. Педагогика значительно раньше других наук подошла к пониманию синергетических идей (В.А. Сластенин, С.В. Кульневич, В.А. Игнатова и др.), хотя методологический аспект проблемы освоения синергетических знаний еще недостаточно осмыслен для широкого использования в педагогической практике [2].
В аспекте синергетического подхода образование рассматривается как открытая система. Основной проблемой современной педагогики становится проблема открытости педагогического знания и преобразования его в гуманистическое саморуководство образовательной деятельностью. Для сложноорганизованных систем открытого типа, какой является подготовка студентов педагогического вуза к деятельности учителя, характерна постоянная изменчивость - стохастичность. Открытость системы - необходимое условие для ее самоорганизации (саморуководства). Не всякая открытая система самоорганизуется по определенной структуре. Для этого нужны определенные условия, в частности локальная неоднородность среды, противостоящая диссипативным (рассеивающим, выравнивающим) процессам, которые в свою очередь являются условиями для самоорганизации системы. Умелое использование самоорганизации системы как природного явления, самоуправления в условиях локальной неоднородности среды может дать значительные положительные результаты в учебно-воспитательной работе (Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и др.).
В научных и философских публикациях по синергетике высказываются мнения о том, что сложной открытой системе принципиально возможно помочь определиться в своем новом качестве, если действовать сообразно ее внутренним тенденциям развития, существующей заданности, направляющей развитие. В связи с этим релевантны такие понятия, как «внешнее инициирование движения в нужном направлении», «подталкивание системы», «способы самоорганизации», «механизмы включения самоорганизации» и др. [4].
Другое мнение заключается в том, что образовательные структуры невозможно реформировать на основе самоорганизации по причине их закрытости. Образовательные системы не имеют свободы выбора, которая является одним из главных условий их самоорганизации. Причину бесполезности ожидания результатов самоорганизации педагогических систем видят в их предельной детерминированности, косности и закоренелости. В качестве научного обоснования этого мнения приводятся слова К. Майкуера о том, что «самоорганизующийся рынок не обеспечивает автоматически благосостояние подобно тому, как молекулярная самоорганизация порождает красивый кристалл». Для того чтобы рынок служил людям и способствовал созданию благосостояния, необходимы определенные социальные условия («управляющие параметры»). Т.С. Назарова и B.C. Шаповаленко полагают, что если такая аналогия правомерна, то самоорганизация образовательной системы вряд ли решит проблему ее оптимизации [3].
Понятия «закрытая» и «открытая» система образования еще недостаточно устоялись, так как в свою очередь обусловлены новыми социальными представлениями, в частности, об обществе открытого типа, в модели которого заложен гуманистический идеал условий, необходимых для выживания и успешного существования человечества. Относительная новизна рассматриваемых понятий является причиной их неразработанности в научно-педагогической литературе.
Открытое образование не отменяет классический вариант, по его характеристике дополняется такими параметрами, как незавершенность и открытость (информация о знаниях сообщается в неполном виде, оставляя возможность для ее дополнения обыденными знаниями и опытом учащихся); определение целей образования не ограничивается государственным заказом, а расширяется социально формируемыми потребностями; свойства личности не «задаются» учителем в соответствии с нормативами, а развиваются, поскольку они изначально заложены в сознании ученика как природосообразные; интеллектуально-нравственные задатки совершенствуются; цели образования ориентированы не только на получение знаний по предмету (предметоцентриро-вание), но и на максимальное развитие личности ученика; учитель знает гораздо больше, чем ученики, но он не претендует на «полное и абсолютное» знание, вместе с учащимися и немного впереди он постоянно приближается к знанию, убеждаясь вместе с ними в его вечной неполноте и неабсолютности, используя при этом личностный диалог, а не назидательный монолог, и т.д.
Другие ученые считают, что соответствующая синергетической парадигме «открытая модель» образования предполагает:
открытость образования будущему;
интеграцию всех способов освоения человеком мира;
развитие и включение в процессы образования синергетических представлений об открытости мира, целостности и взаимосвязанности человека, природы и общества;
- обращение к мировоззренческим и смысловым моделям (а не догматизация или полное отсутствие);
свободное пользование различными информационными системами, которые сегодня играют не меньшую роль в образовании, чем непосредственный учебный процесс; личностную направленность процесса обучения; развитие культуры коммуникации;
- психологическую установку обучающегося на сверхзадачу, в связи с чем образование находится в процессе постоянного поиска и изменения, все время формируя новые ориентиры и цели;
- изменение роли преподавателя: переход к совместным действиям в новых, небывалых ситуациях в открытом, изменяющемся, необратимом мире.
С позиции синергетики, все системы содержат подсистемы, которые постоянно флуктуируют. Отдельная флуктуация или комбинации флуктуации иногда могут быть настолько сильными, что существовавшая прежде организация перестраивается. Этот переломный момент в развитии системы называется «точкой бифуркации», и сложно предугадать, как будет происходить дальнейшее развитие системы. Состояние системы может стать еще более хаотическим, и тогда система прекращает свое существование, либо она переходит на новый, более высокий уровень упорядоченности (организации), который называют «диссипативной структурой». С учетом вышеизложенного констатируем, что подготовка студентов педагогического вуза к решению задач личностно ориентированного обучения учащихся представляет собой сложноорганизованную систему, которой характерна стохастичность (постоянная изменчивость) и такие явления, как флуктуация и бифуркация - случайные отклонения и раздвоения (точек возникновения новых структур).
С позиций синергетического подхода, образовательные системы характеризуются открытостью, нестабильностью и нелинейностью структур, которые таят в себе огромное количество новых смыслов в тех образовательных феноменах, которые представлялись досконально изученными. Так, нелинейность предполагает возможность на определенных стадиях сверхбыстрого развития процессов (режимы с обострением). Режимы с обострением распространены гораздо шире, чем это предполагалось, и наблюдаются в биологических, экономических, социологических и других системах.
В качестве разнообразных и многочисленных примеров режима работы с обострением можно назвать феномены бурного экономического роста, катастрофическое развитие экологических и эволюционных кризисов, психические реакции в критических (экстремальных) ситуациях и напряженных творческих процессах и т.д.
Механизмы режимов с обострением, объясненные с позиций синергетического подхода, помогают ученым-педагогам в понимании многочисленных напряженных ситуаций, характерных для учебно-воспитательного процесса. Они, например, раскрывают секреты радикальных механизмов адаптации студентов педагогического вуза к профессиональной подготовке, становлению педагогической культуры, напряженной творческой деятельности, интенсификации познавательного труда и т.д.
Синергетический принцип дополнительности демонстрирует то, что никакое знание не может быть самодостаточным и всякое знание требует дополнения. Или, по-другому: противоположное высказывание тоже может быть правомерным. Отсюда следует вывод о том, что все открытия относительны, и о том, что многие противоречия невозможно разрешить в духе детерминистской однозначности.
Детерминизм, как и рационализм, редукционализм, - являются классическими принципами бинарной методологии, которые впервые обосновал Аристотель. Бинарность (двоичность) задает антагонистическую полярность, снимающую личностно-развивающие значения открытых знаний: нелинейность, субъективность, неопределенность, неустойчивость, дополнительность и т.д., а именно эти позиции синергетического подхода характеризуют все системы в аспекте представлений об их развитии.
С точки зрения бинарной методологии подготовку студентов к решению задач личностно-ориентированного обучения учащихся невозможно рассматривать как развивающуюся систему. Здесь, на наш взгляд, должна быть применена тринитарная методология (trinity - тройственный), которая является «мягкой» оппозицией бинарной методологии, впервые разработанная С.В. Куль-невичем. Она учитывает не только объективные законы, но и субъективные факторы, зачастую выходящие за рамки установленных наукой законов. Мягкая, гибкая тринитарная методология, рождение которой предвосхитил Сократ, полагавший, что весь путь познания преисполнен сомнениями, характеризуется постнеклассическими принципами открытости, дополнительности, субъ-ектности, которые противопоставляются классическим принципам детерминизма, рационализма, редукционизма [1].
Подготовку студентов педагогического вуза к решению задач личностно-ориентированного обучения учащихся можно представить как сложную и открытую систему, пребывающую в постоянном саморазвитии. Эпицентром системы является студент, овладевающий ценностями современной педагогической культуры и культуры прошлого и на этой основе приобретающий соответст-
вующую педагогическую культуру. Открытость системы обусловливается действием, например, принципов дополнительности и субъектности. Принцип дополнительности характеризуется тем, что могут изменяться цели, содержание и способы организации самой системы. Реализацию принципа субъектности мы видим в способности личности каждого студента к самоорганизации, самообразованию, саморазвитию и самореализации своей профессиональной деятельности. Каждый студент развивается и овладевает педагогической культурой в соответствии с природными и индивидуальными особенностями. Развитие личности студентов происходит гармонично, но не обязательно равномерно, стремиться к уравнению в развитии всех студентов даже опасно.
Идея субъектности как принципа синергетического мировоззрения представлена в отечественных и зарубежных психологических концепциях, сформировавшихся в XX столетии в рамках персонологического направления: индивидуальной психологии (А. Адлер), аналитической психологии (К. Юнг), эго-психологии (Э. Эриксон, Э. Фромм, К. Хони), гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс), общепсихологической теории личности (Д.Н. Узнадзе), концепции психологической активности субъекта (В.Г. Ананьев, М.Я. Басов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), психологии отношений (В.Н. Мясищев) и др. Проблемы развития личности субъекта занимают сегодня одно из центральных мест в теоретико-прикладных исследованиях наук о человеке. Попытки их решения становятся приоритетным направлением в изучении психолого-педагогических механизмов личностно-профессионального развития.
Современная модель формирования личности специалиста как субъекта может быть построена на основе принципов синергетического мировоззрения, поскольку они создают методологию изучения личности в любых сферах жизнедеятельности. Такой подход позволяет не только переориентировать образовательную стратегию на обретение учащимся суммы ценностей, но и дает возможность увидеть и реально учесть как неоднолинейность, незапрограммированность развития личности, так и неоднозначность самих педагогических воздействий.
Подробное изучение синергетической парадигмы позволяет сделать вывод о ее внутренней, сущностной связи с полисубъектной идеологией образовательного процесса. Синергетика позволяет методологически усилить модель формирования личности студента как субъекта учебно-воспитательного процесса и собственной жизнедеятельности, более оптимально подготовить его к решению задач личностно ориентированного обучения учащихся в школе. Синергетический подход является одним из важнейших факторов педагогического обеспечения личностно ориентированного обучения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие. Ростов н/Д.: Творч. центр «Учитель», 1999.
2. Игнатова В.А. Педагогические аспекты синергетики // Педагогика. 2001. № 1.
3. Кульневич С.В. Теоретические основы содержания самоорганизуемой деятельности: дис ... д-ра пед. наук. Ростов н/Д., 1997.
4. Назарова Т.С., Шаповаленко B.C. Синергетический синдром» в педагогике // Педагогика.. 2001. № 9.
Г.В. Кашкарев
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ЗАЩИТЕ ПРАВ УЧАЩИХСЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Демократическое общество, как и демократическое государство, неразрывно связаны с понятием «права человека». В повседневной жизни нам часто приходится слышать слова: «я имею право», «это мое право», «права человека». Право человека английский философ Томас Гоббс определял как свободу что-то делать или не делать.
Путь человечества к современному пониманию прав человека был продолжительным. Сначала права человека существовали в виде моральных норм. Они важны для человека, но не принадлежат к правовым нормам и законам.