УДК 371.147.3 Вьюгина С.В.
КНИТУ, Казань
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ НАУКОЕМКОГО ПРОИЗВОДСТВА
В статье рассматриваются принципы синергетики при подготовке специалистов для наукоемкого производств в условиях модернизации профессионального образования
Ключевые слова: принципы синергетики, синергетический подход, системность процесса, модер-
низация образования, профессиональное образование
В условиях усложнения производственных отношений, его технической и социальной инфраструктуры решающим оказывается изменение отношения образовательных структур к подготовке специалистов в любой области. Это существенным образом зависит от организации целостного педагогического процесса, который заключается в создании новых организационных приемов, объединении научных направлений, инновационной деятельности, которые можно осуществить посредством внедрений синергетического подхода в образовании.
Использование синергетического подхода позволяет по-новому раскрыть научно-педагогическое знание, ориентированное на многомерность, многокомпонентность и полифоничность (альтернативность и вариативность) познаваемых процессов, обнаружение в них нераскрытых или недостаточно раскрытых состояний, признание большой роли случайности в их развитии. Результаты проведенного нами исследования позволяют со всей очевидностью считать, что педагогическая система будет способна к самоорганизации, если соответствует ряду требований: быть сложной, открытой, нели-
нейной, стохастичной, достигать состояния неустойчивости, обладать как источниками, так и стоками энергии, информации. В образовательной среде Казанского национального исследовательского технологического университета педагогическая система продолжает развиваться, опираясь и на синергетические подходы, которые имеют множество путей развития для развития интеллектуального потенциала студентов.
В настоящее время синергетика, как наука о самоорганизации, базируется на пяти главных принципах:
- принцип становления (движение проявляется главной формой бытия, который обнаруживает хаос как основ сложности, случайности, создания-разрушения, конструкции-деконструкции, а упорядоченность как основу простоты, необходимости, закона, красоты, гармонии);
- принцип узнавания (осмысление бытия как процесса становления);
- принцип согласия (бытие как становление формируется и идентифицируется лишь в процессе диалога субъектов и установления гармонии в результате диалога);
- принцип соответствия (отражает переход от досинергетичного к синеретическому состоянию научного поиска);
- принцип дополнительности (обнаруживает потребность в дополнении картины мира двумя описаниями реальности - досинергетическим и синергетическим) [2, с.499].
При подготовке специалистов химического профиля нужно учитывать и реализацию определенных принципов формирования творческой личности будущего инженера:
1. Принцип признания самоценности личности студента, которая в учебном процессе понимается как открытая возможность.
2. Принцип флуктуации (отклонения) творческого мышления, согласно которому никакая функциональная система не является стабильной, в ней неминуемо накапливается отклонения, которые могут привести к хаосу и даже вызывать ее распад. Здесь процесс самосознания личности приводит к «порядку через флуктуацию».
3. Принцип противоречивости процесса развития интеллектуальных способностей, предполагающий, что самоорганизация возможна при неоднородности системы, при наличии неравновесных структур, а саморазвитие здесь понимается как самоактуализация имеющихся потенциальных возможностей системы [3].
Анализ научной литературы показывает, что синергетика нацелена на реализацию одного из сложнейших задач современной системы образования - на ее переход к творческим, проблемным методам обучения и воспитания, которые обеспечивают формирование творческой личности и развитие его интеллектуального потенциала. Синергетика - новая междисциплинарная отрасль знания, своеобразная междисциплинарная рефлексия, наука, об открытых системах.
Синергетический подход - междисциплинарное научное направление структурно организованных эволюционирующих систем, к которым можно отнести и систему профессиональной подготовки специалистов химического профиля. Необходимость использования синергетического метода в организации учебного процесса обусловливается тем, что сложившаяся в высшей школе предметная система профессионального обучения ориентирована на самостоятельные, жестко ограниченные между собой учебные дисциплины, что ведет к сдерживанию процесса формирования и развития межпредметных связей, которые являются важнейшим императивом подготовки современного специалиста.
Реализацией междисциплинарных связей могут стать интегрированные курсы, которые будут формировать интегральный тип познания. Методы их разработки и построения различны и зависят от целеполагания, степени включенности интегрируемых дисциплин в общее проблемное поле, характера междисциплинарных связей (прямые, опосредованные) и от авторской индивидуальности разработчиков.
В образовательном процессе вуза современные задачи образования можно реализовать, только учитывая целостность педагогического процесса. Характеризуя данный процесс нужно учитывать присущие ему следующие свойства:
- целенаправленность - ведущая цель состоит в подготовке специалиста химического профиля, формирования его личности, таких качеств, которые будут способствовать продуктивной инженерной деятельности
- двусторонний характер - в образовательном процессе, всегда можно выделить деятельность двух сторон, двух основных субъектов - преподавателей и студентов;
- творческий характер - эта характеристика по своей глубинной сути требует креативности как от преподавателя, так и от студентов, что проявляется в обновлении содержания, форм, методов воспитательно-образовательной деятельности педагога и познавательной деятельности студентов;
- динамизм - педагогический процесс есть явление развивающееся, ему присущи изменения содержания, действия субъектов этого процесса и самих субъектов;
- целостность - будучи интегрирующей характеристикой педагогического процесса, она предполагает, что все компоненты находятся в согласованной связи и подчинены единой цели [4].
Анализируя научные исследования о синергетическом подходе, мы видим, что его составляющими являются: а) самообразование и развитие исследовательских качеств; б) самообразование - умение оперативно изучить новшества в предметной области и применение их в профессиональной деятельности; в) развитие исследовательских качеств, которые предполагают приобретение профессиональных исследовательских компетенций как инструмента разработки ноу-хау в предметной области. Как стало известно, процесс профессиональной подготовки специалистов рассматривается как целостная и синергетическая учебно-воспитательная система, в центре которой находится личность студента, которая в свою очередь является также сложной самоорганизующейся системой. В данной связи следует подчеркнуть, что системы, включающиеся несколько сложносистемных компонентов, составляющих целостную синергетическую систему, в реальности реализуются в условиях разнообразия, фрагментарности, случайности, спонтанности и непредсказуемости. Названные условия сами по себе не являются условиями стабильной системы.
Поэтому чаще всего под синергетикой понимается теория самоорганизации. Изучение трудов специалистов показывает, что синергетика - более комплексная система, нежели самоорганизация. Например, Г.Хакен [5], известный исследователь синергетики, определяет самоорганизующиеся системы, как системы, обретающие присущие им структуры или функции без какого-то вмешательства извне. Самоорганизация имеет место исключительно в таких системах, которые обладают высоким уровнем сложности и достаточным количеством элементов, связи между которыми имеют не жесткий, а вероятностный характер. Отличительной особенностью процессов самоорганизации является не целенаправленный, естественный, спонтанный характер. Эти процессы, хотя и протекают во взаимодействии системы с окружающей средой, остаются автономными, не зависящими от среды.
Интерпретация педагогических явлений с точки зрения теории самоорганизации представляется задачей сложной, но весьма важной. В существующих ныне учебниках, справочниках по педагогике нет определенного термина «педагогическая синергетика», что говорит о недостаточной теоретической разработанности данного феномена в науке.
Причины сложившегося положения мы видим в следующем. Во-первых, термин «синергетика» характеризуется относительной новизной. Во-вторых, интересующая нас область науки, занимающаяся изучением процессов самоорганизации, еще не вполне оформилась, далеко от своего завершения и потому не обладает единой и общепринятой терминологией; а математический аппарат синергетики сложен и не всегда может быть в доступной форме распространен на основные педагогические положения. В-третьих, достаточно быстрая эволюция новой области знаний не оставляет времени на то, чтобы также быстро систематизировать все накопленные научные данные и построить логически строгую, и в достаточной степени стройную систему понятий. В-четвертых, в силу своей специфики, синергетические исследования проводятся разобщению, каждая наука при этом использует «свой» категориальный аппарат [3].
В.И.Андреев [1] предлагает назвать педагогической синергетикой «область педагогического знания, которая основывается на законах и закономерностях синергетика, то есть законах и закономерностях синергетики, то есть законах и закономерностях самоорганизации и саморазвития педагогических, то есть образовательно-воспитательных систем» [1, с.455]. Педагогическая синер-
гетика, считает В.И.Андреев, дает возможность по-новому подойти к разработке проблем развития педагогических систем, рассматривая, прежде всего их с позиции «открытости», сотворчества и ориентации на саморазвитие.
В системе профессионального образования, в том числе и при подготовке специалистов любого профиля, многовариативность означает создание в образовательной среде условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса индивидуального движения к успеху, стимулирование самостоятельности выбора и принятия ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного пути. Более конкретно такой выбор заключается в возможности определять индивидуальную траекторию образования, темп обучения, достигать разного уровня образованности, выбирать тип заведений, учебные дисциплины и преподавателей, формы и методы обучения, индивидуальные средства и методики, опираясь на синергетические принципы педагогики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития. /В.А.Андреев. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1996.
2. Вознюк, А.В. Педагогическая синергетика: монография. /А.В.Вознюк - Житомир: Изд-во ЖГУ
им.И.Франко, 2 012 .
3. Вьюгина С.В. Принципы синергетики в подготовке специалистов химического профиля /С.В.Вьюгина //Вестник Казанского технологического университета, 2013, №3. - С.312-314.
4. Пионова, Р.С. Педагогика высшей школы: учебное пособие /Р.С.Пионова. - Минск: Университетское, 2002 .
5. Хакен Г. Синергетика: пер. с англ./Г.Хакен. - М., 1980.