Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)
2021. Volume 11. Issue 8
Ю: 2021-08-81-Т-19481 Тезис
Степаненко А.Г.
Симуляционные технологии в обучении врачей нейрохирургического профиля
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, кафедра педагогики, образовательных технологий и профессиональной
коммуникации
Научный руководитель: д.т.н. Игнатьев С.А.
Обучение специалистов нейрохирургического профиля - это непрерывный и сложный процесс.
Студенты часто не имеют ресурсов для полноценного получения практических навыков в реальных ситуациях. Знания носят преимущественно теоретический характер, это влечет за собой высокий риск причинения вреда пациентам.
В симуляционном обучении используются физические и виртуальные модели.
Было проанализировано 3 модели виртуальных симуляторов: Neurotouch, S.I.M.O.N.T., PHACON Neuro System.
Модель 1: Neurotouch - симулятор, предназначенный для оттачивания практических навыков в нейрохирургии. Платформа симулятора состоит из обучающей программы на компьютере, роботизированных манипуляторов, фантома головы и имитатора стереоскопического микроскопа.
Преимущества:
• Хорошая визуализация картины головного мозга и тактильная обратная связь.
• Обучающий контент: учебные пособия и анатомические 3D-модели.
• Показатели эффективности: описание ошибок и осложнений.
• Симулятор помогает освоить навыки владения аспиратором, ультразвуковым деструктором и биполярным пинцетом.
• В составе учебных модулей имеется резекция опухолей, осуществление гемостаза, выделение тканей и аневризмы.
Модель № 2: PHACON Neuro System - обучающая система, позволяющая имитировать операции на головном мозге. В
комплектацию входит программное обеспечение и фантом черепа.
Преимущества:
• Визуализация: записи КТ представлены в сагиттальной, осевой и корональной плоскостях, имеется возможность регулировать контрастность и яркость.
• Кожа, кости и нервы идентичны человеческим.
• Обучающий контент: модели с различной анатомией и патологией.
• Оценка достигнутого уровня: анализ траектории, скорости и тремора рук.
• Симулятор экономичен в использовании: при изнашивании достаточно заменить фантом на сменный.
Модель № 3: S.I.M.O.N.T. - тренажёр, предназначенный для отработки навыков проведения внутричерепных эндоскопических операций. Тренажер имеет эргономичный дизайн, точное воспроизведение анатомии головного мозга, кровотечений и циркуляции ликвора.
В Бразилии ( Francisco Vaz Guimaraes Filho, Федеральный университет Сан-Паулу) было проведено исследование на 2 группах людей: 9 врачей, имеющих опыт проведения свыше 100 операций и 13 стажёров, обучающихся на данном симуляторе.
Было замечено, что стажёры совершали меньше ошибок, чем врачи с опытом работы. Вероятность любой ошибки резко снижалась на 41,65 % после каждой тренировки, что доказывает пользу использования виртуального тренажёра.
В заключении можно сказать, что применяя симуляционные технологии совместно с теоретической подготовкой, медицинские учреждения способны помочь врачу/студенту усовершенствовать свои навыки и стать восстребованным специалистом на рынке труда.
Ключевые слова: нейрохирургическое обучение, симуляторы, тренажёры, образовательный процесс
www.medconfer.com
© Bulletin of Medical Internet Conferences, 2021