ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА
(Анализ тематики диссертационных работ)
В.Н. БАРАНОВ, Б.Н. ШУСТИН,
ВНИИФК
Аннотация
В работе проведен анализ тематики докторских и кандидатских диссертационных работ по проблемам подготовки, совершенствования и переподготовки физкультурных кадров. Проанализировано более 1200 наименований тем диссертаций, рассматривающих проблемы подготовки и повышения квалификации специалистов с высшим и средним физкультурным образованием для сферы физической культуры, спорта и туризма, защищенных за период около
70 лет.
Abstract
In given work is organized analysis of the themes of doctoral and candidate’s theses on direction of the studies «Personnel training and education in physical culture and sports». More than 1200 theses performed in 70 years period were analyzed on the general questions of personnel training and education.
Ключевые слова: диссертации, подготовка кадров, физическая культура, спорт.
Ретроспективный анализ тематики диссертационных исследований за период около 70 лет позволяет представить периодизацию формирования и развития основных направлений исследований. По мнению Д.И. Фельдштейна (2005), углубленная ревизия тематики диссертационных исследований находится среди первоочередных мер, которые необходимо предпринять прежде всего для повышения актуальности научно-исследовательской работы в области педагогики и психологии в нашей стране. В последние годы усиливается взаимодействие наук, появляются новые комплексные научные дисциплины, усиливается межнаучный синтез. Физическая культура и спорт в настоящее время становятся социальным феноменом общества, эффективным средством социального становления, всестороннего и гармоничного развития личности, сохранения и укрепления здоровья. Они становятся неотъемлемой частью формирования общей профессиональной культуры современного специалиста (И.С. Сыр-вачева, С.Н. Зуев, 2008). В этих условиях возрастает роль
повышения качества учебного процесса, внесения новых научных знаний из разных областей человеческой деятельности в учебный процесс.
В данной работе проанализирована тематика более 1200 авторефератов диссертаций по совершенствованию различных сторон подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов по физической культуре, спорту и туризму с высшим и средним физкультурным образованием, а также отдельные работы по подготовке по специальностям спортивного менеджмента, спортивной режиссуре и др. за период 1939-2007 гг. При подготовке физкультурных кадров составной частью образовательных циклов являются знания научно-методических основ истории физической культуры и спорта и теоретические основы физической культуры и спорта. Поэтому эти две темы, включающие около 350 работ, анализируются в разделе подготовки кадров для сферы физической культуры и спорта.
Первые диссертационные работы были подготовлены по истории физической культуры и спорта (Ф.И. Самоуков,
(шШ>
в последние годы диссертации по этой проблематике готовятся по ряду научных специальностей или на стыке двух специальностей.
Основное количество диссертационных работ подготовлено по специальности 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» (62,8%). По специальности 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» подготовлено 12,1%, по специальности 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» - 7,3%. Имеются также работы по психологии, специальностям 13.00.02 и 13.00.05, по историческим наукам (в основном в 1990-е годы), медицинским, психологическим, философским и другим специальностям (табл. 2).
Анализируя тематику диссертационных работ по специальности 13.00.04 и другим педагогическим специальностям, соответствующих паспортам этих специальностей, приходится констатировать, что многие работы по специальности 13.00.04 можно было бы отнести либо к специальности 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования», либо к специальности 13.0.08 «Теория и методика профессионального образования».
С 2001 г. в паспорт специальности 13.00.04 включен раздел «Адаптивная физическая культура». В настоящее время более 40 вузов осуществляет подготовку кадров по адаптивной физической культуре. Однако острой пробле-
мой, как отмечает С.П. Евсеев (2005), остается ситуация с кадровым обеспечением этой деятельности. Эта тема практически не отражается в тематике диссертационных работ - только единичные диссертационные работы рассматривают вопросы подготовки кадров по этой специальности.
Необходимо отметить, что специальность 13.00.08, введенная в 1995 г., была направлена прежде всего на интенсификацию исследовательских работ по разработке теоретических и методических аспектов профессионального образования, в том числе исследование проблем подготовки высококвалифицированных специалистов в области физической культуры и спорта. В этой связи перед диссертационными советами стоит задача пересмотра тематики диссертаций, касающихся изучения проблем подготовки специалистов в области физической культуры и спорта, принимаемых к защите по специальности 13.00.04.
Обучение студентов, как отмечает М.Я. Виленский (2005), по возможности должно моделировать структуру профессиональной деятельности. С этой целью реальные профессиональные задачи преобразуются в учебно-познавательные и учебно-профессиональные, решение которых осуществляется на лабораторно-практических занятий, в имитационных деятельностных играх и в процессе педагогической практики.
Какие же акценты делаются в тематике диссертационных работ по физкультурному образованию?
Таблица 2
Количественный анализ диссертационных работ по специальностям по проблемам подготовки физкультурных кадров (докт./канд.)
Отрасли наук (специальности) Высшее физкультурное образование Среднее физкультурное образование Повышение квалификации Подготовка спортивных менеджеров Олимпийское образование в о р а д ка вк ка то х £ І дг тс о ст П си р ту История физической культуры и спорта Теория физической культуры и спорта Всего
13.00.04 56/323 3/30 3/54 1/10 2/20 1/13 17/180 9/32 92/662
13.00.01 1/42 -/7 -/9 -/1 1/2 1/10 1/6 4/77
13.00.08 11/58 -/4 -/22 -/3 15/33 1/- 27/120
Биологические науки -/6 -/1 -/7
Медицинские науки -/4 -/1 1/- 1/5
Психологические науки 3/10 1/- -/9 1/- 5/19
Исторические науки 4/51 4/51
Социологические науки 2/4 2/4
Филологические науки -/1 -/8 -/9
Философские науки 4/16 4/16
Специальности 13.00.04 и медицина, биология, педагогика и др. (на стыке специальностей) 6/19 1/- 1/1 1/3 9/23
Среди диссертаций по высшему физкультурному образованию более 1/3 рассматривают вопросы совершенствования преподавания спортивно-педагогического цикла дисциплин учебных планов, 13,7% которых являются докторскими работами. Основное количество докторских диссертаций защищено в период 1991-2007 гг. (92,2% всех докторских работ), а кандидатских в этот период - 69,5%. При этом только за последние 7 лет их доля составляет соответственно 53,6 и 56,8% от общего числа защищенных диссертаций.
Среди диссертационных работ по подготовке физкультурных кадров с высшим образованием 49,5% рассматривают вопросы совершенствования образования в физкультурных учебных заведениях, 27,8% - на педагогических факультетах вузов страны. Работы, относящиеся к проблемам совершенствования образования, независимо от типа учебного заведения составляют 23,0%.
Наибольшее количество работ посвящено совершенствованию преподавания дисциплин спортивно-педагогического цикла - 34% всех работ. Из них к совершенствованию преподавания в физкультурных учебных заведениях относится 60,8% диссертаций, на факультетах физического воспитания - 21,6% и общего плана - 17,6%.
Проблемам профессионально-прикладной подготовки уделено больше внимания в педагогических вузах (47,8%), чем в физкультурных учебных заведениях (26,7%).
Примерно одинаковое количество диссертаций рассматривают вопросы организации и проведения педагогической практики и методики преподавания. В конце 1980-х гг. стало уделяться внимание управленческой и правовой подготовке специалистов по физической культуре и спорту, несколько позднее - менеджменту и предпринимательской подготовке выпускников.
В стране подготовлено около 300 диссертационных работ по совершенствованию организационно-управленческой работы в сфере физической культуры и спорта. Однако только в последние 10 лет появились работы по вопросам совершенствования организационно-управленческой и правовой подготовки выпускников по физической культуре и спорту (подготовлено около 20 диссертационных работ, в том числе - 4 докторские).
Определенное внимание в диссертационных работах (около 30 работ, в том числе - 3 докторские) с 1990-х гг. отводится довузовской подготовке, которая рассматривается как неотъемлемая часть профессиональной ориентации учащихся и которая направлена на подготовку абитуриентов, будущих студентов, в дальнейшем - специалистов в области физической культуры и спорта.
Работы по изучению проблем среднего физкультурного образования появились в начале 1980-х гг. В эти годы в стране создаются новые организационные формы подготовки спортсменов в общеобразовательных школах, ориентированных на профессию учителя физической культуры - физкультурно-спортивные классы, спортивные классы. Затем появился новый тип учебного заведения -школы-интернаты спортивного профиля, позднее они пре-
образованы в училища олимпийского резерва. В данных типах учебных заведений были созданы условия для успешного сочетания спортивной подготовки одаренных спортсменов с обучением в объеме средней общеобразовательной школы и давались определенные знания по специальности «Физическая культура и спорт» с выдачей диплома о среднем специальном образовании.
Диссертационные работы были направлены на изучение и обоснование сочетания спортивной и общеобразовательной подготовки учащихся и подготовки кадров по физической культуре средней квалификации.
Диссертационные работы по совершенствованию среднего физкультурного образования в типовых средних специальных учебных заведениях - техникумах физической культуры, позднее - в колледжах физической культуры, физкультурно-педагогических лицеях, спортивных лицеях - стали готовиться только в 1990-е гг.
В 1990-е гг. в связи с созданием Олимпийских академий, главным образом, при вузах физической культуры, стал остро вопрос о введении олимпийского образования не только в учебных заведениях физической культуры и спорта, но и в общеобразовательных школах.
Диссертационные исследования были направлены на разработку модели олимпийского образования, формирование организационно-педагогических основ и технологии преподавания в подготовке физкультурных кадров для реализации олимпийского образования в России. Несколько диссертаций было посвящено разработке научнометодических основ организации олимпийского образования школьников.
Спортивный менеджмент как одна из сфер социального сервиса, туризма и активного отдыха получил в 1990-е гг. широкое развитие. Подготовка менеджеров и других специальностей в сфере физической культуры и спорта охватывает не только теоретическую подготовку, но и формирование специальных знаний и навыков практической деятельности, приближенной к работе менеджеров на современных спортивных объектах, в туризме и к работе в сфере спортивной индустрии.
В конце 1990-х гг. появились диссертации по подготовке кадров по профессиям, имеющимся в сфере физической культуры и спорта - спортивные и туристские менеджеры, спортивные режиссеры. В них даются обоснование и методики подготовки таких специалистов в физкультурных учебных заведениях.
Изучение подготовки туристских кадров различного профиля для сферы спортивного туризма осуществлялось эпизодически. Но в конце 1990-х гг. изучение проблем туризма резко активизировалось в связи с созданием Российской международной академии туризма. Всего защищено около 80 работ по подготовке кадров по спортивному туризму.
Необходимо отметить, что проблемы туризма как активного отдыха широко изучаются в различных аспектах туристской деятельности - организации и управления, экономики, юриспруденции (более 100 диссертационных
1аа)
работ). Эти диссертационные работы рассматриваются в других работах (массовая физическая культура, организация, управление и экономика туризма).
С середины 1970-х гг. начали готовиться отдельные диссертационные работы по вопросам повышения квалификации физкультурных кадров. В них исследуются вопросы формирования профессионального мастерства и повышения компетентности преподавателей, тренеров и учителей физической культуры, научной организации труда тренеров, преподавателей и др.
Диссертационные работы по теории физической культуры и спорта отнесены к разделу подготовки кадров в сфере физической культуры и спорта, поскольку изучение теоретических вопросов физической культуры и спорта является составной частью учебных планов учебных заведений. Теоретические вопросы физической культуры и спорта рассматриваются различными отраслями наук (педагогические - 54,5%, философские - 26%, филологические - 10,4%, социологические - 7,8% и др.).
Также в рамках подготовки физкультурных кадров включены работы по изучению истории физической культуры и спорта. В данной работе представлено более 260 авторефератов. Около половины работ рассматривают вопросы развития физической культуры и спорта в различных регионах СССР и России, во всех союзных республиках СССР, а также в автономных республиках РСФСР и регионах Центрального района, Поволжья, Восточной и Западной Сибири, Дальнего Востока.
Необходимо отметить, что работы по истории отдельных конкретных видов спорта включены в работу «Анализ тематики диссертационных работ по спорту высших достижений и подготовке спортивного резерва» - около 60 авторефератов по 18 видам спорта.
Наиболее популярной тематика работ по истории физической культуры и спорта была в 1960-80-е гг. Более 40 вузов СССР принимали к защите диссертации по истории физической культуры и спорта во всех союзных республиках. Основная масса работ защищалась в ГЦОЛИФКе и ГДОИФКе им. П.Ф. Лесгафта. Затем снизился интерес
к изучению проблем истории физической культуры. Вместе с тем в последние 15 лет работы по данной проблеме защищаются главным образом по историческим наукам.
В СССР подготовка и защита диссертаций по вопросам подготовки специалистов с высшим и средним физкультурным образованием осуществлялась в 18 вузах (Москва - ГЦОЛИФК, ВНИИФК, МОПИ им. Н.К. Крупской, МОГИФК, МГПИ им. В.И. Ленина); Ленинград -СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, РГПУ им. А.И. Герцена, ЛГУ им. А.А. Жданова; Омск - ОГИФК, Киев - КГИФК и др. Основная масса диссертационных работ проходила через диссертационные советы ГЦОЛИФК, ВНИИФК, ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, МОПИ им. Н.К. Крупской, МОГИФК.
После распада СССР в Российской Федерации диссертации в области подготовки физкультурных кадров стали рассматриваться в более чем 55 учебных и научных учреждениях России, в том числе практически во всех физкультурных учебных заведениях, а также в 40 университетах России, расположенных в 40 городах, в том числе - 12 учебных заведений в районах Сибири и Дальнего Востока. Такое количество диссертационных советов в учебных заведениях можно объяснить расширением номенклатуры специальностей - введение в конце 1980-х гг. специальности 13.00.01 и с 1995 г. - специальности 13.00.08.
Основными учебными и научными учреждениями, рассматривающими диссертационные работы по подготовке физкультурных кадров, в настоящее время являются РГУФК, МГАФК, МПГУ, РМАТ (все - Москва); СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, РГПУ им. А.И. Герцена, ВИФК (все -Санкт-Петербург); Челябинский ГУФК; АГУ (Майкоп). В последние годы начали рассматриваться диссертации по проблемам подготовки физкультурных кадров в диссертационных советах в Чувашском ГПУ им. И.Я. Яковлева (Чебоксары), РГПУ им. И. Канта (Калининград), РГПУ (Ростов-на-Дону), Тульском ГПУ им. Л.Н. Толстого, БГУ (Улан-Удэ), Красноярском ГПУ им. В.П. Астафьева, Тюменском ГУ, Якутском ГУ им. М.К. Аммосова и других крупных университетах России.
Литература
1. Виленский М.Я. Взаимосвязь философии и педагогической методологии в профессиональной деятельности педагогов спорта: Сборник научных трудов РАЕН. - М.; Смоленск: Изд-во «Смядынь», 2005. - С. 23-32.
2. Евсеев СП. Адаптивная физическая культура в России: достижения и нерешенные проблемы. Юбилейная научно-практическая конф., посвященная 70-летию ВНИИФК, «Физическая культура и спорт в условиях современных социально-экономических преобразований в России. - М.: Изд-во ООО «М-Принт», 2003. - С. 18-20.
3. Сырвачева И.С., Зуев С.Н. Компоненты и критерии образовательной деятельности высшего учебного заведения в области физической культуры // Вестник спортивной науки. - 2008. - № 1. - С.18-22.
4. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: В 2 т. / Д.И. Фельдштейн. -М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. - Т. 2. -456 с. - (Серия «Психологи России»).
(шШ>