А. Ермакова
Барнаул
СИМВОЛИКА ВЕНКА В ПОЭЗИИ А.А. АХМАТОВОЙ
Венок в поэзии А.А. Ахматовой многозначен и многофункционален, раскрывает через мифологический пласт более глубокие и полисемантичные смыслы. Ю. Шевчук отмечает: «...’’чернобелый легкий венок” - указывает на любовную драму в жизни и стихах» [Шевчук, 2008: 100]. Но это не единственный смысл.
Библейский код дешифрует венок как символ роковой судьбы, как крест, который суждено нести героине и потом так же благоговейно и покорно принять смерть:
И промолвил: «Христова невеста!
Не завидуй удаче счастливиц,
Там тебе уготовано место.
Позабудь о родительском доме,
Уподобься небесному крину.
Будешь, хворая, спать на соломе
И блаженную примешь кончину»
[Ахматова: 1998, 1/1: 187]
Евангельский терновый венец как символ мученичества кореллирует с лилией1 - «небесным крином». Героиня не раз предстанет в цветочной ипостаси: образ героини-лилии появится вновь в 1940-е гг.: «Что же ты на земле замешкалась / И венец надеть не торопишься? / Распустился твой крин во полунощи, / И фата до пят тебе соткана» [Ахматова: 1998, 1/1: 468].
С образом Христовой невесты / «чужой невесты» связан мотив небесного венчания, пути страдания в движении к истине, пути, приближающего к искуплению через муку, к смерти как освобождению от земных оков и обретению рая: «Духовно символическое значение венцов в таинстве Брака, - по объяснению св. Иоанна Златоуста, - заключается в знаменовании победы, одержанной целомудрием»2. Так, «терновый венец
1 «Лилия - символ чистоты, величия и невинности. Христиане считали, что лилия
проросла из слез Евы, когда она покидала рай. Является эмблемой Девы Марии под названием «мадонны лилии». В Библии «лилии полей» упоминаются как символ преданного служения Богу. <.. .> Лилия представляет аспект милосердия Божественной энергии. Христос, восседающий на Страшном Суде, может иметь лилию и меч по обе стороны своего лика. Иногда Христос - судья мира -изображается с исходящей изо рта лилией как знаком милосердия. <.> Она выступает символом трех добродетелей: веры, надежды и милосердия
[Энциклопедия: символы, знаки, эмблемы, 2005: 270].
2 Венок / [Эл. ресурс]. - Режим доступа: http ://www. pravoslavie. ru/jurnal/252. htm.
вбирает в себя значения «венчания» как с божественной благодатью, так и со страданиями Христа: «Где венчались мы - не помним, / Но сверкала эта церковь / Тем неистовым сияньем, / Что лишь ангелы умеют / В белых крыльях приносить. / А теперь пора такая, / Страшный год и страшный город. / Как же можно разлучиться / Мне с тобой, тебе со мной?» [Ахматова: 1998, 1/1: 236].
Стихотворение обращено к Н.С. Гумилеву и носит автобиографический характер. О теме венчания Гумилева и Ахматовой исчерпывающе сказано в статье Л.Г. Кихней: «Дата, вводящая тему венчания Гумилева и Ахматовой (ср. с внутренней формой венца!), сублимирует идею посмертной неразрывности их жизненных и
творческих судеб. Вот почему героиню ждет не просто терновый венец, но его венец: «Туго согнутой веткой терновою / Мой венец на тебе заблестит. / Ничего, что росою багровою / Он изнеженный лоб освежит». Так, тема венчания двух поэтов (заданная датой), переплетаясь с темой Страстей Господних (инспирированной образом «венца из терна»), формирует новый архетип судьбы российского Поэта - уже не «Бога и царя» (как в гумилевской «Памяти»), но пророка и мученика» [Кихней, 2006: 109]). Но этот венец героиней не предложен и дарован, а выслужен и выстрадан, мотив страдания эксплицирован и имманентен символике тернового венца: «Целительница нежного недуга, / Чужих мужей вернейшая подруга / И многих - безутешная вдова./ Седой венец достался мне недаром» [Ахматова: 1998, 1/2: 26].
С этим венком рождается младенец, уже при рождении обреченный на муку: «Загорелись иглы венчика / Вкруг безоблачного лба. / Ах! улыбчивого птенчика / Подарила мне судьба» [Ахматова: 1998, 1/1: 105].
Венец атрибутирует не только таинство бракосочетания3, но и является частью ритуального обряда - символической свадьбы со смертью: «Мертвой, думал, ты меня застанешь, / И принес веночек неискусный» [Ахматова: 1998, 1/1: 123]. Так терновый венец
трансформируется в «ангельский венец» - венец смерти: «Где брат поник в кровавых ранах, / Приявши ангельский венец» [Ахматова: 1998, 1/1: 350].
Это символ конца, завершения, увенчания бытийного пути переходом в иное состояние, т.е. смерть, увенчание определенного этапа жизни: здесь актуализируется образ «седого» венца: «Не недели, не месяцы - годы / Расставались. И вот наконец / Холодок настоящей свободы / И седой над висками венец. / Больше нет ни измен, ни предательств...» [Ахматова: 1998, 1: 489]. Как отмечает Н.Л.
3 В античной мифологии божество брака атрибутировано венком: «На римских рельефах, помпейских фресках Гименей изображен стройным нагим юношей со строгим выражением лица, с факелом в одной руке и венком в другой» [Мелетинский: 1991, С. 155].
Дилакторская, данное стихотворение «адресовано Н.Н. Пунину, разрыв с которым Ахматова переживала весьма болезненно» [Ахматова: 1998, 1/1: 949].
Символика славы и победы лаврового венка4 в поэтике А.А. Ахматовой нивелируется:
Передо мною как колени
Ты стал, как будто ждал венца,
И смертные коснулись тени
Спокойно юного лица.
И ты ушел. Не за победой,
За смертью...
[Ахматова: 1998, 1/1: 303-304]
Невенчание как минус-прием - знак благословления на смерть.
Ахматовская героиня оказывается повенчанной со своей Музой, венок Музы несет на себе также печать страданий: «Веселой Музы нрав не узнаю: / Она глядит и слова не проронит,/ А голову в веночке темном клонит,/ Изнеможенная, на грудь мою» [Ахматова: 1998, 1/1: 273]. Здесь эксплицируется амбивалентность ахматовской музы5, репрезентируя внутреннее раздвоение героини: веселая/изнеможенная, песня любви/дар трагического пророчества.
Мистический дар пророчества есть обладание тем потенциалом силы, который способен проходить через цепь идея - материя - вещь, субституируя в жизнь определенные события. Так, венок к 1960-м гг. в своем семиозисе прирастает новыми смыслами:
4 В библейских Притчах Соломоновых венок репрезентирует славу и мудрость, также
свидетельствует о завершении определенного этапа жизни, дела: «Главное -мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум. Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней; Возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец» [Притч. 4: 7-9].
Кроме того, «самое последование венчания в словах: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я», - указывает на присутствие темы славы в венцах»
Гhttp://www.pravoslavie.ru/iumal/252.htm].
В эллинской культуре лавровые венки были связаны именно с ознаменованием одержанной победы и символизировали славу и почет: «Дафна («лавр») - древнее растительное божество, вошло в круг Аполлона, утеряв свою самостоятельность и став атрибутом бога. В Дельфах победителям на состязаниях давались лавровые венки. На праздники Дафнефорий в фивах несли лавровые ветви» [Мелетинский, 1991:175].
5 Мельпомена - в греческой мифологии муза трагедии, которая «изображалась украшенной виноградными листьями, в венке из плюща, с трагической театральной маской в одной и палицей или мечом в другой руке» [Мелетинский, 1991: 358]. И Талия - покровительница комедии - изображалась в том же венке из плюща, но с «комической маской в руках» [Мелетинский, 1991:527].
Какое нам в сущности дело,
Что все превращается в прах,
Над сколькими безднами пела И в скольких жила зеркалах.
Пускай я не сон, не отрада И меньше всего благодать,
Но, может быть, чаще, чем надо,
Придется тебе вспоминать -И гул затихающих строчек,
И глаз, что скрывает на дне Тот ржавый колючий веночек В тревожной своей тишине [Ахматова: 1998, 2: 160]
Ржавый колючий веночек - это и терновый венец страданий и крестного пути, и этап жизни, и знак творческой кабалы, и смерти, но он же символ памяти, сокрытой на дне глаз, и тайны, связанной с мистикой зеркал, ирреальности, сна и провидчества. Венок невесты, гадающей о судьбе и плетущей свой венок («И девочка, что свой плетет венок» [Ахматова: 1998, 1/1: 81]), символизирующий юность, чистоту, слияние с природой, «олицетворяющий девственность» , превращается в «ржавый колючий веночек», репрезентируя смерть героини-невесты и рождение героини-весты, все ведающей и все видящей. Надевая венок своему возлюбленному, она обрекает его на мучения и гибель.
Библиографический список
1. Ахматова, А.А. Соч.: в 6 т. / А.А. Ахматова. - М.: Эллис Лак, 1998. -Т. 1/1. - 968 с. - Т. 1/2. - 640 с. - Т. 2. - 528 с.
2. Кихней, Л.Г. Заголовочно-финальный комплекс как потаенный шифр в стихах Ахматовой 1920-40-х годов / Л.Г. Кихней // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество: Крымский Ахматовский научный сборник. - Вып. 4. - Симферополь: Крымский архив, 2006. - С. 108-119.
3. Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. - М. : Советская энциклопедия, 1991. - 736 с.
4. Народные праздники и обычаи. Венки из живых цветов / [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.love.cddk.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=1 66&PHPSESSID=2c894c707b6be4e6589dae98353c1d1f. - Загл. с экрана.
6 Народные праздники и обычаи. Венки из живых цветов. / [Эл. ресурс]. - Режим доступа:
http://www.love.cddk.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=166&PHPSESSЮ
=2c894c707b6be4e6589dae98353c1d1f.
5. Шевчук, Ю.В. Тема судьбы поэта и истории отечества в поздней лирике Анны Ахматовой / Ю.В. Шевчук // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество: Крымский Ахматовский научный сборник. - Вып. 6. - Симферополь: Крымский архив, 2008. - С. 95-115.
6. Энциклопедия: символы, знаки, эмблемы. - М. : Локид-Пресс, 2005. -494 с.
7. Венок [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/252.htm. - Загл. с экрана.