УДК 316.4
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ТРАНСФОРМАЦИИ СЕМЬИ
© 2016
Бухалова Наталья Александровна, кандидат социологических наук, доцент, зав. кафедрой «Гуманитарные науки» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)
Аннотация. Представлен анализ традиционных и современных социологических концепций семьи. Автор отстаивает позицию, что в современных условиях трансформации института семьи существует объективная необходимость поиска новой методологической базы исследования брака и семьи. В статье обосновывается возможность и эффективность исследования динамики семейно-брачных отношений с позиций синергетического подхода. Синергетика как междисциплинарная парадигма, объединившая нелинейную динамику, теорию диссипативных структур и теорию хаоса, предполагает всестороннее исследование как внутренних закономерностей и случайностей семьи, как социальной системы, так и ее внешних связей. Семья представлена в статье как сложная, открытая, неравновесная система, элементы которой находятся в динамических связях и отношениях. По мнению автора, чтобы развиваться, семья как система должна быть открытой и нелинейной. Она должна иметь множество элементов и подсистем: взаимодействие между ними, с позиций синергетики, всегда подвержены малым флуктуациям, незначительным случайным изменениям. Семейная система должна находиться в состоянии нестабильности, в состоянии, далеком от равновесия, иначе не происходит развития. Синергетическая методология, по мнению автора, нивелирует противостояние двух парадигм - кризисной и эволюционной, а также позволяет синтезировать макро- и микроанализ семьи.
Ключевые слова: институт семьи, методологические подходы к исследованию семьи, социальная синергетика, семья как открытая система, трансформация семьи, кризис, порядок, самоорганизация, нелинейные процессы, дис-сипативная система, макро- и микроанализ семьи.
SYNERGETIC APPROACH TO THE STUDY OF TRANSFORMATIONS OF FAMILY
© 2016
Buhalova NataliyaAleksandrovna, the candidate of sociological sciences, the manager of the chair «Humanities» Nizhniy Novgorod state engineering-economic university, Knyaginino (Russia)
Abstract. It is presented an analysis of traditional and modern sociological concepts of the family. The author defends the position that in modern conditions of transformation of the family, there is an obvious need for new methodological basis of the study of marriage and the family. The article substantiates the possibility and efficiency study of the dynamics of the family relations from the positions of synergetic approach. Synergetics as an interdisciplinary paradigm, combining nonlinear dynamics, the theory of dissipative structures, and chaos theory, involves a comprehensive study of both the internal regularities and contingencies of the family as a social system and its external relations. The family is represented as a complex, open, non-equilibrium system whose elements are in a dynamic relationship. According to the author, to develop the family as a system should be open and nonlinear. She needs to have numerous elements and subsystems: the interaction between them, from the standpoint of synergetic, always subject to small fluctuations, minor random changes. The family system must be in a state of flux, in a state far from equilibrium, otherwise it is not development. The synergetic methodology, according to the author, eliminates the confrontation of two paradigms - crisis and evolution, and allows synthesizing the macro - and microanalysis of the family.
Keywords: family Institute, methodological approaches to the study of family, social synergetics, the family as an open system, the transformation of family, crisis, order, self-organization, nonlinear processes, dissipative system, macro - and microanalysis of the family.
Семья традиционно является объектом изучения целого спектра наук. В целом исследованность проблем семьи и брака имеет как в мировой классической мысли, так и в современной науке весьма высокий уровень. Сущность семьи, особенности функционирования и перспективы ее развития относятся к числу проблем, волновавших человечество с глубокой древности. Анализ социально-философского наследия исследования семьи показал, что в классической социальной философии семейные отношения анализировались в общем контексте общественного развития. Семья интересовала ученых не столько как социальный институт, сколько характер ее отношений с обществом и государством. Спектр точек зрения многообразен и порой даже противоречив, но именно наличие различных концепций позволяет осветить аспекты деятельности семьи как целостного социального института и сферы личной жизни людей, а также выяснить роль различных факторов в ее функционировании и развитии. Первые попытки научного осмысления семьи можно найти в трудах Платона [1], Аристотеля [2]. Позднее в период расцвета идей гуманизма такие ученые как Ф. Бэкон [3], Т.Гоббс [4], Ж.-Ж. Руссо [5] анализировали проблемы семьи и брака. Семья в рамках теории естественного права изучалась И. Кантом [6] и И.Фихте [7]. Сквозь призму диалектического подхода семью рассматривал Г. Гегель [8]. Основные исторические этапы формирования социально-философской традиции исследования семьи представлены в таблице.
Таблица 1 - Исторические этапы формирования социально-философской традиции исследования семьи
Методологический подход к исследованию семьи Представители Основные положения
Теологический этап (с античности до середины XIX века)
Морально-этический подход Патриархальный подход Платон, Аристотель Семья, в которой властвует мужчина, рассматривается как исходная микромодель общества. Социальные отношения выводятся из семейных. Понятия «семья» и «брак» отождествляются, а внебрачные отношения противопоставлены семье. Основной формой организации семейной жизнь является моногамная семьи, она считается образцом общества, которое трактуется как разросшаяся вширь семья.
Либеральный подход Т. Компа-нелло, Т. Мор Отстаиваются либеральные ценности, рационализм, демократический подход к человеческой личности, разрушение патриархальных основ семьи, идеи равенства между полами.
Гуманистический подход Ф. Бэкон, Т.Гоббс, Ж.-Ж. Руссо Нравственность считается основой семьи. В укреплении супружеских союзов и воспитании детей принципиальное значение имеет любовь. Заключение брака должно быть намеренным актом, как со стороны мужчины, так и со стороны женщины. Добровольность брака рассматривается в рамках категории свободы, при этом обладание личностью продиктовано самой природой человека.
В рассмотренных теориях семья характеризуется как историческая категория, первооснова социального устройства и форма бытия человека.
Семья стала объектом эмпирических социологических исследований в начале XX века. Однако, начиная со второй половины XIX века, теоретические проблемы семьи, так или иначе, находились в поле зрения ряда антропологов и социологов с мировым именем: Л. Морган [9], Ф. Энгельс [10], М. Ковалевский [11], Ф. Ле Пле, Б. Малиновский и П. Сорокин [12].
Сегодня как зарубежные, так и отечественные социологи выделяют несколько теоретических подходов в изучении семьи как социального феномена. Так, например, Р.Хилл и Д. Хансен выделяют следующие направления [13]:
Интеракционистский подход, в рамках которого исследуется взаимодействий членов семьи, занимающих определенные позиции в ней, связанные с определенными ролями; базовыми понятиями для этого подхода выступают «статус», «межстатусные отношения», «конфликт», «принятие решений».
Структурно-функциональный подход, для которого характерен анализ института семьи как социальной системы, являющейся частью более крупного образования - общества, а взаимосвязь между семьей и обществом определяется через понятие функции; основными для этого подхода являются понятия «структура», «функция», «определение ситуации», «референтная группа». Анализом функций семьи в социологии занимались М.М. Ковалевский, У. Гуд [14].
Ситуационный подход, фиксирующий внимание не на взаимодействии между членами семьи, а на ценностях и нормах в сфере брачно-семейных отношений, рассматривающий их как социальную ситуацию, определяющую функционирование различных типов семей; в качестве центральных можно обозначить понятия «социальной ситуации» и «роли».
Институциональный подход предполагает рассмотрение семьи как одного из основных социальных институтов, однако в отличие от структурно-функционального подхода основными понятиями здесь выступают «индивид» и «культурные ценности», которые он разделяет. Наиболее известный труд, посвященный развитию института семьи, принадлежит Ф. Энгельсу.
Эволюционный подход направлен на изучение «стадий и циклов в семейной жизни», «эволюции потребностей и целей», «моделей семьи». Одним из создателей данного подхода является Л. Морган [15].
Для отечественной социологии семьи более привычным является выделение двух подходов:
- микросоциологического, изучающего семью как малую социальную группу;
- макросоциологического, с позиций которого объектом анализа является семья как социальный институт.
Также в российской социологии семьи можно выделить две научные парадигмы, объясняющие процессы трансформации социального института семьи:
- «либерально-прогрессистская» или адаптационная, утверждающая возникновение на обломках старой, традиционалистской семьи новых альтернативных семейных структур;
- «консервативно-кризисная», предупреждающая о возможности исчезновения семейного образа жизни и необходимости в связи с этим укрепления семейных основ бытия [16, 17].
Мы полагаем, что между данными процессами - кризисом и эволюцией семьи, которые в российской социологии представлены как противоположные, существует тесная зависимость, которая и обуславливает современное состояние семейно-демографической сферы семьи в российском обществе. В современных условиях трансформации института семьи существует объективная необходимость поиска новой методологической базы исследования брака и семьи. На наш взгляд соци-АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3(16) 337
Теория естест-вен-ного права И. Кант, И. Фихте Семья создается на основании свободного договора - сознательно строится мужчиной и женщиной, а не определяется волей других людей. Нравственное содержание семьи сложно и многогранно, оно может составлять содержание внутренней жизни человека (женщины). Не только страсть, но и долг, воля, разум соединяют супругов, они должны прилагать все усилия, чтобы сохранить семью. В семье природное и общественное начало человека соединены гармонично, в этом значение семьи для общества в целом.
Диалектический подход Г. Гегель Все формы семьи, сменявшие друг друга в ходе истории, представляют собой этапы развития форм семьи от низшей к высшей. Каждая форма создана специально для тех условиях, в которых она сформировалась. Семья диалектична. Только моногамная семья соответствует нравственным ценностям.
Метафизико-философский этап (со второй половины XIX века до начала ХХ века)
Исторический подход И. Я. Бахофен, Дж. Ф. Мак-Леннан Положено начало систематическому изучению семьи и брака, а также проблемы матриархата. Первые теоретические разработки, основанные на анализе эмпирического материала. Семья определяется как историческая категория и является продуктом общественно развития. В своем развитии семья прошла три ступени: от промискуитета через матриархат к патриархальным отношениям.
Эволюционный подход Л. Морган Начинает формироваться понятийный аппарат социологи семьи. Анализируются различные системы родства. Устанавливаются основные этапы прогрессивного развития человечества. Материнский род трактуется как основная форма организации первобытного общества. Формулируется теория единого пути развития человеческого общества и универсальности материнского рода. Опровергается патриархальная теория
Институ-циональ-ный подход Ф. Энгельс Семья анализируется как один из социальных институтов. Патриархальная форма семьи рассматривается в качестве самой древней и отождествляется с современной буржуазной семьей. Приоритетность семейных ценностей по отношению к индивидуальным предопределена сущностью семьи и остается неизменной.
Позитивистский, научный этап (ХХ век)
Позитивистский подход О. Конт Предметом научного анализа становятся социологические аспекты семейно-брачных отношений. Доказывается универсальность семьи как общечеловеческого явления. Семья есть основной социальный элемент, по образцу которого и строится все общество. Это основной социальный институт обеспечивающий социальное бытие человека
Структурно-функциональный поход Т. Парсонс Семья трактуется как одна из подсистем общества, выполняющая специфические функции. Семейные функции универсальны, но культурно опосредованы. Семейные статусы и роли первичны для индивида. Уровень конфликтности в обществе обосновывается эффективностью выполнения институтом семьи социальных функций. Снижение авторитета семьи ведет к деморализации общества.
Интер-акци- онист-ский подход У. Гуд Объектом социологического анализа являются социальные взаимодействия членов семьи, занимающих определенные позиции в ней, связанные с определенными ролями. Базовыми понятиями для этого подхода выступают «статус», «межстатусные отношения», «конфликт», «принятие решений».
альная синергетика способна решить назревшие методологические проблемы и противоречия.
Традиционные методы и концепции, репрезентирующее социальную эволюцию семьи как одновариантное и безальтернативное развитие, оказываются неадекватными нелинейной природе социальных систем (семья, брак) и их трансформаций. Поэтому мы предлагаем другой методологический подход к исследованию семьи и семейных отношений. Новые возможности открывает синергетическая методология, которая носит междисциплинарный характер. Понятие «синергетика» производное от греческого понятия «synergos» - совместно действующий, что в свою очередь также может означать «содействие», «сотрудничество». Синергетика как междисциплинарная парадигма, объединившая нелинейную динамику, теорию диссипативных структур и теорию хаоса, предполагает всестороннее исследование как внутренних закономерностей и случайностей семьи, как социальной системы, так и ее внешних связей. Синергетика ориентирована на выявление общих закономерностей в процессах развития сложных открытых нелинейных самоорганизующихся систем.
В современном социальном мире преобладают сложные синергетические системы с множеством переменных, в которых непрерывно происходят как линейные, так и нелинейные процессы. Научное исследование подобных систем, по мнению М.С. Ельчанинова осложняются их эмерджентными свойствами, которые серьезно ослабляют возможности аналитического метода, фокусирующего внимание на процедуре деления системы на элементарные части, чтобы путем их познания объяснить ее поведение в целом [18]. Традиция изучения семьи как системы оформляется в работах Л. Берталанфи, учение которого позволило выделить признаки семейной системы в контексте общей теории систем [19, С. 278]. С. Кратохвил, комментируя положения общей теории систем, особое внимание обращает на «вопросы целостности и организации систем, динамического взаимодействия подсистем, взаимодействия системы с окружающей средой, гомеостаза и эффекта обратных связей» [20]. Продолжая его мысль, А.Я. Варга отмечает, что «семья - это социальная система, то есть комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом» [21]. Семья является открытой системой, демонстрирующей различные способы взаимодействия. С одной стороны, это внутреннее взаимодействие ее членов друг с другом, с другой, - семьи с окружающими биологическими и социальными системами. Наличие возникающих обратных связей обусловливает важное свойство семейной системы - ее постоянное развитие [22, С. 32]. Значимым индикатором функционирования семейной системы является удовлетворенность браком, считает С.И. Голод, понимая данный феномен как внутреннюю субъективную оценку, отношение супругов к собственному браку [23].
Социальная синергетика акцентирует внимание на тех аспектах социальной реальности, которые в классических теориях рассматриваются как второстепенные и случайные, хотя в кризисной ситуации, особенно в момент бифуркации, они могут сыграть решающую роль в ее дальнейшем развитии. В отличие от устоявшихся концепций, социальная синергетика исследует, когда, на каких эволюционных стадиях хаос может играть позитивную роль и когда он нежелателен и деструктивен. Чтобы развиваться, семья как система должна быть открытой и нелинейной. Она должна иметь множество элементов и подсистем: взаимодействие между ними, с позиций синергетики, всегда подвержены малым флуктуациям, незначительным случайным изменениям. Семейная система должна находиться в состоянии нестабильности, в состоянии, далеком от равновесия, иначе не происходит развития. Синергетическая методология, по мнению исследователей, нивелирует противостояние двух парадигм - кризисной и эволюционной,
а также позволяет синтезировать макро- и микроанализ семьи. Таким образом, появляется возможность исследования институциональных изменений в семейной сфере в контексте разрушения традиционных и появлении новых семейных институтов [24].
В рамках отечественной социологической традиции исследования семьи С.И. Голод рассматривал появление новых форм семейных отношений (супружеская) как эволюцию института семьи, адаптацию семейно-брач-ной системы к изменяющимся социальным условиям. Синергетический подход расширяет границы научного анализа и позволяет рассматривать семейно-брачную сферу общества как самоорганизующуюся систему. В силу того, что эволюционный процесс характеризуется постоянной сменой состояний порядка и хаоса в системе [25, С.89], переход от традиционной семьи к современной (супружеского/эгалитарного типа) в синергетиче-ском методологическом контексте можно интерпретировать как кризис семейной системы.
Иначе говоря, переход от одного устойчивого типа функционирования семьи к другому можно расценивать, как переход от порядка к хаосу. При этом ролевую функцию порядка выполняет традиционная семья, а хаоса - современное институциональное пространство семьи, представленное множеством семейных типов, стилей, форм, противоположных традиционным. Новый порядок будет возможен только после того, как система сама выберет направление развития. Его особенностью будет являться то, что сформированный в соответствии с новыми социальными условиями, он в определенной степени будет содержать элементы ранее существовавшего порядка в определенный период нелинейного развития времени.
Таким образом, социальная синергетика, являясь направлением междисциплинарных исследований, изучающим явление самоорганизации, позволяет выйти на новый уровень исследований трансформации социального института семьи и брачно-семейных отношений. Семья рассматривается как диссипативная система, отвечающая всем характеристикам и развивающаяся по законам самоорганизации сложных систем. По мере усложнения организации таких систем происходит одновременно ускорение процессов развития и понижение степени их стабильности. Это приводит к образованию нового состояния семейной системы, а значит и к дальнейшей эволюции. С синергетической позиции идея нелинейности предполагает многовариантность и альтернативность путей эволюции института семьи, ее постоянно изменяющийся темп и необратимость. Применение синер-гетического подхода в исследовании брачно-семейных отношений дает возможность изучения динамики семьи как совокупности взаимовлияющих и взаимообуславли-вающих процессов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Платон. Государство. Законы. Политика. М.: Мысль,1998. 798 с.
2. Аристотель. Политика. М.: Мысль, 1976. 550 с.
3. Бэкон Ф. Опыты или наставления нравственные и политические. М.: Мысль, 1972. 589 с.
4. Гоббс Т. Левиафан // Избранные произведения. М., 1964. 625 с.
5. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. Избранные сочинения в 3-х т. М.: Гослитиздат, 1961. 851 с.
6. Кант И. Метафизика нравов в 2 частях // под ред. В. Ф. Асмуса. М.: Мысль, 1965. Т. 4. ч. 2. 478 с.
7. Фихте И.Г. Основоположения естественного права, согласно принципам наукоучения // Философские науки. 1972. № 2. С. 121-123.
8. Гегель Г.В.Ф. Система нравственности. Сочинения в 8 тт. М., 1954. Т. 4. 443 с.
9. Морган Л.Г. Дома и домашняя жизнь американских туземцев. Л., 1934. - 199 с.
10. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной соб-
ственности и государства. Сочинения. 2-е изд. Т. 21. -1964. С. 23-178.
11. Ковалевский М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности / под ред. М.О. Косвена. М.: ОГИЗ, 1939. 187 с.
12. Сорокин П.А. Кризис современной семьи // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1997. № 3. С. 41-60.
13. Зритнева Е.И. Социология семьи. М.: ВЛАДОС, 2006. 150 с.
14. Гуд У. Социология семьи // Социология сегодня. Проблемы и перспективы. М., 1965. С. 194-256.
15. Морган Л.Г. Древнее общество. М.: Наука, 1983. 301 с.
16. Антонов А.И. Социология семьи. М.: Из-во МГУ, 1996. 304 с.
17. Молевич Е.Ф. Две концепции брачно-семейных отношений // Семья в новых социально-экономических условиях. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1998. Т. 1. С. 42-52.
18. Социальная синергетика и катастрофы России в эпоху модерна 2005. 240 с.
19. Берталанфи Л. Общая теория систем - критический обзор // Исследования по общей теории систем / под ред. В.Н. Садовского, Э. Г. Юдина. М.: Наука, 1969. С. 23-82.
20. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуаль-ных дисгармоний. М.: Медицина, 2001. с. 164.
21. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2001. с. 60.
22. Сёмина М.В. Семья с позиций системно синер-гетического подхода// вестник бурятского государственного университета 2011/6. С. 30-35.
23. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологи-ческий анализ. СПб., ТОО ТК «Петрополис», 1998. С. 7-47.
24. Верещагина С.И. Самыгин Кризис традиционной семьи и альтернативы развития института семьи в России: теоретический анализ с позиций синергети-ческой парадигмы // Инженерный вестник Дона. 2014. №3. Электронный ресурс: ivdon.ru/ru/magazine/archive/ п3у2014/2531
25. Буданов В.Г. Принципы синергетики и управление кризисом / В кн. Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. М.: Прогресс-Традиция, 2003. 584 с.