Научная статья на тему 'Символические топонимические названия в «Мантик-ут-тайр»-е («Языке птиц») Фаридаддина Аттара'

Символические топонимические названия в «Мантик-ут-тайр»-е («Языке птиц») Фаридаддина Аттара Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
356
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕХОД / АБСТРАКТНЫЕ ПОНЯТИЯ / СИМВОЛИЧЕСКИЕ СОБСТВЕННЫЕ ИМЕНА / ПОЭТОНИМЫ / TRANSITION / ABSTRACT NOTION / SYMBOLIC PROPER NAMES / POETONIMY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Абодуллоева Сафина Юсуповна

В статье определены ономастические особенности произведения персидско-таджикского поэта суфия Х1 века Фаридуддина Аттора «Мантик-ут-тайр», в частности перехода абстрактных понятий к символическим собственным именам. Анализируются символические собственные имена географического понятия водӣ (долина).Определены основные стилевые и образные характеристики символов топонимических названий. Сделан вывод, что собственные имена географического понятия водӣ (долина) в исследуемой поэме Аттара послужили как средство выражения суфийской концепции относительно стадии и ступеней достижения верующих Истины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Symbolic toponymic names in the “Mantiq-ut-tayr” («The language of Birds») Faridaddin Attar

The article gives the onomastic features of Persian Tajik sufi poet of the XI century Faridaddin Attar work « Mantiqut-tayr» the transition of abstract notions to symbolic proper names in particular. The author analyses symbolic proper names of geographical notionvodi (Valley), defines the main stylistic and figurative characteristics of toponymic names symbols. It is concluded that the proper names of the geographical notion vodi (valley) in the studied poem of Attar served as means of expression of Sufi concept regarding the stages and steps of achievement the Truth by believers.

Текст научной работы на тему «Символические топонимические названия в «Мантик-ут-тайр»-е («Языке птиц») Фаридаддина Аттара»

УДК 821.222.8(Т) С.Ю. АБОДУЛЛОЕВА

ББК 81.4

СИМВОЛИЧЕСКИЕ ТОПОНИМИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ В «МАНТИК-УТ-ТАЙР»-Е («ЯЗЫКЕ ПТИЦ») ФАРИДАДДИНА АТТАРА

Суфизм - религиозно-мистическое течение в исламе, возникшее в VШ-IX веках, и получившее распространение в Арабском халифате. Согласно историческим источникам суть философского мышления суфийского течения состоит в том, что оно : «признает реальным лишь существование Бога, а окружающие вещи и явления - его эманацией». Последователи суфизма объявляют высшей целью жизни мистическое соединение души человека с Богом, требуя отрешения от всего земного. «Соединение с божеством», по учению суфистов, происходит в экстазе, до которого должен довести себя верующий (10,469). Представители суфийского течения считают, что многие люди говорят: «я верю только в Моисея» или «я верю в Христа» некоторые говорят, что верят в Веды или в другие древние писания». Но суфию всё равно, кто сказал; ему важно только «что» сказано?. Если он находит Истину в словах Заратуштры, он принимает её».

Из данного философского суждения суфистов исходит, что человек создан из света Божьего Х,ак, (Истина) и для достижения его нужно преодолеть множество преград (стади) мирской жизни. Путь приближения к Творцу представляет собой такие ступени, как покаяние, самоотчёт, страх, надежда, самоконтроль и нравственные качества: правдивость, искренность, терпеливость, которыми украшается мюрид-верующий в пути ощутимого познания Аллаха и достижения ихсана (араб.), состояние особой истовости мусульманской веры, трудно достижимое в других вероисповеданиях и поэтому часто воспринимаемое как фанатизм, которому нет предела. Под понятием приближения к Аллаху подразумевается не предметная близость, так как Всевышний Бог велик от того, чтобы Его ограничивало время или место.

Поэтонимы являются одним из основных элементов формирования художественных замыслов в поэтических произведениях суфийских мыслителей. В поэзии персидко-таджикского поэта XI века Фаридаддина Аттара определение ономастических единиц иногда становится сложным процессом, так как в них можно найти как прямые обозначенные онимы, так и абстрактные понятия, переходящие на уровень собственных имён, которые выражают религиозно-мистические понятия. Ярким примером для определения вышесказанных суждений может послужить поэма Фаридаддина Аттара «Мантик-ут-тайр»(«Язык птиц» или «Логика птиц»), где упомянутые мистические замыслы автора выражены в рамках перехода конкретного географического термина к более абстрактным, понятиям, с помощью которых отражено специфические суждения суфийского мыслителя.

Такая отчётность философского понятия суфистов в поэзии Аттара выражена путём аллегоричного выражения мысли действующими лицами которой являются птицы-зоопоэтонимы. Согласно легенде, все собравшиеся птицы земли, посоветовавшись, решили выбрать для себя одного лидера стаи, который мог бы привести их к намеченным целям. Лидером для них стала птица Симург (Ан;о), которая жила на горе Каф (Эльбрус) и которую увидеть удалось не каждому (11,460-470). Птицам совместно и в согласии нужно было достичь эту цель путём преодоления препятствий и прохождения степеней, которые в «Мантик-ут-тайр»-е обозначены как «водй» -«долина, широкое и просторное место между горной цепью» (8,238). В поэме «Мантик-ут-тайр» были выявлены 7 абстрактных долин(стадий), преодоления которых откроет путь к Истине. В произведении Фаридаддина Аттара географический термин водй(долина) приобрёл другое значение как «достижение намеченной цели».

Первой стадией достижения Истины обозначена стадия «водии талаб» (просьба, заявка, поиск (9,311)) -самоотчёт - мусхаба - это состояние души и тела верующего, когда в нём постоянно присутствует состояние самоотчёта. В «Мантик-ут-тайр»-е стадия водии Талаб выражена как категория достижения Высшего путём отчуждения от мирского, как преодоление желаний путём отречения от земных благ, потребность достижения Высшего, Великого, Вечного: Чун фуру ойй ба водии Талаб, Пешат оядх,ар замоне сад тааб. Сад бало дар %ар нафас ин чо бувад, Тутии гардун магас ин чо бувад (6,240).

Преодоление этой стадии требует немалых усилий вопреки всем желаниям:

Цидду цахд ин цост бояд соло, З-он ки ин цо калбгардадуолхо Мулк ин цо боядат андохтан, Милк ин цо боядатдарбохтан, Дар миёни хун-т бояд омадан, В-аз хама берун-т бояд омадан (6,240).

Вторая стадия обозначена как долина " ВодииИшк" - Любовь- "чувство привязанности к кому-либо, духовная зависимость" (8, 517). Любовь к Аллаху -это наивысшая степень из всех степеней. Всякая степень после Любви к Аллаху является лишь её плодом. И нет степени, предществующей ей, кроме пути к Аллаху. Любовь к Аллаху невозможно определить словами. Всякое определение лишь обесценивает её. В поэзии Аттара с помощью Ишк-Любви отражена главенствующая стадия, сущность достижения цели "стаей птиц", и сравнение её идёт наряду с Разумом, где преобладающую роль играет Любовь:

Баъд аз он водии Ишк ояд падид,

Гарки оташшуд, касе он цорасид...

Ишк ин цо оташ асту акд дуд,

Ишк чун омад, гурезад акд зуд!...

Гар зигайбатдидае бахшандрост,

Аслиишк ин цо бубинй, к-аз куцост(6,248-249).

В следующих строках приведено предпочтения Любви Разуму :

В-ар ба чашми акл бикшой назар, Ишкро харгиз набинй пову сар, Марди корафтода бояд ишкро, Мардуми озода боядат ишкро Ту на корафтодай, на ошикй, Мурдай ту, ишкро кай лоикй (6,249).

Следующая долина - это долина Водии Маърифат (знание, наука, ознокомления (8,667) -познание, осмысление сути существования. Этой стадией обвенчено стремление верующего путём совершенствования желательного (сунны) и после обязательного (фарз), преобладание и предпочтение неисчисляемых благ милости Аллаха. В произведении долиной Маърифат обозначена категория самопознания суфия:

Баъд аз он бинмоядатпеши назар, Маърифатро водии бе пову сар. Хеч кас набвад, ки у ин цойгох, Мухталиф гардад зи бисёриирох (6,258).

Следующие строки долины "Водии Маърифат" послужили основой познания сути существования верующего:

Гар зи асроратшавад завке падид, Хар замонат нав шавад шавке падид. Ташнагии баркамол ин цо бувад, Сад хазорон хун халол ин цо бувад (6,259).

"ВодииИстигно" - безразличие (8,505) - очередная долина преодоления пути птицами. Здесь всё сводится к одному, что созданное тысячелетием может обратиться в прах в одночасье: Гар шуд ин цо цузву кул, ай цон, табох, Кам шуд аз руи замин як барги кох, Гар ба як рах гашт ин нух, ташт гум, К,атрае дар хафт дарё гашт гум! (6,262).

В целом "ВодииИстигно"является символом бесмысленности всего существующего в земном пространстве:

Баъд аз он водии Истигно бувад, На дар он даъвову на маъно бувад, Мецахад аз бениёзй сарсаре, Мезанад бархам ба як дам кишваре (6,260).

Пятая долина "Водии Тавхид" - стадия Единство, вера в единого Бога (8,303). С помощью этой категории отмечена основа единения душ, единство целей, достижение успокоения душ:

Баъд аз ин водии Тавхид оядат, Манзари тачриду тафрид оядат, Руйхо чунз-ин биёбон баркашанд, Чумла сар аз як гиребон баркашанд (6,268). Понятие Единство - Тавхид в приведённых строках обозначено с помощью фразеологического оборота "аз гиребон сар баркашидан"- символ единения и совместного действия (8,303).

"Водии Хайрат" - долина Удивление, недоумение в произведении Аттара обозначена как категория преувелечения:

Баъд аз он водииХайрат оядат, Кор дойим дарду хасрат оядат, Хар нафас ин чо чу теге бошадат, Хар даме ин чо дареге бошадат Ох бошад, дард бошад, суз хам, Рузу шаб бошад, на шаб, на руз хам (6,275). "Водии Хайрат"- категория заблуждения:

Марди хайрон чунрасад ин чойгох, Дар тахайюр мондаву гум карда рох. Хар чй зад Тавхид бар чонаш ракам, Чумла гум гардад аз у, у низ хам (6,278). "Водии Хайрат "-категория переосмысления двойственного состояния: Ошикаам, аммо надонам бар киям? Не мусулмонам, на кофир, пас чиям?! Лекин аз ишкам надорам огахй, Хамдиле пуришк дорам, хам тихд (6,278). Замыкающая стадия в собственном осмыслении является "Водии Факр" последняя стадия суфиста, "факри фидой"- стадия самопожертвования (8,425). Данное отражения собственного понятия в поэзии Аттора послужило категорией осознания сути, ощущения неземного: Баъд аз водии Факр асту Фано, Кай бувад ин чо сухан гуфтанраво! Айни водии фаромушй бувад, Гунгиву карриву бехушй бувад (6, 284). "Водии Факр" также отмечена как категория воссоединения с первоначальной сутью: Лек агар покй дар ин дунё шавад, Аз вучуди хеш нопайдо шавад. Чунбиши у чунбиши дарё бувад, Учунабваддармиёнзебо бувад. Набвадуву у бувад, чун бошад ин, Аз хаёли акл берун бошад ин! (6, 285). Таким образом, можно отметить, что в "Мантик-ут-тайр"-е Аттара для определения множества граней суфийской поэзии абстрактные понятия перешли к символическим собственным именам и географическим понятиям, с помощью которых названы стадии и ступени достижения к Истине.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Мухторов, З.Лексикаи ирфонии газалиёти Саной. / З. Мухторов.-Душанбе, 2001. - 128 с.

2. Мухаммадчонов, А. Андешахо перомуни ирфон ва фалсафа. / А. Мухаммадчонов. - Душанбе, 2012. - 322 с.

3. Низомиддин, Н. Фарханги луготи «Маснавии маънавй»./ Н. Низомиддин. -Техрон, 1387. -219 с.

4. Румй, Чдлолуддин. Маснавии маънавй. / Ч,. Румй. - Техрон, Замон, 2001. - 728 с.

5. Сайид, Иброхим Х,икмат. ^уръон дар «Маснавй» / С.И. Хикмат.-Душанбе, 2007. - 480 с.

6. Фаридаддин, Аттор. Мантик-ут-тайр (Тахдяву тадвини матн бо му^аддима ва луготу тавзех,оти Алии Мухдммадии Хуросонй) / Ф.Аттор Душанбе: Эчод, 2006. - 356 с.

7. Фарханги точикй ва русй. -Душанбе: 2006. - 783 с. 8. Фарханги забони точикй.-М.: Советская энциклопедия,1969.-941 с. - Ч.1.

9.Фарханги забони точикй.- М.:Советская энциклопедия, 1969.-946 с. -Ч2.

10. Философский словарь. -Москва, 1986. -588 с.

11. Энциклопедия персидско-таджикской прозы. - Душанбе, 1986. - 479 с.

REFERENCES:

1. Mukhtorov, Z.The mystic vocabulary of Sanoi's poetry / Z.Mukhtorov. - Dushanbe, 2001. -127 p.

2. Muhammadjonov, A. Views about mysticism and philosophy / A. Muhammadjonov. - Dushanbe, 2012. -322 p.

3. Nizomiddin, N. The dictionary of words of «Masnavi ma'nawi»/N. Nizomiddin.-Tehran, 1387.-219p.

4. Rumi, Jaloliddin . Masnavi ma'navi / J.Rumi.-Tehran, 2001. -728p.

5. Said, Ibrohim Hikmat. Quran in «Masnavi» / Said, Ibrohim Hikmat. -Dushanbe,2007. - 480 p.

6. Faridaddin, Attar. Mantiq-ut-tayr [Introduction, compilation and preparation of the text by Ali Mukhammadi.] / F.Attar. - Dushanbe: Ejod, 2006- 356 p.

7. Tajik-russain dictionary.-Dushanbe: 2006. -783p. 8. Tajik language dictionary. Part 1.- M., 1969. - 941 p.

10. Tajik language dictionary. Part 1.- M., 1969. - 941 p.

11. Philosophical dicshionary.-Moscow, 1986.- 588 p.

12. Encyclopedia of Tajik and Persian prose.- Dushanbe, 1986.- 479 p.

Символические топонимические названия в «Мантик-ут-тайр»-е («Языке птиц») Фаридаддина Аттара

Ключевые слова: переход, абстрактные понятия, символические собственные имена, поэтонимы.

В статье определены ономастические особенности произведения персидско-таджикского поэта-суфия Х1 века Фаридуддина Аттора «Мантик-ут-тайр», в частности перехода абстрактных понятий к символическим собственным именам. Анализируются символические собственные имена географического понятия - водй (долина). Определены основные стилевые и образные характеристики символов топонимических названий.Сделан вывод, что собственные имена географического понятия - водй (долина) в исследумой поэме Аттара послужили как средство выражения суфийской концепции относительно стадии и ступеней достижения верующих Истины.

Symbolic toponymic names in the "Mantiq- ut-tayr" («The language of Birds») Faridaddin Attar

Keywords: transition, abstract notion, symbolic proper names, poetonimy

The article gives the onomastic features of Persian- Tajik sufi- poet of the XI century Faridaddin Attar work « Mantiq- ut-tayr» the transition of abstract notions to symbolic proper names in particular. The author analyses symbolic proper names of geographical notion- vodi (Valley), defines the main stylistic and figurative characteristics of toponymic names symbols. It is concluded that the proper names of the geographical notion - vodi (valley) in the studied poem of Attar served as means of expression of Sufi concept regarding the stages and steps of achievement the Truth by believers.

Сведения об авторе:

Абодуллоева Сафина Юсуповна, кандидат филологических наук, доцент кафедры таджикского языка Хорогского государственного университета имени М.Назаршоева (Республика Таджикистан, г. Хорог), E-mailroziya6@mail.ru

Information about the author:

Abodulloeva Safina Yusupovna, Candidate of Science in Philology, Assistant Professor of Tajik Language Department, Khorog State University named after M.Nazarshoev (Republic of Tajikistan, Khorog), E-mail:roziya6@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.