Научная статья на тему 'Шум при перегрузке горной массы и средства его снижения'

Шум при перегрузке горной массы и средства его снижения Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
928
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕГРУЗОЧНЫЕ УЗЛЫ / ЗАГРУЗОЧНЫЕ БУНКЕРА / УДАРНЫЙ ШУМ / ЗВУКОИЗОЛИРУЮЩИЙ БУНКЕР ДРОБИЛОК

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Афанасьев В. Д., Раченко Н. А., Нечай А. М.

Представлены варианты использованных в горной промышленности перегрузочных узлов и бункеров. Рассмотрены особенности излучения ими ударного шума. Приведена конструкция звукоизолирующего загрузочного бункера дробилок КСД-2200 и КМД-2200. Выполнена оценка снижения шума

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Афанасьев В. Д., Раченко Н. А., Нечай А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Шум при перегрузке горной массы и средства его снижения»

--© В.Д. Афанасьев, H.A. Раченко,

A.M. Нечай, 2012

УЛК 613.644

В.Д. Афанасьев, H.A. Раченко, A.M. Нечай

ШУМ ПРИ ПЕРЕГРУЗКЕ ГОРНОЙ МАССЫ И СРЕДСТВА ЕГО СНИЖЕНИЯ

Представлены варианты использованных в горной промышленности перегрузочных узлов и бункеров. Рассмотрены особенности излучения ими ударного шума. Приведена конструкция звукоизолирующего загрузочного бункера дробилок КСД-2200 и КМД-2200. Выполнена оценка снижения шума.

Ключевые слова: перегрузочные узлы, загрузочные бункера, ударный шум, звукоизолирующий бункер дробилок.

В связи с разнообразием горно-геологических условий залегания полезных ископаемых все большее распространение получают комбинированные схемы транспортирования, в которых на отдельных участках одной трассы используют различные виды транспорта [1, 2].

Целесообразность применения таких схем обусловлена тем, что для каждого вида транспорта имеется вполне определенная область их эффективного применения.

Так как широко используют как цикличные, так и непрерывные виды транспорта, в местах их стыковки устраивают перегрузочные пункты, набор оборудования которых зависит от характера транспортируемой горной массы и от стыкуемых видов транспорта.

Устройство перегрузочных пунктов на стыке автомобильного и конвейерного транспорта отличается наибольшим разнообразием. Так как ленточные конвейеры обычного типа могут перемешать грузы крупностью до 400 мм, а во взорванной горной массе, как показывает практика, всегда имеются куски крупностью до 1500 мм, перегрузочные пункты необходимо оборудовать средствами 216

отбора негабарита или дробления горной массы.

На рис. 1 показаны схемы некоторых перегрузочных пунктов при комбинировании автомобильного и конвейерного транспорта [1].

В схеме (рис. 1, а) предусмотрен пропуск всей горной массы через дробилку 6 с последуюшей погрузкой на конвейер 3. В схеме (рис. 1, б) через дробилку 6 пропускают только крупные фракции, а мелкие просеивают через колосниковые грохоты непосредственно на ленточный конвейер. При использовании специальных ленточных конвейеров, способных перемешать грузы крупностью до 1500 мм, из процесса перегрузки исключают дробление и схема имеет вид, изображенный на рис. 1, в. В перегрузочных пунктах, выполненных по этой схеме, почти вся горная масса грузится на специальный конвейер 8, а особо крупные куски разрушаются бутобоем 7.

Большинство сушествуюших пунктов перегрузки с автомобильного на конвейерный транспорт представляют собой сложные дорогостояшие сооружения стационарного типа, располагаемые на концентрационном горизонте, куда с нескольких уступов свозится

Рис. 1. Схемы перегрузочных пунктов на стыке автомобильного и конвейерного транспорта

горная масса автосамосвалами. Из приведенных схем перегрузочных пунктов видно, что на стыке двух цикличных видов транспорта устраивают эстакады, промежуточные склады, загрузочные воронки, бункера большой вместимости с затворами, шиберами и другими устройствами, отсекающими грузопоток.

При переработке кускового материала, поступающего в помещения современных фабрик горно-обогати-

Рис. 2. Схема цепей при дроблении: КД

— крупное дробление; СД — среднее дробление; МД — мелкое дробление; Гр — грохочение

тельных комбинатов, он подвергается самотечному транспортированию по многочисленным загрузочным устройствам, перегрузочным узлам, просеивающим поверхностям. Интенсивному процессу разрушения кусковой материал подвергается при его дроблении и измельчении (рис. 2).

Большинство из технологических процессов при переработке кускового материала сопровождается ударным взаимодействием. При гравитационном (или самотечном) транспортировании куски руды или шихтовых материалов значительной массы подаются различными видами транспорта и сбрасываются с высоты 6—8 м на футеровки приемных воронок дробильных агрегатов.

После процессов первичного дробления кусковой материал крупностью до 300 мм транспортируется конвейерами и, как правило, в перегрузочных узлах материал падает с высоты от 1,0 — 1, 5 м до 3 — 4 м.

В помещениях мелкого и среднего дробления материал подвергается интенсивному динамическому воздействию за счет инерционных сил, сортируется до крупности 30 мм и подается в отделения измельчения. В последних процесс измельчения в большинстве случаев производится за счет свободно падающих стальных стержней или шаров диаметром до 100-125

мм. Большинство из указанных технологических процессов сопровождается излучением интенсивного шума, который достигает по уровню 90-103 дБА (табл. 1).

В настояшее время проводятся исследования экспериментальных средств снижения ударного шума оборудования, которое может быть использовано в перегрузочных устройствах и дробильно-сортировочных комплексах по переработке различных материалов. Разработка опытных средств снижения ударного шума и их апробация в промышленных условиях является одной из актуальных задач при решении вопросов создания комфортных условий труда по шуму при переработке материалов в горнорудной промышленности.

Наиболее мошными источниками звуковой энергии при переработке кускового сырья на предприятиях горнорудной промышленности является четыре основные технологические процесса: транспортирование материала (самотечное); дробление; грохочение; перегрузка перерабатываемого материала с перепадами уровней по высоте.

Все эти процессы сопровождаются ударами кусков транспортируемого материала по поверхности бункеров и желобов, по загрузочным устройствам дробилок и грохотов, при взаимодействии кускового материала с просеиваюшими поверхностями грохотов.

Обзор литературы, изобретений и патентов позволяет классифицировать сушествуюшие средства снижения шума дробильно-сортировочного оборудования согласно технологических циклов следуюшим образом:

• средства снижения шума при перегрузке кускового материала в загрузочные устройства дробилок;

• средства снижения шума при дроблении;

• средства снижения шума при перегрузке из дробилок в грохоты;

• средства снижения шума при грохочении;

• средства снижения шума при загрузке и разгрузке кускового материала при транспортировании конвейерами на обогатительные фабрики.

Учитывая способ возбуждения такого шума за счет сил взаимодействия при свободном падении кускового материала, а также при динамическом разрушении при дроблении, он отнесен к ударному шуму.

Интенсивность ударного шума неоднократно привлекала внимание исследователей [3, 4, 5, 6], проводились многочисленные исследования по снижению ударного шума в различных отраслях машиностроения и строительства.

Наиболее фундаментальные исследования ударного шума были выполнены в строительстве. Им пос-вяшены исследования Л. Кремера и В.И. Заборова [3], С.Л.Ковригина, А. В. Захарова и А. И. Герсимова [4]. Результаты этих исследований были использованы в отдельных отраслях промышленности Вавиловым В. А. [5], Клячко Л.Н. [6], Кононенко А.Е., Ав-рутиной Н.Е., Токаревым А.З. и Свечковым В. Л., заводами СТЗ, УЗТМ и НКМЗ.

Самостоятельные исследования по изучению ударного шума и поискам путей его снижения выполнены зарубежными исследователями Накагавой Н. и Каваи Р.; Игар-ши Т., Гото М. и Кавасаки А.; Ри-чардсом Е., Уэсткоттом М., Лжейс-паланом Р. [7, 8, 9, 10].

Попытки использования разработанных средств снижения ударного шума без учета специфики их применения в дробильно-измельчительном оборудовании не позволило до на-стояшего времени полностью решить вопросы снижения их шума

Таблица 1

Уровни звукового давления дБ и уровни звука дБА при проведении различных технологических процессов

Место измере- Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц Уровни

ний звука, дБА

63 125 250 | 500 1000 2000 4000 8000

Уровни звукового давления, дБ

Разгрузка ваго- 107-108

нов

Разгрузка с плас-

тинчатого пи- 97 94 92 94 89 86 84 75 96

тателя дробилки

ккд

Разгрузка с под-

вижного конве- 88 87 89 91 91 90 88 84 98

йера дробилки

ксмд

Разгрузка с плас-

тинчатого пита- 94 96 95 95 94 93 92 86 98

теля дробилки

ксмд

Разгрузка с ко-

лосникового 94 95 95 95 92 88 82 75 97

грохота дробил-

ки ксмд

Загрузочный

бункер дробилки 94 95 96 98 97 94 93 90 102

КСД-2200

Обводная течка

дробилки 95 97 97 98 95 91 84 74 99

КСД-2200

Перегрузка на

ленточные кон- 88 84 82 83 84 85 87 83 98

вейеры сепара-

торов СМС

Перегрузка с

конвейера сепа- 91 90 88 92 89 84 79 76 95

раторов СмС

Разгрузка с плас-

тинчатого пита- 90 92 91 92 85 83 75 72 94

теля в щековую

дробилку

Загрузка само- 98 95 92 90 85 82 76 69 91

ходного бункера

Перегрузка с 98 97 94 95 91 81 76 63 95

конвейера

Загрузка в сепа- 88 85 83 85 88 92 92 88 103

раторы СМС

до предельно-допустимых уровней согласно ГОСТ 12.01.003-83 и ДСН 3.3.6.037-99.

Поэтому изыскание и исследование более эффективных средств сни-

жения ударного шума, которые могут более успешно использоваться с целью снижения шума загрузочных устройств, перегрузочных узлов и желобов, в конструкции дробилок и

1 г

Рис. 4 Звукоизолирующий загрузочный бункер дробилок КСД и КМД:

1 — верхний смотровой люк со звукопоглощающим покрытием; 2 — элемент уплотнения в зоне стыковки с грохотом; 3 — звукопоглощающее покрытие потолка и боковых стенок бункера; 5 — упругая прокладка из мягкой резины; 6 — стальная футеровка; 7 — элемент уплотнения в месте примыкания бункера к пылесборнику дробилки; 8 — футеровка из износостойкой резины; 9 — передний смотровой люк со звукопоглощающим покрытием

мельниц, остается и в наше время актуальным. Этим определяется необходимость проведения данной работы.

При ее выполнении использованы результаты ранее проведенных рядом исследователей работ по поиску средств снижения шума, широко использованы данные литературных и патентных источников.

Удар, как причина образования повышенных уровней звука, является одним из наиболее распространенных при переработке горнорудных материалов.

Широкое использование гравитационных сил при перемешении кускового материала, инерционных систем с большой скоростью взаимодействия с разрушаемым материалом, воздействие на ограждаюшие поверхности

тяжелых масс с большим запасом кинетической энергии - далеко не полный перечень случаев, когда происходит ударное взаимодействие не только с разрушаемым материалом, но и с поверхностями машин и оборудования. Значительные силы контактного взаимодействия и возможность распространения точечных напряжений без сушественного ослабления по большим поверхностям приводит к созданию высоких уровней ударного шума.

Нормированные частотные характеристики требуемого ослабления указанных выше источников ударного шума с учетом требований ГОСТ 12.1.003-83 приведены на рис. 3. Они показывают, что для ряда источников шума частотные характеристики требуемого снижения ударного шума носят среднечастотный характер. Величины требуемого ослабления в диапазоне 250-2000 Гц достигают 12-14 дБ. Лля ряда оборудования характерен высокочастотный характер требуемого ослабления ударного шума: сепараторы сухой магнитной сепарации, открытые бункера; шаровые мельницы, молотковые и конусные дробилки. Требуемое ослабление для этих источников в области частот выше 2000 Гц достигает 14-30 дБ. Анализ конструктивного выполнения перегрузочных бункеров показывает, что с точки зрения излучаемого ими шума, они могут быть сведены к открытым и закрытым типам. Первые преимушественно используются при перегрузке горной массы с автомобилей или железнодорожных вагонов в дробилки крупного дробления вторые - в технологической цепи дробилок КРЛ, КСЛ и КМЛ.

Лля открытого типа перегрузочных узлов средства снижения шума должны предусматривать зашитные элементы от износа (футеровки) с малой

Таблица 2

Уровни звукового давления (дБ) и виброскорости элементов бункера (дБV)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Точки измерения Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц

32 63 125 250 500 1000 2000 4000 8000

Уровни звукового давления, дБ

Внутри бункера: обычного 95 96 98 98 98 97 96 99 99

со средствами снижения шума 94 93 95 96 95 91 88 87 87

На площадке бункера: обычного - 96 98 96 95 94 90 87 84

со средствами снижения шума - 85 84 84 84 82 79 76 76

Уровни виброскорости, дБУ

Боковые стенки: обычного бункера 96 89 89 82 73 66 63 58 52

со средствами снижения шума 85 75 70 64 57 50 45 - -

Результаты испытаний показали, что при уровнях звука в бункере в пределах 106-108 дБА, уровни звука до 82-84 дБА.

излучаюшей способностью, вторые должны иметь корпус бункера с повышенной звукоизоляцией и специальные прокладки между стальной футеровкой и корпусом бункера с эффективной изоляцией структурных колебаний в звуковом диапазоне частот.

Примером выполнения такой конструкции загрузочного бункера дробилок типа КСЛ-2200 и КМЛ - 2200 является конструкция, показанная на рис. 4.

Лля обеспечения уровней звука, не превышаюших предельно-допустимые, в этой конструкции предусмотрен герметичный корпус повышенной звукоизоляции из листовой стали толшиной 6^8 мм; элементы звукопоглошения 3; стальная футеровка толшиной 100 мм, не имею-шая жестких связей с корпусом бункера, прокладка из магких типов резины 5 и уплотняюшие элементы 2 и 7 в местах стыковки бункера с разгрузочным желобом грохота и пы-лесборника дробилки. Особенностью конструкции звукоизолируюше-го бункера есть использованные в

качестве поглошаюшего энергию удара кусков руды и малоизлучаю-шего покрытия 4 из мелких фракций транспортируемого материала.

Лля оценки эффективности данного типа конструкций загрузочных бункеров могут быть использованы данные о звукоизоляции К их элементов, а также величин структурных уровней поверхностей бункера.

Необходимость учета влияния на К определяется тем, что на уровни звукового давления в бункере и за его пределами может оказывать влияние шум вибрационного грохота и конусной дробилки, с которыми он контактирует. Методика оценки влияния на К сводится к определению соотношения величин структурных колебаний, создаваемых ударами кусков транспортируемого материала, с величинами структурных колебаний, создаваемых звуковыми колебаниями внутри загрузочного бункера.

Ланные о результатах испытаний, указанной конструкции, в условиях дробильных фабрик приведены в табл. 2.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Васильев М.В. Комбинированный транспорт на карьерах. М.: Недра, 1975, 360 с.: ил.

2. Спиваковский А. О., Потапов М.Г. Транспортные машины и комплексы откры-тык горных разработок. Учебник для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Недра, 1983, 383, 383 с.: ил.

3. Заборов В. И. Теория звукоизоляции ограждающих конструкций. — 3-е изд. перераб и доп. — М.: Стройиздат, 1969. — 185 с.: ил.

4. Коврыгин СМ., Захаров А.В., Герасимов А.И. Борьба с шумом в гражданских зданиях (ударные и структурные шумы). — М.: Стройиздат, 1989. — 327 с.: ил.

5. Вавилов В.А., Качанова Л.Г, Перетц В.Б. О снижении шума шаровык мельниц обогатительных фабрик // Научные работы институтов охраны труда ВЦСПС, ВЦНИ-мет. — М.: Профиздат, 1966. — с. 64-68.: ил.

6. Заборов В.И., Клячко Л.Н., Росин Г.С. Борьба с шумом методами звукоизоляции. — М: Стройиздат, 1964. — 122 с.: ил.

7. Накагава Н., Кавач Р. Появление шума при ударе по прямоугольной и круговой пластине // Memoirs of the faculty of engineering Kobe univesity. — 1983, т. 30. — с.93-104.

8. E.I Richards, M.E. Westcatt and R.R. Jeyapalan. On the prediction of impact noise,

I. Acceleration noise // Journal of Saund and Vibration. — 1979, 62 (4). — p. 547-575.

9. E.I Richards, M.E. Westcatt and R.R. Jeyapalan. On the prediction of impact noise,

II. Rining noise // Journal of Saund and Vibration. — 1979, 65 (3). — p.419-451.

10. Гарши Т., Гото M., Кавасаки А. Учение об ударном звуке, ч. I.: Звук от удара о плиту. Bulletin JSME. — 1985, т. 28, №236. — с.148-154. Технический перевод №86-30. ВНИИТБчермет. ГГНЗ

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ

Афанасьев В.Д. — кандидат технических наук, Раченко H.A. — инженер, ГП «НИИБТГ»,

Нечай А.М. — инженер, ТОВ «Кронверк».

ГОРНЯЦКОЕ АРГО -

• МАГНИТКА — энергопоезд.

• МАКСИМКА — большой отбойный молоток нового образца с длинной тонкой пикой.

• МАКУХА — аммонит.

• МАЛЫШ — пневмомолоток.

• МАЛЬЧИК — деревянная распорка, короткая. Например, «вырубить мальчика и расстрелять его в рамы» — подготовить деревянную распорку и распереть ею рамы.

• МАСЕЛ — для распора цепи на скребковом конвейере при порыве.

• МАШИНА — электровоз.

• МАШИНКА — перфоратор пневматический.

• МЕДВЕЖОНОК — ручной домкрат для монтажа клинорас-порных стоек. Он же ШАРМАНКА, ОБЕЗЬЯНКА.

• МОНГОЛКА — веревка, за которую вручную тащат груз.

• МОНИКА — монорельсовая дорога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.