Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ НЕЙРОИССЛЕДОВАНИЙ И ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ В СИМУЛЯЦИОННЫХ СРЕДАХ'

ВОЗМОЖНОСТИ НЕЙРОИССЛЕДОВАНИЙ И ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ В СИМУЛЯЦИОННЫХ СРЕДАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / НЕЙРОИССЛЕДОВАНИЯ / НЕЙРОПАТТЕРНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вербицкая Наталья Олеговна

Статья посвящена применению симуляционных средств виртуальной реальности в формировании устойчивых нейропаттернов профессиональных навыков. Обосновывается необходимость сопряжения нейрообразования и виртуальной реальности [virtual reality (VR)], представлен педагогический анализ применения виртуальной реальности и нейроисследований в формировании профессиональных навыков в системе подготовки кадров. Исследование базировалось на изучении электроэнцефалограммы работы головного мозга в процессе обучающей подготовки водителей и операторов лесных машин в течение пяти лет. В исследованиях применялось оборудование «Энцефалан-ЭЭГР-19/26». Выявлено две основные тенденции изменения паттернов работы головного мозга и их оптимизации: упрощение конфигурации и числа задействованных зон головного мозга и уменьшение энергозатрат (электрического потенциала) задействованных зон головного мозга. Сформулированы основные требования к виртуальной реальности, которая наиболее способствует формированию нейропаттернов профессиональных компетенций навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вербицкая Наталья Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF NEURO STUDIES AND VIRTUAL REALITY IN FORMING PROFESSIONAL SKILLS IN SIMULATION ENVIRONMENTS

The article is devoted to the use of virtual reality simulation tools in the formation of stable neuropatterns of professional skills. The necessity of conjugation of neuroeducation and virtual reality [virtual reality (VR)] is substantiated. The pedagogical analysis of the use of virtual reality and neuro research in the formation of professional skills in the training system is presented. The study was based on the study of the electroencephalogram of the brain during the training of drivers and operators of forest machines for five years. The research used the equipment «Encephalan-EEGR-19/26». Two main tendencies of changes in the patterns of brain functioning and their optimization were revealed: simplification of the configuration and the number of involved areas of the brain and a decrease in energy consumption (electrical potential) of the involved areas of the brain. The basic requirements for virtual reality are formulated, which most contributes to the formation of neuropatterns of professional competencies of skills.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ НЕЙРОИССЛЕДОВАНИЙ И ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ В СИМУЛЯЦИОННЫХ СРЕДАХ»

that the specificity of teaching a foreign language in vocational education requires direct contact between the teacher and the student to create a linguistic environment for communication in the classroom, which does not exclude the use of digital technologies.

Key words: distance learning of a foreign language, digital technologies in teaching a foreign language in vocational education, on-line lesson, traditional lesson in a foreign language, digital teaching aids.

References

1. Jelektronnyj JuUrGU, available at: https://edu.susu.ru/login/index.php (accessed: 12.05.2021). (In Russian)

2. Zaharova M. V. Cifrovye instrumenty prepodavanija inostrannogo jazyka [Digital tools for teaching a foreign language], Mir pedagogiki i psihologii: mezhdunarodnyj nauchno-prakticheskij zhurnal [World of pedagogy and psychology: international scientific and practical journal], 2020, no. 06 (47), available at: https://scipress.ru/pedagogy/articles/tsifrovye-instrumenty-prepodavaniya-anglijskogo-yazyka.html (accessed: 28.04.2021). (In Russian)

3. Arbeiten mit dem Etherpad, available at: https://www.deutsch-am-arbeitsplatz.de/fuer-den-unter-richt/verappredung/arbeiten-mit-dem-etherpad.html#:~:text=Mit%20dem%20kostenlosen%20Editor%20 „Etherpad,Änderung%20wird%20in%20Echtzeit%20angezeigt (accessed: 25.04.2021). (In German)

4. Bilenko P. N., Blinov V. I. (ed.), Dulinov M. V., Esenina E. Ju. [and others] Didakticheskaja koncep-cija cifrovogo professional'nogo obrazovanija i obuchenija [Didactic concept of digital vocational education and training]. Moscow, Publishing house «Pero», 2019, 98 p., ISBN 978-5-00150-679-9. (In Russian)

5. Fedunova M. N. Problemy distancionnogo obuchenija inostrannym jazykam v uslovijah pan-demii [Problems of distance learning in foreign languages in a pandemic], Simvol nauki [Symbol of science], 2021, no. 3, pp. 119-123. (In Russian)

6. Blended Learning: Tipps und Kniffe für einen Lernzyklus, available at: https://www.bpb.de/ lernen/digitale-bildung/werkstatt/329146/blended-learning-tipps-und-kniffe-fuer-einen-lernzyklus (accessed: 17.04.2021). (In English)

Беленько Ирина Анатольевна, доцент кафедры профессиональной подготовки и управления в правоохранительной сфере Юридического института ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)», кандидат педагогических наук, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: [email protected]

Belenko Irina Anatolyevna, Associate Professor of the Department of Professional Training and Management in the Law Enforcement Sphere of the Law Institute, South Ural State University (NRU), Candidate of Pedagogical Sciences, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]

Сведения для цитирования: Вербицкая, Н. О. Возможности нейроисследований и виртуальной реальности в формировании профессиональных навыков в симуляционных средах / Н. О. Вербицкая // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 3 (31). — С. 34-40.

УДК 004 ББК 32.81

ВОЗМОЖНОСТИ НЕЙРОИССЛЕДОВАНИЙ И ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ В СИМУЛЯЦИОННЫХ СРЕДАХ

Н. О. Вербицкая

Статья посвящена применению симуляционных средств виртуальной реальности в формировании устойчивых нейропаттернов профессиональных навыков. Обосновывается необходимость сопряжения нейрообразования и виртуальной реальности [virtual reality (VR)],

представлен педагогическим анализ применения виртуальной реальности и нейроисследова-ний в формировании профессиональных навыков в системе подготовки кадров. Исследование базировалось на изучении электроэнцефалограммы работы головного мозга в процессе обучающей подготовки водителей и операторов лесных машин в течение пяти лет. В исследованиях применялось оборудование «Энцефалан-ЭЭГР-19/26». Выявлено две основные тенденции изменения паттернов работы головного мозга и их оптимизации: упрощение конфигурации и числа задействованных зон головного мозга и уменьшение энергозатрат (электрического потенциала) задействованных зон головного мозга. Сформулированы основные требования к виртуальной реальности, которая наиболее способствует формированию нейропаттернов профессиональных компетенций навыков.

Ключевые слова: виртуальная реальность, нейроисследования, нейропаттерны профессиональных навыков.

Актуализация основного вопроса исследования. Информационные технологии в образовании неуклонно продолжают свое развитие, все более и более совершенствуясь и проникая во все сферы и аспекты образовательного процесса. На сегодняшний день достаточно актуальным вопросом в повестке дня развития информационных технологий в образовании является применение виртуальной реальности (VR). Точнее, можно говорить о соотношении определенных возможностей виртуальной и дополненной реальностей [1-3]. В научной литературе встречаются обобщающие публикации, посвященные анализу истории возникновения виртуальной реальности [4], различным аспектам и преимуществам применения виртуальной реальности в образовательном процессе в профессиональном образовании, возможностям визуализации учебного материала [5]. Интересен исследовательский вопрос, связанный с эффективностью и целесообразностью применения виртуальных игр в образовательном процессе [6]. Ряд исследователей отмечают риски и сложности применения виртуальных сред в образовательном процессе [7; 8].

Возможность и необходимость связи виртуальной реальности с нейрообразованием [9] обоснована в целом ряде работ зарубежных ученых [10-13].

В настоящей статье мы вслед за учеными, обосновавшими необходимость сопряжения нейрообразования и VR, остановимся на педагогическом анализе виртуальной реальности и нейроисследований в формировании профессиональных навыков в системе подготовки кадров. Для различных сфер и отраслей применение виртуальной реальности в форме специально создаваемых симуляционных сред уже показало значительную эффективность. Это касается подготовки пилотов, операторов, диспетчеров и представителей ряда других

профессий, требующих взаимодействия со сложными техническими системами.

Остановимся более подробно на сопряжении виртуальной реальности с обучением и, соответственно, формировании профессиональных навыков и возможностей нейроиссле-дований данного процесса.

Исследование базировалось на изучении электроэнцефалограммы (далее — ЭЭГ) работы головного мозга в процессе обучающей подготовки водителей и операторов лесных машин в течение пяти лет. Эксперимент проводился с применением оборудования «Энцефалан-ЭЭГР-19/26» — портативного электроэнцефалографа-регистратора, позволяющего надежно и качественно провести как кратковременное, так и длительное исследование с топографическим картированием и использованием современных количественных методов обработки ЭЭГ-дан-ных, в том числе спектрального, авто- и крос-скорреляционного анализа, функции когерентности, картирования, распознавания артефактов и нестационарностей. При работе данного прибора обеспечивается автоматическое формирование описания и классификация ЭЭГ, высокая помехозащищенность от воздействия различного оборудования. Удобству проведения исследований способствует беспроводная передача данных на монитор, расположенный на расстоянии до шести метров. Синхронно регистрируемые физиологические сигналы представляются в виде трендов расчетных показателей, отражающих состояние центральной нервной системы (ЦНС), вегетативной нервной системы (ВНС) и кардиореспираторной системы в окне нейромониторинга, а тренды сжатых спектров, ЭЭГ и индексов спектральных мощностей ритмов — в окне мониторинга церебральной функции. Для анализа используются диагностически важные показатели — медианная и средневзвешенная частота, частота спектрального края,

эффективная полоса частот ЭЭГ, а также результаты обработки таких показателей, как электрокардиография (ЭКГ), электромиография (ЭМГ) в сжатом виде.

Для анализа процессов исследований и выявленных существенных черт формирования профессиональных навыков при использовании виртуальной среды необходимо охарактеризовать виртуальные среды, способствующие формированию профессиональных навыков.

Как мы уже упоминали выше, процессы виртуализации, геймификации образования идут довольно активно и еще нуждаются в педагогическом осмыслении. В нашем исследовании мы опирались на виртуальную реальность, представляющую так называемые симуляционные среды, которые имитируют работу конкретных машин и максимально приближены к физической реальности. Процесс работы в такой симуляцион-ной среде практически ничем не отличается от работы в реальных условиях, за исключением того, что виртуальная реальность дает возможность оценить, скорректировать и сформировать профессиональные навыки без задействования сложной и дорогостоящей техники.

Для сравнения с процессами геймификации в исследовании использовалась аналогичная игровая среда Farming Simulator, внешне очень похожая на профессиональную симуляционную среду подготовки операторов. Различие состоит в использовании управляющих элементов и данных виртуальной среды как симулятора, полностью моделирующего процесс работы на лесозаготовительных процессорных машинах — харвестере и форвардере. В последние годы при обучении на виртуальном симуляторе John Deere используются очки виртуальной реальности.

Качественный анализ результатов исследований. На рисунке 1 представлен процесс фиксации энцефалограммы деятельности головного мозга оператора при работе в симуля-ционной среде Ponsse.

Энцефалограммы работы головного мозга при использовании игры и при использовании профессиональной симуляционной среды значительно различаются (рис. 2).

Эти различия в значительной степени связаны с объективными причинами — невозможностью использования джойстиков, симулирую-ших реальную работу на харвестере в условиях игры. Однако, кроме того, анализ паттернов работы головного мозга, которые дает возможность проанализировать программный интерфейс «Энцефалана», позволил с помощью картирования отделить области головного мозга,

непосредственно отвечающие за координацию движения при использовании стимулирующих джойстиков. Выяснилось, что эвакуаторы в игре и в симуляции профессиональной деятельности различались. Принципиальное отличие касалось явления уменьшения энергетических затрат головного мозга при работе в симуляционной среде. Игровая деятельность требовала значительных энергетических затрат и активации различных вспомогательных зон головного мозга. Для дальнейшего выявления особенностей формирования профессиональных навыков было произведено сравнение паттернов работы головного мозга в симуляционной среде у опытных инструкторов и начинающих операторов. Это позволило еще больше уточнить конфигурацию паттерна, отвечающего за навык работы на харвестере.

Нами выявлены две основные тенденции изменения паттернов работы головного мозга и их оптимизации: упрощение конфигурации и уменьшение числа и энергозатрат (электрического потенциала) задействованных зон головного мозга. Это позволило нам выявить различия между паттернами уже сформированных и еще формирующихся профессиональных навыков.

При анализе результатов профессиональных соревнований WorldSkШs и в процессе обучения нами выявлена общая закономерность формирования (созревания) нейропаттерна профессионального навыка. Оптимальный нейро-паттерн профессионального навыка стремится к уменьшению энергозатрат и задействованию ограниченных, четко определенных количества и конфигурации областей головного мозга. Это определяет возможность длительной работы с использованием данного конкретного профессионального навыка или компетенции с сохранением нормального физического состояния без потери физического здоровья.

Выводы по характеристике виртуальной среды в обучении. Основными требованиями к виртуальной реальности, которая наилучшим образом способствует формированию профессиональных компетенций и навыков, являются следующие.

1. Виртуальная реальность должна быть си-муляционный средой, максимально соответствующей реальным физическим процессам профессиональной деятельности.

2. Виртуальная реальность должна содержать возможности параметрического оценивания проявления профессиональных навыков (время, характер движения, число ошибок); такая виртуальная реальность приобретает черты обучающей симуляционной среды.

3. При использовании виртуальной реальности необходимо максимально устранить все отвлекающие моменты, задействующие зоны восприятия или активизирующие другие участки головного мозга, иначе при формировании навыков вместе с требуемым паттерном головного мозга закрепятся посторонние активизирующие моменты, которые впоследствии могут привести к неустойчивости нейросети паттерна данного профессионального навыка.

4. По возможности симуляционная среда должна содержать физические ощущения движения, действия и т. п., которые приближают

виртуальную реальность к соединению с реальными физическими ощущениями.

5. Работа с виртуальной реальностью — си-муляционной средой профессиональной деятельности — требует значительных временных затрат при погруженном обучении. При соблюдении физиологических норм нагрузки необходимо длительное пребывание обучаемого в виртуальной среде с устойчивой периодичностью, для того чтобы обеспечить формирование паттерна профессионального навыка, закрепление его с последующей возможностью использования в реальных условиях.

Рис. 1. Демонстрация процесса фиксации энцефалограммы деятельности головного мозга оператора при работе в симуляционной среде Pons.se

Рис. 2. Сравнительная энцефалограмма деятельности головного мозга оператора при работе в игровой среде Farming Simulator (слева) и в симуляционной среде Pons.se (справа),

представленная в виде топоскопа

Применение симуляционных средств виртуальной реальности имеет целый ряд преимуществ, связанных с возможностью ускорения процесса формирования профессионального навыка без использования реальной техники в учебных целях. Усиление эффекта дает и использование очков виртуальной реальности, объединенных с физическим управлением реального симуля-тора. Однако использование очков виртуальной реальности целесообразно в той степени, в какой они обеспечивают приближение к реальной среде профессиональной деятельности. Избыточное погружение в среду виртуальной реальности может

привести к дискоординации и разрушению сформировавшиеся нейросети или ее неустойчивости.

Виртуальная реальность — это очередной этап развития цифровых технологий в образовании, который открывает новые перспективы, но вместе с тем ставит перед проектировщиками и педагогами новые задачи использования такого педагогического дизайна, который будет способствовать формированию устойчивых нейро-паттернов профессиональных навыков, а также сохранять здоровье обучающихся и впоследствии обеспечивать их эффективную профессиональную деятельность.

Библиографический список

1. Бутов, Р. А. Технологии виртуальной и дополненной реальности для образования / Р. А. Бутов, И. С. Григорьев // Про_ДОД. — 2018. — № 1. — С. 18-29. — URL: https://vg.mskobr. ru/files/2018/_%D0%94%D0%9E%D0%94_%E2%84%961_%D1%84%D0%B5%D0%B2%D1%80 %D0%B0%D0%BB%D1%8C_2018_hi.pdf

2. Иванько, А. Ф. Дополненная и виртуальная реальность в образовании / А. Ф. Иванько, М. А. Иванько, М. Б. Бурцева //Молодой ученый. — 2018. — № 37. — С. 11-17.

3. Надысева, Вал. М. Виртуальная реальность в образовании / Вал. М. Надысева, Вик. М. На-дысева, Е. Л. Суздальцев // Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности : сб. тр. XVII Междунар. конф., XV Междунар. конкурса науч. и науч.-метод. работ / отв. ред. и сост. Т. В. Пирязева. — Москва : Изд-во «Экон-Информ», 2020. — С. 83-86.

4. Захаров, Е. Ю. Виртуальная реальность в образовании / Е. Ю. Захаров // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека : сб. науч. ст. и матер. междунар. конф. (г. Коломна, 14-17 февраля 2018 г.). — Коломна : Гос. соц.-гуман. ун-т, 2018. — С.164-167.

5. Курзаева, Л. В. К вопросу о применении технологии виртуальной и дополненной реальности в образовании / Л. В. Курзаева [и др.] // Современные проблемы науки и образования. — 2017. — № 6. — С. 216-216.

6. Уваров, А. Ю. Технологии виртуальной реальности в образовании / А. Ю. Уваров // Наука и школа. — 2018. — № 4. — С. 108-117.

7. Alcañiz, M. The EMMA project: Emotions as a determinant of presence / M. Alcañiz, R. Baños, C. Botella, B. Rey // PsychNology Journal. — 2003. — № 1 (2). — P. 141-150.

8. Pantelidis, V. S. Reasons to use virtual reality in education and training courses and a model to determine when to use virtual reality / V. S. Pantelidis // Themes in Science and Technology Education. — 2009. — № 2 (1-2). — P. 59-70.

9. Mora, F. Neuroeducación / F. Mora. — Madrid : Alianza Editorial, 2013. — 224 p.

10. Ansari, D. Neuroeducation — a critical overview of an emerging field / D. Ansari, B. De Smedt, R. H. Grabner // Neuroethics. — 2012. — № 5 (2). — P. 105-117.

11. Bruer, J. T. Education and the Brain: A Bridge Too Far / J. T. Bruer // Educational Researcher. — 1997. — Vol. 26. — № 8. — P. 4-16.

12. Huang, H. M. Investigating learners' attitudes toward virtual reality learning environments: Based on a constructivist approach / H. M. Huang, U. Rauch, S. S. Liaw // Computers & Education. — 2010. — Vol. 55. — № 3. — P. 1171-1182.

13. Olmos, E. Mobile virtual reality: A promising technology to change the way we learn and teach / E. Olmos [et al.] // Mobile and ubiquitous learning. — Singapore : Springer, 2018. — P. 95-106.

14. Meltzoff, A. N. Foundations for a new science of learning / A. N. Meltzoff, P. K. Kuhl, J. Movellan, T. J. Sejnowski // Science. — 2009. — № 325 (5938). — P. 284-288.

15. Merchant, Z., Goetz, E. T., Cifuentes, L., Keeney-Kennicutt, W., & Davis, T. J. (2014). Effectiveness of virtual reality-based instruction on students' learning outcomes in K-12 and higher education: A meta-analysis // Computers & Education. — Vol. 70. — P. 29-40.

For citation: Verbitskaya, N. O. Possibilities of neuro studies and virtual reality in forming professional skills in simulation environments / N. O. Verbitskaya // Innovative development of vocational education. — 2021. — № 3 (31). — P. 34-40.

POSSIBILITIES OF NEURO STUDIES AND VIRTUAL REALITY IN FORMING PROFESSIONAL SKILLS IN SIMULATION ENVIRONMENTS

N. O. Verbitskaya

The article is devoted to the use of virtual reality simulation tools in the formation of stable neuropat-terns of professional skills. The necessity of conjugation of neuroeducation and virtual reality [virtual reality (VR)] is substantiated. The pedagogical analysis of the use of virtual reality and neuro research in the formation of professional skills in the training system is presented. The study was based on the study of the electroencephalogram of the brain during the training of drivers and operators of forest machines for Ave years. The research used the equipment «Encephalan-EEGR-19/26». Two main tendencies of changes in the patterns of brain functioning and their optimization were revealed: simplification of the configuration and the number of involved areas of the brain and a decrease in energy consumption (electrical potential) of the involved areas of the brain. The basic requirements for virtual reality are formulated, which most contributes to the formation of neuropatterns of professional competencies of skills.

Key words: virtual reality, neuro research, neuropatterns of professional skills.

References

1. Butov R. A. Grigoriev I. S. Tehnologii virtual'noj i dopolnennoj real'nosti dlja obrazovanija [Technologies of virtual and augmented reality for education], Pro_DOD [Pro_DOD], 2018, No. 1, pp. 18-29, available at: https://vg.mskobr.ru/flles/2018/_%D0%94%D0%9E%D0%94_%E2%84%961_%D1%84 %D0%B5%D0%B2%D1 % 80% D0% B0% D0% BB% D1% 8C_2018_hi.pdf. (In Russian)

2. Ivan'ko A. F., Ivan'ko M. A., Burceva M. B. Dopolnennaja i virtual'naja real'nost' v obrazova-nii [Augmented and virtual reality in education], Molodoj uchenyj [Young scientist], 2018, no. 37, pp. 11-17. (In Russian)

3. Nadyseva Val. M., Nadyseva Vik. M., Suzdal'cev E. L. Virtual'naja real'nost' v obrazovanii [Virtual reality in education], Sb. trXVII Mezhdunar. konf., XVMezhdunar. konkursa nauch. I nauch.-metod. Rabot «Sovremennye informacionnye tehnologii v obrazovanii, nauke i promyshlennosti» [Digest of articles of XVII Intern. Conf., XV Int. scientific competition and scientific method. works «Modern information technologies in education, science and industry»], ed. T. V. Pirjazeva. Moscow, Izd-vo «Jekon-Inform», 2020, pp. 83-86. (In Russian)

4. Zaharov E. Ju. Virtual'naja real'nost' v obrazovanii [Virtual reality in education], Sb. nauch. st. i mater. mezhdunar. konf. «Cifrovoe obshhestvo kak kul'turno-istoricheskij kontekst razvitija che-loveka» (g. Kolomna, 14-17 fevralja 2018 g.) [Digest of articles and mater. int. conf. «Digital society as a cultural and historical context of human development» (Kolomna, February 14-17, 2018)]. Kolomna, State. social-human. un-t, 2018, pp. 164-167. (In Russian)

5. Kurzaeva L. V. [et al.] K voprosu o primenenii tehnologii virtual'noj i dopolnennoj real'nosti v obrazovanii [On the question of the use of virtual and augmented reality technology in education], Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education], 2017, no. 6, pp. 216-216. (In Russian)

6. Uvarov A. Yu. Tehnologii virtual'noj real'nosti v obrazovanii [Virtual reality technologies in education], Nauka i shkola [Science and school], 2018, no. 4, pp. 108-117. (In Russian)

7. Alcañiz M., Baños R., Botella C., Rey B. The EMMA project: Emotions as a determinant of presence, PsychNology Journal, 2003, no. 1 (2), pp. 141-150. (In English)

8. Pantelidis V. S. Reasons to use virtual reality in education and training courses and a model to determine when to use virtual reality, Themes in Science and Technology Education, 2009, no. 2 (1-2), pp. 59-70. (In English)

9. Mora F. Neuroeducación. Madrid, Alianza Editorial, 2013, 224 p. (In Spanish)

10. Ansari D., Smedt B. De, Grabner R. H. Neuroeducation — a critical overview of an emerging field, Neuroethics, 2012, no. 5 (2), pp. 105-117. (In English)

11. Bruer J. T. Education and the Brain: A Bridge Too Far, Educational Researcher, 1997, vol. 26, no. 8, pp. 4-16. (In English)

12. Huang H. M., Rauch U., Liaw S. S. Investigating learners' attitudes toward virtual reality learning environments: Based on a constructivist approach, Computers & Education, 2010, vol. 55, no. 3, pp. 1171-1182. (In English)

13. Olmos E. [et al.] Mobile virtual reality: A promising technology to change the way we learn and teach, Mobile and ubiquitous learning, 2018, pp. 95-106. (In English)

14. Meltzoff A. N., Kuhl P. K., Movellan J., Sejnowski T. J. Foundations for a new science of learning, Science, 2009, no. 325 (5938), pp. 284-288. (In English)

15. Merchant Z., Goetz E. T., Cifuentes L., Keeney-Kennicutt W., Davis T. J. Effectiveness of virtual reality-based instruction on students' learning outcomes in K-12 and higher education: A metaanalysis, Computers & Education, 2014, vol. 70, pp. 29-40. (In English)

Вербицкая Наталья Олеговна, профессор кафедры экономики труда и управления персоналом ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», доктор педагогических наук, профессор, Российская Федерация, г. Екатеринбург, e-mail: [email protected]

Verbitskaya Natalya Olegovna, Professor of the Department of Labor Economics and Personnel Management, Ural State Economic University, Doctor of Pedagogy, Professor, Russian Federation, Yekaterinburg, e-mail: [email protected]

Сведения для цитирования: Звягинцева, Е. П. Развитие трех видов навыков в ходе иноязычной подготовки будущих специалистов для экономики России / Е. П. Звягинцева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 3 (31). — С. 40-46.

УДК 378 ББК 74.58

РАЗВИТИЕ ТРЕХ ВИДОВ НАВЫКОВ В ХОДЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Е. П. Звягинцева

В статье рассматриваются наиболее востребованные на современном этапе развития экономики и общества виды навыков профессионала, обучение которым возможно в высшей школе. Проведенный анализ научной литературы и исследований показывает, что в ближайшем будущем вырастет спрос на специалистов с гибкими и глобальными навыками. Доказывается, что реализация задач в области подготовки профессионала высокого уровня возможна в том числе через освоение дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере». Представленные в рамках иноязычной профессионально ориентированной подготовки студентов дидактические модули (циклы) включают в себя развитие профессиональных, надпрофессиональных и глобальных навыков. Предлагается ряд педагогических условий, выполнение которых может способствовать подготовке конкурентоспособного специалиста, обладающего всеми тремя видами упоминаемых навыков.

Ключевые слова: иноязычная подготовка, высшая школа, навыки, студенты, обучение.

Вопросы развития человека всегда интересовали не только психолого-педагогическое сообщество, но и любого здравомыслящего человека. Огромный пласт исследований по этому вопросу выдвигают последователи идеи развития индивида, под которым понимаются овладение собственной природой, психическими процессами личности и ее поведением в ходе использования психологических орудий — средств, ориентированных на саму личность (Г. Гегель); раскрытие эго и внутренних сил

субъекта (А. Дистервег); «развитие как саморазвитие» (культурно-историческая концепция Л. С. Выготского) [1].

Вместе с тем определение понятия «развитие» можно рассматривать еще и с разных научных позиций. Например, философия трактует развитие как «необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов, в результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.