Научная статья на тему 'Синергетическая эффективность соконкуренции в контексте устойчивого развития региона'

Синергетическая эффективность соконкуренции в контексте устойчивого развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
212
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООПЕРАЦИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ / СОКОНКУРЕНЦИЯ / КЛАСТЕР / СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЫЧАГ / СТУПЕНЬ РАЗВИТИЯ / COOPERATION / COMPETITION / CLUSTER / STAGE OF DEVELOPMENT / CO-OPETITION / SYNERGISTIC EFFICACY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Метелёв Кирилл Анатольевич

В статье исследуется классическая социальная дилемма «кооперация-конкуренция» как соконкуренция в кластере через призму оценки, регулирования и синергетической эффективности, разрабатывается формализованная методология как системы знаний о способах и приёмах использования синергетического рычага в кластере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYNERGETIC EFFICIENCY

The classic social dilemma «coopération-compétition» is investigated as cluster co-opetition in the light of the assessment of regulation and synergistic efficacy in the article. Appropriate formalized methodology is developed as a system of knowledge about the techniques and methods of co-opetition use in a cluster.

Текст научной работы на тему «Синергетическая эффективность соконкуренции в контексте устойчивого развития региона»

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

МЕТЕЛЁВК.А.

СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОКОНКУРЕНЦИИ В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

В статье исследуется классическая социальная дилемма «кооперация-конкуренция» как соконкуренция в кластере через призму оценки, регулирования и синергетической эффективности, разрабатывается формализованная методология как системы знаний о способах и приёмах использования синер-гетического рычага в кластере.

МЕТЕЫОУК.А.

THE SYNERGETIC EFFICIENCY СОКОНКУРЕНЦИИ IN THE CONTEXT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGION

The classic social dilemma «cooperation-competition» is investigated as cluster co-opetition in the light of the assessment of regulation and synergistic efficacy in the article. Appropriate formalized methodology is developed as a system of knowledge about the techniques and methods of co-opetition use in a cluster.

Ключевые слова: кооперация, конкуренция, соконкуренция, кластер, синер-гетическая эффективность, рычаг, ступень развития.

Keywords: cooperation, competition, co-opetition, cluster, synergistic efficacy, stage of development.

В современных условиях хозяйствования первоочередными становятся вопросы, связанные с конкурентоспособностью и устойчивостью развития региона или отдельно взятого предприятия. При этом, как показывает опыт наиболее экономически развитых и конкурентоспособных стран мира, устойчивость и конкурентоспособность региона определяется уровнем технологического развития имеющихся на его территории предприятий и действенностью механизмов реализации кластерной политики.

Теория кластеров, кластерный подход и его роль в повышении конкурентоспособности и обеспечении устойчивости развития регионов нашли отражение в работах следующих зарубежных авторов: Е. Лимер, М. Портер, С. Солье, И. Толенадо, Э. Дж. Фезер, В. Фельдман, М. Энрайт и другие. В частности, согласно М.Портеру, взаимодействие фирм внутри кластера представляет собой комбинацию конкуренции и кооперации. С этого момента в экономической мысли начались фундаментальные сдвиги, связанные с созданием теории кластеров [1] и развитием концепции новой конкуренции [2], основанной на переосмыслении классической дилеммы «кооперация-конкуренция». В зарубежной литературе все чаще встречается новый термин

- соконкуренция, то есть синкретическое поведение как сочетание кооперации (cooperation) и конкуренции (competition). Конкуренция и кооперирование могут сосуществовать; это «игра с положительной суммой» - можно одновременно извлекать выгоду и из конкуренции и из кооперации. При этом, по мнению М.Портера, внутренняя конкуренция между фирмами создаёт необходимое давление, стимулирующее инновационную активность участников кластера. В данном контексте правомерно обозначить рассматриваемую модель конкурентной борьбы в качестве «кооперативной конкуренции» - или конкуренции, основанной на сотрудничестве. В рамках кластера фирмы-участники могут оптимизировать свою деятельность и усиливать свои рыночные позиции, как за счёт конкуренции, так и посредством кооперации (достижение экономии на общих для всех фирм-участников издержках). Поэтому кластер, заявляя себя как одна из ключевых компонент конкурентоспособности региона, вызывает теоретическое любопытство у исследователей и практический интерес у государства и регионального бизнеса с точки зрения обеспечения наиболее благоприятной среды для создания и распространения новых знаний, коммерциализации знаний, развития новых технологий, создания новых продуктов и услуг.

Вопросам использования кластерных методов в анализе развития экономики региона посвящены работы многих отечественных ученых: А.Г. Гранберг, В.В. Кистанов, Н.В. Копылов, И.О. Коробейников, С.В. Курицин, Т.Е. Мусатова, А.С. Новоселов, А.Е. Яковлев и другие. Это специалисты по экономике, менеджменту, социологии и психологии, опубликовавшие в последние годы много работ, посвященных исследованиям классической социальной дилеммы «кооперация-конкуренция». Несмотря на это теория не успевает за потребностями практики, вынуждая управленцев принимать решения, как правило, не увязанные с современными теоретическими концепциями. Для того чтобы полностью ликвидировать барьеры и ловушки, тормозящие процессы, направленные на разрешение вышеназванной дилеммы, необходимо проведение специальных исследований и поиска новых путей решения проблемы, основанных на использовании имеющихся научных концепциях.

Нет возражений, что исследования вышеупомянутых авторов имеют огромную теоретическую и практическую значимость, однако многие вопросы, связанные с реализацией кластерной политики в регионе, носят дискуссионный характер.

Основные проблемы связаны с тем, что до сих пор не существует единых, общепризнанных методических подходов в оценке эффективности кластера на региональном уровне, отсутствуют единые теоретико-методологические подходы к оценке эффекта синергизма и анализа потенциала кластеризации экономики регионов.

Возросший интерес к созданию кластеров, а так же недостаточная разработанность методических вопросов функционирования механизмов кластера, повышению его конкурентоспособности и инновационности определила актуальность темы настоящего исследования.

Целью настоящего исследования является выявление возможности и на основе этого разработка формализованной методологии как системы знаний о способах и приёмах исследования, оценок и регулирования соконкуренции и её синергетической эффективности.

В процессе проведённого исследования получены следующие результаты.

1. «Кластер» в английском языке cluster - означает «сгусток», «гроздь (винограда)», «скопление (звезд)» и т. п. Этот термин необыкновенно удачно вписался в научную терминологию, поскольку его первый слог соответствует традиционному термину «класс», а второй как бы указывает на его искусственное происхождение. Поэтому, например, «кластер-анализ» - это способ группировки многомерных объектов, основанный на представлении результатов отдельных наблюдений точками подходящего геометрического пространства с последующим выделением групп как «сгустков» этих точек. Речь идет фактически о моделировании операции группирования, одной из важнейших не только в статистике, но и вообще - и в познании, и в принятии решений.

Слово «формализовать» означает представить содержательную сторону явления в виде а) формальной системы математических символов с точными правилами сочетаемости (то есть в совместно существующем единстве, согласовании) и б) специализированных графических средств (приёмов).

Синергетический эффект (от греческого ouvspyo^ - вместе действующий) - возрастание эффективности деятельности в результате интеграции, слияния отдельных частей в единую систему за счет так называемого системного эффекта (эмерджентности). Согласно И. Ансоффу: «Явление, когда доходы от совместного использования ресурсов превышают сумму доходов от использования тех же ресурсов по отдельности, часто называют эффектом «2+2=5». Мы будем называть этот эффект синергизмом» [5, с.127].

Существует целый набор методов для идентификации и анализа региональных кластеров. В [3] представлено шесть основных аналитических методов исследования региональных кластеров: экспертные оценки; коэффициенты локализации; производственные межотраслевые балансы; технологические межотраслевые балансы; сетевой анализ; специальные обследования.

Регионы имеют в своем распоряжении различные методики для выявления кластеров, основанные на показателях концентрации, масштабов производства, наличия производственных и технологических цепочек. Важнейшим элементом этого процесса является определение логики формирования компаний в единый кластер, которое может происходить на базе производства общих товаров, использования похожих производственных процессов, общих цепочек добавленной стоимости, ключевых технологий, требований к уровню квалификации рабочей силы или близости к природным ресурсам.

2. Неотъемлемым институтом современного общества в конкурентной борьбе становится подход к инновациям, которые понимаются в широком смысле как готовность к изменениям в условиях сильной неопределённости окружающей среды. Инновации - это, прежде всего, состояние ума (фраза

принадлежит Джулио Грата, одному из лидеров разработки инновационных программ ЕС). Учёт этого замечательного состояния, а также влияния производительности труда на конкурентную борьбу поставили задачу формализации последнего, результатом чего стала математическая зависимость (1) [4]:

СР, = 1,4427х 1 х 1пг + 1,4427 х 1 х 1пг х (о,7639хг - 0,0262х г2) + 0,7213х1 х 1пгх(о,7639хг - 0,0262х г2)2 + ..., (1)

Актив Л Рост Первая ступень развития к Вторая ■Л

-г щ- '

где СРг - эталонная гармоническая величина денежного потока от операционной деятельности, генерируемая средним наёмным работником предприятия посредством использования активов в течение временного периода г, равного 8 часам (то есть определяется величина денежного потока за одну рабочую смену из расчёта на одного наёмного работника). Для региона величина параметра СБ! является величиной годового валового регионального продукта, приходящегося в среднем на одного экономически активного человека в регионе, то есть в среднем на одного человека из общего количества трудовых ресурсов региона;

1 - один наёмный работник из К-го количества наёмных работников предприятия;

х - знак умножения;

г - временной период (8 часов), за который оценивается операционный доход (ЕВ1Т) от одного среднего наёмного работника предприятия. Или величина годового валового регионального продукта, приходящегося в среднем на одного экономически активного человека из общего количества трудовых ресурсов региона.

В зависимости (1) под словом «Рост» понимается увеличение количественных показателей, например, объёма производства, объёма продаж, увеличение доли рынка и т.п. Под словом «Развитие» понимается производство новых продуктов, оказание новых сервисных услуг, новые решения проблем клиента, новые рынки и каналы сбыта, новый имидж организации.

Как известно, денежный поток СРг определяет, что является активом, пассивом, или просто бесполезным хламом. В связи с этим под словом «Актив» понимаются ресурсы, посредством которых генерируются рост и развитие предприятия, его доход.

На рисунке 1 приведено графическое изображение зависимости (1), показаны области денежных средств одиннадцати ступеней развития предприятия (региона, кластера).

Показанные на рисунке 1 области денежных средств ступеней развития предприятия характеризуют требования этих ступеней к эффективности применяемых на предприятии технологий. Так, если предприятие находится на 11-ой ступени развития, то применяемые технологии должны обеспечить величину денежного потока (ЕВ1Т) в пределах 970 рублей в течение одного рабочего дня от каждого наёмного работника.

Рисунок 1 показывает, что при формировании кластера как совокупности предприятий необходимо учитывать стартовые позиции каждого из них

посредством ступеней развития. Из этого следует: имеются регионы-локомотивы развития; предприятия регионов, находящихся на низкой ступени развития, должны стремиться к перемещению в локомотивные регионы; от перемещения можно отказаться посредством организации кластерного развития регионов с низкой ступенью развития.

1050 1000 950 | 900

Ц 850 ? 800

в" 750 й 700

| 650

I 600

0 550 § 500 | 450 Й 400

Й 350

| 300

1 250 | 200

150 100 50 0

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

Время г

Рис. 1. Области денежных средств одиннадцати ступеней развития предприятия

Кластеризация на основе ступеней развития позволит: а) стимулировать научно-исследовательские работы и обеспечить необходимые средства для внедрения новых стратегий; б) организовать свободный обмен информацией и быстрое распространение новшеств по каналам поставщиков или потребителей, имеющих контакты с многочисленными конкурентами; в) создавать новые направления в конкуренции, новые возможности, новые идеи и новые комбинации; г) резко повысить использование знаний в регионе.

В дальнейших исследованиях номер ступени развития будет обозначаться символом ¿, в частности:

¿тах = 11,69 - номер наивысшей ступени (финиш) развития предприятия, кластера, региона, страны;

1уадг - номер ступени развития предприятия(й), являющегося(ихся) в определённое время «ядром» кластера;

^ - номер ступени развития ¿-го предприятия, входящего в кластер. Как известно, в единой Природе действуют единые законы, приоритеты и принципы, поэтому во всех своих проявлениях она подобна самой себе. Бенуа Мандельброт открыл, что большое повторяет себя в малом. И это касается не только предметов, но и явлений. Объекты, которые обладают свойством самоподобия (или, по-другому, масштабной инвариантности), называются фракталами. Фракталы открывают простоту сложного - самоподобие процессов и структур на различных иерархических уровнях. Самоподобие означает, с одной стороны, фрагмент структуры такого объекта подобен некоторой своей части или более крупному фрагменту или даже структуре в целом. С другой стороны, самоподобие фрактала означает деформированную похо-

жесть одного фрагмента структуры на другой фрагмент. Например, клетки мозга имеют пирамидальную форму (сформировались в процессе эволюционного развития), то есть форму символа основного принципа жизни всего Сущего, известного человечеству десятки тысяч лет - египетские пирамиды, в частности известная пирамида Хеопса. На этой основе можно констатировать, что форма графического изображения объекта на рисунке 1 подобна форме равнобедренного треугольника боковой грани усечённой пирамиды, у которой высота размер I™ стороны квадрата нижнего основания и

размер стороны ;) квадрата верхнего основания определяются по следующим статическим зависимостям: [4]

ИЛ1 = 0,618 х р х

С г ^

1 + дес. др.

V г 0

Р =

0,6182г - (-1,618)2г

75

г

Рг =

г

1 дес. др.

V г + 1 0

(2) (3)

х Р , (4)

где гдесдр. - десятично-дробный порядковый номер ступени лестницы роста и развития живого организма; г - целая часть в десятично-дробном порядковом номере гдес.др. ступени.

Нас интересуют (3) и (4) зависимости, поскольку гдес др = гтах = 11,69. В результате получено, что Рг = 17702 и = 531, то есть максимальное количество предприятий в кластере может достигать 17702 штук, из которых достигнут уровня гтах = 11,69 только 531 предприятие (3%). Привлекательно для применения в сельском хозяйстве (ЛПХ) и переработки его продукции.

Форма треугольника говорит о непрерывном треугольном распределении вероятности доходности кластера. Следовательно, ожидаемый результат доходности при треугольном распределении вероятности можно вычислить по следующей формуле [6]:

Нижний предел доходности+ Наиболеевероятностныйрезультатдоходности+ Верхнийпредел доходности (5)

Из школьного курса математики известно, что центром тяжести треугольника является точка, в которой пересекаются три медианы. Эта точка делит каждую медиану в отношении 2:1 (считая от вершины). Следовательно, номера ступеней развития предприятий, являющихся «ядром» кластера, определится следующим образом:

г д = ^ = I169 = 3,89 и г д = 7,80 (6)

первое ядро 3 3 второе ядро ' V у

При этом нет возражений против применения результатов исследования М. Алле: равновесная экономика является наиболее эффективной и устойчивой, если она организована на описании стремления её форм к гармонии [7]. В этом случае гпервоеядро = 4,46 и гвторое ядро = 7,23 .

Результаты выше сделанного исследования показаны в графическом виде на рисунке 2.

11,6895 10,9102 10,1309 9,3516 8,5723 7,793 7,0137 6,2344 5,4551 4,6758 3,8965 3,1172 2,3379 1,5586 0,7793 0

Уровни конкуренции предприятий внутри кластера

Третий уровень кооперации

Второй уровень конкуренции

^ Третье ядро предприятий кластера. Третий уровень конкуренции

Второе ядро предприятий кластера

Второй уровень кооперации

Первый уровень конкуренции

Первый уровень кооперации

Первое ядро предприятий кластера

1 2 3 4 5 6 7

8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Количество предприятий в кластере, шт.

Рис. 2. Характеристика отношений внутри кластера между предприятиями в зависимости от уровня их развития

Гибкость представленных на рисунке 2 трёх уровней конкуренции предполагает их ориентацию на адекватные территориальные рынки (см. рисунок 3).

11,6895 & 10,9102 й 10,1309

9,3516 8,5723 7,793 7,0137 6,2344 5,4551 4,6758 3,8965 3,1172 2,3379 1,5586 0,7793 0

13

0 а

1

Третий уровень конкуренции

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Третий уровень кооперации

Второй уровень конкуренции [

Второй уровень кооперации

Первый уровень конкуренции

Первый уровень кооперации

1 2 3 4 5 6 7

8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Количество предприятий в кластере, шт.

Рис. 3. Ориентация трёх уровней конкуренции на территориальные рынки

3. Все участники кластера (синергетического процесса) выиграют тогда, когда доля каждого участника будет больше 1. То есть объединение усилий требует, чтобы векторы этих усилий были согласованы и направлены так, при которых небольшое изменение усилий ведёт к существенному изме-

нению результативных показателей. Совокупность таких усилий является своеобразным рычагом для подъема тяжестей, то есть это некий фактор, дающий синергетический эффект, или эффект рычага. В чем он заключается? По сути, синергетический рычаг - это потенциальная возможность влиять на технологическую инновационность предприятий кластера и их операционную прибыль путём изменения у них структуры себестоимости и объема выпуска продукции. Синергетический рычаг представляет собой процесс управления активами и пассивами предприятий кластера, направленный на возрастание уровня развития каждого предприятия, связанного с ростом операционной прибыли посредством систематического использования (внедрения) новых технологий. При этом сила воздействия синергетического рычага является мерой предпринимательского риска, связанного с конкретным предприятием. Чем она выше, тем больше риск.

Формула по определению силы воздействия синергетического рычага (СВСР) кластера в общем виде будет выглядеть следующим образом:

^вс = _ядро_ , (7)

а в уточнённом виде, необходимом для практического применения, так: ценовой синергетический рычаг

¿ядро Выручка / - го предприятия кластера

ii Операционная прибыль / - го предприятия кластера

натуральный синергетический рычаг

ядро Маржинальная прибыль I - го предприятия кластера

¿

(8)

(9)

Операционная прибыль г - го предприятия кластера

С целью изображения уточняющих связей формул (8) и (9) с уровнями кооперации и конкуренции, показанными на рисунке 2, введём следующие обозначения:

зпер г - переменные затраты ¿-го предприятия кластера на уровне кооперации;

зпос i - постоянные затраты ¿-го предприятия кластера на уровне кооперации;

ЕВ1Т - операционная прибыль ¿-го предприятия кластера на уровне кооперации;

зпер г к - переменные затраты ¿-го предприятия кластера на уровне конкуренции;

зпос i к - постоянные затраты ¿-го предприятия кластера на уровне конкуренции;

ев1тг к - операционная прибыль ¿-го предприятия кластера на уровне конкуренции.

Теперь можно перейти к изображению связей формул (8) и (9) с уровнями кооперации и конкуренции.

Первый уровень кооперации

Величина находится в диапазоне 0,7793 < < 3,89, а величина ¿ум; = 3,89. Следовательно:

3 89 3 3 ценовой синергетический рычаг: —— = 1 + пер.1 + (10)

' тгт1 тгт1 ^ /

1 ЕВ1Т1 ЕВЩ

натуральный синергетический рычаг: 389 = 1 + Зпос.1 (11)

гг евщ

Для организации прорыва (или осуществления рывка) необходимо использовать на первом уровне кооперации следующие зависимости:

3 3

ценовой синергетический рычаг: 5 = 1 + пер г + поаг (12)

ЕВЩ ЕВЩ х '

3

натуральный синергетический рычаг: 5 = 1 + (13)

ЕВ1Тг

Первый уровень конкуренции (региональный рынок)

3 3

Ценовой синергетический рычаг: 1,15 = 1 + пер.1 к + пос 1 к (14)

евщ к евщ к

3

Натуральный синергетический рычаг: 1,15 = 1 + ^^к (15)

г. к

Второй уровень кооперации

Величина г, находится в диапазоне 4,46 < гг < 7,23, а величина гядро = 7,23.

Следовательно:

7 23 3 3 ценовой синергетический рычаг: —— = 1 + пер.1 + поа 1 (16)

' тгт1 тгт1 ^ /

ii ЕВЩ ЕВЩ

натуральный синергетический рычаг: 723 = 1 + 3пос.1 (17)

гг евщ

Для организации прорыва (или осуществления рывка) необходимо использовать на втором уровне кооперации следующие зависимости:

3 3

ценовой синергетический рычаг: 1,62 = 1 + пер.1 + поаг (18)

ЕВЩ ЕВЩ У J

3

натуральный синергетический рычаг: 1,62 = 1 + пос.1 (19)

ЕВЩ

Второй уровень конкуренции (федеральные рынки)

3 3

Ценовой синергетический рычаг: 1,08 = 1 + пер.1 к + пос 1к (20)

евщ к евщ к

3

Натуральный синергетический рычаг: 1,08 = 1 + к (21)

1. к

Третий уровень кооперации

Величина ii находится в диапазоне 7,8 < ii < 11,12, а величина

= 11,12.

Следовательно:

ценовой синергетический рычаг: 1112 = 1 + З"ер'г + З"оа' (22)

* ± ± тгт1 тгт1 ^ /

li ЕБ1Тг ЕБЩ

натуральный синергетический рычаг: 1112 = 1 + (23)

. ЕБЩ

Для организации прорыва (или осуществления рывка) необходимо использовать на третьем уровне кооперации следующие зависимости:

З З

ценовой синергетический рычаг: 1,43 = 1 + пер'г + поа' (24)

ЕБЩ ЕБЩ У J

З

натуральный синергетический рычаг: 1,43 = 1 + (25)

ЕБЩ

Третий уровень конкуренции (мировые рынки)

з з

Ценовой синергетический рычаг: 1,05 = 1 + пер'г •к + (26)

ебщ к ебщ к

з

Натуральный синергетический рычаг: 1,05 = 1 + ^^к (27)

Заключение

Полюсом роста региональной экономики являются кластеры, каждый из которых представляет собой взаимосвязанную совокупность предприятий и отраслей.

Рассмотрение региональной экономики через призму кластеров приоритетно ввиду акцентирования внимания на развитии кооперации, конкуренции и инновации (повышения производительности).

Комбинация инновации, кооперации и конкуренции есть кластер. При этом внутри кластера конкуренция присутствует на трёх горизонтальных уровнях, кооперация на трёх вертикальных уровнях, инновации (повышение производительности) на шести уровнях, характеризующихся одиннадцатью ступенями развития предприятий.

Кластер имеет потенциал, который превышает простую сумму потенциалов отдельных предприятий кластера. Это приращение возникает как результат сочетания кооперации, конкуренции и инновации. Фактически имеется определенный синергетический эффект кластера, так как его предприятия выигрывают, имея возможность снижать затраты, совместно используя одни и те же услуги и поставщиков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Истинной причиной возникновения синергетического эффекта в кластере является синергетический рычаг. То есть синергетический эффект - это эффект синергетического рычага, выраженный отношением номера ступени развития предприятий, являющихся в определённое время «ядром» кластера, к номеру ступени развития г-го предприятия, входящего в кластер. Поэтому синергетический эффект кластера - это характеристика качества инновационного объема производства и продаж.

Зная синергетический рычаг определённого уровня кооперации или конкуренции можно прогнозировать на этих уровнях изменение прибыли при

изменении выручки. Изменение выручки может быть вызвано изменением цены, изменением натурального объема продаж и изменением обоих этих факторов.

Синергизм кластера - это самый глубокий результат инновационной экономики, это её невидимые ресурсы и активы, которые обнаруживаются и начинают действовать в производственной, маркетинговой деятельности предприятий кластера.

_Литература_

1. Портер М., (2005) Конкуренция. М.: Вильямс.

2. Бест М., (2002). Новая конкуренция. М.: ТЕИС.

3. Колошин А., Разгуляев К., Тимофеева Ю., Русинов В. Анализ зарубежного опыта повышения отраслевой, региональной и национальной конкурентоспособности на основе развития кластеров / Режим доступа: http://www.politanaliz.ru/articles_695.html

4. Метелёв А.Е. Теоретические основы кластерно-инновационного развития Омского региона // Ускорение инновационного развития России с использованием частно-государственного партнёрства: 2-й сб. лучших авторских исследований России. - М., 2009. - С. 51-63.

5. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб: Питер Ком, 1999.- 416 с.

6. Метелёв А.Е. Финансовые риски и структура капитала предприятия в условиях неопределённости: Учебное пособие. - Омск, Изд.-во Омского института (филиала) РГТЭУ, 2011. - С. 64-71.

7. Алле, М. Условия эффективности в экономике /М. Алле. Пер. с франц. Л.Б. Азимова, А.В. Белянина, Н.М. Калмыковой. Под ред. И.А. Егорова. -М.: Наука для общества, 1998. - с.6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.