Научная статья на тему 'Сигнально-информационная функция уголовно-правовой практики'

Сигнально-информационная функция уголовно-правовой практики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
204
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ПРАКТИКА / СИГНАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ ПРАКТИКИ / ИЗУЧЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ПРАКТИКИ / УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ / CRIMINAL AND LEGAL PRACTICE / ALARM AND INFORMATION FUNCTION OF PRACTICE / STUDYING AND SYNTHESIS OF CRIMINAL AND LEGAL PRACTICE / CRIMINAL LEGAL INFORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вишневецкая Ирина Николаевна

В статье раскрываются понятие и основные свойства сигнально-информационной функции уголовно-правовой практики. Именно практика является показателем качества уголовного законодательства и критерием эффективности его действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ALARM AND INFORMATION AL FUNCTION OF CRIMINAL LAW ENFORSMENT PRACTICE

The article is devoteol to the problem of the definition and the main properfies of the informational function of the criminal law practice. Practice is an indicator of quality of the criminal legislation and criterion of efficiency of its action.

Текст научной работы на тему «Сигнально-информационная функция уголовно-правовой практики»

применение анксиолитиков с целью уменьшения выраженности психических расстройств, может существенно улучшить их психическое состояние, будет способствовать появлению условий по достижению целей наказания. Помимо медикаментозной терапии, всем обследованным показано психотерапевтическое воздействие, которое должно оказываться врачом-психиатром или психологом ФСИН России.

Неврастения в стадии компенсации, достигнутой за счет оказания медико-психологической помощи, определяет высокую возможность ресоциализации, социальной адаптации, выбора социально приемлемого поведения в сложной жизненной ситуации.

1 Спасенников Б.А Клинико-криминологический анализ неврастении у осужденных // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2014. № 4. С. 31-37.

И.Н. Вишневецкая

СИГНАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ПРАКТИКИ

В статье раскрываются понятие и основные свойства сигнально-информационной функции уголовно-правовой практики. Именно практика является показателем качества уголовного законодательства и критерием эффективности его действия.

Ключевые слова: уголовно-правовая практика, сигнально-информационная функция практики, изучение и обобщение уголовно-правовой практики, уголовно-правовая информация.

I.N. Vishnevetskaya

THE ALARM AND INFORMATION AL FUNCTION OF CRIMINAL LAW ENFORSMENT PRACTICE

The article is devoteol to the problem of the definition and the main properfies of the informational function of the criminal law practice. Practice is an indicator of quality of the criminal legislation and criterion of efficiency of its action.

Keywords: criminal and legal practice, alarm and information function of practice, studying and synthesis of criminal and legal practice, criminal legal information.

Характеристика содержания сигнально-информационной функции уголовно-правовой практики не может быть осуществлена без уяснения самого понятия «функция», которое используется в юриспруденции применительно к характеристике различных правовых явлений — отрасли права, правового института, юридической практики и т.д.

Термин «функция» происходит от латинского «^ипсйо» — исполнение, осуществление. В социологии он служит для обозначения роли, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому1. В общей теории государства и права существует многовариантность толкования понятия «функции права». Если проанализировать различные научные пози-

© Вишневецкая Ирина Николаевна, 2015

Кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]

ции по этому вопросу, то становится ясно, что можно выделить три основных подхода к пониманию данного правового явления: 1) под функциями права понимают его социальное назначение; 2) направления воздействия права на общественные отношения; 3) объединяющий первый и второй подходы, согласно которому «функция» представляет собой направление влияния (воздействия) на реальную действительность, где отражаются сущность явления, его назначение и закономерности развития2.

Данный комплексный подход позволяет выявить социальное назначение права посредством характеристики основных направлений его воздействия на общественные отношения и, на наш взгляд, может быть положен в основу понимания функций уголовно-правовой практики.

Использование функционального подхода в изучении уголовно-правовой практики дает возможность более детально раскрыть ее природу и содержание, структурные свойства, место и роль в механизме уголовно-правового регулирования. Именно в функциях уголовно-правовой практики проявляются ее способность восполнять недостающие элементы механизма уголовно-правового регулирования и тем самым совершенствовать нормативную основу такого регулирования, конкретизировать уголовно-правовые предписания, обеспечивать их реализацию в целях решения основных целей и задач уголовного права.

По мнению Е.Н. Палагиной, содержание и перечень функций юридической практики в значительной мере предопределяются ее сущностью, социальным назначением в правовой системе и жизни общества в целом и их реализация обеспечивается преимущественно использованием властно-принудительных, а юридических методов воздействия3.

? Функции юридической практики определяются ее целями и задачами. Общие

з цели юридической практики совпадают с предназначением права как такового — ! обеспечение стабильности, законности и правопорядка, охраны прав и свобод I человека, гармоничного и прогрессивного развития Российского государства и

1 общества. Конкретные цели, вытекающие из специфики юридической практики

го

| как самостоятельного элемента правовой системы, можно подразделить на бли-| жайшие (имеющие характер практических задач, стоящих перед практикой) и | перспективные (определяющие направленность юридической практики)4. При

2 этом достижение и выполнение уголовно-правовой практикой стоящих перед нею ° целей и задач осуществляются посредством реализации ее основных функций5. I С учетом сказанного функции уголовно-правовой практики можно предста-| вить как определяемые ее социальным назначением и основанные на обобщено ном уголовно-правовом опыте основные направления воздействия практики 1 на совершенствование уголовного законодательства и его реализацию в целях ° решения основных целей и задач уголовного права.

3 В правоведении существуют различные подходы к классификации функций 1 юридической практики. Так, С.С. Алексеев выделяет три функции: право-| направляющую (ориентирующую), правоконкретизирующую и сигнально-

информационную6. В.И. Леушин говорит о функциях формирования права, совершенствования правоприменительной деятельности, воспитательной и правоконкретизирующей7.

Представляется интересным предложение В.Н. Карташова о разграничении общесоциальных и специально-юридических функций юридической практики8. 216 Основанием такой классификации является объект воздействия: для обще-

социальных функций — это вся окружающая действительность, для специально-юридических — правовая действительность.

Особое внимание, на наш взгляд, следует уделить выявлению и характеристике специально-юридических функций уголовно-правовой практики, т.к. именно они, прежде всего, отражают сущность и социальное назначение практики в механизме уголовно-правового регулирования.

Можно выделить следующие специальные функции уголовно-правовой практики: функция обновления и корректировки уголовного законодательства; правоконкретизирующая и правообеспечительная функция; ориентирующе-прогностическая и сигнально-информационная функции. Последняя как одна из основных функций уголовно-правовой практики призвана сигнализировать о состоянии уголовного законодательства, о его недостатках — несовершенстве, противоречивости, пробельности и т.д. Именно практика служит показателем качества уголовного законодательства и критерием эффективности его действия. По сигналам практики, прежде всего, законодатель принимает решения о необходимости криминализации распространившихся в обществе общественно опасных деяний и, напротив, декриминализации деяний, утративших такой характер.

Информация, представляемая уголовно-правовой практикой, необходима для оценки действующего уголовного законодательства, определения его эффективности, обнаружения пробелов, противоречий в уголовном праве, установления новых тенденций и явлений в его развитии. Основываясь на результатах мониторинга правоприменительной практики, законодатель должен оперативно восполнять пробелы в действующем законодательстве, устранять противоречия и коллизии уголовно-правовых норм, совершенствовать в случае необходимо- е

п

сти правовое регулирование отношений других отраслей права, обеспеченных и уголовно-правовой охраной. а

Т5

Практика как связующие звено между правотворчеством и правоприменением о

в

выступает не только критерием истины, но и чутким индикатором достоинств и о

недостатков любого закона. Именно практика определяет интерпретацию зако- с

нодательных норм правоприменительными органами. С ее помощью достаточно Р

быстро выявляются несовершенство или практическая неэффективность того е

или иного положения любого нормативного правового акта9. °

Для выполнения практикой сигнально-информационной функции необходи- р

мы отлаженные механизмы взаимодействия законодателя и правоохранитель- Ч

ных органов, всех органов и должностных лиц, исполняющих уголовный закон. о

Необходимо также, чтобы импульсы, идущие от практики, были услышаны, для к

чего требуется отлаженная система ее учета, обобщения и изучения; должны м

быть отработаны методики и приемы сбора, обработки, накопления, хранения, I

поиска и распространения, обобщения и учета ее результатов, обеспечения до- ¡§

UJ

ступности получения информации о практике уголовно-правового регулирова- 00 ния всеми заинтересованными пользователями. 22

Термин «информация» (изложение, истолкование, разъяснение) латинского про- 5 исхождения и, по мнению П.Я. Черных, в русский язык вошел в эпоху Петра I. На общелексическом, бытовом уровне понятие «информация» обычно определяется как сведения, сообщения, передаваемые от человека человеку и осведомляющие о каких-то явлениях, событиях, процессах и т.д. Во всех случаях, когда идет речь о сведениях, следует понимать, что говорится об информации, осмысленной, преобразованной человеческим сознанием10. Согласно словарю В.И. Даля 217

слово «сведения» происходит от «сведать», т.е. узнать, получить сведения. Оно является также синонимом слов «знание», «известие», «уведомление»11.

Отождествление информации со сведениями или фактами, которые теоретически могут быть получены и усвоены, т.е. преобразованы в знания, характерно для антропоцентрического подхода к определению понятия «информация». Этот подход применяется в российском законодательстве. В ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в ред. от 24 ноября 2014 г.) информация определяется как «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления»12.

Понятие «информация», будучи научной абстракцией, позволяющей отразить реально существующие процессы и явления в природе и обществе, инструментом исследования и познания этих процессов, охватывает все виды логической информации, получаемой в любой области человеческой деятельности, если такая информация адекватно отображает закономерности объективного мира и используется в общественно-исторической практике13. Видом такой информации является правовая информация, по мнению В.М. Боера, охватывающая «все ценности, которые созданы людьми в области права, составляющие их правовую культуру в реальном ее функционировании, а также динамичном процессе формирования социально-правовой памяти общества по накоплению, систематизации, хранению, передаче использованию знаний, умений, оценок, понятий и т.п. во всех областях юридической практики»14.

Исходя из сказанного, уголовно-правовую информацию можно определить как массив нормативных правовых актов и тесно связанных с ними справоч-а ных, нормативно-технических и научных материалов, охватывающих все сферы ? функционирования уголовного права. Уголовно-правовую информацию в за-3 висимости от того, от кого она исходит и на что направлена, можно разделить ! на три большие группы: официальная правовая информация, информация I индивидуально-правового характера и неофициальная правовая информация.

1 Уголовно-правовая практика в состоянии осуществлять присущую ей

го

| сигнально-информационную функцию, если поставляемая ею информация от-

| вечает определенным требованиям: является адекватной, достоверной, полной,

| объективной, своевременной и доступной. При этом необходимо учитывать,

2 что сам процесс восприятия информации является многоэтапным и включает ° следующие этапы: 1) осознание, познание объективной действительности; 2) « раскрытие сущности, т.е. осознание внутренних недоступных непосредственно-| му восприятию связей и закономерностей; 3) уяснение смысла и значения, что

0 требует соответствующей интерпретации информации15.

1 Таким образом, к уголовно-правовой информации относятся, прежде всего,

0

° сведения об уголовном законодательстве, а также иная официальная и неофи-

го

циальная правовая информация, связанная с уголовным правом: материалы

1 подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, материалы | их обсуждения и принятия, учета и систематизации, толкования и реализации

уголовно-правовых норм, материалы изучения практики применения этих норм — уголовно-правовая статистика, обзоры и обобщения судебной практики. Поставщиком такой информации является, прежде всего, уголовно-правовая правотворческая, интерпретационная и правоприменительная практика.

Получение данной информации невозможно без обобщения и изучения ма-

218

териалов практики. Не случайно Пленум Верховного Суда РФ настоятельно

рекомендует верховным судам республик, краевым и областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, окружным (флотским) военным судам периодически обобщать практику рассмотрения судами первой инстанции уголовных дел по определенным категориям дел, анализировать причины допускаемых ошибок и принимать необходимые меры к повышению уровня рассмотрения дел этой категории16. Важное значение имеет также изучение практики Конституционного Суда РФ, кассационной и надзорной практики Судебной коллегии Верховного Суда РФ по уголовным делам, практики Европейского суда по правам человека, Международного уголовного суда и других органов международной уголовной юстиции.

Изучение и обобщение уголовно-правовой практики позволяет с известной долей вероятности прогнозировать содержание, основные направления и закономерности развития как уголовного права в целом, так и отдельных его институтов. Объем и достоверность информации, поставляемой правоприменительной практикой, служит одним из важнейших факторов совершенствования уголовного законодательства.

Практика, отслеживая реальные процессы функционирования и применения уголовного законодательства, способна на основе предвидения возможных изменений и тенденций развития данных процессов давать прогнозы их дальнейшего развития, предлагать решение существующих проблем с учетом практических результатов и эффективности уголовно-правовой правотворческой и правоприменительной деятельности. Информация, поставляемая уголовно-правовой практикой, направлена на выявление нормативной полноты и определенности уголовно-правовых предписаний, согласованности (или, напротив, рассогласованности) уголовного права и смежных с ним отраслей права, обеспеченных уголовно-правовой защитой; раскрытие тенденций развития уголовно-правовых явлений и процессов, установление закономерностей их предполагаемого развития, а также возможных способов разрешения проблемных ситуаций в настоящем.

Систематическое изучение материалов практики развивает профессиональное мышление, помогает накапливать необходимые знания и навыки, правильно улавливать тенденции развития социальных явлений и реализации права, а также критически их осмысливать; способствует выявлению новых и дальнейшему совершенствованию традиционных форм работы, распространению положительного юридического опыта, всего того, что способствует прогрессивному развитию общественных отношений17.

Создание необходимой и достаточной информационной базы, которая бы позволяла доводить результаты обобщения практики как до уполномоченных государственных органов, так и других заинтересованных субъектов, населения в целом, будет способствовать повышению уровня профессионализма правоприменителя и правовой культуры, правосознания граждан.

1 См.: Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А.И. Прохоров. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1997. С. 1300.

2 См.: Байтин М.И. Сущность права / (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов, 2001. С. 138; Алексеев С.С. Общая теория права: в 2 т. Т. 1. М., 1981. С. 191.

3 См.: ПалагинаЕ.Н.Функции юридической практики: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2003. С. 83-84.

4 См.: Половова Л.В. Функции интерпретационной практики: автореф. дис. .канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2001. С. 12.

5 См.: Кулапов В.Л. Соотношение целей, задач и функций государства // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2014. № 2 (97). С. 32.

6 См.: Алексеев С.С. Указ. раб. С. 348-350.

7 См.: Проблемы теории государства и права / под ред. С.С. Алексеева. М., 1974. С. 414-415.

8 См.: Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. С. 465-468.

9 См.: Сукало В.О. Судебная практика: значение и методика обобщения и изучения // Судебная практика в контексте принципов законности и права: сборник научных трудов. Минск, 2006. С. 4.

10 См.: Чубукова С.Г., Элькин В.Д. Основы правовой информатики (юридические и математические вопросы информатики) / под ред. М.М. Рассолова, В.Д. Элькина. М., 2004.

11 См.: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 4. М., 1994. С. 155.

12 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 31, ч. 1, ст. 3448; 2014. № 48, ст. 6645.

13 См.: Михайлов А.И., Черный А.И., Гиляревский Р.С. Основы информатики. М., 1968. С. 55.

14 Боер В.М. Информационно-правовая политика и безопасность России (теоретико-правовой аспект): автореф. дис. ...д-ра юрид. наук. СПб., 1998. С. 18.

15 См.: Пычева О.В. Герменевтика уголовного закона: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 6.

16 См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 6 февраля 2007 г. № 7 «Об изменении и дополнении некоторых постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. № 5.

17 См.: Карташов В.Н. Методика изучения и обобщения юридической практики. Ярославль, 1989. С. 5.

Е.П. Сергун

ВОПРОСЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ПУБЛИЧНЫХ ПРИЗЫВОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ДЕЙСТВИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА НАРУШЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ РОССИЙСКОЙ я ФЕДЕРАЦИИ

0

~В статье анализируется состав преступления, предусмотренный ст. 280.1 Уголовного

S, кодекса Российской Федерации. Делается вывод о том, что данная норма не способна быть

™ эффективным инструментом обеспечения территориальной целостности РФ, так как при

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

? ее проектировании законодатель нарушил правила юридической техники и отступил от

s

| принципов российского уголовного права

ч: Ключевые слова: публичные призывы, территориальная целостность государства, се-

го

£ цессия, сепаратизм, преступления против основ конституционного строя, экстремистская

'о деятельность.

и CL Т

1 E.P. Sergun

2

g ISSUES RELATING TO CRIMINAL LAW QUALIFICATIONS

I OF PUBLIC CALLS FOR ACTION AIMED AT VIOLATION OF

I TERRITORIAL INTEGRITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

о

0

The author analyzes the corpus delicti of a crime specified in Clause 280.1 of the Criminal б Code of the Russian Federation and comes to the conclusion that the norm in question cannot be

m

g an efficient instrument for securing territorial integrity of the Russian Federation due to the

g- fact that when drafting this norm the legislator failed to comply with the principles of Criminal

* Law of the Russian Federation

s

1 Keywords: public calls, territorial integrity of the state, secession, separatism, crimes m against the foundations of the constitutional order, extremist activities.

© Сергун Евгений Петрович, 2015

Кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник отделения научного центра противодействия коррупции (Поволжский юридический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Российская правовая академия 220 Министерства юстиции Российской Федерации»); e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.