Научная статья на тему 'Синергетический подход в педагогическом проектировании электронных медиаобразовательных ресурсов и сред'

Синергетический подход в педагогическом проектировании электронных медиаобразовательных ресурсов и сред Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Синергетический подход в педагогическом проектировании электронных медиаобразовательных ресурсов и сред»

ОБРАЗОВАНИЕ

© 2006 г. В.В. Гура

СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ ЭЛЕКТРОННЫХ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И СРЕД

Системный подход является методологической основой педагогического проектирования образовательных систем. Новый толчок его развитию дали труды немецкого ученого Г. Хакена, он рассмотрел процессы самоорганизации (переход от хаоса к порядку) и назвал свою теорию синергетикой (теория совместного действия), разрушившей многие наши привычные представления. Вплоть до настоящего времени нас пугает хаос. Ещё в мифологии он уподоблялся зияющей бездне, представлялся деструктивным началом мира. Случайность тщательно изгонялась из научных теорий, считалась второстепенным, побочным, не имеющим принципиального значения фактором. Существовало убеждение, что случайности никак не сказываются, забываются, стираются, не оставляют следа в общем течении событий природы, науки, культуры.

Картина мира, рисуемая рационально-классическим декартовским разумом, это мир с жесткими причинно-следственными связями (принцип детерминизма), по которым ход развития может быть просчитан неограниченно в прошлое и в будущее.

Классический, традиционный подход к управлению сложными системами основывался на представлении, согласно которому результат внешнего управляющего воздействия есть однозначное и линейно предсказуемое следствие приложенных усилий, что соответствует схеме:

Управляющее воздействие ^ желаемый результат

На этой идее развивалась вся традиционная «формирующая» педагогика. Синергетика поражает необычными идеями и представлениями, она учит нас видеть мир по-другому. Ее можно рассматривать как часть общего системного анализа, поскольку и в ней самой, и в системном анализе интерес представляют общие принципы, лежащие в основе функционирования системы [1, с. 17].

Древние греки называли хаосом неупорядоченное, бесформенное первосостояние мира в момент отделения неба от земли, из которого произошло всё сущее. Какая-либо форма, структура (у греков - космос) может возникнуть из хаоса благодаря внешнему воздействию или под действием сил самоорганизации. Религиозное объяснение происхождения мира склоняется к первому постулату, современная наука пытается объяснить феномен вселенной и жизни, исходя из второго.

«Самоорганизацией называется возникновение упорядоченных структур и форм движения из первоначально неупорядоченных, нерегулируемых форм движения без специальных, упорядочивающих внешних воздействий» [2, с. 61].

Синергетика рассматривает неупорядоченность, хаос в качестве созидающего начала, конструктивного механизма эволюции. Через хаос, учит синергетика,

осуществляется связь разных уровней организации. В соответствующие моменты - моменты неустойчивости - малые возмущения, флуктуации могут разрастаться в макроструктуры [3]. Из этого общего представления следует, в частности, что усилия, действия отдельного человека не бесплодны, они отнюдь не всегда полностью растворены, нивелированы в общем движении социума. В особых состояниях неустойчивости социальной среды действия отдельного человека могут влиять на макросоциальные процессы. Отсюда вытекает необходимость осознания каждым из нас огромного груза ответственности за судьбу всей социальной системы, всего общества.

Синергетика исходит из представления, что среда есть некое единое начало, выступающее как носитель различных форм будущей организации, как поле неоднозначных путей развития (кстати, педагогическая синергетика рассматривает образовательную среду как условие и средство неоднозначных путей развития личности) [4].

Структура - это локализованный в участках среды процесс, имеющий определенную геометрическую форму, способный перестраиваться и перемещаться в среде. Структура (организация) есть блуждающее пятно процесса [3].

Внутренний механизм формирования структур и эволюции (перестройки, достраивания, объединения и распада) сложных структур составляет фундаментальная борьба, или игра двух противоположных начал (как тут не вспомнить гегелевскую диалектику «единства и борьбы противоположностей»). Одно из них - рассеивающий, разбрасывающий фактор самой различной природы (диффузия, дисперсия, гидродинамика и т.д.). А другое начало - работа источника, создающая неоднородности в сплошной среде [3]. Синергетика позволяет снять психологические барьеры, страх перед сложными системами, которые могут быть описаны относительно простым образом. Она дает основания предполагать, что сверхсложная, бесконечномерная, хаотизированная на уровне элементов социопри-родная среда может описываться, как и всякая открытая нелинейная среда, небольшим числом фундаментальных идей образов, а затем (мечта математиков и «технарей»), возможно, и математических уравнений, определяющих общие тенденции развертывания процессов в ней.

Важнейшим понятием синергетики является понятие о структурах-аттракторах эволюции. Если система (среда) попадает в поле притяжения определенного аттрактора, то она неизбежно эволюционирует к этому относительно устойчивому состоянию (структуре). Структуры-аттракторы, направленности или цели относительно просты по сравнению со сложным (запутанным, хаотическим, неустоявшимся) ходом промежуточных процессов в этой среде. Выход на отно-

сительно простые, симметричные структуры-аттракторы означает свертывание сложного. На этом основании появляется возможность прогнозирования с учетом:

- «целей» процессов (структуры-аттракторы);

- общих тенденций развертывания процессов в целостных системах (средах);

- преследуемого человеком идеала [5].

Класс систем, способных к самоорганизации, - это открытые и нелинейные системы. Открытость означает наличие источников и стоков, обмена веществом и энергией с окружающей средой. В случае самоорганизующихся систем источники и стоки имеются в каждой их точке, процессы обмена происходят не только через границы системы, но и в каждой ее точке. (Понимание этого требует развитого абстрактного мышления). Применительно к социальным системам это означает, что каждый человек является точкой обмена с окружающей средой (культурной, информационной, природной и т.д.) для своей системы - семьи, круга друзей, рабочего коллектива, общества в целом.

Нелинейность - фундаментальное понятие новой парадигмы. Нематематики обычно имеют смутное представление об этом, поэтому нужно раскрыть его наиболее общий, мировоззренческий смысл. Нелинейность с математической точки зрения означает определенный вид уравнений, содержащих искомые величины в степенях больше 1 или коэффициенты, зависящие от свойств среды. Нелинейные уравнения могут иметь несколько (более одного) качественно различных решений. Отсюда вытекает физический смысл нелинейности. Множеству решений соответствует множество путей эволюции нелинейной системы, описываемой этими уравнениями.

В мировозренческом плане нелинейность может быть выражена в виде идеи [6]:

- многовариантности путей эволюции;

- выбора из данных альтернатив;

- темпа эволюции (скорости развития процессов в среде);

- необратимости эволюции.

Важнейшим методологическим потенциалом синергетики для теории педагогического проектирования электронных образовательных ресурсов является то, что она устанавливает «мостик между мертвой и живой природой, между процессом рождения нового в природе и креативностью человека. В мертвом ведется поиск живого, вернее аналогов живого, элементов самонастраивания, чего-то подобного интуиции. А в живом - поиск мертвого, того, что общо ему с мертвым, что уже преддано, преформировано в мертвом, в законах эволюции Вселенной» [6]. Мертвыми являются технические и природные системы, которые гораздо более изучены наукой, чем живые. Однако человеком созданы и искусственные системы, которые обладают характеристиками живого, например кибернетические и программные. Человек в современном мире все больше сталкивается с виртуальной реальностью, которую можно рассматривать как образ очень сложной неживой системы, ведущей себя «как живая». Педагогике неизбежно придется заниматься вопросом, как сложные искусственные системы (виртуальная реальность) влияют на социализацию человека. Опыт современного системного анали-

за в образе синергетики может быть надежной опорой таких исследований.

Первым обратил внимание на возможные различия картин мира участников социальных систем американский ученый У. Черчмен. Он сформулировал четыре базовых тезиса нового подхода к их изучению:

1) системный подход начинается, когда вы первый раз смотрите на мир глазами другого;

2) системный подход показывает, что картина мира каждого индивида ужасно ограничена;

3) в системном подходе нет экспертов;

4) системный подход - неплохая идея.

Идея методологии изучения «мягких» систем принадлежит английскому ученому П. Чекленду. Он привлек внимание к двум альтернативным парадигмам, которые объясняют природу и значение системного мышления. В одном случае действительность рассматривается как системная (системы сотворены природой или человеком) и изучается систематически, в другом - как проблематичная, возможно системная, но слабоструктурированная, допускающая много интерпретаций, хотя изучается также систематически. Таким образом, в методологии «мягких» систем (ММС) любая из них рассматривается не как часть реального мира, а как системно-организованный процесс его изучения. При этом системные идеи считаются потенциально полезными ввиду того, что наше интуитивное знание мира позволяет полагать, что его элементы в значительной степени взаимосвязаны, его стабильность, непрерывные изменения могут быть изучены системно [6, с. 33]. Одним из принципов современного педагогического проектирования медиа-образовательной среды является синергетический принцип разнообразия электронных образовательных ресурсов (ЭОРов) и их компонентов, которые моделируют культуру в познаваемой области и дают возможность пользователю (вследствие нелинейности гипертекстовой архитектуры ЭОРов) самому находить личностные знания-аттракторы, структурирующие его личностную систему знаний, во время «путешествия» в инфокосмосе ЭОРов и их компонент.

Об этом говорит и А. А. Колесников - один из родоначальников применения принципов синергетики в управлении и образовании: «Принципиальное отличие синергетического подхода от классических методов науки, на которых основано существующее естественно-научное знание, состоит в выявлении фундаментальной роли свойства самоорганизации в нелинейных динамических системах. Самоорганизация в системе может возникнуть из-за изменения некоторых ее параметров, называемых управляющими, в результате изменения числа компонент системы, а также из-за перехода системы в новое состояние» [7]. Представление медиаобразовательной среды как системы взаимосвязанных и активизируемых учащимся ЭОРов и их компонент вполне соответствует понятию самоорганизующихся процессов.

«В основе самоорганизующихся процессов лежит синергетический принцип подчинения, согласно которому исходная сложная система может быть представлена в виде некоторой сложной иерархической системы, состоящей из совокупности динамических подсистем. Эти подсистемы подчинены друг другу и на-

ходятся между собой в определенной динамической взаимосвязи» [7]. Мы совершенно согласны с мнением А. А. Колесникова, в том, что «современный взгляд на проблему образования состоит в глубоком понимании целостности фундаментального естественно-научного, технического и гуманитарного образования. Именно синергетическое видение мира отражает единство и целостность образования, так как оно направлено на выявление сущности процессов самоорганизации систем произвольной природы» [7]. Согласно педагогической синергетики, развиваемой С.В. Кульневичем [4], основными компонентами самоорганизующейся деятельности становятся её цель, содержание, имеющее личностно-ценностный смысл и технологические основы, преобразующие содержание в саморуководство посредством синергетических ориентиров, общих и частных принципов и ориентирующих условий.

Первым признаком для гуманистического образования становится принцип субъектности познающего сознания. И учащийся, и педагог определяются активными субъектами образования. Для этого обучение и воспитание должны стать исследовательским полем, на котором опыт постижения знаний и поведения «выращивается» не по схеме привития и пересадки из одной головы в другую, а по схеме культурного порождения смыслов этого знания. В научно организованной образовательной системе сознание ученика соединено с сознанием культуры. В информационно-образовательной среде оно происходит в процессе взаимодействия учащегося с содержанием ЭОРов и их компонентов, которое спроектировано педагогом-проектировщиком. Это педагогически определенное сознание культуры по своей исторической зрелости, содержательной целостности и глубине, методологической ясности, общекультурной ценности намного превосходит сознание учащегося. В образовательной системе возникает разность духовных потенциалов, благодаря которой собственно и происходит развитие одного сознания до уровня другого [3, с. 282]. Важнейшим фактором, благодаря которому в дидактической составляющей электронной образовательной системы локализуется сознание культуры, является сознание педагога-проектировщика, воплощенное в содержании ЭОРа и его компонентов. Поэтому пространство ЭОРа, которое включает в себя содержание и интерфейс, есть пространство встречи двух личностей, двух сознаний - педагога-проектировщика и учащегося. Задачей первого является проникновение и охватывание содержания культуры (учебного материала), с одной стороны, и сознания ученика - с другой. Он строит свою деятельность по логике культуры и педагогики, моделирует культурный процесс сообразно характеру сознания ученика [3, с. 283]. Расширение этой деятельности дает возможность создателю ЭОРа смоделировать деятельность учащегося на разных уровнях познавательной активности, создавая многоуровневые ЭОРы, каждый уровень которых рассчитан на изучение предмета «слабым», «хорошим» и «отличным» учащимся в соответствии с традиционным уровнем оценивания уровня знаний. Вместе с тем шкала оценивания знаний может быть расширена, если педагогом разработана более «тонкая»

классификации знаний (примером является рейтинговая система). Многоуровневые ЭОРы и построенная на их основе многоуровневая электронная образовательная система (среда) должны моделировать не только уровни познавательной деятельности, но и возможность перехода с уровня на уровень (педагогически желательно повышение познавательного уровня в процессе взаимодействия с ЭОРом). Для этого необходимо смоделировать педагогические условия таких переходов и обеспечить личностную психологическую поддержку системой принятия решения учащимся о таком переходе. Это является самостоятельной проблемой, стоящей перед дидактикой и педагогической психологией электронного обучения.

Второй принцип - принцип дополнительности [4, с. 54] - заключается в том, что противоположности как основа развития уходят не посредством снятия (по Г. Гегелю), а за счет взаимного дополнения, компромисса, сочетающих черты прежних противоположностей. То есть при изложении учебного материала желательно использовать как разные точки зрения на научную проблему, так и разные модальности (текст, видео, изображение, звук) при их представлении по выбору учащегося.

Третий принцип - открытости [4, с. 54] учебной и воспитательной информации - в полной мере реализуется в открытых информационно-образовательных средах, имеющих свободные точки входа и выхода из среды, а также в принципиальной возможности «блуждания» по самой среде, и как целенаправленном блуждании, выборе индивидуальной траектории образования. Создание электронных образовательных ресурсов, основанных на синергетических принципах позволит реализовать оптимальный способ обучения [4, с. 55], суть которого состоит в том, что путь познания в синергетике должен быть таким же открытым, как и её предмет. Если её предметом являются открытые сложно-организованные, слабоструктурированные, нелинейно развивающиеся системы с гибкой самоорганизацией, то и методы их познания должны быть открытыми, сложноорганизованными. Условием личной ориентированности такого обучения является создание на ключевых моментах учебного взаимодействия с ЭО-Ром условий для личностного переживания учащимся образовательной ситуации и своего места в ней.

Литература

1. Хакен Г. Синергетика. М.,1985.

2. Новое в синергетике. Загадки мира неравновесных структур. М., 1996.

3. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. Ростов н/Д, 2000.

4. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий. Ростов н/Д, 2001.

5. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. 1992. № 12. С. 3-20.

6. Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов: Учеб. пособие. М., 1998.

7. Современная прикладная теория управления. Ч. 3. Новые классы регуляторов технических систем / Под. ред. А.А. Колесникова. Москва; Таганрог, 2000.

Таганрогский государственный педагогический институт 26 декабря 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.