УДК 94(470.55/58) "18/19 "
Р.Р. Аминов
Сходы и их роль в общественной жизни татар-казаков Оренбургского казачьего войска во второй половине XIX - начале XX в.
В статье анализируются особенности сходов в среде татар-казаков Оренбургского казачьего войска конца XIX - начала XX в., на которых решались разнообразные вопросы: распределение земельных угодий, выделение средств и сумм для различных нужд, исполнение повинностей, выборы атаманов и т.д. Приговоры, принимавшиеся на поселковых сходах, позволяют определить уровень грамотности на русском языке среди татар, а также соотношения татар и русских в смешанных поселениях, принимавших участие на сходах. Обращение к материалам поселковых сходов в неурожайные годы предоставляет возможность установить уровень благосостояния казаков. При вынесении приговоров участники сходов руководствовались принципами равноправия; кроме того, казачья община была настроена благосклонно к судьбе сирот, обездоленных и обнищавших казаков. Излишки общественных сумм, небольшие взыскания в денежном эквиваленте шли на покрытие долгов и освобождение казаков от различного рода повинностей.
Ключевые слова: сходы, татары-казаки, нагайбаки, Оренбургское казачье войско, выборные, обмежевание, хлеб, приговор.
Судя по всему, сходы (сборы) имели место и в более ранней истории оренбургских казаков, т.е. до второй половины XIX в., но с учетом специфики управления ОКВ и его изначальных отличий от исконно-казачьих традиций - сходы не занимали столь значимого места в общественной жизни оренбургских казаков, как, например, у донских или яицких. Даже несмотря на то, что, по мнению некоторых ученых, формально станичные сходы были учтены еще по «Положению» от 12 декабря 1840 г. об ОКВ (Кобзов, Шадрин, 2010, с. 69).
Впервые подробную регламентацию сходы (сборы) получили в новом нормативном документе - «Положение» 1870 г. об общественном управлении в казачьих войсках, которым сход (сбор) объявлялся высшим распорядительным органом казаков, проводил его станичный атаман, все домохозяева войскового сословия, проживавшие в пределах станичного юрта, получили право участвовать в сходе (сборе). На станичном сборе определялись сроки сдачи наделов в аренду, устанавливалась очередность несения казаками земских повинностей, исполнялись распоряжения Войскового хозяйственного правления, проводились выборы лиц станичной и судебной администрации, назначался размер жалованья атаманам и их помощникам (Шадрин, 1999, с. 142).
Как правило, станичные и поселковые сходы (сборы) проводились в праздничные и воскресные дни, но бывали и исключения, если проблема требовала неотлагательного решения. Все вопросы, как на станичных, так и на поселковых сходах (сборах), решались по общему согласию либо большинством голосов (ПСЗ-2, т. ХГ^, №48354, с. 620-621). В 1891 г. был издано новое «Положение об общественном управлении станиц казачьих войск».
Все ключевые проблемы местного значения в поселках казаки обсуждали на поселковом сходе (сборе). Его приговоры по делам о выдаче льгот от службы по разным случаям казакам, числившимся на действительной службе, об их освобождении от учебных сборов; о назначении попечителей и опекунов; об увольнении так называемых «вредных лиц» и приеме новых членов казачьего общества; о семейных разделах, вопросах обмундирования казаков представлялись на рассмотрение станичного схода (сбора). Приговоры станичных и поселковых сходов (сборов) по вопросам выбора станичного атамана и почетных судей направлялись на утверждение войсковых наказных и наказных атаманов (ПСЗ-3, т.Х1, №7782, с. 332, 344, 346).
Приговоры на сходах (сборах) составлялись по типовой форме: количество присутствующих, тема рассматриваемого вопроса, обсуждение, решение, дата, в конце приговора присутствовавшие на сходе (сборе) ставили подписи или за них их ставили доверенные лица (Коваленко, 2013, с. 112).
К началу Первой мировой войны (1914 г.) лишь 9 поселений татар-казаков имели статус станицы - Нижнеозерная, Ключевская, Гирьяльская, Ильинская, Воздвиженская, Линевская, Таналыкская, Сакмарская, Ново-Орская. Наибольшая доля татар усматривается в Воздвиженской и Нижнеозерной станицах. Здесь необходимо отметить, что в первой четверти XIX в. в Воздвиженской станице численность татар была близка к абсолютному большинству, ситуация кардинально изменилась к концу XIX в., когда соотношение татар и русских было практически одинаковым (Аминов, 2017, с. 331-333).
Особо стоит остановиться на поселковых сходах в неурожайные годы. В первую очередь на таких сходах рассматривались вопросы о выдаче хлеба и скота нуждающимся. К примеру, известно, что 1879 г. относился к кризисным годам, в связи с этим в Государственном архиве Оренбургской области (ГАОО) отложились отдельные архивные дела по проведению сходов в данный период, в которых решались проблемы наделения продовольствием населения казачьих станиц и поселков.
11 августа 1879 г. казаки поселка Зубочистенский-2 на поселковом сходе постановили представить атаману Татищевской станицы приговор о ходатайствовании к войсковому начальству разрешить выдать хлеб из общественного магазина малоимущим и нуждающимся казакам в количестве 2274 пуда и 19,5 фунтов. Из материалов схода соседнего населенного
пункта - поселка Зубочистенский-1 видно, что для удовлетворения нуждающихся казаков, имеющегося в общественном магазине хлеба (2135 пудов и 16 фунтов) было недостаточно - требовалось еще 1283 пуда. Выход из ситуации виделся в приобретении недостающего количества хлеба в поселениях Оренбургской губернии по 2 руб. серебром за пуд, в случае отказа на выдачу хлеба войсковым начальством и нерешении вопроса в августе-сентябре, казаки планировали приобрести хлеб в Самаре по существующей цене (ГАОО, ф. 37, оп. 3, д. 103, л. 318-320).
Для сбора подробных сведений о нуждающихся в продовольствии и посеве хлеба из среды участников поселкового схода (сбора) избирались три присяжных доверенных лица, которые давали «клятвенное обещание» о том, что возложенные на них обязанности они будут выполнять «по чистой совести, без пристрастия и собственной корысти». Так, 3 августа 1879 г. нагайбаки пос. Кассель Верхнеуральской станицы на поселковом сходе избрали трех казаков-доверенных хорошего поведения и не бывших под судом: урядника Филиппа Ишмаметьева, Федора Арапова и Романа Федотова (ГАОО, ф. 37, оп. 3, д. 547, л. 207).
Рассмотрим вопросы, связанные с хлебообеспечением, которые обсуждались на поселковых сходах. 22 декабря 1891 г. состоялся сход Воздвиженской станицы, на котором Федота Ильина в должности смотрителя хлебного магазина сменил Гайнулла Мурзабеков, приговор об избрании был представлен в станичное правление (ГАОО, ф. 185, оп. 1, д. 57 а, л. 27).
Объявления о торгах по сдаче в аренду оброчных сенокосных степей, находящихся в Атаманской войсковой даче, являлись предметом рассмотрения войскового хозяйственного правления (ГАОО, ф. 37, оп. 3, д. 291, л. 37).
В поселениях казаков Оренбургского казачьего войска нередко происходили различного рода катаклизмы: пожары, затопления и т.д. Так, из материалов схода казаков пос. Кондуровский, состоявшегося 3 августа 1903 г., видно, что местные казаки выбрали из своей среды доверенных лиц для присутствия в ходе выполнения землемером работ по съемке и распланированию дворовых мест и отводу новых земель потерпевшим от пожара. При выборе доверенных (поверенных) казаки руководствовались в первую очередь их безупречной характеристикой - хорошего поведения, не судимые и не бывшие под следствием. Избрание казака в число доверенных (поверенных) являлось своего рода маркером при определении его личностных качеств, а также его авторитета в казачьем сообществе (ГАОО, ф. 37, оп. 3, д. 483, л. 4).
Такого мелкого характера проблемы, как вопросы возобновления меж и межевых знаков в поселениях, казаки решали на поселковом сходе. Правда, стоит отметить, что вопрос о командировании землемера был в прерогативе войскового начальства - это ярко видно на примере поселкового схода в пос. Рычковский от 30 мая 1911 г.; чуть позднее, на основе
общественного приговора схода от 9 июля того же года, видно, было дано добро на вызов в пос. Рычковский землемера для обмежевания (ГАОО, ф. 123, оп. 1, д. 1571, л. 2-3).
Научный интерес представляют поселковые сходы, на которых рассматривались дела о выдаче сиротам сумм из средств сиротского капитала на различные нужды. Здесь необходимо отметить, что для нас важны данные о суммах, которые были предусмотрены для сирот, и о том, для каких нужд они предназначались. К примеру, 12 февраля 1902 г. войсковое хозяйственное правление ОКВ утвердило приговор Татищевского станичного схода (сбора) от 20 января 1902 г. и разрешило опекуну Абдулмагзама (Абдулмагзюм) Ибряева (21 год) - Габдулгалиму Биктемирову из пос. Рычковский Татищевской станицы забрать из сберегательной кассы при Оренбургском губернском казначействе 40 руб. 84 коп. Данные средства были необходимы молодому казаку в связи с его отправкой на службу во 2-й полк (ГАОО, ф. 37, оп. 3, д. 439, л. 9). Дальнейший анализ подобного рода дел показал, что средства, запрашиваемые опекунами, в основном были направлены на приобретение сиротами строевой лошади, предметов для несения службы, а также для сдачи денег в обмундировочный капитал (Там же, л. 18-18 об.). Бывали случаи, когда сумму, хранящуюся в сберкассе, снимали не в полном размере. В частности, из материалов Пречистенского станичного схода от 13 октября 1902 г., на котором был утвержден приговор Верхнечебеньковского поселкового схода от 8 октября, на повестке дня стоял вопрос о выдаче опекуну Зарифа Искандерова - Тухва-тулле Ильясову 35 рублей из суммы в 96 руб. 65 коп., хранящейся в сберкассе (ГАОО, ф. 37, оп. 3, д. 441, л. 24-24 об., 112-113). В итоге вопрос, связанный с выдачей запрашиваемой Т. Ильясовым суммы, был решен положительно.
С начала XX в. в среде татар-казаков усматривается проведение сходов по вопросам размежевания дополнительных наделов их поселений. Рассмотрим более подробно особенности данных поселковых сходов.
К примеру, в связи с ростом численности населения пос. Кондуров-ский Воздвиженской станицы, 20 июня 1897 г. состоялся поселковый сход, на котором был принят приговор: избрать к прибытию землемера для обмежевания дополнительных наделов доверенными Мирона Николаева и Нигметуллу Усманова. Правда, в связи с болезнью Мирона Николаева 22 июня был созван повторный поселковый сход, где был согласован новый приговор, по которому его заменили Алексеем Прокофьевым (ГАОО, ф. 37, оп. 4, д. 70, л. 15, 18).
Позднее, в 1898 г., был «проектирован» дополнительный надел казаков поселков Никольский и Донской. В частности, 5 июня местные казаки из татар пос. Никольский, в котором татары составляли абсолютное большинство, выбрали из свой среды доверенных - урядника Шагиахмета Са-лихова и казака Хасана Аюпова.
На примере приговора от 7 июня по тому же вопросу, но уже на поселковом сходе пос. Донской, мы можем наблюдать превалирование представителей одного рода татар-казаков пос. Донской в списке выборных, т.е. участников поселкового схода, а именно из 24 участников схода - 13 являлись русскими казаками, а оставшиеся 11 - татарами, из которых 6 были представителями династии Бибиковых (ГАОО, ф. 37, оп. 4, д. 74, л. 8, 9). Данный факт, в первую очередь, говорит о том, что этот род представлял своего рода верхушку поселка и авторитетную прослойку внутри не только мусульманской, но и поселковой общины, как известно, сами поселенцы определяли выборных из каждого десятого двора поселения.
Исследуя материалы поселковых сходов Воздвиженской станицы, мы обнаружили, что переселение 122 семей мусульман-казаков в выселок Крык-Кукай (Шишминский) в 1903 г. привело к снижению влияния татар-казаков в общественной жизни станицы, об этом свидетельствует преобладание русских казаков на поселковом сходе от 4 мая 1903 г., когда из 29 казаков, присутствовавших на сходе, 19 являлись русскими, оставшиеся 10 - татарами (ГАОО, ф. 37, оп. 3, д. 479, л. 2-2об.). Таким образом, к началу XX в. с уменьшением численности татар-казаков в Воздвиженской станице увеличилась доля русских казаков среди участников дальнейших сходов данного поселения.
Проследить принципы равноправия казачьей общины представляется возможным на примере поселкового схода (сбора) нагайбаков пос. Кассель от 24 февраля 1893 г. На повестке дня стоял вопрос о разделении землемером поселковых дач в размере 6200 десятин на 3 равных пая. Здесь необходимо отметить, что данный сход был так называемым полным: в нем приняли участие более 2/3 всех домохозяев поселения, а именно 84 из 134, а не выборные из каждого десятого двора. Из материалов данного схода выясняется, что размер засева регламентировался 5 десятинами в год - за излишний посев подвергали денежному штрафу в два рубля за десятину. В то же время желающих производить рекордные посевы обязывали покупать землю у бедных. С целью максимально облегчить положение сирот и малоимущих войсковое начальство определяло места распашки для них ближе к поселению с целью сдачи ими своих участков под распашку более зажиточным односельчанам, в том числе и в аренду на год с торгов, произведенных в поселковом правлении, но не дешевле 5 руб. за участок; данную сумму предлагалось записать на пополнение окладных сборов и недоимок, а остальное выдавать на руки хозяевам пашенных паев. Интересным представляется судьба казаков, находящихся в отлучках «нерадивых и расточительных»; их участки предлагалось сдавать с торгов, а полученные деньги направлять на пополнение сбора недоимок на обмундирование самих «провинившихся» и их детей, и за освобождение от несения подводной повинности. В итоге на данном сходе (сборе) было принято решение ходатайствовать перед войсковым начальством о перенесении раздела земли на три равных пая на 1894 г. и утвердить за нагай-
баками в ближайшее время нарезанную из оброчной статьи землю под №7 (ГАОО, ф. 37, оп. 3, д. 220, л. 14-16).
Итак, настоящее исследование показывает: несомненно, официальное введение института сходов (сборов) в ОКВ в 1870 г. способствовало упорядоченности в решении различного рода вопросов общественной жизни татар-казаков. Это обстоятельство сплачивало казаков в решении насущных проблем независимо их национальной и конфессиональной принадлежности. Единственным поселением татар-казаков, имевшим статус станицы в конце XIX в., в котором татары составляли этноконфессиональное большинство, являлась Воздвиженская станица, но даже в ней в начале XX в. наблюдались миграционные процессы, вызвавшие сокращение численности татар в поселении и, как результат, это привело к уменьшению влияния татар при решении проблем, рассматриваемых на сходе данного поселения.
Таким образом, численное превалирование татар-казаков в рассматриваемых поселках, не давало им преимущества в решении местных проблем, так как поселковые приговоры должны были получать утверждение на станичных сходах, войсковым хозяйственным правлением, а также, в некоторых случаях, атаманами отделов.
Источники и литература
1. Аминов Р.Р. Татары-казаки в составе Оренбургского казачьего войска (1748-1917 гг.). Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2017. 348 с.
2. ГАОО. Ф.37. Оп.3. Д.103.
3. ГАОО. Ф.37. Оп.3. Д.220.
4. ГАОО. Ф.37. Оп.3. Д.291.
5. ГАОО. Ф.37. Оп.3. Д.439.
6. ГАОО. Ф.37. Оп.3. Д.441.
7. ГАОО. Ф.37. Оп.3. Д.479.
8. ГАОО. Ф.37. Оп.3. Д.483.
9. ГАОО. Ф.37. Оп.3. Д.547.
10.ГАОО. Ф.37. Оп.4. Д.70.
11. ГАОО. Ф.37. Оп.4. Д.74.
12. ГАОО. Ф.123. Оп.1. Д.1571.
13. ГАОО. Ф.185. Оп.1. Д.57 а.
14. Кобзов В.С., Шадрин В.М. Не славы ради. Оренбургское казачество в государственно-правовой системе Российской империи. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. 190 с.
15. Коваленко В.В. Система казачьего станичного самоуправления на Кубани в конце XVIII - начале XX вв.: дис. ... канд. ист. наук. Краснодар, 2013. 211 с.
16. Полное собрание законов Российской империи: в 55 т. (ПСЗ-2). Собр. 2-е. СПб.: Типография II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1874. ^XLV, №48354. С. 617-629.
17. Полное собрание законов Российской империи: в 33 т. (ПСЗ-3). Собр. 3-е. СПб.: Государственная типография, 1894. ^XI, №7782. С. 329-350.
18. Шадрин В.М. Правовое положение и функции станичного звена управления Оренбургского казачьего войска // Оренбургское казачье войско: Поиски. Находки. Открытия: сб. науч. статей / под ред. А.П. Абрамовского. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 1999. С.132-154.
Р.Р. Эминов
XIX гасырньщ икенче яртысында - XX гасыр башында Оренбург казак гаскэре татар-казакларыныц ижтимагый тормышында жыеннар Иэм аларныц роле
Бу мэкалэдэ XIX гасыр ахыры - XX гасыр башы Оренбург казак гаскэре та-тар-казаклары арасындагы жыеннарньщ Yзенчэлеклэре анализлана. Аларда терле мэсьэлэлэр (жир билэмэлэрен бYЛY, терле ихтыяжларга акча бYлеп бирY, мэжбYри хезмэтлэрне башкару, атаманнарны сайлау кб.) хэл ителэ. Бистэ жыеннарында кабул ителгэн карарлар татарлар арасында русча укый-яза белY дэрэжэсен бил-гелэргэ, шулай ук татарлар hэм руслар кушылып яшэгэн торак урыннарындагы жыеннарда катнашучыларньщ кYпмесе татар яки рус булуын билгелэргэ мемкин-лек бирэ. Бистэ жыеннары материалларына мерэжэгать итY корылыклы елларда казакларнын тормыш дэрэжэсен билгелэргэ мемкинлек бирэ. Карар чыгарганда жыенда катнашучылар тигез хокуклылык принципларына таянганнар. Моннан тыш, казаклар жрмгыяте ятим, мескен hэм фэкыйрь казаклар язмышына яхшы менэсэбэттэ булган. Жрмэгать суммаларынын артык елеше, акча эквивалентында зур булмаган тYлЭYлэр эжэтлэрне каплау hэм казакларны терле мэжбYPи хезмэтлэрдэн азат итYгэ барган.
Ачкыч сузлэр: жыеннар, татар-казаклар, нагайбэклэр, Оренбург казак гаскэре, сайлап алынганнар, межалау, икмэк, хекем карары.
R.R. Aminov
The meetings and their role in the public life of the Tatars-Cossacks of the Orenburg Kazakh Army in the second half of the 19-th and early 20-th centuries
This article analyzes the meetings in the environment of the Tatars-Cossacks of the Orenburg Cossack Army of the late 19th-early 20th centuries, where various issues were resolved: Land distribution, allocation of funds and sums for various needs, performance of duties, election of atamans, etc. Sentences taken at village meetings allow to determine the level of literacy in Russian among the Tatars, as well as the ratio of the Tatars to the Russians in mixed settlements participating at the meetings. The appeal to the materials of village meetings in the non-crop years presents an opportunity to establish the level of well-being of the Cossacks. In sentencing, the participants of the meetings were guided by the principles of equality; in addition, the Cossack community was favorable to the fate of orphans, disadvantaged and impoverished Cossacks. Any surplus amounts, small penalties in monetary equivalent of the Cossacks went to cover debts and exempt them from various duties.
Keywords: meetings, the Tatars-Cossacks, the Nagaibaks, Orenburg Cossack army, elective, mixing, bread, sentence.
Информация об авторе:
Аминов Рустем Равилевич - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра изучения истории и культуры татар-кряшен и нагайбаков Института истории им. Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан (г.Казань); e-mail: [email protected]
Эминов Рестэм Равил улы - тарих фэннэре кандидаты, Татарстан Фэннэр академиясе Ш. Мэржани исемендэге Тарих институты татар керэшеннэре hэм нагайбэклэр тарихын hэм мэдэниятен ейрэну Yзэгенен елкэн фэнни хезмэткэре (Казан шэhэре).
Aminov Rustem R. - Candidate of Historical Sciences, Senior Scientific Researcher of the Center for the Study of History and Culture of Tatars-Kryashens and Nagaibaks, Marjani Institute of History of Tatarstan Academy of Sciences (Kazan).