Научная статья на тему 'Символическая политика в информационно-коммуникативном взаимодействии Законодательного Собрания Краснодарского края с населением региона'

Символическая политика в информационно-коммуникативном взаимодействии Законодательного Собрания Краснодарского края с населением региона Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
115
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИМВОЛИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / SYMBOLIC POLITICS / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / COMMUNICATION INTERACTION / ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ / LEGISLATIVE ASSEMBLY OF KRASNODAR REGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Миронцева С. А., Башмаков И. С.

В статье публикуются результаты прикладного исследования символической составляющей информационно-коммуникативного взаимодействия Законодательного Собрания Краснодарского края с населением региона. С помощью методики контент-анализа выпусков информационного приложения ЗСК к городским и районным газетам были выявлены основные смыслы символической политики регионального парламента, а также их значение в информационнокоммуникативном взаимодействии данного органа власти с населением региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Миронцева С. А., Башмаков И. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of applied research of Krasnodar region Legislative Assembly symbolic communication are published in this article. By means of content analysis of the Legislative Assembly informational supplement to regional newspapers chief meanings of Kuban parliament symbolic politics and their significance in communication interaction of this body of power were brought to light.

Текст научной работы на тему «Символическая политика в информационно-коммуникативном взаимодействии Законодательного Собрания Краснодарского края с населением региона»

СИМВОЛИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО

КРАЯ С НАСЕЛЕНИЕМ РЕГИОНА

С. А . Миронцева, И. С. Башмаков1

В статье публикуются результаты прикладного исследования символической составляющей информационно-коммуникативного взаимодействия Законодательного Собрания Краснодарского края с населением региона. С помощью методики контент-анализа выпусков информационного приложения ЗСК к городским и районным газетам были выявлены основные смыслы символической политики регионального парламента, а также их значение в информационно-коммуникативном взаимодействии данного органа власти с населением региона. Ключевые слова: символическая политика, информационно-коммуникативное взаимодействие, Законодательное Собрание Краснодарского края.

The results of applied research of Krasnodar region Legislative Assembly symbolic communication are published in this article. By means of content analysis of the Legislative Assembly informational supplement to regional newspapers chief meanings of Kuban parliament symbolic politics and their significance in communication interaction of this body of power were brought to light.

Key words: symbolic politics, communication interaction, Legislative Assembly of Krasnodar region.

Наряду с передачей фактической информации в коммуникативной подсистеме политики важное значение имеет трансляция смыслов, ценностей и идей. Подобные символические представления соединяют разрозненные части общества, интегрируют его в единое целое, легитимизируют существующий властный порядок, а также имеют важное целеполагающее значение

1 Миронцева Светлана Александровна - кандидат политических наук, доцент кафедры государственной политики и государственного управления Кубанского государственного университета. Эл. почта: [email protected]

Башмаков Игорь Станиславович - аспирант кафедры государственной политики и государственного управления Кубанского государственного университета. Эл. почта: [email protected]

Работа выполнена в рамках проекта 6.1134.2011 «Сетевой ландшафт российской публичной политики: проблемы развития и безопасность».

для развития социума. Данную функцию в политической жизни выполняет символическая политика, с помощью которой осуществляется обмен символическими смыслами между властными структурами и рядовыми гражданами. По мнению С. П. Поцелуева, символическая политика представляет собой особый род политической коммуникации, нацеленный не на рациональное осмысление, а на внушение устойчивых смыслов посредством визуальных эффектов [14, с. 62]. Как отмечает О. Ю. Малинова, символическая политика является неотъемлемой составляющей политической сферы и заключается в производстве и продвижении определенных способов интерпретации социальной реальности в качестве доминирующих [6, с 8].

К символическим акциям властей можно отнести реформы законодательства, праздничные мероприятия и торжества, обращения к гражданам, поездки по стране, посещение социальных и промышленных объектов, организацию встреч с представителями общественности и т. д. С помощью символической политики представители органов власти транслируют необходимые значения и трактовки политических событий, формируют определенные поведенческие установки. Символические действия и события образуют своеобразную символическую подсистему политики, которая повышает стабильность и управляемость общества, вводит определенные правила и обычаи в политическую жизнь. Большую роль в символической политике играют средства массовой информации. Диалог с населением через СМИ, в том числе с использованием значимых символов и идей, формирование нужных власти представлений и мнений — непременная задача любого органа управления, во многом определяющая его успешность и популярность у жителей страны или региона.

Информационная деятельность региональных парламентов также выполняет символическую функцию. С помощью различных форм информационно-коммуникативного взаимодействия с гражданами представительная власть может добиваться создания положительного образа регионального Законодательного Собрания, изменять мнение населения о власти и ее деятельности. Например, инструментами символической политики в информационно-коммуникативном взаимодействии с населением могут становиться информационные приложения к местным и региональным газетам, а также рубрики и программы других видов СМИ, посвященные работе органов власти. Данные печатные и интерактивные издания, а также теле- и радиопрограммы служат важными средствами общественно-политического просвещения граждан, увеличения информированности населения о деятельности тех или иных властных структур. Кроме того, они наполнены символическими смыслами и идеями, меняющими представления населения о власти, формирующими чувство удовлетворенности ее деятельностью. Так, А. А. Семёнова, исследуя информационную политику Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, отмечает, что распространение благоприятных новостей о деятельности парламента, решении социальных,

экономических и других проблем способствует продвижению положительного имиджа законодательного органа власти [16, с. 73].

В нашей работе мы попытались исследовать характер и тенденции символической политики Законодательного Собрания Краснодарского края с помощью контент-анализа 18 выпусков информационного приложения к городским и районным газетам «В Законодательном Собрании Краснодарского края», освещающего деятельность данного органа власти. Мы постарались выявить основные темы приложения, символические смыслы, транслируемые читателям, а также попытались проследить динамику и тенденции изменения информационной политики ЗСК края.

Объем выборки контент-анализа (информационные приложения второго полугодия 2010 и первого 2011 г.) был обусловлен необходимостью выявить устойчивые черты символической политики ЗСК, а также их трансформацию под воздействием тех или иных изменений в политической жизни Краснодарского края. Например, такими событиями могут быть проведение в крае публичных отчетов глав муниципалитетов с февраля 2011 г. и начало предвыборной активности всей властной вертикали. Объединив наиболее часто встречающиеся слова, словосочетания и выражения, относящиеся к деятельности Законодательного Собрания, а также его взаимодействию с другими органами федеральной, региональной и местной власти, в основные категории, мы выявили их добавочное, символическое значение, передаваемое читателям информационного приложения. Так, основными смыслами символической политики ЗСК стали: результативность деятельности власти, внимание власти к мнению и проблемам населения, открытость и доступность власти, а также ее подотчетность и ответственность за жителей края (табл. 1).

Таблица 1

Основные смыслы символической политики ЗСК, их распределение в общем объеме

анализируемых единиц

Основные смыслы Всего упоминаний Доля в общем объеме, %

Результативность деятельности власти 791 61,7

Внимание к мнению и проблемам населения 298 23,3

Открытость, доступность власти 102 8

Подотчетность, ответственность власти 89 7

Всего 1280 100

Итак, самым обширным по результатам контент-анализа оказался блок значений, объединенный общим смыслом — результативностью работы власти. Действительно, первоочередной задачей в информационной политике власти является донесение до населения успехов и результатов действий власти, всестороннее освещение деятельности органа управления. Одновременно с этим

символически подчеркивается решительность и активность представителей власти, их труд на благо жителей региона, необходимость сохранения существующего политического курса и элиты.

При этом в категории «результативность деятельности власти» мы выделили наиболее часто освещаемые моменты в работе Законодательного Собрания края, объединив их в подкатегории: «решительность и активность власти», «успехи власти», «финансовые расходы и помощь власти», «анализ проблем и контроль над ситуацией в регионе» (табл. 2).

Таблица 2

Основные смыслы категории «результативность деятельности власти». Их доля в общем объеме единиц категории

Основные смыслы Всего упоминаний Доля в общем объеме, %

Успехи власти 251 31,7

Финансовые расходы и помощь власти 217 27,4

Решительность и активность власти 178 22,5

Анализ проблем и контроль над ситуацией в регионе 145 18,3

Всего 791 100

Как видно из табл. 2, самое большее внимание в информационном приложении уделяется подкатегории «успехи власти». К ней мы отнесли констатацию положительного результата работы власти, сообщения о решенных проблемах, задачах, с которыми предстоит справиться, а также упоминание позитивных изменений, произошедших при участии Законодательного Собрания края. Например, в одном из выпусков приложения говорится о большом успехе реализации краевых целевых программ: «Благодаря их действию решены ключевые социально-экономические проблемы. Многое сделано в таких важнейших сферах, как здравоохранение, образование, сельское хозяйство, социальное обеспечение, культура, развитие инфраструктуры» [5, с. 1].

Также в информационных приложениях важная роль в решении проблем, достижении положительного результата отводится депутатам местного уровня. Так, например, освещается деятельность одного из депутатов Совета муниципального образования: «...изо дня в день находит возможность для решения вопросов избирателей.», «.он не собирается менять своей настойчивости в решении проблем избирателей, в достижении положительного результата» [7, с. 4]. Подобным образом описывается деятельность и молодых депутатов Кубани: «Они заявляют о себе конкретными делами, учатся убедительно отстаивать свое мнение, решать проблемы избирателей» [11, с. 3].

Подкатегории «финансовые расходы и помощь власти» также уделяется большое внимание в приложении ЗСК (см. табл. 2). Практически в каждом выпуске присутствует информация о суммах, предусмотренных в бюджете и вы-

деляемых властями на решение социально-экономических проблем региона, финансовой помощи тем или иным категориям граждан. Особенно отмечается социальный характер краевого бюджета: «Главный приоритет краевого бюджета. сохранение стабильности финансового обеспечения социальной сферы, на которую. будет направлено 52 процента ассигнований», «Социальные выплаты получат более 1,5 млн кубанцев» [1, с. 2]. Таким образом, символически подчеркивается забота власти о гражданах, помощь наиболее уязвимым слоям населения.

Кроме мер финансовой помощи, в выпусках приложения часто упоминаются другие формы поддержки, например, создание условий для развития предпринимательской активности в Краснодарском крае: «Она, как известно, в крае существенна. Достаточно сказать, что по созданию делового климата для ведения бизнеса, устранению барьеров и препон на его пути наш регион признан одним из лучших в стране» [13, с. 3]. Освещение мер содействия как отдельным гражданам, так и целым секторам экономики и социальным группам является непременной составляющей информационной политики Законодательного Собрания края, демонстрирует опеку власти над жителями края, стремление создать условия для роста благосостояния граждан, социально-экономического развития региона.

В подкатегорию «решительность и активность власти» мы включили упоминания о мерах и усилиях власти, направленных на изменение проблемных ситуаций в регионе, о повседневной работе органов власти над теми или иными вопросами, а также об инициативах и предложениях представителей власти. Подобные сообщения не только информируют жителей о деятельности органов власти, но и формируют положительный имидж государственных служащих и политического руководства. Символические фразы убеждают читателей в том, что представители власти работают на благо рядовых граждан, прилагают большие усилия в целях улучшения жизни в регионе. Приведем пример: «Надо прилагать особые усилия для применения в малом бизнесе высоких технологий, инноваций. пора, наконец, начинать конкретную и масштабную работу по их использованию» [8, с. 2].

Также нами была выделена подкатегория «анализ проблем и контроль над ситуацией в регионе», объединившая слова и выражения, отражающие внимание чиновников к процессам, происходящим в крае, глубокий анализ его социально-политического положения и контроль как над общей ситуацией в регионе, так и отдельными сферами жизни. Например, в своем выступлении председатель ЗСК В. А. Бекетов говорит о необходимости следить за выполнением краевого Закона «О хлебе»: «Органы власти будут контролировать исполнение закона. Мы добьемся того, чтобы закон работал на всей территории края» [3, с. 1]. Подобный «неусыпный» контроль и мониторинг демонстрируют

защиту интересов граждан, жесткость и эффективность работы власти, создают ощущение безопасности жизни в регионе.

Следует отметить, что в информационном приложении «В Законодательном Собрании Краснодарского края» помимо результативности деятельности власти довольно значительное место отводится выделенной нами категории «внимание к мнению и проблемам населения» (см. табл. 1). Так, большое количество статей приложения посвящено встречам с населением и представителями общественных организаций, работе с обращениями граждан. При этом часто подчеркивается необходимость общественных обсуждений проблем, публичных слушаний важных законопроектов, участия населения в деятельности органов власти. Внимание власти к мнению и проблемам населения символически передается такими фразами, как «замечания и поправки населения будут учтены», «учет пожеланий граждан», «внимательный подход к обращению», «выполнение наказов избирателей».

Очевидно, что в настоящее время большое количество символических действий, обращений власти направлено на демонстрацию новых форм и механизмов взаимодействия власти и общества. Работа общественных советов, экспертных комиссий, публичных слушаний и обсуждений широко освещается в прессе, в том числе и в приложении к региональным газетам ЗСК. Подобная составляющая информационной политики направлена на привлечение населения к участию в государственном управлении, повышение общественно-политической активности граждан. Так, комментируя программу модернизации здравоохранения, председатель ЗСК В. А. Бекетов делает следующее заявление: «Хочу призвать специалистов здравоохранения активно включиться в этот процесс. Обсуждайте положения проекта, вносите свои предложения.» [15, с. 1]. Одновременно подобные символические обращения формируют образ власти, беспокоящейся о своих гражданах, стремящейся прислушаться к мнению жителей, что ясно вытекает из следующего изречения В. А. Бекетова: «Когда можно получить результат?.. Когда власть слышит население, а население власть. Все поднятые вопросы мы ставим на контроль.» [4, с. 1].

На демонстрацию налаживания взаимодействия власти и населения направлено значение и других смысловых единиц, анализируемых в нашей работе. Так, к категории «открытость, доступность власти» мы отнесли слова и выражения, символизирующие гласность и публичность административных структур, ее заботу о своевременном и полном информировании граждан, всестороннем освещении деятельности власти. Как отмечает А. А. Семёнова, позитивный имидж, включающий компоненты открытости, прозрачности работы Законодательного Собрания, способны укрепить доверие населения [16, с. 74]. Например, в одном из выпусков информационного приложения сообщается, что в ходе встреч с председателем Законодательного Собрания края жители «узнают о работе, которую депутаты провели. получают информацию о том,

как решались вопросы, поднятые ими. Во время такого общения избиратели имеют возможность спросить о наболевшем.» [12, с. 2]. Читателей убеждают в доступности власти, открытости для вопросов и замечаний со стороны населения. В приложении встречаются фразы о том, что на встречах с населением или во время общественных обсуждений «каждый желающий мог выступить», «задать вопросы», «высказать мнение», «внести корректировки» и т. д.

Со смысловым блоком открытости власти тесно связана еще одна выделенная нами тема, а именно «подотчетность и ответственность власти», которая также находит свое отражение в текстах приложения Законодательного Собрания края. Так, встречаются упоминания о недочетах и недостатках власти. Чаще всего это относится к деятельности местной власти, наиболее близкой к населению: «.если люди обращаются к нам, а они, как правило, это делают, когда не смогли решить вопрос на месте, значит, это можно расценивать как определенную недоработку местных властей (В. А. Бекетов)» [2, с. 1]. Также часто отмечаются необходимость ответственного подхода представителей власти к работе, повышенные ожидания со стороны общества. Вот как комментирует особенности работы в качестве депутата В. А. Бекетов: «.к тебе предъявляются повышенные требования со стороны всего общества, и ты не имеешь права обмануть ожидания людей, которые тебе оказали доверие» [10, с. 1]. Таким образом, с помощью тем ответственности и подотчетности власти создается образ добросовестного политика, открытого для критики и работающего над недостатками в своей работе.

Отметим, что в приложениях большое внимание уделяется проведению отчетов местных глав перед законодательными органами районов и городов края, введенных по поручению Президента РФ. По инициативе губернатора Кубани А. Н. Ткачева и председателя ЗСК В. А. Бекетова данные отчеты превратились в открытые сессии муниципальных парламентов с участием депутатов ЗСК, вице-губернаторов, местной общественности и рядовых жителей. Данные мероприятия, особенно в крупнейших городах Краснодарского края, проходящие при участии первых лиц региона, а также их широкое освещение в прессе демонстрируют открытость и подотчетность власти, контроль над деятельностью местных глав, ответственных за благополучие территорий, а также учет мнений и пожеланий рядовых граждан. Приведем пример символичных выражений из приложения ЗСК на данную тему: «.жители городов и районов положительно восприняли и поддержали новую форму работы власти и то, что она становится более открытой, доступной и подотчетной народу» [9, с. 1]. Более того, в заметках об открытых сессиях употребляются такие образные выражения, как «экзамен власти», «власть держит отчет», «оценка работы власти» и т. д.

Проведенный нами контент-анализ показывает, что за исследуемый промежуток времени (2-е полугодие 2010 г., 1-е полугодие 2011 г.) объем смысло-

вых единиц, относящихся к категориям «открытость, доступность власти» и «подотчетность, ответственность власти», увеличился. Это свидетельствует о том, что данные темы становятся все более важными элементами символической политики власти. Наличие подобных смыслов в символической политике, а также частое упоминание в СМИ таких новых форм взаимодействия с гражданами, как открытые сессии и публичные отчеты местных властей, могут быть объяснены, во-первых, начавшейся предвыборной активностью партии власти в регионах, всячески стремящейся повысить свою популярность у населения, во-вторых, стремлением руководства страны и региона продемонстрировать общественности свою приверженность принципам гражданского участия в управлении. Так, в первом полугодии 2011 г. совокупный объем двух упомянутых категорий составил около 20%. Увеличение доли данных категорий наблюдается даже, несмотря на общее уменьшение исследуемых единиц (табл. 3).

Таблица 3

Изменения в объемах символических смыслов

Основные смыслы Кол-во упоминаний (2-е полугодие 2010 г.) Доля в общем объеме (2-е полугодие 2010 г.), % Кол-во упоминаний (1-е полугодие 2011 г.) Доля в общем объеме (1-е полугодие 2010 г.), %

Результативность деятельности власти 474 65,5 317 56,9

Внимание к мнению и проблемам населения 171 23,6 127 22,8

Открытость, доступность власти 42 5,8 60 10,8

Подотчетность, ответственность власти 37 5,1 52 9,5

Всего 724 100 556 100

По результатам проведенного контент-анализа выпусков информационного приложения Законодательного Собрания Краснодарского края к районным и региональным газетам можно сделать вывод о том, что символическая политика играет важную роль в информационно-коммуникативном взаимодействии данного органа власти с населением региона. На страницах печатного издания можно встретить целый ряд символических смыслов, относящихся к работе регионального парламента, направленных на изменение восприятия власти со стороны жителей края. Сообщения и новости о деятельности депутатов призваны убедить читателей в действенности регионального парламента и всей властной вертикали, положительных результатах работы народных избранников, их активном взаимодействии с населением региона. Так, в ин-

формационном приложении ЗСК большое внимание уделяется констатации успехов кубанского парламента и решенным при его участии проблемам, а также сообщениям об оказанной помощи населению. Вместе с тем часто упоминаются усилия депутатов и председателя ЗСК по улучшению социально-экономического положения края, контролю над общей ситуацией в регионе. Таким образом, с помощью перечисления многочисленных заслуг и задач власти символически передается результативность ее деятельности, решительность и активность представителей власти, их труд на благо жителей региона, стремление создать условия для процветания Кубани.

Важную смысловую нагрузку также несет тема внимания к мнению и проблемам населения, которая формирует образ власти, опекающей своих граждан, поощряющей их участие в общественно-политической жизни региона. Кроме того, в ходе исследования нами были выделены смысловые блоки, относящиеся к открытости и доступности власти, а также ее подотчетности и ответственности, которые символически подчеркивают прозрачность, откровенность и самокритичность власти, демонстрируют налаживание взаимоотношений власти и общества в регионе. Увеличение объема упоминаний анализируемых единиц данной категории свидетельствует о важности этой темы для общественно-политической жизни как Краснодарского края, так и России в целом. В своей совокупности перечисленные символические смыслы призваны формировать положительный имидж кубанского парламента и региональной власти, повышать их легитимность, а также усиливать воздействие передаваемой в выпусках приложения ЗСК информации на сознание жителей региона.

Библиографический список

1. Бюджет: вложения в будущее // В Законодательном Собрании Краснодарского края (информационное приложение к городским и районным газетам). 2010. № 17.

2. Внимательный подход — к каждому обращению // В Законодательном Собрании Краснодарского края (информационное приложение к городским и районным газетам). 2010. № 11.

3. Все решения — важные // В Законодательном Собрании Краснодарского края (информационное приложение к городским и районным газетам). 2011. № 5.

4. Избиратели и власть: продолжение диалога // В Законодательном Собрании Краснодарского края (информационное приложение к городским и районным газетам). 2010. № 18.

5. Максимально учитывать пожелания населения // В Законодательном Собрании Краснодарского края (информационное приложение к городским и районным газетам). 2011. № 9.

6. Малинова О. Ю. Конструирование макрополитической идентичности в постсоветской России: символическая политика в трансформирующейся публичной сфере // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2010. № 1.

7. Мишина Т. М. Когда за словом дело // В Законодательном Собрании Краснодарского края (информационное приложение к городским и районным газетам). 2011. № 8.

8. Новый уровень взаимодействия // В Законодательном Собрании Краснодарского края (информационное приложение к городским и районным газетам). 2010. № 19.

9. Новый формат работы власти поддержан населением // В Законодательном Собрании Краснодарского края (информационное приложение к городским и районным газетам). 2011. № 6.

10. О парламентаризме от первого лица // В Законодательном Собрании Краснодарского края (информационное приложение к городским и районным газетам). 2011. № 8.

11. Оптимизация? Только в разумных пределах // В Законодательном Собрании Краснодарского края (информационное приложение к городским и районным газетам). 2010. № 14.

12. От выставок в домах культуры к кубанской «Зеленой неделе» // В Законодательном Собрании Краснодарского края (информационное приложение к городским и районным газетам). 2011. № 3.

13. Поддержка малого бизнеса будет усилена // В Законодательном Собрании Краснодарского края (информационное приложение к городским и районным газетам). 2010. № 15.

14. Поцелуев С. П. Символическая политика: констелляция понятий для подхода к проблеме // Политические исследования. 1999. № 5.

15. Разумно тратить и уметь зарабатывать // В Законодательном Собрании Краснодарского края (информационное приложение к городским и районным газетам). 2010. № 13.

16. Семёнова А. А. Позитивный имидж Законодательного Собрания Санкт-Петербурга: идеи формирования. URL: http://www.terrahumana.ru/arhiv/10_03/10_03_14.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.