Научная статья на тему 'Симуляционное обучение эндохирургов'

Симуляционное обучение эндохирургов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
69
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Симуляционное обучение эндохирургов»

Тезисы конференции с международным участием

«Инновационные образовательные технологии в медицине» (Москва, 27-28 сентября 2012 г.)

и лечения абдоминальных травм и имел целый ряд уникальных особенностей: виртуальные органы отображались на горизонтальном экране в области брюшной полости манекена; имитировались повреждения, кровотечения, органы можно было деформировать, рассекать, коагулировать; симулятор имел устройство обратной тактильной связи. Создано Европейское общество симуляции, применяемой в медицине SESAM (Копенгаген, 1994). Первый виртуальный лапароскопический симулятор MIST-VR (Манечестер, 1997). Лавинообразное создание виртуальных тренажеров: УЗИ и эндоскопия, ангиография и кардиохирургия, стоматология, глазная и ЛОР-хирургия и пр. (США, Швеция, Германия). Симуляционное обучение в России связано в основном с внедрением и адаптацией зарубежного опыта симуляционного обучения. Появление в России виртуальных симуля-ционных технологий — на Съезде эндохирургов в Институте им. Вишневского представлен виртуальный симулятор ЛапСим (2002). Появление роботов-симуляторов пациента (2008). Открытие Казанского центра обучения ВМТ (2008). В подготовке эндоскопистов используется виртуальный симулятор (2010). Для обучения артроскопии применяется виртуальный симулятор (2010). Первое централизованное оснащение симуляционных центров — по Федеральной программе охраны материнства и детства (2011). Виртуальные симуляторы УЗИ, ЛОР и стоматологии (2011). Первый в России мультидисциплинарный симуляционный центр, оборудованный системами высшего, VII класса реалистичности — при Управделами Президента РФ (2011). Отечественный виртуальный симулятор лапароскопии (2012).

А.Е. Веревкин Симуляционное обучение эндохирургов

ООО «ВИРТУМЕД», Москва

Шанс умереть от врачебной ошибки — 1:300 (ВОЗ), тогда как (для сравнения) шанс погибнуть в авиакатастрофе — 1:10 000 000. Ежегодно в США происходит от 40 000 до 98 000 смертей от предотвратимых ошибок врачей (Американский институт медицины). Уровень практического мастерства хирургов не удовлетворяет современным требованиям, многие хирурги не владеют целым рядом обязательных практических навыков. Рост объема навыков, высокая технологичность хирургии, давление финансовых институтов, ускоренный темп, юридические запреты — все это повышает требования к процессу практической подготовки хирургов.

Многочисленные исследования приводят доказательства эффективности симуля-ционного тренинга. Так, виртуальный симуляционный тренинг снижает уровень ошибок при выполнении резидентами их первых 10 лапароскопических холецистэктомий в 3 раза и сокращает длительность операции на 58%. Гинекологи, прошедшие виртуальную подготовку, выполняли лапароскопическую сальпингэктомию вдвое быстрее (12 мин вместо 24), что эквивалентно опыту вмешательств среднего уровня (примерно 20—50 самостоятельных лапароскопий). Симуляционная подготовка имеет и финансовые преимущества — так, при 8-часовой эксплуатации лапароскопического виртуального симулятора экономический эффект равен 314 815 руб. в мес.

Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012

м

блок_МОИПР_3_2012.Ш 127

03.12.2012 16:35:51

ПРИЛОЖЕНИЕ

Симуляционный тренинг позволяет обрести практический опыт до начала клинической практики; дальнейшее совершенствование мастерства будет сопряжено с меньшим риском для пациента; обучение будет более четким, структурированным, с меньшим количеством пробелов в навыках и умениях за счет воспроизводства распространенных и редких патологий с одинаковой частотой; практикум может проходить сколь угодно долго, без учета графика работы клиники или рабочего расписания наставника.

Предлагается ввести в курс практической подготовки наряду с традиционными видами симуляционный тренинг и аттестацию с помощью виртуальных симуляторов. Допуском в реальную операционную станет пройденный курс практической подготовки и аттестация в соответствии с объективными параметрами оценки. Симуляционный тренинг является доминирующей частью этой предварительной доклинической подготовки. Объективизация оценки обеспечивается как с помощью виртуальных технологий, так и с помощью экспертной оценки видеозаписей оперативного вмешательства курсанта.

Н.Н. Баранова, А.В. Попов Подготовка специалистов авиамедицинских бригад

ФГБУ«Всероссийский центр медицины катастроф "Защита"», Москва

В 2009 г. в рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы «Безопасность дорожного движения в 2006—2012 гг.» на базе Центра медицинской эвакуации и экстренной медицинской помощи (ЦМЭ и ЭМП) создан учебный центр по подготовке персонала авиамедицинских бригад, разработана учебная программа «Экстренная медицинская помощь с использованием вертолетов пострадавшим при ДТП». Особенностями учебного курса являются:

• совместное обучение врачей, среднего медицинского персонала, членов экипажа; правила поведения в команде;

• отработка тактических навыков работы авиамедицинской бригады на месте ДТП и при проведении медицинской эвакуации вертолетом;

• практические занятия на специально оборудованном полигоне с использованием многофункционального тренажера-вертолета, созданного на базе легкого многоцелевого вертолета МИ-2.

За 2009—2011 гг. такую подготовку в ЦМЭ и ЭМП ВЦМК «Защита» прошли 257 медицинских специалистов из 18 субъектов Российской Федерации. В 2012 г. проведен первый выездной учебный цикл, который прошел в г. Твери, на базе областной клинической больницы с отработкой практических навыков на действующем медицинском вертолете КА-32. Обучение прошли 30 медицинских специалистов из числа врачей и фельдшеров ЛПУ, расположенных по трассе М-10.

В ближайшие годы предстоит обучить около 800 специалистов, для чего планируется организовать центры обучения на базе межрегиональных центров медицины катастроф.

В связи с применением малой самолетной авиации для проведения медицинских эва-куаций больных и пострадавших (в том числе при ДТП) специалистами учебного центра разработана новая учебная программа «Авиамедицинская эвакуация больных и постра-

Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012

блок_МОИПР_3_2012.йкМ 128

03.12.2012 16:35:51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.