18. Лосев, А. Ф. Миф. Число. Сущность [Текст] / А. Ф. Лосев. - М. : Мысль, 1994. - 919 с.
19. Лосский, В. Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие [Текст] / В. Н. Лосский. - М. : Центр «СЭИ», приложение к журналу «Трибуна», 1991. - 288 с.
20. Мать Мария (Скобцова). Типы религиозной жизни [Текст] / Мать Мария (Скобцова). - М. : СФИ, 2002. - 68 с.
21. Мелетинский, Е. М. Время мифическое [Текст] // Мифы народов мира : Энциклопедия в 2-х т.т. / под ред. С.А. Топорова. - М. : Сов. энциклопедия, 1980. - Т. 1. - С. 252-253.
22. Ньютон, И. Математические начала натуралистической философии [Текст] / под ред. Л. С. Полака. - М. : Наука, 1989. - 668 с.
23. ПЭ - Православная энциклопедия [Текст]. В 27 т. / М. : «Православная энциклопедия», - Т. 8, 2004; Т. 9, 2005.
24. СББ 1990 - Словарь библейского богословия [Текст] / под ред. Ксавье Леон-Дюфура. - Bruxelles : Жизнь с Богом, 1990.
25. Софроний (Сахаров), архим. Видеть Бога как Он есть [Текст] / архим. Софроний (Сахаров). - Essex: Stavropegic Monastery St. John the Baptist, 1985.
26. Софроний (Сахаров), архим. Подвиг богопознания (Письма с Афона к Д. Бальфуру) [Текст] / архим. Софроний (Сахаров). - Эссекс; М. : Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь; Паломникъ, 2002. - 367 с.
27. Софроний (Сахаров), архим. Духовные беседы. В 2 т. Т. 2 [Текст] / архим. Софроний (Сахаров). - М.: Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, Эссекс, 2007.
28. Старец Силуан Афонский [Текст] - М. : Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеймонова монастыря, 1996.
29. Федотов, Г. П. Национальное и вселенское[Текст] / Г. П. Федотов // Собрание сочинений в 12 т. Т. 2. - М., 1998.
30. Флоровский Г., прот. Догмат и история [Текст] / прот. Г. Флоровский.
- М., 1994.
31. Флоровский Г., прот. Вера и культура. Избранные Труды по Богословию и Философии [Текст] / прот. Г. Флоровский. - СПб. : Изд-во РХГИ, 2002.
32. Хоружий, С. С. К феноменологии аскезы [Текст] / С. С. Хоружий. -М. : Изд-во гуманитарной литературы, 1998. - 352 с.
33. Шмеман, А., прот. Богослужение и предание [Текст] / А. Шмеман. -М. : Паломникъ, 2005. - 224 с.
34. Уайбру, Х. Православная литургия: Развитие евхаристического богослужения византийского обряда [Текст] / Х. Уайбру. - М. : ББИ, 2000. - 226 с.
Колобова Алина Ивановна
Преподаватель кафедры английского языка для технических специальностей ФГБОУ ВПО «НИИрГТУ», г. Иркутск, Россия
УДК 81-119 ББК 81
СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОЦЕЛУЯ В ХРИСТИАНСТВЕ
В данной статье предпринята попытка рассмотреть поцелуй как религиозный символ христианства. Цель исследования - определить значимость и роль поцелуйного обряда в католической, протестантской и православной церквях.
Ключевые слова: символ; поцелуйный ритуал; Поцелуй Иуды; «святое целование»; Святой крест; крестное целование; литургия.
SYMBOLIC SIGNIFICANCE OF KISS IN CHRISTIANITY
The article is devoted to the comprehension of such a religious symbol of Christianity as kiss. The research purpose is to define the significance and the role of the kissing ritual in the Catholic, Protestant and Orthodox Church.
Key words: symbol; the kissing ritual; The Judas kiss; «the holy kiss»; the Cross; taking by kissing cross; mass.
Феномен поцелуй имеет древнюю историю. Во времена язычества было принято целовать порог храма, алтарь, статую божества или божеств. В Египте целовали ступни скульптур богов и богинь, фараонов и жрецов, в других странах — ступни у судей во время процесса. В христианстве поцелуйные ритуалы видоизменились или наполнились новым содержанием.
В настоящее время существуют три основных конфессии в христианстве: католицизм, православие и протестантизм. Хотя между этими конфессиями есть определённые отличия, однако существует многое, что их объединяет, в частности, - поцелуйный обряд. В данном случае это не просто поцелуй в обычном понимании этого слова, а так называемый религиозный поцелуй, который является символом мира, добра и любви Божьей.
Поцелуй в католицизме
Раньше поцелуйный ритуал имел большое значение в Римско-католической церкви, так как он являлся неотъемлемой частью богослужения. До 1528 года у католиков существовала традиция приветствовать друг друга поцелуем. Однако в XIII веке Католическая церковь решила отменить её и установила так называемую «доску мира» (instrumentum pacis), известная в английском языке как «pax board», которую во время мессы сначала подносили к алтарю для целования священниками, а затем прихожанами для отпущения грехов. Но с течением времени этот ритуал исчез и в наши дни «pax board» целуют только во время торжественной мессы в кафедральном соборе rhttp;//www.catholic.org/encyclopedia/view.php?id=66621.
До недавнего времени Папе Римскому полагалось целовать ногу, точнее, его туфлю с изображением креста. Этот ритуал рассматривался как знак преклонения перед главой Католической церкви. Позднее целование туфли сменилось простым поклоном к ноге, поскольку была важна идея почтения, а не буквальное исполнение целования fhttp : //voxz.ru/baiburin.html 1.
До сих пор в Великий, или Чистый, Четверг (нем. Gründonnerstag) не только в католических, но и в православных и протестантских церквях происходит обряд омовения ног, как некогда Иисус Христос омывал ноги своим двенадцати апостолам перед Тайной Вечерей fhttp://bibleonline.ru/search/, Евангелие от Иоанна 13:1-11]. В православной и католической церквях омовение совершает священнослужитель, у протестантов обычно братья омывают ноги другим братьям, а сёстры — сёстрам. Но только в католичестве, и именно в Амвросианском обряде (миланский обряд), имело место целование ног после омовения. «Ещё в XII веке архиепископ Милана читал молитву над тремя потомками прокажённого, исцелённого Амвросием Медиолан-ским. После этого процессия с пением 118 псалма шла в другой храм, где архиепископ облачал одного из троих в новые одежды, умывал и целовал ему ноги, совершал в его присутствии мессу»
fhttp : //www. newadvent.org/cathen/01394a. html.
В средние века с появлением в облачении римских пап такого атрибута, как Перстня, или Кольца Рыбака, зарождается традиция, согласно которой верующий обязан приложиться к нему губами в знак уважения и почтения к наместнику Бога на земле. Но этот ритуал не требует обязательного исполнения для светских лиц или для духовенства других конфессий. Например, во время визита Папы Римского в Ватикане ни президент, ни глава правительства, ни министр иностранных дел Российской Федерации не лобызали его руку и не боялись тем самым нарушить этикет fhttp://www.ortho-hetero .ru/index.php/publicism/11861.
Стоит также упомянуть о католическом обряде Поклонения Святому Кресту. Этот обряд можно наблюдать до сих пор в католических храмах. Согласно «Католической энциклопедии», «клирики и верные миряне подходят к Святому Кресту по очереди, воздавая ему почитание простым коленопреклонением или целованием» [Католическая энциклопедия, 2007, с. 1591]. Кроме того, католический клирик во время мессы целует алтарь, так как он является символом Христа. Перед тем как облачиться для службы, он целует палантин (амикт), символизирующий авторитет и статус священнослужителя [http://www.osiluan.ru/oblachenia1.htm]. В католических странах, верующие сначала целуют священникам руку, затем перстень и крест. В свою очередь пастырь может ответить поцелуем в щеку или в лоб [http://www.ogoniok.com/archive/2000/4648/21-32-37/]. Хотя официально никто не отменял лобзание рук католических священнослужителей, в настоящее время этому этикету почти никто не следует, а в некоторых церквях он заменён на рукопожатие и даже на объятие между священником и мирянином.
В Католической Церкви во время обряда причащения последние слова песнопения являются неким призывом к преподанию целования мира. «Церемония преподания мира состоит из молитвы «Г осподи Иисусе Христе, который сказал...» и самого целования, которое происходит между клириками. Первоначально, конечно, в целование была вовлечена вся община. Мужчины всегда стояли на одной стороне храма, женщины - на другой, так, что имелись три группы: клирики, мужчины и женщины. Обмен поцелуями происходил только между людьми в каждой из этих групп, но не между группами непосредственно» fhttp : //www. l atina- adhuc. narod. ru/q uarta. html.
В наши дни этот ритуал, как впрочем и многие другие, упрощён и прихожане католической церкви не обмениваются поцелуями между собой, а обнимаются, пожимают друг другу руки, или слегка касаются друг друга щеками, что является обычным приветствием представителей западной культуры fhttp : //tropinka-v-
hram.ucoz.ru/news/pervye shagi v pravoslavnoj cerkvi dvenadcat faktov o kot orykh nuzhno znat/2010-11-06-2551. Объясняется это тем, что в средние века участились случаи вспышки эпидемии чумы и сифилиса, и поэтому люди боялись заразиться через поцелуй.
Михаэль Кунцлер отмечает, что в начале и в конце католической мессы целуют алтарный престол, а после чтения - Евангелие. Из-за своей интимности поцелуй стал подвергаться стилизации: во-первых, вместо мирного поцелуя был введён ритуал целования небольшого ковчега с мощами (Pax-tafel pacificial), во-вторых, поцелуй был заменён на контурное объятие [Кунцлер, 2001, c. 195].
Поцелуй в православии
В православии поцелую всегда уделялось особое внимание, так как в традиции древнехристианской церкви он был символом христианской любви и мира. Апостол Павел часто говорил о священном поцелуе, наставляя приветствовать друг друга с «целованием святым» [http://bibleonline.ru/search/, Первое послание к Коринфянам 16:20; Послание к Римлянам 16:16; 1-е к Фесса-лоникийцам, 5:26]. Ведь «святое лобзание» это искренний и безгрешный поцелуй. Святым поцелуй еще считается и потому, что дьявол, или сатана, разъединяет людей, а «святое целование» способно соединять rhttp://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=21c9047e-5d47-47dd-80f0-23ec6bfdb7ae]. Поэтому священнослужители древнехристианской Церкви включили поцелуйный ритуал в церковные таинства: крещение, исповедь, посвящение, погребение, бракосочетание и т.п. В древней церкви существовал и так называемый братский поцелуй, которым приветствовали друг друга прихожане. На Пасху среди православных был распространен обычай троекратного или однократного лобызания в щёку
rhttp://www.rusinst.ru/articletext.asp?rzd=0&id=867&tm=5]. Приветствовать друг друга поцелуем полагалось не только в пасхальное воскресенье, но и в течение 40 дней от Пасхи до Вознесения. Павел Алеппский, сирийский архидиакон, путешественник и писатель, так рассказывал об этом обряде, уви-
денном в одной из православных церквей середины XVII века: «Все присутствовавшие стали подходить, по обычаю, и прикладывались к кресту, и, прикладываясь затем к Евангелию и к иконе в руках священников, они целовали также последних в уста, причем давали им, каждый, красное яйцо. Так делали мальчики и взрослые мужчины. После них подходили женщины и девушки всех сословий, от высших до низших. Мы горели от стыда, когда женщины и девицы целовали священников в уста, а священники целовали их, говоря: «Христос воскресе», на что миряне и женщины отвечали: «Воистину вос-кресе», и последние в то же время целовали в уста священников, без всякого стыда. Видя это, мы сильно изумлялись, в особенности греки, бывшие этому свидетелями, но таков обычай у московитов» fhttp://relig-librarv.pstu.ru/modules.php?name=15441. Впрочем, такой обычай имел место только в приходах тех церквей, в которых было немного прихожан. В настоящее время братский и троекратный поцелуй так широко не практикуются, как это было несколько столетий назад fhttp : / / www.zavet .ru/ pascha02 .html.
С древних времён принятие в церковь происходило через обряд Крещения. Церковь всегда относилась к этому Таинству очень серьёзно, и поэтому не каждый человек допускался к нему. В Крещении принимала участие вся христианская община, а после совершения Таинства ее новых членов вели на общее собрание для чтения общих молитв, после произнесения которых, они приветствовали друг друга лобзанием
fhttp://eoro.ru/index.php?page=diplomnava-rabota-prot-evgeniva-gorvacheval. Этот ритуал видоизменился, и в наши дни прихожане после Крещения уже не приветствуют друг друга лобзанием.
В настоящее время в России среди духовенства сохранилось так называемое целование мира fhttp : //www.ortho-hetero .ru/index.php/publicism/11861. Это очень древний по своему происхождению церковный обычай, о котором упоминали ещё ранние христианские писатели, являлся символом примирения, любви и веры. Во время службы после целования сосудов происходит взаимное целование сослужащих иереев. Они целуют друг друга в плечи (два раза) и рука в руку. В древние времена это лобзание мира происходило не только среди клириков, но также и среди мирян: мужчины с мужчинами, женщины с женщинами fhttp://lib.eparhia-
saratov.ru/books/10k/kiprian/evharistia/46.htmll.
Среди священнослужителей существует обычай после обряда Причащения подходить к архиерею и, принимая благословление, целовать его руку. А после литургии, если бывает соборный праздничный молебен, все священнослужители целуют икону праздника или мощи святых угодников fhttp : //www.svnaxis. info/svnaxis/1 worship/general/chasha. html l.
В православной церкви во время Таинства Священства или Рукоположения во священника, рукополагаемого троекратно обводят вокруг святого престола с целованием углов, что символизирует посвящение его Пресвятой Троице. Далее рукополагаемому подают священническую одежду: епитрахиль, пояс, фелонь и книгу Служебник, которые, принимая, он целует пооче-
редно, а затем и руку дающего, архиерея [http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya zhizn/sem tserkovnyh tainstv/tainstva pravo slavnoy tserkvi 12-all.shtmll.
Например, перед проскомидией, на которой происходит воспоминание 2х событий: Рождество Иисуса Христа от Девы Марии и страдание и смерть Спасителя, после входных молитв священник совершает перед иконой земное поклонение и целует её. Затем, войдя в алтарь, целует Евангелие, напрестольный крест, престол и отходит для облачения, во время которого, беря каждую из своих одежд, целует крест на ней, прежде чем её одеть. А когда начинается непосредственно сама проскомидия, священник читает молитву и, по традиции, целует дискос, потир, звездицу, копие, лжицу [http://azbyka.ru/dictionary/15/kuligin proskomidiya-all.shtmll.
До начала Таинства Причащения, совершается «преподание мира» и «преклонение глав», во время которого священник молит Господа Бога освятить верующих и отпустить им грехи. После молитвы православные приветствуют друг друга троекратным лобзанием
[http : //www. pravoslavie. ru/put/biblio/molitva/86. htm]. Во время самого Причащения целуют нижний край Святой Чаши или Потира. В конце службы все становятся в очередь, чтобы поцеловать крест и руку священника или обшлаг одеяния, на котором вышит крест
[http : //www. truechri stianity. info/library/chudo svyato go prichashcheniya/chudo svyatogo prichashcheniya 011.phpl.
Когда происходит Таинство Венчания, священник даёт жениху приложиться к образу Спасителя, а невесте к образу Пресвятой Богородицы. По окончании церемонии, батюшка благословляет новобрачных, которые одаривают друг друга целомудренным поцелуем, символизирующим святую и чистую любовь друг к другу [http : //www. pravmir. ru/tainstvo-venchaniya/l.
Когда православные входят в Храм Божий, они, например, прикладываются к иконам Спасителя, целуя его в ножку (при поясном изображении - в ручку); к иконам Божией Матери и святых - в ручку; к иконе Нерукотворен-ного образа Спасителя и к иконе Усекновения главы святого Иоанна Крестителя - в косу власов [http://www.pravoslavie.ru/put/shagi/pervieshagi 12.html. Исповедующийся в своих грехах лобызает крест и Евангелие в знак благодарности и верности Христу [http://hram-
svyatih.ucoz.ru/index/sem tainstv pravoslavnoj cerkvi/0-105]. Приветствующий батюшку и получающий от него благословение, целует ему руку, символизирующую руку самого Христа. То есть, целуя руку священника, мы целуем руку Иисуса Христа, который предлагает нам спасение [http://prihod.eparhia.ru/publications/?id=2693l.
Следует отметить, что и по сей день в православной церкви поцелуй практикуется и среди священников, и среди прихожан во время и после литургии и, разумеется, включён в Таинства Церкви.
Поцелуй в протестантизме
В XVI веке в Г ермании произошла частичная реформация христианской веры, в результате которой возникает новая ветвь христианства - протестантство. Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, его Триединстве, о бессмертии души, аде и рае, отвергая, однако, католическое представление о чистилище и признаёт только Священное писание rhttp://druidgor.narod.ru/protest/protestQ 1 .html].
Будучи противником католичества, Мартин Лютер предложил отменить лишние сложные ритуалы, жесты, таинства, чтобы сократить дистанцию между Богом и человеком. По его мнению, между человеком и Богом не должно быть посредника, поэтому человек не нуждается в Божьем благословении через какие-либо символы, как например, поцелуй.
Карен Хави (Harvey) показывает, как братский, или мирный поцелуй (лат. Sculum pacia), попадает под критику протестантов и как постепенно пасторы упраздняют поцелуй мира, не включая его в богослужение. Кроме этого, они воздерживаться от поцелуя в Страстной четверг, так как, по их мнению, он мог напоминать о предательстве Иуды. Ранние протестанты, фактически, предлагали поцелуй мира воспринимать как поцелуй Иуды, который является символом коварства и предательства. Хотя он и не был полностью устранён, но был лишен своего священного смысла во время протестантского богослужения [Harvey, 2QQ5, p. 25].
Мартин Лютер рассматривал поцелуй как личное дело каждого и полагал, что поцелуй это лишь символ любви и расположения. Более того, он запретил физический поцелуй среди членов прихода. Влияние протестантской идеологии привело к тому, что поцелуй был перенесён из общественной в личную сферу [Harvey, 2QQ5, p. 26].
Существуют ли в наши дни поцелуйные ритуалы у протестантов? В поисках ответа на этот вопрос, я обратилась к пастору лютеранской церкви г. Иркутска - Томасу Граф Гроте. В своём письме он сообщает, что в протестантизме нет различия между священником и мирянином, поскольку они равны перед Богом. Поэтому в Лютеранской церкви не принято целовать руку священника. Да и понятие священника (Priester) у них отсутствует. Настоятелем общины является пастор (Pastor), которого выбирает приход. Пастор не представитель Бога, а тот человек, который помогает другим людям найти свой собственный путь с Богом. Он равный среди равных. В Лютеранской церкви отсутствует понятие святых предметов, и поэтому ни иконы, ни другие предметы в Лютеранской церкви не целуют. Не практикуется и поклонение святым мощам [письмо пастора лютеранской церкви г. Иркутска, Томаса Графа Гроте Колобовой А.И., 10.11.2011].
Известно, что, в настоящее время прихожане некоторых протестантских церквей приветствуют друг друга целованием в знак любви и доверия: мужчины с мужчинами, женщины с женщинами. Эта практика основывается на древнем христианском обычае «приветствия лобзанием святых», неоднократно упоминаемой в Новом Завете
Гhttp://ru.wikipedia.org/wiki/Объединённая церковь христиан веры
евангельской]. Томас Граф Гроте уточняет, что, действительно, в некоторых деревнях его целовали братья во Христе, которые были намного старше его. Такой поцелуй в качестве приветствия имеет место между братьями или сестрами лишь в старых приходах и практикуется редко. Только во время церемонии венчания, после благословения пастора, новобрачным разрешается поцеловать друг друга.
Также существует свидетельство о том, что в некоторых странах протестанты, принимая присягу по тому, или иному поводу, целуют Библию rhttp: //www. symbolarium. ru/index.php/Поцелуй]. На этот счёт пастор Томас Граф Гроте пишет, что, если, например, у прихожан-баптистов или пятидесятников возникнет несогласие с теологией проповедника, открывается новый приход. В таком случае возникают местные обычаи, как например, целование Библии [письмо пастора лютеранской церкви г. Иркутска, Томаса Графа Гроте Колобовой А.И., 11.11.2011].
Вообще, у протестантов настолько всё упрощено, что во многих молитвенных домах нет ни икон, ни алтарей, многие таинства упразднены, отсутствуют монастыри и монашество
[http://druidgor.narod.ru/protest/protest01 .html].
Сопоставляя поцелуйные ритуалы в католицизме, православии и протестантизме, следует отметить, что с течением времени эти ритуалы видоизменялись, а иногда упразднялись. Что касается протестантизма, то многие из этих ритуалов не были приняты изначально. До сих пор в католицизме и православии поцелуй практикуется во время богослужения и в Таинствах Церкви, таких как Крещение, Причащение (Евхаристия), Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение, так как он является особой формой выражения почтения, любви и уважения к Святой Церкви и Богу.
Библиографический список
1. Harvey, K. The kiss in history [Text] / K. Harvey. - Manchester, New York : Manchester University Press, 2005. - 208 с.
2. Catholic Encyclopedia: Kiss [Электронный ресурс]. - URL :
http: //www. catholic. org/encyclopedia/view. php?id=6662 (дата обращения
25.04.2012).
3. Catholic Encyclopedia: Ambrosian Liturgy and Rite [Электронный ресурс]. - URL : http: //www.newadvent. org/cathen/01394a.htm (дата обращения
29.04.2012).
4. Алеппский Павел (архидиакон). Путешествие антиохийскаго патриарха Макария в Россию в половине XVII века. Описанное его сыном архидиаконом Павлом Аллепским (по рукописи Моск. Гл. Архива М-ва Иностранных Дел) [Электронный ресурс] / Павел Алеппский.; пер. с арабского Г. Муркоса. Вып. 2. От Днестра до Москвы. - М. : Унив. тип., - 1897. - 202 с. - 27 см. - Б. ц. 1897 г.— URL : http://relig-library.pstu.ru/modules.php?name=1544 (дата обращения 01.05.2012).
5. Байбурин, А. К. У истоков этикета. Этнографические очерки [Электронный ресурс] / А. К. Байбурин, А. Л. Топорков. - Л. : Наука, 1990. -URL : http : //voxz.ru/baiburin. html ( дата обращения 09.05.2011).
6. Библия [Электронный ресурс]. - URL : http : //bibleonline.ru/search/ (дата обращения 07.05.2012).
7. Вяткина В., Особый пастырь - священник [Электронный ресурс] //
Свято Вознесенское Архиерейское Подворье: интернет - журн. 15.01.2012. -URL : http://prihod.eparhia.ru/publications/?id=2693 (дата обращения
29.01.2012).
8. Горячев Е., прот. Традиция оглашения и крещения в Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. - URL : http://eoro.ru/index.php?page=diplomnava-rabota-prot-evgeniva-gorvacheva (дата обращения 27.01.2012).
9. Игумен Силуан (Туманов) Богослужебные облачения инославных
христиан [Электронный ресурс]. - URL :
http://www.osiluan.ru/oblachenia1.htm (дата обращения 01.05.2012).
10. Как вести себя во время и после Причащения [сайт]. - URL : http://www.truechristianitv.info/librarv/chudo svvatogo prichashcheniva/chudo s vvatogo prichashcheniva 011.php (дата обращения 21.01.2012).
11. Как встретить Святую Пасху. Пасхальные богослужения, обычаи и трапезы. Московский Сретенский монастырь [Электронный ресурс]. - URL : http ://www.zavet.ru/pascha02 .htm (дата обращения 24.01.2012).
12. Католическая энциклопедия [Текст]. В 4 т. Т. 3. - М : «Научная книга» Изд. Францисканцев, 2007. - 1946 с.
13. Кунцлер, М. Литургия церкви 1: Москва [Текст] / М. Кунцлер. - М. : «Христианская вера», 2001. - 304 с.
14. Нормы этикета выше христианской совести: о лобзании руки римско-
му папе и испрашивании благословения [Электронный ресурс] // Благодатный огонь: журнал 27.10.2011. - URL: http://www.ortho-
hetero.ru/index.php/publicism/1186 (дата обращения 23.01.2012).
15. Объяснения церковных и домашних молитв Божественная литургия
верных [Электронный ресурс]. - URL :
http : //www. pravoslavie. ru/put/biblio/molitva/86. htm (дата обращения
03.05.2012).
16. О целовании святого Евангелие, Креста, честных мощей и икон
[Электронный ресурс]. - URL :
http : //www.pravo slavie.ru/put/shagi/pervieshagi 12. htm (дата обращения
31.01.2012).
17. Первые шаги в Православной Церкви: двенадцать фактов, о которых
нужно знать [Электронный ресурс]. -URL : http : //tropinka-v-
hram.ucoz.ru/news/pervve shagi v pravoslavnoj cerkvi dvenadcat faktov o kot orvkh nuzhno znat/2010-11-06-255 (дата обращения 19.01.2012).
1S. Перед Святой Чашей (некоторые правила для мирян) [Электронный ресурс]. - URL : http://www.synaxis.info/synaxis/1 worship/general/chasha.html (дата обращения 30.01.2012).
19. Платонов О.А. Институт Русской Цивилизации [Электронный ресурс].
- URL : http://www.rusinst.ru/articletext.asp?rzd=0&id=S67&tm=5 (дата обращения 29.01.2012).
20. Православие и современность. Информационно-аналитический портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви: Целование мира [Электронный ресурс]. - URL : http : //lib .eparhia-
saratov.ru/books/10k/kiprian/evharistia/46. html (дата об ращения
22.01.2012).
21. Проскомидия, ее чинопоследование и идейное содержание [Электронный ресурс]. - URL : http : //azbyka.ru/dictionary/15/kuligin pro skomidiya-all.shtml (дата обращения 2S.01.2012).
22. Протестантизм [Электронный ресурс]. - URL : http://druidgor.narod.ru/protest/protest01.html (дата обращения 14.11.2011).
23. Семь Таинств православной церкви [Электронный ресурс]. - URL : http://hram-swatih.ucoz.ru/index/sem tainstv pravoslavnoj cerkvi/0-105 (дата обращения 27.01.2012).
24. Таинства Православной Церкви [Электронный ресурс]. - URL : http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya zhizn/sem tserkovnyh tainstv/tainstva pravos lavnoy tserkvi 12-all.shtml (дата обращения 19.01.2012).
25. Таинство Венчания [Электронный ресурс]. - URL :
http : //www. pravmir.ru/tainstvo-venchaniya/ (дата обращения 22.01.2012).
26. Формы служения Святой Мессы [Электронный ресурс]. - URL : http ://www.latina-adhuc.narod. ru/quarta.htm (дата обращения 1S.01.2012).
27. Что означает святой поцелуй в православии? [Электронный ресурс]. -
URL : http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=21c9047e-5d47-47dd-S0f0-
23ec6bfdb7ae (дата обращения 23.11.2011).
2S. Энциклопедия поцелуев [Электронный ресурс]. -URL :
http : //www. o goniok. com/archive/2000/464S/21-32-37/ (дата обращения
25.01.2012).
29. Энциклопедия символов [Электронный ресурс]. - URL :
http : //www. symbol arium. ru/index. php/Поцелуй (дата обращения 20.11.2011).
30. Wikipedia [Электронный ресурс]. - URL :
http://ru.wikipedia.org/wiki/Объединённaя церковь христиан веры___________еван-
гельской (дата обращения 23.01.2012).
Тимченко Мария Станиславовна
Преподаватель английского и немецкого языков в языковой школе «Language School», Иркутск, Россия
Магистрант гр. ЛМЗ-11-02, факультета европейских языков ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия