интериоризации культуры во внутренний план личности и развития мира (форм культуры) в процессе развития личности. Природные, органические особенности индивида вы-ступаютлишь предпосылками (не источниками и не причинами) развития. С позиций социо-логизаторского подхода предметом изучения становится не индивидуально-художественное, а социально-групповое, нормализовано-эстетическое, не личностно-креативное, а "ролевое", стереотипизированное. В рамках обсуждения этого подхода следует подчеркнуть, что все общественные институты, эстетические установки, искусство и т.д. могут эффективно воздействовать на процесс развития личности только в том случае, если они реализуются в их непосредственных или опосредованных контактах людей, в их общении, во взаимоотношениях и взаимодействии. Человек как субъект собственного бытия, внутренних переживаний, как творец своей судьбы развивается в системе отношенческих координат, в системе "человек социум". "Человек рождается, имея способности достраивать и совершенствовать себя, нивелировать незавершенность окружающего его мира. Основной инструментарий - не его разум, а художественно-творческая деятельность" [2].
Различные редукционистские взгляды складываются как результат гипертрофированного осмысления возможностей системы художествен но-педа готического образования. Однако анализ сильных и слабых сторон этих взглядов подводит к пониманию того, что будущность интегративной системы связана с гуманистическим, культуросообразным и при-
родосообразным принципами художественного научения, с "окультуриванием натуры", с комплексным преобразованием задатков человека в его идеальные (социокультурные, психосемантические, художественно-катарси-ческие) человеческие способности. Проекционная система может быть реализована в основополагающем единстве, в соотношении "человек-мир" как ценность, в истории индивидуальной жизни и деятельности, в которой "каждый человек предстает одновременно и как природно-общественное, и как духовно-практическое существо в совокупности своих сущностных сил и родовых способностей" [2].
Таким образом, культуросообразная парадигма в хореографическом образовании, в исследовании феномена хореографического творчества, позволит раскрыть объективно существующие закономерности становления личности в предметном поле хореографии, разработать современные инновационные технологические средства развития продуктивно-творческой личности, способной к самосовершенствованию и воспроизводству ценностей культуры.
Литература:
1. Дмитриев C.B. Д.В. Оленев. Технология обучения двигательным действиям: предметная область и теоретическое обоснования : монография. - Н. Новгород : H ГПУ, 2001.
2. Сляднева Л.Н. Формирование двигательной креативности ребенка старшего дошкольного возраста как педагогическая доминанта его личностного развития//KANT. - 2014.- 2(11).- С. 120-122.
3. Сляднева Л.Н. Телесно-двигательная пластика: теория и практика. - Ставрополь : Ставролит, 2013.
THE SYMBOLISM OF THE SONG LYRICS AS LANGUAGE PRACTICE PEDAGOGICAL TEAMS
Smirnov Pavel Alexandrovich, Post-graduate Student, Chair of Teacher Education, Kostroma State University named after N. A. Nekrasov, Kostroma E-mail: smirnopascha/S>yandex.ru
The article presents the results of linguistic research of the content of the song texts pedagogical teams as a socio-cuiturai phenomenon. Research methods are interviewing the heads of pedagogical units, iexico-semantic analysis of song texts. Based on the analysis of language practices, expressed in the song texts, performed by the organizers of the summer holidays, highlighted a number of key characters and ideas that reflect the value the unity of the teaching staff. Separate section is devoted to the Central ideas of the texts of the hymns as elements of identification of pedagogical teams.
Keywords: the pedagogical team; the linguistic practice; vocabulary; contextual analysis; song lyrics.
УДК 81.276.6 СИМВОЛИКА ПЕСЕННЫХ ТЕКСТОВ КАК ЯЗЫКОВОЙ
ПРАКТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОТРЯДОВ
© Смирнов П.А., 2016 В статье представлены результаты лингвистического исследования содержа-
ния песенных текстов педагогических отрядов как социокультурного явле-
ния. Методами исследования являются интервьюирование руководителей педагогических отрядов, лексико-семантический анализ песенных текстов. На основании анализа языковых практик, выраженных в песенных текстах, исполняемых организаторами летнего отдыха, выделен ряд основных символов и идей, отражающих ценностное единство педагогического коллектива. Отдельно освещены центральные идеи текстов гимнов как элементов идентификации педагогических отрядов.
Ключевые слова: педагогический отряд; языковые практики; лексика; контекстный анализ; песенные тексты.
"Раз словечко, два словечко - будет песенка..."
М. Матусовский
Одним из культурных регуляторов воспитания в пространстве детского лагеря являются, по нашему мнению, языковые практики. Именно языковые практики педагогов, педагогических отрядов -один из важнейших факторов воспитательного (образовательного) влияния на детей - участников лагерных смен.
Для нас интерес представляют языковые практики педагогических отрядов ("общественно-педагогических объединений"), представители которых воспитывают современных детей в загородных детских лагерях, и, не осознавая, транслируют через язык ценности минувшей эпохи, становящиеся значимыми для подростков. Педагогические отряды возникли в 60-е, а наибольшее развитие получили в 70-80 гг., следовательно, в своей культуре, языковые практики несут отпечаток советской эпохи. Задачей данного текста как раз является анализ наиболее популярных текстов песен на предмет содержания позитивных символов, отражающих языковую практику учащейся молодёжи - участников педагогических отрядов.
При проектировании своего исследования мы опирались на интерпретацию символики Всероссийского детского центра "Орленок" (Б.В. Куприянов)[4], некоторые положения Л.А. Коугия, характеризующие исследование языковых практик в социальном воспита-нии[3].
Языковые практики общественно-педагогического объединения, в частности педагогического отряда, находят своё отражение в поэтических песенныхтекстах,исполняемыхучастниками педагогического отряда. Совместное исполнение песен вожатыми и детьми влечёт за собой устойчивые воспоминания по окончании смены в течение длительного периода. Е.В. Абашкина, исследуя ритуалы повседневности летнего лагеря "Интеграл" (г. Волгоград), отмечает, что 78% детей связывают свои воспоминания о смене с лагерными песнями [1].
С целью определения музыкальных предпочтений участников педагогических отрядов было проведено интервьюирование 28 руководителей общественно-педагогических объединений из 13 субъектов Российской Федерации (Центрального (4), Уральского (1), Приволжского (5), Сибирского (2), Северо-Западного (1) Федеральных округов).
Данные интервьюирования показывают, что большинство педагогических отрядов исполняют бардовские песни и русский рок, тем самым, транслируя детям своеобразный набор ценностей. Особое место занимают авторские песни лагеря (написанные участниками лагерных смен), которые поддерживаются большинством ребят и исполняются у костра, на отрядных кругах, мероприятиях (см. рис. 1).
СМИРНОВ Павел Александрович, аспирант, кафедра Педагогического образования, Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова, Кострома [email protected]
Бардовская песня - социокультурное явление, представляет собой отдельный пласт культуры советской эпохи. Тематика песен была очень близка слушателю,она отражала повседневность народа, общую картину страны. Поэтому близкая по духу песня была поддержана населением. В 60-80-е гг. популярность приобретают Ю. Визбор, А. Городницкий, В. Ланц-берг, Б. Окуджава и др. И.Б. Ничипоров отмечает, что "произведения бардов были наполнены антидогматичным духом ("выступали" против цензуры, официальных установок власти)"[5].
В молодёжной среде, проникнутой романтикой студенческих строительных отрядов, бардовские песни имели особый успех. По мнению Ю.А. Орловой, студенческие отряды становились своего рода "аккумуляторами" и "трансляторами" песенной культуры бардов[7]. Студенческая молодёжь в 60-80 гг., работая в рамках строительных отрядов, создавала свои песни, близкие и понятные молодёжи - о любви, о проблемах студенчества. Зачастую создавались песни юмористического характера, противопоставленные существующему строю.
Рисунок 1 - Музыкальные предпочтения участников педагогических отрядов
Вопрос:Какие песни предпочитают исполнять участники вашего педагогического отряда?
Также в60-е годы появляется и русский рок, расцвет которого приходится на конец 80 - начало 90-х гг. Развитие рок-поэзии основывается на бардовской традиции и становится про-тестной формой против официальной идеологии [6]. Рок-музыканты первое время были вынуждены "скрываться" от власти и выступать на "квартирниках". Содержательность текстов русской рок-поэзии, в отличие от западной, играет большую роль, чем музыка, тексты отражают общественную действительность. Привлекательность русского рока для молодежи - участников педагогических отрядов - состоит по всей видимости в том, что песни повествуют о состоянии внутреннего мира героя, выражают свою позицию. Наиболее яркими представителями русского рока стано-
вятся А. Макаревич, В. Цой, Е.Летов, Б. Гребенщиков, группы "Аквариум", "Алиса", "ДДТ".
Специфика использования песен педагогическим отрядом состоит в исполнении песен в определенное время. Так, например, в студенческом педагогическом отряде "Каприс" (г. Екатеринбург) традицией считается начинать и заканчивать спевку песней"Птенцы" (из интервью одной из участниц). Песни, популярные для исполнения, используются в свободное времяпровождение: более энергичные - в утренние часы; лиричные, спокойные - в вечернее время.
Особой вехой в развитии движения педагогических отрядов можно считать Костромской областной лагерь школьного комсомольского актива "Комсорг", основателем которого был А.Н.Лутошкин (1973 г.). Песня в лагере имела особое значение. По воспоминаниям коллег, А.Н. Лутошкин, будучи начальником штаба, сам писал песни и музыку, исполнял их на мероприятиях, в кругу отряда "Товарищ", разучивал со старшеклассниками. Свой сборник авторских песен, адресованных комсоргам, назвал "Методическое пособие, задающее эмоциональную окраску лагерю с помощью песни"[2]. В это время появилась традиция завершать день спокойной песней в отрядном кругу, чтобы перестроить эмоциональный фон, настроить воспитанников на сон.
Анализируя отзывы участников педагогических отрядов, размещённых в сети "Интернет", а также данные ответов респондентов, мы выявили, что наибольшей популярностью в детских лагерях отдыха и оздоровления пользуются следующие песни: "Алые паруса" (Вл. Ланцберг), "Перевал" (Ю. Визбор), "Птенцы" (Л. Ваксман, Д. Воронков), "Мы пройдём сквозь земной простор" (автор неизвестен), "Ты, да я, да мы с тобой" (сл. В. Потоцкого, муз. В. Иванова), "Философы в тринадцать с половиной" (В. Белякова, П. Кайро) и др. Для выявления в песнях символов, наиболее важных для детей и взрослых (отражающих смысл и настроение песен), был проведен контекстный анализ содержания песенных текстов.
Первый и основной символ - символ дружбы. Данная идея раскрывается в понятиях "взаимовыручка", "поддержка", "общая радость", "желание быть вместе". Символ дружбы просматривается в следующих строках - "Будет много нас, и будем мы вместе..." ("Мы пройдём сквозь земной простор"), "Хоть мы с тобою,
старина, не боги..." ("Философы в тринадцать с половиной") - слово "старина" обозначает долгое совместное дружеское общение. "Ты, да я, да мы с тобой! Здорово, когда на свете есть друзья..." ("Ты, да я, да мы с тобой").
Второй символ, который прослеживается в поэтических текстах, - это любовь. Любовь как символ чистоты, привязанности друг к другу двух влюблённых людей, идущих к своей любви, невзирая на преграды. Их счастье - быть вместе - "Над бухтой, где отважный Грэй нашёл свою Ассоль, над бухтой, где Ассоль дождалась Грэя" ("Алые паруса").
Одним из философских символов является жизнь. Авторы размышляют над темой поступков, решений, что было верным шагом, что нет, и для чего всё это было - "Просто прожитое прожито зря, не зря..." ("Перевал").
Четвёртая символическая категория представлена идеей свершения мечты, веры в чудеса, достижения результата: "Не три глаза, ведь это же не сон, и алый парус гордо реет..." ("Алые паруса"), "мечтая, забываются подчас, свечой присев у тёплого камина..." ("Философы в тринадцать с половиной").
Следующая идея связана также с символом веры - "вера в результат совместного труда и свои силы". "Мы ещё пролетим над городом, на крыле до небес возвышенном..." ("Птенцы"), "Всё мы сделаем своими руками..." ("Мы пройдём сквозь земной простор").
Шестым символом мы определяем "трудность", жизненные препятствия, которые необходимо преодолевать, они являются отражением идеи о многогранности, сложном устройстве жизни. "Узнаешь зло - без этого нельзя, ведь люди не всегда бывают правы..." ("Алые паруса"), "Ты не бойся ни тьмы, ни голода, будет день и найдётся пища нам..." ("Птенцы").
Достаточно распространённым в поэтических текстах является символ пути, призвания, предназначения. В предложенных песенных текстах этотсимвол также ярко выражен, к примеру, в песне "Мы пройдём сквозь земной простор" прослеживается идея самодостаточности, уверенности в своём пути, устремлённости вперёд - "по вершинам огромных гор". В песне "Ты, да я, да мы с тобой" лёгкость текста не теряет идею пути и своего предназначения -"Землю обогнём, потом махнём на Марс...".
Контекстный анализ текстов песен, наиболее популярных в педагогических отрядах, отражает содержательную сторону языковой практики, показывает основные идеи, пропа-
гандирующие образы честных, добрых, дружных, смелых людей.
Многократное повторение одних и тех же музыкально-поэтических текстов представляет собой ярковыраженную языковую практику педагогического отряда, которая становится инструментом создания образа участников педагогического отряда, представляющегося примером для подростков. Частота исполнения позволяет влиять на сознание человека, исполняющего песню, тем самым формируя ценностное отношение.
Особое место среди песен педагогических отрядов занимают гимны, это подтверждают результаты анкетирования руководителей (67% опрошенных согласились с тем, что гимн в жизни коллектива имеет большое значение, существуют официальные и неофициальные гимны). Гимны исполняют в наиболее значимых ситуациях (на открытии, закрытии смены, крупных мероприятиях). Для участников педагогических отрядов гимн становится особой песнью, проникнутой идеей единения, дружбы, призвания и осознания значимости деятельности педагогического отряда. Гимном становятся как известные (написанные) песни, так и авторские произведения отряда. Проанализируем песенные тексты гимнов отрядов иркутского объединения студенческих педагогических отрядов (ИО СП О) [8, с. 117-120].
Одной из самых популярных идей в гимнах является конструкт индивидуальной или групповой идентичности ("Кто Я - участник педагогического отряда?", "Какой мой педагогический отряд?"). "Ты боец "Альтаира" и точка, для тебя отступления нет. Нас немногие понимают, удивляются все подряд..." (из гимна СПО "Альтаир" им. В. Правика). "Что такое Атом -это сила..., дружба..., юность... . Атом наша соль и вода, Атом с нами в сердце всегда" (гимн СПО "АТОМ").
Вторая идея, которая явно прослеживается в гимнах, включает в себя призыв к действию, постоянное движение, дороги, отражает призвание участников педагогических отрядов -работа с детьми. "Нас "Пламя" в дорогу зовёт в страну под названием - детство" (из текста гимна СПО "Пламя"). "Кусочек сердца отдавать кому-то - такая, брат, у нас с тобой работа" (из текста гимна СПО "Вега").
Третья центральная идея в песенных текстах гимнов принадлежит дружбе, единению, поддержке друг друга в трудные минуты, признанию командной работы как способа достижения результата. "Что не сделаешь, сделаем вместе и достигнем вершин и побед" (из текста
гимна СПО "Альтаир" им. В. Правика). "Связала нас любовь и дружба, и сердцу это очень нужно..." (из текста гимна СПО "КапиТель").
Анализ текстов гимнов иркутских студенческих педагогических отрядов подтверждает важность этой языковой практики, решающей задачу эмоционального настроя, вдохновения участников отряда на работу, стремления быть достойными своего отряда.
В ходе исследования были проанализированы наиболее популярные песенные тексты, исполняемыеучастникамиобщественно-педа-гогических объединений организаторов летнего отдыха детей и подростков. Песни какязы-ковая практика исполнялись в педагогических отрядах советской эпохи, исполняются и в настоящее время. Это говорит об устойчивости во времени такого явления, какязыковая практика педагогического отряда.
Анализ текстов песен позволяет определить их позитивное значение для участников смены в лагере. Песня отражает настроение, призывает к действию, формирует особый дух, становится субкультурной выразительностью лагеря. Наиболее ярко отмечаются идеи романтики юношества, связанные со свободой, борьбой со стихиями, выявлены идеи творческого поиска, созидания, нравственных ценностей и коллективизма.
Примечания:
1. Абашкина Е.В. "Линейка", "зарядка", "свечка": воспроизводство порядка в ритуалах повседневности летнего лагеря // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. -2014.-№1.-С. 97.
2. Бильгильдеева Т., Битянова М. Анатолий Николаевич Лутошкин // Школьный психолог. - № 29. -2001. [Электронный ресурс]. URL: http:// psy. 1 se pte m be r. ru/i n dex. ph p?yea r=2001 &n um =29 (дата обращения 10.01.2016).
3. Коугия Л.А. Языковая практика как фактор интеграции подросткового внешкольного объединения // Дополнительное образование детей как фактор развития образовательных учреждений разных типов : материалы Всероссийской научно-практической заочной конференции. - Ярославль : ЯГПУ, 2008. - С. 100-103.
4. Куприянов Б.В. Позитивные мифы социальной педагогики "Орленка" // Народное образование. -2009,- №3,- С.187-194.
5. Ничипоров И.Б. "Учусь у людей доброте...". Авторская песня в школьном изучении.//Филоло-гический класс, № 22. - 2009. - С. 43.
6. Новикова Ю.В. Бард-рок культура в аспекте языковой картины мира : на материале бард-рок текстов : дис.... канд. филол. наук. - Томск, 2010. - 241 с.
7. Орлова Ю.А. Авторская песня как феномен советской культуры // Теория и практика общественного развития. - 2011. - №4. - С.122
8. Учебно-методическое пособие "Я - вожатый ИО СПО"? - Иркутск, 2006. - С. 117-120.
SOCIO-PEDAGOGICAL FEATURES OF THE USE OF CULTURAL EDUCATIONAL TECHNOLOGIES
Taushkanova Julia Alexandrovna, Post-graduate Student, Chelyabinsk State institute of Culture and Arts, Chelyabinsk
Education is the awakening process, formation and realization of the need for the creation, consumption and dissemination of cultural values and cultural function of education consists in the reproduction and development of material and spiritual culture of the various layers and primarily among the youth. The objective our research is to identify the sociological aspects of education as a function of cultural and educational technologies implemented in the everyday life of the individual.
Keywords: personality; value orientations; needs; social pedagogy; technology; cultural and educational aspect.
УДК379.8.093
Таушканова Ю.А., 2016
ТА УШКА НОВА Юлия Александровна, аспирант, Челябинский
государственный институт культуры, Челябинск
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУЛЬ ТУРНО-ОБРАЗОВА ТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Образование есть процесс пробуждения, формирования и реализации потребностей в создании, потреблении и распространении ценностей культуры, а культурная функция образования состоит в воспроизводстве и развитии материальной и духовной культуры различных слоев и прежде всего молодежи. Задачей нашего исследования является выявление социологического аспекта образования как одной из функции культурно-образовательных технологий, реализуемых в повседневной жизни личности.
Ключевые слова: личность; ценностные установки; потребности; социальная педагогика; технологии; культурно-образовательный аспект.
I
Одним из эффективных средств, воздействующих на мировоззрение личности, которое одновременно содействует трансформации