УДК 392
DOI: 10.15507/2076-2577.011.2019.01.086-092
ИСКУССТВО ГОБЕЛЕНА МОРДОВИИ СЕГОДНЯ
Гавин Сергей Владимирович,
профессор кафедры «Дизайн-текстиль» МГХПА им. С. Г. Строганова,
член-корреспондент Российской Академии Художеств, заслуженный художник России (г. Москва, РФ), sergey-gavin@yandex.ru
Таньшина Зоя Александровна,
кандидат искусствоведения,
старший преподаватель кафедры ««Дизайн-текстиль»
МГХПА им. С. Г. Строганова
(г. Москва, РФ), tanshina.zoya@mail.ru
В статье подчеркивается роль искусства гобелена в современном культурном пространстве, затрагивается история становления национальных школ этого вида декоративно-прикладного и монументального искусства в республиках бывшего СССР, значение выставок гобелена как групповых, так и персональных, проводимых региональными творческими организациями Союза художников РФ и Союзом художников России, а также Государственным музеем-заповедником «Царицыно». Указывается на важность использования богатейших традиций народного искусства, а также сказаний и легенд народа, населяющего многонациональную Россию.
На примере работы педагогов и выпускников кафедры традиционной мордовской культуры и современного искусства Института национальной культуры Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва рассмотрено применение современного гобелена в оформлении архитектурного пространства. Обозначены перспективы дальнейшего развития искусства гобелена в творчестве молодых художников.
Ключевые слова: гобелен; традиция; монументально-декоративное искусство; выставка; мордовское национальное искусство.
Для цитирования: Гавин С. В., Таньшина З. А. Искусство гобелена Мордовии сегодня // Финно-угорский мир. 2019. № 1. С. 86-92.
Введение
Искусство гобелена в России всегда занимало особое место в ряду других видов декоративно-прикладного и монументального искусства. Единое культурное пространство, участие художников на проходящих крупных всесоюзных выставках изобразительных искусств позволяли общаться художникам и зрителям, представляющим народы многонационального государства. Это давало неисчерпаемые возможности для развития многих видов монументально-декоративного искусства, таких, например, как гобелен, не характерных для традиционной культуры некоторых народов.
Обзор литературы
Проблемы эволюции гобелена в советский и постсоветский периоды получили довольно широкую разработку в научной литературе начала XXI в.
Как отмечают исследователи, первые семена искусства гобелена, попав на благодатную почву народного искусства, благодаря высокому профессионализму и энтузиазму художников дали всходы в советскую эпоху. Именно тогда стали возникать и развиваться национальные школы различных видов декоративного искусства и гобелена в частности. Хорошо известны республиканские школы гобелена в бывшем СССР, которые обладали свои-
86 ISSN 2076-2577 (print)
© Гавин С. В., Таньшина З. А., 2019
ми неподражаемыми качествами, корнями, уходившими в народное искусство. Сложились школы гобелена в Прибалтике, Украине, Белоруссии, Грузии, России и других республиках бывшего СССР. Произведения художников этих школ обогащали друг друга, а регулярно проводимые семинары, работа в творческих группах давали возможность общаться художникам разных направлений и школ, совместная работа обогащала творческий багаж, являясь сильным импульсом в работе мастеров. Многие художники, получившие образование в национальных школах, увлеклись искусством гобелена, стали демонстрировать свои произведения на выставках, показывая всевозрастающий интерес к этому виду искусства [2]. Кроме того, бум строительства крупных общественных зданий давал им возможность реализовывать свои замыслы не только в выставочных проектах, которых было несравненно больше, чем сейчас, но и осуществлять их в архитектурной среде.
Архитекторы, строившие театры, пансионаты, санатории и многие другие общественные здания, украшали интерьеры таким элитарным видом монументально-декоративного искусства, каким является гобелен. Их произведения всегда обогащали и одухотворяли скромные тогда по декору архитектурные пространства, что стало одной из важных причин расцвета искусства гобелена в середине 19701990 гг. [3].
С распадом СССР процесс развития и востребованности гобелена стал угасать. Большая группа художников практически осталась не у дел. Профессиональное обучение гобелену замерло, выпускные дипломные работы в этом виде искусства стали уже не такими масштабными, как раньше и во многом превратились из монументальных, раскрывающих большие общественно значимые темы произведений в камерные, предназначенные в основном для жилого интерьера - «коврики». Причиной тому стало и снижение строительства крупных общественных сооружений. Художники перестали получать заказы на крупномасштабные произведения, резко сократилось количество проводимых вы-
ставок, у музеев стало меньше возможностей приобретать произведения современных художников - все эти и другие факторы привели к затишью в искусстве гобелена. Кроме того, многие художники в России и в бывших республиках СССР переключились на более покупаемые и не столь затратные по времени выполнения виды изобразительного искусства - живопись и графику, благо что все художники, ранее успешно работавшие в создании гобелена, имели серьезное базовое академическое образование, полученное в ведущих художественных вузах страны.
Материалы и методы
В начале XXI в. искусство гобелена вновь переживает интерес художников и публики. Проблемы его развития на современном этапе требуют серьезного теоретического осмысления, анализа новой художественной практики последних десятилетий, выявления инновационных процессов и т. п.
Эмпирическим материалом данной статьи являются художественные процессы в области российского гобелена как в центральных регионах, так и на периферии, в том числе в Республике Мордовия.
Теоретико-методологической базой послужили современные исследования, представленные в научных статьях, монографиях, диссертациях по указанной проблематике. Применение аналитического, сравнительного и описательного методов исследования позволило сделать выводы об актуализации гобелена как художественной практики современности, выявить формирование новых художественных школ в регионах, а также предпосылки развития данного процесса.
Результаты исследования и их обсуждение
Как показывает знакомство с современной художественной практикой центра и регионов, в начале XXI в., благодаря энтузиазму некоторых российских художников, поддержке ГМЗ «Царицыно», объявившему начало регулярно проводимых в стенах музея «Триеннале современного искусства гобелена», художественный
процесс заметно оживился. Этот музей располагает большой коллекцией гобеленов советского периода, в его постоянной экспозиции есть работы известных советских художников. Наряду с работами авторов второй половины XX в., всех значительных мастеров республик бывшего СССР в экспозиции музея есть замечательные шпалеры XVП-XVШ вв., и здесь можно проследить эволюцию этого вида искусства на протяжении большого временного отрезка. Прошедшие два триеннале показали неугасший интерес к этому виду творчества, особенно у молодого поколения художников. Кураторами по итогам выставки были назначены награды за лучшие студенческие работы, которые составили часть экспозиции первой и второй триеннале. Особенно большое количество работ было представлено в первой триеннале, девиз которой «Квадратный метр - свое пространство», давал возможность участия большому числу художников из всех регионов России, а также многим известным мастерам ближнего зарубежья. Стали возрождаться хорошо известные ранее петербургская и московская школы гобелена.
Московские и петербургские художники (Н. Мурадова, Л. Альтман, Н. Цветко-ва, Е. Ткаченко, М. Нечепорук и др.) стали постоянными участниками различных зарубежных выставок. В некоторых российских регионах возникли собственные школы гобелена, которые позволяют говорить об особенностях российского гобелена. По словам В. И. Савицкой, «в гобелене, как ни в каком другом виде декоративного творчества, неожиданно были обнаружены неисчерпаемые пластические возможности, которые немедленно привлекли к нему многих художников, - причем не только текстильщиков, но и живописцев, и графиков, и монументалистов, и керамистов» [4, 3].
Многонациональный характер всего изобразительного искусства России не мог не сказаться на развитии искусства гобелена. Хочется обратить внимание на традиционный классический вид гобелена с классической технологией ткачества. Конечно, в таком виде гобелен не исчер-
пал свои возможности, а наоборот, опираясь на богатейшие культурные традиции народностей, населяющих Россию, приобрел современное звучание, материальную и духовную ценность произведений ручного ткачества как декоративного, так и монументального характера [1]. Наряду с работающими и известными мастерами появились новые имена выпускников ведущих вузов России, что особенно заметно в экспозициях, упомянутых царицынских триеннале. На третьей триеннале, которая прошла в ГМЗ «Царицыно» с мая по сентябрь 2018 г. под девизом «Вер-дюра XXI века», кураторы отобрали более 100 работ из различных регионов России. За небольшой период прошли выставки ведущих мастеров гобелена в Москве и в других регионах России. В Российской академии художеств состоялись выставки известных художников России: А. Шмаковой, Н. Мурадовой, С. Гавина. В рамках триеннале были проведены персональные выставки А. Мадекина и С. Гавина. Большая экспозиция работ художника А. Го-раздина была представлена в выставочном зале художественного музея Костромы, в Великом Новгороде и Йошкар-Оле. С большим успехом прошла выставка замечательного художника А. Войтова в Твери. В Музее русского лубка и наивного искусства, а затем в выставочном зале Кирилло-Белозерского музея-заповедника прошла выставка графики и гобеленов М. Русановой, которая необычно интерпретирует тему народно-лубочной графики в гобелене. Гобелен был разнообразно представлен на первой Уральской триеннале декоративного искусства в Екатеринбурге. Здесь нельзя не сказать о художниках Екатеринбурга, о лидере большой группы художников О. Орешко, сумевшей создать на базе архитектурной академии сильную кафедру, выпускники которой успешно участвуют практически во всех значительных выставках.
Следует упомянуть о разнообразных творческих поисках внутри жанра. Диапазон его довольно широк: от привычных для восприятия классических шпалер до объемно-пространственных композиций, свободно помещенных в простран-
стве или подвешенных к потолку (работы художников М. Нечепорук, Г. Храмцо-вой, Ф. Львовского и др.). Декоративность крупных цветовых пятен, иногда предельная цветовая насыщенность выделяет работы молодых художников из Саратова и Самары. Лидером самарской школы гобелена можно назвать тонкого, лиричного художника О. Емельянова. Свое творческое лицо имеют работы другого самарского художника А. Бандуры. В Твери работает художник Войтов, его работы отличаются монументальностью, лаконичностью композиционного строя и колорита. Надо отметить, возросший интерес Союза художников России к творчеству молодых представителей этого направления. Два года подряд проводились мастер-классы по гобелену на форуме творческой молодежи в Крыму «Таврида». В 2018 г. Союз художников России совместно с Ассоциацией художников декоративного искусства Московского союза художников провели семинар-симпозиум «Место и роль гобелена в современном архитектурном пространстве». В течение недели молодые художники из разных регионов России, в том числе из Мордовии, трудились в доме творчества «Челюскинская», где работали над эскизами и проектами будущих произведений. Также они могли познакомиться с творчеством ведущих московских художников, посетив их мастерские, присутствовать на мастер-классах, участвовать в «круглом столе», обсуждая выполненные работы. По предложению ГМЗ «Царицыно» такие семинары-симпозиумы будут проходить ежегодно, а выполненные по этим проектам работы будут демонстрироваться на следующих триеннале.
Указанные тенденции коснулись и талантливых художников Мордовии. Отрадно наблюдать, как зарождается и набирает силу мордовская школа гобелена, опираясь на богатейшие традиции своего народа, на прочную фундаментальную профессиональную подготовку. На последних смотрах гобелена в ГМЗ «Царицыно», в выставках галереи «Беляево», на проходящих всероссийских экспозициях в Москве, Саранске, Саратове и других горо-
дах работы из этой республики обратили на себя внимание как зрителей, так и художников. Пока еще робкие, неброские, но уже отмеченные тематикой, неповторимыми образами. Особенно отрадно, что в своих композициях мастера опираются на родное народное искусство, традиционные мотивы богатого культурного наследия. Можно говорить о рождении национальной школы гобелена, искусства для мордвы, возможно, нового, не столь привычного и богатого традициями, как, например, вышивка или резьба по дереву. Эти работы сразу привлекли внимание такими характерными чертами, как узорочье и фактура поверхности, необыкновенно поэтичные фольклорные образы, неожиданные композиционные решения роднят такие произведения с шедеврами народной вышивки, костюма и резьбы.
Основной творческой площадкой, пропагандирующей и обучающей базой для молодых художников стала кафедра традиционной мордовской культуры и современного искусства Института национальной культуры МГУ им. Н. П. Огарёва (в настоящее время - кафедра театрального искусства и народной художественной культуры). Подлинным энтузиастом в деле воспитания национальных кадров стала художник, доцент кафедры Людмила Демьяновна Лёвина. При всесторонней поддержке коллектива кафедры и ее заведующей в то время Ольги Герольдов-ны Беломоевой педагогу удалось заинтересовать и обучить азам профессионального мастерства ряд молодых художников, которые впоследствии показали свои пока скромные достижения в ряде выставочных проектов. Одна из воспитанниц Л. Д. Лё-виной Екатерина Беляева заканчивает обучение в магистратуре на кафедре «Дизайн-текстиль» МГХПА им. С. Г. Строганова. Дипломная работа студентки - масштабный гобелен «Сквозь золото света» для холла родного ей института. Уже в этой работе молодой художник воплотила многие знания, полученные в процессе учебы.
В основе композиции - традиционная для многих культур форма - круг - олицетворение мира. Этот круг замкнут двумя динамичными формами, напоминающими
крылья птицы. Птица (утка) является одним из важнейших символов мордовской мифологии. Горизонтальную композицию гобелена пронизывают два треугольника, которые создают динамично пересекающуюся систему, тем самым, соединяя традицию и современность. Весь гобелен пронизан золотистым светом, цветовая гамма построена на традиционных сочетаниях красно-коричневого, охристого и белого с включением оттеняющих их холодных оттенков синего. В целом, композиция гобелена не цитирует прямо тематику народного искусства мордвы, а колористически, смыслово ощущаются традиции фольклора и искусства мордовского народа.
Лёвина - энтузиаст, художник-пропагандист искусства гобелена и большой знаток народного искусства и фольклора мордвы. Она воспитала учеников, которые продолжили эти традиции и успешно представляют свои работы на различных выставках. Важно, что эти традиции развиваются на базе фундаментальной профессиональной подготовки.
Лёвина получила профессиональное художественное образование, окончив Саранское художественное училища им. Ф. В. Сычкова. Наряду с успешной преподавательской деятельностью Лёвина -художник, творчество которого посвящено современной интерпретации мотивов народного искусства и фольклора. Один из ее гобеленов называется «Тешкст» (этно-знаки мордвы). Это небольшой по размеру, но монументальный по композиции гобелен может служить примером использования этнической темы в искусстве. Произведение вызвало большой интерес у художников, критиков и публики. Используя простую геометрию знаков в абстрактной композиции, художник сумела создать своего рода «паспорт» своей земли. Композиция гобелена проста и, на первый взгляд, не затейлива, но как часто простое таит в себе множество ассоциаций вплоть до вселенского значения. Увеличенный до больших размеров гобелен (что позволяет композиционное решение), дополненный другими изображениями, может носить не только документальный характер, но и стать свое-
образным «вселенским гимном», где каждый знак, расположенный в свободном пространстве, решенный классическим языком ткачества, может обрести характер почти планетарного символа.
Лёвина находится в зените творчества, ее поиски связывают, как уже отмечалось, народные традиции, богатую этнографию и мифологию мордвы с находками современного языка декоративного искусства. Это может привести к созданию интересных, значимых для культуры народа произведений и войти в культурное наследие не только мордвы, но и всего российского народа.
Все это относится и к работам учеников Лёвиной, в основе которых - глубокое изучение образцов народного искусства, истории, культуры, являющихся неиссякаемым источником большинства работ студентов и выпускников кафедры.
Работы молодых художников Мордовии экспонировались на крупных российских выставках. Сейчас уже можно сказать, что художники Мордовии все чаще завоевывают заметные места в экспозиции этих выставок и привлекают внимание зрителей и коллег из других регионов тематическим и композиционным многообразием произведений, основанных на культурных традициях мордовского народа.
Такими работами являются гобелены: «Инненармунь» («Божья птица»), «Родные просторы», «Ожерелье времен» Л. Д. Лёвиной, «Ночная песня» Т. Четай-киной, произведение, посвященное покровительнице леса мордвы - Виряве, «Хранительница леса» И. Даниловой.
Новые решения фольклорной темы мы видим в работах Лёвиной. Ее гобелены «Легенда о рыбах», «Птица-река» и, особенно, «Счастье в каждый дом» не являются иллюстрациями, а представляют собой авторское осмысление народного эпоса. Такие работы, как «Сила воды» Ю. Лукониной, «Пробуждение» Е. Беляевой и многие другие, посвященные природе Мордовии, образно и поэтично передают красоту родной земли. Они напрямую не связаны с народным искусством мордвы, но передают любовь художников к окружающей природе с ее дивными лесами, тихими
речками и бездонной глубиной неба. Таким образом, средствами художественного языка, характерного для гобелена, не иллюстрируя напрямую мифы, легенды, богатые сказания мордвы, авторы создают объемный глубокий образ родины.
Заключение
Столица Мордовии - город Саранск хорошеет с каждым годом, строятся новые кварталы, общественные здания, в том числе имеющие культурное назначение, растет команда молодых перспективных художников, не поверхностно знающих, а любящих искусство и культуру своего народа, красоту родной земли. В новых архитектурных сооружениях прочитываются мотивы мордовского народного искусства1. Это заметно в большей степени в цветовом решении и декоре построенных сооружений. Силуэты зданий и их пропорции напоминают силуэты и пропорции национального костюма, его отдельных элементов или деталей (Государственный музыкальный театр им. И. М. Яушева, Мемориальный музей военного и трудового подвига 19411945 гг., архитекторы А. Костина, Р. Ка-нанина). Все это говорит о том внимании, которое уделяется культурному наследию народа. Произведения молодых художников могли бы не только дополнить такие решения, но и стать прекрасным примером оформления интерьеров этих зданий. Тем самым можно было бы не только поддержать талантливую молодежь, но и придать индивидуальный характер этим
постройкам. В таком единстве внешнего декора форм, ритмов и наполнения произведениями искусства интерьеров можно видеть удачное гармоничное ансамблевое решение. А наши современники, воспитанные на компьютерных технологиях, могли бы прикоснуться к живительному, духовному источнику народной культуры, перенесенному в русло современного художественного языка. Как отмечала известный искусствовед Савицкая, «перед гобеленом открываются богатейшие перспективы приобщиться также к миру искусства монументального. Сохраняя все особенности декоративного произведения, он получает возможность обращаться к кругу образов значительного общественного содержания, к языку одухотворенной обобщенности, к символам и аллегории, и, не переступая опасной грани иллюстративности, обращаться к решению и некоторых задач монументально-декоративного искусства» [4, 5].
Есть уверенность, что у гобелена Мордовии есть большое будущее, его развитие в этом направлении принесет положительный результат. Не вызывает сомнений, что монументальные произведения займут свое место в архитектуре Мордовии. Лучшие из них станут своеобразной визитной карточкой республики и, аккумулируя и по-новому интерпретируя художественные достижения мордовской вышивки, резьбы, костюма2, будут способствовать упрочению авторитета искусства Мордовии в российском и мировом культурном пространстве.
1 См.: Крюкова Т. А. Мордовское народное изобразительное искусство. Саранск, 1968; Мордовия. Народное искусство: альбом. Саранск, 1985.
2 См.: Мордовский народный костюм: альбом / авт.-сост. Т. П. Прокина. Саранск, 2007.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Казакова Л. В. Технический прием как художественный феномен в авторском декоративном искусстве // Русское искусство. 2017. № 1. С. 102-109.
2. Крамаренко Л. Г. Декоративное искусство России ХХ века: к проблеме формообразования и сложения стиля предметно-пространственной среды: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. Москва, 2005. 56 с.
3. Крамаренко Л. Г. Художник. Материал. Форма. Отечественное декоративное искусство XX - начала XXI века. Керамика. Стекло. Гобелен. Фарфор. Москва: МГХПА им. С. Г. Строганова, 2009. 203 с.
4. Савицкая В. И. Современный советский гобелен. Москва: Совет. художник, 1979. 216 с.
Поступила 07.03.2019, опубликована 12.08.2019
TAPESTRY ART IN MORDOVIA TODAY
Sergey V. Gavin,
Professor, Department of"Design-textile",
Moscow State Stroganov Academy of Design and Applied Arts (Stroganov Academy), corresponding member of the Russian Academy of Arts, Honored artist of Russia (Moscow, Russia), sergey-gavin@yandex.ru
Zoya A. Tanshina,
Candidate Sc. {Art History}, Lectuer, Department of "Design-textile",
Moscow State Stroganov Academy of Design and Applied Arts (Stroganov Academy)
(Moscow, Russia), tanshina.zoya@mail.ru
The article discussed the role of contemporary tapestry art in modern culture, the history of the formation and growth of national decorative-applied and monumental art schools in the Republics of former Soviet Union, the importance of both group and personal tapestry exhibitions organized by regional creative organizations of the Union of Artists and the Russian Union of Artists as well as the state Museum-Reserve "Tsaritsyno". It emphasizes the importance of using richest traditions of folk art, stories and legends of the people living in multiethnic Russia.
The works of teachers and graduates of the Department "Folk Art Culture and Contemporary Art" of the Institute of National Culture of Ogarev Mordovia State University have been demonstrated as an example of those who apply modern tapestry in architectural space design. The paper also defines prospects for the development of tapestry art in the works of young artists.
Key words: tapestry, tradition, monumental-and-decorative art, exhibition, Mordovia national art, contemporary. For citation: Gavin SV, Tanshina ZA. Tapestry art in Mordovia today. Finno-ugorskii mir = Finno-Ugric World. 2019; 1: 86-92. (In Russian)
REFERENCES
1. Kazakova LV. Technic method as an artistic phenomenon in author's decorative art. Russkoie iskusstvo = Russian Art. 2017; 1: 102-109. (In Russian)
2. Kramarenko LG. Domestic decorative art of the twentieth century. Moskva; 2005. (In Russian)
3. Kramarenko LG. Artist, material, shape. Russian Decorative Art of XX-XXI centuries. Ceramics. Glass. Tapestry. Porcellain. Moskva; 2009. (In Russian)
4. Savitskaya VI. Modern Soviet tapestry. Moskva; 1979. (In Russian)
Submitted 07.03.2019, published 12.08.2019