Научная статья на тему 'Принципы синергетики в подготовке специалистов химического профиля'

Принципы синергетики в подготовке специалистов химического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ СИНЕРГЕТИКИ / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СИСТЕМНОСТЬ ПРОЦЕССА / PRINCIPLES OF SYNERGY / SYNERGY APPROACH / SYSTEMATIC PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вьюгина С. В.

В статье рассматриваются принципы синергетики в подготовке специалистов химического профиля для наукоемкого производства, используя и синергетический подход в образовательном процессе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper describes the principles of synergy in training for a chemical profile high-tech industry, using and synergetic approach in education.

Текст научной работы на тему «Принципы синергетики в подготовке специалистов химического профиля»

УДК 371.147.3 С. В. Вьюгина

ПРИНЦИПЫ СИНЕРГЕТИКИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ХИМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Ключевые слова: принципы синергетики, синергетический подход, системность процесса.

В статье рассматриваются принципы синергетики в подготовке специалистов химического профиля для наукоемкого производства, используя и синергетический подход в образовательном процессе

Keywords: principles of synergy, synergy approach, systematic process.

The paper describes the principles of synergy in training for a chemical profile high-tech industry, using and synergetic approach in education.

На современном этапе развития общества, в условиях усложнения производственных отношений, его технической и социальной инфраструктуры решающим оказывается изменение отношения образовательных структур к подготовке специалистов в любой области. Это существенным образом зависит от организации целостного педагогического процесса, который заключается в создании новых организационных приемов, объединении научных направлений, инновационной деятельности, которые можно осуществить

посредством внедрений синергетического подхода в образовании.

Использование синергетического подхода позволяет по-новому раскрыть научнопедагогическое знание, ориентированное на

многомерность, многокомпонентность и

полифоничность (альтернативность и вариативность) познаваемых процессов, обнаружение в них

нераскрытых или недостаточно раскрытых состояний, признание большой роли случайности в их развитии. Результаты проведенного нами исследования позволяют со всей очевидностью считать, что педагогическая система будет способна к самоорганизации, если соответствует ряду требований: быть сложной, открытой, нелинейной, стохастичной, достигать состояния неустойчивости, обладать как источниками, так стоками энергии, информации. В образовательной среде Казанского национального исследовательского

технологического университета педагогическая система продолжает развиваться, опираясь и на синергетические подходы, которые имеют множество путей развития для развития интеллектуального потенциала студентов.

В настоящее время синергетика, как наука о самоорганизации, базируется на пяти главных принципах:

- принцип становления (движение проявляется главной формой бытия, который обнаруживает хаос как основ сложности, случайности, создания-разрушения, конструкции-деконструкции, а упорядоченность как основу простоты, необходимости, закона, красоты, гармонии);

- принцип узнавания (осмысление бытия как процесса становления);

- принцип согласия (бытие как становление формируется и идентифицируется лишь в процессе

диалога субъектов и установления гармонии в результате диалога);

- принцип соответствия (отражает переход от досинергетичного к синеретическому состоянию научного поиска);

- принцип дополнительности (обнаруживает потребность в дополнении картины мира двумя описаниями реальности - досинергетическим и синергетическим) [3, с.499].

При подготовке специалистов химического профиля нужно учитывать и реализацию определенных принципов формирования творческой личности будущего инженера:

1. Принцип признания самоценности личности студента, которая в учебном процессе понимается как открытая возможность.

2. Принцип флуктуации (отклонения) творческого мышления, согласно которому никакая функциональная система не является стабильной, в ней неминуемо накапливается отклонения, которые могут привести к хаосу и даже вызывать ее распад. Здесь процесс самосознания личности приводит к «порядку через флуктуацию».

3. Принцип противоречивости процесса

развития интеллектуальных способностей, предполагающий, что самоорганизация возможна при неоднородности системы, при наличии

неравновесных структур, а саморазвитие здесь понимается как самоактуализация имеющихся потенциальных возможностей системы [4].

Анализ научной литературы показывает, что синергетика нацелена на реализацию одного из сложнейших задач современной системы образования

- на ее переход к творческим, проблемным методам обучения и воспитания, которые обеспечивают формирование творческой личности и развитие его интеллектуального потенциала. Синергетика - новая междисциплинарная отрасль знания, своеобразная междисциплинарная рефлексия, наука, об открытых системах.

Синергетический подход -

междисциплинарное научное направление

структурно организованных эволюционирующих систем, к которым можно отнести и систему профессиональной подготовки специалистов

химического профиля. Необходимость использования синергетического метода в организации учебного процесса обусловливается тем, что сложившаяся в высшей школе предметная система

профессионального обучения ориентирована на самостоятельные, жестко ограниченные между собой учебные дисциплины, что ведет к сдерживанию процесса формирования и развития межпредметных связей, которые являются важнейшим императивом подготовки современного специалиста.

Реализацией междисциплинарных связей могут стать интегрированные курсы, которые будут формировать интегральный тип познания. Методы их разработки и построения различны и зависят от целеполагания, степени включенности

интегрируемых дисциплин в общее проблемное поле, характера междисциплинарных связей (прямые, опосредованные) и от авторской индивидуальности разработчиков.

В образовательном процессе вуза современные задачи образования можно реализовать, только учитывая целостность педагогического процесса. Характеризуя данный процесс нужно учитывать присущие ему следующие свойства:

- целенаправленность - ведущая цель состоит в подготовке специалиста химического профиля, формирования его личности, таких качеств, которые будут способствовать продуктивной инженерной деятельности

- двусторонний характер - в образовательном процессе, всегда можно выделить деятельность двух сторон, двух основных субъектов - преподавателей и студентов;

- творческий характер - эта характеристика по

своей глубинной сути требует креативности как от преподавателя, так и от студентов, что проявляется в обновлении содержания, форм, методов воспитательно-образовательной деятельности

педагога и познавательной деятельности студентов;

- динамизм - педагогический процесс есть явление развивающееся, ему присущи изменения содержания, действия субъектов этого процесса и самих субъектов;

- целостность - будучи интегрирующей характеристикой педагогического процесса, она предполагает, что все компоненты находятся в согласованной связи и подчинены единой цели [6].

Анализируя научные исследования о синергетическом подходе, мы видим, что его составляющими являются: а) самообразование и развитие исследовательских качеств; б)

самообразование - умение оперативно изучить новшества в предметной области и применение их в профессиональной деятельности; в) развитие исследовательских качеств, которые предполагают приобретение профессиональных исследовательских компетенций как инструмента разработки ноу-хау в предметной области. И нужно подчеркнуть, что процесс профессиональной подготовки специалистов рассматривается как целостная и синергетическая учебно-воспитательная система, в центре которой находится личность студента, которая в свою очередь является также сложной

самоорганизующейся системой. В данной связи следует подчеркнуть, что системы, включающиеся несколько сложносистемных компонентов, составляющих целостную синергетическую систему,

в реальности реализуются в условиях разнообразия, фрагментарности, случайности, спонтанности и непредсказуемости. Названные условия сами по себе не являются условиями стабильной системы.

Поэтому чаще всего под синергетикой понимается теория самоорганизации. Изучение трудов специалистов показывает, что синергетика -более комплексная система, нежели самоорганизация. Например, Г.Хакен [7], известный исследователь синергетики, определяет самоорганизующиеся системы, как системы, обретающие присущие им структуры или функции без какого-то вмешательства извне. Самоорганизация имеет место исключительно в таких системах, которые обладают высоким

уровнем сложности и достаточным количеством элементов, связи между которыми имеют не жесткий, а вероятностный характер. Отличительной особенностью процессов самоорганизации является не целенаправленный, естественный, спонтанный характер. Эти процессы, хотя и протекают во взаимодействии системы с окружающей средой, остаются автономными, не зависящими от среды.

Интерпретация педагогических явлений с точки зрения теории самоорганизации представляется задачей сложной, но весьма важной. В существующих ныне учебниках, справочниках по педагогике нет определенного термина «педагогическая синергетика», что говорит о недостаточной теоретической разработанности данного феномена в науке.

Причины сложившегося положения мы видим в следующем. Во-первых, термин «синергетика» характеризуется относительной новизной. Во-вторых, интересующая нас область науки, занимающаяся изучением процессов самоорганизации, еще не вполне оформилась, далеко от своего завершения и потому не обладает единой и общепринятой терминологией; а математический аппарат синергетики сложен и не всегда может быть в доступной форме распространен на основные педагогические положения. В-третьих, достаточно быстрая эволюция новой области знаний не оставляет времени на то, чтобы также быстро систематизировать все накопленные научные данные и построить логически строгую, и в достаточной степени стройную систему понятий. В-четвертых, в силу своей специфики, синергетические исследования проводятся разобщению, каждая наука при этом использует «свой» категориальный аппарат [3].

В.И. Андреев [1] предлагает назвать педагогической синергетикой «область

педагогического знания, которая основывается на законах и закономерностях синергетика, то есть законах и закономерностях синергетики, то есть законах и закономерностях самоорганизации и саморазвития педагогических, то есть

образовательно-воспитательных систем» [1, с.455]. Педагогическая синергетика, считает В.И.Андреев, дает возможность по-новому подойти к разработке проблем развития педагогических систем, рассматривая, прежде всего их с позиции

«открытости», сотворчества и ориентации на саморазвитие.

Нужно отметить, что на сегодняшний день применение синергетического подхода играет огромную роль в становлении специалиста химического профиля, и результатом организации учебного процесса является подготовка специалиста, обладающего широким диапазоном

профессиональных качеств. Некоторые из этих качеств специфичны для инженера химической промышленности, в то время как другие носят более общий характер и считаются обязательными для выпускников любых технических специальностей. Все качества могут быть разделены на три основные категории:

- когнитивные качества, относящиеся к специфическим для информатики видам интеллектуальной деятельности;

-практические знания, связанные с

химической промышленностью;

- дополнительные качества, возможно, развитые в контексте химического образования, но имеющие общий характер и применимые также и в других контекстах [5].

В системе профессионального образования, в том числе и при подготовке специалистов химического профиля, многовариантность означает создание в образовательной среде условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса индивидуального движения к успеху,

стимулирование самостоятельности выбора и принятия ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного пути.

Более конкретно такой выбор заключается в возможности определять индивидуальную траекторию образования, темп обучения, достигать разного уровня образованности, выбирать тип заведений, учебные дисциплины и преподавателей, формы и методы обучения, индивидуальные средства и методики, опираясь на синергетические принципы педагогики.

Литература

1. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития. /В.А.Андреев. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1996.

2. Богоутдинова, Р.З. Формирование социальной компететности студентов средством межпредметной интеграции в условиях многоуровневого образования в НИУ /Р.З.Богоутдинова, И.И.Поникаров //Вестник Казанского технологического университета, 2012, Т.15, №4 . - С.203-206.

3. Вознюк, А.В. Педагогическая синергетика: монография. /А.В.Вознюк - Житомир: Изд-во ЖГУ им.И.Франко, 2012.

4. Вьюгина С.В. Подготовка конкурентоспособных

инженеров нефтехимической отрасли в условиях инновационной образовательной среды технического вуза /С.В.Вьюгина //Вестник Казанского

технологического университета, 2011, №8. - С.284-287.

5. Журавлева, М.В. Региональная система опережающей профессиональной подготовки кадров для нефтехимического комплекса /М.В.Журавлева //Вестник Казанского технологического университета, 2011, №1. -

С.318-323

6. Пионова, Р.С. Педагогика высшей школы: учебное пособие /Р.С.Пионова. - Минск: Университетское, 2002.

- 256 с.)

7. Хакен Г. Синергетика: пер. с англ./Г.Хакен. - М., 1980.

© С. В. Вьюгина - канд. пед. наук, доц. каф. обучения на двуязычной основе КНИТУ, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.